Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методическая поддержка педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями

Скачать 34.75 Kb.



Скачать 34.75 Kb.
Дата09.12.2017
Размер34.75 Kb.

Методическая поддержка педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями


Особенно важной представляется работа психологов с родителями подростков и старшеклассников. Что касается юношеского периода, то основная проблема, с которой сталкиваются родители, это затруднения ребенка в связи с профессиональным самоопределением. Успешность профориентационной работы в образовательном учреждении во многом зависит от того, удастся ли классному руководителю и школьному психологу сделать родителей своими союзниками или хотя бы понять друг друга в стремлении помочь подросткам в выборе профессии - без этого бесполезны самые замечательные программы и технологии профориентационной работы.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio - род занятий и фр. orientation - установка) - система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Поэтому предпрофильная подготовка предполагает включение родителей в работу по формированию осознанного и ответственного выбора старшеклассниками профиля обучения. Подросток, стоящий перед выбором профессии, испытывает влияние разных, иногда противоречащих друг другу сил, в том числе семьи и школы. Влияние семьи проявляется, во-первых, в формировании склонностей и предпочтений школьника, во-вторых, в поддержке позиции самого школьника либо в давлении на него. Существует целый спектр вариантов влияния семьи на выбор школьника: начиная с того, когда фактически семья сама делает выбор за ребенка, до противоположных вариантов, когда родители вообще не вмешиваются и не интересуются выбором ребенка, и он просто вынужден это делать сам (что еще не свидетельствует о самостоятельности выбора). Ситуация, когда подросток на занятиях, тренингах и консультациях по выбору профессии слышит одно, а дома - другое, многих способна травмировать и дезориентировать. Выбор профессии и карьеры во многом определяются семейным воспитанием. Некоторые родители подсознательно стремятся прожить в своих детях свою вторую жизнь. Тогда они тянут своих детей за уши в профессию, которая им совершенно не интересна. Послушный, зависимый ребенок соглашается, расплачиваясь позже за выбор, сделанный вместо него. Непослушный и независимый ропщет и бунтует, в крайних случаях доводя отношения с родителями до разрыва. Нередко межличностный или внутренний конфликт становится источником энергии, стимулом для достижения карьерных успехов. Тогда подросток, стремящийся оправдать ожидания родителей или доказать свою правоту, достигает профессионального успеха в спорте, бизнесе, политике, искусстве. Но так бывает нечасто. Мои дорогие папа и мама! Я вас очень люблю. Я благодарен за все, что вы для меня делаете. Я знаю, что вы хотите мне только добра. Но у меня своя жизнь и своя судьба. И я сам буду принимать решения и отвечать за них. Даже взрослому человеку трудно выговорить эти слова. Но примерно так звучит ответ подростка, способного отвечать за свои поступки, в том числе, и за выбор профессии [23, 108]. Бесполезно ставить недостижимую задачу изменения родительских установок даже в том случае, если они очевидно непродуктивны. Но установление диалога между семьей и школой, нахождение общего языка, разграничение ответственности, ознакомление родителей с содержанием профдиагностических и профориентационных программ - необходимо и вполне достижимо, хотя и требует значительных усилий с обеих сторон. Программа представляет собой цикл тематических родительских собраний, основной целью которых является ознакомление родителей старшеклассников со спецификой программы предпрофильной подготовки учащихся Профессия и карьера и технологией комплектования профильных классов. Обсуждение на родительских собраниях в старших классах необходимо проводить по важным и острым темам: влияние семьи на выбор профессии, профильное обучение и отбор в профильные классы, профессиональные интересы и склонности, истинное и мнимое лидерство.

Профильное обучение - система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года.

Однако качественный лекционный материал сам по себе еще не гарантирует взаимопонимания и диалога. Практика показывает, что психологическим просвещением родителей уместнее заниматься не на общих родительских собраниях, а на специально организованных группах, малочисленность которых не должны смущать ни психолога, ни классного руководителя. В этих группах возможны элементы самодиагностики и тренингов, которые способствуют личностному развитию всех участников этих встреч. Учителям и родителям совместно необходимо подготовить старшеклассников к семейной жизни и осознанному решению иметь или не иметь в будущем ребенка, обсудить цели и ценности семейного воспитания ребенка. Можно использовать метод направляемой дискуссии по темам: Заботы и радости семейной жизни, Развитие ребенка как условие его будущей успешной жизни; Ребенок как ценность семьи; Что значит быть родителем и т.п. Старшеклассники, испытывающие негативное влияние родителей на свой профессиональный выбор, затрудняются в его осуществлении и в связи с этим нуждаются в соответствующем психологическом сопровождении. Эффективным средством психологического сопровождения при этом является психотренинг профессионального самоопределения старшеклассника, включающий четыре блока упражнений на развитие: самосознания; уверенности в себе; навыков взаимодействия с родителями; профессионального самоопределения. Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится врачом, как мама или шофёром, как папа. С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы идёт по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчёт в том, какие качества для неё требуются. Семья - это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности.

