Главная страница
Контакты

    Главная страница


Мотивация кадет к изучению ИЗО

Скачать 85.18 Kb.



Скачать 85.18 Kb.
Дата26.04.2017
Размер85.18 Kb.

Мотивация кадет к изучению ИЗО


УДК 372.874

Секция №8. Современные технологии в педагогической науке.

Мотивация кадет Севастопольского президентского кадетского училища к изучению Изобразительного искусства.

Масько Е.Г., Королёв С.А., Дегтярёва Л.О.

ФГУОУ Севастопольское президентское кадетское училище, Севастополь, Россия (299057, Севастополь, ул.

Севастопольское президентское кадетское училище - федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение с дополнительными образовательными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан, находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Парковая 1,

email: korolsa@yandex.ru)


Аннотация: статья посвящена мотивации кадет к изучению предмета «Изобразительное искусство» и повышению качества знаний.

Интерес к обучению предмета развивается с помощью авторских приемов, которые способствуют росту мотивации кадет.

Методы мотивации раскрываются на примерах художественных и дизайнерских проектов, осуществляемых в рамках учебной деятельности на уроках изобразительного искусства, например, «Слово Святой Руси», «Морской венок славы», «Письмо солдату», «ГТО шагает по планете» и др.

Обучение Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Ключевые слова: буквица, венок славы, военная форма II мировой войны, выставка, декоративно - прикладное искусство, дизайн интерьера, кадет, письмо солдату, пейзаж, постоянно действующая выставка, проект, художественный прием в работе с бумагой «под старину», художественная техника «по-мокрому», эскиз, 70-летие Великой Победы.

Военная форма одежды (форма одежды военная, обмундирование, иностранное − униформа /унифицированная форма/) - одежда военнослужащих, установленная специальными нормативными актами (указами, приказами, правилами и т. п.)
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Мирова́я война́ - термин, обычно используемый для обозначения двух конфликтов, беспрецедентных по масштабу событий и количеству жертв, которые произошли в течение XX века (Первая мировая война 28 июля 1914 – 11 ноября 1918 и Вторая мировая война 1 сентября 1939 – 2 сентября 1945).
Диза́йн интерье́ра (интерье́рный диза́йн) - отрасль дизайна, направленная на интерьер помещений с целью обеспечить удобство и эстетически приятное взаимодействие среды с людьми. Интерьерный дизайн сочетает в себе художественный и промышленный дизайн.

Введение

Задача: воспитание грамотных, всесторонне развитых кадет, умеющих ценить искусство.

Одна из проблем преподавания предмета «Изобразительное искусство»- отсутствие мотивации к обучению.

Цель: повышение качества образования путем развития интереса к обучению по предмету изобразительное искусство у кадет Севастопольского президентского кадетского училища.

Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

Метод решения: сформулированная цель достигается путем составления и реализации авторских задач, соответствующих учебной программе с учётом знаменательных дат в истории России.


Основная часть

Для достижения высокого уровня качества знаний по предмету «Изобразительное искусство» были реализованы учебные проекты, над которыми работали кадеты 5 – 7 классов.

Один из них – «Проект постоянно действующей выставки» был задуман для реализации творческого потенциала кадет.

История России Исто́рия Росси́и - описание истории Российского государства, насчитывающей более тысячелетия.
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Лучшие работы воспитанников училища 7-х классов на тему «Абстрактная композиция» представлялись как пример упорного труда и бескрайнего полета фантазии ребят. Важным этапом этого проекта стало оформление работ. Выбранное паспорту очень гармонично и в то же время контрастно переплеталось с общей цветовой гаммой самих композиций. Это в свою очередь придало яркий тон интерьеру кабинета изобразительного искусства (ведь именно там и была оформлена выставка). А впоследствии стало хорошей мотивацией для кадет 5, 6, 7 классов.

Проект «Морской венок славы: моряки на службе Отечества» был проведен на основе открытого международного историко - краеведческого конкурса. В нем принял участие кадет 6-А класса Бояркин Герман. Для этого на уроках технологии воспитанник училища спроектировал деревянную тарелку. После детализации форм она была живописно расписана в морской тематике с изображением на ней символа города-героя Севастополя - памятника Затопленным кораблям.

Па́мятник зато́пленным корабля́м - монумент в Севастополе, эмблема города, установлен вблизи Приморского бульвара рядом с площадью Нахимова. Создан по проекту скульптора академика А. Г. Адамсона, архитектора В. А.
Для многих воспитанников училища это стало примером повышения своего уровня качества знаний и активного участия во Всероссийских конкурсах.

