Главная страница
Контакты

    Главная страница


Конспект урока "Буквосочетания жи-ши,ча-ща, чу-щу"




Дата21.04.2017
Размер31.2 Kb.

Конспект урока "Буквосочетания жи-ши,ча-ща, чу-щу"


Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Цель: Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Задачи :

Предметные способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Метапредметные :

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.

Рабо́чее ме́сто - это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.
), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.


Оборудование: карточки – слова (повторять, закреплять), звук [ж] , записи на доске, предметные картинки, аудио запись звуков метели, толковые словари, индивидуальные карточки, карточки для дифференцированной работы, ёлка, бумажные шарики.

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
Толковый словарь Толко́вый слова́рь (англ. explanatory dictionary) - одноязычный словарь, со­дер­жа­щий в себе слова, рас­положен­ные в алфавитном порядке, с крат­ким опи­са­­нием того, что эти слова оз­на­чают и, час­то, со­про­вождаю­щий толкова­ние слов при­ме­ра­ми их ис­поль­зо­ва­ния.

.

Ход урока.


  1. Мотивация к учебной деятельности.


Снова зазвенел звонок

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А теперь, ребята, вы друг другу улыбнитесь, да и мне вы улыбнитесь.

Ещё раз, здравствуйте! С хорошим настроением начинаем наш урок.

- Открыли свои тетрадки

Записали число, классная работа. ( Как правильно записываем ?)


  1. Актуализация знаний.


( На доске записаны слова)

Снеж…нка, пуш…нка, ч…с, рощ…, ч…до, щ…ка.

1.Ребята, Прочитайте слова (кто прочитает)

2.Вставте пропущенные буквы.( по очереди выходят и вставляют буквы и поставте ударение
3.
Определите, какие правила правописания встретились в словах.
4.Приведите примеры на это правило.

(Снежинка, опасное место – буквосочетание жи. Применяю правило жи – ши пиши с буквой и, пишу в слове снежинка букву и).

5. Запишите слова, через запятую.

Снежинка, пушинка, час, роща, чудо, щука.

6.-Сформулируйте тему нашего урока.

Правописание буквосочетаний жи - ши, ча – ща, чу - щу.

-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.

-Используйте слова помощники:

Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)

Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)

-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.

-Какое правило нам поможет достичь цели урока?


Жи и ши – такие слоги,

Что всегда к ребятам строги.

Жи и ши, жи и ши

Только с и всегда пиши!


Ча и ща , щу и чу –

Слоги эти заучу!

Ча и ща, щу и чу

Я пятёрку получу!


  1. Упражнение в чистописании.

Сейчас я прочту вам стихотворение, а вы мне скажите какой звук слышате больше всего.

Я жужжу зимой и летом
Жук-жучок
Отвечал урок
Вместо слов « ручей жужжит»
«жужей жужжит»

Звук [ж]

-Произнесите звук.

-Что вы о нём знаете? (Согласный, звонкий, твёрдый, парный)

-Какой буквой обозначен этот звук на письме?

Ж ж (на доске)

Жизнь, ежи, лужи, ужин

-В каких словах количество букв не соответствует количеству звуков? (Жизнь, ежи)

-Почему?

А сейчас напишите целую строчку строчную букву ж и загл.Ж
Давайте вспомним из скольких элементов состоит буква Ж (Из 3)
(Написали, а сейчас каран. Обведите самую красивую букву).

-Молодцы.


Посмотрите на доску.( Здесь у меня написано предложение, но только слова перепутались, вам нужно сост. Пред.)

-Составьте и запишите предложение. (на доске)

Зелёная, спряталась, ёлочка, под, снежком, пушистым.

Зелёная ёлочка спряталась под пушистым снежком.

-Подчеркните основу предложения. (Давайте вспомним что такое подлежащее, что такое сказуемое)

(уч-ся выход к доске состав. Предложение)

-Молодцы.


  1. Словарная работа.

На доске написаны слова какие буквы пропущены ( какое правило)


Декабрь, мороз, коньки, снегирь, одежда, пальто, ветер, погода.



-Что объединяет слова?

Работа по учебнику с.14 Упр. № 23.

-Прочитайте 3 загадку. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Спишите загадку подчёркивая буквосочетания.

- Отгадайте загадку. Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега?


Прослушивание звуков метели.


Работа с толковым словарём.

-Найдите значение слова метель.

Орфогра́фия, правописание (др.-греч. ὀρθογραφία, от ὀρθός - «правильный» и γράφω - «пишу») - единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме. Также свод правил, обеспечивающий это единообразие, и занимающийся им раздел прикладного языкознания.
Смысл - сущность феномена в более широком контексте реальности.

Метель в слове 2 слога, ударение падает на 2 слог на гласную букву е, безударная непроверяемая е в 1 слоге)

-Запишите слово 3 раза.

-Прочитайте синонимы к слову в словаре синонимов с. 140 метель – вьюга, буран, пурга, ураган.


  1. Работа по теме урока.


  1. Физминутка.


  1. Утром стрекоза проснулась
    Потянулась, улыбнулась
    Раз -- росой умылась
    Два –изящно покружилась
    Три нагнулась и присела
    А четыре полетела
    У реки остановилась
    Над водой покружилась.

Работа в паре.

-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!


-Припишите справа или слева к слогам сочетания жи - ши, ча – ща, чу –щу, так чтобы получились слова.

(Чижи, туча, мыши, щука, крыши, часы, роща, лужи, чулок)


Игра «Найди ошибки». (попробовать написать на доске)

Текст написан с ошибками. Найдите их и исправьте. Объясните правильное написание слов. Спишите текст. Подчеркните орфограммы.


Земой птицы галадают. коля повесил в соду кармушки. прилители птичьки. теперь они сыты.


Работа в группах.


-Из записанных слов выбрать и записать слова с изученными буквосочетаниями:


1группа – жи

2 группа - ши

3группа – ча

4 группа – ща

5группа – чу

6 группа - щу


Чудо, туча, шишка, трещу, чаща, чулок, чай, жир, шина, лыжи, щавель, щурята, моржи, угощай, молчу, чищу.


Дифференцированная работа.


-Возьмите карточки. Выберите уровень сложности:

Жёлтый - сложнее, зелёный – легче, синий - самый лёгкий.


КАРТОЧКА 1.

Запиши, одним словом.

  1. Зимой летят с неба. __________________________

  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала ____________________________

  3. Берёзовая ___________________

  4. Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________

  5. Часть колеса машины __________________________

  6. Чайная пара: блюдце и _________________________




КАРТОЧКА 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.


Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.


КАРТОЧКА 3.

Вставь пропущенние орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".


Дятлы.

Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.



Проверка по одному человеку.


  1. Итог урока. Рефлексия.


-Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?

(По образцу из дневника)

-Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?

В сочетаниях жи –ши

Только ивсегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу – щу

Пишем только букву у !


-Оцените свою работу с помощью ёлки.

-Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, повесьте жёлтый шарик, если у вас есть сомнение – зелёный. Если вы думаете, что эти слова ещё вызывают у вас затруднения - синий.

-Ребята, посмотрите на ёлку. Сколько жёлтых шариков на ней появилось. Вы хорошо поработали.


  1. Дом. задание.

С. 14, упр.22






  • Предметные
  • Регулятивные
  • Коммуникативные
  • Познавательные – обще учебные
  • Личностные УУД
  • Оборудование
  • Ход урока.
  • Актуализация знаний.
  • Правописание буквосочетаний жи - ши, ча – ща, чу - щу.
  • (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу) Закреплять
  • Жи и ши – такие слоги
  • Я жужжу зимой и летомЖук-жучокОтвечал урокВместо слов « ручей жужжит»«жужей жужжит» Звук [ж]
  • Зелёная, спряталась, ёлочка, под, снежком, пушистым.
  • Словарная работа.
  • Прослушивание звуков метели.
  • Работа по теме урока.
  • Работа в паре.
  • Игра «Найди ошибки». (попробовать написать на доске)
  • Работа в группах.
  • В сочетаниях жи –ши