Главная страница
Контакты

    Главная страница


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ

Скачать 369.8 Kb.



Скачать 369.8 Kb.
Дата11.04.2017
Размер369.8 Kb.

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ


Программа

элективного курса для учащихся ……….классов

«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ»

( ……..часов)








Разработал

Хомушку А.А.







печатается по изданию

Терновая, Л.Н. Физика. Подготовка к ЕГЭ Элективный курс. /Л.Н. Терновая, Е.Н. Бурцева, В.А. Пивень; под ред. В.А. Касьянова. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. — 128 с. (Серия «Элективный курс»)













Содержание

Введение

Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по физике»

Цель элективного курса

Методические особенности изучения курса

Формы и виды самостоятельной работы и ее контроля

Содержание программы


Тематическое и поурочное планирование учебного материала при прохождении курса в течение одного учебного года


Поурочное планирование с методическими рекомендациями при прохождении курса в течение одного учебного года


Тематическое планирование учебного материала при прохождении курса в течение двух лет


Методические рекомендации при прохождении курса в течение двух лет




Введение

Одна из проблем профилизации старших классов большинства общеобразовательных школ во многих случаях — недостаточное число учащихся для комплектования профильных классов.

Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Поэтому удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на профильном уровне, можно с помощью элективных курсов, дополняющих базовый уровень. Одним из таких курсов может быть «Готовимся к ЕГЭ по физике», где уровень обучения повышается не столько за счет расширения теоретической части курса физики, сколько за счет углубления практической — решения разнообразных физических задач.

Мы предлагаем двухуровневую программу элективного курса, рассчитанную на учащихся Х-XI классов, календарно-тематическое планирование этого курса, а также тексты работ для текущего и итогового контроля, которые могут одновременно служить репетиционными работами для подготовки к ЕГЭ. В конце изучения курса проводится тестирование.











Программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по физике»


Цель элективного курса

  • обеспечить дополнительную поддержку учащихся классов универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике (эта часть программы напечатана прямым шрифтом и предусматривает решение задач главным образом базового и отчасти повышенного уровня);

    Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.

  • развить содержание курса физики для изучения на профильном уровне (эта часть программы выделена курсивом и предусматривает решение задач повышенного и высокого уровня).


Методические особенности изучения курса

Курс опирается на знания, полученные при изучении курса физики на базовом уровне. Основное средство и цель его освоения - решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объеме математических выкладок. Теоретический материал удобнее обобщить в виде таблиц, форму которых может предложить учитель, а заполнить их должен ученик самостоятельно. Ввиду предельно ограниченного времени, отводимого на прохождение курса, его эффективность будет определяться именно самостоятельной работой ученика, для которой потребуется не менее 3-4 ч в неделю.

В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и разграничении физической и математической модели рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения физических задач в стандартных ситуациях и в измененных или новых ситуациях (для желающих изучить предмет и сдать экзамен на профильном уровне).

Математи́ческая моде́ль - математическое представление реальности, один из вариантов модели, как системы, исследование которой позволяет получать информацию о некоторой другой системе.
При решении задач рекомендуется широко использовать аналогии, графические методы, физический эксперимент. Экспериментальные задачи включают в соответствующие разделы. При отсутствии в школе необходимой технической поддержки эксперимента рекомендуется использовать электронные пособия.
Эксперимента́льная фи́зика - способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально приготовленных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы,экспериментальная физика призвана исследовать саму природу.
Техническая поддержка или техподдержка - понятие, обобщающее собой и охватывающее множество услуг, посредством которых предприятия и организации обеспечивают помощь пользователям технологичных продуктов и услуг, например, таких, как мобильные и стационарные телефоны, телевизоры, компьютеры, программное обеспечение, а также других электронных и механических товаров и услуг.

Изучение курса можно начинать как в X, так и в XI классе. Ниже приведены соответствующие учебные планы и методические рекомендации.

В первом случае, рассчитанном на два года (Х—XI классы), программа предусматривает 68 ч аудиторных занятий, и ее выполнение позволяет довести курс физики до уровня профильного класса.

Во втором случае (XI класс) предусматривается 34 ч, которые обеспечивают приобретение навыков решения задач для успешной сдачи ЕГЭ.

Программа, рассчитанная на 68 ч, может использоваться и в классах с повышенным уровнем изучения физики для углубления профильного учебного предмета.

Распределение часов для изучения различных разделов программы не является жестко детерминированным. Оно может варьироваться в зависимости от подготовленности и запросов учащихся.


Формы и виды самостоятельной работы и ее контроля

Самостоятельная работа предусматривается в виде выполнения домашних заданий. Минимально необходимый объем домашнего задания - 7-10 задач (1-2 задачи повышенного уровня с кратким ответом (тип В), 1-2 задачи повышенного или высокого уровня с развернутым ответом (тип С), остальные задачи базового уровня с выбором ответа (тип А).

Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения курса учащимися и получить данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса:

текущие (десятиминутные) контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором ответа (подробнее работы представлены в следующих пособиях: Касьянов В.А. и др.) Физика: Тетрадь для контрольных работ. Базовый уровень. 10-11 класс: тесты». - М.:Дрофа, 2006; «Физика. Тетрадь для контрольных работ. Профильный уровень. 10-11 класс». - М.: Дрофа, 2006;

получасовые контрольные работы-тесты (по окончании каждого раздела);

итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена.

Ввиду малочисленности группы учащихся, достаточно двух вариантов работы по 6 задач по любой теме (4 - тип А, 1 — тип В, 1 - тип С).

Оценивание задач контрольной работы: задачи типа А -1 балл, типа В - 2 балла, типа С - 4 балла.

Критерии оценивания контрольной работы:

Оценка «5» - 9– 10 баллов,

оценка «4» - 7-8 баллов,

оценка «3» - 4-6 баллов,

оценка «2» - 0-3 балла.

Так как целью контрольной работы в данном случае является не столько оценка и сравнение достижений учащихся, сколько предоставление им возможности испытать свои силы, то нет смысла стремиться к безукоризненной равноценности содержания вариантов. Напротив, целесообразно охватить заданиями возможно более широкий круг вопросов, а на дом задать решить задачи другого варианта контрольной работы.

Для итогового тестирования рекомендуем использовать два или более вариантов по 10 заданий в каждом.

Распределение задач итогового тестирования по разделам:

тип А (с выбором ответа—7 задач): механика — 1 задача, молекулярная физика (1), электродинамика (электростатика или постоянный ток - 1, заряженные частицы и токи в магнитном поле или электромагнитная индукция — 1), колебания и волны (1), оптика (1), квантовая физика — 1 задача;

Заря́женная части́ца - частица, обладающая электрическим зарядом. Заряженными могут быть как элементарные частицы, так составные: атомарные и молекулярные ионы, многоатомные комплексы (кластеры, пылинки, капли).
Молекулярная физика - раздел физики, который изучает физические свойства тел на основе рассмотрения их молекулярного строения. Задачи молекулярной физики решаются методами статистической механики, термодинамики и физической кинетики, они связаны с изучением движения и взаимодействия частиц (атомов, молекул, ионов), составляющих физические тела.
Ква́нтовая фи́зика - раздел теоретической физики, в котором изучаются квантово-механические и квантово-полевые системы и законы их движения. Основные законы квантовой физики изучаются в рамках квантовой механики и квантовой теории поля и применяются в других разделах физики.
Магни́тное по́ле - силовое поле, действующее на движущиеся электрические заряды и на тела, обладающие магнитным моментом, независимо от состояния их движения; магнитная составляющая электромагнитного поля.

тип В (с кратким свободным ответом — 2 задачи): механика, молекулярная физика, электростатика, постоянный ток (1), магнитное поле, электромагнитная индукция, колебания и волны, оптика (1 задача из любого раздела);

тип С (с развернутым свободным ответом –1 задача): задача высокого уровня сложности из любого раздела или комбинированная задача с применением законов физики из разных разделов или экспериментальная задача (по фотографии экспериментальной установки).

