Главная страница
Контакты

    Главная страница


Функции и роль Центрального Банка в современной экономике

Скачать 140.66 Kb.



Скачать 140.66 Kb.
Дата11.04.2017
Размер140.66 Kb.

Функции и роль Центрального Банка в современной экономике


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИРКУТСКИЙ ФИЛИАЛ

Направление Государственное и муниципальное управление

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономическая теория

на тему: Функции и роль Центрального Банка в современной экономике

Выполнил: Олос И. Ю.

Муниципальное управление - это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.
Экономи́ческая тео́рия - общественная наука, которая изучает проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов для максимального удовлетворения потребностей людей. Состоит из множества школ и направлений.
Профессиона́льное образова́ние - процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)
Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Росси́йская акаде́мия наро́дного хозя́йства и госуда́рственной слу́жбы при Президе́нте Росси́йской Федера́ции (РАНХиГС, Президентская академия) - российское высшее учебное заведение в Москве (Западный административный округ), занимающееся подготовкой специалистов социально-экономической и гуманитарной направленности.

студент гр. ГМУ-13

Проверил:

канд. экон. наук, доцент

Колмаков А.Е.

Иркутск 2014

  • Оглавление
  • Введение
  • Глава 1. Центральный банк России: история создания, место в современной экономике
    • 1.1 Правовой статус Банка России и история создания
    • 1.2 Функции Банка России
    • 1.3 Организационная структура и органы управления
    • Глава 2. Денежно-кредитная политика Центрального Банка
    • 2.
      Организационная структура (англ. Organizational structure) - документ, схематически отражающий состав и иерархию подразделений предприятия. Организационная структура устанавливается исходя из целей деятельности и необходимых для достижения этих целей подразделений, выполняющих функции, составляющие бизнес-процессы организации.
      О́рган управле́ния - общее название структуры где-либо (государство, общество и так далее) выполняющей задачи по управлению чем-либо.
      Пра́во - основное понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.
      Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами, при этом Банк России также является юридическим лицом.
      Де́нежно-креди́тная (монета́рная) поли́тика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства.
      1 Основные задачи, цели, формы денежно-кредитного регулирования
    • 2.2 Методы и инструменты денежно-кредитной политики
    • 2.3 Антикризисные меры центрального банка РФ
    • Глава 3. Анализ организационной структуры Центрального Банка
    • Заключение
    • Список нормативно-правовых актов и использованной литературы
    • Введение
    • Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является «банком банков», агентом правительства при обслуживании госбюджета.
    • В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции.
      Кредитная организация (аббр. КО); кредитное учреждение, в соответствии с законодательством Российской Федерации - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
      Денежное обращение - движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.
      Золотовалютные резервы - высоколиквидные активы, находящиеся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования . Состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования, резервной позиции в МВФ и монетарного золота.
      Валю́тный курс - цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.
      Кредитор последней инстанции (англ. lender of last resort) - центральный банк, осуществляющий временное предоставление ликвидности (наличности) кредитным организациям в критической для них ситуации. Под критической ситуацией при этом понимаются кризисы ликвидности и банковские паники, при которых у кредитных организаций возникает чрезвычайная потребность в ликвидности для удовлетворения массовых требований своих клиентов.
      Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны.
      Креди́тная систе́ма - совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.
      Госуда́рственная со́бственность - имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежащие государству полностью, либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.
      Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются, в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
    • Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.
      Конституция Российской Федерации Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Проект принят народом СССР (РСФСР) 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.
    • Центральный банк является главным звеном современной банковской системы. Призван укреплять денежное обращение, защищать и обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валюте, развивать и укреплять банковскую систему страны, Он представляет собой орган государственного регулирования экономики.
      Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
    • В настоящее время центральные банки обладают монопольным правом на выпуск банкнот, что позволяет им регулировать денежное обращение.
      Центральный банк - главный регулирующий орган кредитной системы страны или группы стран.
      Монопо́лия (от греч. μονο - один и πωλέω - продаю) - это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма.
      Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции.
      Комме́рческий банк - кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции).
    • Центральный банк является также регулирующим, контролирующим и исследовательско-информационным центром кредитной системы страны.
    • Цель курсовой работы: раскрыть сущность, понять, в чём заключается его цели и задачи, а так же определить функции центрального банка в современной экономике
    • Задачи работы предопределяются целью курсовой работы и состоят в том, чтобы:
    • · понять особенность и деятельность центрального банка;
    • · определить концепцию денежно-кредитной политики;
    • · проанализировать организационную структуру Центрального Банка
    • · описать функции Центрального Банка в современной экономике
    • Глава 1. Центральный банк России: история создания, место в современной экономике.

