Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методические указания по выполнению самостоятельных работ студентов учреждений СПО по учебной дисциплине "Литература"

Скачать 137.63 Kb.



Скачать 137.63 Kb.
Дата20.04.2017
Размер137.63 Kb.

Методические указания по выполнению самостоятельных работ студентов учреждений СПО по учебной дисциплине "Литература"



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

АЛАТЫРСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» в г.

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Министерство транспорта Российской Федерации Министе́рство тра́нспорта Росси́йской Федера́ции (сокр. Минтранс России) - федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасения, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

Алатыре













МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЛИТЕРАТУРА






























Алатырь

2017


Методические указания по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Русский язык разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины Русский языки по всем специальностям и Положения о самостоятельной работе студентов от 12.10.

Русский язык Ру́сский язы́к (инф.) (МФА: [ˈruskʲɪi̯ jɪˈzɨk])[~ 3][⇨] - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира - шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.

2012 года.



Разработчик(и):


АТЖТ– филиала СамГУПС преподаватель Матвеева Н.А.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)







































Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол №_______ от «_____» ______________ 20____г.

Председатель ПЦК ________________________ /Н.А.Матвеева/



Содержание


Пояснительная записка…………………………………………………………………......................5-7

Самостоятельная работа №1.А.С.Пушкин. Жизненный путь, основные темы лирики………..8

Самостоятельная работа №2.М.Ю.Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества…………………………………………………………………………………………………...8

Самостоятельная работа №3.Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет»………………………………….…8

Самостоятельная работа №4.Особенности развития русской литературы во второй половине XIXвека……………………………………………………………………………………….….

Русская литература Ру́сская литерату́ра - комплекс литературных произведений, написанных на древнерусском и русском языке. Зародилась во второй половине X века, однако до XIX века, когда начался её «золотой век», была практически неизвестна в мире.

8

Самостоятельная работа №5.А.Н.Островский. Сведения из биографии………………………..9

Самостоятельная работа №6.Драма А.Н.Островского«Гроза»…………………………………...9

Самостоятельная работа №7.Драма «Бесприданница» А.Н.Островского…………………….…9

Самостоятельная работа №8.И.А.Гончаров. Роман «Обломов»……………………………….…9

Самостоятельная работа №9.Штольц и Обломов………………………………………………….10

Самостоятельная работа №10.И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»…………………………...10

Самостоятельная работа №11.Образ Базарова в романе «Отцы и дети»……………………..10

Самостоятельная работа №12.Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?»…………………….10

Самостоятельная работа №13.Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник»………………11

Самостоятельная работа №14.Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник»………………11

Самостоятельная работа №15.М.ЕСалтыков-Щедрин. Сказки…………………………………..11

Самостоятельная работа №16.Ф.М.Достоевский. Сведения из биографии……………………11

Самостоятельная работа №17.Драматичность характера и судьбы Раскольникова…………12

Самостоятельная работа №18.Л.Н.Толстой. Духовные искания писателя…………………….12

Самостоятельная работа №19.Драматичность характера и судьбы Раскольникова…………12

Самостоятельная работа №20.Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого………………….12

Самостоятельная работа №21.Духовные искания Андрея Болконского……………………….13

Самостоятельная работа №22.Авторский идеал семьи в романе «Война и мир»…………...13

Самостоятельная работа №23.Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»………………..13

Самостоятельная работа №24.Роман «Анна Каренина»…………………………………………13

Самостоятельная работа №25.Тема любви в повести «Крейцеровасоната»…………………14

Самостоятельная работа №26.А.П.Чехов. Комедия «Вишневый сад»…………………………14

Самостоятельная работа №27.Философская, любовная лирика Ф.И.

Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός - «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») - род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ).

