Главная страница
Контакты

    Главная страница


ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ

Скачать 102.23 Kb.



Скачать 102.23 Kb.
Дата27.04.2017
Размер102.23 Kb.

ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ


ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ


1.

Мари́я Монтессо́ри (итал. Maria Montessori; 31 августа 1870(18700831) - 6 мая 1952) - итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка.
1 Биография Марии Монтессори


Мария Монтессори - итальянский педагог, создатель педагогической системы, в основе которой лежит идея свободного воспитания. Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в маленьком итальянском городке Кьяравалле в семье высокопоставленного государственного чиновника. О детстве Марии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали для своего ребёнка все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе.

Педагогика Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Естествозна́ние - совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII-XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.
В 12 лет Мария мечтает о поступлении в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.


Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача. И хотя девушка жила в стране, где врачом мог стать только мужчина, она поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину.

Римский университет Сапиенца (официальное название - Sapienza - Università di Roma) - университет, расположенный в Риме, Италия. Основан в 1303 году, что делает его одним из старейших университетов в Италии и в мире.
В 26 лет она стала первой в Италии женщиной-врачом. В 1896 году, работая в университетской клинике, Мария получила частную практику, где впервые состоялась ее первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были предоставлены сами себе, никто не способствовал их продвижению вперед, ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Наблюдая за детьми, Мария Монтессори пришла к мысли о том, что и больным, и здоровым детям необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.
Эта мысль стала отправным пунктом ее педагогической системы.


Изучая труды французских психиатров - Эдуарда Сегена и Гаспара Итара - положивших начало медико-педагогическому направлению помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями, Мария Монтессори приходит к выводу, что слабоумие проблема в большей степени педагогическая, нежели медицинская Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей - М.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.
: ВЛАДОС, 2006. - с. 93 и ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.



Монтессоpи начинает изучать педагогику, психологию, а также антропологию, в особенности вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка.

Биологическая эволю́ция (от лат. evolutio - «развёртывание») - естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

В 1898 году у Монтессоpи родился сын. Будучи незамужней, она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям. В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу, которую возглавила Мария Монтессори. В этой школе Мария впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими.

В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Параллельно с этим Мария изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. В это же время формируются основы ее собственной педагогики.


6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый "Дом ребенка", работа в котором была построена по принципам педагогической системы Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. Мария Монтессори со вниманием и заботой оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. Наблюдая за детьми, она заметила, что в ходе занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей, на котором обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру.

Социальное поведение (англ. Social behavior) - взаимодействие двух или более индивидуумов (особей) в популяции одного вида. Изучением социального поведения человека занимается социальная психология. Социальное поведение присуще также и многим общественным животным (например, приматам, пчелам) изучением которого занимаются этологи, зоопсихологи и другие специалисты.
Земля́ - третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.
К ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой ("Антропологическая педагогика").


С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. В те годы с Марией Монтессори встретилась Юлия Фаусек, открывшая первый в России монтессоpианский детский сад. В 1910 году вышла книга "Метод Монтессори", которую сразу же перевели на 20 языков мира. В 1913 году состоялась первая поездка Марии Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация.

В этом же году России выходит книга Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики".


В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI - Association Montessori Internationale), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа Мария Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей.

Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Однако политика вскоре сама стала влиять на школы Монтессори. В Испании и в России сады Монтессори были запрещены и закрыты, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами. Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году - в Индию. В Европу Мария Монтессори вернулась сразу после войны, в возрасте 76 лет. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы.

Последние годы Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета.

Тре́тий рейх (нем. Drittes Reich - Третья империя, Третья держава) - неофициальное название Германского государства с 24 марта 1933 по 23 мая 1945 года.
Профе́ссор (лат. professor - преподаватель) - учёное звание и должность преподавателя или научного сотрудника. Официальный статус с XVI века (впервые в Оксфордском университете). В современной России это самая высокая педагогическая позиция в вузах, которую, как правило, занимают только доктора наук.
Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию.

В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук в возрасте 81 года. 6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвиг, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. С 1952 года AMI - Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монессори-педагогики. После его смерти, в феврале 1982 года, президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.

Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.


1.2 Педагогические идеи Марии Монтессори


В основу педагогики Марии Монтессори положено учение о стадиальном развитии ребенка, охватывающем три главные стадии: Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей - М.: ВЛАДОС, 2006. - с. 99


· первый период, или первая стадия детства (от рождения до 6 лет);


· второй период, или вторая стадия детства (от 6 до 12 лет);


· третий период, период полового созревания и юность (от 12 до 18 лет).

