Главная страница
Контакты

    Главная страница


Конспект урока " Алгоритмы и исполнители"

Скачать 55.78 Kb.



Скачать 55.78 Kb.
Дата14.04.2017
Размер55.78 Kb.

Конспект урока " Алгоритмы и исполнители"


E:\Для подтверждения категории в 2016 году\Факультативы, кружки, элективы\Сканированные\новый план-график педсоветов 2014-2015.jpeg

C:\Users\user10\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\педсовет 24 апреля.jpeg

Самоанализ урока по информатике,

проведенного в 6 «А» классе МБОУЯСОШ №4

Булатовой Т.Н., учителем информатики и ИКТ

2014-2015 учебный год


Раздел: «Основы алгоритмизации»

Тема: «Алгоритмы и исполнители»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного обучения, групповой работы, информационно-коммуникационные.

Продолжительность урока: 45 минут

Цели урока через планируемые результаты обучения:

  • дать представление об алгоритме как инструменте решения многих задач;

  • сформировать представление об исполнителях, их видах и характеристиках;

  • сформировать общие представления о возможности автоматизации исполнения алгоритмов.


Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: актуализация знаний (алгоритм, исполнитель) с опорой на знания, полученные на предыдущих занятиях, и личностный опыт учащихся.

Содержательная цель: работа в малых группах с текстом учебника (§ 14, 15, стр. 100-107); фронтальный опрос; контроль знаний; подведение итогов; комментирование выставленных оценок.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться составлять простейшие алгоритмы для исполнителей.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Метапредметные:

  • коммуникативные: осуществлять обмен знаниями, корректно воспринимать критику, участвовать в совместном обсуждении;

  • регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки;

  • познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

    Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.

Цели:

Обучающие: подчеркнуть роль алгоритмизации, познакомить учащихся с понятиями "алгоритм" и "исполнитель", дать представление о построении алгоритмов.

Развивающие: развивать у школьников логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью решения задач по алгоритмизации и декодированию ребусов, развивать у учащихся навыки работы с учебной литературой.

Воспитательные: стимулировать у учащихся интерес к предмету, навыки самостоятельной работы и работы в группе.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Ло́гика (др.-греч. λογική - «Философский термин», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Обучение Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивное оборудование SMART, презентация (PowerPoint), видеоматериал, листы с заданиями и листы достижений, фломастеры.

Основные понятия: алгоритм, исполнитель, универсальный исполнитель, виды исполнителей, Аль-Хорезми.


Количество уроков в неделю – 1 час, в год – 34 часа. Использую программу и рабочие тетради Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой. Тематический план составлен с учетом аппаратного и программного обеспечения, которым располагает на данный момент школа. Соблюдается проведение физкультминутки для снятия усталости.


Характеристика класса:

В 6 «А» классе обучаются 25 человек. Но на уроке присутствовала 1 подгруппа (класс делится на 2 подгруппы). Из них 6 юношей и 6 девушек. Ученики между собой находят общий язык, между собой не конфликтуют, класс дружный. Хотя в классе есть несколько человек, которые могут отвлекаться на уроках. Девять человека из числа обучающихся в классе приняли участие в школьной олимпиаде по информатике в этом учебном году.

Учебный год - период длительностью в один обычный (астрономический) год, обозначающий годичный цикл учебного процесса в образовательных учреждениях. Обозначается номерами двух следующих друг за другом календарных годов, на которые приходится данный учебный год (например, «2017/2018 учебный год»).
Седрысев Александр и Булышкина Валерия даже стали победителями этой олимпиады. Из данной подгруппы класса, что участвовала в открытом уроке, семь учащихся имеют стремление к знаниям, добросовестное отношение к предмету и учатся на «4» и «5». Пятеро учащихся успевают на «4» и «3» и имеют слабый уровень подготовки, но замотивированы на учебу. В целом по уровню своего развития и подготовленности – этот класс с высоким уровнем обучаемости, в котором я преподаю информатику второй год.

Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала с закреплением в виде решения задач. Урок опирается на уже имеющиеся знания и навыки, содержит новый материал. Новый материал помогает расширить кругозор учащихся, способствует развитию творческого потенциала, внимательности и закреплению умений при составлении алгоритмов.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

Уроку предшествовало первичное усвоение новых знаний из раздела «Информационное моделирование», куда входили темы: «Знаковые информационные модели.

Информационная модель Информационная модель - модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта и позволяющая путём подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта[источник не указан 467 дней].
Табличные информационные модели. Графики и диаграммы. Схемы».

Полученные на данном уроке знания, учебные действия послужат основой для их дальнейшего использования во время изучения курса «Информатики» в более старших классах, связанных с основами алгоритмизации и программирования.

В структуре проведенного урока выделяются следующие этапы:

1 этап. Организационный.

На данном этапе учащиеся готовились к уроку, эмоционально настраивались на урок, слушали учителя.

2 этап. Игровой момент.

На этом этапе я пыталась настроить ребят на рабочий лад.

3 этап. Запись домашнего задания в дневник.

Это уже сложившаяся традиция.

4 этап. проверка домашнего задания.

Ребята делают сверку-самопроверку выполненного домашнего задания. Исправляют ошибки.

5 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока.

На данном этапе урока организована деятельность учащихся по декодированию (разгадка ребуса) темы, что помогло сменить вид деятельности и проявить смекалку. Познакомились с историей возникновения нового понятия. Ученики обсуждали и высказывали варианты формулировки темы и целей урока. Учащиеся активно принимали участие в обсуждении поставленных вопросов. Велся фронтальный опрос. Обучающиеся самостоятельно оценили свои ответы.