Оценивание задач экзаменационной работы: задача типа А - 1 балл, типа В - 2 балла, типа С - 3 балла.

Критерии оценивания работы - итогового тестирования:

оценка «5» — 13-15 баллов,

«4» - 9-12 баллов

«3» - 6-8 баллов

«2» - 0-5 баллов.







Содержание программы

XI класс

(34 ч, 1 ч в неделю)

X-XI классы (68 ч, 1 ч в неделю)


1. Эксперимент—1ч(1ч)

Основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.


2. Механика7 ч (11 ч)

Кинематика поступательного и вращательного движения.

Враща́тельное движе́ние - вид механического движения. При вращательном движении материальной точки она описывает окружность. При вращательном движении абсолютно твёрдого тела все его точки описывают окружности, расположенные в параллельных плоскостях.
Уравнения движения.
Уравне́ние движе́ния (уравнения движения) - уравнение или система уравнений, задающие закон эволюции механической или динамической системы (например, поля) во времени и пространстве.
Графики основных кинематических параметров.

Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения. Законы Кеплера.

Статика. Момент силы.

Вес - сила воздействия тела на опору (или подвес или другой вид крепления), препятствующую падению, возникающая в поле сил тяжести. Единица измерения веса в Международной системе единиц (СИ) - ньютон, иногда используется единица СГС - дина.
Момент силы (синонимы: крутящий момент, вращательный момент, вертящий момент, вращающий момент) - векторная физическая величина, равная векторному произведению радиус-вектора, проведённого от оси вращения к точке приложения силы, на вектор этой силы.
Условия равновесия тел. Гидростатика.

Движение тел со связями - приложение законов Ньютона.

Законы сохранения импульса и энергии и их совместное применение в механике. Уравнение Бернулли - приложение закона сохранения энергии в гидро- и аэродинамике.

Зако́ны сохране́ния - фундаментальные физические законы, согласно которым при определённых условиях некоторые измеримые физические величины, характеризующие замкнутую физическую систему, не изменяются с течением времени.
Закон сохранения энергии Зако́н сохране́ния эне́ргии - фундаментальный закон природы, установленный эмпирически и заключающийся в том, что для изолированной физической системы может быть введена скалярная физическая величина, являющаяся функцией параметров системы и называемая энергией, которая сохраняется с течением времени.


3. Молекулярная физика и термодинамика – (12 ч)

Статистический и динамический подход к изучению тепловых процессов. Основное уравнение MKT газов.

Уравнение состояния идеального газа.

Динами ́ческий подход - один из ортодоксальных, с точки зрения психоанализа, теоретических (метапсихологических) взглядов на функционирование и принципы работы психики человека. Данный подход, наряду с топографическим и экономическим, был сформулирован Зигмундом Фрейдом в конце XIX века в ходе совместной работы с Йозефом Брейером над разработкой катартического метода психотерапии.
Тепловой процесс (термодинамический процесс) - изменение макроскопического состояния термодинамической системы. Если разница между начальным и конечным состояниями системы бесконечно мала, то такой процесс называют элементарным (инфинитезимальным).
Идеальный газ - математическая модель газа, в которой в рамках молекулярно-кинетической теории предполагается, что: потенциальной энергией взаимодействия частиц, составляющих газ, можно пренебречь по сравнению с их кинетической энергией; суммарный объём частиц газа пренебрежимо мал; между частицами нет дальнодействующих сил притяжения или отталкивания, соударения частиц между собой и со стенками сосуда абсолютно упруги; время взаимодействия между частицами пренебрежимо мало по сравнению со средним временем между столкновениями.
Следствие из основного уравнения MKT. Изопроцессы. Определение экстремальных параметров в процессах, не являющихся изопроцессами.

Газовые смеси. Полупроницаемые перегородки.

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

Второй закон термодинамики. Расчет КПД тепловых двигателей, круговых процессов и цикла Карно.

Теплово́й дви́гатель - устройство, совершающее работу за счет использования внутренней энергии, тепловая машина, частично превращающая внутреннюю энергию в механическую энергию, использует зависимость теплового расширения вещества от температуры.
В термодинамике цикл Карно́ или процесс Карно - это обратимый круговой процесс, состоящий из двух адиабатических и двух изотермических процессов. В процессе Карно термодинамическая система выполняет механическую работу и обменивается теплотой с двумя тепловыми резервуарами, имеющими постоянные, но различающиеся температуры.

Поверхностный слой жидкости, поверхностная энергия и натяжение. Смачивание, Капиллярные явления.

Капилля́рность (от лат. capillaris - волосяной; отсюда происходит встречавшийся ранее в русскоязычной научной литературе термин воло́сность) или капиллярный эффект - явление подъема или опускания жидкости в капиллярах - узких трубках, каналах произвольной формы, пористых телах.
Давление Лапласа.


4. Электродинамика – (16 ч)

Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного и распределенных зарядов. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей.

Электрическое поле - одна из двух компонент электромагнитного поля, представляющая собой векторное поле, существующее вокруг тел или частиц, обладающих электрическим зарядом, а также возникающее при изменении магнитного поля (например, в электромагнитных волнах).
Энергия взаимодействия зарядов.
Фундамента́льные взаимоде́йствия - качественно различающиеся типы взаимодействия элементарных частиц и составленных из них тел.

Конденсаторы. Энергия электрического поля. Параллельное и последовательное соединения конденсаторов. Перезарядка конденсаторов. Движение зарядов в электрическом поле.

Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей. Правила Кирхгофа. шунты и добавочные сопротивления. Нелинейные элементы в цепях постоянного тока.

Постоя́нный ток - электрический ток, который с течением времени не изменяется по величине и направлению.

Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Суперпозиция электрического и магнитного полей.

Электромагнитная индукция. Применение закона электромагнитной индукции в задачах о движении металлических перемычек в магнитном поле.

Электромагнитная индукция - явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, проходящего через него. Электромагнитная индукция была открыта Майклом Фарадеем 29 августа 1831 года.
Самоиндукция. Энергия магнитного поля.



5. Колебания и волны - 4 ч (10 ч)

Механические гармонические колебания.

Гармонические колебания - колебания, при которых физическая величина изменяется с течением времени по гармоническому (синусоидальному, косинусоидальному) закону.
Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.

Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.

Переменный ток. Резонанс напряжений и токов в цепях переменного тока. Векторные диаграммы.

Механические и электромагнитные волны.

Электромагни́тные во́лны, электромагни́тное излуче́ние - распространяющееся в пространстве возмущение (изменение состояния) электромагнитного поля.
Эффект Доплера.


6. Оптика - 4 ч (11 ч)

Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света.

Преломле́ние (рефра́кция) - изменение направления луча (волны), возникающее на границе двух сред, через которые этот луч проходит или в одной среде, но с меняющимися свойствами, в которой скорость распространения волны неодинакова.
Построение изображений неподвижных и движущихся предметов в тонких линзах, плоских и сферических зеркалах. Оптические системы. Прохождение света сквозь призму.

Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Расчет интерференционной картины (опыт Юнга, зеркало Ллойда, зеркала, бипризма Френеля, кольца Ньютона, тонкие пленки, просветление оптики). Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.