Полово́е созрева́ние (также пуберта́тный период или пуберта́т) - процесс изменений в организме подростка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Половое созревание запускается с помощью сигналов из головного мозга к половым железам: семенникам у мальчиков и яичникам у девочек.


Первый период является временем глубоких преобразований, проходящих под знаком «абсорбирующего ума». Под «абсорбирующим умом» педагог-гуманист понимала естественную способность ребенка бессознательно воспринимать и усваивать внешнюю информацию посредством всех органов чувств, преобразуя ее в свой личный опыт. Данной способностью обладают дети лишь в период от 0 до 6 лет. В этом периоде М. Монтессори выделила 2 этапа: от рождения до 3 лет и от 3 до 6 лет.


В противовес господствовавшему снисходительному подходу к "грудничкам" - мол, что с них возьмешь, - педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности.

Органы чувств - специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней среды и внутренней среды организма.
Ли́чность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
В первые три года жизни ребенок бессознательно «впитывает» такое количество информации, для усвоения которой взрослому человеку требуются десятилетия.


Второй этап, от 3 до 6 лет, так же, как и первый является временем построения, оформления человеческой индивидуальности. Здесь можно говорить о постепенном преобразовании и переносе бессознательно накопленной информации в сферу сознательного.


Второй период детства (от 6 до 12 лет) - время приложения духовно-интеллектуальных сил с приоритетом накопления большого объема знаний. В третьем периоде (от 12 до 18 лет) выделяют две значимые эпохи: время полового созревания (от 12 до 15 лет), завершающее период детства, и юношеский возраст (от 15 до 18 лет).


В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит биологическая предпосылка - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори предлагала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Задача воспитателя - помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать себя, свою природу.


Говоря о свободе, можно выделить множество сфер ее выражения. Например, свобода передвижения.

Свобо́да передвиже́ния и вы́бора ме́ста жи́тельства - право человека беспрепятственно передвигаться по территории страны, выбирать своё место жительства и пребывания, покидать страну и возвращаться в неё.
Мария Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Главное нововведение - упразднение парт и скамеек. В «Доме ребенка» были установлены легкие переносные столики, маловесные и изящные стулья, удобные креслица из дерева или лозы, маленькие умывальники, настолько низкие, что ими могут воспользоваться даже трехлетние дети. Все столики и различного вида стульчики в этой школе очень легки и портативны. Ребенок может располагаться, как ему удобно и как угодно сидеть на своем месте. И эта свобода не только внешняя обстановка, но и средство воспитания. Если ребенок неловким движением опрокинет стул, который с шумом рухнет на пол, он получит наглядное доказательство своей неловкости; это же движение, случись оно среди неподвижных скамеек, прошло бы мимо его внимания.


Тогда же появились и маленькие коврики, которые дети расстилали на полу, чтобы заниматься дидактическим материалом. В каждом классе имеются низенькие шкафчики, двери которых открываются без труда. На этих шкафчиках цветы в горшках, клетки с птицами, игрушки, в которые он может играть невозбранно. Такая обстановка позволяет ребенку пользоваться всеми этими предметами самому, ставить предметы на место, после того, как привел их в беспорядок; чистил бы их, мыл. И дети делают это с огромным удовольствием, приобретая вместе с тем необычайную ловкость.


Свобода, о которой идет речь, не имеет ничего общего с вседозволенностью и хаосом. В Монтессори-педагогике свобода и дисциплина выступают одновременно как две стороны одной медали. Самодисциплина - следствие эффективного воспитания в свободе. Свобода в данной педагогической системе с одной стороны ограничена активной дисциплиной, исходящей от самого ребенка, с другой стороны свобода ребенка заканчивается там, где начинается несвобода другого ребенка.


По мнению Монтессори, свобода реализуется в постоянной самостоятельной деятельности, то есть «человек не может быть свободен, если он не самостоятелен». Монтессори, М. Дом Ребенка. Метод научной педагогики. - М., 1913 - с. 81 Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность.

Свобо́да - состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.
Всякая педагогическая мера, мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна облегчать детям вступление на этот путь самостоятельности. Педагоги должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. В детях необходимо развивать умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это - этапы воспитания в духе независимости. Долг педагога по отношению к ребенку при всяком случае заключается в том, чтобы помогать ему овладеть полезными действиями, каких природа требует от него.


