Главная страница
Контакты

    Главная страница


КТП по географии (9 класс)

Скачать 116.22 Kb.



Скачать 116.22 Kb.
Дата27.04.2017
Размер116.22 Kb.

КТП по географии (9 класс)










КТП

по географии

для 9 класса общеобразовательных учреждений

на 2013 - 2014 учебный год

















Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по географии для общеобразовательных учреждений, под редакцией И.В. Душиной, 2002 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России. Хозяйство и географические районы», учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений, под редакцией В.П.

Школа Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе. М.; Дрофа 2009 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;

Геоинформацио́нные техноло́гии (ГИТ) - это технологический комплекс, интегрирующий и объединяющий многие информационные технологии. Их специфика состоит в ориентации на обработку пространственных данных.
Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
Географическая карта - изображение модели земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде.
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней;

Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.
Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.
Охрана окружающей среды Охрана окружающей среды - комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.
адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.
Право Пра́во - основное понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.

Главная цель курса «География России» заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Росси́я (от греч. Ρωσία - Русь), Росси́йская Федера́ция[К 8] (на практике используется и аббревиатура РФ[К 9]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 838 993 чел. (2017). Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191 км²[К 4].

Задачи – сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
































Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Требования к подготовке учащихся

Практические

работы

Домашнее

задание

план

факт

1



Введение

Знать состав вторичного сектора экономики



Хозяйство России

Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье

2



Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы

Знать состав и специфику ТЭК.

Сектор экономики - крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить её от других частей экономики в теоретических или практических целях.
Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические материалы


§1, вопросы

3



Топливная промышленность

Знать и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из угольных и нефтяных бассейнов

1.

Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов

§2, вопросы

4



Электроэнергетика

Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов


§3, вопросы

5



Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические

вещества

Приводить примеры конструкционных материалов.

Конструкционные материалы - материалы, из которых изготавливаются различные конструкции, детали машин, элементы сооружений, воспринимающих силовую нагрузку. Определяющими параметрами таких материалов являются механические свойства, что отличает их от других технических материалов (оптических, изоляционных, смазочных, лакокрасочных, декоративных, абразивных и др.).
Материа́л - вещество или смесь веществ, из которых изготавливается продукция, которые способствуют процессу труда, либо придают изготовленной продукции определенные свойства. В традиции советской и российской экономической науки под материалами понимают только продукты, прошедшие предварительную обработку на промышленных предприятиях (в отличие от сырья).


§4, вопросы

6



Металлургия. География черной металлургии


Показывать на карте металлургические базы их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз

2. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам»

§5, вопросы

7



География цветной металлургии


Показывать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы их размещения.

Цветная металлургия - отрасль металлургии, которая включает добычу, обогащение руд цветных металлов и выплавку цветных металлов и их сплавов. По физическим свойствам и назначению цветные металлы условно можно разделить на тяжёлые (медь, свинец, цинк, олово, никель) и лёгкие (алюминий, титан, магний).
Определять меры по сохранению природы.

3. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия

§6, вопросы

8



Химическая промышленность

Знать специфику химической промышленности, важнейшие центры.

Химическая промышленность - отрасль промышленности, включающая производство продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путём его химической переработки.
Металлу́ргия и металлурги́я - (от др.-греч. μεταλλουργέω - добываю руду, обрабатываю металлы) - область науки и техники, охватывающая процессы получения металлов из руд или других материалов, а также процессы, связанные с изменением химического состава, структуры и свойств металлических сплавов.
Знать специфику химической промышленности, важнейшие центры.


§7, вопросы

9



География химической промышленности

4. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

§8, вопросы

10



Лесная промышленность

Объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы


§9, вопросы

11



Машиностроение. География машиностроения.

Объяснять роль машиностроения в современной экономике страны.

Народное хозяйство - исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда. Подразделяется по видам деятельности субъектов отношений.

5. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

§10-11, вопросы

12



Пищевая и легкая промышленность

Знать специфику отраслей легкой и пищевой промышленности, географию размещения основных отраслей и центров


§12, вопросы

13



Урок обобщения знаний раздела




Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги

14



Состав и значение третичного сектора

Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития


§13, вопросы

15



Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт

Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки.

