Главная страница
Контакты

    Главная страница


Методический семинар для педагогов "Новый формат НДО Самопознание"

Скачать 77.84 Kb.



Скачать 77.84 Kb.
Дата19.04.2017
Размер77.84 Kb.

Методический семинар для педагогов "Новый формат НДО Самопознание"


План методического семинара для учителей

Школа КГУ «Убинская осш» Кол-во слушателей семинара__18________

Дата __9.02.2017 г_ Педагог Подгорнова О.В.

Тема методического семинара для учителей

«Новый формат НДО Самопознание»

Цель: содействовать раскрытию содержания общечеловеческих ценностей как основы целостного педагогического процесса школы.

Задачи:

  • Раскрыть психолго - педагогические основы Программы НДО «Самопознание»;

  • Способствовать убежденности в необходимости интеграции НДО «Самопознание» в содержание образовательного процесса;

    Общечелове́ческие це́нности - теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.
    Образование Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

  • Воспитание стремления жить в соответствии с общечеловеческими ценностями, как Праведное поведение, Внутренний покой, Любовь, Истина и Ненасилие, что является основой образовательного процесса и жизни в целом.

    Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

Ресурсы:(материалы, источники)

  1. «Роль учителя в программе НДО «Самопознание» Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. – Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2016 г.

  2. Маслоу А.Г. «Дальние пределы человеческой психики» / пер. с англ. – СПб.-Евразия,1997 г.

  3. Музыка для позитивного настроя Relaksaciya lyubov-Nezhnost

  4. Аудиозапись песни - Подари улыбку миру

  5. Музыка для заключительной части семинара Бетховен – Лунная соната

  6. Презентация «Психолго-педагогические основы НДО Самопознание», «Аксиологические основы НДО Самопознание»

  7. Оборудование: карандаши, маркеры, листы А3

Оргмомент

Добрый день уважаемые коллеги!

План семинара:

1. Психолого – педагогические основы программы НДО «Самопознание».

2. Аксиологические основы НДО Самопознание

3. Самопознание и другие предметы, виды интеграции.

Наш семинар мы начнем в формате урока самопознания: с позитивного настроя. Сядьте, держа спину прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными.

Позитивный настрой «Концентрация на Свет»

Позитивный настрой «Концентрация на свет»

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем.

Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки.

Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли. 

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду...

Человечество Челове́чество - совокупность всех людей, когда-либо населявших мир. Иногда под термином «человечество» подразумевают совокупность ныне живущих людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).
Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя... 

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

  1. Психолого – педагогические основы программы НДО «Самопознание».

«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. такова философская и духовная основа нашей профессии, чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать море света» . В.А Сухомлинский.

Выдающийся современный педагог – гуманист Ш.А. Амонашвили (1931г.) утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребёнку он научился у классиков мировой педагогики – К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А. С. Макаренко и других. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно предаёт им свой характер, предстаёт перед ними как образец человечности.

Гуманность – это характеристика не поведения, а мировоззрения человека. Гуманность мировоззрения заключается в принятии и понимании другого человека и самого себя. Гуманность – это взаимное уважение и человеческое отношение друг к другу.

Во второй половине ХХ века в психологии появилось новое направление - гуманистическая психология.

Новое направление - направление в советской исторической науке в 1960-е-начале 1970-х годов, сторонники которого оспаривали официально признанные выводы в отношении Октябрьской революции 1917 г.
Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Основателем гуманистической психологии является американский психолог Абрахам Маслоу.
А́брахам Ма́слоу (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908(19080401), Нью-Йорк - 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) - известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.
Гуманистическая психология рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности – не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого «Я». Абрахам Маслоу считал, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение. Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей. С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов.
Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
Важнейшей частью персонологической теории А. Маслоу является анализ человеческих потребностей и разработка потребностной теории. Эта теория, получившая название «иерархическая теория потребностей».

Доминирующие потребности (расположенные в основании пирамиды) должны быть более или менее удовлетворены, прежде чем человек осознает их наличие и мотивируется в поведении более высокими потребностями. Так, физиологические потребности должны быть в определенной мере удовлетворены для того, чтобы появились потребности в безопасности. В свою очередь, на основе удовлетворения этих низших потребностей возникают потребности принадлежности, любви и т.д.

Если человек не удовлетворяет свои духовные потребности, то возникают метапатологии.

Потре́бность, нужда́ - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Генрих Степанович Батищевспециалист по теории познания, диалектической логике, этике, доктор философских наук выделил три вида педагогики:

Авторитарнаягде мир и человек биосоциальное явление, изначально не обладающие духовным потенциалом, целью, которой является формирование личности в связи с социальным заказом. Форма работы – Монолог.

Педагогика развития способностей, где Мир и человек биосоциальное явление, изначально не обладающие духовным потенциалом. Цель такой педагогики - всестороннее развитие способностей личности. Форма работы - диалог при ведущей роли учителя.

Педагогика совершенствования, где мир и человек многомерное явление с бесконечным духовным потенциалом. Целью, которой является духовное развитие субъектов.

Целью преподавания дисциплины «Самопознание» является становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова и дела.

В программе НДО «Самопознание» происходит восстановление духовной основы процесса воспитания и образования в целом.

Нравственно – духовное образование – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей.

Духо́вное образова́ние - профессиональная подготовка служителей религиозных организаций, специалистов-богословов, способных передавать богословские знания другим людям, а именно подготовка преподавателей богословских дисциплин в духовных учебных заведениях различного типа и уровня, миссионеров, катехизаторов, журналистов и т. п.
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

  1. Аксиологические основы НДО Самопознание

Философская дисциплина, исследующая, категорию ценностей называется аксиология.

Доктор педагогических наук, профессор Петракова Татьяна Ивановна классифицировала ценности следующим образом:

Природные- ценности естественных сил и способности души, ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувств, стойкость воли;

Педагогика Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.

Приобретенные- усвоенные в процессе интеллектуального и нравственного развития, такие как корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку, отзывчивость, благородность, великодушие, терпение и др. меняется в течении жизни;

Абсолютные- вечные ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то круга людей, социальной группы, партии, государства, коалиции государств, а имеющие значение для всего человечества.

Коали́ция (от лат. coalitio - союз) - добровольное объединение нескольких лиц (групп лиц) (например: государств, организаций, политических партий) для достижения определённой цели.
Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Эти ценности включают в себя и природные и приобретенные, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей становятся качествами.

Человек в мыслях, словах и деятельности должен следовать общечеловеческим ценностям, вести себя в соответствии с вселенскими законами и в согласии со своей совестью:

Истина - интеллектуальный уровень (уровень различения, разум)

Это то, что остается неизменным, единая суть присуща всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени. «Познай себя». Совесть.

Праведное поведениефизический уровень.

Физический слой (англ. physical layer) или Физический уровень - первый уровень сетевой модели OSI. Это нижний уровень модели OSI - физическая и электрическая среда для передачи данных. Физический уровень описывает способы передачи бит (а не пакетов данных) через физические среды линий связи, соединяющие сетевые устройства.
Поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки согласно внутреннему голосу совести.

Любовь - нравственный уровень (ментальный, мысли, слова) Чистая бескорыстная и безусловная, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.

Внутренний покой – эмоциональный уровень (чувства) это совершенное, умиротворение ума, глубинная природа человека.

Природа и сущность человека - философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям.
Ощущение покоя наступает не тогда, когда вокруг тишина и ничего не происходит, а тогда, когда, что бы ни происходило вокруг, ты можешь сохранить спокойствие внутри себя.

Ненасилие - не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом.

Общечеловеческие ценности не зависят от национальности, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности.

Среда обитания (экологическая ниша) - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
Они не измены во времени и создают основу духовного мира человека.
Духо́вный мир - мир причин; в отличие от мира последствий - вещественного мира.

Из пяти перечисленных выше ценностей, истина и праведное поведение – включает в себя, фактически, суть всей нравственности. Честность, прямота и верность внутренне присущи уже этим двум, что значит: во всех случаях говори правду и действуй согласно внутреннему голосу совести.

