Главная страница
Контакты

    Главная страница


Литература

Скачать 202.65 Kb.



Скачать 202.65 Kb.
Дата19.04.2017
Размер202.65 Kb.

Литература


Комплект контрольно-оценочных средств

по предмету «Литература»

9-11 классы

2016-2017 учебный год

Разработала

Алиева С.Р., учитель

русского языка и литературы



Контрольно – оценочные средства

9 КЛАСС

Контрольная работа №1 Тестирование.

Контрольная работа по литературе 1 половины 19 века


1. Укажите, к какому литературному направлению относится творчество А.С.Грибоедова.

а) классицизм б) сентиментализм в) реализм г) романтизм.


2. Определите, какой конфликт является основным, ведущим, сюжетообразующим в комедии А.С.Грибоедова.

а) любовный конфликт

б) конфликт поколений

в) конфликт между представителями «века нынешнего» и «века минувшего»

г) психологический, происходящий в душе главного героя.

Протагони́ст (греч. πρωταγωνιστής: πρώτος - «первый» и αγωνίζομαι - «состязаюсь», αγωνιστής - «борец») - главный герой, центральное действующее лицо, актёр, играющий главную роль в произведении и т. д.


3. Сколько времени длится действие комедии «Горе от ума»?

а) 3 дня б) 1 неделя в) 1 сутки г) 1 год.


4. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?

а) 1 год б) 3 года в) полгода г) 5 лет.


5. Кто из героев комедии сказал о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

а) Софья б) Фамусов в) Лиза г) Чацкий.


6. Кто пустил слух о сумасшествии Чацкого?

а) Софья б) Фамусов в) Хлестова г) Лиза.


7. В каком городе родился А.С.Пушкин?

а) в Петербурге б) в Москве в) в Киеве г) в Туле.


8. Сколько было написано повестей, известных как «Повести Белкина»?

а) 6 б) 7 в) 5 г) 4.


9.К какому литературному направлению следует отнести роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

а) классицизм б) сентиментализм в) реализм г) романтизм.


10. Чей это портрет?

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные…

а) Ольга Ларина б) Татьяна Ларина в) княжна Алина г) Дуняша.

Татья́на Дми́триевна Ла́рина, в замужестве княгиня N (в опере - княгиня Гремина) - главная героиня романа «Евгений Онегин». Эталон и пример для бесчисленных женских персонажей в произведениях многих русских писателей, «национальный тип» русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены.


11. В ком из героев романа «Евгений Онегин» воплощен авторский идеал?

а) Евгений Онегин б) Владимир Ленский

в) Татьяна Ларина г) обобщенный образ молодого поколения.


12. Назовите основной конфликт в поэме «Медный всадник»?

а) между человеком и стихией б) между личностью и государством

в) семейный конфликт г) между разумом и чувством.

13. Назовите основной мотив в творчестве М.Ю.Лермонтова.

а) зависть б) свобода в) одиночество г) усталость.


14. Кто является героем своего времени в романе М.Ю.Лермонтова?

а) Грушницкий б) Максим Максимыч в) Вернер г) Печорин.


15. Печорина звали:

а) Максим Максимыч б) Григорий Александрович

в) Александр Григорьевич г) Евгений Александрович.


16. Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе:

а) Вулича б) Грушницкого в) Максима Максимыча г) доктора Вернера.


17. Сколько повестей вошло в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

а) 4 б) 5 в) 8 г) 10.


18. Определите жанр произведения «Мертвые души».

а) роман б) повесть в) роман – эпопея г) поэма.


19. В произведении «Мертвые души» главная тема –

а) жизнь помещиков б) жизнь чиновников

в) жизнь крестьянства г) жизнь всех слоёв России.


20. Для чего Чичиков скупал «мертвых душ»?

а) чтобы считаться богатым помещиком

б) чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч деш

в) чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых

г) чтобы выиграть пари.


21. История жизни какого помещика рассказана в «Мертвых душах»?

а) Манилова б) Собакевича в) Коробочки г) Плюшкина.


22. Укажите, к каким помещикам заезжал Чичиков (в той последовательности, что и в произведении):

а) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев.

б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев, Коробочка.

в) Коробочка, Манилов, Собакевич, Ноздрев, Плюшкин.

г) Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.


Ответы:

1 – в

2 – а

3 – в

4 – б

5 – в

6 – а

7 – б

8 – в

9 – в

10 – а


11 – в

12 – б

13 – в

14 – г

15 – б

16 – в

17 – в

18 – г

19 – г

20 – в

21 – г

22 - г






Контрольная работа№2. Тестирование.

Контрольная работа за год. Тест (по литературе 9 класс)

Вариант 1

1.Соотнесите автора и произведение:


1) А.С. Пушкин 1) «Как жаль»

2) М.Ю. Лермонтов 2) «Жизнь Арсеньева»

3) А.П. Чехов 3) «Василий Тёркин»

4) И.А. Бунин 4) «Человек в футляре»

5) А.Т. Твардовский 5) «Евгений Онегин»

6) А.И. Солженицын 6) «Герой нашего времени»



2. Перечислите литературные направления в порядке их возникновения.

Литературное направление (англ. literary movement, фр. mouvement littéraire, нем. Literaturrichtung) - совокупность литературно-эстетических и духовных принципов, характерная для произведений многих писателей, сохраняющаяся и реализующаяся в их творчестве на протяжении некоторого исторического периода.


3. Соотнесите направления и произведения:


Классицизм -


Сентиментализм –


( А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души», Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», А.С. Грибоедов «Горе от ума», В.А. Жуковский «Светлана».


4.В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:


1) Классицизм

2) Сентиментализм

3) Романтизм

4) Реализм


5.Какой принцип является «лишним» для классицизма:

единство действия, 2) единство времени,

3) единство места 4) единство языка



6. Кто из писателей известен как выдающийся актёр, режиссёр, сценарист


1) А.И. Солженицын

2) В.Г.Распутин

3) В.М. Шукшин

4) В.П. Астафьев



7. Перечислите Нобелевских лауреатов по литературе, творчество которых вы изучили в 9 классе





Контрольная работа за год. Тест (по литературе 9 класс)

Вариант 2

1.Соотнесите автора и произведение


1) Н.М Карамзин 1) «Мертвые души»

2) А.С. Грибоедов 2) «Мои университеты»

3) Н. В. Гоголь 3) «Бедная Лиза»

4) И.С. Тургенев 4)«Судьба человека»

5) М. Горький 5) «Горе от ума»

6) М.А. Шолохов 6) «Первая любовь»


2. Перечислите модернистские течения Серебряного века.


3. Соотнесите направления и произведения:


Романтизм –


Реализм –


( А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души», Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», А.С. Грибоедов «Горе от ума», В.А. Жуковский «Светлана».


4.Какая характеристика не относится к романтизму:


1) Деление жанров на высокие и низкие

2) Противоречие между идеалом и действительностью

3) Стремление к свободе

4) Конфликт между личностью и обществом


5. Какой принцип является «лишним» для классицизма:


1) говорящие фамилии, 2) деление на жанры, 3) идея просвещения,

4)только положительные и только отрицательные герои


6. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» повествуется


1) О жизни Андрея Соколова и его семьи в годы гражданской войны

2) О времени Великой Отечественной войны

3) О Первой мировой войне

4) О коллективизации


7.

Пе́рвая мирова́я война́ (28 июля 1914 - 11 ноября 1918) - один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества.
Отечественная война 1812 года[П 8] (фр. Сampagne de Russie pendant l'année 1812[П 9]) - война между Российской империей и Наполеоновской Францией на территории России в 1812 году.
Перечислите Нобелевских лауреатов по литературе, творчество которых вы изучили в 9 классе





10 КЛАСС

Контрольная работа №1

1вариант

1. Какой художественный метод играет ведущую роль в русской литературе второй половины 19 века ?

А) сентиментализм

Б) романтизм

В) просветительский реализм

Г) критический реализм

2. Выделите один отличительный признак романа-эпопеи

А) большой объём

Б) проблемно-тематическая энциклопедичность

В) показано значимое для нации историческое событие

Г) показаны идейно-нравственные искания личности

3. Назовите первый роман И. А. Гончарова:

А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»


4. Определите жанр романа И. А. Гончарова «Обломов»:

А) авантюрный Б)социально-бытовой В) психологический

5. Авторское отношение к Илье Обломову неоднозначно; тенденция идейного оправдания героя сказалась в

А) духовной и физической гибели

Б) стремлении к поиску

В) в обрисовке «счастливого» будущего Обломовки

6. Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:

А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедия Г) психологическая драма

7.

Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα - деяние, действие) - литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII-XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику.
Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению А.Н. Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости

Б) духовной слабости и бессилия

В) моментного эмоционального порыва

8. Почему А. Н. Островский назван «отцом русского национального театра» ?

А) возродил традиции предшественников в драматургии

Б) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие русской драматургии

В) построил здание Малого театра

9. Давая общую оценку содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тургенев писал: «. ..Вся моя повесть направлена

против...»

А) дворянства Б)крестьянства В) революционных демократов

10. Какое высказывание, объясняющее смысл финала романа «Отцы и дети», кажется вам наиболее верным?

А) смерть Базарова — приговор «детям», с которыми таким образом расправился автор

Б) Базарова убила сама природа, так как он вторгся в заведенный порядок жизни и смерти —и пал его жертвой

В) передовые борцы почти всегда гибнут

11. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности

А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием В) дуэль с Кирсановым

Г) посещение родителей


12. Художественным методом критического реализма является

А) литературное направление, характеризующееся демократичностью, утверждением идеи «ответственного человека».

Б) творческий метод, в котором главное значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности

В) творческий метод, поставивший задачу критического осмысления общественных отношений, изображение диалектических взаимосвязей характеров и обстоятельств, где человеческий характер берется в его социальной активности.

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

13. Тема художественного произведения – это

А) характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности

Б) основные эпизоды событийного ряда произведения в их художественной последовательности,

предусмотренной композицией данного произведения

В) главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема,

поставленная в нём писателем

Г) совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для

постановки философских, социальных, этических и других проблем.

Литература Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.

14.Общественный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в:

А) критике дворянства и крепостничества

Б) идеализации буржуазии как класса

В) утверждении человека как личности

15. Образ Обломова концентрирует в себе черты крепостного барства, выберите

основополагающую

А) лень Б) косность и инертность В) фамильярное отношение к крепостным.

16. Авторским идеалом в романе является

А) Обломов Б) Ольга Ильинская В) Штольц

17. Определите вид конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»

А) философский Б) социальный В) идеологический Г) внутренний (семейный).

18. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»

А) Варвара Б) Катерина В) Глаша Г) Феклуша

19. В какой момент происходит кульминация пьесы

А) публичное признание Катерины Б) свидание с Борисом

В) монолог Катерины в финале пьесы Г) в пьесе вообще нет кульминации

20.Основой конфликта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является

А) ссора между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

Б) конфликт между Н.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

Г) борьба между либеральными монархистами и народом

21. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности

А) высокий рост Б) самоуверенная улыбка В) бакенбарды «песочного цвету» Г) красная рука 22.Кто из героев романа может быть назван «маленьким человеком»

А) Василий Иванович Базаров Б) Евгений Базаров В) Аркадий Кирсанов

23.

Евге́ний Васи́льевич База́ров - персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Студент-нигилист из разночинцев, отрицающий практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки. В политическом отношении революционер-демократ, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей.
Роман – это:

А) жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.

Б) жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.

В) жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого совершенного события и его авторская оценка.

24. Конфликт художественного произведения – это

А) ссора героев

Б) столкновение, противоборство персонажей, каких-либо чувств, побуждений в душе

героев, лежащих в основе действия

В) философская, социальная или этическая проблема, поставленная автором в

произведении.




Контрольная работа №1

2 вариант

1. Художественным методом критического реализма является

А) литературное направление, характеризующееся демократичностью, утверждением идеи «ответственного человека».

Б) творческий метод, в котором главное значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности

В) творческий метод, поставивший задачу критического осмысления общественных отношений, изображение диалектических взаимосвязей характеров и обстоятельств, где человеческий характер берется в его социальной активности.

2. Тема художественного произведения – это

А) характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности

Б) основные эпизоды событийного ряда произведения в их художественной последовательности,

предусмотренной композицией данного произведения

В) главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема,

поставленная в нём писателем

Г) совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для

постановки философских, социальных, этических и других проблем.

3.Общественный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в:

А) критике дворянства и крепостничества

Б) идеализации буржуазии как класса

В) утверждении человека как личности

4. Образ Обломова концентрирует в себе черты крепостного барства, выберите

основополагающую

А) лень Б) косность и инертность В) фамильярное отношение к крепостным.

5. Авторским идеалом в романе является

А) Обломов Б) Ольга Ильинская В) Штольц

6. Определите вид конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»

А) философский Б) социальный В) идеологический Г) внутренний (семейный).

7. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»

А) Варвара Б) Катерина В) Глаша Г) Феклуша

8. В какой момент происходит кульминация пьесы

А) публичное признание Катерины Б) свидание с Борисом

В) монолог Катерины в финале пьесы Г) в пьесе вообще нет кульминации

9.Основой конфликта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является

А) ссора между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

Б) конфликт между Н.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

Г) борьба между либеральными монархистами и народом

10. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности

А) высокий рост Б) самоуверенная улыбка В) бакенбарды «песочного цвету» Г) красная рука

11. Кто из героев романа может быть назван «маленьким человеком»

А) Василий Иванович Базаров Б) Евгений Базаров В) Аркадий Кирсанов

12. Роман – это:

А) жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.

Б) жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.

В) жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого совершенного события и его авторская оценка.

13. Конфликт художественного произведения – это

А) ссора героев

Б) столкновение, противоборство персонажей, каких-либо чувств, побуждений в душе

героев, лежащих в основе действия

В) философская, социальная или этическая проблема, поставленная автором в

произведении.

14. Какой художественный метод играет ведущую роль в русской литературе второй половины 19 века ?

А) сентиментализм

Б) романтизм

В) просветительский реализм

Г) критический реализм

15. Выделите один отличительный признак романа-эпопеи

А) большой объём

Б) проблемно-тематическая энциклопедичность

В) показано значимое для нации историческое событие

Г) показаны идейно-нравственные искания личности

16. Назовите первый роман И. А. Гончарова:

А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»


17. Определите жанр романа И. А. Гончарова «Обломов»:

А) авантюрный Б)социально-бытовой В) психологический

18. Авторское отношение к Илье Обломову неоднозначно; тенденция идейного оправдания героя сказалась в

А) духовной и физической гибели

Б) стремлении к поиску

В) в обрисовке «счастливого» будущего Обломовки

19. Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:

А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедия Г) психологическая драма

20. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению А.Н. Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости

Б) духовной слабости и бессилия

В) моментного эмоционального порыва

21. Почему А. Н. Островский назван «отцом русского национального театра» ?

А) возродил традиции предшественников в драматургии

Б) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие русской драматургии

В) построил здание Малого театра

22. Давая общую оценку содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тургенев писал: «. ..Вся моя повесть направлена

против...»

А) дворянства Б)крестьянства В) революционных демократов

23. Какое высказывание, объясняющее смысл финала романа «Отцы и дети», кажется вам наиболее верным?

А) смерть Базарова — приговор «детям», с которыми таким образом расправился автор

Б) Базарова убила сама природа, так как он вторгся в заведенный порядок жизни и смерти —и пал его жертвой

В) передовые борцы почти всегда гибнут

24. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности

А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием В) дуэль с Кирсановым

Г) посещение родителей


Ключи к ответам:

Критерии оценивания:

Кодификатор элементов содержания, проверяемые заданиями контрольной работы по литературе за первое полугодие в 10 классе:


1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора.

Лирическое отступление - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина)
Автор А́втор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.
Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой.
Лири́ческий геро́й - субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.
Система образов.
Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
Вну́тренний диало́г - понятие в психологии, процесс непрерывного внутреннего общения человека с самим собой, внутриличностной аутокоммуникации (англ.)русск.. Одним из элементов, который обеспечивает диалогизм самосознания, является рефлексия - обращение внимания субъекта на своё собственное состояние и опыт.

5 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
5.1 А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Пьеса «Гроза».
5.2 И.С. ТУРГЕНЕВ. Роман «Отцы и дети».
5.5И.А.ГОНЧАРОВ.Роман«Обломов».



11 КЛАСС

Контрольная работа №1 за I полугодие.

Серебряный век

  1. Центральной фигурой какого течения русской поэзии рубежа 19-20 веков был А.

    Ру́сская литерату́ра - комплекс литературных произведений, написанных на древнерусском и русском языке. Зародилась во второй половине X века, однако до XIX века, когда начался её «золотой век», была практически неизвестна в мире.
    Блок?

А) футуризм;

Б) акмеизм;

В) символизм;

Г) имажинизм.


2. Какая общая тема объединяет стихотворения Блока «Русь», «Коршун», «На поле Куликовом»?

А) любовь;

Б) поэт и поэзия;

В) революция;

Г) Родина.


3. Назовите произведение Блока, в котором, говоря о своей любви к Родине, поэт восклицает:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли нам ясен долгий путь!

А) «Двенадцать»;

Б) «Коршун»;

В) «На поле Куликовом»;

Г) «Россия».


4. Произведение Блока, написанное в январе 1918 года и вобравшее в себя «музыку революции», называется

А) «Коршун»;

Б) «Фабрика»;

В) «Двенадцать»;

Г) «Русь».


5. Поэма «Двенадцать» начинается строчками «Чёрный вечер/Белый снег». Какой приём использует автор?

А) параллелизм;

Б) сравнение;

В) антитеза;

Г) гипербола.


6. Кому посвящён поэтический цикл Блока «Стихи о Прекрасной Даме»?

А) Волоховой;

Б) Менделеевой;

В) Дельмас.

7. Стихотворение С.Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» входит в цикл:

А) «Арабские мотивы»;

Б) «Персидские мотивы»;

В) «Грузинские сказки»;

Г) «Персидские песни».


8. Какая тема является сюжетообразующей в поэме С.Есенина «Анна Снегина»?

А) тема революции;

Б) тема юношеской любви;

В) тема преобразований в деревне;

Г) тема крестьянского быта в послереволюционное время.


Куприн, Бунин, Горький.

9. Соотнесите имена авторов и названия произведений:

А) Чехов;

Б) Куприн;

В) Горький;

Г) Бунин.


А) «Ионыч»;

Б) «Старуха Изергиль»;

В) «Олеся»;

Г) «Господин из Сан-Франциско»


А) А,А; Б,Б; В,В; Г,Г.

Б) А,Б; Б,А; В,Г; Г,В.

В) А,Г; Б,Б; В,В; Г,А.

Г) А,А; Б,В; В,Б; Г,Г.


10. В каких произведениях из списка выше звучит тема испытания героя любовью?

А) А,Б;

Б) А,В;

В) А,Г;

Г) Б,Г.


11. Исключите из списка названий одно «лишнее»:

А) «Ионыч»;

Б) «Старуха Изергиль»;

В) «Олеся»;

Г) «Господин из Сан-Франциско».


12. Мотивируйте выбор «лишнего» названия в предыдущем задании:

А) это произведение написано одним автором, а остальные – другим;

Б) это произведение – роман, а остальные повести и рассказы;

В) герой этого произведения не имеет имени;

Г) герой этого произведения стар; а герои остальных молоды.


13. Кто из героев А.Куприна в своём монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя твоё»?

А) Соломон – Суламифи;

Б) Желтков – Вере Шеиной;

В) Желтков – Богу;

Г) Ромашов – Шурочке.


14. Какой художественной деталью завершается повесть Куприна «Олеся»?

А) письмо к возлюбленному;

Б) букет полевых цветов;

В) косынка Олеси;

Г) нитка красных бус.


15. Почему расстаются герои повести «Олеся»?

А) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;

Б) Олеся полюбила другого человека;

В) Олесю вынуждают покинуть родные места;

Г) урядник обвинил Олесю в воровстве.


16. Какая проблема затрагивается в повести «Олеся»?

А) природы и цивилизации;

Б) становление личности и выбора жизненного пути;

В) реформирование общества.


17. Какую музыку использует А.Куприн в повести «Гранатовый браслет» для утверждения основной идеи произведения?

А) Чайковский «Времена года»;

Б) Свиридов «Метель»;

В) Бетховен «Соната №2»;

Г) Моцарт «Реквием».


18. Кому из героев А.Куприна принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире»?

А) князь Шеин;

Б) чиновник Желтков;

В) генерал Аносов;

Г) княгиня Шеина.

19. Из какого источника был взят Куприным сюжет рассказа «Суламифь»?
А) древняя легенда;

Б) Библия (Ветхий Завет);

В) авторский вымысел;

Г) исландские саги.

Са́га (от др.-сканд. saga - «сказ», «сказание») - понятие, обобщающее повествовательные литературные произведения, записанные в Исландии в XIII-XIV веках на древнеисландском языке, и повествующие об истории и жизни скандинавских народов в период, в основном, с 930 по 1030 годы, так называемый «век саг».


