Главная страница
Контакты

    Главная страница


Материалы к изучению творчества Л.Н.Толстого в 10 классе

Скачать 158.11 Kb.



Скачать 158.11 Kb.
Дата17.04.2017
Размер158.11 Kb.

Материалы к изучению творчества Л.Н.Толстого в 10 классе


УРОК №1


Тема. Л. Н. Толстой. Этапы творческого пути. Ду­ховные искания в годы юности

Цель: познакомить учащихся с биографией писателя; вос­питывать стремление к самосовершенствованию

Оборудование: портреты Л. Н. Толстого, фотоальбом «Музей-усадь­ба Толстого в Ясной поляне».


Художник для того, чтобы дей­ствовать на других, должен быть ищущим, чтоб

его произведение было исканием...Только если он ищет, зритель, слушатель, чита­тель, сливаются с ним в поисках.

Л. Толстой. «Дневник писателя»

(19 декабря 1900 г.)


Он был типичным русским

стран­ником по натуре и по своим писа­тельским

и этическим исканиям.

Д. Лихачев

ХОД УРОКА


I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Внимательно посмотрите на портрет Толстого и поделитесь своими впечатлениями.

Сравните их с впечатлениями других людей. Стефан Цвейг описывая портрет Толстого в книге «Три певца времени», подчеркивает обыденность лица великого писателя: «С таким анонимным общерусским лицом можно председательствовать за министерским столом так же, как и пьянствовать в толпе бродя: продавать на рынке булки или в шелковом облачении митрополита осенять крестом коленопреклоненную толпу: нигде, ни в каком обществе, ни в каком месте России это лицо никому не могло броситься в глаза чем-либо из ряда вон выходящим...

Стефан Цвейг (нем. Stefan Zweig - Штефан Цвайг; 28 ноября 1881 - 23 февраля 1942) - австрийский писатель, драматург и журналист. Автор множества романов, пьес и беллетризованных биографий.
Именно потому, что Толстой воплощает в себе всю Россию, у него не исключительное, а только чисто русское лицо». Только одну деталь Цвейг отмечает особо в этом лице: глаза, взгляд писателе «Вся озаряющая сила этого человека собрана воедино в его взгляде,— так же как у Достоевского вся красота сконцентрировав в мраморной выпуклости его лба... Тот, кто обладает таким взором, видит истину; ему подвластны и мир, и познавание. Но не будет счастлив тот, кто обладает этим вечно правдивым, вечно бодрствующим взором». Д. Лихачев назвал Толстого «типичным русским странником по натуре и по своим писательским и этическим исканиям».

Действительно, творческий путь Толстого — это бесконечно поиск истины и стремление к идеалу. «Чтоб действовать на других, художник должен быть ищущим»,— писал сам Лев Николаевич в своем дневнике.

Знакомясь с биографией писателя, постараемся увидеть основные вехи, главные устремления на пути его духовных исканий, а также отражение их в творческом процессе.


II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя с элементами беседы.

Задание учащимся.

По ходу рассказа учителя заполнить таблицу «Творческий путь и духовные искания Л. Н. Толстого».



Творческий путь и духовные искания Л. Н. Толстого


Даты

Произведения

Направление духовных и творческих поисков писателя


I этап. «Жизнь творца и счастливого человека»


1852

«Детство»

Автобиографическая трилогия.

Изображая становление человеческой личности в непосредственных связях с жизнью, Толстой стремится осмыслить поведение человека в свете определенных моральных норм, показывает противоречивость внутреннего мира человека, который стремится утвердиться в обществе и одновременно остаться независимым.

Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens; также встречаются транслитные варианты Хомо Сапиенс и Гомо Сапиенс) - вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. В начале верхнего палеолита, около 40 тысяч лет назад, его ареал уже охватывает практически всю Землю.
Ли́чность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Внутренний (субъективный) мир - психическая реальность, характер и разум, психическо-эмоционально-информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.

Черты таланта:

а) интерес к внутреннему миру человека, изображение диалектики души;

б) беспощадная правдивость в изображении душевных противоречий;

в) поиски нравственного кодекса, правил поведения


1854

« Отрочество »


1857

«Юность»












1855

«Севастопольские рассказы»

Реалистическое изображение войны и психологического состояния человека на войне.

Психическое состояние - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.
«Герой моей повести... — правда». Впервые возникает обобщенный образ народа




1856

«Утро помещика».

Столкновение помещичьей и крестьянской психологии


1860

«Люцерн»


1863

«Казаки»

Конфликт между дворянством и народом. Природа и человек, живущий по законам природы — высшая ценность.

Зако́н - вербальное и/или математически выраженное утверждение[источник не указан 2467 дней], имеющее доказательство (в отличие от аксиомы), которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с ними.

Стремление к простоте и естественности


1862 —

1869

Роман-эпопея «Война и мир»

Изображение истории народа и роли отдельной личности в ней. «Настоящая жизнь» должна совпадать с интересами

простых людей. Определение критериев ценности человеческой личности:

а) отношение к родине, народу, природе;

б) способность к самоанализу;

г) глубина переживаний;

д) нравственные искания


1873 - 1877

Роман «Анна Каренина»

Отражение проблем современной эпохи.

Ощущение кризиса, грядущих катастроф, поиски выхода.

Начало душевного кризиса: «Жизнь остановилась и стала жуткой»


Вывод. Шестнадцатилетний период жизни Л. Толстого от женитьбы до окончания двух романов — единственный период в жизни писателя, ког­да он жил в мире с собой и своей работой. 10 лет плодотворного творче­ства принесли ему мировую славу, он в четыре раза увеличивает свое состояние, воспитывает детей и расширяет дом. Он не копается в себе, а изучает мир. «Я не копаюсь в своем положении и в своих семейных отно­шениях. Это состояние дает мне ужасно много умственного простора». Именно тогда, когда во внешней жизни Толстой достиг всего, начинается его духовный кризис.

Кри́зис (др.-греч. κρίσις – решение; поворотный пункт) - переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.





