Главная страница
Контакты

    Главная страница


Осенний натюрморт

Скачать 81.74 Kb.



Скачать 81.74 Kb.
Дата18.04.2017
Размер81.74 Kb.

Осенний натюрморт


Тема: «Осенний натюрморт»

План-конспект урока

Учебный предмет: Живопись.

Класс: 4

Тема занятия: Натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме. «Осенний натюрморт».

Цель: Закрепление понятия «локальный цвет», изучение богатства и разнообразия оттенков желтого и коричневого цвета (разных по тону, теплохолодности и насыщенности).

Коричневый цвет Кори́чневый (от «корица», уменьшительное от «кора», то есть «цвета корицы») - неспектральный цвет, при смешивании зелёного и красного красителей или пигментов, а также оранжевого с серым или синим, желтого и пурпурного.

Задачи:

Развивающие:

  1. Развивать умение вести работу с форэскизом;

  2. Развивать глазомер, наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память;

  3. Развивать умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

  4. Развивать умение изображать объекты предметного мира, пространство.

Обучающие:

  1. Познакомить со свойствами акварельных красок, их возможностями и эстетическими качествами;

    Эйдети́зм (от др.-греч. εἶδος - образ, внешний вид; ) - особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.
    Акваре́ль (фр. Aquarelle - водянистая; итал. acquarello) - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

  2. Познакомить с техникой живописи акварельными красками по сухому листу;

  3. Познакомить с художественными и эстетическими свойствами цвета (холодные и теплые, контрастные цвета), основными закономерностями создания цветовой гармонии;

  4. Формировать навыки последовательного ведения живописной работы.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к выполнению натюрморта;

  2. Воспитывать эстетический вкус.

Практическое задание: выполнить натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме, находя множество различных оттенков.

Упражнение: закомпоновать постановку в форэскизе.

Оборудование и материалы: лист бумаги А2, карандаш, акварель, кисти, палитра.

Зрительный ряд: презентация (репродукции работ художников, фотографии работ учеников ДШИ, композиционные и тоновые схемы), педагогический рисунок, колористическая шкала желтого, зеленого и коричневого цветов, разных по тону, теплохолодности и насыщенности, цветовой круг.

Цветовой круг - способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Секторы круга представляют определяемые цвета, размещённые в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света, причем в круг добавлен условный пурпурный цвет , который связывает крайние спектральные цвета.

Дополнительные средства: кроссворд, Задание на тему: «Светотеневая моделировка», раздаточный материал «Этапы выполнения натюрморта».

План урока: выполнение работы рассчитано на 3 занятия (9 часов).

1 занятие: Построение натюрморта.

  1. Орг. момент (2-3 мин.)

  2. Объяснение нового материала. Презентация иллюстраций (10 мин.)

  3. Демонстрация педагогического рисунка (схема компоновки натюрморта) (3 мин.)

  4. Выполнение упражнения (20 мин.)

  5. Практическая работа. (90 мин.)

  6. Подведение итогов. (10 мин.)

2 занятие: Выполнение натюрморта в цвете.

  1. Орг. момент (2-3 мин.)

  2. Актуализация полученных знаний. Презентация иллюстраций (5 мин.)

  3. Демонстрация педагогического рисунка (техника работы в акварели по сухому листу) (5 мин.)

  4. Выполнение упражнения (15 мин.)

  5. Практическая работа. (100 мин.)

  6. Подведение итогов. (10 мин.)

3 занятие: Завершение работы над натюрмортом.

  1. Орг. момент (2-3 мин.)

  2. Актуализация полученных знаний. (5 мин.)

  3. Практическая работа. (115 мин.)

  4. Подведение итогов. (15 мин.)

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Напишите, пожалуйста, в верхнем углу листа свои имена. Готовы ли у вас материалы к уроку? (учитель раздает бумагу для выполнения упражнения – составления форэскизов).

Сегодня на занятии мы выполним построение натюрморта, а на следующем занятии вы начнете работать в цвете.

Плоские геометрические тела можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы бывают простыми и сложными.

Простые геометрические фигуры имеют сходство с очертаниями различных предметов, например, яблоко круглое, а стол, дом, книжка прямоугольные. А очертание груши состоит из двух форм, то есть имеет сложную конструктивную форму. Форму кувшина также можно составить из отдельных геометрических фигур.

Фигура (лат. figura) - термин, формально применимый к произвольному множеству точек; тем не менее, обычно фигурой называют замкнутые множества на плоскости, которые ограничены конечным числом линий. В этом случае фигура обычно имеет площадь и периметр.
Геометрия Геоме́трия (от др.-греч. γεωμετρία, от γῆ - земля и μετρέω - измеряю) - раздел математики, изучающий пространственные структуры и отношения, а также их обобщения.

Для того чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внутреннюю структуру каждого предмета — его конструкцию.

Учитель обучает последовательному ведению работы над натюрмортом: уметь закомпоновать, грамотно нарисовать предметы постановки и завершить работу, обращая особое внимание на решение поставленной художественной задачи.

Учитель дает понятие о цветовой гармонии, о многообразии цветовых оттенков, холодных и теплых, дополнительных и сближенных цветах, объясняет, что такое тон в живописи, локальный цвет.

Учитель подчеркивает необходимость композиционного решения листа, а также призывает стараться видеть большими цветовыми отношениями, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещения.

Учитель описывает технические возможности акварельных красок, рассказывает, что в окружающей среде один и тот же предмет под влиянием этой среды, не меняя своего локального цвета, приобретает различные оттенки.

Локальный цвет - в фотокинотехнике усреднённый цвет нескольких близко расположенных (как правило, неодинаковых по цвету) деталей объекта.
Окружающая среда Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
Писать красками — это значит видеть всю сложность цветовых взаимоотношений, это значит учиться видеть и передавать соотношения цвета: теплого и холодного, темного и светлого и учиться брать эти цветовые соотношения в гармонии. В работе необходимо найти разницу между коричневыми, желтыми предметами. Для создания объема в предметах необходимо учесть, что при искусственном освещении свет на предметы падает теплый, а тени холодные; при дневном освещении наоборот, свет холодный, теплые тени. Таким образом, сочетание теплого и холодного на свету или в тени, а также при переходе из одной формы в другую, помогает передать объем изображаемого предмета. Для наилучшего понимания разницы теплых и холодных оттенков цвета учащимся предлагается такое наглядное пособие как шкала теплохолодности [прил.2, рис.26]. Также цвет может менять светлоту, насыщенность. Шкала изменения насыщенности представлена в приложении [прил.2, рис.27].

Также учитель призывает пользоваться методом сравнения. Беседы сопровождаются показом репродукций, работ учеников ДШИ, педагогическим рисунком, выполнением кроссворда, а также применением информационных технологий [прил.2, 20-23].

Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

Педагогический рисунок.

Учитель: Ребята, для начала, в качестве упражнения, вам необходимо выполнить форэскиз к работе. Обратите внимание на нашу постановку [прил.2, 24.]. Сначала определяем формат работы – вертикальный или горизонтальный. Затем обозначаем линию стола и границы групп предметов по высоте и по ширине, таким образом, мы задаем границы предметов, чтобы впоследствии грамотно закомпоновать натюрморт. Теперь, путем визирования, наблюдения необходимо сопоставить величины одних предметов по отношению к другим, а также их расположение в пространстве. Детали прорисовывать не нужно, ведь роль форэскиза заключается в помощи при компоновке предметов и выборе удачного композиционного решения (учитель демонстрирует ученикам последовательность выполнения поискового эскиза). Так же я приготовила пример выполнения работы в цвете в соответствии с тоновым разбором натюрморта [прил.2, рис.25].

Выполнение упражнения.

Ученики составляют форэскизы к работе.

Практическая работа.

А теперь, когда форэскизы одобрены, можете переносить их на большой формат, внимательно сопоставляя пропорции предметов и пространства между ними.

Крупноформа́тная ка́мера - фотоаппарат с размером кадрового окна 8×10 сантиметров и более. Часть студийных камер такого формата называются карданными или монорельсовыми из-за конструкции, допускающей взаимные подвижки объектива и кассетной части (негативной доски) в широких пределах.
Сначала наметьте общими очертаниями каждый предмет, а затем приступайте к построению.

Учитель: Через несколько минут будем подводить итоги по выполненной работе.

Подведение итогов:

Учитель призывает учащихся к рефлексии, индивидуально отмечает положительные моменты и ошибки в работах, уточняет, на что следует обратить особое внимание, наиболее удачные работы показывается остальным учащимся как некий образец, а также просит принести на следующее занятие акварельные краски, кисти, палитру.

В результате проведения серии уроков по тематическому натюрморту были выявлены особенности, подтверждающие поставленную гипотезу. Учащиеся, присутствовавшие на первом занятии при объяснении нового материала с применением дополнительных методических средств, таких как кроссворд, задание на тему: «Светотеневая моделировка», презентация, выполнили учебное задание более успешно учеников, отсутствовавших на первом занятии [прил.2, рис.28-31]. Для анализа успешности работ был выявлен ряд критериев.

Критерии успешности выполнения практической работы:

  1. Выразительная композиция.

  2. Тоновой разбор.

  3. Нахождение множества оттенков.

  4. Выполнение работы живописными пятнами.

  5. Нахождение разницы между коричневыми, желтыми предметами.

  6. Передача объема и пространства.

Исходя из представленных критериев, практическая работа была выполнена учащимися с разной степенью успешности в зависимости от усвоения обозначенных правил и законов, изученных в ходе проведения беседы по теме урока.

Заключение

В процессе выполнения практической части дипломной работы на тему «Натюрморт с керамическим слоном» были решены учебные и творческие задачи, был получен незаменимый опыт, необходимый для прохождения педагогической практики, а также для разработки методики обучения рисованию тематического натюрморта.

Дипло́мная рабо́та (прое́кт) - один из видов выпускной квалификационной работы - самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.
Педагогическая практика невозможна без собственного личностного роста, а также без практической работы в материале, поскольку любая теория должна быть подкреплена практикой.

В ходе прохождения педагогической практики мною была доказана поставленная гипотеза о том, что качество преподавания тематических натюрмортов улучшится, если будут разработаны и использованы дополнительные учебные задания.

В процессе изучения и анализа научной и методической литературы по проблеме исследования было проведено целенаправленное наблюдение за практической деятельностью детей в процессе выполнения практической работы. В результате наблюдения было выявлено, что качество преподавания тематического натюрморта улучшилось при использовании дополнительных учебных заданий. Полученный результат удалось зафиксировать благодаря установленным критериям успешности выполнения задания. Учитывая возрастные особенности учащихся, было установлено, что присутствовавшие на первом занятии учащиеся справились, в некоторой мере, более успешно с поставленными задачами, чем учащиеся, которым новая тема была рассказана в традиционной форме.

Таким образом, можно отметить, что в опыт, полученный при выполнении практической работы, помогает в работе со школьниками. В педагогической практике при разработке уроков уместно использовать различные интерактивные и информационные технологии в образовании. Дальнейшие возможности исследования данной проблемы достаточно широки и носят пропедевтический характер. Предложенные технологии просты в использовании, в связи с чем достаточно доступны для внедрения в учебно-воспитательный процесс как художественных, так и общеобразовательных школ.

Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).

Список литературы

  1. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М.: «Искусство», 1970. — 168 с.

  2. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Книга. — М.: «Просвещение», 1989. — 192с.

  3. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. Научно-популярная литература. — СПб.: Питер, 2007. — 191с.

  4. Виноградова Г. Г. Изобразительное искусство в школе.

    Научно-популярная литература - литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей.
    Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) - раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
    Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.
    Сборник материалов и документов. М.: «Просвещение», 1990. — 173с.

  5. Волков Н.Н. Цвет в живописи. Книга. — М.: «Искусство», 1985. — 480с.

  6. Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие — 2-е изд. — М.

    Учебник - книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.
    : «Искусство», 2004. — 175с.

  7. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция.

    Деко́р (лат. decoro - приличие, пристойность, совместимость) - совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным.
    Учебное пособие.
    Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР - ГОСТ 7.60-90; в РФ - ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.
    — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2010. — 312с.

  8. Евтых С. Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы. Учебное пособие. Оренбург, 2003. — 115с.

  9. Зайцев Н.Н. Наука о цвете и живопись. Книга. — М.: «Искусство», 1986. — 147с.

  10. Иттен И. Искусство цвета. Книга. — Издатель Д. Аронов, 2007. — 96с.

  11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. — М.: Гуманитар. Изд. Цетр ВЛАДОС, 2006. — 255с.

  12. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков: научное издание. — 2-е изд., стер. — М.: Когито-Центр, 2010. — 196с.

  13. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2004. — 232с.

  14. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика егопреподавания. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Агар», 1998. — 334с.

  15. Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Карамзина М. В. Изобразительное искусство. Часть I. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. М.: «Дрофа», 2013. — 157с.

  16. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений — 4-е изд. — М.: «Просвещение», 2011. — 175с.

  17. Неменский Б. М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. — М.: «Просвещение», 2005. — 140с.

  18. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособие. — М.: Центр пед. образования, 2008. — 270с.

  19. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. — М.: «Просвещение», 1982 — 158с.

  20. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. — М.: Агар, 2000. — 251с.

  21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.

    Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии.
    Учебное пособие для студентов вузов.— М.: Аспект пресс, 2005 — 460с.

  22. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.

    Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
    Книга. – М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2004. — 224с.

  23. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. М.: «Московские учебники», 1998. — 95с.

  24. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции. М.: «Московские учебники», 1998. — 79с.

  25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок. Живопись. Нар. искусство. Декор. искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2008. — 365с.

  26. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд. — М.: «Академия», 2008. — 312с.

  27. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: «Академия», 2012. — 256с.

  28. Унковский А. А. Рисунки – наброски. Пособие для студ.- заочников художественно-графических факультетов пед. институтов. Ленинград: 1963. — 54с.

  29. Сайт: ARTYX.RU – http://artyx.ru/

http://festival.1september.ru/articles/639453/

  1. Сайт: Арт-поиск – http://www.artpoisk.info/

  2. Сайт: Библиотека изобразительных искусств Art.lib.ru – http://www.artlib.ru/

  3. Сайт: Библиотекарь.ру – ttp://www.bibliotekar.ru/kVenecianov/index.htm

  4. Сайт: Большая Советская Энциклопедия – http://www.cyclopedia.ru/53/205/1931661.html

  5. Сайт: Журнал «Русское искусство» – http://www.rusiskusstvo.ru/

  6. Сайт: Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.lgb.ru/psi/shtml

  7. Сайт: Методсовет – http://metodsovet.su/

  8. Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/

  9. Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/node/215682

  10. Сайт: Социальная сеть работников образования «Наша сеть» – http://nsportal.ru/

  11. Сайт: Фестиваль педагогических идей – http://festival.1september.ru

  12. Сайт: Художникам.ру – http://hudozhnikam.ru/nauka_o_cvete/59.html

  13. Сайт: Энциклопедия искусств – http://www.artprojekt.ru/



  • Изобразительное искусство
  • Педагогические технологии