Главная страница
Контакты

    Главная страница


Использование образовательной ИКТ в рамках реализации ФГОС

Скачать 128.09 Kb.



Скачать 128.09 Kb.
Дата11.04.2017
Размер128.09 Kb.

Использование образовательной ИКТ в рамках реализации ФГОС


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.

Сама́рская о́бласть - субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.
Школа Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области


Адрес:446602,Самарская область, муниципальный район Нефтегорский,с.Утевка, ул. Льва Толстого, д.26

Телефон:8-846-70-3-11-47,8-846-70-3-13-96(факс)

E-mail: utschool@mail.ru

______________________________________________________________________










Методическая разработка по теме:


«Использование образовательной ИКТ

в рамках реализации ФГОС»







Работу выполнила:

Рахмаева Равиля Назымовна,






Содержание



1. Введение……………………………………………………………………….

3

2. Основная часть……………………………………………………………......

4

3. Теоретическое обоснование проблемы…………………..………………...

4

4. Информационные технологии обучения ……………………………………

8

5. Практическая часть……….…………………………………………………...

10

6. Принципы использования мультимедиа на уроках…………………...….....

12

7. Заключение………………………………………………………………...…..

15

8. Используемая литература…………………………………………..………...

16

9. Приложение. Технологическая карта урока…………………………………

17


















Введение

Стратегия развития современного образования и пути изменения его системы, направленные на повышение качества, изложены в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения» [1].

Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Анализируя содержания нормативных документов (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс].
Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.)
– Режим доступа:
http mon.gov.ru/dok/akt/6591/ [3], ФГОС основного образования – Режим доступа ://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959) [2], можно сделать вывод, что информатизация образования рассматривается в качестве приоритетного направления информатизации российского общества в целом.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики  заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.
   
В связи с этим, вопрос поиска новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, становится актуальным. Я считаю, в данном аспекте, наиболее эффективным применение на уроках математики информационно – коммуникационных технологий.

Цели использования ИКТ

Цели использования компьютера на уроках математики следующие: развитие межпредметных связей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности;

Компьютерная грамотность (англ. Computer literacy) - владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества.
развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.



Основная часть.

Теоретическое обоснование проблемы

Познакомившись с  разделом ФГОС  «11.3. Математика и информатика» видим, что  рассматривая стандарты,  важно обратить внимание на  увеличение активных форм работы. Они  направлены на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства, эффективно  использовать  компьютеры  и информационные технологии  для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).
Все это способствует поддержанию интереса  учащихся к математике,  более качественному обучению [2].
                    Именно  ИКТ - технологии  предназначены для  лучшего  освоения  содержания курса   математики, отработки умения  понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации, что особенно важно  и необходимо для современного человека.  

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности для творчества учащихся и педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. При организации учебного процесса информационные технологии становятся средством активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими более высоких образовательных результатов.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
При этом одновременно ставится цель устранения перегрузок учащихся. Реализация всех этих задач возможна только при активном внедрении современных образовательных технологий, в том числе информационных.

Информационные технологии характеризуются средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые они содержат:

техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);

программная среда (набор программных средств);

предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

Програ́ммное обеспе́чение (допустимо также произношение обеспече́ние) (ПО) - все или часть программ, процедур, правил и соответствующей документации системы обработки информации (ISO/IEC 2382-1:1993).
Нау́ка - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).

Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.

Что же нужно, чтобы урок прошел с использованием ИКТ?

Во-первых, оборудование, как минимум один компьютер, в идеале – автоматизированное рабочее место преподавателя, несколько рабочих мест ученика, видеопроектор, интерактивная доска.

Рабо́чее ме́сто - это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.
Передача информации - физический процесс, посредством которого осуществляется перемещение знаков (сведений, способных предоставлять информацию) в пространстве или осуществляется физический доступ субъектов к знакам.
Автоматизи́рованное рабо́чее ме́сто (АРМ) - программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида АС. При разработке АРМ для управления технологическим оборудованием как правило используют SCADA-системы.

Во-вторых, учитель, который владеет навыками работы на компьютере, знаком с правилами работы с мультимедийным проектором, интерактивной доской [5].

В-третьих, компакт-диски с цифровыми образовательными продуктами. Как показывает опыт, уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот, делают общение ученика с учителем более содержательным, индивидуальным и деятельным [6].

Компью́тер (англ. computer, МФА: [kəmˈpjuː.tə(ɹ)] - «вычислитель») - устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода.

Для подготовки и проведения уроков алгебры, геометрии, математики возможны следующие методы по использованию цифрового образовательного ресурса на уроке.

Изучение нового материала

1. Фронтальная работа с классом

2. Самостоятельная работа учащихся с электронным изданием. Ученик получает от учителя:

Ученик самостоятельно работает с электронным изданием.

Отработка учебных навыков по теме

1. Фронтальный опрос. Учитель использует проектор с презентацией учебных материалов без звукового сопровождения, ученики их озвучивают.

2. Самостоятельная работа учащихся с математическими тренажерами и обучающими программами по алгебре, геометрии, математике.

3. Занятия практикумы

4. Лабораторные работы

5. Самостоятельная работа учащихся

6. Контроль знаний

Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы (отсутствие письменных заданий), проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Интерактивность (от англ. interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, дизайн, в частности проектирование взаимодействия, и других.

При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой [8].

Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения.

Те́хника (от др.-греч. τεχνικός, от τέχνη - искусство, мастерство, умение) - обобщающее наименование технических средств ("средства труда"). Понятие техники охватывает технические изделия, ранее не существовавшие в природе и изготовленные человеком для осуществления какой-либо деятельности - машины, механизмы, оборудование, аппараты, приспособления, инструменты, приборы и т. д.
Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами. Урок может проводиться в компьютерном классе, или в кабинете, оборудованном интерактивной доской (при непрерывной работе за компьютером  или с интерактивной доской) для учащихся 8-9-х классов - 25минут, 10-11-х классов – 30 минут.      Но учитель должен понимать, что  ИКТ   это не  самоцель,  а инструменты, позволяющие  активизировать учебную деятельность учащихся,  ресурсы призванные помогать интересно и доступно  объяснять  математические понятия, решать различные задачи,  контролировать  знания учащихся  и т.д.  При подготовке к уроку  математики учителю в первую очередь следует четко определить цели и задачи урока, его  место  в учебном плане [9].

С сентября 2013 года учащиеся 5-х классов перешли на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам.

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .


Какие требования выдвигает новый ФГОС?

Стандарт выдвигает три группы требований:

Требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Требования к структуре основной образовательной программы.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются
универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе школы.
Теория деятельности или деятельностный подход - школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского.


Обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы является
математическое образование.

Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества;

Общее образование Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Образовательная программа - согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
сформированность основ гражданской идентичности;
Гражда́нская иденти́чность (также государственно-гражданская идентичность, национально-гражданская идентичность) - индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.

метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальным учебным действиям (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Зна́ние - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. В широком смысле слова, знание - это образ реальности субъекта в форме понятий и представлений. Знание в узком смысле - это обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.
Предме́тная о́бласть - множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории. В логике - подразумеваемая область возможных значений предметных переменных логического языка.
Научная картина мира - одно из основополагающих понятий в философии науки - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.) Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

Практическая часть

Практика использования информационных технологий подтверждает теоретические предположения, что ИКТ способствуют:

развитию аналитических способностей (анализ информационных моделей, сравнение, обобщение);

развитию психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение, восприятие);

формированию коммуникативных навыков;

развитию умения строить информационные модели изучаемых процессов;

Информационная модель - модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта и позволяющая путём подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта[источник не указан 467 дней].

развитию умения предвидеть последствия принимаемых решений и делать правильные выводы.

Мои задачи как учителя математики следующие:

Обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;

Формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;

Подготовить учащихся использовать информационные технологии и другие информационные структуры.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.