Зе́ркало Лло́йда - оптическая система для наблюдения интерференции световых волн. Эксперимент с зеркалом был впервые описан в 1834 году Ллойдом в Трудах Ирландской королевской академии наук. В эксперименте свет от источника монохроматического излучения отражается от поверхности зеркала под небольшим углом и интерферирует со светом, идущим непосредственно от источника.
Бипризма Френеля - оптическое устройство для получения когерентных световых пучков, предложенное Огюстеном Френелем. Бипризма представляет собой две одинаковых треугольных прямоугольных призмы, с очень малым преломляющим углом, сложенные своими основаниями.
Просветле́ние о́птики - это нанесение на поверхность линз, граничащих с воздухом, тончайшей плёнки или нескольких слоев плёнок один поверх другого. Это позволяет увеличить светопропускание оптической системы и повысить контрастность изображения за счёт подавления бликов.
Интерфере́нция све́та - перераспределение интенсивности света в результате наложения (суперпозиции) нескольких когерентных световых волн. Это явление сопровождается чередующимися в пространстве максимумами и минимумами интенсивности.
Ко́льца Нью́тона - кольцеобразные интерференционные максимумы и минимумы, появляющиеся вокруг точки касания слегка изогнутой выпуклой линзы и плоскопараллельной пластины при прохождении света сквозь линзу и пластину.
Диспе́рсия све́та (разложение света) - это совокупность явлений, обусловленных зависимостью абсолютного показателя преломления вещества от частоты (или длины волны) света (частотная дисперсия), или, то же самое, зависимостью фазовой скорости света в веществе от частоты (или длины волны).

7. Квантовая физика - 2 ч (6 ч)

Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами.

Давление электромагнитного излучения, давление света - давление, которое оказывает световое (и вообще электромагнитное) излучение, падающее на поверхность тела.
Уравне́ния Эйнште́йна (иногда встречается название «уравнения Эйнштейна - Гильберта») - уравнения гравитационного поля в общей теории относительности, связывающие между собой метрику искривлённого пространства-времени со свойствами заполняющей его материи.
Спектр (лат. spectrum «виде́ние») в физике - распределение значений физической величины (обычно энергии, частоты или массы). Обычно под спектром подразумевается электромагнитный спектр - распределение интенсивности электромагнитного излучения по частотам или по длинам волн.
Волны де Бройля для классической и релятивистской частиц.

Атомное ядро. Закон радиоактивного распада.

Радиоакти́вный распа́д (от лат. radius «луч» и āctīvus «действенный») - спонтанное изменение состава (заряда Z, массового числа A) или внутреннего строения нестабильных атомных ядер (нуклидов) путём испускания элементарных частиц, гамма-квантов и/или ядерных фрагментов.
Применение законов сохранения заряда, массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях.
Ма́ссовое число́ атомного ядра - массовое суммарное количество протонов и нейтронов (называемых общим термином «нуклоны») в ядре. Обычно обозначается буквой A. Массовое число близко к атомной массе изотопа, выраженной в атомных единицах массы, но совпадает с ней только для углерода-12, поскольку атомная единица массы (а. е. м.)


Итоговое тестирование —

Распределение времени между лекционными и практическими занятиями приведено в таблицах 1 и 2.












Таблица 1

Тематическое и поурочное планирование учебного материала при прохождении курса в течение одного учебного года

X класс (34 ч, 1 ч в неделю).


урока.

Тема

Вид занятия

Примечание

I. Эксперимент (1 ч)

1/1

Эксперимент

Лекция 1


II. Механика (7 ч)

2/1

Кинематика. Динамика

Лекция 2


3/2

Статика. Законы сохранения

Лекция 3


4/3

Кинематика

Практическое занятие 1


5/4

Динамика

Практическое занятие 2


6/5

Статика

Практическое занятие 3


7/6

Законы сохранения

Практическое занятие 4


8/7

Движение тел со связями

Контрольная работа № 1 «Механика»

Практическое занятие 5

0,5 ч

0,5 ч

III. Молекулярная физика и термодинамика (7 ч)

9/1

Основы MKT. Газовые законы

Лекция 4


10/2

Первый и второй законы термодинамики

Лекция 5


11/3

Основное уравнение MKT

Практическое занятие 6


12/4


Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Практическое занятие 7


13/5

Первый закон термодинамики

Практическое занятие 8


14/6

Тепловые двигатели

Практическое занятие 9


15/7

Насыщенный пар

Контрольная работа № 2 «Молекулярная физика»

Практическое занятие 10


0,5 ч

0,5 ч

IV. Электродинамика (8 ч)

16/1

Электростатика. Конденсаторы

Лекция 6


17/2

Постоянный ток

Лекция 7


18/3

Электростатика

Практическое занятие 11


19/4

Конденсаторы

Практическое занятие 12


20/5

Постоянный ток

Практическое занятие 13


21/6

Магнитное поле. Электромагнитная

индукция

Лекция 8


22/7

Магнитное поле

Практическое занятие 14


23/8

Электромагнитная индукция
Контрольная работа № 3 «Электродинамика»

Практическое занятие 15

0,5 ч

0,5 ч

V. Колебания и волны (4 ч)

24/1

Колебания и волны

Лекция 9


25/2

Механические колебания и волны

Практическое занятие 16


26/3

Электромагнитные колебания и волны

Практическое занятие 17


27/4

Переменный ток

Контрольная работа № 4 «Колебания
и волны».

Практическое занятие 18

0,5 ч

0,5 ч

VI. Оптика (4 ч)

28/1

Геометрическая и волновая оптика

Лекция 10


29/2

Законы отражения и преломления света

Практическое занятие 19


30/3

Построение изображений в линзах и плоских зеркалах

Практическое занятие 20


31/4

Волновая оптика

Контрольная работа № б «Оптика»

Практическое занятие 21

0,5 ч

0,5 ч

VII. Квантовая физика (2 ч)

32/1

Квантовая физика

Лекция 11


33/2

Квантовая физика

Практическое занятие 22


34

Итоговое тестирование


































Поурочное планирование с методическими рекомендациями при прохождении курса в течение одного учебного года

XI класс, базовый уровень 34 ч, 1 ч в неделю


  1. Эксперимент (1ч)


Урок1/1

Лекция 1 «Эксперимент»

Основной материал. Основы теории, погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.


Методические рекомендации. На уроке кратко поясняют понятия абсолютной и относительной погрешностей, погрешностей прямых измерений (на примерах измерения различных физических величин соответствующими приборами); вводят понятие среднего значения физической величины при прямых измерениях;

Физи́ческая величина́ - свойство материального объекта или явления, общее в качественном отношении для класса объектов или явлений, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них. Физические величины имеют род, размер, единицу(измерения) и значение.
Сре́днее арифмети́ческое (в математике и статистике) множества чисел - сумма всех чисел, делённая на их количество. Является одной из наиболее распространённых мер центральной тенденции.
приводят примеры представления результатов различных физических величин в форме таблиц и графиков. Акцент следует сделать на практическом применении основ теории погрешностей: сравнение результатов измерений и значимые и незначимые различия, учет погрешностей измерений при построении графиков. При практической оценке погрешности непосредственного измерения достаточно довольствоваться максимальной погрешностью отсчета по шкале, равной ± 1 цене деления прибора (в том числе и для электроизмерительных приборов). Необходимо привести примеры записи результата измерения с указанием абсолютной погрешности, обратив внимание на число значащих цифр в значении измеренной величины и в погрешности.
Электроизмерительные приборы - класс устройств, применяемых для измерения различных электрических величин. В группу электроизмерительных приборов входят также кроме собственно измерительных приборов и другие средства измерений - меры, преобразователи, комплексные установки.
Округление - математическая операция, позволяющая уменьшить количество знаков в числе за счёт замены числа его приближённым значением с определённой точностью.

Экспериментальные задачи по различным разделам (фотографии, таблицы, схемы) в дальнейшем рассматривают на практических занятиях.


  1. Механика (7ч)


Урок 2/1

Лекция 2 «Кинематика. Динамика»

Основной материал. Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических величии. Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике.


Методические рекомендации. Вопросы следует рассматривать кратко (в обзорном плане), сопровождая пояснения практическими примерами. Особое внимание следует уделить выталкивающей силе - вопросу, изученному в основной школе и требующему повторения.

Урок 3 /2

Лекция 3 «Статика. Законы сохранения»

Основной материал. Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика. Законы сохранения импульса и энергии


Методические рекомендации. Следует обратить внимание на понятие момента силы и вопрос о равновесии тела с закрепленной осью вращения. При рассмотрении закона сохранения импульса необходимо обратить внимание учеников на понятие замкнутой системы и на правильность записи закона сохранения импульса в проекциях на выбранные оси.