Тютчева……………….14

Самостоятельная работа №28.Философская, любовная лирика А.А.Фета……………………14

Самостоятельная работа №29.Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»………..14

Самостоятельная работа №30.Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник»………………….15

Самостоятельная работа №31.А.И.Куприн. Повесть «Гранатовый браслет»…………………15

Самостоятельная работа №32.Обзор русской поэзии начала ХХ века………………………...15

Самостоятельная работа №33.М.Горький. Пьеса «На дне»………………………………………15

Самостоятельная работа №34.Поэма А.Блока «Двенадцать»…………………………………...16

Самостоятельная работа №35.В.Маяковский. Образ поэта-гражданина………………………16

Самостоятельная работа №36.С.А.Есенин. Художественное своеобразие творчества……16

Самостоятельная работа №37.А.А.Фадеев. «Разгром»…………………………………………..16

Самостоятельная работа №38.Основные темы творчества М.Цветаевой,

О.Мандельштама………………………………………………………………………………………….17

Самостоятельная работа №39.А.Платонов. «Котлован»…………………………………………17

Самостоятельная работа №40.М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита»…………………………17

Самостоятельная работа №41.М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита»…………………………17

Самостоятельная работа №42.«Фантастическое и реалистическое в романе «Мастер и Маргарита»…………………………………………………………………………………………………18

Самостоятельная работа №43.А.Н.Толстой. Роман «Петр Первый»……………………………18

Самостоятельная работа №44.Роман М.Шолохова «Тихий Дон». Женские судьбы в романе………………………………………………………………………………………………………18

Самостоятельная работа №45.Деятели искусства на защите Отечества……………………..18

Самостоятельная работа №46.А.Ахматова. Своеобразие лирики……………………………...19

Самостоятельная работа №47.Б.Л.Пастернак. Тема поэзии в лирике Пастернака………….19

Самостоятельная работа №48.В.Шукшин. Рассказ «Срезал»…………………………………...19

Самостоятельная работа №49.В.Шаламов. «Колымские рассказы»…………………………...19

Самостоятельная работа №50.Творчество Б.Окуджавы, А.Вознесенского, Н.Рубцова…….20

Самостоятельная работа №51.А.Т.Твардовский. Тема войны и памяти в лирике Твардовского………………………………………………………………………………………………20

Самостоятельная работа №52.А.Солженицын. Рассказ «Матренин двор»…………………...20

Самостоятельная работа №53.А.Вампилов. «Старший сын»……………………………………20

Самостоятельная работа №54.Драма А.Вампилова «Утиная охота»…………………………..20

Самостоятельная работа №55.Лирика И.Бродского, З.Гиппиус…………………………………21

Самостоятельная работа №56.Рассказы В.Астафьева, В.Распутина………………………….21

Самостоятельная работа №57.Рассказы А.Солженицына, С.Довлатова……………………...21

Самостоятельная работа №58.Повторение изученного материала…………………………….21












































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Организация самостоятельной работы студентов выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраивания жизненной стратегии личности, включением в «образование длиною в жизнь».

Под самостоятельной работой студентов сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата. В настоящее время существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. Внеаудиторная, т. е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, – в лаборатории или мастерской. Сегодня при организации работы студентов большее значение приобретает внеаудиторная самостоятельная работа.

Внеаудиторная самостоятельная работа (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Таким образом, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой – как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов её организации.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Функции самостоятельной работы:

- информационно-обучающая;

- развивающая;

- ориентирующая;

- стимулирующая;

- воспитывающая.

Цели обучения:

  • освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

    Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

    Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

    Научно-популярная литература - литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей.

    Ка́чество жи́зни - понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками.

  • применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.


При изучении литературы перечисленные выше цели дополняются решением задач формирования гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.

Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.

Безопасность жизнедеятельности - наука, изучающая опасности и способы защиты от них. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника.

Здравоохране́ние - государственная отрасль, организующая и обеспечивающая охрану здоровья населения..

Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Особенность изучения литературы в ГОУ СПО «СОКИ» заключается в проведении более глубокого анализа предложенных для освоения произведений, в расширении тематики сочинений, эссе, в целом, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов, проектов).

К особенностям изучения литературы относится также углубленное изучение историко-литературного процесса, формирование представления о литературной эпохе, творчестве писателя, привлечение внимания обучающихся к развитию литературы последних десятилетий ХХ века.

Также обучение предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровнеознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Программа дисциплины составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.

Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:

1. Планирование.

2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.

3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.