Физиоло́гия (от греч. φύσις - природа и λόγος - знание) - наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов (см. нормальная физиология)

С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.

Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий.

Использование ИКТ на этапах процесса обучения

Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:

самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

использование тренинговых (тренировочных) программ;

использование диагностических и контролирующих материалов;

выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

использование компьютера для вычислений, построения графиков;

использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

использование игровых и занимательных программ;

использование информационно-справочных программ.

При выборе условий для использования ИКТ мною учитываются:

наличие соответствующих изучаемой теме программ;

количество компьютеризированных рабочих мест;

готовность учеников к работе с использованием компьютера;

возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.

Виды реализации ИКТ

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Творческая работа - результат творческих усилий человека. Под это понятие попадают изобразительное искусство, литература, живопись, музыка, хореография и т. д.
Информа́тика (фр. Informatique; англ. Computer science) - наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.
Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно [7].

Принципы использования мультимедиа на уроках

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.



Принцип природосообразности.

Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Презента́ция (от лат. praesento - представление) - документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, CQ y, продукта и т.п.). Цель презентации - донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности.

Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности: использование уроков-презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно [7].

Практикую проведение таких уроков, как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

На своих уроках использую диски учебно-методической поддержки по математике. Однако, не все имеющиеся в школьной медиатеке диски, обучающие программы соответствуют изучаемому материалу, не учитывают особенности класса, содержания программы. Поэтому их использую не в полном объеме, а конкретные только темы или задания.

По функциональному назначению компьютерные программы условно можно разделить на четыре основных вида:

  • информационно-иллюстративные (заменяют обычные наглядные пособия и традиционные аудио-визуальные средства обучения);

    Сре́дства обуче́ния - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
    Компью́терная програ́мма - 1) комбинация компьютерных инструкций и данных, позволяющая аппаратному обеспечению вычислительной системы выполнять вычисления или функции управления; 2) синтаксическая единица, которая соответствует правилам определённого языка программирования, состоящая из определений и операторов или инструкций, необходимых для определённой функции, задачи или решения проблемы.

  • развивающие программы (ориентированы на развитие памяти, внимания, логики, пространственного мышления учащихся);

  • обучающие программы (предполагают исследовательскую работу учащихся за компьютером или программы-тренажеры для получения определенных навыков);

    Иссле́дование ( «следование изнутри») в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо.

  • контролирующие программы (чаще всего программы тестирования уровня обученности учащихся. Такие программы предполагают индивидуальный опрос каждого учащегося).

       Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в основной школе отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года.

Предмет «Математика» в 5-6 классах включает арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а так же элементы вероятностно-статистической линии.

Согласно проекту Базисного учебного (образовательного) плана в 5-6 классах изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет). На изучение математики в 5-6 классах отводится 350 часов.

На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе - урок.


Заключение



Чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным. Использование ЭОР на уроках математики  позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) - совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.
Использование ИКТ и ЭОР  на уроках математики в условиях введения ФГОС    предполагает индивидуальный подход ко всем учащимся,  можно организовать работу в уровневых группах, в парах, индивидуальные образовательные траектории.   

При подготовке к уроку  математики учителю в первую очередь следует четко определить цели и задачи урока, его  место  в учебном плане. Выбрать  тип урока, форму урока, последовательность изложения учебного материала,  ЭОР  и использование ИКТ - средств, способ подачи информации,  продумать доступность и целостность изложения материалов урока,  достаточность  методических комментариев, набор упражнений,  средств контроля и самоконтроля, определить  домашнее задание  и  варианты подведения итогов.  Все эти моменты я попыталась описать на примере технологической карты урока  в 5 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Дробь в математике - число, состоящее из одной или нескольких частей (долей) единицы. Дроби являются частью поля рациональных чисел. По способу записи дроби делятся на два формата: обыкновенные вида ± m n }} и десятичные.







Используемая литература:

  1. Федеральный закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.

    Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодёжной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

  4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru

  5. Лапчик М.П., ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. ОмГПУ.

