Главная страница
Контакты

    Главная страница


Использование компьютерных технологий в работе с дезадаптированными детьми и подростками

Скачать 23.27 Kb.



Скачать 23.27 Kb.
Дата22.03.2018
Размер23.27 Kb.

Использование компьютерных технологий в работе с дезадаптированными детьми и подростками







Использование компьютерных технологий в работе

с дезадаптированными детьми

и подростками






Минаева Алла Леонидовна

Преподаватель информатики








г. Иркутск




Поскольку социальная адаптация - это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития индивида. Признаки социальной дезадаптации - нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

В исследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:

- наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);
- психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания);
- социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества).

Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностями детей и подростков.

К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью.

Постоянную тенденцию к увеличению дезадаптированных детей и подростков имеет социальное сиротство, т.е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся беспризорниками.

Однако социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом социально - дезадаптированных детей и подростков.

Очень важно показать дезадаптированным детям и подросткам, что наряду с внешним миром, который он может увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый, труднодоступный, внутренний мир человека – мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого человека свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд и на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми.

В настоящее время широкое применение в образовательном процессе и реабилитационной работе с детьми имеют компьютерные технологии. Введение современных технологий обучения и развития детей позволяет более полно реализовывать реабилитационный потенциал ребенка. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Компьютерные программы – это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики. Их использование способствует повышению эффективности обучения детей, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей, знакомству с компьютером, формированию навыков работы с техническим оборудованием, приобретению сквозных профессиональных навыков, является способом борьбы со стрессами, избавляет от чувства одиночества, комплекса неполноценности, скуки, изоляции и одиночества из-за физических или психических недостатков.

Технические возможности современных персональных компьютеров позволяют работать на них детям практически с любыми физическими патологиями. Компьютеры широко используются в различных сферах деятельности человека, и овладение навыками работы на компьютере дает детям возможность независимого существования и интеграции в общество.

Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность учащихся. Подчас помогают провести трудную для детей работу на подсознательном уровне. Многие школьники имеют проблемы с чтением, не любят читать. С экрана ребята охотно читают, полагая при этом, что они играют, «смотрят кино».

Норма «экранного» времени для детей необходимо соблюдать: для дошкольников - 10 минут, для детей 7-9 лет - 15-20 минут, для учащихся 10-16 лет – не более 30-40 минут.

Использование развивающих компьютерных программ позволяет решать следующие задачи:

  1. выявление «скрытых» проблем в развитии каждого ребенка

  2. формирование у детей интереса к компьютеру, к играм с использованием компьютерных программ

  3. развитие у школьников знаний об окружающем мире, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач.

Именно компьютер может помочь предоставить ребенку возможность совершать те действия, которые невозможны в реальной жизни, но которые необходимы для формирования полноценной системы когнитивных действий и понятий в этой области.

Общение детей с компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления. Компьютерные игры возникли для моделирования различных социально-психологических процессов, стали тренировочными системами для обучения разным видам социальной деятельности. Эту функцию прямо воплощает в себе такой жанр компьютерных игр, как имитационные компьютерные игры (называемые также - симуляторами). Имитация управления автомобилем, самолетом, другой техникой имеет свой спрос и в военной и в гражданской сфере жизни. Но не только симуляторы, но другие типы компьютерных игр - стратегии, ролевые игры, квесты, аркады также моделируют жизненную реальность. Стратегические игры с различными уклонами - экономическим, военным или фэнтезийным используются в соответствующих институтах образования при подготовке экономистов, военных, литературоведов. Таким образом, при наличии компьютера пользователь получает возможность решать практические задачи в своей специальности, так как в компьютерных играх смоделирован определенный игровой мир, отражающий структуру, стратегии развития, основные действующие лица, ресурсы  какой-либо профессиональной реальности. В таком игровом мире пользователь может решать учебные или научные частные задачи, или строить глобальные стратегические планы развития, рассчитывать различные варианты развития социальной реальности.

Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

Обучающие игры. Комплексы для детей, включающие разнообразные задачи на развитие мышления, внимания, памяти были первыми программами, выпущенными для детей. В этих играх блоки задач объединены в общую игровую оболочку с некими сопровождающими персонажами из мультфильмов, которые подбадривают пользователя, начисляют очки, и рассказывают, как переходить к следующему заданию. Общая игровая оболочка делается в форме некоего путешествия, приключения в котором необходимо последовательно, или в произвольном порядке решить различные игровые задачи. Такое оформление позволило назвать эти игры приключенческими, но по существу это комплексы для обучения и развития познавательных способностей. Таковы комплексы: "Учимся пользоваться мышкой", "Компьютер для дошкольников", "Гарфилд" компании "Никита" и другие.

