Главная страница
Контакты

    Главная страница


Исследовательская работа по социологии на тему "Роль бабушки в социальном развитии современного внука".

Скачать 117.11 Kb.



Скачать 117.11 Kb.
Дата20.04.2017
Размер117.11 Kb.

Исследовательская работа по социологии на тему "Роль бабушки в социальном развитии современного внука".



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»















«Роль бабушки в социальном развитии современного внука»

(Исследовательская работа)







Работу выполнил: ученик 6 а класса

Кротов Евгений

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Дьякова Ольга Станиславовна









Благовещенск, 2015



Паспорт проекта



Введение…………………………………………..…………………………….…3

Глава 1. Бабушки и внуки, а также их родители

    1. Традиционная роль бабушки……………………………...………..5

    2. Бабушка и современность…………………………………………..6

Глава 2. Исследование отношений бабушки и современного внука

2.1. Проведение анкетирования среди младших школьников…………..8

2.2. Опрос «Какая твоя бабушка»?............................................................11

2.3. Анализ социально-экономического паспорта школы……………...13

Заключение……………………………………………………………………….15

Литература…………………………….……………………………………...….16

Приложения………………………………………………………………...……17























Введение

Активный ритм современной семьи оставляет совсем немного времени для развития подрастающего поколения. Поэтому трудно представить жизнь современного ребенка без участия бабушки.

Интерес к теме исследования возник в 5 классе, когда я увидел, что многих учеников начальных классов приводят и забирают из школы именно бабушки. Бабушки водят внуков в учреждения дополнительного образования, вместе посещают бассейн, приводят в кинотеатр, покупают вместе одежду. Таким образом, жизнь ребенка максимально наполнена участием бабушки.

Все ли дети получают участие бабушки в их жизни?

Вопрос, волнующий меня, помог определить тему работы – «Роль бабушки в социальном развитии современного внука»

Актуальность работы связана еще и с тем, что бабушки бывают разные. У одних внуки любимые, а у других не совсем любимые. Бывают ситуации, когда бабушка вообще не поддерживает отношений с внуками. Эта проблема позволила нам выдвинуть гипотезу: от того, как бабушка взаимодействует с ребенком – такую роль она занимает в социальном развитии своего внука.

Цель исследования – определить, какую роль занимает бабушка в развитии и формировании личности младшего школьника.

Задачи:

  1. Узнать традиционную и современную роль бабушки в жизни внука;

  2. Изучить представления младших школьников о бабушке;

  3. Провести опрос для определения места бабушки в жизни младшего школьника;

  4. Выделить положительные и отрицательные стороны, связанные с влиянием на детей бабушек.

  5. Разработать рекомендации для бабушек по улучшению взаимоотношений с внуками.

Объект исследования – представление младшего школьника о бабушке.

Предмет исследованиямежличностные отношения, которые существуют между бабушкой и внуком.

Цели и задачи обусловили выбор следующих методов исследования:

  • анализ научно-популярной литературы;

    Межличностные отношения Межли́чностные отноше́ния - совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

    Научно-популярная литература - литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей.

  • опрос;

  • анкетирование;

  • сочинение;

  • индивидуальные беседы;

  • статистические методы обработки исследований и проверки гипотезы;

  • теоретический анализ.

База исследования. МОБУ «СОШ №12» г. Благовещенска Амурской области. Группа испытуемых – учащиеся 2-4 классов общей численностью – 208 чел.

Научная новизна исследования заключается в определении роли бабушки в процессе воспитания личности младшего школьника путем сопоставления полученных данных с реальной действительностью.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в разработке практических рекомендаций учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов при подготовке к родительским собраниям.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.








1. Бабушки и внуки, а также их родители.


1.1. Традиционная роль бабушки

В русском быту бабушки и дедушки занимали положение «старших родителей». В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», - говорит русская пословица.

У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы.

По мере взросления детей на бабушку возлагались обязанности приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта.

Колыбельная песня Колыбельная песня - песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии.

Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях.

Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.

Бабушки были первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними по воскресеньям и праздникам в церковь, читали им, если были грамотны, евангелие, жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали святые угодники, обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по псалтири. Одновременно с этим шла передача и древних верований, истоки которых были еще в языческой Руси. Они пересказывали своим внукам мифы о сотворении мира и человека, о матери сырой земле, непобедимом солнце, звездах и месяце, о нечистой неведомой силе, готовой испортить человеку жизнь.

Духо́вные стихи́ - русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты. Старинный духовный стих назывался словом (существительным женского рода) пса́льма - по названию псалмов, входивших в состав Псалтири.

