Главная страница
Контакты

    Главная страница


Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс (ЗУНы)

Скачать 203.95 Kb.



Скачать 203.95 Kb.
Дата18.04.2017
Размер203.95 Kb.

Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс (ЗУНы)


hello_html_5069094f.jpg


Календарно-тематическое планирование 8 класс

Название раздела

(кол-во часов),

темы уроков

Практическая часть

Формы и темы контроля

Оборудование

план

факт

Знания

Умения

Навыки

Тема 1. Россия в мире – 7 часов

1

02.09


Мы и наша страна на карте мира.

Пр. раб № 1 Нанесение на контурную карту объектов характеризующих ГП России.

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации.

Основные средства - это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года.
Карта мира - географическая карта, на которой изображён земной шар целиком. Карты мира составляют отдельную категорию карт в связи с проблемой проекции поверхности геоида на плоскость с минимальным искажением.
Россия расположена на востоке Европы и на севере Азии, занимая около ¹∕₃ территории Евразии и ¹∕₉ земной суши. Европейская часть страны (около 23 % площади) включает территории к западу от Уральских гор (границу условно проводят по Уралу и Кумо-Манычской впадине); Азиатская часть России, занимающая около 76 % территории, лежит к востоку от Урала и называется также Сибирью (однако точное определение границ Сибири является вопросом спорным) и Дальним Востоком. Крайняя северная точка России - мыс Флигели на острове Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа (81°51’ с. ш.), крайняя восточная точка - остров Ратманова в Беринговом проливе (западный из двух островов Диомида, 169°0’ з. д.). Крайние северная и восточная материковые точки России: мыс Челюскина на полуострове Таймыр (77°43’ с. ш.) и мыс Дежнёва на Чукотке (169°39’ з. д.). Данные крайние точки одновременно являются и соответствующими крайними точками Евразии. Крайняя южная точка России (41°11’ с. ш.) находится к юго-западу от горы Базардюзю, на границе Дагестана с Азербайджаном. Крайняя западная точка лежит в Калининградской области под 19°38’ в. д., на Балтийской косе Гданьского залива Балтийского моря; но Калининградская область является эксклавом, а основная территория России начинается восточнее, под 27°17’ в. д., на берегу реки Педедзе в Псковской области на границе с Эстонией. Таким образом, протяжённость территории России с севера на юг превышает 4 000 км, с запада на восток - приближается к 10 000 км. Географический центр России находится на территории Красноярского края, у юго-восточного берега озера Виви.

Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально- экономических, экологических проблем страны.

Экологическая проблема - это изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

Выявлять особенности ГП России; наносить на контурную карту объекты, характеризующие положение ГП России.

Текущий

Пр. раб

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

2

06.09


Наша страна на карте часовых поясов.

Пр. раб № 2 Решение задач по определению поясного времени для разных регионов России

Знать в каких часовых поясах лежит Россия.

Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.
Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России - название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.
Понятие поясно́е вре́мя имеет два значения - географическое и административное: Поясное время - местное среднее солнечное время на срединном меридиане географического часового пояса (англ. mean solar time of the central meridian of the time zone).

Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей

Определять положение России на карте часовых поясов.

Летнее время Ле́тнее вре́мя - время, вводимое на летний период; часы при этом переводят весной, обычно на 1 час позже относительно стандартного времени, действующего на данной территории в зимний период. Осенью часы переводят обратно на стандартное время, получившее в переводящих часы странах название «зимнее» время.

Текущий

Пр. раб

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

3

09.09


Природно-хозяйственное районирование. Как ориентироваться по карте России.

связь между географическим положением и хозяйством страны;

Географическое положение - «положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии…». Оно характеризует «место данного объекта в системе пространственных связей и потоков (вещественных, энергетических, информационных) и определяет его отношения с внешней средой».

Уметь описывать объект

Применять полученные навыки на практике

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

4

13.09


Как ориентироваться по карте России.



Знать специфику административно-территориального устройства России;

Формирование умений определения географических объектов, помогающие ориентироваться на карте России.

Географические объекты - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением (см. географическое положение) целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города Федерального значения, автономная область, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты.

Осознание практической деятельности значимости ориентирования по картам России.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

5

16.09


Как ориентироваться по карте России.


Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

6

20.09


Формирование территории России.