  6. Белякова, В.Н. Повышение мотивации и развитие когнитивных способностей учащихся посредством современных образовательных технологий на уроках математики / В.Н. Белякова // Управление качеством образования.-2010.-№7.-С.66-91.

  7. Бершадский, М.Е. Технологический концепт эффективного обучения / М.Е. Бершадский // Народное образование (электронная версия).-2010.-№7.-С.110-117.

    Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

  8. Жиленкова, Л.С. Использование социальных сетей Интернета при обучении школьников / Л.С. Жиленкова // Образование в современной школе.-2011.-№4.-С.29-33.

  9. Сивак, С.О. Повышение качества образования через использование инновационных технологий: [Использование интерактивной доски на уроках математики] / С.О.

    Иннова́ция, нововведе́ние - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
    Сивак // Управление качеством образования.-2012.-№1.-С.55-59.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Технологическая карта урока:

Виленкин Н. Я. Математика. 5 кл: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2012. – 288 с. : ил.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

8. Цель урока: познакомить учащихся с правилом сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; обеспечить осмысленное усвоение новых знаний; выработать навыки сложения и вычитания дробей; развивать грамотную математическую речь.

9. Тип урока: комбинированный

10. Задачи:

- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями

-развивающие: (формирование регулятивных УУД) формирование и развитие мыслительных операций, формирование умения работать в совместном поиске; развитие логического мышления;

Мышле́ние - это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.
Ло́гика (др.-греч. λογική - «Философский термин», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
умения ставить перед собой цель и планировать свою работу.

-воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) воспитать самостоятельность и познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, привитие интереса к предмету; пропаганда здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

11.Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая технология.

12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран, электронные ресурсы [4].

13.Технологическая карта урока.

Название используемых ЭОР и время работы с ними


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время по этапам

(в мин.)


Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

Организационный момент


Учитель приветствует учащихся и настраивает их на учебную деятельность, проверяет наличие учебника, тетради, ручки, карандаша.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, записывают число в тетрадях.

3


Целеполагание.


Личностные: самоопределение.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2

Проверка домашнего задания

http://school-collection.edu.ru (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ce0882cf-3a59-4597-9483-f5c6e0b10d77/)

Математическая игра. Классификация обыкновенных дробей по видам: правильные и неправильные дроби, сократимые и несократимые дроби.

В математике, несократимая дробь (также приведённая дробь) - дробь, которую невозможно сократить. Иначе говоря, значение несократимой дроби не допускает более простое представление в виде дроби. В случае обыкновенных дробей «более простое» означает: с меньшим (но натуральным) знаменателем.

Bag (3 мин)

Организует проверку домашнего задания. Демонстрирует ЭОР, комментирует его выполнение и задает вопросы.

Учащиеся слушают учителя, работают фронтально. Отвечают на вопросы учителя. Работают с ЭОР.

7

Анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.


Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.



выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции коммуникации; учёт разных мнений.

3

Актуализация знаний

htthttp://fcior.edu.ru/card/5756/zadanie-v-kartinkah-po-teme-perevod-smeshannogo-chisla-v-nepravilnuyu-drob-p2.html#

Задание в картинках по теме «Перевод смешанного числа в неправильную дробь». П2 

MK05_071_k02 (3 мин)

Демонстрирует ЭОР, даёт задание, комментирует его выполнение, оценивает работу учащихся.

Работают с ЭОР самостоятельно. Комментируют выполнение работы, отвечают на вопросы учителя.

7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником; постановка вопросов;

коллективное обсуждение проблем

4

Изучение нового материала

http://fcior.edu.ru/card/5198/slozhenie-drobey-s-odinakovymi-i-raznymi-znamenatelyami-slozhenie-smeshannyh-chisel-i1.html#

Сложение дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Сложение смешанных чисел. И1 

M05_072_i01(3 мин)

http://fcior.edu.ru/card/1343/vychitanie-drobey-s-odinakovymi-i-raznymi-znamenatelyami-vychitanie-smeshannyh-chisel-i1.html#

Вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Вычитание смешанных чисел. И1 

M05_073_i01 (1)(3 мин)

Предлагает решить задачу. Создаёт проблемную ситуацию. Помогает сформулировать тему урока. Демонстрирует ЭОР.