Церковная музыка - вокальная и инструментальная музыка христианской церкви (католической, протестантской и православной), сопровождающая церковное богослужение

Сотворение мира - группа космогонических мифов и преданий в мифологиях и религиях, особенностью которых является наличие демиурга или Бога-Творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.

Бабушки обучали внуков разным магическим приемам, позволяющим защититься от лешего в лесу, водяного в озере, от дьявола, бесов и колдунов.

Отношения бабушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им «не давать много воли», наказывали детей за повинности, бабушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке поверенного своих тайн и утешителей.


1.2. Бабушка и современность

В настоящее время старость больше не воспринимается как период беспомощности, болезней и сидения дома.

Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.

Вместо того, чтобы вязать, сидя в кресле-качалке, нынешние бабушки ходят в бассейн, а кто-то решает, наконец, выучить иностранный язык. Для кого-то разновидностью хобби становится загородный участок. Все больше женщин после 60-ти ведут активную жизнь. Особенно эта черта характерна для жителей больших городов. Изменились бытовые условия, а вместе с ним и привычки, и понятия о второй половине жизни.

У многих семей появился достаток, выросшие дети все чаще живут отдельно от родителей. А у старшего поколения наконец-то появилась возможность пожить в свое удовольствие.

Но у выросших детей такая позиция нередко вызывает возмущение: их родители не хотят посидеть с внуком или внучкой, в результате у молодой матери не остается времени на себя, и она чувствует себя обделенной. Наверное, это тот редкий случай, когда старшее поколение хочет жить по-новому, а молодые отстаивают традиционный уклад жизни.

Можно отметить, что у современных бабушек выше качество жизни, больше возможностей, они более социально активны — им не до внуков.

Ка́чество жи́зни - понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками.

Психологи разделяют такую точку зрения: единственные люди, которые должны заниматься ребенком — это его родители (законные представители).

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

Остальные родственники могут помогать, если у них есть такое желание. Конечно, можно попросить их поддержки — но быть готовым к отказу.

Точку зрения молодых родителей тоже можно понять. Им не хватает сил и времени, а некоторые из них еще настолько юны, что без поддержки родителей чувствуют себя покинутыми. Но стоит задуматься о том, что слишком активное участие дедушек и бабушек в воспитании их детей — решение далеко не мудрое, потому, что происходит путаница ролей, ведь человек, постоянно находящийся рядом с ребенком, фактически исполняет родительскую функцию. С высоты авторитета бабушки мама и папа станут восприниматься скорее как старшие брат и сестра.


















2. Исследование отношений бабушки и современного внука


2.1. Проведение анкетирования среди младших школьников

В январе 2015 года на базе МОБУ «СОШ №12» г. Благовещенска прошло анкетирование учащихся 2-4 классов с целью изучения межличностных отношений между бабушками и внуками.

В исследовании приняли участие 200 учеников начальных классов.

В представленной анкете было предложено ответить на 5 вопросов, раскрывающих роль бабушки в жизни внука (Приложение №1).

Была получена следующая информация.

Первый вопрос в анкете звучал так: «У тебя есть бабушка?». Ответ «да» дали 168 человек из 200 опрошенных (84%), «нет» ответили 32 человека (16%).


Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство школьников в настоящее время имеют бабушек.

Второй вопрос уточнил количество бабушек, которые есть у ребенка. Ответ на него давали ученики, которые ответили, что у них «есть» бабушка.

«Сколько у тебя бабушек»?. 73 ученика (43%) из 168 человек, которые утвердительно ответили на первый вопрос, сказали, что у них есть 2 бабушки; 86 человек (51%) имеют 1 бабушку; 9 человек (5%) указали, что в их воспитании участвует 3 бабушки.



Изучив мнение психологов, можно сделать вывод, что дети нормально воспринимают разное количество бабушек. Ребенку важно само осознание, что бабушка у него есть.

Третий вопрос помог определить, чьей мамой является бабушка – отца или матери.


Так, 92 опрошенных (55%) уточнили, что бабушка является мамой мамы, а 76 человек (45%) бабушка является мамой папы.

Итак, младшие школьники имеют бабушек не только со стороны матери, но и отца.

Четвертый вопрос охарактеризовал организацию занятости ребенка кем-то из родственников: «Кто из близких тебе людей чаще всего проводит с тобой свободное время»?

Были получены следующие ответы:

Мама – 61 ученик (30%)

Папа – 19 человек (9%)

Бабушка –56 младших школьников (28%)

Дедушка – 8 учеников (5%)

Брат/сестра – 44 человека (22%)

Другие родственники – 12 младших школьников (6%)


Полученные данные свидетельствуют о том, что больше времени с ребенком проводят мама или бабушка, а также братья или сестры и реже остальные члены семьи. Ответы на данный вопрос подтверждают участие бабушек в воспитании внуков.

