Главная страница
Контакты

    Главная страница


Музыкальная память и ритм, как составляющие музыкальных способностей ученика

Скачать 10.09 Kb.



Скачать 10.09 Kb.
Дата02.04.2017
Размер10.09 Kb.

Музыкальная память и ритм, как составляющие музыкальных способностей ученика


Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 15 г. Кострома










«Музыка»


Модель и развёрнутый сценарий урока по теме:


«Музыкальная память и ритм, как составляющие

музыкальных способностей ученика»

В рамках темы методического объединения учителей музыки

«Методика художественно - образного преподавания – главный ориентир в раскрытии творческих способностей учащихся»

3 класс I четверть

урок с учащейся Панковой Виталиной











Автор учитель по классу фортепиано

Донцова Марина Вадимовна

20016 – 20017 уч.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
год

г. Кострома







Цель урока: развитие музыкальной памяти и ритма с применением «декламационного метода» или «подтекстовки».

Задачи:

  1. Добиться чёткой артикуляции, точного метроритма, ровности звучания.

  2. Достичь в игре обеими руками текучести, непрерывности звучания и правильной группировки мотивов.

  3. Отработать мелодическую линию в басах.

  4. Поработать над выразительностью исполнения.

  5. Побудить ученика к творчеству.


Музыкальная память – явление комплексное, так как включает в себя синтез различных видов памяти, таких как зрительная, логическая, тактильная, моторная, эмоциональная, слуховая. На каждом уроке разбирая произведения, отрабатывая отдельные места, заучивая наизусть и исполняя – мы задействуем и развиваем все виды музыкальной памяти. Тоже самое можно сказать и о музыкально – ритмической способности. Не освоив азов ритмической грамотности, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, ученик – музыкант, разумеется, не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии.

Применение « подтекстовки» или декламационного метода в работе

над произведениями, в развитии музыкальной памяти и ритма дают очень хорошие результаты.

1. Начинаем урок с работы над гаммами. Виталина играет в медленном темпе гамму ми мажор, одновременно проговаривает вслух номера пальцев, останавливаясь на тех, которые плохо запоминаются. Затем играем гамму разными штрихами и ритмом. Проигрывая несколько раз таким образом гамму Виталина отрабатывает аппликатуру и добивается чёткой артикуляции. Включается в работу моторная память – т.е. запоминание движений рук и пальцев. Затем мы повторяем уже пройденные гаммы: до мажор, соль мажор, ре мажор, ля мажор.

Соль мажор - мажорная тональность с тоникой соль, то же, что G-dur. Имеет один диез при ключе - фа.
Для отработки разных темпов используем сопроводительный текст:


Очень медленно и тихо (медленный темп)

Здесь прошла одна слониха


А за ней бежит слонёнок (чуть быстрее)

Заплетается спросонок


Пальцы ставлю по порядку (ещё быстрее)

С ними делаю зарядку.


Если можно, чуть быстрее, с каждым разом темп

Так, конечно, веселее увеличивается

Наши пальцы не скучали

Всё как следует сыграли!


Через образ, заложенный в стихах, ученица с лёгкостью справляется с заданием.

Так же с помощью декламации и акцентирования поочерёдно разных ступеней (I, III, V) мы проучиваем длинное арпеджио. На слова: «Море волнуется раз…» и т. д. Подкладывание 1-го и перенос 4- го пальцев попадают на определённые слова, тем самым очень легко зафиксировать и отработать этот момент.

2. Переходим к работе над полифонией. Менуэт соль мажор Л.Моцарта находится в стадии разбора. Сегодня нам предстоит познакомиться и проработать мелодическую линию баса в левой руке. С Виталиной мы уже поговорили о композиторе, о стиле этой эпохи. Посмотрели иллюстрации балов того времени, обсудили костюмы мужчин и женщин. Ещё раз обращаем внимание на то, что менуэт - размеренный трёхдольный танец, полный вежливых поклонов и реверансов.

Предлагаю Виталине встать и продирижировать партию левой руки под мой аккомпанемент, чтобы почувствовать пульс произведения. Затем делаем тоже самое, но с названием нот. Затем переходим к игре на инструменте, проучиваем бас, слушаем мелодическую линию, работаем по фразам. Исполнение партии левой руки и одновременно сольфеджируя ноты, даёт очень хороший результат. Виталина практически наизусть запоминает мелодию, очень точно чувствует начало и окончание фраз. В конце работы над менуэтом мы исполняем его ансамблем: ученица левой рукой бас, а я - мелодию в правой. Исполняем с остановками, проучивая ещё раз по фразам, с динамическими оттенками, точными штрихами, пытаясь передать характер произведения. Такая поэтапная работа над басом даёт очень хороший результат.

3. Следующая часть урока посвящена очень любимому Виталиной произведению «Жаворонку» М.Глинки. Хочу отметить – если ребёнку нравится произведение, то он его готов играть, как говорят, день и «ночь». Тем самым сокращается изучение пьесы и соответственно решаются легко все задачи, поставленные перед учеником. Поэтому очень важна правильно подобранная программа.

Мелодия «Жаворонка» буквально «залетает» в душу и толкает ребёнка к предельной выразительности исполнения. В этой пьесе наша работа сводится к тому, чтобы научиться по - разному прикасаться к клавиатуре. Глубокое сочное исполнение мелодии с одной стороны, и мягкое, тихое сопровождение с другой. Пока у Виталины это не совсем получается. Помогает с этим справиться образ, который я предлагаю представить ученице: правая рука глубоко погружается в воду и пальчики шагают по дну, а левая находится на поверхности воды. Тем самым вся тяжесть и вес находятся на кончиках пальцев правой руки. Это ощущение необходимо постоянно держать в голове во время игры и контролировать. Поэтому над этой сложной задачей мы будем работать на каждом уроке.


Ритмический рисунок в мелодии, кажущийся сложным, легко укладывается, если исполнять песню со словами известного поэта Н.Кукольника. Виталина очень музыкальная, выразительная девочка, хорошо чувствует движение во фразах, поэтому «Жаворонок» звучит очень задушевно, с большой эмоциональной отдачей.

Подводя итог можно сказать, что на начальном этапе обучения при систематическом применении декламационного метода можно существенно положительно влиять на развитие чувства ритма и музыкальной памяти учащегося – пианиста.


  • «Музыкальная память и ритм, как составляющие