Профе́ссия (лат. professio; от profiteor «объявляю своим делом») - род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

У каждого из нас, взрослых, есть своё представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаём ребёнку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают её как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворённость жизнью напрямую связана с работой, и наоборот [18, 31]. Самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придаёт им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным. Необходимо подчеркнуть, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы и такт, следовать тому идеалу гуманистических отношений, которые он формирует у детей. Заключение В.А. Сухомлинский писал: Чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью - отца, мать, братьев, сестер, дедушек, бабушек.. Без этого нельзя нормально учить. Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитателю, учителю - классному руководителю необходимо вести работу с родителями, общаться с ними, ведь только вместе с родителями, которые сталкиваются с детьми в домашней обстановке, можно воспитать человека. Итак, в процессе теоретического анализа, мы получили подтверждение того, что успешность взаимодействия ДОУ и семьи обеспечивается рядом условий и особенностей: 1. организация делового сотрудничества родителей и педагогов; 2. проведение педагогической работы с родителями, направленное на повышение их педагогической культуры. Основная задача воспитателя современного ДОУ заключается в привлечении родителей к совместному воспитанию дошкольников, ведь только в единстве воспитательных воздействий со стороны семьи и детского сада можно добиться развития действительно успешной, гармонично развитой личности.

Детский сад Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Познавательные формы организации общения педагогов и родителей способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и обучения детей, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. В заключении хотелось бы сказать, что профессиональный педагог - это тот человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей.

Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, в большинстве случаев, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям.

Взро́слый - человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему принимать решения, важные на его жизненном пути.

Список литературы 1. Азаров, Ю.П. Педагогика семейных отношений [Текст] Ю.П. Азаров. - М.: Знание, 2007. - 96 с. 2. Аркин, А.А. Родителям о воспитании. [Текст] А.А. Аркин. - М.: Просвещение, 2009. - 115 с. 3. Баракова, Т.Ю. Работа с родителями. [Текст] Т.Ю. Баракова. - М.: Знание, 2007. - 103 с. 4. Баринов, Т.М. Семья и семейное воспитание. [Текст] Т.М. Баринов - М.: Академия, 2007. - 215 с. 5. Богуславская, З.М. Родителям о детях. [Текст] З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение,. 2008. - 169 с. 6. Брилинг, Е.Е. Подросток: бить или любить Уроки любви и терпения для родителей. [Текст] Е.Е. Брилинг. - М.: Дрофа-Плюс, 2006. - 321 с. 7. Воликова, Т.В. Учитель и семья. [Текст] Т.В. Воликова. - М.: Знание, 2008. - 187 с. 8. Гейко, В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. [Текст] В.А. Гейко. - М.: Педагогика, 2009. - 160 с. 9. Гребенников, И.В. Семейное воспитание. [Текст] И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М.: Политиздат, 2009. - 319 с. 10. Гуров, В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. [Текст] В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова. - М.: Знание, 2007. - 117 с. 11. Давыдова, О.И. Работа с родителями в ДОУ. [Текст] О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец, А.А. Майер. - М.: Просвещение, 2006. - 305 с. 12. Дуброва, В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи.

Для того, чтобы устроить ребёнка в детский сад в Туркменистане, родители обязаны заполнить специальную анкету, указав подробные данные о родственниках в трёх поколениях, а также братьях и сёстрах. В анкете необходимо указать, кроме паспортных данных и прописки, также степень родства, информацию о месте работы или учёбы, о судимости или её отсутствии всех членов семьи.

[Текст] В.П. Дуброва. - М.: Академия, 2007. - 224 с. 13. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. [Текст] О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Знание, 2005. - 176 с. 14. Капралова, Р.М. Работа классного руководителя с родителями. [Текст] Р.М. Капралова. - М.: Просвещение, 2007. - 167 с. 15. Красновский, Л.З. Школа плюс родители. [Текст] Л.З. Красновский. - М.: Просвещение, 2009. - 142 с. 16. Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] Е.А. Кудрявцева. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с. 17. Ладывир, С.А. Детский сад и семья. [Текст] С.А. Ладывир, В.К. Котырло. - М.: Политиздат, 2008. - 119 с. 18. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. [Текст] П.Ф. Лесгафт. - М.: Просвещение, 2010. - 216 с. 19. Лобза, О.В. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни. [Текст] О.В. Лобза. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 167 с. 20. Лунина, Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. [Текст] Т. Лунина. - М.: Просвещение, 2008. - 99 с. 21. Меренков, А. Школа и родители: проблемы взаимопонимания. [Текст] А. Меренков. - М.: Просвещение, 2007. - 190 с. 22. Метенова, Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования. [Текст] Н.М. Метенова. - М.: Знание, 2009. - 148 с. 23. Петровский, В.А. Учимся общаться с ребенком. [Текст] Петровский, В.А., - М.: Просвещение, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина. 2007. - 157 с. 24. Рябов, А.Е. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе [Текст] А.Е. Рябов. - М.: Знание, 2009. - 134 с. 25. Сивова, Т.В. Материалы к родительскому собранию в начальной школе. [Текст] Т.В. Сивова. - М.: Просвещение, 2008. - 103 с. 26. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. [Текст]: Пособие для работников ДОУ. О.В. Солодянкина. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 245 с. 27. Сотникова, Г.И. Делимся опытом работы с родителями. [Текст] Г.И. Сотникова. - М.: Просвещение, 2012. - 269 с. 28. Спицын, Н.П. Учитель - родители: правила общения. [Текст] Н.П. Спицын. - М.: Знание, 2006 - 172 с. 29. Торре Дела. А. Ошибки родителей. [Текст] А. Торре Дела. - М.: Просвещение, 2009. - 136 с. 30. Урбанская, О.Н. Работа с родителями младших школьников. [Текст] О.Н. Урбанская. - М.: просвещение, 2006. - 148 с. 31. Фридман, Л. Школа и родители. [Текст] Л. Фридман. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 139 с. 32. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы. [Текст] А.Г. Харчев. - М.: Статистика, 2008. - 224 с.