Последний пятый вопрос, отразил отношение внука к своей бабушке и звучал так: «Ты любишь свою бабушку»? На данный вопрос отвечали ребята, которые на первый вопрос ответили, что у них есть бабушка (168 человек).



Результаты по пятому вопросу помогли сделать вывод, что большинство внуков испытывают к своей бабушке положительные чувства, но есть те школьники (17%), которые по каким-то причинам испытывают к своим бабушкам чувства негативные.


2.2. Опрос «Какая твоя бабушка»?

Анализируя данные по первой части исследования, можно отметить, что бабушка в жизни младшего школьника занимает доминирующее место. Она проводит с внуком большую часть своего времени, вызывает положительные эмоции.

Для того, чтобы узнать, как младший школьник воспринимает бабушку, среди младших школьников был проведен опрос, где предлагалось, дать ответ на вопрос: «Какая у тебя бабушка»?

Полученные данные помогли соотнести информацию с определенным типом бабушки.

Характеристики младших школьников помогли выделить первый тип бабушки - «бабушка – наседка». Такая бабушка в своем внуке видит весь смысл своей жизни. Она печется о внучке, ни на шаг не отпускает от себя, тщательно следит за питанием и режимом дня, провожает и встречает своего внука со школы, делает с ним уроки, балует. Данный вид бабушки был определен у 85% младших школьников.

В данном типе бабушки есть свои плюсы и минусы.

Положительная сторона – ребенок знает и чувствует, что его любят;

Отрицательная сторона – сильная опека не даст ребенку быть самостоятельным.

Следующий вид, который описывает бабушку, можно назвать – «строгая бабушка». Такую бабушку имеют 10% обследуемых школьников. Они отмечают, что их бабушка очень строгая, они должны подчиняться ее правилам, бабушка может наказать, покупает любимую игрушку только на день рождения, не дает садиться смотреть мультики, пока домашние уроки не готовы.

Плюсом данного вида бабушки является то, что ребенок с такой бабушкой не вырастет избалованным.

Минусом является то, что ребенок не понимает такой вид «любви» бабушки; если не будет бабушкиного контроля, внук будет нарушать правила, что скажется на его поведении.

И последний, третий тип бабушки, можно назвать «равнодушная бабушка». Такой вид бабушки можно выделить у 5% младших школьников. Такая бабушка приходит только на день рождения, может позвонить внуку, но не позвать в гости. Ребенок в такой ситуации знает, что бабушка у него есть, но он с ней никак не взаимодействует.

В данном типе положительной стороны взаимодействия с ребенком нет. Бабушка может вызывать только отрицательные чувства в виде детской обиды.

Отрицательной стороной, можно отметить, что если такая бабушка и приходит к внуку в гости, то потом только жалуется родителям на его поведение.

Анкетирование и опрос младших школьников 2-4 классов позволили нам изучить представления младших школьников о бабушке, определить место, которое занимает бабушка в жизни каждого обследуемого ребенка.










2.3. Анализ социально-экономического паспорта

МОБУ «СОШ №12»2013-2014 уч. год

В настоящее время в школе обучается 619 учащихся.

Всего семей

584


Из них:

Полных семей

403

В них воспитывается 420 детей

Неполных семей

181

в них воспитывается 194 детей

Многодетных семей

49

в них воспитывается 58 детей

Малообеспеченных семей

186

в них воспитывается 210 детей

Из них:

живут с мамой

180

живут с папой

8

живут с бабушкой

8

живут с опекуном

15

живут в приемной семье

4

дети – инвалиды

4

дети, стоящие на внутришкольном учете

2

дети, состоящие на учете в ОДН РОВД

0

дети, состоящие на учете в КДН и ЗП

1

семьи «группы риска»

0

Занятость родителей:

работают оба родителя

293


работает мама

207


работает папа

94


не работают оба родителя

40


Образование родителей:

Оба родителя имеют высшее образование


77 чел.


Один родитель имеет высшее образование


139 чел.

Жилищно-бытовые условия проживания семей:

Живут в благоустроенной квартире

356 уч-ся

Живут в полублагоустроенной квартире

93 чел.

Живут в частном доме

160 чел.

Родитель-инвалид

6 чел.

Воспитывают одного ребенка в семье

193 семей

Анализируя динамику структуры семей, представленных на рисунке 1, можно отметить, что с каждым годом увеличивается количество неполных семей, а также количество школьников, живущих с мамой и бабушкой.

Рис.1 Структура семей


В роли опекуна ребенка чаще всего выступают бабушки, которым небезразлична судьба их детей.

Семейный кодекс гласит, что законными представителями ребенка являются только его родители – мать или отец.

Законный представитель (юридический представитель) в китайском праве - должность в компании, зарегистрированной в соответствии с китайским законодательством.

В связи с данным законом, бабушке не предоставляется право представительства ребенка.











Заключение


Изучение теоретического материала и проведение практического исследования выявило актуальность заявленной темы. Младшие школьники охотно приняли наши условия участия в проекте. Были искренними, заинтересованными в результатах исследования.

Бабушка играет огромную роль в жизни младшего школьника. Проведенное исследование подтвердило, что большинство школьников имеют бабушку, они любят её, хотят проводить вместе время.

В работе раскрыты причины, которые способствуют отдалению бабушки от внука. Даны рекомендации по улучшению данных отношений (Приложение 2).

Проанализированы представления учащихся о бабушках.

Поскольку ритм жизни современных родителей высокий, а ребенок требует к себе внимательного отношения со стороны взрослых, которое они не могут ему дать, на помощь приходит бабушка, которая всецело посвящает себя внуку.

Таким образом, поставленные цели и задачи исследования достигнуты через использование различных психологических методов исследования.

Выдвинутая гипотеза подтверждает, что от того, как бабушка взаимодействует с ребенком – такое место она занимает в его социальном развитии. Полученные данные подтверждают благоприятную сторону взаимодействия бабушки и внука.










Литература


  1. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день – М.

    Практическая психология (в XIX веке - опытная п.) - раздел психологии, занимающийся практическим применением её знаний.

    : Новая школа, 2009г.

  2. Родительские собрания : 9 класс/Авт. – сост. Л.А. Егорова. – М.: ВАКО, 2009. – 224с.

  3. Школьный психолог, выпуск №5 (411) от 15 марта 2008г.

  4. http://www.semya-rastet.ru/razd/tradicionnaja_rol_babushek_i_dedushek/

  5. http://пенсионер-рб.рф/to_heart_talk/13/

  6. http://referat911.ru/Sociologiya/rol-babushki-v-vospitanii-lichnosti/12026-853642-place1.html




























Приложение 1


Анкета для учеников начальных классов

(2-4 классы)

  1. У тебя есть бабушка?

а) да

б) нет


  1. Сколько у тебя бабушек?

а) одна

б) две

в) три

г) больше четырех


  1. У тебя бабушка мамы или бабушка папы?

а) бабушка мамы

б) бабушка папы

в) другой ответ


  1. Кто из близких тебе людей чаще всего проводит с тобой свободное время?

а) мама

б) папа

в) бабушка

г) дедушка

е) брат/сестра

ж) другие родственники


  1. Ты любишь свою бабушку?

а) да

б) нет

в) не очень



Спасибо, что ты принял участие в нашем анкетировании!





Приложение 2

Рекомендации:

«Как бабушке сохранить хорошие отношения

с современным внуком»


  1. Бабушка, не осуществляй надо мной сильную опеку. Я должен стать самостоятельным!

  2. Не потакай моим капризам, я быстро привыкаю, что ты меня слушаешь. В нужный момент я не справлюсь с собой!

  3. Бабушка, дорогие подарки – это хорошо, но делай их реже, побудь лучше со мной!

  4. Бабушка, я понимаю, что тебе с моими родителями приходится порой не сладко, но проявляй к ним доброту и не говори о них плохо!

  5. Я тебя очень люблю, и хочу ходить к тебе чаще в гости.

  6. Рассказывай истории твоей жизни, и о том, как росли мои родители.

  7. Не будь со мной очень строгой, ты ведь добрая.

  8. Поучаствуй в моей жизни, мне тебя не хватает!

17



  • «Роль бабушки в социальном развитии современного внука»
  • Предмет исследования
  • Научная новизна исследования
  • 1. Бабушки и внуки, а также их родители.
  • 1.1. Традиционная роль бабушки
  • 1.2. Бабушка и современность
  • 2. Исследование отношений бабушки и современного внука
  • 2.1. Проведение анкетирования среди младших школьников
  • 2.2. Опрос «Какая твоя бабушка»
  • 2.3. Анализ социально-экономического паспорта
  • МОБУ «СОШ №12»2013-2014 уч. год
  • Всего семей
  • Занятость родителей
  • Образование родителей
  • Жилищно-бытовые условия проживания семей
  • Анкета для учеников начальных классов
  • «Как бабушке сохранить хорошие отношения