6 этап. Объяснение нового материала. Постановка проблемы. Групповая работа.

Изложение нового материала происходило в форме беседы Учащимся сначала было предложено просмотреть видеоматериал по теме и подготовиться к ответам на вопросы по видеоролику. Обучающиеся выполняли задания в группах на рабочих местах учеников.

Рабо́чее ме́сто - это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.
Контроль за ходом выполнения заданий и проверка правильности их выполнения производилась обучающимися по принципу самопроверки.

Путем фронтальной работы с классом и разбора заданий учащимися были сформулированы выводы о видах исполнителей алгоритмов. Все учащиеся справились с этой задачей, что позволило перейти к следующему этапу урока.

7 этап. Физкультминутка.

Она позволила отдохнуть учащимся и дала толчок для перехода к следующему этапу урока.

8 этап. Закрепление и контроль новых знаний. Рефлективная деятельность.


В ходе закрепления изученного материала все учащиеся справились с заданиями и самопроверкой работы. На данном этапе выполнено соотношение полученного результата с поставленными целями. С этой целью учащимся было предложено напомнить основные моменты, рассмотренные на уроке.

Учащиеся также ответили на поставленные вопросы: Что выяснили? Что вас удивило? Что интересного заметили? С чем предстоит разобраться?

Учащимися проведен самоанализ и самооценка собственной деятельности в рамках отработанных на уроке вопросов.

В основу самооценки легли следующие критерии: активность, внимательность, правильность ответов, правильность выполненных практических заданий, умение связать изучаемый материал с другими областями знаний и ранее изученным материалом, умение логически мыслить, техническая грамотность.

Результатом стало умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

Методы и формы обучения на уроке учитывают специфику предмета информатики: самостоятельная и групповая работа, самооценка, контроль.

Использование опорных конспектов, раздаточного материала экономит время на уроке, приучает к самостоятельной работе, а также к работе в коллективе. Считаю удачной выбранную структуру урока. В начале урока детям легко дается концентрация внимания, поэтому актуально обозначить проблему и дать возможность самим её решить;

Концентра́ция внима́ния - удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Такое удержание предполагает выделение «объекта» в качестве понятия из общего представления о мире.
далее проводится изучение нового материала в форме беседы, что позволяет ученикам активно участвовать в образовательном процессе затем, когда внимание детей начинает рассеиваться, им предлагается другой вид деятельности - работа возле интерактивной доски, в которой требуется и внимание и знания, полученные ранее. Но перед ней проводится физкультминутка, чтобы снять общую усталость, а также проводится гимнастика для глаз. В этом заключается логическая связь между этапами урока. А также поддерживается высокая работоспособность детей на уроке. Перегрузок нет, так как постоянно идет смена учебной деятельности.
Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

На уроке частично применяется метод проекта, учащиеся под руководством учителя рассуждали, анализировали, обобщали, создавали алгоритмы. На уроке преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная работа, опрос, работа с раздаточным материалом, работа в группах.

Содержание и задания для проведения урока были представлены на протяжении всего занятия в форме интерактивной презентации, а также использовались цифровые образовательные ресурсы, что помогает продемонстрировать наглядность, привлечь внимание обучаемых и отвечает современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .

Темп работы спокойный. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением. В ходе урока осуществлялся контроль за ходом выполнения заданий, оказание помощи отстающим, ответы на возникшие вопросы. Контроль сопровождался корректировкой и направлением деятельности учащихся. Во время урока обучающиеся были мотивированы, активны, проявляли интерес. В классе сохранялась рабочая, дружественная атмосфера сотрудничества.

Контроль усвоения знаний был организован через самостоятельное построение своего алгоритма. Работы были оценены самими учащимися, а также учителем и прокомментированы.

Для успешного достижения поставленных целей были разработаны и использованы следующие дидактические материалы:

  • презентация хода урока в соответствии с этапами;

  • приложения, созданные для контроля уровня усвоения знаний;

  • приложение, созданное для контроля уровня усвоения пройденного материала.

В качестве технических средств обучения использованы интерактивная доска, персональный компьютер учителя, видеопроектор.

Те́хника (от др.-греч. τεχνικός, от τέχνη - искусство, мастерство, умение) - обобщающее наименование технических средств ("средства труда"). Понятие техники охватывает технические изделия, ранее не существовавшие в природе и изготовленные человеком для осуществления какой-либо деятельности - машины, механизмы, оборудование, аппараты, приспособления, инструменты, приборы и т. д.

В структуре урока содержание и использованные методики проведения каждого этапа определялось поставленными целями. Наиболее сложным и насыщенным по качеству и содержанию стала Рефлексия. На каждом из этапов урока было организовано взаимодействие ученик-ученик (работа в группах), ученик-учитель (индивидуальная работа), класс-учитель (фронтальная работа). Поддерживать внимание учащихся позволило чередование заданий, имеющих частично-поисковый, творческий подход, разумное включение использованных форм учебной деятельности, а также стремление обучающихся учиться на уроке самостоятельно.

Выставленные оценки отразили объективный результат деятельности каждого ученика во время урока.

Таким образом, проведенный урок не только обеспечил условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развитие информационно-интеллектуальной компетентности школьников.



  • Самоанализ урока по информатике
  • Развивающие
  • Характеристика класса
  • В структуре проведенного урока выделяются следующие этапы
  • Федерального государственного образовательного стандарта
  • Контроль усвоения знаний