Транспорт - это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.
Показывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы


§14, вопросы

16



Другие виды транспорта. Связь

показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные пути, транспортные пути


§15, вопросы

17



Сфера обслуживания. Наука

Показывать на карте города науки технополисы в России


§16, вопросы

18



Жилищное и рекреационное хозяйство

Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильем, значение для экономики России развития рекреационного хозяйства


§17, вопросы

19



Урок обобщения знаний раздела




География крупных регионов России

Районирование России

Европейская Россия (Западный макрорегион)

20



Зачем районировать территорию страны

Значение районирования и зонирования России.

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России - название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.
Приводить примеры экономических районов, федеральных округов

6.

Экономический район - это территориально связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные друг с другом их различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.
Моделирование вариантов нового районирования России


§18, вопросы

21



Общая характеристика Европейской России

Давать оценку ГП региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения


§19, вопросы

22



Европейский Север.

Европейская часть России - часть России, географически относящаяся к Восточной Европе. Её границей являются Уральские горы, граница с Казахстаном и реки Кума и Маныч.
Факторы формирования района

Давать оценку влияния ГП района на природу, заселение и развитие хозяйства


§20, вопросы

23



Природа Европейского Севера

Сравнивать характеристики двух частей района. Анализировать физичекую карту, показывать главные объекты


§21, вопросы

24



Население и хозяйственное освоение Европейского Севера

Приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, их хоз. деятельность


§22, вопросы

25



Хозяйство Европейского Севера

Объяснять связь ТПК района. Называть важнейшие отрасли и центры, анализировать экономическую карту

7. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера

§23, вопросы

26



Северо-Западный район. Факторы формирования района

Давать оценку ГП района для его формирования и развития


§24, вопросы

27



Природа Северо-Запада.

Население, хозяйственное освоение Северо-Запада.

Объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формировании культуры


§25-26, вопросы

28



Хозяйство Северо-Запада

Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте


§27, вопросы

29



Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада

Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления


§28, вопросы

30



Центральная Россия. Факторы формирования района. Природа Центральной России

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствующих формированию района. Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы


§29-30, вопросы

31



Население и хозяйственное освоение Центральной России

Объяснять специфику хозяйства района, роль городов в размещении населения и формировании культуры

8.

Демографический кризис - резкое изменение численности населения. Под демографическим кризисом может пониматься как убыль населения, так и перенаселение территорий.
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России»


§31, вопросы

32



Московская столичная агломерация

Сравнивать планировку Москвы и Санкт-Петербурга.

9. Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

§32, вопросы

33



Хозяйство Центральной России

Составлять характеристику территории

10. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России

§33, вопросы

34



Европейский Юг.

Наро́дные худо́жественные про́мыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи создаются собственноручно при помощи умений и смекалки.
Факторы формирования района

Объяснять уникальность района. Достоинства и сложность ГП района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России


§34, вопросы

35



Природа Европейского Юга

Устанавливать связи между отдельными компонентами природы


§35, вопросы

36



Население и хозяйственное освоение Европейского Юга

Объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов


§36, вопросы

37



Хозяйство Европейского Юга

Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в ГРТ


§37, вопросы

38



Поволжье. Факторы формирования района.

Знать состав района, этапы и факторы формирования района


§38, вопросы

39



Природа Поволжья. Население и хозяйственное освоение Поволжья

Уметь составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определить по картам природные ресурсы района.

Знать историю заселения района, особенности размещения населения

11. Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения.


§39-40, вопросы

40



Хозяйство Поволжья

Знать географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. Уметь определять по картам основные с\х районы и сравнивать их

12. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

§41, вопросы

41



География Республики Башкортостан: особенности ЭГП, формирование территории и особенности природы

Знать особенности ГП, размеры территории, протяженность границ

13.

Башкортоста́н (башк. Башҡортостан Республикаhы,Республика Башкортоста́н, Башкирия) - республика (государство), субъект Российской Федерации. Входит в состав Приволжского федерального округа, является частью Уральского экономического района.
ЭГП и административно-территориальное деление РБ


42



Население и хозяйственное освоение Республики Башкортостан


Оценивать изменение численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения. Объяснять различия в естественном приросте населения, направлениях миграций.