Отвечают на вопросы учителя. Работают с ЭОР фронтально. Формулируют тему урока.

Формулируют правила сложения и вычитания обыкновенных дробей.

Делают в тетрадях необходимые записи.

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия; формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, использование знаково-символических средств

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, прогнозирование

Коммуникативные: постановка вопросов, коллективное обсуждение проблем (при необходимости),

инициативное сотрудничество.


5

Физкультминутка


Организует и проводит занятие.

Слушают учителя и выполняют его задание.

3



Потребность в здоровом образе жизни. Осознание ценности здоровья


6

Первичное закрепление. Подведение итогов первого урока.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f88f945-a5fb-45d9-b6ff-4d593133e036/24_2_fr1.ppt

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

24_2_fr1 (3 мин)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5443ad0b-c454-45b5-b7ed-d86080979a1d/24_2_fr2.ppt

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

24_2_fr2[1] (3 мин)

Организует первичное закрепление. Демонстрирует ЭОР, комментирует его и организует работу с ним.

Слушают учителя. В парах работают с ЭОР, комментируют его выполнение.

10

Анализ и синтез объектов.

Выделение и формулирование познавательной цели, умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, рефлексия способов и условий действия.


Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция


Коммуникативные: умение работать в парах; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7

Изучение нового материала.

http://fcior.edu.ru/card/13138/vychitanie-pravilnoy-drobi-iz-edinicy-vychitanie-chisel-s-celoy-i-drobnoy-chastyu-i2.html#

 Вычитание правильной дроби из единицы. Вычитание чисел с целой и дробной частью.

Дробная часть числа - кусочно-линейная функция, определённая на вещественных числах x и равная разности между x и целой частью (антье) ⌊ x ⌋ числа x .
И2 

M05_073_i02 (5 мин)

Демонстрирует ЭОР, комментирует его.

Слушают учителя, работают с ЭОР, делают соответствующие записи, формулируют правило.

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия; формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, прогнозирование


Самоопределение с целью получения наивысшего результата Коммуникативные: постановка вопросов, коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

инициативное сотрудничество


8

Закрепление изученного.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd87db8a-22ac-446f-8bb1-a6a7f83c8a2c/24_3_fr1.ppt

Сложение и вычитание дробей

24_3_fr1 (5 мин)

Даёт задание, организует взаимопроверку учащихся. Демонстрирует ЭОР, комментирует его, организует работу по нему.

Работают фронтально. Знакомятся с заданием.

Повторяют правила сложения и вычитания обыкновенных дробей.

Решают примеры и выполняют взаимопроверку в парах, сравнивают полученные результаты с результатами на экране.

12

умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера

9

Контроль знаний. Математический диктант.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a951e93-d301-42c3-a811-4131719e2d3a/24_2_md(2).ppt

Математический диктант

24_2_md(2) (6 мин)


Организует самостоятельную работу учащихся. Демонстрирует ЭОР, комментирует его.

Слушают комментарии учителя. Самостоятельно работают с ЭОР. Проводят самопроверку.

8

Анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, использование знаково-символических средств


Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Самоопределение с целью получения наивысшего результата; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения.



10

Рефлексия.


Учитель подводит итог урока, делает выводы. Просит повторить правила сложения и вычитания обыкновенных дробей. Оценивает работу учащихся и выставляет отметки в журнал.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на его вопросы, анализируют свою работу на уроке, выставляют отметки в дневники

7

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия


Оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

11

Задание домашней работы

http://fcior.

Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
edu.ru/card/9020/zadanie-v-kartinkah-po-teme-slozhenie-i-vychitanie-drobey-s-odinakovymi-znamenatelyami-k1.html#

Задание в картинках по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». К1 

MK05_072_k01


Задаёт домашнее задание, комментирует его.

Записывают в дневники домашнее задание, слушают комментарии учителя.

3



Личностное самоопределение