Главная страница
Контакты

    Главная страница


ОСНОВАНИЕ В МОСКВЕ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

Скачать 73.51 Kb.



Скачать 73.51 Kb.
Дата02.04.2017
Размер73.51 Kb.

ОСНОВАНИЕ В МОСКВЕ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ


ДАТА:

КЛАСС: 8

ТЕМА:

«ОСНОВАНИЕ В МОСКВЕ ПЕРВОГО

РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ»

ЦЕЛЬ:

  • Знакомство учащихся с вкладом первого Российского университета в развитии образования в России

ЗАДАЧИ:

  • Показать значение Российского университета в развитие образования в России; рассказать о М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова в основании Московского университета; показать важность для России основания Московского университета;

  • Коррекция и развитие связной устной речи через полные и правильные ответы на вопросы учителя;

  • Воспитывать положительную мотивацию к учению.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

1755 год – основание Московского университета

1759 год – открытие Академии художеств

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Разночинцы, мещане

ОБОРУДОВАНИЕ:

ТИП УРОКА:

Сообщение новых знаний







ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  • Приветствие учащихся

  • Проверка готовности учащихся к уроку

  • 5 – ти минутное чтение

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату. Сейчас мы с вами проведём диктант дат.

Диктант дат: (ОПРЕДЕЛИТЬ ПОЛОВИНУ ВЕКА, ВЕК) (СОНЯ РАБОТАЕТ У ДОСКИ)

988 г. 1245 г. 755 г.

1486 г. 1679 г. 1725 г.

Учащиеся: (ПРОВЕРКА «ДА» - «НЕТ»)

988 г. – II половина X века

1245 г.- I половина XIII века

755 г. – II половина VIII века

1486 г. – II половина XV века

1679 г. – II половина XVII века

1725 г. – I половина XVII века



  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

Михаил Васильевич Ломоносов был патриотом русской науки. Он с большим уважением относился к другим учёным. Ломоносов считал, что нужно готовить русских учёных для всех отраслей науки. Он хотел уничтожить научную отсталость России и вывести страну в число передовых стран мира. Сегодня на уроке мы познакомимся, каким же образом великий русский учёный М.В. Ломоносов хотел вывести Россию в число передовых стран мира.

Тема урока: «ОСНОВАНИЕ В МОСКВЕ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ»

Учащиеся: (записывают тему урока)



  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель:

Посмотрите на доску и прочитайте слова, с которыми вы встретитесь сегодня на уроке.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

БАРЩИНА –

МЕЩАНЕ –

Учитель:

В первой половине XVIII века была открыта Российская Академия наук, в которой работало много иностранных учёных. В академическом институте могло обучаться лишь не большое количество студентов и поступить туда могли только дети из дворянских семей. Михаил Васильевич Ломоносов мечтал открыть университет, в котором могли бы учиться дети из разных сословий.

Академия Российская (Российская академия) - созданный Екатериной II и княгиней Е. Р. Дашковой по образцу Французской Академии в 1783 году центр по изучению русского языка и словесности в Петербурге. Главным результатом деятельности этого продукта Русского Просвещения явилось издание Российского академического словаря.
Росси́йская акаде́мия нау́к (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук», сокр. РАН) - государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в стране центр фундаментальных исследований.
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8 ноября 1711, деревня Мишанинская (ныне - село Ломоносово), Архангелогородская губерния, Русское царство - 4 апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Статский советник, профессор химии (с 1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук. Яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).
Не все учёные и государственные чиновники поддерживали Ломоносова. И только благодаря помощи приближённому к императрице Елизавете – Ивану Ивановичу Шувалову сбылась мечта М.В. Ломоносова. В 1755 году в Москве был открыт университет.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

1755 год – открытие Московского университета

Учитель:

Отметьте на «Ленте времени» 1755 год. Определите половину века, век.

Учащиеся:

1755 год – это II половина XVIII века.

Учитель:

После открытия Московского университета получить высшее образование могли не только дети дворян, но и дети других сословий, и дети разночинцев.



Учитель:

Сейчас работая с текстом учебника на стр. 152 (3 абзац) вам нужно найти ответ на вопрос, кого называли разночинцем.

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 152 (3 абзац)

Учитель:

Кого называли разночинцем?

Учащиеся:

Разночинцем называли государственных служащих имеющих разные низшие чины по «Табелю о ранге».

Учитель:

В европейских странах в те времена преподавание велось на латинском языке. А в открывшемся Московском университете преподавание велось на русском языке.