Урок 4/3

Практическое занятие 1 «Кинематика»

Методические рекомендации. Решить задачи по кинематике поступательного вращательного движения, в том числе задания в форме графиков и таблиц. Обратить внимание учащихся важность использования при решении задач «первых принципов» — основных законов и определений физических величин. Особенно удобно это сделать при вычислении средней скорости движения в случаях, когда либо пройденный путь, либо время движения разбивается на несколько частей, продемонстрировав типичную ошибку – нахождение средней скорости как среднего арифметического скоростей на различных отрезках пути или времени.

Ско́рость (часто обозначается v → }} , от англ. velocity или фр. vitesse, исходно от лат. vēlōcitās) - векторная физическая величина, характеризующая быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта; по определению, равна производной радиус-вектора точки по времени.


Урок5/4

Практическое занятие 2 «Динамика»

Методические рекомендации. Основное внимание следует уделить правильной записи второго закона Ньютона в проекциях на выбранные координатные оси.

Законы Ньютона Зако́ны Нью́то́на - три закона, лежащие в основе классической механики и позволяющие записать уравнения движения для любой механической системы, если известны силы, действующие на составляющие её тела.
Необходимо также рассмотреть задачи в графическом и табличном представлении.


Урок 6/5

Практическое занятие 3 «Статика»

Методические рекомендации. Следует уделить внимание правильному применению уравнений, описывающих условия равновесия тел с закрепленной осью вращения. Обратить внимание на произвольность выбора оси вращения в задачах по статике. Рассмотреть задачи о сообщающихся сосудах и действии архимедовой силы.

Зако́н сообща́ющихся сосу́дов - один из законов механики, гласящий, что в сообщающихся сосудах уровни однородной жидкости равны.

Урок 7/6

Практическое занятие 4 «Законы сохранения»

Методические рекомендации. Необходимо рассмотреть задачи на соударение (упругое и неупругое) тел, на разрыв тела на части, реактивное движение;

Реактивная тяга - сила, возникающая в результате взаимодействия двигательной установки с истекающей из сопла струёй расширяющейся жидкости или газа, обладающих кинетической энергией.
взаимные превращения механической энергии (закон сохранения энергии). Подчеркнуть, что идеально упругие и идеально неупругие взаимодействия - всего лишь модели реальных взаимодействий, рассмотреть образец решения задачи о частично неупругом взаимодействии. При решении задач на применение закона сохранения механической энергии обратить внимание произвольность выбора начала отсчета потенциальной энергии тела в поле тяготения.
Гравитацио́нное по́ле, или по́ле тяготе́ния - физическое поле, через которое осуществляется гравитационное взаимодействие.
В физике механи́ческая эне́ргия описывает сумму потенциальной и кинетической энергий, имеющихся в компонентах механической системы. Механическая энергия - это энергия, связанная с движением объекта или его положением, способность совершать механическую работу; это энергия движения и сопровождающего его взаимодействия.
Потенциальная энергия U ( r → ) })} - скалярная физическая величина, представляющая собой часть полной механической энергии системы, находящейся в поле консервативных сил. Зависит от положения материальных точек, составляющих систему, и характеризует работу, совершаемую полем при их перемещении.
Показать, что многих случаях использование закона сохранения энергии приводит к ответу быстрее и проще, чем
использование второго закона Ньютона и формул кинематики.


Урок 8/7

Практическое занятие 5 «Движение тел со связями» (0,5 ч)

Методические рекомендации. Рассмотреть движение тел со связями, как приложение законов Ньютона. Обратить внимание учащихся на необходимость отыскания пар взаимодействующих тел и, соответственно, включение в уравнение движения только приложенных к телу реально существующих сил (ни в коем случае не их составляющих типа «скатывающей силы» или силы нормального давления, приложенной не к телу, а к опоре).

Реа́льность (от лат. realis - вещественный, действительный) - философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно.

На второй половине урока: проводят контрольную работу № 1 «Механика».

  1. Молекулярная физика (7 ч)

Урок 9/1

Лекция 4 «Основы молекулярно-кинетической теории. Газовые законы»

Основной материал. Основное уравнение MKT газов. Средняя кинетическая. энергия поступательного движения молекул газа. Средняя квадратичная скорость. Уравнение состояния идеального газа - следствие из основного уравнения MKT.

Поступательное движение - это механическое движение системы точек (абсолютно твёрдого тела), при котором отрезок прямой, связывающий две любые точки этого тела, форма и размеры которого во время движения не меняются, остаётся параллельным своему положению в любой предыдущий момент времени.
Уравне́ние состоя́ния - уравнение, связывающее между собой термодинамические (макроскопические) параметры системы, такие, как температура, давление, объём, химический потенциал и др. Уравнение состояния можно написать всегда, когда можно применять термодинамическое описание явлений.
Изопроцессы. Газовые законы. Закон Дальтона.
Законы Дальтона - два физических закона, определяющих суммарное давление (1801) и растворимость (1803) смеси газов. Сформулированы Джоном Дальтоном в начале XIX века. Дальтону также принадлежит формулировка закона кратных отношений (1803).


Методические рекомендации. Необходимо обратить внимание на статистический характер основного уравнения MKT, на механизм давления газа; указать на применимость модели идеального газа в любых случаях, когда рассматривается система невзаимодействующих частиц свободных электронов, фотонов и т.п. Уравнение состояния идеального газа рассмотреть как следствие основного уравнения MKT. Целесообразно этот вопрос рассмотреть в виде задачи на практическом занятии. Подробнее следует уделить внимание применению уравнения состояния идеального газа к газовым смесям.


Урок 10/2

Лекция 5 «Первый и второй законы термодинамики»

Основной материал. Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния идеального газа. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар. Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей цикла Карно.


Методические рекомендации. Вопрос, требующий особого внимания - принципиальное отличие внутренней энергии от теплоты.

Вну́тренняя эне́ргия - принятое в физике сплошных сред, термодинамике и статистической физике название для той части полной энергии термодинамической системы, которая не зависит от выбора системы отсчета и которая в рамках рассматриваемой проблемы может изменяться.
Необходимо подчеркнуть, что внутренняя энергия функция состояния системы, а теплота и работа – способы изменения внутренней энергии, значение которых зависит не только от начального и конечного стояний системы, но и от пути перехода системы из одного состояния в другое.

В теме «Насыщенный пар» особое внимание уделить различию между насыщенным в ненасыщенным паром, различию между паром и газом, понятиям относительной и абсолютной влажности.


Урок 11/3

Практическое занятие 6 «Основное уравнение МКТ»

Методические рекомендации. Решение задач по материалу, изложенному в лекции 4.

Урок 12/4

Практическое занятие 7 «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы»

Методические рекомендации. Решение задач по материалу, изложенному в лекции 4.

Урок 13/5

Практическое занятие.8 «Первый закон термодинамики»

Методические рекомендации. Решение задач по теме «Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы». При нахождении работы газа; в процессах, представленных графиками, обратить внимание учеников на то, что работа может быть найдена как площадь под графиком только в том случае, когда он построен в координатах (p,V). . При решении задач по теме «Термодинамика. Изменения агрегатного состояния вещества» использовать уравнение теплового баланса. Рассмотреть графически задачи об изменении агрегатного состояния вещества.

Урок 14/6

Практическое занятие 9 «Тепловые двигатели»

Методические рекомендации. Решение задач на расчёт КПД тепловых двигателей, в том числе работающих по циклу Карно (идеальный тепловой двигатель). Обратить внимание на невозможность нахождения КПД реальной тепловой машины по максимальной и минимальной температурам рабочего тела.


Урок 15/7

Практическое занятие 10 «Насыщенный пар» (0,5 ч)

Методические рекомендации. Решение задач на расчет относительной и абсолютной влажности. Использовать в задачах зависимость давления насыщенного пара от температуры.

