Главная страница
Контакты

    Главная страница


Конспект урока по биологии на тему: Адаптации к среде обитания" (9 класс).

Скачать 19.83 Kb.



Скачать 19.83 Kb.
Дата25.04.2017
Размер19.83 Kb.

Конспект урока по биологии на тему: Адаптации к среде обитания" (9 класс).


9 класс _______

«Адаптации организмов к среде обитания"



Цель: познакомиться с разными видами приспособленности живых организмов к среде обитания, понять относительный характер приспособленности.

Среда обитания (экологическая ниша) - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
Биоло́гия (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος - жизнь + λόγος - учение, наука) - система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать понятие о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;

  • продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;

    Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

  • сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.

Развивающие:

  • развивать интерес к изучению биологии, использованию Интернета и информационных технологий, расширять кругозор о закономерностях в природе с помощью средств Интернета и ситуативного общения;

    Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

  • развивать творческие способности учащихся посредством самостоятельного создания компьютерной презентации используя найденный в Интернете иллюстративный материал.

Воспитательные: продолжить формирование у школьников экологической культуры, убеждения в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных.

Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

Оборудование: коллекции животных, гербарии растений, презентация, компьютер, карточки-задания, информационные карты, рисунки животных и растений.

Организационный момент - 2 минуты.

Цель урока: вы должны познакомиться с разными видами приспособленности живых организмов к среде обитания, понять относительный характер приспособленности.

Жизнь - основное понятие биологии - активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи - генетическая информация, используемая для репликации.

Изучение нового материала:

В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по-своему уникальный.

Органи́зм (позднелат. organismus от позднелат. organizo - «устраиваю», «сообщаю стройный вид», от др.-греч. ὄργανον - «орудие») - живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, самоподдерживанием своего строения и организации, способностью воспроизводить их при размножении, сохраняя наследственные признаки.
Давайте же выясним, что такое приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность организмов, или адаптации (от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание), представляют собой совокупности тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

О́браз жи́зни (лат. modus vivendi) - типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления.
Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.

hello_html_7994ad58.png



Какие формы приспособленности существуют у растений и животных? hello_html_m2d7e994a.png



Табл. Виды приспособленности у живых организмов

1. К опылению

2. Защита от поедания

3. К распространению семян

 

 

 

2. Приспособленность у животных

1. Маскировка

2. Покровительственная окраска

3. Предостерегающая окраска

4. Мимикрия

 

 

 

  • Просмотр ролика о приспособленности

  • hello_html_2a77c961.png hello_html_558423ee.png

На закрепление вопрос классу: как ещё растения приспосабливаются к окружающей среде?

Мимикри́я (подражание, маскирование, фр. mimétisme, англ. mimicry) - выражение, введённое в зоологию первоначально Бейтсом для обозначения некоторых особенных случаев чрезвычайного внешнего сходства между различными видами животных, принадлежащих к различным родам и даже семействам и отрядам.
Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Какие приспособления вы знаете?

На слайдах появляется приспособленность растений к засушливым условиям среды, к избытку влаги.

hello_html_m1d937cb1.png hello_html_589814fa.png

У животных приспособлением к окружающей среде является их форма тела и окраска. Такое приспособление называется - маскировка (на слайдах - фото животных).

Средством защиты от врагов служит покровительственная окраска, она существует у тех видов животных, которые живут открыто, а окраска делает их незаметными на фоне местности, либо меняется по сезонам года (на слайдах - фото).

У некоторых животных встречается яркий узор (окраска зебры, тигра, жирафа, змей и т.д.) - чередование светлых и темных полос и пятен. Эта расчленяющая окраска имитирует чередование пятен света и тени, делает животных менее заметными на соответствующем фоне среды.

У ядовитых животных окраска наоборот, привлекает к ним внимание, демаскирует их. Это угрожающая окраска. Часто это чередование жёлтых и черных либо желтых и красных полос и пятен. Такая окраска говорит: "Не тронь меня - я ядовит!" Молодые особи могут по неопытности съесть такое насекомое или животное, но навсегда запомнят ядовитый окрас (на слайдах - фото).

Ещё один вид приспособленности - это мимикрия. Что это такое?

Лабораторная работа №1 «Изучение температурного режима воздуха помещения»

Закрепление нового материала:

Проверочная работа по вариантам на соответствие "Найдите пару".

Выводы:

Сегодня на уроке мы познакомились с адаптацией различных живых организмов к среде обитания. Выяснили, что у всех особей в ходе эволюции формируется генетически закреплённые свойства, обеспечивающие наилучшую приспособленность организмов к среде обитания. Но, как и всё в этом мире, любая приспособленность относительна!

Еще Ч. Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они не были, носят относительный характер, т.е. полезны лишь в типичной среде обитания.

Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. В нетипичных условиях они могут оказаться бесполезными или вредными. Например, дятел легко перемещается по стволам деревьев, но его конечности плохо приспособлены для перемещения по поверхности почвы.

Водоплавающие птицы плохо перемещаются по суше.

Белая окраска зайца делает его незаметным на снегу, но хорошо заметным на фоне темных стволов деревьев и т.д.

(Записать в тетрадь как вывод, что приспособленность носит относительный характер)

Домашнее задание:

Записано на доске: прочитать параграф, закончить заполнение таблицы - последний столбик "Среда обитания".

Подведение итогов урока, выставление оценок:




  • Задачи
  • Воспитательные
  • Изучение нового материала
  • Приспособленность организмов, или адаптации
  • Виды приспособленности у живых организмов
  • 2. Приспособленность у животных
  • На закрепление вопрос классу: как ещё растения приспосабливаются к окружающей среде
  • Лабораторная работа №1 «
  • Закрепление нового материала
  • Подведение итогов урока, выставление оценок