Главная страница
Контакты

    Главная страница


Мир музея

Скачать 74.62 Kb.



Скачать 74.62 Kb.
Дата02.04.2017
Размер74.62 Kb.

Мир музея



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»

г. Гагарин Смоленской области.





Рабочая программа

внеурочной деятельности «Мир музея»

5 класс






Составила:

учитель истории

Мамонтова Юлия Борисовна.



































2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!»

Многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», выступает в учебно-воспитательном процессе школы в качестве средства реализации одного из приоритетов образовательной политики России – дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов «на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ».

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Курс «Мир музея» для учащихся 5 класса вводит в пространство музея и, раскрывая его профильную специфику и содержание деятельности, знакомит детей с миром музейных ценностей. Продолжая развивать визуальную грамотность, он формирует навыки музейной культуры.

Новизна программы состоит во включении в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий, в создании системы приобщения ребенка к музейной культуре, в создании новых условий для творческого развития детей, в расширении воспитательной среды школы, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей "среды обитания" воспитанников.

Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов.

Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности и патриотизма. Ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу.

Формы проведения внеурочных занятий: теоретические занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми, живущими рядом; работа в школьном краеведческом музее, сбор краеведческого материала, тематические экскурсии по музею.

Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов.

Целью программы является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное и художественное развитие в рамках взаимодействия музея и школы, являющегося важным фактором формирования творческих способностей детей.

Краеведческий музей - музей, объектом деятельности которого является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона.
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

Задачи программы:

Образовательные:

-способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
-приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

- приобщение учащихся к русской культуре.

Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.
Русские Ру́сские (до начала XX века превалировал этноним «великороссы») - восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный народ на территории Европы[источник не указан 94 дня].

Развивающие:

- развитие духовно-познавательных потребностей детей;

- развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;

- развитие коммуникативных навыков;

-развитие музейной культуры и визуальной грамотности;

- приобщение к семейным традициям;

- дать навыки исследовательской работы;

- развитие позитивной мотивации к дальнейшему изучению краеведения.

Воспитательные:

-воспитание гражданственности и патриотизма,
-формирование социально активной личности;
- воспитание толерантности.

Формы занятий:

групповые;

индивидуальные.

Виды деятельности педагога и детей:

- теоретические: рассказ, сообщение, беседа; практические: экскурсии,

- тематические конкурсы, составление родословного древа, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, русские игры, олимпиады, ролевые игры, выполнение тестов, работа с книгой, составление кроссвордов, защита рисунков, научно-практические конференции, подготовка сообщений.

Родословное, или генеалогическое древо - схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» - представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» - различных линиях родословия, известные его потомки - «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема эта для удобства восприятия и формирования представляет родословное древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы. Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще - всем этим занимается генеалогия (родословие), в статье о которой и примеры.

Основными формами работы по реализации программы являются: экскурсии по музеям, выставкам, экспозициям; творческие занятия в музее, коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее; музейные игры и театрализации, встречи с музейными специалистами и коллекционерами, оформление детских выставок и экспозиций.

В качестве ведущих технологий, обеспечивающих реализацию ОП, используются

  • ролевые игры;

  • групповые технологии;

  • технология сотрудничества;

  • технология воспитания;

- проектная деятельность:

- технология развивающего обучения;

  • информационно-компьютерные технологии;


Данная программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

-формирование социальной активности личности,

-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

Регулятивные универсальные учебные действия:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия:

-строить речевое высказывание в устной форме;

-осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.

-включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Планируемые результаты реализации программы курса «Мир музея» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания об истории происхождения названия села, об основных занятиях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла;

Социальная реальность - итог взаимодействия между индивидами, включающий в себя общепринятые принципы, законы и социальные представления.
Повседневность, повседневная жизнь - один из процессов жизнедеятельности человека, обнаруживающийся в привычных общеизвестных ситуациях и характеризующийся нерефлексивностью, отсутствием личностной вовлечённости в ситуации, типологическим восприятием участников взаимодействия и мотивов их участия.
Ветераны Великой Отечественной войны - после 1945 года категория лиц, принимавших участие в Великой Отечественной войне (1941-1945) на стороне Советского Союза.
о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации. Итогом обучения является освоение минимального объема содержания и достижение уровня элементарной грамотности о мире музейных ценностей.


Ученик научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Отечественная война 1812 года[П 8] (фр. Сampagne de Russie pendant l'année 1812[П 9]) - война между Российской империей и Наполеоновской Францией на территории России в 1812 году.

Ученик получит возможность для формирования основ музейной культуры; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Гражда́нская иденти́чность (также государственно-гражданская идентичность, национально-гражданская идентичность) - индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).

Социа́льное де́йствие - «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него».

Школьник может приобрести опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Ученик научится:

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Данная программа предназначена для учащихся пятого класса, рассчитана на 35 часов.

Содержание программы

Урок 1, 2. Что такое музей?

  • Понятие музея. Цели и задачи музея. Особенности музейных экспонатов. Правила поведения в музее.

    Поведе́ние - определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и других животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
    Школьный музей.

  • Практическая часть. Экскурсия в школьный музей.

Урок 3-5. Знаменитые музеи России.

- Оружейная палата. Московский Кремль. Третьяковская галерея.

Урок 6,7. Семейные реликвии.

Семейный архив.

  • Практическая часть. Какие предметы ценятся в нашей семье.

Урок 8-10. Родословная семьи.

Как составить ближайшую родословную моей семьи.

  • Практическая часть. Опрос родителей, бабушек и дедушек. Три ступени родословной. Родственные связи. Место проживания.

    Родство́ - отношения между индивидами, основанные на происхождении от общего предка или возникшие в результате заключения брака, организующие социальные группы и роли. Лица, находящиеся в отношениях родства, называются родственниками.
    Место проживания - терминология, под которой понимается каким-либо способом оформленное место индивидуума.
    Профессиональные занятия. Фотографии моих родных.

Урок презентация «Моя семья и её история»

  • Практическая часть. Представление оформленных материалов к родословной.

Урок 11-13. Моя родная школа.

  • История школы. О чем может рассказать школьный колокольчик. Современная школа. Учителя и ученики. Гордость школы. Юбилей школы. Традиции школы.

Практическая часть. Смотрим старые фотографии. Как звонит школьный колокольчик. Читаем школьный учебник наших мам и бабушек. Наша школа сегодня.

  • Практическая часть. Экскурсия по школе.

  • Урок 14. Мой дом.

  • Предметы, которые нас окружают. Как изменяется предметная сторона быта людей.

  • Практическая часть. Смотрим старые фотографии. Рассматриваем старый граммофон, старые бутылки.

Урок 15. Крестьянская изба.

  • Устройство крестьянской избы. Предметный быт русского крестьянина. Для чего нужны были забытые нами вещи.

  • Практическая часть. Посещение музея.

Урок 16,17. Мой город.

  • История города. Знаменитые люди.

    Uomini illustri, uomini famosi, viri illustres, великие люди, знаменитые мужи - популярная в эпоху Возрождения тема фресковых росписей, изображающая великих мужей древности

Урок 18. Старинная одежда.

Практическая часть. Посещение музея.

Урок 19. Занятия жителей в старину.

Урок 20-25. Знаменитые земляки.

Практическая часть. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Резерв. 10 часов. Проведение экскурсий, праздников, викторин. Участие в праздновании Дня Победы. Проведение календарно-обрядового праздника «Встреча весны».

Учебно-тематический план

курса «Мир музея» в 5 классе на 35 часов в год

Наименование раздела

Количество часов

1

Что такое музей?

2

2

Знаменитые музеи России

3

3

Семейные реликвии

2

4

Родословная семьи.

3

5

Моя родная школа.

3

6

Мой дом.

1

7

Крестьянская изба


1

8

Мой город

2

9

Старинная одежда

1

10

Занятия жителей в старину

1

11

Знаменитые земляки

6

12

Резерв. Проведение экскурсий, праздников

10


Итого

35

ЛИТЕРАТУРА для учителя

1. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий/ Под ред. Н.М. Ланковой - М.: ВЛАДОС,2001.

Литература для учащихся

1.В некотором царстве, в некотором государстве…Тетрадь творческих заданий для младших школьников к тематическим экскурсиям по залам Оружейной палаты. - М.

Оружейная палата Оруже́йная пала́та - московский музей-сокровищница, являющийся частью комплекса Большого Кремлёвского дворца. Размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном.
: Художник и книга,2004.

2. Князева О.Л.Как жили люди на Руси. Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» -СПб:Детство-Пресс,1998.

3.Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времен. Учебное пособие для чтения 2 класса.

Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР - ГОСТ 7.60-90; в РФ - ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.
Книга 1,2-М.: ЦГО,1995.

4.Прогулки по Москве в картинках для детей. Кремль-М.: Благовест,1992.



.