Насы́щенный пар - это пар, находящийся в термодинамическом равновесии с жидкостью или твёрдым телом того же состава.

Во второй половине урока проводят контрольную работу № 2 «Молекулярная физика».


  1. Электродинамика (8 ч)

Урок 16/1

Лекция 6 «Электростатика. Конденсаторы»

Основной материал. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов. Конденсаторы. Энергия электрического поля. Закон сохранения энергии при движении зарядов в электрическом поле.


Методические рекомендации. Обратить внимание на физический смысл потенциала - потенциальной энергии единичного заряда в данной точке поля, на расчет энергии взаимодействия зарядов и её изменения. Работу перемещения заряда в электрическом поле рассмотреть на примере однородного поля конденсатора.

Перезарядку конденсаторов объясняют в этой теме как результат перемещения заряда в электрических цепях, не содержащих источников ЭДС, под действием кулоновских сил как внутренних сил системы.



Урок 17/2

Лекция 7 «Постоянный ток»

Основной материал. Закон Ома для однородного участка и полной цепи Расчет разветвленных электрических цепей. Работа мощность тока.


Методические рекомендации. Следует рассмотреть параллельное и последовательное соединения проводников, обратив внимание на расчет работы и мощности тока на участках разветвлённой цепи.


Урок 18/3

Практическое занятие 11 «Электростатика»

Методические рекомендации. Решение задач по теме «Электростатика», в том числе графических, для напряженности и потенциала. Обратить внимание: в отличие от напряженности потенциал внутри заряженной сферы не равен нулю! Решить задачи о суперпозиции электрических полей.


Урок 19/4

Практическое занятие 12 «Конденсаторы»

Методические рекомендации. Решение задач на определение энергии электрического поля конденсатора и движение зарядов в электрическом поле плоского конденсатора.

Урок 20/5

Практическое занятие 13 «Постоянный ток»

Методические рекомендации. Решение задач по теме лекции 7 «Постоянный ток». Обратить внимание на построение эквивалентных схем, используя точки равного потенциала. Пояснить принцип использования точек равного потенциала примером.


Урок 21/6

Лекция 8 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

Основной материал. Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Энергия магнитно поля.

Урок 22/7

Практическое занятие 14 «Магнитное поле»

Методические рекомендации. Принцип суперпозиции магнитных полей - решение качественных задач с применением правила правой руки или правого винта.

Пра́вило бура́вчика (пра́вило винта́), или пра́вило правой руки, - варианты мнемонического правила для определения направления векторного произведения и тесно связанного с этим выбора правого базиса в трёхмерном пространстве, соглашения о положительной ориентации базиса в нём, и соответственно - знака любого аксиального вектора, определяемого через ориентацию базиса.
Решение задач на силу Ампера и Лоренца - обязательно с рисунком (демонстрация правила левой руки).

Урок 23/8

Практическое занятие 15 «Электромагнитная индукция» (0,5ч)

Методические рекомендации. Решение задач по теме с обязательным использованием графических, табличных и экспериментальных заданий. Важно предупредить распространенную ошибку учащихся: возникновение ЭДС индукции – следствие изменения магнитного потока, а не его существования.

Во второй половине урока проводится контрольная работа №3 «Электродинамика».


  1. Колебания и волны (4 ч)


Урок 24/1

Лекция 9 «Колебания и волны»

Основной материал. Механические гармонические колебания.

Колеба́ния - это повторяющийся в той или иной степени во времени процесс изменения состояний системы около точки равновесия. Например, при колебаниях маятника повторяются отклонения его в ту и другую сторону от вертикального положения; при колебаниях в электрическом колебательном контуре повторяются величина и направление тока, текущего через катушку.
Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс. Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре.
Колебательный контур - электрическая цепь, содержащая катушку индуктивности, конденсатор и источник электрической энергии. При последовательном соединении элементов цепи колебательный контур называется последовательным, при параллельном − параллельным.
Аналогия электромагнитных и механических колебаний. Переменный ток. Механические и электромагнитные волны.


Методические рекомендации. В кратком изложении рассматривают кинематические и динамические характеристики малых (гармонических) механических колебаний (координату, скорость, ускорение, возвращающую силу, энергию н т.д.), движение математического и пружинного маятников. Электромагнитные колебания в колебательном контуре и электромагнитные волны рассматривают по аналогии с механическими.




Урок 25/2

Практическое занятие 16 «Механические колебания и волны»

Методические рекомендации. Рассмотреть задачи на колебания математического и пружинного маятников (период, частота, превращение энергии). Кинематика механических колебаний – определение параметров колебаний по графикам, таблицам, нахождение скорости и ускорения гармонических колебаний по уравнению зависимости смещения от времени. Динамика механических колебаний - определение возвращающей силы по второму закону Ньютона.


Урок 26/3

Практическое занятие 17. «Электромагнитные колебания и волны»

Методические рекомендации. Рассмотреть задачи об электромагнитных колебаниях в идеальном колебательном контуре и волнах с определением периода, частоты, энергии и т.д.

Урок 27/4

Практическое занятие 18. «Переменный ток» (0,5 ч)

Методические рекомендации. Решение задач на применение закона Ома в цепях переменного тока с активным, индуктивным и емкостным сопротивлениями.

Во второй половине урока проводят контрольную работу № 4 «Колебания и волны».


  1. Оптика (4 ч)

Урок 28/1

Лекция 10 «Геометрическая и волновая оптика»*

Основной материал. Геометрическая оптика. Законы отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах. Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.



Методические рекомендации. Рекомендуется рассмотреть явление полного внутреннего отражения.

Дифра́кция во́лн (лат. diffractus - буквально разломанный, переломанный, огибание препятствия волнами) - явление, которое проявляет себя, как отклонение от законов геометрической оптики при распространении волн.
Внутреннее отражение Вну́треннее отраже́ние - явление отражения электромагнитных или звуковых волн от границы раздела двух сред при условии, что волна падает из среды, где скорость её распространения меньше (в случае световых лучей это соответствует бо́льшему показателю преломления).
Кратко изложить материал с рисунками на построение изображений, проанализировать простейшие случаи интерференции света от когерентных источников, дифракцию света в дифракционной решетке.


Урок 29/2

Практическое занятие 19. «Законы отражения и преломления света»

Методические рекомендации. Решение задач на применение законов отражения преломления света, в том числе на явление полного внутреннего отражения. Рисунки при решении всех задач по геометрической оптике обязательны.

Геометри́ческая о́птика - раздел оптики, изучающий законы распространения света в прозрачных средах, отражения света от зеркально-отражающих поверхностей и принципы построения изображений при прохождении света в оптических системах без учёта его волновых свойств.
Опыт показывает, что навыки в решении геометрических задач у учащихся недостаточны, чем и объясняются трудности при решении задач по геометрической оптике, этому обязательно подробное обоснование всех математических шагов в решении таких задач.

Урок 30/3

Практическое занятие 20. «Построение изображений в плоских зеркалах и линзах»

Методические рекомендации. Решение задач на построение изображений неподвижных предметов в плоских зеркалах (в том числе двойных) и тонких собирающих и рассеивающих линзах (с применением формулы тонкой линзы).


Урок 31/4

Практическое занятие 21 «Волновая оптика» (0,5 ч)

Методические рекомендации. Решение задач на простейшие случаи интерференции и дифракции света в дифракционной решетке.

Во второй половине урока проводят контрольную работу № 5 «Оптика».





  1. Квантовая физика (2 ч)


Урок 32/1

Лекция 11. «Квантовая физика»

Основной материал. Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами. Атомное ядро.

А́томное ядро́ - центральная часть атома, в которой сосредоточена основная его масса (более 99,9 %). Ядро заряжено положительно, заряд ядра определяет химический элемент, к которому относят атом. Размеры ядер различных атомов составляют несколько фемтометров, что более чем в 10 тысяч раз меньше размеров самого атома.
Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях.