Знать: историю формирования России; результаты географических открытий

находить и анализировать информацию в разных источниках

Формирование заселения территории;

Географическое открытие - это нахождение новых географических объектов или географических закономерностей
вклад исследователей, путешественников в освоении территории России. Русские первопроходцы – Москвитин, Дежнём, Ермак и др.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

7

23.09


Обобщение по теме: «Введение. Особенности географического положения России».

Контрольная работа №1.

Обобщение и систематизация знаний

Умение работать в группах и индивидуально

Применять полученные навыки на практике

Контрольная работа №1.

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

Тема 2. Россияне (10 часов).

8

27.09


Численность населения.


Формирование знаний о населении России: его численности, естественном приросте.

Формирование умений в создании простейших моделей (графиков) на основе статистических данных; использовать учебную информацию для достижения результата.

Определять место России в мире по численности населения, сравнивать показатели естественного прироста населения.

Демогра́фия (др.-греч. δῆμος - народ, др.-греч. γράφω - пишу) - наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.
Естественный прирост населения (ЕП) - превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени; основа роста численности населения.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

9

30.09


Воспроизводство населения.


Знать методы воспроизводства населения

Уметь определять воспроизводств населения других регионов

Сравнивать особенности различных типов воспроизводства населения: архетипа, традиционного и современного.

Воспроизводство населения - смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью. Для сохранения простого воспроизводства населения необходимо, чтобы 100 женщин производили на свет 205 детей.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

10

04.10


Наш «демографический портрет»

Пр. раб №3 Определение по картам и стат. данным закономерностей изменения численности населения, национальный состав и урбанизацию.

Знать демографические различия населения

Уметь определять демографию населения

Составление диаграммы «Половозрастная структура населения России»

Текущий

Пр. раб

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

11

07.10


Мозаика народов.

П.р. №3(Продолжение) Определение по картам и стат. данным закономерностей изменения численности населения, национальный состав и урбанизацию.

Формирование представлений и знаний об этносе, языковых семьях и группах.

Уметь составлять мозаику других регионов

Осознание своей этнической принадлежности;

Этнос Э́тнос (греч. ἔθνος - народ) - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое.
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, религии, традициям, языку, ценностям народов России.
Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны.

Текущий

Пр. раб

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

12

11.10


Размещение населения.


Знать о методах размещения населения России, типах расселения, роли крупных городов в размещении населения.

Население России - состав жителей, населяющих территорию России. На 1 января 2017 года по оценке Росстата в России было 146 804 372 постоянных жителей. Благодаря чему страна занимает девятое место в мире по численности населения.

Уметь определять методы размещения населения; строить логическое рассуждение и делать выводы.

Осознание значимости повышения качества жизни на всей территории России

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

Ка́чество жи́зни - понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками.

13

14.10


Города и сельские поселения.

Се́льское поселе́ние - один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение входит в состав муниципального района.


Знать о городах и с/п России

Знать: особенности урбанизации страны, агломерации. Проблемы обострения в крупных городах социально-экономических и экологических проблем. Проблемы возрождения малых городов. Сельская местность.

Малый город (городок) - это поселение, которое больше, чем сельский населённый пункт, но меньше, чем крупный город. Размер и определение того, что представляет собой малый город, существенно варьирует в разных частях мира.
Сельская местность - вся обитаемая территория вне городов и пригородов.

Формирование умений в создании простейших моделей (графиков) на основе статистических данных; использовать учебную информацию для достижения результата.

Осознание факта, что города и сельские поселения являются феноменом культуры; развитие эстетического сознания на основе знакомства с культурой, архитектурой городов и сельских поселений; осознание необходимости сохранения качества окружающей среды в городах и сельских поселениях.

Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

14

18.10


Расселение и урбанизация.

П.р. №3(Продолжение) Определение по картам и стат. данным закономерностей изменения численности населения, национальный состав и урбанизацию.

Текущий

Пр. раб

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

15

21.10


Миграции населения

Знать: понятие «миграция» и её основные виды. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Мигра́ция населе́ния (лат. migratio - переселение) - перемещение людей из одного региона (страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Российский учёный О. Д. Воробьёва в своих работах пишет, что миграция населения - это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью перемены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих».
Причины миграций.

Уметь приводить примеры по теме, делать выводы.

Осознание значения миграций в экономических, социальных и культурных процессах России; понимание роли миграций в судьбе конкретного человека, его семьи; формирование толерантного отношения к мигрантам.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

16

25.10


Россияне на рынке труда.


Знать: понятия «экономически активное население и трудовые ресурсы». Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны.

Трудоспособность - состояние здоровья, позволяющее человеку выполнять работу определённого объёма и качества. Трудоспособность может снижаться с возрастом в результате старения организма, утрачиваться временно в случае заболевания, утрачиваться постоянно (полностью или частично) в результате бытовой или производственной травмы, хронического заболевания или отравления.
Занятость.

Уметь приводить примеры; формировать умения определения понятий, применение схем для объяснения сути процессов и явлений.

Понимание значимости качества трудовых ресурсов как фактора развитии общества;

Трудовые ресурсы - часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.
осознание важности выбора профессии.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

17

28.10


Обобщающий урок по теме: «Население России».

Контрольная работа №2.

Обобщение и систематизация знаний

Умение работать в группах и индивидуально

Применять полученные навыки на практике

Итоговый

К.р.

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

Тема 3. Природа России (17 часов).

18

08.11


Геологическая история.


Знать основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории.

Уметь показывать их на карте и объяснять причины такого размещения.

Понимание значимости геохронологической таблицы и геологической карты как способов изучения развития земной коры.

Геоло́гия (от др.-греч. γῆ - Земля + λόγος - учение) - совокупность наук о строении Земли, её происхождении и развитии, основанная на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы всеми доступными методами с привлечением данных других наук и дисциплин .

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

19

11.11


Рельеф: тектоническая основа.

Пр. раб № 4 Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны


Знать: основные формы рельефа их связь со строением земной коры.

Форма рельефа - искажение поверхности литосферы. Форма рельефа - это единица геоморфологии.
Горы и равнины.

Уметь показывать на карте эти объекты; составлять и анализировать таблицы.

Развитие навыков самостоятельной работы с тектонической картой.

Текущий

Пр. раб

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

20

15.11


Рельеф: скульптура поверхности.

Понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа

Уметь приводить примеры; составлять и анализировать таблицы.

Формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов выветривания, влияния внешних и внутренних сил Земли на формирование рельефа.

Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

21

18.11


Как осваивают россияне свой участок земной поверхности.

Пр. раб № 5 Определение зависимости между рельефом и полезными ископаемыми


Знать: рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых рельефа.

Нерудные полезные ископаемые, неметаллические полезные ископаемые - неметаллические полезные ископаемые, используемые в промышленности и строительстве в естественном виде или как сырьё. Нерудные полезные ископаемые могут относиться к минералам или горным породам.
Месторожде́ние (полезного ископаемого) - природное скопление минерального вещества (полезного ископаемого) на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, которое по количеству, качеству и горнотехническим условиям разработки пригодно для промышленной разработки, с положительным экономическим эффектом.


Уметь приводить примеры; объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хоз.деятельностью.

Формирование умений и навыков соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных явлений; наносить на контурную карту месторождения полезных ископаемых.

Поле́зные ископа́емые - минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива).

Текущий

Пр. раб

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

22

22.11


Обобщение по теме: «Геологическое строение. Рельеф. Полезные ископаемые».

Контрольная работа №3.

Обобщение и систематизация знаний

Умение работать в группах и индивидуально

Применять полученные навыки на практике

Итоговый

К.р.

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

23

25.11


Солнечная радиация.


Знать: понятие «солнечная радиация; формирование знаний о различных видах солнечной радиации, радиационном балансе.


Уметь :

- приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;

- сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла;

- определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;

Солнечная радиация Со́лнечная радиа́ция - электромагнитное и корпускулярное излучение Солнца. Следует отметить, что данный термин является калькой с англ. Solar radiation («Солнечное излучение»), и в данном случае не означает радиацию в «бытовом» смысле этого слова (ионизирующее излучение).

- давать оценку климатических условий России.

Кли́мат (др.-греч. κλίμα (род. п. κλίματος) - наклон; (имеется ввиду наклон солнечных лучей к горизонтальной поверхности) - многолетний (порядка нескольких десятилетий) режим погоды. Погода, в отличие от климата - это мгновенное состояние некоторых характеристик (температура, влажность, атмосферное давление).

Понимание значимости солнечной радиации для жизни на Земле; составление таблицы «Высота Солнца над горизонтом на разных широтах»

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

24

29.11


Атмосферная циркуляция.


Знать: понятия «атмосферные фронты, циклоны и антициклоны».

Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов

Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России.

Общая циркуляция атмосферы (атмосферная циркуляция) - планетарная система воздушных течений над земной поверхностью (в тропосфере сюда относятся пассаты, муссоны и воздушные течения, связанные с циклонами и антициклонами) .

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

25

02.12


Зима и лето в нашей северной стране.


Знать понятие «сезонность», уметь использовать знания для фенологических наблюдений природы.

Уметь составлять прогноз погоды

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.

Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

26

06.12


Изучаем карту климатических поясов России. Как мы живём и работаем в нашем климате.

Формирование знаний о климатических условиях России на основе различных источников тинформации

Формирование умений в создании простейших моделей (графиков) на основе статистических данных; использовать учебную информацию для достижения результата.

Формирование способнсоти к самообразованию на основе мотивации к познанию многообразия климатов России.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

27

09.12


Обобщение по теме: «Климат и климатические ресурсы».

Контрольная работа №4.

Обобщение и систематизация знаний

Умение работать в группах и индивидуально

Применять полученные навыки на практике

Итоговый

К.р.

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

28

13.12


Наши моря

Знать принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого.


Уметь подготавливать и обсуждать презентации о природе российских морей и об их экологических проблемах.

Осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

29

16.12


Наши реки.

Пр. раб № 6 Нанесение на контурную карту основных рек и озёр страны.


Знать особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы рек.

Уметь показывать объекты на карте, распределение рек по бассейнам океанов.

Понимание значения рек для человека и хозяйства России.

Текущий

Пр. раб

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

30

20.12


Где спрятана вода.


Знать географические понятия, номенклатуру.

Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.

Многолетняя мерзлота (многолетняя криолитозона, «вечная мерзлота») - часть криолитозоны, характеризующаяся отсутствием периодического протаивания. Общая площадь вечной мерзлоты на Земле - 35 млн км². Распространение - север Аляски, Канады, Европы, Азии, острова Северного Ледовитого океана, Антарктида.

Осознание значения внутренних вод России, необходимости озёр, болот, ледников и подземных вод для нынешних и будущих поколений.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

31

23.12


Водные дороги и перекрёстки.

Учимся с «Полярной звездой».


Знать морские пути России, морские порты.

Порт (лат. portus - гавань, пристань) - место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов, имеющее комплекс специальных сооружений для их обслуживания: причалы, вокзалы, краны, склады, терминалы, вспомогательный транспорт и т. д.


Уметь показывать объекты на карте; подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни человека.

Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий.

Во́дные ресу́рсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. В более широком смысле - во́ды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии и их распределение на Земле.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

32

12.01

10.01

Обобщение по теме: «Внутренние воды и моря».

Контрольная работа №5.

Обобщение и систематизация знаний

Умение работать в группах и индивидуально

Применять полученные навыки на практике

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

33

13.01

12.01

Почва - особое природное тело.


Знать: понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв, значение почв, мелиорацию земель.


Уметь объяснять существенные признаки почв, приводить примеры; наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства.

Определение механического состава и структуру почв, их различия; значение плодородия почв.

Плодородие почвы - способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности. Это эмерджентное свойство почвы.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

34

20.01

13.01

Почва - основа сельского хозяйства.


Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

Тема 4. Природно–хозяйственные зоны (7 часов).

35

24.01

19.01

Северные безлесные зоны.

Знать: характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр.

Аркти́ческая пусты́ня - часть арктического географического пояса, бассейна Северного Ледовитого океана. Это самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Уметь составлять характеристику зон

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

36

27.01

20.01

Лесные зоны.

Пр. раб № 7 Составление сравнительной характеристики двух природно - хозяйственных зон России

Знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса.

Широ́коли́ственные леса́ - разновидность лиственных лесов, образованных листопадными (летнезелёными) деревьями с широкими листовыми пластинками.


Уметь объяснять причину их различия

Сравнивать таёжную зону с зоной смешанных и широколиственных лесов.

Текущий

Пр. раб

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

37

31.01

26

Степи и лесостепи

Знать: характерные черты лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, их хозяйственное использование и экологические проблемы.

Уметь: объяснять их существенные признаки. Составлять характеристику природной зоны своей местности по плану.

Приро́дная зо́на (греч. zone - «пояс»), физико-географическая зона - часть географической оболочки Земли и географического пояса, имеющая характерные составляющие её природные компоненты и процессы. Это - климат, рельеф, гидрологические и геохимические условия, а также почвы, растительность и животный мир.

Формирование экологического мышления; осознание необходимости охраны степных ландшафтов.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

38

03.02

27

Южные безлесные зоны.

Знать: характерные черты лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, их хозяйственное использование и экологические проблемы.

Уметь: объяснять их существенные признаки. Составлять характеристику природной зоны своей местности по плану.

Определять географическое положение зоны полупустынь и пустынь; раскрывать особенности природы полупустынной и пустынной зон.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

39

02.02

02.02

Субтропики. Высотная поясность в горах.

Высотная поясность, высотная зональность - закономерная смена природных условий, природных зон и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над уровнем моря).

Знать: понятие «высотная поясность» и заповедники России.

Уметь показывать их на карте.

Осознание уникальности субтропиков России; оценивание специфики жизни и хозяйственной деятельности людей в горах.

Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος - дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος - ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения домашнего хозяйства») - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

40

03.02

03.02

Зональность в природе и жизни людей.


Знать: понятие «природно–хозяйственные зоны». Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах.


Уметь работать с источниками информации.

Составление таблицы «Смена природных зон с севера на юг»;

Сравнивать природно-хозяйственные зоны России»

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

41

14.02

09.02

Обобщающий урок по теме: «Почвы. Растительный и животный мир. Природно – Обобщающий урок хозяйственные зоны».

Контрольная работа №6.

Обобщение и систематизация знаний

Умение работать в группах и индивидуально

Применять полученные навыки на практике

Итоговый

К.р.

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

Тема 5.Хозяйство России (26 часов).

42

17.02

10.02

Развитие хозяйства.

Знать: понятия темы, деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Условия и факторы размещения предприятий.

Уметь: объяснять, чем различаются условия и факторы размещения предприятий.

Составление схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия, формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

43

21.02

16.02

Особенности экономики России.

Экономика России - шестая экономика (по данным за 2015 год) среди стран мира по объёму ВВП по ППС. ВВП по ППС России за 2015 год составил 3725 млрд долларов. Номинальный ВВП России за 2015 год составил 1324 млрд долларов, по этому показателю Россия занимает 12-е место в мире.

Знать: понятия «природные ресурсы, национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны

Формирование умений принятия участия в дискуссии, прогнозировать особенности развития экономики страны и своего края.

Природные ресурсы - компоненты природы, используемые человеком. Компоненты, которые используются человеком в своих нуждах.

Осознание необходимости прорыва в развитии экономики страны, собственного личностного роста и получения качественного образования для будущего России.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

44

28.02

17.02

Реализация проекта «Что мы оставим потомкам?»

Знать: понятия «природные ресурсы, национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны

Умение приводить примеры

Подготовка и реализация проекта, направленного на развитие ценностных ориентиров, посвящённых настоящему и будущему России.

Текущий

Пр. раб

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

45

03.03

02.03

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.

Пр. раб № 8Топливнаяпром. Обозначение осн .районов добычи. Нефте-газо проводов.

Знать: топливно-энергетический комплекс (ТЭК), топливная промышленность, угледобывающий район

Уметь:называть отрасли, входящие в состав ТЭК;

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей.
объяснять изменения структуры топливно-энергетического баланса; Называть и показывать на карте главные районы добычи угля.

Осознание роли ТЭК, угольной, нефтяной, газовой и электроэнергетической промышленности для развития экономики России; формирование экологического мышления на основе выявления влияния угольной промышленности на состояние окружающей среды.

У́гольная промы́шленность - это отрасль топливной промышленности, которая включает добычу открытым способом или в шахтах, обогащение и переработку (брикетирование) бурого и каменного угля.
Уголь - полезное ископаемое, вид топлива, образовавшийся как из частей древних растений, так и в значительной степени из битумных масс, излившихся на поверхность планеты, подвергшихся метаморфизму вследствие опускания на большие глубины под землю под высокими температурами и без доступа кислорода.
Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Текущий

Пр. раб


46

07.03

03.03

Нефтяная промышленность.


Знать: топливно-энергетический комплекс (ТЭК), топливная промышленность, угледобывающий район.