Приключенческие игры. Эти игры представляют собой некое путешествие, в которое предлагается вступить играющему, где ему придется решать различные задачи и преодолеть препятствия. Игры построены на сюжетах сказок, мифов, литературных произведений или известных мультфильмов. Как правило, в каждом эпизоде герою необходимо добыть какой-либо полезный предмет (волшебное средство), который пригодится ему на каком-либо последующем этапе. Целью игры являются различные варианты борьбы против злых сил, выполнение королевского поручения, освобождение принцессы, освобождение от зла какого-либо города. Данный жанр иногда именуется как - квесты. Квесты больше подходят для детей младшего и среднего школьного возраста, так как являются более простыми по сравнению с ролевыми и стратегическими играми.

Ролевые игры. Также как и квесты, ролевые игры являются путешествием с прохождением разных этапов. Основной стратегией в ролевых играх является улучшение личностных качеств сначала одного героя, с которым вы начали игру, и, затем, нескольких героев вошедших по ходу игры в ваш отряд. В начале игры вам предлагается выбрать себе персонажа, с помощью которого вы будете играть. Каждый персонаж, среди представляемых вам, отличается какими-то личностными качествами. У воина лучше сила, выносливость, владение оружием; у купца умение договариваться с людьми, у вождя умение собирать отряд. Выбор определенной роли, с помощью которой вы будете играть, и обусловливает название этих игр, как ролевых. По ходу игры, вам необходимо собрать команду (5-7 лиц) из разных персонажей, т.е. разных ролей, т.к. в походе для различных задач нужно специально обученные для этого лица. Итак, специфика ролевых игр заключается в овладении той роли, которую вы выбрали для себя, умелом управлении ролями персонажей вашего отряда, в улучшении личностных качеств персонажей своего отряда.

Стратегические игры. Цели стратегических игр такие же, как и в предыдущих жанрах - победить всех врагов на различных этапах игры. Но это достигается другими средствами и методами. Если в ролевых играх главным является улучшение параметров (личных ресурсов) героя, то в стратегиях задачей является накопление и управление такими ресурсами, как - деньги, армии, население стран и городов, полезные ископаемые, электроэнергия и другое. В стратегических играх от играющего требуется не только оперативная реакция на изменение окружающей обстановки, но и долговременное планирование. В качестве принимаемой роли здесь можно почувствовать себя генералом победоносной армии, руководителем процветающего государства или вождем межзвездной империи.

Развивающий эффект зависит от дизайна игры, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. В игре он может контролировать уровень сложности, правила, способы решения проблем, что позволяет создавать когнитивные конструкты, недоступные предыдущему поколению.

Однако, есть игры, которые, наоборот, плохо воздействуют на интеллект и психику, например стрелялки. Хотя даже спокойные компьютерные игры могут затормозить развитие ребенка. Это происходит тогда, когда реальный мир подменяется виртуальным, когда человек не может оторваться от компьютера. Это уже зависимость. И если взрослые, в основном контролируют себя, то ребенку сложнее справиться с ней. Иногда не обойтись без помощи психолога.

Компьютерные технологии являются эффективным средством в реабилитационной работе с дезадаптированными детьми. Применение компьютерных игр показало эффективность для развития и коррекции сенсомоторики, внимания, мышления, коммуникативных навыков и в целом, в сфере образования. Компьютерные игры позволяют детям познавать окружающий мир и вовлекают их в развивающую деятельность, формируя культурно одобряемые знания и умения.

Таким образом, в нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.











ЛИТЕРАТУРА

  1. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопрос психологии. – 1993

  2. Галанина М., Лильин Е. Мы маленькие дети, нам хочется играть. 1995

  3. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры // Информатика и образование. – 1994.

  4. Джуди Солпитер. Дети и компьютер: настольная книга родителей. - М., 1996.

  5. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей и родителей. - М., 1998.

  6. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. Психологический журнал, 1999, том 20, №1, с. 86-102.

  7. Холостова Е.И, Социальная работа с дезадаптированными детьми. М.,2007

  8. Хоменко М.Г. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних. Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М.: НИИ семьи, 1997.

Конец формы


Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Получить доступ
Узнать подробнее
  • Другое

  • Использование компьютерных технологий в работе
  • Обучающие игры.
  • Приключенческие игры.
  • Ролевые игры.
  • Стратегические игры.
  • Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку