Главная страница
Контакты

    Главная страница


Конструкт урока по музыке для 5 класса на тему "Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки"

Скачать 78.81 Kb.



Скачать 78.81 Kb.
Дата18.04.2017
Размер78.81 Kb.

Конструкт урока по музыке для 5 класса на тему "Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки"


Технологическая карта урока музыки



Дата: 18.01.2017

Класс: 5 «В»

УМК (название, автор): «Музыка», Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. М.: Дрофа 2010 год

Четверть, номер урока по рабочей программе учителя музыки: 3 четверть, урок № 1

Название раздела: «Музыка и литература»

Тема урока: «Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки»

Тип урока: «Получение новых знаний»

Вид урока: урок - путешествие

Цель урока: Создать условия для ознакомления с жанром оперы, историей создания

Задачи:

Обучающие:- Научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Развивающие:- Развивать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки — опере как синтетическому виду искусства.

Вокальная музыка - это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры - музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры - кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые - вокальная миниатюра (песня, романс).

Воспитывающие:- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения, наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства.

Музыка́льное произведе́ние (опус) в широком смысле - всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности.
Искусство Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Му́зыка (греч. μουσική, субстантивированное прилагательное от греч. μούσα - муза) - вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».

Метапредметные:

  • познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

  • коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;

  • регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивают результаты деятельности.

Средства обучения (ресурсы):

аудиоряд:

- М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент.

- Н.А.Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы из оперы «Садко»;

видеоряд: презентация, изображения картинок, видео «Опера и ее происхождение»

нотный материал: - Н.А.Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы из оперы «Садко»;

дидактический материаЛ: раздаточный материал разноцветные листочки;

ТСО: компьютер, мультимедийный экран, проектор, колонки, фортепиано, музыкальный центр, портреты композиторов.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. 5 класс. Учебник. Москва. Дрофа 2015г.

  2. Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.

  3. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».

Информационные источники:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.

Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
Федерации. – М. : Просвещение, 2009 – 12с. – (Стандарты второго поколения).



Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Результат (УУД)

1.Организационный этап

- Здравствуйте ребята, меня зовут Диана Сергеевна и сегодня урок музыки буду вести у вас я.

Урок музыки - картина, написанная голландским художником Яном Вермеером. Центральной темой этой картины является урок музыки, который получает молодая ученица. Картина была написана предположительно между 1662-1665 годами.
И для того, чтобы нам с вами продолжить наш урок, для начала познакомимся с вами таким способом: вы называете мне свое имя и одно слово, которое характеризует вас (Например: Диана-смелая) и так каждый.

- Пропевание муз. приветствия!

- А сейчас покажите ваше настроение с помощью символами вашей руки. (Пояснение)

Приветствие педагога и учителей др. с другом, знакомство

Личностные УУД

- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости


- владение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;



2.Актуализация опорных знаний












3.Мотивация учебной деятельности


4.

Обучение Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Решение проблемы



















5.Обобщение







6. Рефлексия









(Сл№1) - Сколько на свете сюжетов, Столько должно быть и самостоятельных оперных форм. Н. Римский – Корсаков

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры.

- Какие жанры музыки вы знаете?

- А как вы думаете, какой из этих жанров больше всего связан с литературой?

- Действительно благодаря оперному жанру огромное количество великих литературных произведений зазвучало в музыке.

Литература Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.

- Назовите, пожалуйста, оперы, которые написаны на литературные произведения?

- Так если опера вносит такой огромный вклад в другие виды искусства (давая им «Вторую жизнь»). Как можем назвать этот жанр вокальной музыки?

- (Сл.№2) И тема нашего урока «Опера. Самый значительный жанр вокальный музыки»













- Сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент о том, как появилась опера. (При просмотре дети внимательно слушают, главное записывают в тетрадь с помощью презентации (Сл.№5-№10)



-(Сл.№11).Знакомство с сюжетом оперы-сказки Н.А.Римского-Корсакова «Садко»

- Слушание «Колыбельной Волховы»

Вопросы и задания:

  1. Какой предстает перед нами Волхова? – фантастической или человечной? Почему?

  2. Есть ли в музыке «Колыбельной Волховы» необычные, волшебные интонации? Где их слышно в мелодии или аккомпанементе?

  3. В словах или в музыке прячется главный смысл «Колыбельной»

  4. Что сближает мелодию «Колыбельной Волховы» с русской народной песней?

    Русская народная песня - фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.



- Разучивание «Колыбельной Волховы»

- Что вы можете сказать о характере музыки?

Разучивание припева и 1 куплета песни (под аккомпанемент фортепиано).

  • Распевание – упражнения Емельянова «Страшная сказка» (см. Приложение №2)

  • Певческая установка (второе «Золотое правило»);

  • Работа с текстом (декламация в ритме песни с звуковысотным показом и дирижерским жестом);

  • Соединение мелодии и текста. Контроль дыхания;

  • Исполнение с фонограммой – минус в среднем темпе.



Наш первый урок музыки подходит к концу. Надеюсь, что теперь вы знаете об опере гораздо больше, чем в начале урока.

- Давайте подведем итог нашего урока:

- Как появилась опера?

- Что лежит в основе оперы?



- Молодцы!


Рефлексия «Дерево успеха»

-Сейчас я вам раздам листочки, с помощью которых мы создадим «дерево успеха». Внимание! Зеленый листочек обозначает, что все на уроке было понятно, желтый листочек – понятно, но не все, ну а красный – есть проблема, нужна помощь.

А теперь, пришла пора прощатся - Мой урок окончен!










Сегодня на уроке мы будем говорить об опере, о сюжетах оперы, об оперных формах.


Балет, оратория, опера


Опера


«Руслан и Людмила» - А. С. Пушкин, «Золотой петушок» - А. С. Пушкин,

«Сказка о царе Салтане» и др.


Великим, очень важным, значительным…


Записывают тему урока в тетрадь


Смотрят видеофрагмент и записывают основное в тетрадь



Слушают историю сюжета оперы сказки


Слушание муз. произведения



Отвечают на вопросы








Разучивание песни с учителем






Ответы на вопросы








Отвечают на вопросы











- Выполняют самооценку;

- Оценка результатов работы


Регулятивные УУД

умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности



Предметные УУД

поиск и выделение необходимой информации, усвоение новых полученных знаний;










Личностные УУД

- активизация правил слушания музыки

- формирование знаний моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения


Предметные УУД


- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;


Коммуникативные УУД

- участие в диалоге, умение слушать и слышать другого












Предметные УУД


- усвоение новых полученных знаний


Регулятивные УУД


- выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещѐ нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;




  • УМК (название, автор): «
  • Четверть, номер урока по рабочей программе учителя музыки
  • Вид урока
  • Задачи
  • Планируемые результаты
  • Средства обучения (ресурсы)
  • Учебно-методическое обеспечение
  • Информационные источники
  • Деятельность учителя
  • 1.Организационный этап
  • 2.Актуализация опорных знаний
  • 3.Мотивация учебной деятельности
  • - (Сл.№2) И тема нашего урока
  • Рефлексия «Дерево успеха»
  • Коммуникативные УУД
  • Предметные УУД
  • Регулятивные УУД