центральный банк россия

1.
1 Правовой статус Центрального Банка и история создания



Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР.
Юриди́ческое лицо́ - организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.
Валютная политика - совокупность экономических, юридических и организационных мероприятий в сфере денежного обращения и валютных отношений, осуществляемых государствами, центральными банками и международными финансовыми органами, один из главных сегментов экономической политики государства или группы (союза) государств.
Содружество Независимых Государств Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) - международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР (не всеми).
На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).
Право хозяйственного ведения - производное от права собственности ограниченное вещное право юридических лиц-не собственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, при котором государственное или муниципальное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом (ст. 294 ГК РФ).
Государственный банк СССР (до 1923 года - Государственный банк РСФСР) - главный банк СССР, с 1987 года - центральный банк Советского Союза, до этого времени - единый эмиссионный, кассовый и расчётный центр Советского государства, основной банк кредитования и финансирования народного хозяйства и населения.
Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Федеральное казначейство (Казначейство России) - федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
О́рганы публичной вла́сти - органы, реализующие публичную власть в обществе (государстве).
Местное самоуправление - организация деятельности граждан, обеспечивающие самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей данной территории.
О́рганы госуда́рственной вла́сти - организации (учреждения) госуда́рственной вла́сти.


В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
Валютный контроль - контроль государства над соблюде­нием валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет принципы валютного контроля: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции; единство внешней и внутренней валютной политики РФ; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.
Государственные ценные бумаги - ценные бумаги, выпущенные государством. Данные ценные бумаги относятся к категории долговых ценных бумаг.


С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
Отрасль экономики - совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.


С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки.
Банковские операции (также банковские услуги) - транзакционные и бизнес-операции, обычно совершаемые банками; в некоторых странах на исключительной основе.
Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны.
Экономический рост - это увеличение объёма стоимости произведённых товаров и услуг в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).
Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.
Процентная ставка - сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчёте на определённый период (месяц, квартал, год).
Финансовый рынок (от лат. financia - наличность, доход) в экономической теории - система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.


В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости.
Деловая репутация - нематериальное благо, которое представляет собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств. Деловая репутация организации - это разница между ценой покупки организации и ее Собственным капиталом.
Финансовые активы (англ. Financial assets) - это специфическая форма собственности, предполагающая получение дохода.(например: часть активов компании, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги, навыки и способность зарабатывать)
К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, -- это фиктивная капитализация банков.

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.
Ипоте́ка - одна из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остаётся во владении и пользовании должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за счёт реализации данного имущества.


В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.
Обязательное страхование - форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона. Для обязательных видов государство законодательно или нормативными актами устанавливает правила страхования, страховые суммы и тарифы, объекты страхования, определяет круг страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей.
Систе́ма страхова́ния вкла́дов (ССВ) - государственный механизм защиты денег на банковских счетах путём их страхования (гарантирования).


В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".
Правительство Российской Федерации Правительство Российской Федерации - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти Российской Федерации - России.