Говори́ пра́вду (белор. Гавары праўду) - кампания в Республике Беларусь, начатая 25 февраля 2010 года исследовательско-просветительским учреждением «Движение вперёд» и поддержанная рядом общественных деятелей.
И если кто-то действует на основе бескорыстной любви, то независимо от успеха или поражения, удовольствия или боли, радости или горя, он пребывает в совершенном мире и покое.

Общечеловеческие ценности – это единственно возможная основа содержания предмета «Самопознание» в условиях многонационального и многоконфессионального государства. Еще раз напомню, что цель нравственно-духовного образования «Самопознание» является становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова и дела.

  1. Самопознание и другие предметы, виды интеграции.

Цель уроков самопознания – воспитание характера, которое проявляется в единстве мысли, слова и дела. Интеграция – оживление знаний, выявление его нравственно – духовной сущности. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами должны составить единое целое со всем, чему мы учим. Один из путей интеграции - это сближение естественных и гуманитарных наук.

Гуманита́рные нау́ки (от humanus - человеческий, homo - человек) - науки специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе. Возникли они как логическое продолжение схоластики. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания.понимания кем чего? [источник не указан 19 дней]

Основы интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» и других школьных предметов базируются на целостном понимании мира и человека, как обладающих не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой, которая в окружающем мире проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок, гармония; в сознании человека проявляется как вечные общечеловеческие ценности. Образование, основанное на общечеловеческих ценностях, принесёт с собой мир и прогресс и одновременно создаст гармонию между человеком и окружающим миром

Различают виды интеграции: внешняя и внутренняя.

Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
Внутренняя интеграция основана на методологических позициях целостного понимания мира. Внешняя – в применении методических приёмов. Внутренняя интеграция «Самопознания» и других дисциплин – это, прежде всего, оживление знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии.

«Самопознание» - это метапредмет, обеспечивающий целостность, человечность и одухотворённость процесса образования. Существуют разные пути интеграции:

- вдохновляющие примеры из жизни великих учёных и из истории развития науки;

- знакомство с открытиями современной науки;

Нау́ка - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

- интеграция через ценностное обогащение содержания школьных дисциплин.

Творческая работа учителей.

Предлагаю учителям разделиться на небольшие группы.

Каждой группе привести по три примера интеграции самопознания в свой предмет (по каждому пути).

Анализ
















































































Показать в презентации пирамиду потребности по Маслоу.






















































Групповое пение.

Текст песни "Учительский вальс"

Слова - И. Львова

Музыка - А. Заруба


1 Ах, как годы летят, тот поверит, кто спросит.

Начался листопад, приглашает нас в осень.

Снова дел и забот у нас неимоверно.

Вдруг осенней порой начинается год 

И зовётся учебным.


Припев:

Время выбрало нас

Зажигать души-свечи.

Пусть учительский вальс

Не кончается вечно.


2 Это вам не пустяк, по ночам класс мне снится.

Это надо же так в свою школу влюбиться.

Где бумаг виражи, и программы, и планы.

Разумеется, здесь и проходит вся жизнь,

А ведь это немало.


3 Сохрани же вас, Бог, и хранит ведь, наверно.

Пусть в стотысячный раз я волнуюсь безмерно.

Как увижу детей, совершаю открытья.

Значит, это судьба, значит, это судьба –

Школа, парта, учитель.

Домашнее задание.

Уважаемые учителя предлагаю прочитать дома труд педагога гуманиста Ш.А. Амонашвили«Как любить детей. Основы гуманной педагогики»

Повторное заполнение анкеты.


Заключительная минута семинара.

Подумайте о том хорошем, что было на семинаре. О том, что способствует раскрытию внутреннего потенциала, расцвету человеческого совершенства



Педагог ____________________________


Директор ____________________________


  • Кол-во слушателей семинара
  • Цель
  • Ресурс
  • Позитивный настрой
  • Творческая работа учителей.