Методические рекомендации. При рассмотрении фотоэффекта показать график зависимости запирающего напряжения (максимальной кинетической энергии фотоэлектронов) от частоты падающего света и указать, какие физические величины могут быть определены из этого графика.

Кинети́ческая эне́ргия - скалярная функция, являющаяся мерой движения материальной точки и зависящая только от массы и модуля скорости материальных точек, образующих рассматриваемую физическую систему, энергия механической системы, зависящая от скоростей движения её точек в выбранной системе отсчёта.

Применение постулатов Бора показать на конкретном примере линейчатого спектра водородоподобного атома (атома с одним валентным электроном).

Водородоподобный атом - атом (ион), содержащий в электронной оболочке один и только один электрон.


Урок 33/2

Практическое занятие 22 «Квантовая физика»

Методические рекомендации. Решение задач по фотоэффекту с применением уравнения Эйнштейна, применению постулатов Бора, закона радиоактивного распада, ядерным превращениям (α- и β-распады, ядерные реакции и термоядерные реакции с применением законов заряда и массового числа).

Термоядерная реа́кция - разновидность ядерной реакции, при которой лёгкие атомные ядра объединяются в более тяжёлые за счет кинетической энергии их теплового движения.
Я́дерная реа́кция - это процесс взаимодействия атомного ядра с другим ядром или элементарной частицей, который может сопровождаться изменением состава и строения ядра. Последствием взаимодействия может стать деление ядра, испускание элементарных частиц или фотонов.


Урок 34

Итоговое тестирование










Тематическое планирование учебного материала при прохождении курса в течение двух лет

(X - XI классы, 68 ч, 1 ч в неделю)

урока.

Тема

Вид занятия

Примечание

X класс (34ч, 1 ч в неделю)

I. Эксперимент (1 ч)

1/1

Эксперимент

Лекция 1


II. Механика (11 ч)

2/1

Кинематика. Динамика

Лекция 2


3/2

Движение тел со связями. Статика и гидростатика.

Лекция 3


4/3

Кинематика

Практическое занятие 1


5/4

Графики основных кинематических параметров

Практическое занятие 2


6/5

Динамика

Практическое занятие 3


7/6

Динамика

Практическое занятие 4


8/7

Движение связанных тел

Практическое занятие 5


9/8

Статика. Гидростатика.

Практическое занятие 6


10/9

Законы сохранения

Лекция 4


11/10

Законы сохранения

Практическое занятие 7


12/11


Уравнение Бернулли

Контрольная работа № 1 «Механика»

Практическое занятие 8

0,5 ч

0,5 ч

III. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч)

13/1

Основы MKT. Газовые законы

Лекция 5


14/2

Первый и второй законы термодинамики

Лекция 6


15/3

Основное уравнение MKT

Практическое занятие 9


16/4

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Практическое занятие 10


17/5

Определение экстремальных параметров

Практическое занятие 11


18/6

Полупроницаемые перегородки

Практическое занятие 12


19/7

Первый закон термодинамики

Практическое занятие 13


20/8

Агрегатные состояния вещества. Насыщенный пар.

Практическое занятие 14


21/9

Круговые процессы

Практическое занятие 15


22/10

Поверхностный слой жидкости

Лекция 7


23/11

Поверхностный слой жидкости

Практическое занятие 16


24/12

Тепловые двигатели

Контрольная работа № 2 «Молекулярная физика»

Практическое занятие 17


0,5 ч

0,5 ч

IV. Электродинамика (10 ч)

25/1

Электростатика. Конденсаторы

Лекция 8


26/2

Постоянный ток

Лекция 9


27/3

Электростатика

Практическое занятие 18


28/4

Энергия взаимодействия зарядов

Практическое занятие 19


29/5

Соединение конденсаторов

Практическое занятие 20


30/6

Движение электрических зарядов в электрическом поле

Практическое занятие 21


31/7

Закон Ома для участка и полной цепи

Практическое занятие 22


32/8

Правила Кирхгофа

Практическое занятие 23


33/9

Перезарядка конденсаторов

Практическое занятие 24


34/10

Нелинейные элементы в цепях постоянного тока

Контрольная работа № 3 «Электродинамика (электростатика, постоянный ток)»

Практическое занятие 25

0,5 ч


0,5 ч



XI класс (34ч, 1 ч в неделю)

V. Электродинамика (6 ч)

1/1

Магнитное поле. Электромагнитная

индукция

Лекция 1


2/2

Силы Ампера и Лоренца

Практическое занятие 1


3/3

Суперпозиция электрического и магнитного полей

Практическое занятие 2


4/4

Электромагнитная индукция

Практическое занятие 3


5/5

Движение металлических перемычек в магнитном поле

Практическое занятие 4


6/6

Самоиндукция
Контрольная работа № 4 «Электродинамика»

Практическое занятие 5

0,5 ч

0,5 ч

VI. Колебания и волны (10 ч)

7/1

Механические колебания и волны

Лекция 2


8/2

Электромагнитные колебания и волны

Лекция 3


9/3

Кинематика механических колебаний

Практическое занятие 6


10/4

Динамика механических колебаний

Практическое занятие 7


11/5

Превращения энергии при механических колебаниях

Практическое занятие 8


12/6

Электромагнитные колебания в контуре

Практическое занятие 9


13/7

Превращения энергии в колебательном контуре

Практическое занятие 10


14/8

Переменный ток. Резонанс напряжений и токов.

Практическое занятие 11


15/9

Механические и электромагнитные волны

Практическое занятие 12


16/10

Векторные диаграммы

Контрольная работа № 4 «Колебания
и волны».

Практическое занятие 13

0,5 ч

0,5 ч

VII. Оптика (11 ч)

17/1

Законы геометрической оптики. Построение изображений

Лекция 4


18/2

Оптические системы

Лекция 5


19/3

Законы преломления. Призма.

Практическое занятие 14


20/4

Построение изображений в плоских зеркалах

Практическое занятие 15


21/5

Построение изображений в тонких линзах и сферических зеркалах

Практическое занятие 16


22/6

Оптические системы

Практическое занятие 17


23/7

Волновая оптика

Лекция 6


24/8

Расчет интерференционной картинки

Практическое занятие 18


25/9

Расчет интерференционной картинки

Практическое занятие 19


26/0

Дифракционная решетка

Практическое занятие 20


27/11

Дисперсия света

Контрольная работа № б «Оптика»

Практическое занятие 21

0,5 ч

0,5 ч

VIII. Квантовая физика (2 ч)

28/1

Квантовая физика

Лекция 7


29/2

Уравнение Эйнштейна

Практическое занятие 22


30/3

Применение постулатов Бора

Практическое занятие 23


31/4

Закон радиоактивного распада

Практическое занятие 24


32/5

Применение законов распада в задачах о ядерных превращениях

Практическое занятие 25


33/6

Волны де Бройля

Контрольная работа № 7 «Квантовая физика»

Практическое занятие 26




0,5 ч

0,5 ч

34

Итоговое тестирование











Методические рекомендации при прохождении курса в течение двух лет




При изучении курса «Готовимся к ЕГЭ по физике» в течение 68 ч сохраняются те же рекомендации, что и для изучения 34-часового курса.

Домашние задания можно сделать более объемными: 10 задач с выбором ответа базового уровня, 5 задач повышенного и высокого уровня.

Структура и критерии оценивания контрольных работ остаются прежними.

Большее число аудиторных часов позволяет не ограничиваться решением задач, опирающихся на базовый теоретический курс физики.

В X классе на уроке, посвященном теории погрешностей, можно рассмотреть вопрос о максимальной погрешности косвенных измерений. При этом не следует ограничиваться сообщением готовых формул; в качестве примера можно вывести формулы для расчета максимальной относительной погрешности произведения и частного.

Погрешность измерения - отклонение измеренного значения величины от её истинного (действительного) значения. Погрешность измерения является характеристикой точности измерения.
Чтобы не прибегать к дифференцированию, следует указать на малость погрешностей по сравнению с измеряемой величиной и при выводе пренебречь малыми величинами второго порядка.