II этап. Духовный кризис. «Жизнь остановилась и стала жуткой»

80-е

90-е годы

«Исповедь»

«Я жил дурно» Переоценка ценностей, уход от искусства, обращение к религии, отказ от собственности, стремление к народной жизни. Призыв к уничтожению зла и насилия без применения силы

1887

1886

«Власть тьмы»

«Смерть Ивана Ильича»

Противопоставление жизни народа и жизни господ, Толстой выносит обвинение миру, построенному на угнетении, калечащему вечную природу человека

1890

«Дьявол»

1890-1898

«Отец Сергий»

1889-1899

Роман «Воскресенье»

1890

1903

1904

«Живой труп»

«После бала»

«Хаджи-Мурат»

Утверждает личную нравственную ответственность человека за свои слова и поступки. За несовершенство мира. Стараясь следовать своему угнетению, отчуждается от семьи, от общества, уходит из Ясной поляны

Вывод. Тридцать лет, от пятидесятого года до конца своих дней Толстой жил в поисках смысла жизни и познания её, в борьбе за непостижимое.

Смысл жизни Смысл жи́зни, смысл бытия́ - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Он поставил задачу – спасти этой борьбой не только себя, но и всё человечество.

«То, что он взялся за эту задачу, заставляет причислить его к лику героев, пожалуй, даже святых. То, что он изнемог под её тяжестью, делает его самым человечным из людей». (Стефан Цвейг)



2. Сообщения учащихся.

«Юношеские дневники Толстого. Стремление к самосовершен­ствованию».


III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, стр.

Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].
133-136

Прочитать «Севастопольские рассказы»

Письменно ответить на вопросы (см.след урок)

Прочитать часть I тома I романа «Война и мир».

Темы для беседы на уроке: светское общество, семья Ростовых, семья Болконских.






















УРОК № 66

Тема. Л. Н. Толстой. Начало творческой деятельности.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Военный опыт писателя. Изображение суровой правды войны, героизма, патриотизма русских сол­дат и офицеров в «Севастопольских рассказах».

Цель: продолжить изучение биографии писателя на примере конкретного периода жизни и отражения его в «Севастопольских рассказах»; развивать речь и навыки анализа художественного произведения;

Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние - объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.
подготовить к восприятию следующих произведе­ний писателя.

Оборудование: портрет Л. Толстого — офицера русской армии; иллюстрации к «Севастопольским рассказам».


ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Вопросы к учащимся.

1) Почему легко запомнить день, месяц и год рождения Л. Н. Толстого? (Дату рождения писателя по старому стилю можно обозначить так: 28.08.28.)

2) Портрет какого писателя Толстой в юности носил на груди вместо нательного креста? (Портрет Жан-Жака Руссо.

Юлиа́нский календа́рь - календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введен в Римской империи с 1 января 45 года до н. э.
Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева - 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) - французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник.
)

3) Как называются произведения, составляющие автобиографи­ческую трилогию Толстого? Как звали главного героя трилогии?

Протагони́ст (греч. πρωταγωνιστής: πρώτος - «первый» и αγωνίζομαι - «состязаюсь», αγωνιστής - «борец») - главный герой, центральное действующее лицо, актёр, играющий главную роль в произведении и т. д.
(«Детство», «Отрочество», «Юность»; Николенька Иртеньев».)

4) В обороне какого города Толстой принимал участие? В каком произведении он отразил впечатления этого периода? («Сева­стопольские рассказы».)

5) Кого Толстой считает главным героем «Севастопольских рас­сказов»? («Герой моей повести...— правда».)

6) Когда и где были опубликованы «Севастопольские рассказы»? (Середина 1850-х годов, журнал «Современник».)

7) Какие произведения Толстого о войне предшествовали «Се­вастопольским рассказам»? («Набег», «Рубка леса».) Како­ва главная мысль этих рассказов? (Противоестественность войны.)

8) В чем особая ценность «Севастопольских рассказов» для со­временников Толстого? (Они написаны от лица очевидцев в виде репортажа с места событий.)


III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Индивидуальные сообщения учащихся.

Передать краткое содержание рассказов с чтением наиболее яр­ких эпизодов.

1) «Севастополь в декабре»;

2) «Севастополь в мае»;

3) «Севастополь в августе» 1855 года».


IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

1) «Севастопольские рассказы» стали важным этапом в форми­ровании писательского таланта Л. Толстого: в русской лите­ратуре было положено начало реалистическому изображению войны и психологического состояния человека на войне.

2) Л. Толстой показал новый взгляд на войну как на тяжелую работу.

Всероссийский конкурс социальной рекламы «Новый Взгляд» - это ежегодное молодёжное мероприятие, которое дает молодым людям возможность выразить своё отношение к той или иной проблеме, показать способы её решения, внести свой вклад в развитие социальной рекламы.

3) Художественным открытием явилось восприятие войны с точ­ки зрения простых солдат.

4) Формируется генеральная мысль последующего творчества Л. Н. Толстого:

а) солдаты, простой народ — главная сила, которая порожда­ет героический дух защитников города;

б) только лучшие из офицеров близки к народной массе; об­щение с народом определяет их нравственную ценность.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитать по учебнику стр. 398—400 (замысел романа «Вой­на и мир»).

2. Выписать из учебника (стр. 535) определение жанра романа-эпопеи.

3. Прочитать часть I тома I романа «Война и мир».

Темы для беседы на уроке: светское общество, семья Ростовых, семья Болконских.
















































УРОК №

Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир» — вершина творче­ства Толстого, (т. I, ч. I). Творческая история ро­мана. Характеристика эпохи и представление ге­роев. Общечеловеческие жизненные ценности.

Культу́ра (от лат. cultura - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
Ис­кусство портретной характеристики

Цель: помочь учащимся составить представление об эпо­хе и героях романа;

определить общефилософские проблемы в романе;

развивать навыки работы с текстом;

воспитывать интерес к общечеловечес­ким философским проблемам.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого; текст романа (том I) (хрес­томатия), иллюстрации к роману.


ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

1) Расскажите об истории создания романа-эпопеи «Война и мир».

2) Дайте определение жанра романа-эпопеи.

2. Составление опорного конспекта.


hello_html_4c458908.png


1857 — После встречи с декабристами Л. Толстой задумал роман об одном из них.


1825 — «Невольно от настоящего «я» перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».


1812 — «Чтобы понять моего героя, мне нужно было перенестись к эпохе его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 года».


1805 — «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама».


Вывод. Накопился огромный материал об исторических собы­тиях 1805—1856 годов, и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 года, и героем стал русский народ.

Русские Ру́сские (до начала XX века превалировал этноним «великороссы») - восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный народ на территории Европы[источник не указан 94 дня].


3. Проверка знания текста.

Назовите персонажей романа по их авторской характеристике.

1) «Князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица».

2) «Блудный сын», «беспокойный дурак, который стоит отцу сорок тысяч в год».

3) «Недостаток ее — ее короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенностью, собственно ее красотою».

4) «Молодой человек, неумеющий жить, которого хозяйка са­лона приветствовала поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии».

5) «Вполне красивая женщина, предоставлявшая право любо­ваться собой».

6) Человек с «усталым, скучающим взглядом».

7) «Пожилая бледная дама, одной из лучших фамилий, утра­тившая прежние связи в свете».

8) «Известная фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны».


(Ответы: князь Василий Курагин, его сын Анатоль, Лиза Бол­конская, Пьер Безухов, Элен Курагина, Андрей Болконский, княги­ня Друбецкая, Анна Павловна Шерер.

Андре́й Никола́евич Болко́нский - герой романа Льва Толстого «Война и мир». Сын князя Николая Андреевича Болконского.
Пётр (Пьер) Кири́ллович Безу́хов (1785-?) - один из центральных персонажей романа Льва Толстого «Война и мир».
)


4. Беседа по теме «Светское петербургское общество».

1) Что имела в виду Анна Павловна, говоря о Марье Болконской: «Она хорошей фамилии и богата. Вот все, что мне нужно»?

2) Прочитайте описание вечера у Анны Павловны в начале тре­тьей главы и в конце второй.

3) Что подчеркивает Толстой во взаимоотношениях людей «света»?

4) Кто и почему на этом вечере чувствует себя чужим? (Чтение отрывков, где дается описание князя Андрея и Пье­ра (глава II) и приводится разговор Пьера и князя Андрея (главы V, VI)).

5) О чем говорят гости Анны Павловны, какие вопросы решают?


5. Выводы.

1) Изображая светское петербургское общество, Толстой пока­зал объединение людей по классовому, социальному призна­ку. Жизненные интересы этих людей: карьера, власть, богат­ство, удовлетворение собственного самолюбия и тщеславия. Их общение помогает им решать эти проблемы. Их жизни ограничены определенными правилами и условностями, в этом обществе отсутствует живая жизнь, здесь нет места мысли, чувству, живому общению. Однако и в высшем обществе есть люди, которым чужда такая жизнь.

2) Несмотря на то, что в первой части романа автор изображает мирную жизнь, мы уже чувствуем (в разговорах, в обсуждае­мых' проблемах) приближение войны.


6. Анализ темы «Семья Ростовых. Семья Болконских. Дом графа Безухова».

Семья Ростовых

  1. Индивидуальный опрос: рассказать об атмосфере дома Ростовых, о взаимоотношениях членов этой семьи, их интересах.

  2. Чтение и анализ глав VIII, IX, X, XVII:

А) глава VIII – характеристика Наташи, Бориса, Николая;

Б) главы IX, X – характеристики Сони, Веры;

В) глава XVII – танцы у Ростовых

  1. Беседа с учащимися.

А) Что отличает атмосферу, царящую в семье Ростовых, от обстановки светского вечера у Анны Павловны Шерер?

Б) В ком из членов семьи в наибольшей степени видны такие качества, как жизнелюбие, широта души, готовность прийти на помощь, любовь к искусству?

В) О чём говорят у Ростовых?

г) Что влечет в эту семью Пьера?

д) Есть ли проблемы в семье Ростовых? С чем они связаны?

е) О ком из героев можно сказать, что они чужие в этой семье?


Семья Болконских

1) Индивидуальный опрос: рассказать о семье Болконских, взаимоотношениях отца с дочерью и сыном, о жизненных принципах Николая Андреевича Болконского.


2) Чтение и анализ текста:

а) глава XXII — описание жизни в Лысых Горах;

Интеллектуальный анализ текстов (ИАТ, англ. text mining) - направление в искусственном интеллекте, целью которого является получение информации из коллекций текстовых документов, основываясь на применении эффективных в практическом плане методов машинного обучения и обработки естественного языка.

б) глава XXV — разговор князя Андрея с княгиней Марьей; прощание отца с сыном.


3) Беседа с учащимися.

а) Какие проблемы существуют в семье Болконских и с чем они связаны?

б) Почему старик Болконский не поддерживает связей с выс­шим светом?

в) Что роднит Пьера с Болконскими?

г) Что ценят Болконские в нем?


Дом графа Безухова

1) Индивидуальный опрос: рассказать о событиях, происходя­щих в доме умирающего графа.

2) Чтение главы XXV.

3) Почему о доме графа нельзя сказать: «Семья Безуховых»?


III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Заключительное слово учителя.

Изображая семьи Ростовых и Болконских, Л. Толстой показал ту жизнь, которую он считал «настоящей жизнью людей со свои­ми существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, которая как всегда шла независи­мо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бона­парте и вне всех возможных преобразований». Эта «настоящая», «естественная жизнь» противопоставлена «неестественной» жиз­ни высшего света.

В то же время уже в первой части автор показывает влияние эпохи, исторических событий на судьбы людей.

История Исто́рия (др.-греч. ἱστορία[⇨]) - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.
Мы повсюду слы­шим разговоры о войне и Наполеоне. Отдельные личности, семьи, общество постепенно становятся участниками исторических собы­тий, которые так или иначе оказывают влияние на их жизнь, ха­рактер, представление о мире и о себе.

В первой части намечаются основные темы романа: война и мир, причины разобщения и единения людей; читатель становится свиде­телем и участником обсуждения сложнейших нравственных и фило­софских проблем романа:

а) о назначении человека и его роли в обществе и истории;

б) о добре и зле;

в) о счастье и судьбе человека;

г) об истинных и мнимых ценностях на земле;

д) о жизни «настоящей» и «неестественной для человека».

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитать вторую и третью части первого тома; подготовить­ся к теме следующего урока («Первые испытания героев ро­мана»).


2. Ответить на вопросы:

1) Шенграбенское сражение: как проявляется мужество героев (Ростова, Болконского, Тушина, Тимохина)?

2) Аустерлицкое сражение: чем закончилось оно для русской армии и князя Андрея?





УРОК №

Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (том I, части первая и вторая). Шенграбенское и Аустерлицкое сраже­ния. Общечеловеческие жизненные ценности, по­нятие о чести и бесчестии, мужестве и долге, о ве­личии и низости человека.

Цель: показать, как раскрывается характер героев в экстремальной ситуации;

развивать навыки ана­лиза текста;

содействовать формированию представ­лений о чести, долге, мужестве, героизме. Оборудование: текст романа.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

  • Фронтальный опрос, позволяющий проверить знание учащими­ся текста.

Вопросы к учащимся.

1) Когда и где происходит действие второй части романа?

2) Чем был недоволен Кутузов на смотре в Браунау и почему?

3) Какое впечатление сложилось у солдат о Кутузове?

4) Чем отличился Долохов на смотре? Что говорят о нем сослу­живцы?

5) Кто тот «старый измаильский товарищ», которого Кутузов

узнал на смотре?

6) Кто из известных нам героев будет принимать участие в бое­вых действиях русской армии в Австрии?

7) Что привело на эту войну Болконского? Ростова? Друбецкого?

8) Какие исторические личности появляются на страницах

романа?

9) Какой урок вынес Николай Ростов из истории с украденным кошельком?

Николай Ильевич Ростов - один из центральных персонажей романа Льва Толстого «Война и мир».

10) Как изменилось отношение к сражению Ростова после перво­го столкновения с французами на мосту?


III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя.

Осенью 1805 года русская армия вступила в войну с Наполеоном как союзница Австрии против Франции. После того как австрийская армия была разбита, огромные силы французов двинулись навстречу Кутузо­ву, который шел на соединение с войсками союзников.

Антиги́тлеровская коали́ция, или союзники Второй мировой войны (англ. Allies of World War II) - объединение государств и народов, сражавшихся во Второй мировой войне 1939-1945 годов против стран нацистского блока, также называемых Страны Оси: Германии, Италии, Японии и их сателлитов и союзников.
А́встрия (нем. Österreich, МФА (нем.): [ˈøːstɐˌʁaɪç] (инф.)), полная официальная форма - Австри́йская Респу́блика (Republik Österreich) - государство в Центральной Европе. Население - 8,46 миллиона человек.
Кутузов вынуж­ден был принять сражение с неприятелем, втрое превосходящим его по силам. Отряд Багратиона, в котором находились Ростов, Болконский, Денисов и другие наши герои, должен был задержать французов, чтобы выиграть время для соединения частей русской армии.

Как происходит взросление человека на войне?

Эти и другие во­просы мы рассматриваем сегодня на уроке.


2. Беседа с учащимися (абзацы 1 и 2 второй части романа).

1) Как ведет себя Николай Ростов в первом бою? Его поведе­ние — это трусость или естественный страх человека перед смертью?

2) В чем проявилось мужество Болконского в Шенграбенском сражении?

3) Кто оказался настоящим героем в этом бою? (Рассказать о Тушине и Тимохине.)

4) Какова роль Багратиона?

5) Что предрешило исход сражения?


3. Обобщение ответов.

Выводы.

1) Л. Н. Толстой в описании первого сражения проявил себя как тонкий психолог, показав состояние человека перед лицом смерти. Чувство страха — естественное состояние человека.

Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.
А мужество про­является в том, чтобы преодолеть этот страх, как преодолевает его князь Андрей. Героями же становятся те, кто научится и перед ли­цом смерти честно выполнять долг солдата и офицера, как делают это Тимохин и Тушин. Но героизм не всегда заметен на войне, осо­бенно если человек не ставит перед собой цели выделиться, а просто делает свое дело. Первое столкновение отряда Багратиона с францу­зами произошло неподалеку от деревни Шенграбен. Это было пер­вое после суворовских войн сражение русских и французов. Кто окажется сильнее: гений Наполеона или храбрость русских?

Болконский боялся, что «гений мог оказаться сильнее храброс­ти, но в то же время не мог допустить позора для своего героя». Он понимал, что положение армии тяжелое, и это еще больше укрепляло его веру в свой «Тулон» — в то, что именно ему предстоит спасти армию и начать путь к славе. «Или мы офицеры, которые служим своему отечеству и радуемся общему делу... или мы лакеи»,— так понимает князь Болконский свой долг офицера.

Описывая Шенграбенское сражение, Толстой не только показал реа­листические батальные картины, но и раскрыл суровую и жестокую правду о войне. Его персонажи, начиная от юнкера Ростова до импера­тора Александра, повторяют одно и то же суждение о войне. «Война — это ужасно». Для героев Толстого Шенграбенское и Аустерлицкое сра­жения — это первые испытания на стойкость и мужество, на зрелость их убеждений. Перед героями и читателем автор ставит много вопросов: Как проявляется мужество? Кто и почему становится героем?


2) Уже в описании первого сражения сказались философские взгляды писателя на роль личности в истории. Толстой считал, что исход сражения зависит не от военного гения, стратегии и тактики, а от того, кто первый побежит или закричит: «Ура!» Багратион пер­вым крикнул: «Ура!» Но причиной отступления французов стали геройство тысяч людей, стойкость батареи Тушина и стрелков Тимохина, мужество Болконского и усилия всех тех, кто пересилил в этом бою свой страх перед смертью. Их усилия, слившись в еди­ном порыве, остановили французов.

И проигрыш Аустерлицкого сражения, с точки зрения Толстого, также явился «результатом всех сложных человеческих движений этих ста шестидесяти тысяч русских и французов — всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, стра­ха, восторга этих людей».

Би́тва при А́устерлице (20 ноября (2 декабря) 1805 год) - решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антинаполеоновской коалиции. Вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I.
Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.


4. Продолжение беседы.

Вернемся к тексту романа.

6) О чем думал князь Андрей накануне Аустерлицкого сраже­ния? (Чтение главы XII).

7) Изменилось ли его отношение к войне? («Неужели из-за при­дворных и личных соображений нужно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?»)

8) Можно ли догадаться об исходе сражения до его начала?

9) Как изменились представления князя Андрея о жизни, о его кумире Наполеоне? (Чтение главы XIX). Расскажите о под­виге Болконского.

10) Как проявили себя в сражениях Друбецкой, Долохов, Берг? Что значит для них война?


IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать второй том романа «Война и мир».








УРОК №

Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (т. II, III). Работа над текстом. Духовный мир героев. Сложность жиз­ненного выбора (Н. Ростова, П. Безухов, А. Болкон­ский). Добро и зло в понимании героев. Пейзаж­ные зарисовки и их роль.

Цель: проверить знание учащимися содержания романа;

развивать способности обосновывать свою оценку прочитанного, а также умение выразительного чте­ния художественного произведения,

Оборудование: текст романа, иллюстрации художника Николаева к роману «Война и мир».

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Вопросы к учащимся.

1) Как бы вы озаглавили второй том романа?

2) Какие события (назовите основные) описаны во втором томе?


III. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЛЛЮСТРАЦИЯМ К РОМАНУ

Коротко описать (письменно) изображенный художником эпи­зод. Что можно добавить к нему, что можно изменить?


IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Вопросы к учащимся.

1) Как вы оцениваете поведение Николая Ростова в отпуске?

2) В честь кого был дан обед в Английском клубе? Почему геро­ем дня был выбран Багратион?

3) Как вы оцениваете поведение Пьера и Долохова во время обе да и дуэли?

4) Наташа Ростова настаивала на том, что Долохов «злой чело.

Ната́ша (Натали) Росто́ва (полное имя Наталья Ильинична Ростова; 1792 - ?) - героиня романа Льва Толстого «Война и мир». Дочь Ильи Андреевича Ростова.
век», что «он неприятен и неестественен». Согласны ли вы с ней?

5) Могли ли быть счастливы Долохов и Соня?

6) Что успел сделать в жизни Борис Друбецкой за время службы? Можно ли считать его порядочным человеком?

7) Какие события происходили в Лысых Горах зимой 1806 года?

8) Почему у Болконского получилось то, что не получалось у Пьера?


2. Чтение главы XI романа (часть вторая): спор князя Андрея и Пьера.

Вопросы к учащимся.

1) На чьей вы стороне в споре?

2) Каково значение этой встречи для князя Андрея?

3) Что способствовало возвращению Болконского к полноцен­ной жизни?


3. Чтение главы I «Весенний дуб», главы II «Ночь в Отрадном» и глав XVI и XVII «Первый бал Наташи» (часть третья). Вопросы к учащимся.

1) Что привлекло князя Андрея в Наташе?

2) Почему была отложена помолвка Наташи и Андрея Болкон­ского?

3) Кто, по вашему, виноват в разрыве отношений между ними?

4) Почему Толстой не любит Анатоля?

5) Какую роль сыграл Пьер в развитии отношений Болконского и Наташи?

6) Что предвещала комета 1812 года и какие чувства вызывала у Пьера?

Чтение последнего абзаца главы XX (часть пятая).

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовиться к устному сочинению на тему: «Смысл духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова»; составить к характеристике одного из героев.

УРОК №

Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (т. II, III). Поиски смысла жизни. Андрей Болконской и Пьер Безухов. Глубина анализа внутреннего мира героев («ди­алектика души»)

Цель: обобщить изученный материал;

развивать умение характеризовать героев произведения, сопоставлять их;

воспитывать интерес к духовному миру лично­сти, способствовать его обогащению.

Оборудование: карточки, подготовленные учителем; план сочине­ний, подготовленный учащимися.


Чтобы жить честно, надо рваться,

путаться, биться, ошибаться,

начинать и бросать, и вечно бороться

и лишаться. А спокойствие —

душевная подлость.

Л. Толстой

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

(Обобщить текст первых трех томов романа «Война и мир» и составить устное коллективное сочинение о смысле духовных ис­каний Андрея Болконского и Пьера Безухова.)

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя.

Л. Н. Толстой писал: «Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то широкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то мутная, то холодная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».

«Диалектика души», «текучесть человека», его способность R постоянным переменам, к самосовершенствованию всегда были для Писателя признаком духовности личности, его нравственного здоро-8ья. Любимые герои Толстого живут в соответствии с его философией, его представлениями о честной жизни: они ищут свой путь в жизни, ее глубинный смысл, путаются, ошибаются и начинают сначала. И этому пути нет конца.

Сегодня мы постараемся проследить путь жизненных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова и выяснить, насколько в судь­бе и характере героев отразилась жизненная позиция автора.


2. Работа с карточками.

1) Определить место данных цитат в общем рассказе о герое (по своему плану), озаглавить их.

2) Опираясь на указанный текст романа, дополнить его связным повествованием, логично переходя от одной цитаты к другой.


Андрей Болконский

Карточка 1

1) «Я иду на войну, потому что эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь — не по мне».

2) «Началось! Вот оно! Но где же? Как выразится мой Тулон?»

3) «Я не могу бояться».


Карточка 2

4) «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть люби­мым ими... для одного этого я живу».

5) «Где оно это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидел нынче? И страдания этого я не знал также. Да я ничего, ничего не знал до сих пор».


Карточка 3

6) «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: уг­рызения совести и болезнь. И счастье есть отсутствие этих зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот моя мудрость теперь».

7) «Надо как-нибудь получше, никому не мешая дожить до смерти».


Карточка 4

8) «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год!»

9) «Надо, чтобы не для одного меня шла эта жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтоб все они жили со мною вместе!»


Карточка 5

10) «Ему хотелось в другом найти живой идеал совершенства».

11) «Все, что прежде казалось таинственно и привлекательно в Сперанском, вдруг стало ясно и непривлекательно».


Карточка 6

12) «Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к дру­гой даме, то она будет моей женой».

13) «Я влюблен, мой друг!»


Карточка 7

14) «Я говорил, что нужно простить падшую женщину, но я не говорил, что я могу простить».

15) «Мужчина не должен и не может забывать и прощать».


Карточка 8

16) Из представлявшихся ему видов деятельности военная служ­ба была самая простая и знакомая ему».

17) «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву... Они враги мои».


Карточка 9

18) «Неужели это смерть, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...»

19) «Состраданье, любовь к братьям, к любящим, любовь к не­навидящим нас, любовь к врагам... вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив».


Пьер Безухов

Карточка 1

1) «Человек, не умеющий жить»; «он все ждал чего-нибудь особенно умного».

2) «Ты один живой человек среди всего нашего света».

3) «Я только никак не знаю, что мне начать».

4) «Все честные слова — такие условные вещи».


Карточка 2

5) «Сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, он делал то, что от него требовали, но что-то хорошее все оста­валось впереди».

6) «...между ним и Элен образовалась какая-то связь, призна­ваемая другими людьми...»; «В одно и то же время он ду­мал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой».


Карточка 3

7) «Что-то страшное и безобразное поднималось в его душе»; «Глупо ... глупо! Смерть... тоже ложь».

8) «Я ненавижу свою жизнь».


Карточка 4

9) «Я вел презренную развратную жизнь, но я не любил ее и не хотел этого. А этот человек знает истину, он мог бы открыть мне ее».

10) «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся».

11) «Он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, кото­рый был в Петербурге».


Карточка 5

12) «Несправедливо то, что есть зло для другого».

13) «Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаивать­ся, этого мало».

14) «Только теперь, когда я стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни».

15) «Масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества».

16) «...надо жить, надо любить, надо верить!»


Карточка 6

17) «Если бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был свободен, я бы сию минуту на коле­нях просил руки и любви вашей».

18) «Почти в середине неба стояла огромная яркая комета 1812 года. С того дня Пьер почувствовал, что для него от­крылось что-то новое».

19) «Его любовь к Ростовой, нашествие Наполеона, комета, 666, император Наполеон и русский Безухов — все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из этого заколдованного ничтожного мира московских привычек... и привести его к великому подвигу и великому счастью».


III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

1. Слово учителя.

О том, сбудутся ли эти ожидания Пьера и в чем они проявятся, мы будем говорить в ходе работы над третьим и четвертым томами романа. А пока подведем итоги нашим наблюдениям.


2. Вопросы к учащимся.

1) Кто из этих двух героев, по вашему мнению, ближе автору и почему?

2) Кто из этих героев вызывает у вас большую симпатию?

3) Какие мысли героев вам кажутся интересными?

4) В чем вы видите «диалектику души» князя Андрея и Пьера?

5) Насколько жизнь князя Андрея и Пьера Безухова соответ­ствует словам Толстого о «честной жизни»?


IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к беседе на тему: «Толстой о роли личности в ис­тории»; составить план характеристики Кутузова и Наполеона.



УРОК №

Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Народ и личность — одна из главных проблем в романе. Смысл проти­вопоставления Кутузова и Наполеона. Искусство портретной характеристики.


Цель: раскрыть суть теории Толстого о роли личности в истории; рассмотреть образы Кутузова и Наполео­на в свете этой теории; показать сочетание субъек­тивных воззрений автора с объективным отраже­нием действительности; развивать умение давать характеристику героям произведения, видеть ав­торское отношение к персонажам.

Оборудование: текст романа; портреты Наполеона и Кутузова.


Нет величия там, где нет простоты,

добра и правды.

Л. Н. Толстой

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя.

«12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разу­му и всей человеческой природе событие»,— так начинается третий, центральный, том романа-эпопеи.

Что явилось причиной войны?

Что двигает ходом истории человечества?

Всемирная история - процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды.

Какова роль личности в истории?

Эти вопросы звучат с первых же страниц романа. И у Толстого есть свои ответы на них. Мы можем не соглашаться с ним, но фило­софия Толстого не может не вызывать интереса.

Историко-философская теория выработалась у Толстого к началу 60-х годов, когда писатель приступил к созданию «Войны и мира». Он считал, что только деятельность одного человека может быть осмыс­ленной и разумной, может иметь свою цель. Развитие человечества в целом происходит бессознательно, стихийно. Конечные цели истории людям неизвестны. Ход истории направляется некой внешней силой — фатумом. Никто не способен предопределить ход истории, но можно догадаться о смысле совершающихся событий и не мешать их разви­тию. Те, кто это понимает, заслуживают названия великих.

В третьем томе Толстой показал немало исторических личнос­тей, чьи имена связывают с эпитетом «великий». Великий государь, император Александр I. Великий император Наполеон, о котором мы слышим с первых страниц романа. О нем говорили, спорили, его ненавидели, им восхищались. И великий полководец Кутузов.

Кто из них действительно велик и в чем, по Толстому, состоит истинное величие — в этом мы должны сегодня разобраться.


2. Беседа о содержании третьего тома.

1) Как в главах I и II автор излагает свою теорию? Найдите эти места.

2) Как Толстой объясняет причину войны?

3) Какова, по мнению автора романа, роль великих людей (ко­нец главы I)?

4) Толстой впервые показывает нам Наполеона в главе II, при описании переправы через Неман. Каково первое впечатле­ние читателя о Наполеоне?

5) Как через описание внешности, речи, манер Наполеона раскры­вается отношение Толстого к герою (глава VI)?

6) Почему Толстому не нравится Наполеон?

7) Какую роль отводит Толстой Наполеону в истории Отечест­венной войны 1812 года?

8) Каким показан Наполеон во время Бородинского сражения?

Бороди́нское сраже́ние (во французской истории - битва у Москвы-реки, фр. Bataille de la Moskova) - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии М. И.

9) Какое значение для раскрытия образа Наполеона имеет эпи­зод встречи французского императора с Лаврушкой, денщи­ком Ростова?


2. Слово учителя.

Наполеон и Кутузов в романе — антиподы, как и многие другие образы у Толстого. Они как два полюса, притягивающие к себе про­тивоположных героев. Одни тяготеют к Наполеону, другие — к Кутузову. Один из самых близких к Кутузову людей в романе — Андрей Болконский. Перед Бородинским сражением князь Андрей уходит после разговора с Кутузовым «успокоенный насчет общего хода дела и того, кому оно доверено».


3. Продолжение беседы.

1) Какие качества Кутузова внушили Болконскому это чувство? (Анализ глав XV, XVI; часть вторая.)

2) Как показан Кутузов на Бородинском поле? Почему он бездействует (глава XXXV)?

3) Можно ли считать бездействие Кутузова безответственностью?


4. Чтение главы IV третьей части («Совет в Филях»).

  • Вопрос к учащимся.

Кто показан истинным патриотом: Бенигсен или Кутузов?


5. Обобщающее слово учителя: почему Кутузов для Толстого значи­тельнее, чем императоры Александр и Наполеон.

1) Наполеон и Александр считают, что вправе решать судьбы народов, они несут людям зло.

2) Они ничего не определяют в движении истории, потому что она движется не волей императоров, а обычной жизнью народа. Власть обоих императоров только мешает естественной жизни народа.

3) Александр I и Наполеон не понимают людей, не ценят чело­веческой жизни, в них нет чувства причастности к народу и ответственности за него. Все это есть в Кутузове, поэтому он у Толстого — великий полководец и великий человек, ко­торый остается при этом одним из многих, своим человеком среди своего народа. В нем есть то, без чего, по мнению Тол­стого, нет величия: простота, доброта и правдивость.

4) Можно по-разному относиться к теории Толстого. Но в ней есть нечто очень привлекательное. Если история складывается из отдельных поступков отдельных людей, то каждый человек несет громадную ответственность за все, что происходит на земле, каждый, а не только Наполеон, Александр или Кутузов. Зна­чит и Пьер, и князь Андрей, и Наташа решали судьбу своей страны, значит и каждый из нас решает ее своей жизнью.


III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к беседе на тему «Бородинское сражение — кульми­нация романа»; перечитать главы XIXXXXIX третьего тома.









УРОК №

Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ как движущая сила истории. Тол­стовское понимание патриотизма. Картина вой­ны 1812 г. Бородинское сражение. Мастерство в описании батальных сцен.


Цель: помочь учащимся осознать, что описание Бородинской битвы — центр всего романа, его кульминация, решающий момент в жизни стра­ны и героев; наполнить тезис Толстого о народе как движущей силе истории конкретным содер­жанием; развивать умение определять идейно-ху­дожественную роль элементов сюжета; содейство­вать воспитанию гуманистических и патриоти­ческих чувств.

Оборудование: текст романа; иллюстрации к роману; схема рас­положения войск, составленная Л. Толстым.


...ход мировых событий предопределен

свыше, зависит от совпадения

всех произволов людей, участвующих

в этих событиях...

Л. Н. Толстой

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя.

Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это центр романа, его кульминация; реша­ющий момент в жизни всей страны и многих героев книги. Здесь скрестятся все пути. Пьер встретит Долохова, князь Андрей — Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому; и здесь впервые появится громадная сила: народ, мужики в белых руба­хах — сила, выигравшая войну.


2. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы на знание текста.

1) Кто из героев романа принимал участие в Бородинском сражении?

2) Каким было соотношение сил русских и французов до сражения?

3) Каким оно стало после сражения?

4) Кто победил в этом сражении?

5) Как Толстой оценивает результат и значение этого сражения?


3. Чтение заключительной части главы XXXIX.


4. Слово учителя.

Л. Н. Толстой утверждает, что в Бородинском сражении рус­скими была одержана нравственная победа, что прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы и по­гибель Наполеоновской Франции. Но не только это. Писатель всем своим повествованием доказывает, что ход мировых событий «за­висит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях».


5. Анализ текста романа.

1) Почему еще накануне сражения князь Андрей был уверен: «завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение»?

2) Как показана решимость народа стоять насмерть?

3) В чем видит Толстой силу народа?

4) Почему Толстой показал Бородинскую битву глазами Пье­ра — человека, ничего не смыслящего в военном деле?

5) Что привело Пьера на Бородинское поле? Что он понял во время сражения?

6) В какой сцене Толстой показал единение всего народа, от му­жика-ополченца до Кутузова? (Прочитать описание молебна, глава XXI.)

7) Почему в этом сражении князь Андрей показан бездейству­ющим?

8) Считаете ли вы гибель Андрея Болконского бессмысленной?

9) Поведение людей во время Бородинского сражения оконча­тельно разделило героев на честных и нечестных. К каким из них вы отнесете Бориса Друбецкого и Федора Долохова?

10) В какой момент Наполеон и его армия стали испытывать чув­ство ужаса перед врагом? (Конец главы XXXIX.)

11) Каким образом Толстой убеждает читателя в том, что война, даже эта,— «противное человеческому разуму и всей челове­ческой природе событие»?

12) Почему после сражения Кутузов вместо приказа о наступле­нии отдает приказ об оставлении Москвы?

13) Почему жители Москвы покидали столицу?

14) Почему Пьер остался в Москве? Чем это для него закон­чилось?


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Выводы. Бородинское сражение в романе Толстого — это не только испытание его героев и подтверждение философской теории писателя о народе как о движущей силе истории. Это испытание всего народа, историю которого писал Толстой. И это испытание показало огромную нравственную силу людей, их скрытый патриотизм. Даже готовясь к смерти, они продолжают жить полной жизнью: работать, шутить, улы­баться. Когда приходит беда, у честного человека рождается сознание того, что «все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богат­ство, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то».


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать том IV романа; подготовиться к беседе по темам чет­вертого тома (жизнь Пьера в плену; образ Платона Каратаева; смерть князя Андрея; партизанская война; последние главы о войне).


























УРОК №

Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (том IV). Народ как хра­нитель национальной культуры и традиций.

На́ция (от лат. natio - племя, народ) - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.
Значе­ние образа Платона Каратаева. Обретение Пьером внут­ренней свободы. Смерть князя Андрея. Партизанская война. Последние главы о войне и смерти Кутузова,

Цель: проверить знание учащимися текста; развивать уме­ние обосновывать свою оценку прочитанного; спо­собствовать обогащению представлений о духовной жизни человека и связи его с народом.

Оборудование: текст романа; иллюстрации к тексту.


ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. ЭКСПРЕСС-ОПРОС (ПИСЬМЕННЫЙ)

  • Дать краткие письменные ответы на вопросы.

1) Какие новости обсуждались в Петербургском обществе 26—27 августа 1812 года?

2) Где произошла вторая встреча Николая Ростова с Марьей Бол­конской?

3) Как звали человека, встреча с которым изменила представле­ния Пьера о жизни?

4) Кто освободил Пьера из плена?

5) Какое трагическое событие связано с освобождением пленных?

6) Кто руководил партизанской войной?

Партиза́нская война́ (герилья, исп. guerrilla - уменьшительное от guerra, «война») - одна из форм войны, которая ведётся скрывающимися среди местного населения, либо использующими свойства местности вооружёнными группами - партизанами, избегающими открытых и крупных столкновений с противником.

7) Кто такой Тихон Щербатый?