Если принять к руководству вышеизложенные принципы, то упразднение наград и наказаний будет естественным выводом из этих принципов. Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, - расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего "я", его души, где возникают все его активные способности. Что касается наказаний, то не раз обнаруживались дети, которые беспокоили других, не обращая ни малейшего внимания на увещания. Таких детей немедленно подвергали медицинскому исследованию. Если ребенок оказывался нормальным, воспитатели ставили один из столиков в углу комнаты и этим путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и давали ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда успокоительно действовала на ребенка; со своего места он мог видеть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое дело, и это был предметный урок, куда более действительный, чем какие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как выгодно быть членом общества, столь деятельно трудящегося на его глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с другими. Таким путем удавалось дисциплинировать всех детей, сначала казавшихся неукротимыми.


Важной составляющей Монтессори-педагогики являются развивающие материалы. Речь идет о классическом дидактическом Монтессори-материале. Непрерывно экспериментируя над материалом, она все более и более совершенствовала их. Монтессори-материал - важнейший составной элемент разработанного ею метода развития детей. Материалы служили важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое должно было стать основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Монтессори-материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно находить и исправлять свои ошибки, развивать терпение и волю, наблюдательность и самодисциплину, упражнять собственную активность. Они позволили М. Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель, оперируя предложенными им "клавишными досками", "числовыми станками", "рамками с застежками", фигурами-вкладышами и т.п. Следует отметить то, что материалы Монтессори меняются со временем: многие из них были созданы не самой Монтессори, а ее последователями. Например, не так давно появились рамки с липучками, а рамки с застежками, которые уже не используются, вышли из потребления.


Важной новацией Мария Монтессори стал отказ от классно-урочной системы, организация классов, включавших в себя детей разного возраста, создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями.

Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния - преобладающая в современном образовании и повсеместно распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно - учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.


Важно также рассказать о подразделении окружающей среды, в которых занимаются дети, на ряд зон:


· «Зона практической жизни», где дети приобретают важные практические умения. Имеет особенное значение для детей от 2,5 до 3,5 лет. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов. Также сюда относят материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и чистки ногтей. Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи - чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире - мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла.

Приготовление пищи, кулинари́я или кулина́рия (лат. culīnāria (ars) - кухонное (ремесло); от лат. culīna - кухня) - человеческая деятельность по приготовлению пищи к еде. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов.
Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими.


· «Зона сенсорного воспитания». Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделены на несколько групп:


§ материалы для развития зрения. Сюда входят четыре блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами, проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект конструктивных треугольников, биномиальный и триномиальный кубы;

Зри́тельная систе́ма - бинокулярная (стереоскопическая) оптическая система биологической природы, эволюционно возникшая у животных и способная воспринимать электромагнитное излучение видимого спектра (свет), создавая ощущение положения предметов в пространстве.
Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.


§ материалы для развития осязания. Это - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью;


§ к материалам для развития барического чувства (различения веса) относятся весовые таблички, для развития вкуса - вкусовые баночки, для развития слуха - шумовые цилиндры.


· «Математическая зона». Сюда входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка - числовые штанги, шершавые цифры, "веретена", цифры. К материалам для знакомства с десятичной системой: сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел относятся банк золотого материала с набором карт - символов, игра с марками. Так же есть материал для освоения порядкового счета до ста - это доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами; материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления - игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.


· «Языковая зона». Сюда входит материал для расширения словарного запаса - классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха - наборы мелких предметов, звуковые игры;

Доски Сегена - разборные картинки, специальные доски с выемками разной степени сложности. Изобретены французским врачом и педагогом Эдуардом Сегеном (англ.)русск. (Seguin) (1812-1880), одним из основоположников олигофренопедагогики.
Фонематический слух (Фонематика) - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Слова́рный запа́с, лексико́н - набор слов, которыми владеет человек.
материалы для подготовки руки к письму - металлические рамки - вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами - шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов - большой подвижный алфавит; материал для чтения - серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.


· «Космическая зона». Дидактическая сторона теории космического воспитания охватывает многие области: географию, историю, этику, физику, искусство, биологию, антропологию, охрану окружающей среды и др.

Охрана окружающей среды Охрана окружающей среды - комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.
Эта зона оборудована глобусами, картами мира, флагами, термометрами, схемами физического строения человека, альбомами, самостоятельно создаваемыми детьми Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей - М.: ВЛАДОС, 2006. - с. 120.


В настоящее время многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка.

Язы́к - сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).
Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.


Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия "монтессорианские дети" раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) - чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным.


Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.


Итак, педагогика Марии Монтессори - образец подлинно гуманистической педагогической системы. Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.


ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ И ВЗГЛЯДОВ МАРИИ МОНТЕССОРИ В РОССИИ


Первое в России упоминание о педагогических взглядах М. Монтессори содержится в статье «Новая система воспитания маленьких детей». 26 ноября 1911 года в Петербургском обществе содействия дошкольному воспитанию детей состоялся доклад Е. Н. Янжул «Методы итальянского детского сада госпожи Монтессори». С каждым годом в российских педагогических журналах и изданиях росло количество публикаций, посвященных педагогическим идеям Монтессори, хотя эти идеи, равно как и педагогическая система, воспринимались не всегда однозначно. На 1912-1915 годы приходится пик интереса отечественных педагогов к Марии Монтессори: из Англии был выписан комплект дидактического Монтессори-материала, который демонстрировался для педагогической общественности в различных учебных заведениях;

Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
вышел первый русский перевод книги М. Монтессори «Дом ребенка. Опыт научной педагогики» (1913 г.). В конце 1915 года в России организуется общество «Свободного воспитания (метод Монтессори)», а с 1916 года начинают работу курсы по подготовке педагогов, через которые в течение года прошли 69 слушателей.


Центром изучения и популяризации педагогической системы Марии Монтессори в России был Петроград (Ленинград), где жила и работала Ю.И. Фаусек. Проницательный ум и незаурядные способности позволили ей сразу оценить оригинальность и новизну системы Монтессори. В октябре 1913 году при горячем содействии профессора С.И. Созонова, Ю.И. Фаусек удалось положить начало первому детскому саду по системе Монтессори в Петербурге. Летом 1914 года при поддержке опять-таки С.И. Созонова Юлия Ивановна была командирована Министерством народного просвещения в Рим для ознакомления с постановкой дела воспитания детей дошкольного возраста в домах ребенка. Фаусек не просто побывала в этих учреждениях и увидела своими глазами их педагогический процесс, ей также удалось побеседовать с самой Марией Монтессори.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Вернувшись в Россию, Ю.И. Фаусек подробнейше описала увиденное и опубликовала книгу «Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори» (Петроград, 1915). Благодаря этим описаниям мы сейчас можем ярко представить, как строилась работа этих учреждений под руководством самой М. Монтессори.


1 сентября 1918 года был учрежден Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО). Это был первый в России ВУЗ по подготовке дошкольных работников. Институту было предоставлено помещение бывшего Николаевского сиротского института. Основной целью Института являлась подготовка специалистов с высшим образованием для дошкольных учреждений, а также для воспитания и обучения дефективных детей (отстающих и одаренных).

Детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
Вы́сшее образова́ние, или вы́сшее профессиона́льное образова́ние - уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших школах.
Помимо учебной работы Институт должен был решать научные задачи, связанные с исследованием разнообразных проблем дошкольной педагогики. При этом важно было пропагандировать идеи зарождающегося в стране дошкольного образования.


На работу в ПИДО были приглашены лучшие специалисты Петрограда по дошкольному воспитанию (Е. И. Иорданская, В.В. Таубман, Е.И. Тихеева, П.О. Эфрусси, Л.И. Чулицкая, Е.Н. Янжул и др.). Среди приглашенных в качестве профессоров - Ю.И Фаусек - крупнейший специалист в области теории свободного воспитания, имеющий уникальный опыт, как работы с детьми дошкольного возраста, так и просветительской деятельности. С 1918 по 1925 год она возглавляет кафедру по системе Монтессори на дошкольном факультете ПИДО.


Ю.И. Фаусек была идейным вдохновителем работы кафедры: увлеченно читала лекции студентам, много внимания уделяла содержанию учебных курсов. Как практик, Юлия Ивановна особое внимание уделяла практической подготовке студентов к работе с детьми. Детский сад по системе М. Монтессори, созданный при ПИДО (1920 год), курировала сама. Это была своеобразная лаборатория ее кафедры. Студенты под руководством преподавателей вели психолого-педагогические наблюдения, изучали дидактический материал Монтессори, наблюдали и проводили занятия с детьми. В помещении детского сада велся семинар по системе Монтессори, работал кабинет, в котором была педагогическая библиотека, полный набор дидактического материала. Кроме студентов детский сад и кабинет посещали экскурсии и отдельные лица, интересующиеся системой Монтессори.


Во второй половине 20-х годов в России начинается последовательная критика педагогической системы М. Монтессори. В 1923-1924 годах выпускается специальный сборник Пересмотр основ педагогики Монтессори", где Марии Монтессори ставилось в упрек последовательная тренировка индивидуализма, затрудненность развития творческих задатков, обращенность дидактического материала изначально к умственно отсталым детям и др. В 1927 году создается специальная комиссия для детального анализа работы дошкольных образовательных учреждений по системе Монтессори.