При решении задач по механике полезно при возможности решать одну и ту же задачу в разных системах отсчета.

В решении задач по кинематике предпочтительней использовать не формулы пути, пройденного при равномерном или равноускоренном движении, а уравнения движения, определяющие координаты движущегося тела в зависимости от времени.

Следует уделить время решению задач по небесной механике, в том числе с использованием законов Кеплера;

Небе́сная меха́ника - раздел астрономии, применяющий законы механики для изучения движения небесных тел. Небесная механика занимается предвычислением положения Луны и планет, предсказанием места и времени затмений, в общем, определением реального движения космических тел.
Зако́ны Ке́плера - три эмпирических соотношения, интуитивно подобранных Иоганном Кеплером на основе анализа астрономических наблюдений Тихо Браге. Описывают идеализированную гелиоцентрическую орбиту планеты.
подробно остановиться на совместном применении законов сохранения в механике: упругий и неупругий нецентральные удары, разделение неподвижного и движущегося тела на две или более частей, реактивное движение, уравнение Бернулли и его частные случаи — истечение жидкости из отверстия в сосуде, течение жидкости в горизонтальных трубах разного диаметра, измерение давления жидкости в трубах.

В разделе «Молекулярная физика и термодинамика» целесообразно остановиться на двух подходах к изучению тепловых явлений — статистическом и термодинамическом; решить задачи о процессах в газе, не являющихся изопроцессами.

Необходимо рассмотреть условие равновесия смеси газов в сосуде, разделенном полупроницаемой перегородкой. Полупроницаемыми называют перегородки, через которые одни вещества (газы) могут проникать, а другие не могут. Например, металлы палладий и никель проницаемы только для водорода и непроницаемы для других газов, а серебро проницаемо только для кислорода. Когда с обеих сторон от перегородки установятся одинаковые концентрации проникающего через него газа, потоки газа в обе стороны выравниваются и устанавливается динамическое равновесие, т.е. результирующий поток через перегородки равен нулю. Другие газы при этом не проникают через перегородки, их парциальные давления и, соответственно, полные давления по разные стороны от перегородки могут быть различными.

Парциа́льное давление (лат. partialis - частичный, от лат. pars - часть) - давление отдельно взятого компонента газовой смеси. Общее давление газовой смеси является суммой парциальных давлений её компонентов.

При решении задач по термодинамике об изменениях агрегатного состояния вещества нужно обратить внимание учащихся на используемое при решении этих задач уравнение теплового баланса (это не что иное, как частный случай первого закона термодинамики). Особого внимания требуют задачи с не определенным в условии конечным равновесным состоянием вещества.

Круговые процессы могут быть представлены в различных координатах (p,V; V,T; p,T). Необходимо четко объяснять ученикам, что работа газа в круговом процессе определяется по площади полученной фигуры из участков графика только в координатах (р,V).

Следует в краткой, но доступной форме объяснить особенности молекулярного строения жидкостей, физическую природу дополнительной (избыточной) энергии молекул жидкости в ее поверхностном слое и, соответственно, образования поверхностной энергии свободной поверхности жидкости, сил поверхностного натяжения.

Свобо́дная пове́рхность - термин гидромеханики, обозначающий поверхность жидкости, не ограниченную стенками сосуда или русла. В термодинамике свободная поверхность является фазовой границей между жидкостью и находящимся над ней газом или паром.
Пове́рхностное натяже́ние - термодинамическая характеристика поверхности раздела двух находящихся в равновесии фаз, определяемая работой обратимого изотермокинетического образования единицы площади этой поверхности раздела при условии, что температура, объём системы и химические потенциалы всех компонентов в обеих фазах остаются постоянными.
Вопросы смачивания и несмачивания следует увязать с различием в силах притяжения между молекулой жидкости и молекулой (атомом) твердого вещества, с одной стороны, и между молекулами жидкости, с другой. Формулу Лапласа для давления под искривленной поверхностью жидкости можно привести без вывода, только для сферической поверхности. Объяснение капиллярных явлений дать со ссылкой на давление Лапласа; формулу высоты подъема (опускания) жидкости в капилляре вывести как пример применения формулы Лапласа. Привести примеры проявления капиллярных явлений в природе, технике, бытовых условиях. Решить экспериментальные задачи на определение коэффициента поверхностного натяжения.

Раздел «Электростатика» нужно дополнить расчетом напряженности и потенциала поля распределенных зарядов на примерах равномерно заряженных сферы, плоскости, бесконечной тонкой нити, тонкого кольца. Для решения этих задач необходимо ввести понятия линейной и поверхностной плотности заряда.

Плотность заряда - это количество заряда, приходящееся на единицу длины, площади или объёма, таким образом определяются линейная, поверхностная и объемная плотности заряда, которые измеряются в системе СИ: в Кулонах на метр (Кл/м), в Кулонах на квадратный метр (Кл/м²) и в Кулонах на кубический метр (Кл/м³), соответственно.

Рассматривая суперпозицию электрических полей, полезно вернуться к пройденному ранее материалу и решить комбинированные задачи на суперпозицию электрического и гравитационного полей.

Задачи о превращениях энергии при перезарядке конденсаторов в этом курсе следует усложнить, включив в цепь источники тока для того, чтобы учесть работу сторонних сил.

Исто́чник то́ка (в теории электрических цепей) - элемент, двухполюсник, сила тока через который не зависит от напряжения на его зажимах (полюсах). Используются также термины генератор тока и идеальный источник тока.
Закон сохранения энергии в этом случае целесообразно записывать в форме, аналогичной форме записи первого закона термодинамики:

ΔW = A Q,

где ΔW — изменение энергии системы, А - работа сторонних сил, Q — выделившееся при перезарядке количество теплоты (аналогично ΔU = A Q).

Внутренняя энергия термодинамической системы может изменяться двумя способами: посредством совершения работы над системой и посредством теплообмена с окружающей средой. Энергия, которую получает или теряет тело в процессе теплообмена с окружающей средой, называется коли́чеством теплоты́ или просто теплотой.

Расчет разветвленных цепей постоянного тока можно провести с применением правил Кирхгофа.

Правила Кирхгофа (часто, в литературе, называются не совсем корректно Зако́ны Кирхго́фа) - соотношения, которые выполняются между токами и напряжениями на участках любой электрической цепи. Правила Кирхгофа позволяют рассчитывать любые электрические цепи постоянного, переменного и квазистационарного тока.
Достаточно использовать схемы с тремя контурами (один внешний, два внутренних) как наиболее простые для применения правил Кирхгофа. В этом случае получается система трех уравнений (одно - по первому правилу для одного из узлов цепи, два других — по второму правилу для двух из трех контуров). Рекомендуется после составления системы уравнений в общем виде подставить числовые значения для упрощения решения полученной системы.
Система уравнений - это условие, состоящее в одновременном выполнении нескольких уравнений относительно нескольких (или одной) переменных.

В раздел «Постоянный ток» целесообразно включить прикладные вопросы о расчете шунтов и добавочных сопротивлений (способ изменения цены деления амперметра или вольтметра).

Следует рассмотреть задачи о нелинейных элементах в цепях постоянного тока (идеальном полупроводниковом диоде, газоразрядной трубке и т.д.) при прямом и обратном включениях.

В XI классе в разделе «Магнитное поле, электромагнитная индукция» необходимо рассмотреть задачи о движении частиц при одновременном действии на них электрического и магнитного полей (случаи движения частицы по винтовой линии или по прямой).