20. Какова основная идея рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

А) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу;

Б) разоблачение революции в России;

В) философское осмысление человеческого существования в целом;

Г) восприятие американцами Советской России.

Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.
Росси́я (от греч. Ρωσία - Русь), Росси́йская Федера́ция[К 8] (на практике используется и аббревиатура РФ[К 9]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 838 993 чел. (2017). Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191 км²[К 4].


21. Укажите название рассказа Бунина, герой которого после встречи со своей первой любовью задал себе такие вопросы: «Но, Боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»?

А) «Антоновские яблоки»;

Б) «Лёгкое дыхание»;

В) «Тёмные аллеи»;

Г) «Господин из Сан-Франциско».


22. Какое из перечисленных произведений Горького относится к раннему романтическому творчеству ?

А) «Мать»;

Б) «Супруги Орловы»;

В) «На дне»;

Г) «Макар Чудра».


23. Ведущей темой рассказа Горького «Старуха Изергиль» является:

А) тема свободы, самопожертвования;

Б) тема милосердия;

В) тема босячества;

Г) тема одинокой старости.


24. Какую песню исполняют герои пьесы «На дне»?

А) «Дубинушка»;

Б) «Среди долины ровныя»;

В) «Варшавянка»;

Г) «Солнце всходит и заходит».


25.Кого из обитателей костылёвской ночлежки преследует кличка «вор», «воров сын»?

А) Актёра;

Б) Барона;

В) Пепла;

Г) Бубнова.


26. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?

А) Сатину;

Б) Луке;

В) Актёру;

Г) Клещу.



27. Завязкой конфликта в пьесе «На дне» является:

А) смерть Анны;

Б) появление Луки;

В) монолог Сатина;

Г) самоубийство Актёра.


28. Какая проблема не затрагивается в рассказе «Челкаш»?

А) человеческого достоинства;

Достоинство - уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория.

Б) нравственного выбора;

В) границ свободы личности;

Права́ челове́ка - такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.

Г) патриотизма.

Гражданская война

29. Высказывание «В Гражданской войне происходит отбор человеческого материала» соответствует концепции Гражданской войны:

А) Шолохова;

Б) Фадеева;

В) Булгакова;

Г)Бабеля.



Итоговая контрольная работа по литературе XX века (II полугодие,11кл)

ВАРИАНТ-I

1.Укажите название приема, к которому прибегает С.Есенин в создании образа:

Дымом половодье зализало ил,

Желтые поводья месяц уронил…

а)олицетворение б)сравнение г)эпитет д)метафора

2. В романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» есть герои-двойники (Мастер – Иешуа, Алоизий – Иуда, Иван – Левий Матвей) и даже предметы-двойники (гроза в Москве и Ершалаиме, джаз-оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда).

Леви́й Матфе́й (ивр. ‏מַתִּתְיָהוּ‏‎ Mattithyahu или ивр. ‏מתי‏‎ Mattay, «Дар Яхве»; греч. Ματθαῖος Matthaios; также Святой Матфей; Евангелист Матфей; Левий Алфеев) - один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа, персонаж библейского Нового Завета.
Есть ли двойники у Маргариты?

а)Да       б) Нет


3. В романе М. Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а) Первой Мировой войны

б) гражданской войны

в) Великой Отечественной войны

г) установления советской власти

4.

Мирова́я война́ - термин, обычно используемый для обозначения двух конфликтов, беспрецедентных по масштабу событий и количеству жертв, которые произошли в течение XX века (Первая мировая война 28 июля 1914 – 11 ноября 1918 и Вторая мировая война 1 сентября 1939 – 2 сентября 1945).
Советы Сове́ты - избираемые населением на определённый срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Российской империи (в 1905-1907 годах), в Российской республике, в СССР, в Российской Федерации (до 4 октября 1993 года) и в других советских республиках.
Какова судьба Аксиньи в романе?

а) погибает от случайной пули во время попытки бегства вместе с Григорием с хутора

б) наконец-то соединяет свою судьбу с судьбой Григория

в) расстреляна как пособница белогвардейцев Михаилом Кошевым

г) покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке

5. Какие реальные исторические лица фигурируют в романе «Тихий Дон»?

a) Голицын б) Александр I в) Подтелков г) Меньшиков

6. Сколько времени продолжается действие романа «Тихий Дон»?

а) 12 лет б) 10 лет в) 20 лет г) 5 лет

7. В какое время происходит действие рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки»?

А) Лето 1933 Б) Осень 1934 В) Лето 1811 Г) Весна 1999

8. Когда Юрий и Лара скрывались в усадьбе Варыкино, к ним внезапно приезжает один человек, назначенный Министром юстиции в Дальневосточной республике. Этот человек уговорил Юрия отпустить с ним Лару, обещая переправить ее с дочкой за границу. Кто это был?

а) Антипов  б) Стрельников    в) Комаровский    г) Громеко    

9. Зачем Лара поступает медсестрой на санитарный поезд?

Санита́рный по́езд (военно-санитарный поезд) - специальный поезд, как правило целый железнодорожный состав, предназначенный чаще всего для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым и больным в ходе военных действий, имеющий в своем составе паровоз (тепловоз), вагоны, специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших, а также вспомогательные вагоны, такие как вагоны-операционные, кухни, аптеки, вагоны для персонала, вагоны-морги и тому подобное.