4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности общих знаний и умений;

- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Формы контроля обучающихся:

  • сочинения;

  • зачеты;

  • устные ответы;

  • доклады;

  • рефераты;

  • исследовательские работы;

  • конкурсы сочинений;

  • литературные викторины;

  • литературные турниры и т.д.

Виды самостоятельной работы обучающихся:

работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

составление текстов для самоконтроля;

составление библиографических карточек по творчеству писателя;

подготовка рефератов;

работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.

Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, которые помещены в приложении.






































Самостоятельная работа №1 (1ч)


Тема: А.С.Пушкин. Жизненный путь, основные темы лирики.

Цель работы:Развивать умение анализировать лирическое произведение


Задание. Письменный анализ стихотворения А.С.Пушкина (по выбору).


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа, публичное выступление.




Самостоятельная работа №2 (1ч)


Тема: М.Ю.Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества.

Цель работы:Развивать умение высказывать и доказывать свою точку зрения, анализировать факты из биографии поэтов и писателей.

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.


Задание. Письменный ответ на вопрос: «Какой жизненный совет я бы хотел дать М.Ю.Лермонтову».


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.




Самостоятельная работа №3 (1ч)


Тема: Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет».

Цель работы:Развивать навыки анализа прозаического произведения


Задание. Письменный ответ на вопрос: «К каким выводам я пришел после прочтения повести «Портрет».


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.





Самостоятельная работа №4 (1ч)


Тема: Особенности развития русской литературы во второй половине XIXвека.

Цель работы: Развивать умение составлять конспект по заданной теме


Задание. Сообщение по теме: «Особенности развития русской литературы во второй половине XIXвека».


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление.









Самостоятельная работа №5 (1ч)


Тема: А.Н.Островский. Сведения из биографии.

Цель работы: Развивать умение составлять конспект по заданной теме


Задание. Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.Н.Островского.


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление.




Самостоятельная работа №6 (1ч)


Тема: Драма А.Н.Островского«Гроза».

Цель работы: Развивать умение учащихся размышлять над проблемой, находить пути ее решения.


Задание. Письменное задание: "Напишите письмо своим родителям из будущего от имени своей молодой семьи".


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа



Самостоятельная работа №7 (1ч)


Тема: Драма «Бесприданница» А.Н.Островского.

Цель работы: Развивать умение анализировать драматическое произведение

Задание. Письменный ответ на вопрос: «С кем из мужчин нужно было остаться Ларисе и почему?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №8 (1ч)


Тема: И.А.Гончаров. Роман «Обломов».

Цель работы: Развивать умение доказывать свою точку зрения, убеждать слушателей в ее правильности.


Задание. Представьте, что вы – адвокат Обломова, которого суд обвиняет в тунеядстве и бездействии. Вы должны его защитить.


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление.











Самостоятельная работа №9 (1ч)


Тема: Штольц и Обломов.

Цель работы: Развивать умение проводить параллель между жизнями героев и своей собственной, анализировать свои поступки и поведение.


Задание. Письменный ответ на вопрос: «На кого из двух героев вы считаете себя похожим в данный момент? А на кого хотели быть похожим?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.




Самостоятельная работа №10 (1ч)


Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Цель работы: Развивать умение высказывать свою точку.


Задание. Продолжите высказывание: «Иногда мой друг ведет себя, как Кирсанов/Базаров (указать отрицательные черты характера), но я хочу ему помочь, чтобы он изменился».

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ - примета, отличительная черта, знак) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния.

Или уже помог (каким образом?)


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление.





Самостоятельная работа №11 (1ч)


Тема: Образ Базарова в романе «Отцы и дети».

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать характер и поведение героя прозаического произведения


Задание. Ответьте, какие черты характера, по вашему мнению, помешали Евгению Базарову быть счастливым человеком.


Формы контроля (самоконтроля): Письменное задание.



Самостоятельная работа №12 (1ч)


Тема: Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?»

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать характер и поведение героя прозаического произведения


Задание. Ответьте на вопрос: «Какой герой романа вызывает у меня симпатию/сочувствие и почему?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.






Самостоятельная работа №13 (1ч)


Тема: Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник».

Цель работы: Развивать умение анализировать прозаическое произведение, поведение героев, сопоставлять его со своим собственным


Задание. Ответьте на вопрос: «Каких героев повести я встречал в своей жизни?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №14 (1ч)


Тема: Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник».

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать характер и поведение героя прозаического произведения


Задание. Ответьте на вопрос: «Какие чувства вызывает у меня главный герой повести Иван Флягин и почему?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.




Самостоятельная работа №15 (1ч)


Тема: М.ЕСалтыков-Щедрин. Сказки.

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать характер и поведение героя прозаического произведения


Задание. Подготовить анализ одной сказки (по выбору)


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №16 (1ч)


Тема: Ф.М.Достоевский. Сведения из биографии.

Цель работы: Развивать умение сопоставлять факты из биографии писателя с особенностями и тематикой его творчества.


Задание. Составить сопоставительную таблицу



Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.






Самостоятельная работа №17 (1ч)


Тема: Драматичность характера и судьбы Раскольникова.

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать характер и поведение героя прозаического произведения


Задание. Ответьте на вопрос: «Какие аргументы я бы использовал, чтобы отговорить Раскольникова от убийства старухи?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.




Самостоятельная работа №18 (1ч)


Тема: Л.Н.Толстой. Духовные искания писателя.

Цель работы: Развивать умение учащихся работать с биографическими материалами,

Задание. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление.




Самостоятельная работа №19 (1ч)


Тема: Драматичность характера и судьбы Раскольникова.

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать характер и поведение героя прозаического произведения


Задание. Ответьте на вопрос: «Какие аргументы я бы использовал, чтобы отговорить Раскольникова от убийства старухи?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №20 (1ч)


Тема: Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого

Цель работы: Развивать умение учащихся составлять конспект по заданной теме


Задание. Подготовить сообщение о биографии Л.Н.Толстого


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление











Самостоятельная работа №21 (1ч)


Тема: Духовные искания Андрея Болконского

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать характер и поведение героя прозаического произведения


Задание.

Андре́й Никола́евич Болко́нский - герой романа Льва Толстого «Война и мир». Сын князя Николая Андреевича Болконского.

Ответьте на вопрос: «Хотели бы вы быть всемирно известным человеком, о чем поначалу мечтал Андрей Болконский? Почему? Для чего?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №22 (1ч)


Тема: Авторский идеал семьи в романе «Война и мир»

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать характер и поведение героев прозаического произведения


Задание. Ответьте на вопрос: «Какая из семей романа кажется вам образцом для подражания и почему?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №23 (1ч)


Тема: Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать характер и поведение героя прозаического произведения


Задание. Ответьте на вопрос: «Какой из двух исторических личностей в романе вызывает у вас восхищение и почему


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №24 (1ч)


Тема: Роман «Анна Каренина»

Цель работы: Развивать умение учащихся убедительно высказывать свою точку зрения


Задание. Представьте, что вы стоите рядом с Анной Карениной на перроне, вам нужно отговорить ее от самоубийства. Что вы ей скажете?


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.








Самостоятельная работа №25 (1ч)


Тема: Тема любви в повести «Крейцерова соната»

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать характер и поведение героя прозаического произведения


Задание. Ответьте на вопрос: «В чем причина неудачного брака героев произведения, по моему мнению?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №26 (1ч)


Тема: А.П.Чехов. Комедия «Вишневый сад».

Цель работы: Развивать умение учащихся размышлять над заданной проблемой, высказывать свое мнение


Задание. Ответьте на вопрос: «Какое значение для меня имеет родительский дом? Смог бы я его когда-нибудь продать?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.


Самостоятельная работа №27 (1ч)


Тема: Философская, любовная лирика Ф.И.Тютчева

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение


Задание. Проанализируйте одно стихотворение Ф.Тютчева (на выбор)


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №28 (1ч)


Тема: Философская, любовная лирика А.А.Фета

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение


Задание. Проанализируйте одно стихотворение А.Фета (на выбор)


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.