Казачьи чины - это чины (звания), персонально присваиваемые военнослужащим и военнообязанным (в том числе казакам на льготе) в соответствии с их военной и специальной подготовкой, служебным положением, заслугами, выслугой лет, принадлежностью к казачьему войску.
Чино́вник - лицо, имеющее чин, и состоящее на гражданской или придворной службе. Институт чиновничества существовал де-факто в Русском царстве и Российской империи, но до 1722 года не имел чёткой структуры.
Лати́нский язы́к (самоназвание - Lingua latina), или латы́нь - язык латино-фалискской ветви италийских языков индоевропейской языковой семьи. На сегодняшний день это единственный активный, хотя и ограниченно употребляемый (не разговорный) италийский язык.
Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.
Россия Росси́я (от греч. Ρωσία - Русь), Росси́йская Федера́ция[К 8] (на практике используется и аббревиатура РФ[К 9]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 838 993 чел. (2017). Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191 км²[К 4].
В университете было открыто 3 факультета. А вот какие факультеты были открыты в Московском университете, вам нужно найти в тексте учебника на стр. 152 (4 абзац).

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 152 (4 абзац)

Учитель:

Какие факультеты были открыты в Московском университете?

Учащиеся:

В университете были открыты юридический, философский, медицинский факультеты.

Учитель:

Работу университета финансировала государственная казна. При университете были открыты две гимназии, где образование могли получить как дети дворян, так и дети разночинцев.

Сейчас при работе с текстом учебника на стр. 152 – 153 с 5 абзаца, вам нужно выяснить: какие учебные заведения были открыты вслед за открытием Московского университета.

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 152 – 153 с 5 абзаца



Учитель:

Какие учебные заведения были открыты вслед за открытием Московского университета?

Учащиеся:

Вслед за Московским университетом начали открываться закрытые учебные заведения только для дворянских детей, Смольный институт для благородных девиц, Коммерческое училище, Екатерининский институт для мещанских семей.

Комме́рческое учи́лище в Российской империи - среднее учебное заведение, дававшее своим воспитанникам образование для работы в сфере торговли и коммерции.
Моско́вский госуда́рственный университе́т и́мени М. В. Ломоно́сова - один из старейших и крупнейших классических университетов России, один из центров отечественной науки и культуры. C 1940 года носит имя Михаила Ломоносова, полное наименование - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М. В.

Учитель:

Кто такие мещане?

Учащиеся:

Мещане – это горожане, жители городов.

Учитель:

Таким образом, с открытием Московского университета и других учебных заведений было положено начало развитию отечественного образования. Позднее Московскому университету было присвоено имя М.В. Ломоносова за выдающиеся заслуги перед российской наукой и образованием. Перед входом в здание университета поставлен памятник М.В. Ломоносову.

Учитель:

Дети, каких сословий могли учиться в Московском университете?

Учащиеся:

В Московском университете могли учиться дети всех сословий.

Учитель:

Какие факультеты были открыты в Московском университете?

Учащиеся:

В Московском университете были открыты юридический, медицинский, философский факультеты.

Учитель:

Какие учебные заведения были открыты вслед за Московским университетом?

Учащиеся:

Вслед за Московским университетом начали открываться закрытые учебные заведения только для дворянских детей, Смольный институт для благородных девиц, Коммерческое училище, Екатерининский институт для мещанских семей.

Учитель:

В России было мало художников, архитекторов, скульпторов и обучаться было негде. И Иван Иванович Шувалов несколько раз обращался в Сенат с просьбой об открытии Академии художеств.

Ива́н Ива́нович Шува́лов (1 ноября 1727, Москва - 15 ноября 1797, Санкт-Петербург) - русский государственный деятель, генерал-адъютант (1760), фаворит императрицы Елизаветы I Петровны, меценат, основатель Московского университета и Академии художеств.
И в 1759 году в Санкт-Петербурге была открыта Академия художеств.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

1759 год – открытие Академии художеств в Санкт-Петербурге

Учитель:

Отметьте на «Ленте времени» 1759 год. Определите половину века, век.

Учащиеся:

1759 год – это II половина XVIII века.

Учитель:

Сколько лет прошло между открытием Московского университета и Академии художеств?

Учащиеся:

Между открытием Московского университета и Академии художеств прошло 4 года.