а) найти Живаго б) найти Антипова в) не может не участвовать в революции г) хочет помочь Живаго

10. Титул императора в произведении А. Толстого Петр I получил в итоге:

а) победы России в Северной войне

б)  победы над своими соправителями

в)  без никаких серьезных причин

11. Что испытывал Сашка в одноименной повести Кондратьева к пленному?

а) ненависть

б) безразличие

в) жалость
г) ничего

12. Кто приехал к Агафье Журавлевой в рассказе Шукшина «Срезал»?:

а) сын с женой и дочерью б) дочь с мужем в) сыновья

13. Дайте развёрнутый ответ. Почему на душе героя рассказа «Царь-рыба» стало легче, когда освободилось пресноводное?



Итоговая контрольная работа по литературе XX века (II полугодие,11кл)

ВАРИАНТ-II


1.Кто из русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?

Но́белевская пре́мия (швед. Nobelpriset, англ. Nobel Prize) - одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества.

2.Во время допроса Иешуа Понтий Пилат обнаруживает, что его ум не слушается его больше.

По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus; др.-греч. Ποντίος Πιλάτος) - римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник (эквит). Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий - правителем (игемоном) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был в должности префекта.
Он задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что это за вопрос?

а)Что есть власть?         б)Что есть жизнь?      в) Что есть истина?    

г)Что есть талант?

3. Укажите, какой образ романа М.Шолохова «Тихий Дон» выражает идею жертвенной, всепрощающей и всепретерпевающей любви?

а) Дарья Мелехова б) Наталья Мелехова

в) Аксинья Астахова г) Анна Погудко

4. Чем заканчивается роман «Тихий Дон»?

а) Григорий Мелехов уезжает вместе с Аксиньей из родных мест

б) Григорий Мелехов оказывается в эмиграции

в) Григорий Мелехов возвращается на родной хутор к сыну

г) Григорий Мелехов погибает в бою

5.

Григо́рий Пантеле́евич Ме́лехов - главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Одним из прототипов персонажа является, по мнению исследователей, командир 1-й повстанческой дивизии в Вёшенском восстании Харлампий Ермаков.
Для чего М.Шолохов использует диалектную лексику в романе «Тихий Дон»?( гутарить-разговаривать, завеска- фартук и др.)

а) чтобы показать малограмотность, необразованность казаков

б) чтобы создать особый, народный колорит казачьего сословия

в) чтобы подчеркнуть обособленность, отчужденность казаков от других социальных групп и сословий

6.

Казаки́ (др.-русск. козáкъ; укр. козáк; польск. kozak; лит. kazokas; белор. казакі; а также черка́сы[Комм 1][Комм 2]) - представители казачества, сложной этносоциальной культуры, сформировавшейся на украинах Московского государства и Речи Посполитой.
Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Чего нужно было стыдится в пролетарской стране по произведению В.Тендрякова «Хлеб для собаки»?

А) быть одетым в старую одежду

Б) Быть голодным

В) быть лысым

Г) быть сытым

7. Юрий Керженцев по повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» не смог из-за общего наступления отметить именины в нужный день. Он пытается наверстать упущенное в другой день, но опять наступление. Что ожидает Керженцева в бою?

а)смерть б)плен в)ранение г)бегство

8.Как умирает главный герой в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго»?

а) в трамвае от сердечного приступа б)погибает от бандитской пули в)кончает жизнь самоубийством   г) попадает под трамвай

9. В каком звании был главный герой повести В.Кондратьева «Сашка»?

а)Рядовой б)Лейтенант в)Старшина г)Сержант

10. Каково отношение автора к герою рассказа Шукшина «Чудик»?

а) автор жестоко высмеивает неумение Чудика приспосабливаться к жизненным обстоятельствам, его простодушие

б) симпатии автора на стороне Чудика, но, несмотря на это, писатель не идеализирует его, показывая, каким несуразным и даже смешным может быть герой

11. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

Литерату́рный геро́й - это образ человека в литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

а) лишний человек б) маленький человек в) преждевременный человек

г) праведный человек

12. Единственный человек, который понимает Чудика Шукшина, с кем он может найти общие темы для общения – это:

1) попутчик в поезде 2) сосед по креслу в самолете 3) телеграфистка в аэропорту 5) брат Дмитрий 4) жена брата

13. Дайте развёрнутый ответ. Почему Людочка решается на самоубийство в одноимённом рассказе Астафьева?




Итоговая контрольная работа по литературе XX века (II полугодие,11кл)

ВАРИАНТ-III

1. Известно, что в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» литературоведы находят три основных мира. Найдите четвёртое лишнее.

а)древний иршелаимский

б)вечный потусторонний

в)фантастический

г)современный московский

2.  Какой женский образ романа Шолохова «Тихий Дон» является символом отчего дома, домашнего очага?

а)Аксиньи б) Натальи в) Ильиничны г) Дарьи 

3. Почему Мелеховых называли «турками», «черкесами»?

а) потому что у них был необузданный, вспыльчивый характер

б) потому что они были отчаянно храбры

в) потому что бабка Григория Мелехова была турчанкой

4. Какое слово пришло в северные места вместе с людьми без дома и имущества в рассказе В.Тендрякова «Хлеб для собаки»?

А)Причеченька Б) Форсунка В) Куркуль Г) Кулебяка


5. Кто из персонажей романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» не знал, что отец давно бросил их, ездил по разным городам Сибири и заграницы, кутил и распутничал и что он давно просадил и развеял по ветру их миллионное состояние. 

а) Юра б) Ника в) Миша г) Паша

6. Как звали первую жену Петра I в одноимённой повести А.Толстого?:

А) Анна Монс

Б)  Наталья Кирилловна

В)  Евдокия Лопухина

7.

А́нна Ива́новна Монс, Анна-Маргрета фон Монсон, «Монсиха», Кукуйская царица (нем. Anna Mons; 26 января 1672 или 1675, Москва - 15 августа 1714, там же) - фаворитка Петра I в течение более десяти лет (с 1691 или 1692 года) до 1704 года.
Как заканчивается повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда»?

а)отступление наших войск б)наступление наших войск

в)сдача Сталинграда г)гибель Керженцева


8. Друг Керженцева химик Игорь Свидерский сообщает при встрече, что полк:

а)окружен немцами б)разбит в)сдался немцам


9. Под каким городом воевал Сашка в одноименной повести В.Кондратьева?

A. Курск Б. Москва B. Ржев Г. Брянск

10. Как относились в деревне к Глебу в рассказе М.Шукшина «Срезал»?

а) его все любили и уважали б) восхищались, но не любили в) нейтрально

11. Основная тема рассказа «Матрёнин двор» А.Солженицына:

А) месть Фадея Матрёне

Б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко

В) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения

12. Почему главный герой рассказа Астафьева «Царь-рыба» так поступает в конце?:

а) жажда наживы б)страх перед смертью в) ненависть к рыбе


13. Согласны ли вы с мнением Д.Береговой, что в конце романа для Григория Мелехова характерна «полная внутренняя опустошенность… глубочайший моральный крах»? Ответ обоснуйте.




ОТВЕТЫ ПО ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА ( 11КЛ., 2 ПОЛУГОДИЕ)

Вариант-1

1.а 2.б 3.в 4.а 5.в 6.б 7.а 8.в 9.а 10.а 11.в 12.а

Вариант-2

1.И.Бунин 2.в 3.б 4.в 5.б 6.г 7.в 8.а 9.а 10.б 11.б 12.5

Вариант-3

1.в 2.б 3.в 4.в 5.а 6.в 7.б 8.б 9.в 10.б 11.б 12.а

Материалы к вводному, промежуточному и итоговому контролю для обучающихся

9 КЛАСС

Подготовка к домашнему сочинению № 3 «Тема Родины в лирике ХХ века».



10 КЛАСС

11 КЛАСС

27.09

Классное сочинение №1 по творчеству И.А. Бунина и А. И. Куприна.

21.10

Подготовка к домашнему сочинению №1 по творчеству поэтов серебряного века

10.

Хронологические рамки Серебряного века русской культуры не могут быть установлены с точностью до года. Начало этого периода обычно относят к первой половине 1890-х гг., между манифестами Николая Минского «При свете совести» (1890) и Дмитрия Мережковского «О причинах упадка современной русской литературы» (1893) и появлением первых выпусков подготовленного Валерием Брюсовым поэтического альманаха «Русские символисты» (1894), а завершение - к концу 1920-х - началу 1930-х гг., когда началось угасание независимой от Советского государства литературной жизни (последние всплески свободы - появление таких книг, как «Вполголоса» (1928) Софьи Парнок и «Форель разбивает лёд» (1929) Михаила Кузмина); можно рассматривать как рубеж и самоубийство Маяковского (1930).
11

Подготовка к домашнему сочинению №2 по творчеству по творчеству А.Блока.

29.11

Контрольная работа №1 за I полугодие.

12.01

Классное сочинение №2по творчеству Маяковского.

25.01

Подготовка к домашнему сочинению №3 по творчеству по творчеству С.А. Есенина

10.02

Классное сочинение №3 по творчеству М. Шолохова.

16.05

Контрольная работа №2.







Методические материалы


  1. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы - Крутецкая В.А.

  2. ВИДЕОУРОКИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ.// http://intellect-video.com/humanities-russian-literature-bibigon

Учебники и методические пособия по литературе для 9 класса.

  1. Литература. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 9 класс. Авторы-составители В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин..М.: Просвещение, 2003.

  2. Золотарева И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М., ВАКО, 2003. (Пособие рассчитано на преподавателей литературы, работающих по учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной и др., программу литературного образования для 5-11 классов авторов В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева и др.; учебник и программу Т.Ф. Курдюмовой; учебник и программу литер. образования, составленную под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого).

  3. Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе. /к учебнику-хрестоматии «Литература. 9 класс» Авт.-сост. В.Я.Коровина и др./М., «Экзамен», 2003.

  4. В.Г. Маранцман. Литература. Учебник для 9 класса средней школы. - М.: Просвещение, 1992.

  5. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе: Метод. пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

  6. Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А., Марьина О.Б. Литература. 9 класс: Методические рекомендации, Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М., ДРОФА, 1999.

  7. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. Практическая методика. Книга для учителя. М., Просвещение, 1999.

  8. Курдюмова Т.Ф., Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 9 класс: Методические советы. М., Просвещение, 2000.

  9. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 8 (9) классе. Пособие для учителя. Под ред. Г.П.Макогоненко. М., Просвещение, 1987.