Самостоятельная работа №29 (1ч)


Тема: Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Цель работы: Развивать умение учащихся высказывать и доказывать свою точку зрения


Задание. Ответьте на вопрос: «Кому, по моему мнению, в России живется хорошо?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №30 (1ч)


Тема: Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник»

Цель работы: Развивать умение учащихся размышлять над заданной проблемой, проецировать ситуацию в произведении на себя и своих близких для нахождения верного решения

Задание. Ответьте на вопрос: «Как себя нужно вести, чтобы нравиться окружающим людям? И как можно защитить себя от негативных эмоций других людей в свою сторону?

Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №31 (1ч)


Тема: А.И.Куприн. Повесть «Гранатовый браслет».

Цель работы: Развивать умение учащихся высказывать и доказывать свою точку зрения


Задание. Как бы вы поступили на месте Желткова? Что ему следовало бы сделать вместо самоубийства?


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №32 (1ч)


Тема: Обзор русской поэзии начала ХХ века.

Цель работы: Развивать умение учащихся составлять конспект на заданную тему, публично выступать


Задание. Подготовить сообщение об одном литературном направлении в поэзии ХХ века (на выбор: Акмеизм, Футуризм, Символизм)


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №33 (1ч)


Тема: М.Горький. Пьеса «На дне»

Цель работы: Развивать умение учащихся высказывать и доказывать свою точку зрения


Задание. Ответьте на вопрос: «Какой из героев вызывает у меня

  1. Жалость

  2. Уважение

  3. Пренебрежение

  4. Восхищение и почему?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.





Самостоятельная работа №34 (1ч)


Тема: Поэма А.Блока «Двенадцать»

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать произведение


Задание. Представьте, что вы – президент России. Что бы вы сделали, чтобы в вашей стране не случилось революции


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.



Самостоятельная работа №35 (1ч)


Тема: В.Маяковский. Образ поэта-гражданина.

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение, творческие способности


Задание.

Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

Нарисовать стихотворение В.Маяковского (по выбору)


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.




Самостоятельная работа №36 (1ч)


Тема: С.А.Есенин. Художественное своеобразие творчества

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать произведение


Задание. Выучить наизусть стихотворение (по выбору), проанализировать его


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.




Самостоятельная работа №37 (1ч)


Тема: А.А.Фадеев. «Разгром»

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать произведение


Задание. Подготовить сообщение по теме (по выбору)


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.














Самостоятельная работа №38(1ч)


Тема: Основные темы творчества М.Цветаевой, О. Мандельштама

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение


Задание. Написать ответное стихотворение на стихотворение одного из поэтов (по выбору)


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.




Самостоятельная работа №39(1ч)


Тема: А.Платонов. «Котлован».

Цель работы: Развивать умение учащихся высказывать свою точку зрения


Задание. Ответьте на вопрос: «О чем я задумался после прочтения повести?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.





Самостоятельная работа №40(1ч)


Тема: М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать произведение


Задание. Ответьте на вопрос: «Являются Воланд и его свита олицетворением зла?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.




Самостоятельная работа №41 (1ч)


Тема: М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать произведение


Задание. Ответьте на вопрос: «Являются Воланд и его свита олицетворением зла? Почему?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.












Самостоятельная работа №42(1ч)


Тема:«Фантастическое и реалистическое в романе «Мастер и Маргарита»

Цель работы: Развивать умение учащихся проявлять свои творческие способности


Задание. Подготовить инсценировку фрагмента романа (по выбору)


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление





Самостоятельная работа №43 (1ч)


Тема: А.Н.Толстой. Роман «Петр Первый»

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать прозаическое произведение

Задание. Мини-сочинение на тему: «Мое отношение к Петру Первому как к личности»


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление




Самостоятельная работа №44(1ч)


Тема: Роман М.Шолохова «Тихий Дон». Женские судьбы в романе.

Цель работы: Развивать умение учащихся высказывать свою точку зрения, доказывать ее


Задание. Ответьте на вопрос: «С какой из женщин Григорию следовало остаться и почему?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа




Самостоятельная работа №45(1ч)


Тема: Деятели искусства на защите Отечества.

Цель работы: Развивать умение учащихся публично выступать по заданной теме


Задание. Подготовить сообщение по теме


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление









Самостоятельная работа №46 (1ч)


Тема: А.Ахматова. Своеобразие лирики

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение

Задание. Проанализировать стихотворение А.Ахматовой (по выбору)


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа




Самостоятельная работа №47 (1ч)


Тема: Б.Л.Пастернак. Тема поэзии в лирике Пастернака.

Цель работы: Развивать умение высказывать свое мнение, анализировать факты из биографии поэта

Задание. Ответьте на вопрос: «Как я отношусь к жизненной позиции Б.Пастернака?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа




Самостоятельная работа № 48(1ч)


Тема: В.Шукшин. Рассказ «Срезал».

Цель работы: Развивать умение учащихся отстаивать свою точку зрения по заданной теме


Задание. Ответьте на вопрос: «На чьей вы стороне: Глеба или кандидата?»


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление





Самостоятельная работа №49 (1ч)


Тема: В.Шаламов. «Колымские рассказы»

Цель работы: Развивать умение учащихся доказывать точку зрения, противоположную своей.

Задание. Найти аргументы для доказательства точки зрения товарища


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление





Самостоятельная работа №50(1ч)


Тема: Творчество Б.Окуджавы, А.Вознесенского, Н.Рубцова

Цель работы: Развивать умение учащихся выразительно читать лирическое произведение

Задание. Выразительное чтение стихотворения (по выбору)


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление


Самостоятельная работа №51 (1ч)


Тема: А.Т.Твардовский. Тема войны и памяти в лирике Твардовского.

Цель работы: Развивать умение учащихся выразительно читать лирическое произведение

Задание. Напишите письмо солдату перед боем, которое может оказаться последним


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа




Самостоятельная работа №52(1ч)


Тема: А.Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать прозаическое произведение

Задание. Подготовить вопросы по содержанию произведения, в том числе и творческие


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление



Самостоятельная работа №53(1ч)


Тема: А.Вампилов. «Старший сын»

Цель работы: Развивать умение учащихся анализировать драматическое произведение

Задание. Ответьте на вопрос: «Кто из героев больше всех вызывает у вас симпатию и почему?»


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа




Самостоятельная работа №54(1ч)


Тема: Драма А.Вампилова «Утиная охота»

Цель работы: Развивать умение учащихся проявлять свои творческие способности

Задание. Подготовить инсценировку эпизода драмы


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление






Самостоятельная работа №55 (1ч)


Тема: Лирика И.Бродского, З.Гиппиус

Цель работы: Развивать умение учащихся проявлять свои творческие способности

Задание. Подготовить инсценировку эпизода драмы


Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление



Самостоятельная работа №56 (1ч)


Тема: Рассказы В.Астафьева, В.Распутина

Цель работы: Развивать умение учащихся передавать основное содержание произведения

Задание. Подготовить краткий пересказ рассказа (по выбору)

Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление





Самостоятельная работа №57 (1ч)


Тема: Рассказы А.Солженицына, С.Довлатова

Цель работы: Развивать умение учащихся высказывать свою точку зрения

Задание. Письменный анализ рассказа (по выбору)


Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа





Самостоятельная работа №58 (1ч)


Тема: Повторение изученного материала.

Цель работы: Развивать умение учащихся проявлять свои творческие способности, решать учебные задачи, работать в команде

Задание. Подготовить задание для урока-игры по изученным произведениям, сценку эпизода одного из произведений

Формы контроля (самоконтроля): Публичное выступление, письменная работа (в группах)






















Литература:


  1. Карнаух Н.Л.Наши творческие работы//Литература. 8кл.Дополнительные материалы/авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. — М., 2011.

  2. Карнаух Н.Л.,Кац Э.Э.Письмо и эссе//Литература. 8кл. —М., 2012.


  1. Обернихина Г.А.,Мацыяка Е.В.Литература.Книга для преподавателя:метод.пособие/под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2014.

  2. Панфилова А.П.Инновационные педагогические технологии. —М., 2009.

    Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.


  1. Поташник М.М., Левит М.В.Как помочь учителю в освоении ФГОС:пособие для учи-телей, руководителей школ и органов образования. — М., 2014.


  1. Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений на-чального и среднего профессионального образования.

    Сре́днее профессиона́льное образова́ние (СПО) - средний уровень профессионального образования.

    — Киров, 2011.

21