Детский сад Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
После работы комиссии ее система признается идеологически и педагогически неприемлемой для советских дошкольников. На государственно уровне было принято распоряжение о закрытии детских садов по системе Монтессори, сокращается выпуск научно-методической литературы. В 1930 году по идеологическим причинам перестал существовать и экспериментальный детский сад Ю.И. Фаусек.


Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фестиваля в Крыму - по сути, первой международной встречи российских и европейских педагогов, организованной по общественной инициативе без какого бы то ни было участия государственных чиновников. Голландцы привезли на этот фестиваль два чемодана с учебными материалами, которые, в конце концов, остались у Елены Хилтунен. Она-то и стала руководителем первого в Москве детского сада, возродившего педагогику Марии Монтессори. В октябре 1991 года в Москве открылась экспериментальная Монтессори-школа для маленьких детей. Постепенно открывались новые детские сады, построенные на методе выдающегося итальянского педагога. Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп в традиционных садах. Всего же идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).


К сожалению, в нашей стране процесс создания и распространения дошкольных учреждений по системе Монтессори базируется на чистом энтузиазме.

Росси́я (от греч. Ρωσία - Русь), Росси́йская Федера́ция[К 8] (на практике используется и аббревиатура РФ[К 9]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 838 993 чел. (2017). Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191 км²[К 4].
Как правило, все начинается с того, что в традиционном детском саду энтузиасты уговаривают директора создать одну экспериментальную группу на основе метода Монтессори. После этого они находят педагога, обученного данной методике, и создают группу. В скором времени прогресс в развитии детей становится настолько очевидным, что другие родители начинают завидовать. В результате появляется следующая группа, потом - третья, четвертая и так далее.


Сложнее дело обстоит с начальными школами. Министерство образования не готово к столь рискованным экспериментам, как разновозрастные классы (обычно их формирование допустимо только в сельских школах), отсутствие фиксированной почасовой нагрузки и прочее.


Все учебные программы «Монтессори-садов» соответствуют целям, установленным российскими программами воспитания детей дошкольного возраста, но достигаются эти цели иными методами.

Учебная программа - созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
И основными результатами обучения в таких садах и начальных Монтессори-школах считаются реальные жизненные умения, в том числе и социально-психологические, с которыми ребенок приходит во взрослую жизнь.


С ноября 1999 года Ассоциация Монтессори-педагогов России проводит и собственную аккредитацию детских садов, использующих эту методику. Дело это добровольное и не дает никаких преимуществ, и пока процесс прошли до конца только 8 учебных заведений. Но это только начало.


Недавно стараниями Ассоциации Монтессори-педагогов России в Москве открылась первая в России специальная группа для мам с детьми от 8 месяцев до трех лет. Существуют и курсы, на которых работе по этой методике обучают педагогов. Например, на курсах Ассоциации Монтессори-педагогов России за шесть недель можно полностью овладеть методом. Семь блоков программы, объем которой составляет 230 академических часов, можно пройти сразу или частями.

Академический (учебный) час - единица измерения объёма занятий в учебных заведениях, в том числе в вузах, учреждениях начального, среднего и среднего профессионального образования.
Сдав шесть зачетов по результатам обучения, вы получите свидетельство государственного образца, а курсы проводятся совместно с Академией повышения квалификации. Иметь педагогическое образование не обязательно. Курсы организуются пять раз в год, и желающих учиться на них довольно много. Если вы хотите учиться за рубежом, к вашим услугам около 55 учебных центров в разных странах.

Подводя итог, можно сказать, что отечественная педагогическая наука и практика всегда обращалась к лучшим сторонам педагогического наследия Марии Монтессори, среди которых: приоритет личностной свободы ребенка в аспектах самодеятельности, самостоятельности, саморазвития, опора на сензитивные периоды личностного развития ребенка.

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
В настоящее время в связи с актуализацией этапа дошкольного образования педагогическая система Марии Монтессори выступает поистине безграничной кладовой передового опыта мирового образования, способной обеспечить эффективность решения педагогикой детства выдвигаемых временем задач. Опыт оренбургской школы Монтессори это подтверждает.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В заключение необходимо отметить гуманистический подход Монтессори к ребенку. Ставя его в центре своей педагогической системы, она подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована личность ребенка, и признается уникальной гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.


  • Интегрированное обучение