Уметь:называть и показывать на карте главные районы добычи нефти и газа;

Нефтедобыча - подотрасль нефтяной промышленности, отрасль экономики, занимающаяся добычей природного полезного ископаемого - нефти.
объяснять значение нефти и газа для экономики России.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

47

10.03

09.03

Газовая промышленность

Знать: топливно-энергетический комплекс (ТЭК), топливная промышленность, угледобывающий район.

Уметь:называть и показывать на карте главные районы добычи нефти и газа; объяснять значение нефти и газа для экономики России.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

48

14.03

10.03

Электроэнергетика.


Знать: электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций.

Энергетическая система (энергосистема) - совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединённых между собой и связанных общностью режимов в непрерывном процессе производства, преобразования, передачи и распределения электрической и тепловой энергии при общем управлении этим режимом.


Уметь:называть и показывать крупнейшие электростанции; объяснять особенности размещения электростанций, их влияние на состояние окружающей среды.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

49

17.03

14.03

Чёрная металлургия. Пр. раб № 9 Обозначение главных металлургических районов и центров, месторождений.


Знать:концентрацию производства, материалоемкость производства, завод полного цикла, передельная металлургия, малая металлургия.


Уметь:показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии;

Малая металлургия (кит. упр. 土法煉鋼 земляные плавильные печи) - кампания по организации повсеместного производства стали в Китае с целью быстрой индустриализации страны. Кампания была ключевой составной частью пятилетки Большого скачка 1958-1963.
Цветная металлургия - отрасль металлургии, которая включает добычу, обогащение руд цветных металлов и выплавку цветных металлов и их сплавов. По физическим свойствам и назначению цветные металлы условно можно разделить на тяжёлые (медь, свинец, цинк, олово, никель) и лёгкие (алюминий, титан, магний).
объяснять новые понятия, характеризовать влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение предприятий цветной и черной металлургии.

формирование экологического мышления на основе выявления влияния чёрной и цветной металлургии на состояние окружающей среды

Текущий

Пр. раб

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

50

21.03


Цветная металлургия.


Знать:концентрацию производства, материалоемкость производства, завод полного цикла, передельная металлургия, малая металлургия.


Уметь:показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии; объяснять новые понятия, характеризовать влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение предприятий цветной и черной металлургии.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

51

24.03


Машиностроение.

Пр. раб № 10 Определение осн.районов и факторов размещения отраслей машиностроения России.


Знать:специализация и кооперирование, наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение.


Уметь:называть и показывать на карте важнейшие районы и центры машиностроения; объяснять новые понятия , характеризовать особенности размещения машиностроения, его значение в хозяйстве страны.

Развитие морального сознания и компетентности в решении проблем отечественного машиностроения; осознание роли машиностроения в экономике страны и необходимости его модернизации.

Народное хозяйство - исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда. Подразделяется по видам деятельности субъектов отношений.

Текущий

Пр. раб

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

52

04.04


Машиностроение.

Знать: специализация и кооперирование, наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение.


Уметь: называть и показывать на карте важнейшие районы и центры машиностроения; объяснять новые понятия , характеризовать особенности размещения машиностроения, его значение в хозяйстве страны.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

53

07.04


Химическая промышленность

Знать:химизация, межотраслевые связи.

Уметь:называть и показывать на карте главные районы химической промышленности

формирование экологического мышления на основе выявления влияния химической промышленности на окружающую среду и здоровье человека.

Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать - в еде и напитках И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.
Химическая промышленность - отрасль промышленности, включающая производство продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путём его химической переработки.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

54

07.04


Химическая промышленность.

Знать:химизация, межотраслевые связи.

Уметь:называть и показывать на карте главные районы химической промышленности

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

55

11.04


Лесопромышленный комплекс.


Знать: о роли леса в жизни людей и экономике страны. Основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла.

Пушно́й про́мысел - охота на млекопитающих, обладающих ценным мехом, с последующей обработкой (выделкой) и торговлей их выделанными шкурками (пушниной). Исторически пушной промысел был важным двигателем освоения территорий нынешнего севера России славянами, а также Канады и севера США европейскими колонистами (см. Американская меховая компания)
Знать основные рыбопромысловые бассейны.

Уметь: объяснять проблемы этих отраслей.

формирование экологического мышления на основе выявления влияния предприятий лесопромышленного комплекса на окружающую среду.

Кр. работа

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

56

14.04


Обобщающий урок по теме: «ТЭК. Чёрная и цветная металлургия. Машиностроение. Химическая и лесная промышленности».

Контрольная работа №7

Обобщение и систематизация знаний

Умение работать в группах и индивидуально

Применять полученные навыки на практике

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

57

18.04


Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики.

Отрасль экономики - совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.

Знать: понятия «АПК, мелиорация, с/х угодья». Понимать особенности сельского хозяйства страны.


Уметь: оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства.

Анализировать схему «Отрасли сельского хозяйства»; проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий России с земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями других стран (регионов). Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур;

Се́льское хозя́йство - отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах.
Техни́ческие культу́ры - культурные растения, возделываемые человеком для получения технического сырья. Так, например, картофель, рис или кукуруза могут возделываться как крахмалоносы (в том числе для дальнейшей переработки в спирт), а также как овощная культура, а кукуруза и рис - зерновая.
выяснять особенности сельского хозяйства своего региона; обозначать на контурной карте главные сельскохозяйственные районы страны.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

58

18.04


Растениеводство.

Знать: основные районы выращивания зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградарства.


Уметь: объяснять принципы их размещения.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

59

21.04


Животноводство.

Знать: географию основных отраслей животноводства.


Уметь: объяснять принципы их размещения

формирование экологического мышления на основе выявления влияния с/х производства на окружающую среду; осознание роли сельского хозяйства в экономике страны.

Текущий


60

25.04


АПК. Пищевая и лёгкая промышленность.

Знать:агропромышленный комплекс (АПК), трудоемкое производство, сырьевой и потребительский факторы размещения предприятий

Уметь:называть состав АПК, основные проблемы его развития; Объяснять размещение пищевой и легкой промышленности и влияние различных условий на их развитие.

Составление схемы «Структура АПК», выявлять и объяснять значение каждого звена АПК. Формирование познавательной и информационной культуры в процессе самостоятельной работы.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

61

28.04


Учимся с «Полярной звездой».

(Изучение АПК своего района)

Знать:агропромышленный комплекс (АПК), трудоемкое производство, сырьевой и потребительский факторы размещения предприятий

Уметь:называть состав АПК, основные проблемы его развития; Объяснять размещение пищевой и легкой промышленности и влияние различных условий на их развитие.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

62

28.04


Сухопутный транспорт.

Пр. раб № 11 Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России

Знать:транспортная инфраструктура.

Уметь:приводить примеры крупных транспортных магистралей, выявлять особенности их географического положения

Осознание значения транспорта для хозяйства страны и жизнедеятельности человека;

Жизнедеятельность - совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни.
формирование экологического мышления посредством выявления влияния различных видов транспорта на состояние окружающей среды;

Текущий

Пр. раб

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

63

02.05


Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы.

Знать:транспортная инфраструктура.

Уметь:приводить примеры крупных транспортных магистралей, выявлять особенности их географического положения

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

64

05.05


Сфера услуг.

Знать:сфера услуг, рекреационное хозяйство, экологический туризм.

Уметь:объяснять новые понятия, характеризовать территориальные различия в развитии отраслевой третичной сферы.

Освоение социальных норм, правил поведения в социальной жизни;

Экологический туризм (экотуризм, зелёный туризм) - форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий.
Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.

Составление проекта «Состав сферы услуг»

«Факторы размещения сферы услуг»

Составление буклетов «Что такое услуга?»

«Виды услуг»

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

65

12.05


Изучение сферы услуг своего района

Знать:сфера услуг, рекреационное хозяйство, экологический туризм.

Сфера услуг - часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Уметь:объяснять новые понятия, характеризовать территориальные различия в развитии отраслевой третичной сферы.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

66

16.05


Информационная инфраструктура

Знать:информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть.

Электросвя́зь - разновидность связи, способ передачи информации с помощью электромагнитных сигналов, например, посредством тока по металлическим кабелям, излучения в оптическом диапазоне (в атмосфере или по волоконно-оптическому кабелю), излучения в радиодиапазоне.


Уметь:сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России.

Текущий

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

67

19.05


Обобщающий урок по теме: «АПК и сельское хозяйство. Пищевая и лёгкая промышленности.

Транспорт. Сфера услуг».

Контрольная работа №8.


Обобщение и систематизация знаний

Умение работать в группах и индивидуально

Применять полученные навыки на практике

Итоговый урок

Учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

68

23.05


Повторение