Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методическая разработка по теме: "Повышение качества знаний обучающихся".

Скачать 89.09 Kb.



Скачать 89.09 Kb.
Дата18.04.2017
Размер89.09 Kb.

Методическая разработка по теме: "Повышение качества знаний обучающихся".


Технология и реализация деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний.

Теория деятельности или деятельностный подход - школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского.

Среди многих боковых тропинок,

сокращающих дорогу к знанию, нам

нужнее всего одна- одна, которая бы

научила нас искусству приобретать

знания с затруднениями.

Ж.-Ж. Руссо



Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.

Школа Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у обучающихся умения учиться, творчески и самостоятельно.

Ученик, ежедневно получает большой объем информации. Из телевидения, интернета, печатной продукции, предлагается много информации, требуются новые способы ее освоения. Ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей обучающихся. Наряду с этой проблемой я перед собой поставила задачу: учить школьников рассуждать и мыслить. Ведь, ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

Формировать культуру мышления на уроках математики, заинтересовать их математикой, привести к открытию математических фактов возможно только при условии использования различных педагогических технологий.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Среди технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям являются деятельностные.

Деятельность-это совокупность действий, направленных на достижение целей. В содержание любого учебного предмета, в том числе и математики,

включаются как основные научные понятия, факты, законы, методы, теории,

так и виды деятельности, с помощью которых осуществляется процесс познания. В настоящее время системно -деятельностный подход положенный в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов

(ФГОС), определил три группы требований к его проектированию и реализации: требований к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных);

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .
требований к структуре основной образовательной программы; требованиям к условиям реализации стандартов.

Для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности. Но тогда сразу встают вопросы: а какие бывают виды деятельности, какова их структура, условия организации? Только ответив на них можно построить научно-обоснованную модель организации учебной деятельности ученика.

Обучение Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Учитывая, какой мощный аппарат познания мира составляет деятельностный подход, следует эти мощные резервы использовать и в процессе обучения математике.

Основными принципами построения школьного курса математики на основе деятельностного подхода являются:

  • принцип системного построения курса математики;

  • принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного;

  • принцип предметной деятельности;

  • принцип развивающего обучения;

  • принцип минимакса (школа должна предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально-безопасного минимума);

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип вариативности;

  • принцип творчества.

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В психологии принятие решения рассматривается как когнитивный процесс, результатом которого является выбор мнения или курса действий среди нескольких альтернативных возможностей. Каждый процесс принятия решения производит окончательный выбор, который может побуждать или не побуждать действие.
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов полного общего образования нового поколения.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Создаем условия для вовлечения каждого учащегося в активную мыслительную деятельность на уроке и вне его через осуществление системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает не только повышение качества знаний по предмету, но и развитие мотивационной сферы, активизацию познавательной деятельности учащихся.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Ребята учатся понимать, сравнивать различные точки зрения и аргументировать свою точку зрения. Использование этих средств обучения в системе педагогической деятельности позволяет учащимся совершенствовать навыки самостоятельной работы и переходить к самостоятельности в изучении отдельных вопросов, а затем и тем.

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
Педагогика Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Это проявляется в умении поставить цель, спроектировать свои действия, отобрать содержание и средства достижения цели, контролировать полученные результаты. Имея методологические знания, ребята учатся применять приобретённые способы деятельности, комбинировать их и создавать новые. Организуя работу учащихся над проектами и их защиту, учитель включает ребят в самостоятельные познавательные исследования, используя принцип научности. Причем, обучающиеся самостоятельно добывают знания с использованием не только текстовых источников информации, но и интернет-ресурсов, обучающих мультимедийных дисков. Учащиеся создают собственные презентации, которые освещают проектный способ постижения учебного материала.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Пути повышения эффективности и качества уроков математики

Методы обучения при использовании системно-деятельностного подхода.

В последнее время наблюдается снижение интереса к обучению у обучающихся. Обучение – это нелёгкий труд, требующий от учеников специальных умений, силы воли, настойчивости, терпения, трудолюбия. На второе место можно поставить большой объём и сложность материала, который нужно освоить и запомнить.

Ещё одна важная причина нежелания учиться – монотонность и однообразие занятий, отсутствие изменений событий, ярких впечатлений и новых встреч, необходимость долгое время сидеть и почти не говорить. Всё это делает школьную жизнь нудной и невесёлой. Не стимулирует желание учиться бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса. Устаревшие средства обучения, отсутствие новых значительно снижают качество уроков.

Сре́дства обуче́ния - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Многие учителя строят урок, используя традиционную структуру, где преобладают пассивные формы работы учеников. Мы, учителя, тратим колоссальные усилия на то, чтобы сделать изложение программного материала на уроке максимально понятным, чтобы ученику было легко его усвоить, то есть облегчаем его работу, и в то же время – ме6шаем процессу его самоутверждения как личности. Мы освобождаем его от права иметь собственное мнение, не создаём на урок ситуаций для размышлений, рассуждений, исследований, притупляем любознательность ученика, превратив процесс обучения в загрузку памяти ученика большим количеством правил, формул, терминов. Ученик не учится думать, а привыкает, что всё даётся в готовом виде. Но ученику нужно научиться понимать, размышлять, познавать, сравнивать, анализировать и делать выводы.

Какие методы обучения способствуют повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно – деятельностного подхода?

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Включение активных методов обучения (АМО) в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.

  • Начало урока.

Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи и т.д. на усмотрение учителя. Главное «захватить» внимание учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут.

  • Выяснения ожиданий и опасений.

На этапе вхождения в тему.

Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Цель: выявить ожидания и опасения, обучающихся на уроке.

Участники: все обучающиеся.

Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры.

Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых стикерах написать, чего они ждут на уроке, а на красных чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения-желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.

Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.

Красное дерево - древесина некоторых видов деревьев, имеющая красные и коричневатые тона, обычно прочная и хорошо поддающаяся обработке. Такая древесина высоко ценится за хорошие механические характеристики, обладает высокой плотностью и прочностью, хорошо полируется.




  • Презентации учебного материала.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Участники: все обучающиеся. Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию.

  • Подведение итогов урока.

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 минут.

Участники: все обучающиеся.

Проведение: учитель предлагает вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать.

Перечисленные активные методы обучения составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

Согласно деятельностному подходу обучающиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности. В результате этой деятельности ученик должен почувствовать себя успешным, а мы, учителя, должны дать детям новые стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету, если мы реалисты, то перед нами только один путь: вовлекать детей в общий труд учения, вызывать у них радость от успеха, пробуждать желание двигаться вперёд и развиваться.

Применение деятельностного подхода в обучении математике, обеспечивает развитие у школьников высокого уровня знаний, умений, приемов мышления, которые в свою очередь способствуют повышению качества обучения по предмету
Если при обучении математике в основной школе использовать системно-деятельностный подход, то процесс обучения будет более продуктивным и творческим.




  • Среди многих боковых тропинок
  • Принцип деятельности
  • Принцип психологической комфортности
  • Принцип вариативности
  • Принцип творчества
  • Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении
  • Пути повышения эффективности и качества уроков математики
  • Методы обучения при использовании системно-деятельностного подхода.
  • Активные методы обучения
  • Выяснения ожиданий и опасений.
  • Презентации учебного материала.
  • Подведение итогов урока.