Полупроводнико́вый дио́д - полупроводниковый прибор, в широком смысле - электронный прибор, изготовленный из полупроводникового материала, имеющий два электрических вывода (электрода). В более узком смысле - полупроводниковый прибор, во внутренней структуре которого сформирован один p-n-переход.
Винтовой линией обычно считается цилиндрическая винтовая линия - кривая в трёхмерном пространстве с параметрическим уравнением вида

Исследуя движение металлических перемычек (подвижный проводник в замкнутом контуре в магнитном поле) и применяя закон электромагнитной индукции, следует при определении ЭДС индукции использовать эквивалентные схемы: существование ЭДС индукции эквивалентно действию источника тока с ЭДС, равной ЭДС индукции, возникающей на данном участке цепи. Знаки полюсов определяют, применяя правило Ленца и правило левой руки. Составив эквивалентную схему, для ответа на поставленный в задаче вопрос, можно воспользоваться правилами Кирхгофа. Следует рассмотреть частный случай: возникновение разности потенциалов на противоположных параллельных поверхностях массивного проводника, расположенного в магнитном поле, при прохождении по нему электрического тока;

Электри́ческое напряже́ние между точками A и B электрической цепи или электрического поля - физическая величина, значение которой равно работе эффективного электрического поля (включающего сторонние поля), совершаемой при переносе единичного пробного электрического заряда из точки A в точку B.
массивный проводник при этом неподвижен (эффект Холла).

В разделе «Колебания и волны» нужно рассмотреть механические колебания как результат действия квазиупругих сил. Раздел полезно дополнить рассмотрением эффекта Доплера в акустике и указать на проявление этого же эффекта в оптике.

Электри́ческий ток - направленное (упорядоченное) движение частиц или квазичастиц - носителей электрического заряда.
Эффе́кт До́плера - изменение частоты и, соответственно, длины волны излучения, воспринимаемое наблюдателем (приёмником), вследствие движения источника излучения и/или движения наблюдателя (приёмника). Эффект назван в честь австрийского физика Кристиана Доплера.

Простейшие колебательные системы (математический и пружинный маятник) рассматривают в случаях ускоренного движения точек подвеса маятников и влияния внешних сил на движение маятников (например, действие электрического поля на заряженное тело, входящее в систему маятника).

Пружинный маятник - механическая система, состоящая из пружины с коэффициентом упругости (жёсткостью) k (закон Гука), один конец которой жёстко закреплён, а на втором находится груз массы m.
При рассмотрении электромагнитных колебаний и волн целесообразно использовать аналогию электромагнитных и механических колебаний.

В решении задач о цепях переменного тока, резонансе напряжений и токов целесообразнее использовать векторные диаграммы, чем готовые формулы. Для последовательного соединения элементов цепи используют векторную диаграмму напряжений, а для параллельного - векторную диаграмму токов.

Рассматривая превращения энергии в колебательном контуре, наибольшее внимание уделяют применению закона сохранения и превращения энергии в схемах колебательного контура при изменении его параметров (индуктивности и электроемкости). Здесь могут также быть рассмотрены задачи с подключением в колебательный контур активного сопротивления (выделение теплоты на активном сопротивлении). Полезно вернуться к цепям постоянного тока и обсудить роль катушек индуктивности и конденсаторов в процессах установления равновесия при размыкании или замыкании цепи.

Кату́шка индукти́вности - винтовая, спиральная или винтоспиральная катушка из свёрнутого изолированного проводника, обладающая значительной индуктивностью при относительно малой ёмкости и малом активном сопротивлении.

В задачах о периодических процессах следует широко использовать графики и таблицы.

В разделе «Геометрическая оптика» задачи о построении изображений в зеркалах и линзах усложняются рассмотрением изображений движущихся предметов. Полезно решить задачи на построение изображений в двойных зеркалах (показать, что все изображения точки в паре плоских зеркал находятся на одной окружности, центр которой расположен на ребре двухгранного угла, образованного зеркалами; получить формулу, позволяющую определить число изображений в двойных плоских зеркалах).

Применением известных учащимся законов отражения и преломления будут, по сути дела, задачи на построение изображений в плоскопараллельных пластинах, сферических зеркалах.

Следует также рассмотреть зависимость оптической силы линзы от показателя преломления среды и радиусов кривизны сферических поверхностей линзы. Выяснить, как определяется оптическая сила и увеличение оптической системы для случаев, когда отдельные элементы системы расположены вплотную друг к другу и на расстоянии друг от друга. Рассмотреть случай расположения линзы на границе раздела сред с различными показателями преломления.

Граница раздела (англ. interface) - переходный слой между двумя фазами или поверхность касания двух зерен в поликристаллических материалах.
Показа́тель преломле́ния (абсолютный показатель преломления) вещества - величина, равная отношению фазовых скоростей света (электромагнитных волн) в вакууме и в данной среде n = c v }} . Также о показателе преломления говорят для любых других волн, например, звуковых.
Опти́ческая си́ла - величина, характеризующая преломляющую способность осесимметричных линз и центрированных оптических систем из таких линз. Измеряется в диоптриях (обозначение: дптр): 1 дптр=1 м−1. Диоптрия не входит в Международную систему единиц (СИ) и считается внесистемной единицей.
Кривизна́ - собирательное название ряда характеристик (скалярных, векторных, тензорных), описывающих отклонение того или иного геометрического «объекта» (кривой, поверхности, риманова пространства и т. д.)
Оптическая система (англ. optical system) - совокупность оптических элементов (преломляющих, отражающих, дифракционных и т. п.), созданная для преобразования световых пучков (в геометрической оптике), радиоволн (в радиооптике), заряженных частиц (в электронной и ионной оптике).
Волна́ - изменение некоторой совокупности физических величин (характеристик некоторого физического поля или материальной среды), которое способно перемещаться, удаляясь от места его возникновения, или колебаться внутри ограниченных областей пространства.

В волновой оптике нужно не ограничиваться решением формальных задач на условие возникновения интерференционных экстремумов, а рассмотреть конкретные интерференционные картины от двух отверстий, зеркал Ллойда и Френеля, бипризмы Френеля. Рассматривая интерференцию в тонких пленках, нужно решить практическую задачу о просветлении оптики, задачу о кольцах Ньютона, клинообразных пластинах. Все виды задач необходимо рассмотреть как в проходящем, так и в отраженном свете.

В раздел «Квантовая физика» необходимо включить вопрос о квантово-волновом дуализме, не рассмотренный в некоторых учебниках физики; рассчитать длину волны де Бройля для классической (v << с) и релятивистской (v ≈с) частиц.

Длина́ волны́ - расстояние между двумя ближайшими друг к другу точками в пространстве, в которых колебания происходят в одинаковой фазе.

При решении задач о давлении света следует вернуться к вопросу о механизме давления газа и при решении задач использовать модель фотонного газа. Задачи о фотоэффекте нужно разнообразить определением характеристик фотоэффекта (ток насыщения, красная граница фотоэффекта, работа выхода, запирающее напряжение и т.д.) и постоянной Планка, используя график.

Абсолютно чёрное тело - физическое тело, которое при любой температуре поглощает всё падающее на него электромагнитное излучение во всех диапазонах.
Работа выхода - разница между минимальной энергией (обычно измеряемой в электрон-вольтах), которую необходимо сообщить электрону для его «непосредственного» удаления из объёма твёрдого тела, и энергией Ферми.
Постоя́нная Пла́нка (квант действия) - основная константа квантовой теории, коэффициент, связывающий величину энергии кванта электромагнитного излучения с его частотой, так же как и вообще величину кванта энергии любой линейной колебательной физической системы с её частотой.

В задачах о линейчатых спектрах излучения и поглощения энергии атомом обратить внимание на границу применимости постулатов Бора; не ограничиваться только атомом водорода, использовать понятие водородоподобного атома (иона) – ;и т.п.

Эмиссионный спектр (< лат. emissio - испускание), спектр излучения, спектр испускания - относительная интенсивность электромагнитного излучения объекта исследования по шкале частот.
Атом водорода - физико-химическая система, состоящая из атомного ядра, несущего элементарный положительный электрический заряд, и электрона, несущего элементарный отрицательный электрический заряд. В состав атомного ядра может входить протон или протон с одним или несколькими нейтронами, образуя изотопы водорода.