Главная страница
Контакты

    Главная страница


Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования




Дата04.01.2019
Размер18.1 Kb.

Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования


7


«Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»

Появление компетенций – это закономерность развития истории образования. Внимание, уделяемое личным компетенциям, ставит акцент на усилении развития человеческих ресурсов, от которых возможно сегодня более чем когда-либо зависит жизнь современного общества. Важной составляющей компетенции является способность применить имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации.

Разрабатываемый в настоящее время компетентностно-деятельностный подход (КДП) предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетенций (комплексом компетенций), которые будут формироваться у школьников на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности. Следовательно, можно сказать, что именно КДП является тем новым подходом к построению профессионального образования и обучения, с позиций которого будет осуществляться модернизации образования.

Основы компетентностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, И. А. Зимней, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

В качестве основных аспектов рассматриваемого подхода необходимо выделить деятельностный и компетентностный компоненты. Хотя, естественно, такое разграничение условно и может быть осуществлено только теоретически, так как они неразрывно связаны друг с другом.

Компетентно - деятельностный подход к обучению – это проблема, которая приобретает в последнее время не только актуальный, но и значимый характер. Наш выпускник знает законы, свойства, правила, формулы, выполняет нормативы по предметам и многое другое. За время учебы в школе он накопит огромный багаж знаний. Так почему же в жизни мы часто сталкиваемся с такими фактами: хорошо успевающие ученики, окончив школу, не редко оказываются в жизни неуспевающими людьми; молодые специалисты – выпускники институтов, колледжей, слишком долго адаптируются на рабочем месте, хотя объем профессиональных знаний и умений, полученных в институте или колледже, у них вполне достаточен; в критический момент выясняется, что полученные в школе ЗУНы не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить.

Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса, когда мы даём своим ученикам сумму ЗУНов, которыми он не сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Древняя мудрость гласит: «Можно и коня привести к водопою, но заставить его напиться нельзя». Получается, что мы выпускаем ученика, которому хватает знаний, но не хватает умений применения данных знаний в различных жизненных ситуациях. В настоящее время важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Возникает вопрос: Что же требуется от нас как от педагогов? Что нужно изменить учителям в своей деятельности на современном этапе?

В пояснительной записке ФГОС говорится, что в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Компетентно-деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования. Во всех системах и УМК на первом месте стоит не накопление у учащихся ЗУНов в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

Цель начальной школы – формирование ключевых компетентностей: ценностно-смысловая, коммуникативная, интеллектуальная, социально-трудовая, общекультурная, информационная, личностного самоусовер-шенствования.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; технология учебно-игровой деятельности, технология личностно-ориентированного обучения, технология дифференцированного обучения.

Рассмотрим технологию дифференцированного обучения как средство развития ключевых компетентностей младших школьников.

Моё кредо: «Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей» (В. А. Сухомлинский).

В результате использования технологии дифференцированного обучения активно формируются следующие ключевые компетентности:

  • образовательная компетентность – усвоение учебного материала идёт в соответствии со способностями к обучению каждого ребёнка;

  • интеллектуальная компетентность – умение добывать ЗУНы в стандартных и нестандартных ситуациях;

  • информационная компетентность – в результате самостоятельной добычи знаний, на основе ключа к ответу формируется способность находить, хранить, применять информацию в различных её видах;

  • коммуникативная компетентность - при работе в парах, в малых группах дети приобретают навыки общения, толерантности, умение работать в команде, умение урегулировать спор, объективно обосновать свою позицию и.т. д.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • развитие познавательных способностей младших школьников посредством дифференциации на уроках;

  • развитие умения учащихся ставить цель и планировать свою деятельность.

  • организация самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы;

  • развитие умений младших школьников осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;

  • формирование информационной, коммуникативной, интеллектуальной компетенций.

  • мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.

Применяя на уроках данную технологию, основанную на уровневой дифференциации, можно достичь положительных результатов в развитии учебных возможностей всех учащихся. Эта технология обеспечивает индивидуальную траекторию, темп и динамику развития каждого ученика, развивает память, мышление, повышает качество обучения. Ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха»

Организация учебного процесса на основе уровневой дифференциации обучения позволяет организовать «все углубляющее движение» мышления вокруг объекта мышления. Дифференцированный подход возможен на любом этапе урока. Например, в конце урока можно отвести 10 минут для выполнения разноуровневых заданий по изученному разделу, теме. Каждый ученик вправе самостоятельно выбрать себе задание.

Алгоритм составления разноуровневых заданий:

1 уровень: Формирование умений в стандартной ситуации.

2 уровень: Формирование репродуктивных умений в изменённой ситуации.

3 уровень: Формирование частично-поисковых умений.

4 (возможный) уровень: Формирование творческих умений.

Формы и приёмы, помогающие формировать ключевые компетентности в рамках этой технологии:

  • Взаимообучение в парах, группах;

  • Самооценивание, комплексное оценивание;

  • Разноуровневое обучение;

  • Рефлексия учебной деятельности (обратная связь);

  • Самоорганизация;

  • Регулярный контроль усвоения учебного материала учащимися

  • Создание творческой среды


Компетентностно-деятельностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека эффективно действовать в различных проблемных ситуациях. Иначе, это система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для формирования компетентностей. Важным в реализации компетентностно-деятельностный подхода является соблюдение принципов деятельностного подхода и ориентация на развитие мотивационно-личностной сферы. Такая деятельность включает в себя не только знания и умения, но предполагает мотивационную, этическую, социальную составляющие, а также такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и практического мышления, умение диалога и коммуникабельность, сотрудничество, умение постоянно учиться и т.д.



Литература по теме:

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.

3. Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Ю.Г. Круглова.

4. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.

5. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 86-92.

6. Скворцова, Г. Компетентностный подход: правила постановки учебных целей [Текст] / Г. Скворцова // Первое сентября. - 2008. - №4. - С. 10.



Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Получить доступ
Узнать подробнее
  • Другое

  • Цель начальной школы
  • В результате
  • Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач
  • Алгоритм составления разноуровневых заданий
  • Формы и приёмы, помогающие формировать ключевые компетентности в рамках этой технологии
  • Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку