Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методическая разработка по геометрии 9 класс "Зачёты к итоговой аттестации"

Скачать 62.83 Kb.



Скачать 62.83 Kb.
Дата05.05.2017
Размер62.83 Kb.

Методическая разработка по геометрии 9 класс "Зачёты к итоговой аттестации"


МОУ «Гимназия №1»

г. Печора РК


















Методическая разработка по геометрии для 9-ых классов









Составитель: Самоделкина Т.Г.













2016г.


Методическая разработка по геометрии


Характеристика



Автор:

Самоделкина Татьяна Геннадьевна



Предмет:

Геометрия



Класс:

8-9



Название работы:

Зачёты по геометрии



Предназначение:

для организации повторения и обобщения знаний по геометрии; устранение пробелов при подготовке к итоговой аттестации



Форма использования:

проецирование на экран, самостоятельная работа учащихся за ПК, раздаточный материал при индивидуальной и групповой работе



Оборудование:

мультимедиа-проектор, экран, компьютер



Цель разработки:

помочь учителям в организации тематического контроля с помощью зачётов.



Задачи:

1) проверить уровень предметной компетентности учащихся по геометрии за курс девятого класса в рамках проведения ОГЭ;

2) развивать логическое мышление учащихся, зрительную память;

Эйдети́зм (от др.-греч. εἶδος - образ, внешний вид; ) - особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.
Ло́гика (др.-греч. λογική - «Философский термин», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

3) воспитывать интерес к изучению математики.

Время работы:

45 минут




Планируемые результаты

Предметные умения

УДД

Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания геометрии, умеют работать с геометрическим текстом

Познавательные:

  • Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

  • Понимают и используют математические средства наглядности для иллюстрации аргументации, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, делают умозаключения и выводы.

    Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.
    Логика Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Регулятивные:

Умеют самостоятельно ставить цели выбирать и создавать алгоритмы для решения математических проблем, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности

Коммуникативные:

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют работать в группах, умеют ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные:

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета, креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении геометрических задач



Аннотация


Зачётная работа позволяет обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися на протяжении изучения курса планиметрии по определенным темам.

Данный материал представляет собой комплекс заданий по темам: «Прямоугольный треугольник», «Треугольник», «Параллелограмм», «Ромб».

Задания можно использовать как для текущего контроля на уроке по данной теме, так и для подготовки учащихся к итоговой аттестации. Задания рассчитаны на учащихся общеобразовательных классов, обучающихся по разным УМК. При этом могут применяться различные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, групповые формы работы, ИКТ технологии, технология проблемного обучения.

Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Представленные вопросы к зачёту и практическая часть помогут повторить и обобщить пройденный материал.






























Содержание


Зачёт №1. Тема «Прямоугольный треугольник»

Повторить:

1. Теорему Пифагора;

2. Определение синуса, косинуса, тангенса, острого угла прямоугольного треугольника;

Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника: сумма квадратов длин катетов равна квадрату длины гипотенузы.
Треугольник Треуго́льник (в евклидовом пространстве) - геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три точки, не лежащие на одной прямой. Указанные три точки называются вершинами треугольника, а отрезки - сторонами треугольника.

3. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике;

Пропорциональные отрезки - отрезки, для длин которых выполняется пропорция.
Прямоуго́льный треуго́льник - это треугольник, в котором один угол прямой (то есть 90 градусов).

4. Определение средней линии треугольника;

5. Нахождение площади прямоугольного и произвольных треугольников;

6. Подобие треугольников;

7. Свойства биссектрисы и медиан треугольников;

8. Вычисление радиусов вписанной и описанной окружности.

Подобные треугольники - треугольники, углы у которых соответственно равны, а стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого треугольника.
Средняя линия Средняя линия фигур в планиметрии - отрезок, соединяющий середины двух сторон этой фигуры. Понятие употребляется для следующих фигур: треугольник, четырёхугольник, трапеция.
Описанная окру́жность многоугольника - окружность, содержащая все вершины многоугольника. Центром является точка (принято обозначать O ) пересечения серединных перпендикуляров к сторонам многоугольника.

9. Задачи (27 вариантов).


Зачёт №2. Тема «Треугольник»

Повторить:

1. Следствие из теоремы косинусов;

2. Нахождение площади треугольника по формуле Герона;

3. Нахождение высоты треугольника по известной площади;

4. Вычисление радиусов вписанной и описанной окружности;

5. Задачи (26 вариантов).


Зачёт №3. Тема «Параллелограмм»

Повторить:

1. Определение и свойства параллелограмма;

2. Формулу зависимости диагонали и сторон параллелограмма;

3. Формулу Герона для вычисления площади треугольника;

4. Нахождение высот параллелограмма по известной площади;

5. Теорема косинусов и следствие из неё;

6. Задачи (28 вариантов).


Зачёт №4. Тема «Ромб»

Повторить:

1. Определение и свойства ромба;

2. Теорему Пифагора;

3. Формулы для нахождения площади ромба;

4. Вычисление высоты по известной площади;

5. Нахождение радиуса вписанной в ромб окружности;

6. Задачи (28 вариантов).




Основная часть


Данная система зачётов охватывает основные темы, которые предполагаются для изучения по учебнику А.С.Атанасяна, а также по другим УМК по геометрии.

Каждый зачёт содержит как теоретический материал («учение должен знать»), так и практический («ученик должен уметь»).

Перед решением задач ученики повторяют теоретический материал.

Зачёт состоит из задачи, в которой на основании исходных данных необходимо выполнить большое количество заданий. Кроме, того для каждой задачи разработано 26-28 вариантов (как чётных, так и нечётных).

С помощью данной разработки проверяются как знания теоретических вопросов по планиметрии, так и вычислительные навыки учащихся.

Лист с зачётом вывешивается в кабинете математики сразу с начала изучении новой темы и на первом же уроке на него обращается внимание учащихся. Так ученики заранее будут знать, каких результатов они должны достичь на каждом уроке. На зачётном листе указывается дата, до которой должен быть сдан зачёт. Проводится зачёт во время урока. Теоретический материал можно проверить устно, или в виде экзаменационных билетов, или в виде математического диктанта. Время для решения и количество задач определяет учитель индивидуально для каждого учащегося.

Принимать зачёт можно начать с более сильных учеников, а затем привлечь их в качестве помощников к приёму зачёта у более слабых учеников. Таким ученикам легче отвечать своим одноклассникам, чем учителю. Затем помощники докладывают учителю о результатах своей работы. Также зачёты могут сдавать ученики, которые по каким-то причинам отсутствовали на уроке.



Как реализуется на уроке (время и место):


Исходя из поставленных учителем целей и задач урока, распределение учебного материала во временном отрезке урока, уровнем подготовленности класса задачи зачёта могут быть использованы на различных структурных позициях: начало урока (решить одну задачу), в конце урока, как самостоятельная работа (парная, групповая, индивидуальная), либо решаются все задания в течение всего урока.








Структура презентации


Презентация состоит из 24 слайдов. Работу со слайдами лучше выполнять с помощью проектора. Переход по слайдам презентации осуществляется с помощью щелчка кнопкой мыши. Формы работы с учащимся для каждого из слайдов (повторение теории, решение задач) могут применяться с учётом уровня подготовленности учащихся, количества учащихся в классе, наличия свободного времени и просто по желанию учителя.

Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.
Каждый зачёт может быть использован во внеурочной деятельности.

Отличительной особенностью и универсальностью данной разработки является тот факт, что каждый зачёт составлен в двух вариантах (чётный и нечётный), предложено 26-28 индивидуальных заданий, к каждому заданию даны ответы для быстрой проверки.

Презентация может быть использована на уроках при организации повторения, цель которого повторить методы решения задач, подготовить к тестированию на результат.


Заключение


Эту зачётную систему я применяла в девятых классах, один раз в одиннадцатом классе на групповой работе. Она помогает успешно подготовиться к контрольным работам, к итоговой аттестации. Учащиеся повторяют теоретический материал, формулы, необходимые для решения практической части. Зачёт заставляет их задуматься: «Смогу ли я успешно преодолеть модуль «Геометрия» на итоговой аттестации?».

Зачёты предлагала индивидуально: все учащиеся получали свой номер задания и через определенное время сдавали работу. Проверка не занимала много времени, так как все ответы есть на слайде.

Проводила групповую работу в группе по 4-6 человек. Каждая группа получала задание чётного или нечётного варианта. Перед решением практической части в группе повторялась теория.

Давала эти задания как домашнюю контрольную работу. Время выполнения – одна неделя.

Среда выполнения (англ. execution environment или «ранта́йм» от англ. runtime - «время выполнения») в информатике - вычислительное окружение, необходимое для выполнения компьютерной программы и доступное во время выполнения компьютерной программы.
Списывание работ исключалось, так как вариантов хватает всем ученикам.

Надеюсь, мой опыт может пригодится кому-то из коллег.

Желаю успехов!









Список использованных источников


1. А.С.Атанасян. «Геометрия 7-9»: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012;

2. Н.Ф.Гаврилова. «Контрольно-измерительные материалы. Геометрия 9 класс» - ООО «Вако», 2013;

3. А.И.Ершова. «Алгебра. Геометрия. 9 класс. Самостоятельные и контрольные работы» - М.: Илекса, 2008;

4. Б.Г.Зив. «Дидактические материалы по геометрии. 9 класс» - М.: Просвещение, 2012;

5. Б.Г.Зив. «Задачи по геометрии для 7-9 классов» - М.: Просвещение, 2007;





  • Методическая разработка по геометрии для 9-ых классов
  • Составитель: Самоделкина Т.Г.
  • Методическая разработка по геометрии
  • Предмет
  • Планируемые результаты
  • Содержание
  • Теорему Пифагора
  • Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
  • Зачёт №2. Тема «Треугольник»
  • Зачёт №3. Тема «Параллелограмм»
  • Как реализуется на уроке (время и место)