Учитель:

Сначала Академии художеств была закрытым учреждением. Обучение длилось 15 лет, и обучение начиналось, когда детям было 5-6 лет. На обучение в Академию художеств принимались дети из дворянских семей. Набор на обучение в Академию проходил один раз в три года. Шувалов настоял на том, что в Академии должны обучаться дети не только из дворянских семей, но и дети других сословий, и главным условием приёма должно быть не, то из какого сословия ребёнок, а есть у него талант или нет.

Учитель:

Сейчас при работе с текстом учебника на стр. 154 (1 абзац) вам нужно выяснить, как проходило обучение в Академии художеств?

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 154 (1 абзац)

Учитель:

Как проходило обучение в Академии художеств?

Учащиеся:

Обучение в Академии художеств проходило следующим образом: первые 9 лет обучали грамоте, письму, рисованию, математике, изучали разные ремёсла, после этого дети переходили в академические классы, в которых овладевали своей будущей профессией.

Учитель:

Каким профессиям дети обучались в Академии художеств?

Учащиеся:

Дети в Академии художеств обучались на скульпторов, архитекторов, художников.

Учитель:

Для знакомства с работой иностранных мастеров художественного дела, выпускников Академии художеств отправляли за границу. Уже после первого выпуска Академии художеств в стране появились выдающиеся мастера: архитекторы – Василий Баженов, Иван Старов; скульпторы – Фёдор Шубин, Фёдор Гордеев; художник – Антон Лосенко.

Ива́н Его́рович Старо́в (12 (23) февраля 1745(17450223), Санкт-Петербург - 5 (17) апреля 1808, Санкт-Петербург) - русский архитектор.
Анто́н Па́влович Лосе́нко (укр. Антон Павлович Лосенко, 30 июля (10 августа) 1737, Глухов, Российская империя - 23 ноября (4 декабря) 1773, Санкт-Петербург, Российская империя) - русский живописец, ученик Ж. М.

Именно в Академии художеств утверждались все новые проекты и зданий. Академия художеств являлась крупнейшим центром российской культуры.

Учитель:

Когда была открыта Академия художеств?

Учащиеся:

Академия художеств была открыта в 1759 году.

Учитель:

Кто был основателем Академии художеств?

Учащиеся:

Основателем Академии художеств был Иван Иванович Шувалов.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель:

Ребята о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся:

Сегодня на уроке говорили об открытии Московского университета и Академии художеств.

Учитель:

Кто сыграл большую роль в основании Московского университета?

Учащиеся:

Большую роль в основании Московского университета сыграл Иван Иванович Шувалов.

Учитель:

Сейчас вам нужно прочитать небольшой рассказ и проверить все ли правильно здесь написано?

III группа (ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)

В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.

В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.



III группа (ПРОЧИТАТЬ И ПОДЧЕРКНУТЬ ОШИБКИ)

В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.

В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.

Учитель:

Для чего нужен был университет в России?

Учащиеся:

Университет в России был открыт для того, чтобы уничтожить научную отсталость России и вывести страну в число передовых стран мира.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учитель:

А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание.


I ГРУППАСТР. 152 - 156, ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА 1,2,3 ВОПРОС СТР.155

II ГРУППАСТР. 152 - 156, ЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА 2 ВОПРОС СТР.155

III ГРУППАСТР. 152 - 154, ЧИТАТЬ












(ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)


В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.

В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.


…………………………………………………………………………………………………


(ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)


В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.

В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.




(ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)


В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.

В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.


…………………………………………………………………………………………………


(ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)


В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.

В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.




(ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)


В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.

В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.


…………………………………………………………………………………………………


(ПРОЧИТАТЬ И ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ)


В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. В Московском университете могли обучаться дети всех сословий. В университете было открыто несколько факультетов таких как: медицинский, военный, химический, юридический, физический, философский. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.

В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. Обучение длилось 5 лет. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.




(ПРОЧИТАТЬ И ПОДЧЕРКНУТЬ ОШИБКИ)


В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.

В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.

………………………………………………………………………………………….


(ПРОЧИТАТЬ И ПОДЧЕРКНУТЬ ОШИБКИ)


В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.

В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.

…………………………………………………………………………………………………


(ПРОЧИТАТЬ И ПОДЧЕРКНУТЬ ОШИБКИ)


В 1759 году в городе Санкт-Петербург был открыт первый университет. Московскому университету было присвоено имя И.И. Шувалова.

В 1755 году в городе Москве была открыта Академия художеств. Первым директором Академии художеств был М.В. Ломоносов. В Академию брали детей не только дворян, но и детей из других сословий.