  10. Литература: 9 класс: Книга для учителя.- 2-е изд.- М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

  11. Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе. /к учебнику-хрестоматии «Литература. 9 класс» Авт.-сост. В.Я.Коровина и др./М., «Экзамен», 2003.

  12. Аленькина С.Н. Русская литература первой половины XIX века. 9класс: Метод. пособие.- СБб.: «Паритет», 2001. 1

  13. Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1990.

  14. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по лит.: 9 кл./ Авт. Сост. Г.И.Беленький и др.; Под ред. Г.И.Беленького.- М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.



Учебники и методические пособия для 10 класса

1. В мире литературы. 10 класс. Учебник для общеобраз. учреждений. Под ред. А.Г.Кутузова и др. М.: Дрофа, 2003.

2. Ю.В. Лебедев. Русская литература ХIХ века. 10 класс. В 2-х частях, М,: Просвещение, 2004.

3. Русская литература ХIХ века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. Г.Н. Ионина /- М,: Мнемозина, 2003. / учебник соответствует программе по литер. /под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого./

4. Русская литература Х1Х века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / В.И.Коровин.- 5 изд.-М.: Просвещение, 2005.

5. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс, 1-е полугодие. 3-е изд. М.: «Вако», 2005.

6. И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. II полугодие. М.: «ВАКО». 2003

7. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя.- М.: Изд. «Первое сентября», 2000.

8. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Кн. для учителя. М.: «Просвещение». 2002.

9. Мурин Д.Н. Русская литература 2-ой половины XIX в.Тематическое планирование для 10 класса. Изд.- СБб: СМИО Пресс, 1998.

10. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература XIX века. Вторая половина: В 2-х частях./ Под редакцией Л.Г.Максидоновой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

11. Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Изучение русской литературы в IX классе: Пособие для учителя.- 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1983.Анализ литературного произведения в 9 классе (10 класс). Сост. Д.Л.Устюжанин. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1978.

12. Г.А. Иоффе. Русская литература второй половины XIX века. 10 класс. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «ПАРИТЕТ», 2003.

13. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 10-й класс. Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2004.

14. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 10 классе.- Волгоград: Учитель, 2003.

15. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста.

Ко́мпле́ксный ана́лиз, тео́рия фу́нкций ко́мпле́ксного переме́нного (или ко́мпле́ксной переме́нной; сокращенно - ТФКП) - раздел математического анализа, в котором рассматриваются и изучаются функции комплексного аргумента.
Новые билеты. Ключи. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

16. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста.

Интеллектуальный анализ текстов (ИАТ, англ. text mining) - направление в искусственном интеллекте, целью которого является получение информации из коллекций текстовых документов, основываясь на применении эффективных в практическом плане методов машинного обучения и обработки естественного языка.
– СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.



Учебники и методические пособия для 11 класса

1. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Под ред. В.П. Журавлева. М,: Просвещение, 2002.

2. Уроки литературы в 11 классе: Кн. Для учителя / В.А.Пронина; под. ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2000.

3. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Под ред. В.В. Агеносова. М,: ДРОФА. 2002.

4. Русская литература ХХ века. Хрестоматия. 11 класс. В 2-х частях. Составители В.В. Агеносов и др. М,: Дрофа, 1998.

5. Русская литература XX века. 11 кл.: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя / В.В.Агеносова.- 2-е Изд. , стереотип.-М.: Дрофа, 2001.

6. В мире литературы. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Под ред. А.Г. Кутузова. – М,: Дрофа, 2003.

7. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 11 класс. I полугодие. Изд. 3-е: исправленное и переработанное. М.: « ВАКО» 2004.( Пособие ориентировано на учебники В.П. Журавлева (М., Просвещение) и В.В. Агеносова (М.:Дрофа).

8. Егорова Н.В.,Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. II полугодие. М.: «ВАКО», 2003.

9. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии: В 2-х частях /Под. Ред. Л.Г.Максидоновой.-М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- Ч.-1.

10. Литература: Современная русская литература: 1970-1990-е годы: Книга для учителя./ Сост. С.Ф.Дмитренко/ –2-е изд.- М..: Издательство “Первое сентября”, 2002.

11. Страшнов С.Л. Русская поэзия ХХ века в выпускном классе: Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 2001.

12. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя / Авт.

Сере́бряный век - период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века. В европейской культуре рубеж XIX-XX веков получил общепринятое французское наименование fin de siècle («конец века»).
- сост. Е.М. Болдырева, А.В. Леденев.- М.: Дрофа 2001.

13. Карисова Ж.М. Поэзия серебряного века русской литературы. Поурочные планы. 11 класс. - Волгоград: Учитель- АСТ, 2003.

14. Методическое руководство к учебному пособию «Русская советская литература» для 10 класса (11 класса). Под ред. проф. В.А. Ковалева. Сост. Т.Ф. Курдюмова. М., «Просвещение» ,1977.

15. Субботина К.А. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе.- Волгоград: Учитель, 2003.

16. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 11-й класс. Метод. пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.





Критерии оценивания

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение литературных понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
Литературный язык - обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

Оценка «4» ставится, если дает обучающийся ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если обучающийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных обучающимися на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.

Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις - составление) - раздел лингвистики, изучающий строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и пр. языковых единицах. Является составной частью грамматики.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.

Граммати́ческий строй (граммати́ческая систе́ма, грамма́тика; от греч. γράμμα - запись) - совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательного изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имееся более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок