Главная страница
Контакты

    Главная страница


Логопедическое дидактическое игровое пособие «Помоги одеться Звуковичку»




Дата31.03.2017
Размер6.82 Kb.

Логопедическое дидактическое игровое пособие «Помоги одеться Звуковичку»


Татьяна Голубева
Логопедическое дидактическое игровое пособие «Помоги одеться Звуковичку»

«Помоги одеться Звуковичку»

– одна из самых первых моих авторских работ. У данного дидактического пособия в этом году юбилей – 10 лет!

День рождения «старожила» я решила отметить созданием этой публикации.

Возраст детей: 4

Цель: упражнять детей в определении характеристики звуков речи по артикуляторно-акустическим признакам.

Задачи:

• закреплять представления детей о гласных и согласных звуках;

• формировать умение дифференцировать гласные / согласные звуки;

Согла́сные - звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и/или слоговыми согласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.

согласные по твёрдости / мягкости, глухости / звонкости;

• учить давать устную характеристику звука по артикуляторно-акустическим признакам.

Описание пособия. Пособие представляет собой пластиковое полотно 50Х60 см с изображением малыша (Звуковичка, над головой которого, на ножках и в центре живота прикреплены магниты; внизу расположена полочка. Приложение: пластиковый конверт с набором одежды – шапочек, кофточек и носочков – трёх цветов: красного - для гласных звуков, синего и зелёного цвета - для твёрдых и мягких согласных звуков (звонкость и глухость согласных определяется наличием или отсутствием колокольчика на шапочке).

Палатализа́ция (от лат. palatum - среднее нёбо) - смягчение согласных, возникающее в результате поднятия средней части спинки языка к твёрдому нёбу (иногда используется термин непереходное смягчение), а также изменения согласных под воздействием гласных переднего ряда либо [j], затрагивающие основную артикуляцию (иногда используется термин переходное смягчение).

Гла́сные - тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления.

Предметы одежды сделаны из плотного картона; с лицевой стороны – самоклеящаяся плёнка, с тыльной стороны прикреплены металлические шайбы для крепления на магниты.

Логопедическое дидактическое игровое пособие «Помоги одеться Звуковичку»

Методика работы.

Логопед читает стихотворение:

Много звуков речи

Есть на белом свете!

Их, конечно, знают

Взрослые и дети!

А мальчишка Звуковик

Превращаться в них привык!

Раз, два, три, четыре, пять!

Ему мы будем помогать!

Лишь цвет одежды стоит поменять –

Звуковичка мальчишку просто не узнать:

Тут же звук изменится,

Характер переменится!

Цвет одежды красный,

Значит, это – гласный!

Если синюю надеть –

Будет звук жужжать, шипеть,

И еще рычать притом,

Ведь согласный твёрдый он!

И будет одежда зелёного цвета,

Если мягкий согласный это! (Т. Голубева)

***

Живут себе два брата – глухой и звонкий звук,

И все вокруг стараются их различить на слух.

Но братья друг за друга так прячутся порой,

Что не поймёшь ни звука! Где звонкий? Где глухой?

Инструкция для детей: «Чтобы помочь Звуковичку одеться, нужно определить первый (последний) звук в заданном слове. По характеристике звука вы подберете нужную одежду: кофточку, пару носочков и шапочку (с колокольчиком или без)».

P.S. На начальном этапе формирования звукового анализа дети определяют гласные и согласные звуки без дифференциации по твердости / мягкости, глухости / звонкости (гласный звук – красного цвета, согласный – синего цвета).

Кра́сный (родственно ст.-слав. красьнъ ‘красивый, прекрасный’), также червлёный, рдяный (арх.) - область цветов в длинноволновой части видимого спектра, соответствует минимальным частотам электромагнитного излучения, воспринимаемого человеческим глазом.

Варианты заданий:

• дать устную характеристику заданного звука и надеть на Звуковичка определенный комплект одежды, например, помочь одеться звуку И (надевается комплект красной одежды);

• к надетому на Звуковичка комплекту одежды подобрать подходящий звук, например, если на Звуковичке надет комплект одежды синего цвета с шапочкой без колокольчика, то это может быть любой твердый глухой согласный звук (П, Т, К, Ш, С и т. п.);

• «превратить» один звук в другой, например, «превратить» П` в Б` (зеленая шапочка без колокольчика заменяется на зеленую шапочку с колокольчиком; дается устная характеристика нового звука);

• дети подготовительной группы обозначают звук соответствующей буквой.

Можно давать задания каждому ребенку индивидуально, либо работать в минигруппах (2-3 человека).

Индивидуальная работа

Работа в минигруппе


  • – одна из самых первых моих авторских работ. У данного дидактического пособия в этом году юбилей – 10 лет!