В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005--2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Правовой статус

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).
Эми́ссия денег (от фр. émission - выпуск) - выпуск в обращение новых денег, который приводит к увеличению всей денежной массы в обращении.
Исключи́тельное пра́во - совокупность принадлежащих правообладателю (гражданину или юридическому лицу) прав на использование по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации и на запрещение или разрешение такого использования другими лицами.
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Госуда́рство - организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом. Термин «страна» хотя и используется в значении «государство», тем не менее, их необходимо различать, поскольку не все страны являются государствами.
Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России - название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.
Муниципалитет (нем. Munizipalität, фр. municipalité, от лат. municipium) - самоуправляемая государственная административно-территориальная единица с чётко определённой территорией и проживающим на этой территории населением (обычно группа населённых пунктов, город, посёлок или деревня).
Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законом, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключение в Банк России.
Законодательный процесс - упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона.
Законодательная инициатива - стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона.
Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.)
Федеральные органы исполнительной власти - органы государственной власти (управления), выполняющие исполнительные функции государственного управления в Российской Федерации.


Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.
Уста́вный капитал - сумма работ, зафиксированная в учредительных документах организации, прошедших государственную регистрацию. Отличается от суммы средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации, на величину их задолженности, отражаемой на дебете счёта 80[источник не указан 305 дней].
Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Распоряжение имуществом - в гражданском праве одно из правомочий собственника, позволяющее ему по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам (продавать, менять, дарить и др.)
Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Суд - орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.
Трете́йский суд - единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора возникшего из гражданско-правовых отношений.


Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации);
Совет директоров - орган управления в хозяйственных обществах (акционерное общество), который образуется путём избрания его членов на общем собрании акционеров АО. Совет директоров должен принимать решения в интересах акционеров (владельцев и выгодоприобретателей).
Президе́нт Росси́йской Федера́ции - высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность.
Федеральное Собрание Российской Федерации - парламент РФ, представительный и законодательный орган государственной власти России. Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции России. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами - Государственной Думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).
направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Парламентские слушания - организационная форма обсуждения парламентом особо значимых вопросов внешней и внутренней политики государства с привлечением должностных лиц, экспертов и общественности. Предметом парламентских слушаний могут быть законопроекты и их концепции, международные договоры, подлежащие ратификации, проект бюджета и отчёт о его исполнении, а также иные вопросы общественной значимости, находящиеся в ведении парламента.


1.2 Функции Центрального Банка РФ

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

· во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

· устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

· устанавливает правила проведения банковских операций;

· осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
Бюджетная система - совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях и юридических нормах.
Госуда́рственный внебюдже́тный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Исполни́тельная вла́сть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.


· осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

· принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
Сде́лка - действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.


· осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

· регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

· осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

· организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Эми́ссия це́нных бумаг - установленная законодательством последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг; выпуск ценных бумаг в обращение, в том числе продажа ценных бумаг их первым владельцам - гражданам или юридическим лицам.
Законода́тельство - издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.


· определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
Физическое лицо́ (от др.-греч. φύσις - природа; англ. natural/physical person) - человек (учащийся, безработный, работник, индивидуальный предприниматель, учредитель юридического лица, супруг, наследник, автор и тому подобное) - субъект гражданского права, (носитель прав и обязанностей).
Международная организация - объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений (например, ООН обладает уставом, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет).


· устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
Бухгалтерия - штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах. Бухгалтерия является источником документально обоснованной и структурированной экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений в целях обеспечения эффективного хозяйствования.


· устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

· устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.
Валю́тная би́ржа - это элемент инфраструктуры валютного рынка, деятельность которой состоит в предоставлении услуг по организации и проведению торгов, в ходе которых участники заключают сделки с иностранной валютой.
(Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

· проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

· осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

1.3 Организационная структура Центрального Банка и органы управления ЦБ РФ

Организационная сруктура

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.
Вычисли́тельный центр (аббр. ВЦ) - организация, подразделение, или, в более узком смысле, комплекс помещений, предназначенных для размещения компьютерных систем и вспомогательного оборудования.