В проекте «И это все о ней… Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Вели́кая Оте́чественная война́ 1941-1945 - война Союза Советских Социалистических Республик против вторгшихся на советскую территорию нацистской Германии и её европейских союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии).
» приняли участие все кадеты 5, 6, 7 классов. Работы воспитанников училища были выполнены в разных техниках с использованием разных художественных материалов, с учетом возрастных особенностей.

Мотивацией к данному виду работы стало празднование великой даты – 70-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками во II мировой войне.

Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «союз, пучок, связка, объединение») - обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых называют милитаристский национализм (в широком понимании), антилиберализм, ксенофобию, реваншизм и шовинизм, мистический вождизм, презрение к выборной демократии и либерализму, веру в господство элит и естественную социальную иерархию, этатизм и, в ряде случаев, синдикализм, расизм и политику геноцида.

Кадеты 5-х классов создавали декоративно-прикладные работы с помощью двух цветов туши (черного и красного), без предварительного эскиза карандашом.

Воспитанники 6-х классов писали баталлистический пейзаж гуашью в течение нескольких уроков. Работа выполнялась поэтапно: от эскиза карандашом до уточнения в цвете деталей композиции.

В 7 классах кадеты упорно трудились над изображением человека в военной форме II мировой войны. Работа над поставленной задачей проходила поэтапно на нескольких занятиях. В начале композиция составлялась набросками карандашом, а затем локально подбирался цвет и уточнялись детали костюма.

Проект «Письмо солдату» был приурочен к 70-летию Великой Победы. Кадеты разработали поздравительные открытки ветеранам Великой Отечественной войны в виде весточки с фронта – письма.

Отечественная война 1812 года[П 8] (фр. Сampagne de Russie pendant l'année 1812[П 9]) - война между Российской империей и Наполеоновской Францией на территории России в 1812 году.
Для разработки дизайна композиции использовались различные художественные техники. Например, по-мокрому и эффект «состаривания» бумаги. Все кадеты 7-х классов справились с этой задачей на «отлично» и лишь некоторые-на «хорошо». Мотивацией кадет в данном виде работы стал рассказ об истории солдатских писем, об их форме, нелегком пути к адресату.

Участники творческого конкурса «ГТО шагает по планете» в своих работах отразили события, происходящие в Севастопольском президентском кадетском училище в рамках развития комплекса «Готов к труду и обороне». Кадеты показали, каким образом через сдачу спортивных нормативов они стремятся к лучшим результатам, победе над собой, над своими возможностями, каких успехов добиваются и как достигнутые победы приближают их к новым вершинам.

Интересным видом деятельности по реализации учебной программы в 5 классах стал проект «Слово Святой Руси».

Учебная программа - созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
Кадеты изображали графически инициалы своих имен или фамилий в виде большой заглавной буквы.
Прописная, она же заглавная буква - буква, которая увеличена в размере в сравнении со строчными буквами. Часто такая буква обладает другой графемой.
Лучшие работы отмечены жюри с присвоением призовых мест.

Работы использовались для открытия тематического мероприятия – посвященного дню Славянской письменности и культуры - «Слово Святой Руси», что стало значимым моментом для выполнения такого проекта.


Таблица 1. Художественные техники, используемые для композиций

Оформление стены кабинета изобразительное искусство Севастопольского президентского кадетского училища дизайнерскими работами кадет 7классов.
Дохристианская письменность славян (докириллическая письменность) - гипотетическая письменность (возможно, руническая), предположительно существовавшая у древних славян до начала их христианизации в ходе миссии Кирилла и Мефодия и создания глаголицы и кириллицы.
Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) - раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

2.

6 класс

«Морской венок славы»

Создание творческой работы – расписная живописью деревянная тарелка с изображением символа города-героя Севастополя памятника «Затопленным кораблям».

Творческая работа - результат творческих усилий человека. Под это понятие попадают изобразительное искусство, литература, живопись, музыка, хореография и т. д.

Художественные материалы: деревянная тарелка, гуашь, кисти.

Художественные техники: локальная цветовая композиция, способ лессировки.

Участие кадета 6-А класса Бояркина Германа в Открытом международном историко-краеведческом конкурсе «Морской венок славы: моряки на службе Отечества» и в выставке, посвященной дню Великой победы в Севастопольском президентском кадетском училище.

3.

7 класс

«Письмо солдату»

Создание дизайнерской работы «Письмо солдату».

Художественные материалы: ватман, акварель, гуашь, гелевая ручка, линейка, циркуль.

Художественные техники: дизайн листов под «старину», с помощью техники «по-мокрому», декорирование и обжиг краев под «старину».

Вручение лучших работ ветеранам Великой Отечественной войны в виде поздравительных открыток на концерте, посвященному 70-летию Великой Победы в Севастопольском президентском кадетском училище.

Ручка-роллер - разновидность ручки, в которой для письма используется стержень, заполненный чернилами, с шариковым пишущим узлом на конце. В отличие от распространённых шариковых ручек, в которых пишущим материалом является чернильная паста, в ручках-роллерах используются гель или иная красящая жидкость на водной основе.
Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) - особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года. Коллекционирование открыток называется филокартией.

4.

5-7 классы

«И это все о ней… Великая Отечествен-ная война 1941-1945 гг.»

Создание творческих работ. 5класс – декоративно-прикладные работы с изображением символов Великой победы.

6 класс – пейзаж на тему Великой мировой войны.

7 класс – изображение человека в военной форме Великой Отечественной войны.

Художественные материалы: ватман, тушь, акварель, гуашь, карандаш.

Художественные техники: рисунок без предварительного эскиза карандашом, техника «по-мокрому», техника лессировки.


Участие работ в выставке, посвященной 70-летию Великой Отечественной войны в Севастопольском президентском кадетском училище.



5.

5 классы

«Слово Святой Руси»

Создание творческих работ – изображение инициалов имен или фамилий кадет 5-х классов в виде большой заглавной буквы.

Художественные материалы: ватман, графические материалы (карандаш, фломастер, ручка).


Оформление мероприятия «Слово Святой Руси» работами воспитанников 5 классов, посвященного дню Славянской письменности и культуры в Севастопольском президентском кадетском училище.

6.

6-8 классы


«ГТО шагает по планете»

Создание творческих работ кадет СПКУ 6, 7, 8 классов с использованием обобщенных изображений людей, пиктограмм, шрифтовой композиции и патриотической тематики.

Художественные материалы: ватман, графические материалы (карандаш, фломастер, ручка).


Участие работ в выставке Севастопольского, Кызыльского кадетского президентского училища и Пермского суворовского военного училища, посвященной мероприятию «ГТО шагает по планете», проведенного в Севастопольском президентском кадетском училище.

Суворовское военное училище Суворовское военное училище (СВУ) - специализированное военно-учебное заведение для молодёжи школьного возраста.


Вывод: Залогом успеха работы кадет Севастопольского президентского кадетского училища по предмету Изобразительное искусство стала реализация системно-деятельностного подхода в обучении, работа по мотивации обучающихся для реализации учебных задач разного уровня, создание, планирование и соответственно реализация самих проектов, участие во всевозможных выставках. Результатом последовательного алгоритма действий стала активная работа воспитанников училища 5, 6, 7 классов на уроках изобразительного искусства, высокий уровень отметок, качества знаний, интереса изучаемого предмета и как итоговый вывод – победа кадет 7 и 6 классов Посяева Тимура, Штокарева Ивана, Старостина Никиты, Бондарева Вячеслава, Галайчука Кирилла на Всероссийском конкурсе «Салют, Победа!»


Литература:

1. Быть достойным: программа гражданского и патриотического воспитания // Воспитание школьников. – 2003. - № 2.

2. Гиновар Магда. Роспись по дереву для начинающих, 1992. – 438 с.

3. Жуков Ю. Н., Солдатские думы. О чем рассказывали письма с фронтов Великой Отечественной войны, М., 1987, С. 30 – 31.

4. Жития русских святых. 1000 лет русской святости. Собрала монахиня Таисия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991

5.

Тро́ице-Се́ргиева ла́вра (в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра) - крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́.
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. 2-е изд. М.: Наука, 1988. - 192 с.

6. Капитонова Г.Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г.Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. – 2012. - № 1. 16

7. Карташев А. В. Святая Русь в путях России.

Свята́я Русь - наименование Руси в русском фольклоре, поэзии, просторечии и красноречии, преобразующее в народном мировоззрении земную, преходящую Русь в Русь вечную и неизменную, в Царство Христово, Небесный Иерусалим, Светлое Будущее человечества (православного христианства) и позволяющее рассматривать русский народ как людей святой Руси, т.е.
Париж, 1935. С. 22.

8. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву, 1968. – 386 с.

9. Либралато В., Книга "Школа акварели. Базовый курс", ЭКСМО, Москва, 2012.

10. Чудинов В.А. Загадки славянской письменности.

М.: Вече, 2002. – 528 с.

11. Шиндель А.Д., По обе стороны фронта. Письма советских и немецких солдат 1941–1945 гг., М., 1995, С. 43 – 44.











7


  • Мотивация кадет Севастопольского президентского кадетского училища к изучению Изобразительного искусства
  • Севастопольское президентское кадетское училище
  • Ключевые
  • Великая Отечественная война
  • «Морской венок славы»
  • «И это все о ней… Великая Отечествен-ная война 1941-1945 гг.»
  • Свято-Троицкая Сергиева Лавра