Главная страница
Контакты

    Главная страница


Как вывести свою формулу эффективности урока?

Скачать 92.27 Kb.



Скачать 92.27 Kb.
Дата26.04.2017
Размер92.27 Kb.

Как вывести свою формулу эффективности урока?


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение











Выступление на тему:

«Как вывести свою формулу эффективности урока?

Школа Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).

»






«Средняя общеобразовательная школа №5»















Составитель: учитель истории


Величко Оксана Викторовна








Когалым 2016







Начало ХХІ века ознаменовано напряженным поиском нового миропонимания, новых перспектив развития компетентной личности, способной создать свой жизненный проект, ответственно относиться к жизни. «Школа – это пространство жизни ребенка; здесь он не готовится к жизни, а полноценно живет, и потому вся деятельность учебного заведения строится так, чтобы способствовать становлению личности как творца и проектировщика собственной жизни». Особенности нынешнего образования заключаются в том, что оно направлено не на удовлетворение потребностей, а на развитие возможностей и способностей человеческой личности, на процессах самопознания,саморазвития, самореализации.

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Ли́чность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Потому я поставила цель познакомить всех присутствующих коллег с проблемой над которой работаю около 6 лет«Интерактивные технологии кооперативного обучения» (слайд 2). Благодаря, которой и выработала собственную формулу эффективного урока.

Впервые- эта форма обучения появилась  в Древнем Китае и восходит примерно к третьему тысячелетию до нашей эры (слайд 3).

Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники охватывают период не менее 3500 лет.

 Конфуций создал этико-политическое учение, которое оказало огромное влияние на все китайское общество. Его педагогические идеи легли в основу кооперативного обучения.Эвристический метод преподаваниято один из важнейших принципов Конфуция, известный уже в Древней истории педагогики.

Педагогика Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.

Он отметил, что только приведя ученика в состояние активного мышления, учитель может заинтересовать его, привлечь внимание и помочь ему открыть ворота в мир знаний. Конфуций считал, что «эрудиция» начинает появляться у того, кто, обладая духом исследования, много задает вопросов и много слушает, видит, познает. Все это приводит к оживленной работе мозга и только так, можно получать знания из практики, получать материал из первых рук, укреплять память, превращать чувственные восприятия в рациональные. Также великий педагогиспользовал
дифференцированный подход к учащимся. Преподавание Конфуция было целенаправленно. Он принимал во внимание возраст, характер, способности, интересы ученика. Такой подход преподавания сохранял общие требования, нормы и вместе с тем помогал обнаружить и воспитать талант каждого в отдельности.

У Конфуция есть известное высказывание: «Повторение дает новые знания». Смысл его заключается в том, что частое повторение изученного помогает углубить знания, которые раньше были восприняты поверхностно, узнавать что-то новое, что раньше ускользало от внимания.

В странах Европы, США актуальным и распространенным является кооперативное обучение, которое эффективно используется на разных уровнях системы образования благодаря исследованиям и практическим разработкам Э.

Система образования - модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.

Европа - одна из шести частей света, образующая вместе с Азией крупнейший по площади и по населению материк Евразия. Площадь Европы - 10 млн км², население - 730 млн человек.

Аронсона, Д. Джонсона, Р. Джонсона, С. Кагана, Э. Коэна, Н. Мэддена,Р.Славина,Э. Холубека, Ш. Шарана, И. Шарана и других ученых.

 В отечественной педагогике в последней четверти XX века эту проблему разрабатывали 3. И. Васильева, М. Д. Виноградова, С. И. Иванова, В. В. Котов, X. Й. Лийметс, И. Б. Первин и др. В 1970-1980 годах в советской дидактике эта форма обучения именовалась "коллективное обучение"

Кооперативное обучение - особая форма работы в небольших группах, которая активизирует социальные процессы во время процесса обучения. Большое значение имеет развитие группы в организованную команду со своими индивидуальными характером (слайд 4). С помощью различных приемов и групповых видов работ воспитывается ответственность каждого отдельного участника за учебный процесс в группе.

В школьной системе образования кооперативное обучение рассматривается как социальный процесс, в котором «благодаря разноплановому сотрудничеству учащихся группы приобретаются знания, умения и навыки» (слайд 5).

Социальный процесс (англ. Social process) - серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия.

Образование Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

Кооперативное обучение базируется на следующих принципах:

  • социальные цели - это общие цели всех членов группы;

  • личная ответственность каждого участника группы;

  • неоднородный состав группы. Группа состоит из учащихся разного уровня успеваемости, разными способностями и навыками;

  • одинаковая степень ответственности всех членов группы;

  • взаимная поддержка;

  • завязывание и поддержание хороших рабочих (и не только) отношений между членами группы;

  • социальные навыки: умение слушать, уважать мнение оппонента, выражать критику с целью исправления ошибок (слайд 6).

Задачи учительского состава (слайд 7):

  1. учитель наблюдает за процессом кооперативной работы в группах, анализирует происходящее и дает группам оценку относительно результата их работы и качества сотрудничества.







Магические пустячки

Старайтесь никогда не применять слово «разделяться»: помните, ученики ОБЪЕДИНЯЮТСЯ! Из объединенных учеников вырастают взрослые, способные объединяться и работать вместе, вырастают объединенная страна, государство, нация.

Все, что предлагают ученики, может быть принято и обсуждено. Не следует говорить им, что это «правильный ответ» или «неправильный ответ», надо лишь помочь обработать информацию и принять собственные решения. Наблюдайте, чтобы никто из учеников не оставался вне обсуждения (слайд 8).

Абсолютно неоспоримо преимущество активных методов обучения, что видно из данной схемы: наименьших результатов можно достичь.

Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.


Эти данные подтверждаются исследованиями современных психологов (слайд 9). По их оценкам , старший школьник может, читая глазами, запомнить 10% информации, слушая – 26%, рассматривая – 50%, обсуждая – 70%, личный опыт – 80%, совместная деятельность с обсуждением – 90%, обучаядругих–95%.
 Исходя из вышесказанного можно сформулировать кредо интерактивного обучения, несколько изменив слова великого китайскогопедагогаКонфуция:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, я немного помню.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Важнее всего – научить, нежели просто рассказать (хотя этот метод проще, доступнее, быстрее). А этого можно достичь только с помощью активного (интерактивного) обучения.
Я, говорим «да» интерактивным методам, потому что это:
Высокая мотивация!
 
Прочность знаний!
 
Творчество и фантазия!
 
Коммуникабельность!
 
Активная жизненная позиция!
 
Командный дух!
 
Ценность индивидуальности!
 
Свобода самовыражения!
 
Акцент на деятельность!
 
Взаимоуважение!
 
Демократичность!
На сегодняшний день четкая классификация интерактивных технологий обучения в научной литературе отсутствует.

Научная литература - совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия.

Определим их условную рабочую классификацию по формам обучения (моделям), в которых реализуются интерактивные технологии. В зависимости от цели урока и форм организации учебной деятельности учеников выделим четыре группы:

  1. Интерактивные технологии кооперативного обучения

  2. Интерактивные технологии коллективно-группового обучения

  3. Технологии ситуативного моделирования

  4. Технологии решения дискуссионных вопросов.

    Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

К первой группе интерактивных технологий (технологиям кооперативного обучения) относятся(слайд 10):

  • Работа в парах;

  • Ротационные (изменяемые) тройки;

  • Два – четыре – все вместе;

  • Карусель;

  • Работа в малых группах

  • Аквариум.

Вторая группа - технологии коллективно-группового обучения, среди которых назовем следующие:

  • Обсуждение проблемы в общем кругу;

  • Микрофон;

  • Незаконченное предложение;

  • Мозговой штурм;

  • Обучая – учусь;

  • Ажурна пилка;

  • Анализ ситуации;

  • Решение проблем;

  • Дерево решений.

К технологиям ситуативного моделирования относятся такие виды:

  • Симуляция или имитационные игры;

  • Упрощенное судебное слушание;

  • Общественные слушания;

  • Разыгрывание ситуации по ролям.

Технологии решения дискуссионных вопросов включают:

  • Метод ПРЕСС;

  • Займи позицию;

  • Смени позицию;

  • Непрерывная шкала мнений;

  • Дискуссия;

  • Оценочная дискуссия;

  • Дебаты.

Когда целесообразно использоватьтехнологии ичто формирует они у учеников(слайд 19)
1.Работа в парах:
Во время усвоения, закрепления, проверки знаний и т.д.
Способствует развитию навыков общения
2.Два – четыре – все вместе:
Во время усвоения и закрепления нового материала с целью его основательного анализа и осмысления. Способствует развитию общения в группе.
3.Карусель:
Во время интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний.
Развивает умения аргументировать собственную позицию.
4.Аквариум:
Во время закрепления умений и навыков.
Способствует развитию общения в малой группе, совершенствует умения дискутировать и аргументировать свое мнение.
5.Работа в малых группах :
(«Круг идей», «Диалог», «Поиск информации»)
Во время закрепления умений и навыков для решения сложных проблем, которые требуют коллективного осмысления
 .
Способствует развитию умений анализировать, обобщать, развитию логического мышления.

Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Во время подготовки урока потехнологи кооперативного обучения учитель должен придерживаться таких этапов урока:
І. Подготовительный этап (принятие решений)
 
На этом этапе учитель должен: 
точно определить познавательные цели, связанные с внутренними установками;
 
распределить учеников по группам так, чтобы они были неоднородны по составу;
 
учесть тип восприятия, способности и наклон;
 
обдумать создание условий, обеспечивающих оптимальное непосредственное взаимодействие между учениками;
спланировать урок;
 
подобрать материал к уроку;
 
подготовить необходимый раздаточный материал;
 

Мотивация;
Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов;
Предоставление необходимой информации;
ІІ. Основной этап («запуск» урока) 
На этом этапе учителю необходимо:
объяснить основные понятия;
ознакомить с порядком работы;
прокомментировать примеры предложенных заданий;
дать установку на позитивную взаимозависимость и личную ответственность;
задать структуру процесса взаимодействия внутри групп и межгруппового взаимодействия;
объяснить, какие навыки групповой работы надо использовать для получения результата;
описать критерии успеха.
ІІІ. Этап контроля и вмешательства в действия учеников
На этом этапе урока учитель может вмешаться в:
распределение (или помочь в распределении) ролей в группах;
контакт с каждой группой с целью контроля, все ли ученики правильно поняли поставленную задачу, необходимы ли пояснения ее выполнения;
выработка навыков совместной работы и общения.
ІV. Этап оценивания результатов, их анализ

На этом этапе учителю не обходимо уделить внимание:
организации публичных презентаций достигнутых результатов каждой группой;
оценивание достигнутых результатов;
анализу результатов работы групп;
подведению итогов урока.
Подведение итогов, оценивание результатов урока.
Одна из самых распространенных структур интерактивного урока, названная схемой Колба: модель Колба – теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий.

Андрагогика (гр. андрос - взрослый человек, мужчина; агогейн - вести) - раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.

Модель Колба - теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба[en], посвященная поэтапному формированию умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков.

Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998)

Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков.
Схема Колба на уроке:(слайд 20)
1. Мотивация и объявление новой темы – 10% времени от общей длительности урока;
2. Закрепление (повторение) пройденного – 20% времени от общей длительности урока;
3. Изучение нового материала – 50% времени от общей длительности ypокa.
4. Оценивание – 10% времени от общей длительности урока;
 
5. Подведение итогов урoка (дебрифинг, рефлексия) 10% времени от общей длительности урока.
 
Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись. Поясним каждый качественный этап урока более развернуто.
Оценивание - важный стимулирующий компонент урока. Оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать, как стимулятор, в противном случае - оно может послужить основной причиной отторжения от предмета и падения заинтересованности, поэтому здесь надо быть особенно осторожным, применять методы коллективного оценивания, самооценивания, командного оценивания. Наиболее распространенный способ оценивания на интерактивных уроках – набор баллов и командное оценивание (слайд 21).
Дебрифинг – подведение итогов урока. Заключительный этап урока, на котором обычно учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что – нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.
Выводы, заключение.
 
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает 
ученику
(слайд 23):
развитие личностной рефлексии;
осознание включенности  в общую работу;
становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.


развитие навыков общения;
принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
повышение познавательной активности
.

классу:
формирование класса как групповой общности;
повышение познавательного интереса;
развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
учителю:
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Из технологии интерактивного обучения каждый учитель может взять много нового и полезного для своего профессионального роста, для решения проблемы активизации познавательной деятельности детей.

Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Ученики из года в год становятся взрослее, развитее благодаря нетрадиционному подходу к обучению. Они способны работать уже не на репродуктивном уровне, они готовы творить. Благодаря технологии сотрудничества они становятся самостоятельнее, активнее, общительнее и способны работать на высоком уровне. 

Интерактивное обучение  помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики.




















  • «Средняя общеобразовательная школа №5»
  • Кооперативное обучение базируется на следующих принципах
  • Задачи учительского состава (
  • К первой группе интерактивных технологий (технологиям кооперативного обучения) относятся
  • Вторая группа - технологии коллективно-группового обучения, среди которых назовем следующие
  • К технологиям ситуативного моделирования относятся такие виды
  • Технологии решения дискуссионных вопросов включают
  • Когда целесообразно использоватьтехнологии ичто формирует они у учеников
  • 2.Два – четыре
  • 5.Работа в малых группах
  • Во время подготовки урока потехнологи кооперативного обучения учитель должен придерживаться таких этапов урока:І. Подготовительный этап (принятие решений)
  • ІІ. Основной этап («запуск» урока)
  • ІІІ. Этап контроля и вмешательства в действия учеников
  • ІV. Этап оценивания результатов, их анализ
  • Использование в работе технологии интерактивного обучения дает