Уставный капитал и имущество ЦБ нашего государства являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется. Банку России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых органах (следовательно, не платит налогов), хотя и является юридическим лицом. Однако, на деятельность ЦБ наложен и ряд ограничений (например, ЦБ РФ не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также ограничено).

Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства.

Как установлено ст.2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Правово́е регули́рование - процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.


Конституцией Российской Федерации зафиксирован принцип независимости Банка России (п.2. ст.75). Кроме того, Конституция Российской Федерации (п. "ж" ст.71) относит финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежную эмиссию к сфере исключительной компетенции Российской Федерации. Соответственно, по вопросам банковской деятельности не могут приниматься нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно Конституции Российской Федерации исключительной денежной единицей Российской Федерации является рубль. При этом денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается (п.1 ст.75).

Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.

Порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом директоров.

Т аким образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу.
Валютные ценности - набор определённых валютных активов. Понятие было введено в СССР с целью регламентации операций с этими финансовыми, валютными активами. В отношении валютных ценностей устанавливаются особые методы валютного регулирования и валютного контроля.
Капитали́зм - экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, формальном юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.
Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты.

Органы управления

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.
Коллегиа́льность (лат. collegium - товарищество) - принцип управления исполнительного органа, при котором принятие решения по выполнению поставленных задач, устранению какой-либо проблемы, по организации работы и другим вопросам осуществляется на совещании группой должностных или уполномоченных лиц.


В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов.
Большинство́ голосо́в - термин, обозначающий одну из древнейших форм выражения воли юридического лица в том случае, когда органом его является несколько физических лиц, как, например, правление компании, общее собрание акционеров, коллегиальное присутственное место, парламент или всенародный референдум.
Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. Если кандидатура, предложенная на должность Председателя Банка отклонена, Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1. во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2. утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

3. рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4. определяет структуру Банка России;

5. принимает решения:

· о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

· об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

· о величине резервных требований;

· об изменении процентных ставок Банка России;
Ста́вка рефинанси́рования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.


· об определении лимитов операций на открытом рынке;

· об участии в международных организациях;

· об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

· о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

· о применении прямых количественных ограничений;

· о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

· о порядке формирования резервов кредитными организациями;

6. утверждает внутреннюю структуру Банка России;

7. определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

Глава 2. Денежно-кредитная политика Центрального Банка

2.1 Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежная масса, или денежное предложение - совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.
Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей.
Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος - дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος - ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения домашнего хозяйства») - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.
Теория денег или денежная теория - экономическая теория, изучающая воздействие денег на экономическую систему.
В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

· политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

· политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.
Финансовая политика - одна из частей экономической политики. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей.


Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов и инструментов.

2.2 Методы и инструменты денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей.

Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам. В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы.

Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.
Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство от своего имени, осуществляющее экономические, хозяйственные операции.
Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.


Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.
Де́нежный ры́нок (англ. Money market) - система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств на срок до одного года. Система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств на срок, превышающий один год получила название рынок капитала (англ. Capital market)
В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.

·
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

· Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер.

Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом.
Законода́тельная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства.
При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

1. Операции на открытом рынке.

2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные
требования).

3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.

4. Рефинансирование кредитных организаций.

5. Валютные интервенции.
Валютная интервенция - значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путём продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты.


6. Установление ориентиров роста денежной массы.

7. Прямые количественные ограничения.

8. Эмиссия облигаций от своего имени.

Рассмотрим более подробно основные инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

* Операции на открытом рынке:

К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. В апреле-июле 2010 г. в условиях значительного избытка банковской ликвидности средства кредитных организаций на депозитных счетах и в облигациях Банка России увеличивались, в то время как объемы операций и задолженность по инструментам рефинансирования снижались.

* Рефинансирование банков:

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам.
Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.
Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка.

Кредитные рефинансирования различаются по:

·
форме обеспечения -- учетные и ломбардные кредиты;

· срокам использования -- краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);

· методам предоставления -- прямые кредиты и кредиты, реализуемые Центральным банком через аукционы;

· целевому характеру -- корректирующие и сезонные кредиты.

* Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки.

Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям.

Согласно решениям Совета директоров Банка России от 30 июня и 30 июля текущего года уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России остался без изменения.
Рефинанси́рование - привлечение кредитными организациями дешёвых краткосрочных межбанковских ссуд или кредитов центрального банка для обеспечения выданных банком кредитов. Чтобы выдать кредит, необходимо обладать соответствующим финансовым ресурсом.
Действующие па¬раметры процентной политики Банка России и другие факторы формирования уровня ставок денежного рынка обеспечивают в настоящее время приемлемый баланс между доступностью заемных средств и инфляционными ри¬сками, обусловленными действием монетар
ных факторов.

* Валютное регулирование

Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы.
Покупательная способность - экономический показатель, обратно пропорциональный количеству валюты, необходимой для покрытия определённой потребительской корзины из товаров и услуг.
В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты.
Издержки производства - затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.
Центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством:

·
проведения денежно-кредитной политики;

· валютных интервенций;

· использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

Используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы -- это и есть девизная политика, такие операции называются «валютные интервенции».

2.3 Антикризисные меры Центрального Банка РФ

Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики.

Курсовая политика

С целью недопущения неуправляемой девальвации рубля и противодействия оттоку капитала ставка рефинансирования Центрального банка была повышена с 11% до 13%. Введены экономические меры, снижающие привлекательность валютных спекуляций: повышены процентные ставки ЦБ по инструментам предоставления ликвидности - ломбардным кредитам и операциям "валютный своп". Постепенно раздвигаются границы валютного коридора, что позволяет плавно корректировать курс рубля.

Поддержка банковской системы

Правительство и ЦБ ставят своей целью не допустить возникновение банковского кризиса и массового оттока вкладов, предоставить кредитным учреждениям дополнительные денежные средства (ликвидность). И тем самым, создать предпосылки для восстановления нормальных объемов кредитования населения и реального сектора экономики.
Официальный курс иностранных валют по отношению к рублю (иногда, "официальный курс рубля") - курс российского рубля, устанавливаемый Центральным банком РФ по отношению к иностранным валютам на определенный период времени.
Де́ньги - специфический товар, обладающий наивысшей ликвидностью, служащий мерой стоимости других товаров и услуг, а также средством обращения. Деньги пришли на смену бартеру - прямому обмену одних благ на другие.
Валютный коридор - это пределы колебания валютного курса, устанавливаемые как способ его государственного регулирования и поддержания центральным банком посредством покупки и продажи валюты.
Реа́льный се́ктор эконо́мики (РСЭ) - совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.
В этих целях реализованы следующие меры. Снижены нормативы обязательных резервов (высвобождено около 380 млрд. рублей). Смягчены условия кредитования с использованием отдельных видов залога (в рамках указанных мер ЦБ сможет разместить в банках до 1,5 трлн. рублей; фактически размещено - около 350 млрд. рублей). Предоставляются беззалоговые кредиты (потенциальный лимит - до 3,5 трлн. рублей, фактически предоставлено - свыше 1,7 трлн. рублей). Срок кредитования планируется увеличить до 1 года. Право на кредиты имеют 143 банка, воспользовались им 124 кредитных учреждения. ЦБ получил право частично компенсировать убытки коммерческих банков от операций на рынке межбанковского кредитования, если они возникли вследствие отзыва лицензии у банка-контрагента (необходимо для восстановления рынка МБК).
Межбанковский кредит - кредит, предоставляемый одним банком другому. Основным кредитором на рынке является Центральный Банк. Коммерческие банки выступают в роли заемщиков и кредиторов других коммерческих банков.


Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений. Введены жесткие правила приостановки торгов в случае существенного (на 5 и более процентов снижения (роста) котировок). Временно запрещались маржинальные сделки. ЦБ наделен правом участвовать в торгах на фондовом рынке. Выделено 250 млрд. рублей на поддержку финансового рынка.

Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики. Общая логика действий Правительства

Восстановление нормального кредитования предприятий, стимулирование спроса, защита внутреннего рынка. Будет сформирован перечень из примерно 1,5 тысяч предприятий, имеющих стратегическое значение, несущих значительную социальную нагрузку и являющихся крупными работодателями. Им будет оказана поддержка, как на федеральном, так и на региональном уровне. В том числе - путем субсидирования процентных ставок по кредитам, при необходимости вхождения государства в капитал проблемных компаний, гарантирования заимствований.

Малый и средний бизнес

Основная цель поддержки малого бизнеса - использовать его потенциал для создания новых рабочих мест.
Рабо́чее ме́сто - это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.
Малое предпринимательство (малый бизнес) - предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Кредитная программа Внешэкономбанка по малому и среднему бизнесу будет увеличена до 30 млрд. рублей. 10,5 млрд. рублей выделяется из федерального бюджета на поддержку создания новых эффективных малых предприятий (кредитование, субсидирование процентных ставок, госгарантии, развитие инфраструктуры малого бизнеса - технопарков и бизнес-инкубаторов, - гранты и обучающие программы). Принят закон, предоставляющий малому бизнесу преференции при выкупе арендуемого государственного и муниципального имущества.

Розничная торговля

Достигнута договоренность с крупными банками о возобновлении кредитования текущей деятельности системообразующих розничных сетей.
Ро́зничная торго́вля или рите́йл (от англ. retail - «розничный, в розницу») - продажа товаров (услуг) небольшим количеством, поштучно. Осуществляется через предприятия розничной торговли. Объектом розничной торговли является покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.


Организационное сопровождение реализации антикризисных мер

Утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Предусматривается принятие ряда законодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры:

· совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, включая кредитные, путем исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации;
Зако́н в юриспруденции - в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.
Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение (получение) прибыли в качестве основной цели своей деятельности, в отличие от некоммерческой организации, которая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.


· совершенствование механизмов регулирования несостоятельности финансовых организаций;

· совершенствование залоговых правоотношений в ходе дела о банкротстве;

· расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля;
Портфель (англ. portfolio) в финансах - совокупность инвестиционных вложений юридического или физического лица.


· обеспечение возможности допуска профучастников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны ЦБ;

· снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ, в целях повышения возможностей по привлечению финансирования;

· разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства;

· введение депозитарного учета закладных, снижающего издержки при обращении закладных, в целях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов;
Чистые активы - это реальная стоимость имеющегося у общества имущества, ежегодно определяемая за вычетом его долгов.
Ипотечное кредитование - долгосрочный кредит, предоставляемый юридическому или физическому лицу банками под залог недвижимости: земли, производственных и жилых зданий, помещений, сооружений. Самый распространенный вариант использования ипотеки в России - это покупка физическим лицом квартиры в кредит.


· введение общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций;

· уточнение условий выпуска биржевых облигаций.

Глава 3. Анализ организационной структуры Центрального Банка

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления . В систему ЦБР входят: центральный аппарат, главные территориальные управления и национальные банки, расчетно-кассовые центры, региональные центры информатизации, вычислительные центры, банковские школы и прочие организации.

Национальные банки республик, главные территориальные управления, расчетно-кассовые центры являются территориальными учреждениями ЦБР и не имеют статуса юридического лица и права принимать решения нормативного характера, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета Директоров Банка России.

Высшим органом Банка России является Совет Директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России, т.е. Совет Директоров осуществляет функции стратегического управления.

Стратегическое управление (стратегический менеджмент) - функция управления организацией, распространяется на долгосрочные цели и действия организации, взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам.
Текущее управление Банком России осуществляет Председатель Банка России. Все члены Совета Директоров работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета Директоров и Председатель Банка России назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года. Совет Директоров под руководством Председателя Банка России принимает такие стратегически важные решения, как: величина резервных требований для коммерческих банков, установление обязательных нормативных требований, изменение процентных ставок Банка России, применение прямых количественных ограничений на деятельность коммерческих банков и т.д.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Центральный банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Государство не отвечает по обязательствам ЦБР и ЦБР не отвечает по обязательствам государства. Центральный банк России создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. По вопросам отнесенным к его компетенции, он имеет право издавать нормативные акты, которые являются обязательными для всех юридических и физических лиц. Ежегодно Банк России отчитывается за свою деятельность перед Государственной Думой. В данный отчет входят: годовой баланс , счет прибылей и убытков, распределение прибыли, отчет о состоянии банковского дела в стране, аудиторское заключение по годовому отчету Банка России и др.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Прибыль Центрального банка после направления ее в различные резервы и фонды перечисляется в доход федерального бюджета. Кроме того, Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории России.

Банк России выполняет следующие функции, которые определены в действующем законодательстве (ст. 4 Федерального закона):

1. во взаимодействии с Правительством России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4. устанавливает правила осуществления расчетов на территории России;

5. устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6. осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10. осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Уполномоченные банки - в системе неполной (регулируемой) конкуренции на финансовых рынках - банки и банковские учреждения, которым государственный (центральный) банк и/или иной орган, наделённый соответствующими полномочиями, выдаёт монопольное разрешение на проведение того или иного круга банковских операций.

12. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

13. в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14. осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Заключение

Главным органом, регулирующим банковскую деятельность является Центральный банк Российской Федерации.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Банк России регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

Банк России определяет порядок формирования и размер резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

Следует отметить, что банковская система России слабо вы¬полняет свою вторую главную функцию -- кредитование.

Фина́нсовый риск - риск, связанный с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств).
Банки в России входят в двухуровневую систему, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний - кредитными организациями (банки и небанковские кредитные организации) и представительствами иностранных банков.
В ре¬зультате из-за дороговизны кредитования половина российских промышленных предприятий не прибегает к кредитам банков.
Промы́шленность (от рус. промышлять, промысел) - совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве - производством потребительских товаров.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

Список нормативно-правовых актов и литературы

1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием от 12 декабря 1993 г.

Рефере́ндум (лат. referendum) - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
(с изменениями от 5 февраля 2014 г.)

2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России):Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 394-1

3. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Учеб. пособие для вузов. М.: Дашков и К., 2009. - 214 с.

4. Балабанова И.Т.учебник: «Банки и Банковское дело»,СПб: Питер, 2003

5. Банковское дело: учебник/Е. П. Жарковская - М.: Омега-Л. 2006

6. Булатов А.С. Экономика: Учебник. М.: Юристъ, 2008. - 416 с.

7. Голикова Ю.С., Хохленко М.А. Банк России: организация деятельности. М.:ДеКА,2002

8. Гурова И. П. Мировая экономика: Учебник. М.: Омега, 2008. - 391с.

9. Журнал «Деньги и Кредит», №7 2009 г, статья С. А. Голубев «Вопросы правового регулирования развития банковской системы в современных условиях».

10. Еремин Ю.В. Экономическая теория. М.: АСТ, 2008. - 195 с.

11. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Я. Иохина - М.: «Юрист», 2001г. - 452 с.

12. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010г. - 432с.

13. Логунов, В.Н., Корчагин, Ю.А. Государственное регулирование экономики. Воронеж: ЦИРЭ, 2009. - 193 с.

14. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М.: Экономистъ, 2005

15. Николаева Т.П., Портной М.А., Рзаев А.М., Соколова А.М. \учеб. «Финансы и кредит». Москва 2003

16. Сборник Законов Российской Федерации. - М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006.

17. Фетисов Г.Г., О.И. Лаврушин, И.Д.Мамонова учебник «Организация деятельности Центрального Банка»;под общ. Ред. Г.Г.Фетисова - М:КНОРУС,2006

18. Шпыркова В.Н. Государственное регулирование экономики. СПб.: Лань, 2006. - 238 с.