Сельское население - население, проживающее в сельских населённых пунктах.
Естественный прирост населения (ЕП) - превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени; основа роста численности населения.
Описывать особенности быта людей.

14. Размещение населения РБ


43



Особенности хозяйства Республики Башкортостан. Промышленность

Называть важнейшие природно-хозяйственные объекты региона. Объяснять изменение пропорций между отраслями в

структуре хозяйства.

Оценивать природно-ресурсный потенциал региона.

15. Отрасли специализации хозяйства РБ


44



АПК Республики Башкортостан



45



Особенности экономики г. Уфа




46



Социально-экономические проблемы Республики Башкортостан.




47



Урал. Факторы формирования района. Природа Урала.

Знать состав района, этапы и факторы формирования района. Уметь составлять сравнительную характеристику природы частей Урала, определить по картам природные ресурсы района.



§42-43, вопросы

48



Население и хозяйственное освоение Урала

Знать территориальную структуру агломераций, особенности размещения. Уметь объяснять этническую пестроту и проблемы населения

16. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

Экологическая проблема - это изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

§44, вопросы

49



Хозяйство Урала

Знать географию важнейших отраслей хозяйства и их различие.


§45, вопросы

50



Урок обобщения знаний раздела




Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

51



Азиатская Россия. Общая характеристика

Знать особенности ГП Азиатской России;

Азиа́тская ча́сть Росси́и, или Азиатская Россия - часть территории Российской Федерации (РФ), географически относящаяся к Азии.
уметь показывать по карте районы Азиатской России


§46, вопросы

52



Западная Сибирь. Факторы формирования района

Знать состав района, факторы формирования; уметь определять по картам ЭГП Западной Сибири


§47, вопросы

53



Природа Западной Сибири

Знать своеобразие природы Западной Сибири;

Сиби́рь - обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока - Дальневосточными регионами России, с севера - Северным Ледовитым океаном, с юга - границей сопредельных государств России (Казахстана, Монголии и Китая).
уметь показывать на картах природные ресурсы ЗС

17. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

§48, вопросы

54



Население и хозяйственное освоение Западной Сибири

Знать особенности размещения населения, уметь показывать на карте крупные города

18. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона

§49, вопросы

55



Хозяйство Западной Сибири

Знать отрасли специализации района. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем

19. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы).

§50, вопросы

56



Север Восточной Сибири. Факторы формирования района

Знать состав района, факторы формирования; уметь оценивать особенности ГП района


§51, вопросы

57



Природа Севера Восточной Сибири

Знать особенности

природы

20. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе

§52, вопросы

58



Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири

Знать влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

Сельская местность - вся обитаемая территория вне городов и пригородов.
специфику размещения важнейших отраслей хозяйства района


§53, вопросы

59



Хозяйство Севера Восточной Сибири


§54, вопросы

60



Южная Сибирь. Факторы формирования района

Знать состав района и отличительные черты природы; уметь определять возможные пути решения экологических проблем


§55, вопросы

61



Кузнецко-Алтайский подрайон

Знать специфику ГП и отраслей специализации подрайона, историю заселения подрайонов


§56, вопросы

62



Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны

Уметь давать характеристику подрайонов


§57, вопросы

63



Дальний Восток: факторы формирования района. Природа Дальнего Востока.

Знать состав района и уникальность ЭГП; уметь прогнозировать развитие экономики района. Знать особенности

природы.

21. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

§58-59, вопросы

64



Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока

Знать этапы заселения района, традиции и культуру народов; отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства.


22. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).

§60, вопросы

65



Хозяйство Дальнего Востока.


§61, вопросы

66



Урок обобщения знаний раздела




67



Россия и страны СНГ. Взаимосвязи с другими странами




68



Итоговый урок






Всего: 68 учебных часов, в том числе 22 практические работы.


  • Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей
  • Главная цель курса «География России» заключается
  • Календарно-тематическое планирование
  • География крупных регионов России