8) Кого Толстой сравнивает с кнутом, поднятым на бегущее жи­вотное?

9) «Движение муравьев вокруг разрушенной кочки...» Что опи­сывает так Толстой?

10) Кто жил вместе с Николаем Ростовым и Марьей Болконской в Лысых Горах?

11) Где, по мнению Кутузова, должна была закончиться война?

12) Кому принадлежат слова: «...ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сде­лать то же самое. Ведь так просто»?


III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Вопросы к учащимся (индивидуальный опрос).

1) Каковы ваши впечатления от описания Толстым смерти кня­зя Андрея? (Чтение главы XVI первой части.)

2) Расскажите о жизни Пьера в плену. Какое значение имела для него встреча с Платоном Каратаевым? (Чтение отрывков из глав XIII первой части; XIV второй части; XII третьей части.)

3) Сравните последние мысли князя Андрея (глава XV первой части) и мысли Пьера перед освобождением из плена. Чем объяснить их сходство?

4) Расскажите о партизанской войне. Какое значение придавал ей Толстой (главы IVI третьей части)?

5) Расскажите о гибели Пети Ростова. Зачем Толстой описал сон Пети перед боем (глава X третьей части)?

6) Как Толстой объясняет смерть Кутузова?


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Слово учителя.

Закончился четвертый том. Подходит к концу роман. Толстой за­вершает основные сюжетные линии, воплотив в них свои замыслы.

Сюже́т (от фр. sujet, букв. - «предмет») - в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх - ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации.

Толстой написал последние главы о войне, исход которой был решен множеством простых и естественных поступков отдельных людей.

Несколько раз писатель показал французских пленных и то, как «чувство оскорбления и мести сменилось презрением и жа­лостью».

Закончил свой долгий путь Кутузов, до конца исполнив долг.

Андрей и Пьер в поисках смысла жизни и своего пути в ней поднялись на вершины духовности и мудрости. Осталось завершить несколько сюжетных линий, заглянуть в будущее Наташи и Пьера, княжны Марьи, Сони, Николеньки Болконского. Толстой еще до­пишет эпилог. А мы уже можем присоединиться к словам англий­ского писателя Джона Голсуорси о романе: «Если бы по каким-то причинам надо было назвать величайший роман XIX века, я бы назвал « Войну и мир » Толстого ».

Джон Голсуо́рси (англ. John Galsworthy ([ˈɡɔːlzwɜrði]; 14 августа 1867, Кингстон-апон-Темс, Суррей - 31 января 1933, Лондон) - английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе (1932).


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать эпилог; подготовить рассказ о нравственной красоте толстовских героинь (по выбору учащихся).













































УРОК №

Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Эпилог. Нравствен­ная красота женщин. Духовный мир Наташи Рос­товой, княжны Марьи, Сони, Элен Безуховой

Цель: раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Толстого; развивать умение обобщать прочитанное и делать выводы; воспитывать стрем­ление к духовной красоте и внутреннему богатству личности; формировать умение ценить прекрасное.

Оборудование: текст романа, иллюстрации к роману (Наташа, кня­гиня Марья, Соня, Элен Безухова); грамзапись фраг­мента из оперы С. Прокофьева «Война и мир».


...что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя.

В одной из глав «Войны и мира» Лев Толстой высказал мысль о том, что все предметы и явления окружающей жизни можно разде­лить на две категории, в зависимости от того, что в них преобладает: форма или содержание. Толстой не любит ни людей, ни явлений, в которых главное — форма. Он не любит высший свет с его раз и навсегда установленными правилами и нормами жизни, не любит «общепризнанную красавицу» Элен Безухову. Они не интересны ему, потому что в их роскошной оболочке нет жизни, нет движения.

В его любимых героях содержание преобладает над формой. Ав­тор часто подчеркивает внешнюю некрасивость княжны Марьи и Наташи Ростовой и при этом любуется ими, заставляет читателя полюбить его героинь и поверить в их счастье.

На вопрос «Что такое красота?» Толстой уже дал свой ответ. Се­годня мы поговорим о том, в чем заключается нравственная красота женских образов романа, из чего она рождается, как проявляется.


2. Беседа с учащимися.

1) В чем заключается нравственная красота Наташи Ростовой?

2) В каких эпизодах ярче всего проявляется богатство души На­таши?


3. Чтение главы VII второй части тома II (описание танца Наташи и дядюшки).


4. Прослушивание грамзаписи фрагмента оперы С. Прокофьева «Война и мир» («Вальс»).


5. Продолжение беседы.

3) С каким эпизодом из жизни Наташи ассоциируется эта музыка? Какие чувства она вызывает?

4) Как могло произойти, что Наташа с ее чуткостью, верным пониманием людей, добра и зла не разглядела Анатоля? По­чему мы прощаем ее?

5) Можно ли считать княжну Марью красивым человеком и почему?

6) Согласны ли вы с оценкой, которую дала Соне Наташа, ска­зав, что она «пустоцвет»?

7) За что Толстой не любит Элен Безухову?


6. Беседа об эпилоге романа.

1) Логично ли, на ваш взгляд, соединение в конце романа семей Ростовых, Безуховых, Болконских?

2) В последнем разговоре с Наташей Пьер рассказывает о своих успехах в Петербурге и говорит: «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто». Не кажется ли вам, что Толстой вложил в уста Пье­ра главную мысль своего романа?

3) Кого напоминает Николенька Болконский? Каким вам пред­ставляется его будущее?


III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Заключительное слово учителя.

Литературовед и педагог Н. Г. Долинина, написавшая книгу о романе Л. Н. Толстого «По страницам «Войны и мира», заканчи­вает ее так: «И снова я открываю «Войну и мир» — и перечитываю много раз читанные страницы... но каждый раз в них открывается новое, неизведанное, их нельзя исчерпать, их можно только читать снова и снова...»

Я думаю, что вы тоже еще вернетесь к этой книге, потому что в ней вся жизнь человеческая: война и мир. Эта книга охватывает все, чем живет человек, она сама похожа на человеческую жизнь: в ней меняются поколения, уходят старики, дети становятся взрос­лыми, а взрослые — стариками. И каждый из старых и молодых объясняет нам не только то, что было вчера, но и то, что есть сегод­ня, будет завтра. Второй такой книги нет.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к сочинению по роману «Война и мир».

21