Главная страница
Контакты

    Главная страница


Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема

Скачать 106.27 Kb.



Скачать 106.27 Kb.
Дата29.04.2017
Размер106.27 Kb.

Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема







Всероссийский экологический урок


«Сделаем вместе»


Сценарий занятия «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема»


Реквизит


Чистые образцы отходов

Карточки с периодами разложения отходов

Доска/ватман для рисования

Проектор


  1. Цели занятия


    1. Раскрыть суть и серьезность проблемы отходов.


    1. Познакомить с различными вариантами обращения с отходами.


    1. Рассказать о комплексном подходе к управлению отходами как наиболее оптимальном варианте.


    1. Помочь детям в поиске способов личного участия в решении проблемы отходов.




  1. Знакомство


из истории проекта


Ведущий (-ие) представляется. Рассказывает о проекте.


Ведущий: «Дорогие ребята! Я рад/а приветствовать Вас сегодня в этом зале. (Представляется, немного рассказывает о себе). За последние три года экологические уроки в рамках акции «Сделаем вместе» посетили более 218.000 учащихся из более чем 2000 школ в 64 субъектах РФ. Сегодня мы проведем экологический урок и в вашей школе. На экоуроке мы затронем одну из самых актуальных проблем 21 века – это проблема твердых бытовых отходов, а попросту проблема мусора».

Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) - предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. ТБО делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором.



3. Рассказ о проблеме отходов


Свалки в России и мире


Ведущий: «Давайте поговорим сегодня о том, что мы называем мусором. Зачем о нем говорить? Ведь мусор, это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, отчего хочется поскорее избавиться, выбросив его в урну, в ведро, в мусоропровод, в кусты и т.п. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим несколько картинок».


Демонстрация мультфильма «Как мусор уничтожил мир» со ссылкой на канал Дискавери.




Фотографии об отходах


Ведущий показывает фотографии с грандиозными мировыми свалками, мусорным «супом», затем фотографии полигонов в регионе, фотографии горящих свалок, Дает краткие комментарии, что изображено на фотографиях.


Слайд 2: Перед Вами изображена самая крупная свалка на планете.


Место ее расположения – север Тихого океана, необитаемый архипелаг-свалка, площадь которого 6 тыс. квадратных километров.

Квадра́тный киломе́тр (км², кв. км, англ. km²) - единица измерения площади, кратная квадратному метру.
Состоит преимущественно из пластика. Значительную часть занимают технические отходы: мобильные телефоны, компьютеры и компьютерные комплектующие, офисная техника и прочее.
Офисная техника - техническое оборудование офиса, облегчающее и ускоряющее бумажное делопроизводство и административно-управленческую деятельность. Офисная техника стала существенным источником технических инноваций и до сих пор претерпевает стремительное развитие.
Аппара́тное обеспе́чение, аппаратные средства, компьютерные комплектующие, «железо», (англ. hardware) - электронные и механические части вычислительного устройства, входящие в состав системы или сети, исключая программное обеспечение и данные (информацию, которую вычислительная система хранит и обрабатывает).
Телефон Телефо́н (от др.-греч. τῆλε - «далеко» и φωνή - «голос», «звук») - аппарат для передачи и приёма звука (в основном - человеческой речи) на расстоянии. Современные телефоны осуществляют передачу посредством электрических сигналов.
Технические отходы перерабатываются людьми практически вручную: часть материалов сжигается, остальная часть подлежит механической обработке и сортировке. Экологическая обстановка в районе свалки Гуйо находится в крайне неблагоприятном состоянии.
Механическая обработка - обработка изделий из стали и других материалов с помощью механического воздействия с применением резца, сверла, фрезы и другого режущего инструмента. Сам процесс обработки осуществляется на металлорежущих станках, в установленном порядке согласно технологическому процессу.
Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Всевозможные токсины и яды тлетворно влияют на состояние здоровья человека и животных, способствуя возникновению множества тяжелых заболеваний.


Слайд 3: Невероятное количество свалок можно увидеть в развивающихся странах. Там особенность свалок такова, что в эти страны (Индия, страны Африки) привозят свой мусор европейские страны и США.

К развивающимся странам (англ. Developing countries), - более точное, но нецелесообразное определение - менее развитые страны (англ. Less developed countries) - теоретически относят те государства, у которых более низкий уровень ВВП на душу населения по сравнению с другими странами.
Африка А́фрика - второй по площади континент после Евразии, омывается Средиземным морем с севера, Красным - с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга. Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов.
Европа Евро́па - часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 млн км² и население около 740 млн (порядка 10 % населения Земли).
То, что они не смогли переработать у себя, они вывозят на другие континенты и превращают их в ядовитые свалки, отравляя природу и губя здоровье и жизнь живущих там людей.


Слайд 4: Так, например, выглядит свалка Агбогблоши в Аккре Республика Гана.

Га́на (англ. Ghana), Республика Гана (англ. Republic of Ghana) - государство в Западной Африке. Входит в Содружество наций. Граничит на западе с Кот-д’Ивуаром, на северо-западе и севере - с Буркина-Фасо, на востоке - с Того.
Как раз сюда привозят старую технику из Америки, Японии и Европы. Попадает она в Гану путем всевозможных таможенных ухищрений – под видом гуманитарной помощи, б/у товаров.
Гуманитарная помощь - вид безвозмездной помощи (содействия); средства для жизни, бесплатно распространяемые среди населения районов, охваченных гуманитарной катастрофой или стоящих на её грани. Для условий вооруженного конфликта Международный суд ООН определил допустимую гуманитарную помощь как «предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной помощи, но это не включает предоставления оружия, систем вооружения, боеприпасов или другого оборудования, автотранспортных средств и материалов, которые могут быть использованы для причинения серьёзных телесных повреждений или явиться причиной смерти».
Усугубляют ситуации попытки местных жителей добывать из приборов цветные металлы, делают это они непрофессионально, в окружающую среду попадают опасные токсины.


Слайд 5: Тем не менее, свалки невероятных размеров существуют не только в Азии. Так, Британия лидирует среди европейских стран по количеству мусорных свалок.

Европа - одна из шести частей света, образующая вместе с Азией крупнейший по площади и по населению материк Евразия. Площадь Европы - 10 млн км², население - 730 млн человек.
И это несмотря на относительно небольшое население. Количество отходов в Туманном Альбионе, которое образуется за год, в два раза превышает ежегодные объемы мусора всех стран еврозоны.
Альбио́н (Albion, слово кельтского происхождения) - древнейшее название Британских островов, известное ещё древним грекам, в частности упоминаемое у Птолемея и перешедшее затем в древнеримскую литературу.



Слайд 6: А так выглядит свалка Фреш Киллз в Америке. На сегодня она также закрыта, территорию пытаются очистить и разровнять, но ее размеры продолжают поражать. Открыта она была в 1948 году, со временем ее высота превысила статую Свободы на целых 25 метров (высота статуи Свободы 93м). Бывало, что в день на свалку попадало около 13 тыс. тонн бытового и промышленного мусора, который доставляли баржи.


Слайд 7: В России, к сожалению, ситуация не менее печальная. Общее количество санкционированных свалок на территории Российской Федерации, согласно данным, собранным учеными, 15 тысяч.

В современной России используется несколько типов территориального деления. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации.
А несанкционированных, что удалось обнаружить – около 10 тысяч. Крупнейшие из них находятся в Московской, Ленинградской, Волгоградской, Пермской, Свердловской, Томской и Челябинской областях.
Челя́бинская о́бласть - субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа. Административный центр: город Челябинск. Челябинская область - индустриально-аграрный регион, расположенный на границе Европы и Азии, в южной части Уральских гор (на стыке Среднего и Южного Урала) и прилегающей равнине.
На фото изображена свалка захоронения строительных и промышленных отходов в деревне Саларьево Московской области — крупнейшая подобная свалка в Европе (площадь 59 га, высота 70 м).
Отхо́ды - вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.


Слайд 8: Вставить слайд свалки в регионе и добавить описание.


«Давайте разберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора?»


Задавать вопросы. Живое общение.


Ведущий спрашивает у ребят, сколько раз в день они выносят мусорное ведро. Куда по их мнению девается мусор из мусоропровода.


«Больше 90% нашего мусора сегодня вывозят на полигоны, а точнее сказать на свалки, т.к. они как никак не оборудованы».


Чем плохи свалки? 1. Огромная территория 2. Не оборудованны 3. Отравляют почву и воздух


«Мусор не дает о себе забыть и превращается во всем мире во все большую проблему. Мы образуем все больше и больше отходов и в конце концов рискуем захлебнуться в них». Здесь можно показать кадр из мультика Валли, или привести цитату Нильса Бора: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах».


«Кроме того что свалки захламляют и делают непригодными для дальнейшего использования огромные территории, свалки горят и отравляя воздух на многие километры вокруг, отходы при разложении выделяют опасные вещества, которые попадают в почву, грунтовые воды и загрязняют их и т.п.

Нильс Хе́нрик Дави́д Бор (дат. Niels Henrik David Bohr [nels ˈb̥oɐ̯ˀ]; 7 октября 1885, Копенгаген - 18 ноября 1962, Копенгаген) - датский физик-теоретик и общественный деятель, один из создателей современной физики.
Грунтовая вода́ - гравитационная вода первого от поверхности Земли постоянно существующего водоносного горизонта, расположенного на первом водоупорном слое. Имеет свободную водную поверхность. Обычно над ней нет сплошной кровли из водонепроницаемых пород.
»


3.1 Почему мусора стало так много


Можно подумать над этим вопросом вместе с учениками, пусть они сами набросают варианты, а потом Ведущий дополняет список, если что-то упущено.


Написать на доске вопрос – почему много отходов?


Почему актуально в 20 и 21 веке?


Основные причины (кратко перечислить основное) :



Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд до 7 млрд)


Появление новых синтетических, не природных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы


перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя


покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения


покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку


Практическое задание, которое помогает осознать, что мы покупаем много лишних вещей.


3 списка на доске. Попросить слушателей, чтобы они вспомнили свой дом, комнату и написали:


Вещи, без которых нельзя обойтись, они необходимы Вещи, которые создают комфорт и удобство, но без них можно обойтись Вещи, без которых можно легко обойтись.


Акцент: почему дети захотели эти вещи? Потому что они есть у друзей?


Причем в процессе составления списка, ребята могут осознать, что вещи из первого списка нужно на самом деле перенести во второй и даже в третий список.


3.2. Современные отходы никуда не исчезают и постоянно накапливаются


«Но может не все так плохо. В конце концов, наверняка отходы постепенно исчезают, растворяются, перегнивают?»


Ведущий проводит игру, которая знакомит детей, сколько времени разлагаются различные виды отходов. Он достает различные виды отходов из мусорного ведра:


Пластиковую бутылку Алюминиевую банку Стеклянную бутылку Тетрадку Носок

Огрызок яблока или кожуру апельсина


Слайд 9: (состав бытовых отходов в России) Карточки с временными периодами





Раскладывает перед учениками на столе. Рядом кладет стопку карточек, на каждой из которых написан какой-то временной период. И просит одного из учеников угадать, сколько какой отход будет жить на свалке, положив напротив отхода карточку с соответствующим периодом.


Периоды, которые должны быть указаны на карточках:


2-5 недель

2-10 лет Более 1000 лет

500 лет

100 лет

1 год


Слайд 10: Потом достает информационный плакат и показывает правильные ответы.


Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают.


«Подумайте только, например, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков!

Пластиковая бутылка - пластиковый контейнер для содержания, защиты и транспортировки жидкостей. Пластиковые бутылки дают большое удобство в их производстве, эксплуатации на линиях розлива, транспортировке в них готового продукта, поскольку их вес до десяти раз меньше, чем стеклянных бутылок, и они не бьются.
Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после того, как купили в магазине напиток».


4. Что делать с отходами


«Как же нам избежать грустной участи: жить и отдыхать в скором будущем в окружении свалок? Что же делать со всем этим количеством отходов, которое образуется ежедневно?»


Слайды 11, 12, 13: Рассказать кратко о различных способах обращения с отходами.


Существуют 4 основных способа обращения с отходами.


4.1. Захоронение на полигонах


Вред от захоронения отходов в том виде, которое он существует сегодня в России:


Под свалки отчуждаются огромные территории, которые в будущем уже нельзя будет использовать ни под что другое На свалки отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли быть


быть переработаны в полезные вещи Токсичные вещества от разлагающихся отходов попадают в почву и грунтовые воды, отравляя их


Свалки часто самовозгораются, при этом в воздух выделяются вредные токсичные вещества и парниковые газы Свалки – место скопления мышей, крыс, птиц, которые питаются отходами, становятся расносчиками инфекций Свалки не украшают наши пейзажи.

Парниковые газы - газы с высокой прозрачностью в видимом диапазоне и с высоким поглощением в дальнем инфракрасном диапазоне. Присутствие таких газов в атмосферах планет приводит к появлению парникового эффекта.
Яд - вещество, приводящее в дозах, даже небольших относительно массы тела, к нарушению жизнедеятельности организма: к отравлению, заболеваниям и патологическим состояниям и к смертельным исходам. В промышленности яды называют токсикантами.

Захоронение отходов допустимо, если:


Захоронение происходит на специально оборудованных полигонах, а не на «диких» свалках.


Полигон – это оборудованное, безопасное для природы и человека хранилище отходов. Дно и стены полигона выстилаются специальными материалами, которые предотвращают проникновение вредных веществ в почву и грунтовые воды, установлены специальные системы сбора газа, который образуется при разложении отходов, чтобы избежать его возгорания или попадания в воздух. Этот газ используется в хозяйственных целях, например для отопления инфраструктуры полигона и близлежащих предприятий.

На захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую евозможно переработать в полезную продукцию.


4.2 Сжигание. Чем плохо сжигание?


Плюсы сжигания:


При сжигании объем отходов уменьшается до 30 процентов Тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях.


Минусы сжигания:


Это самый дорогостоящий способ обращения с отходами, если конечно речь идет о современном, безопасном мусоросжигательном заводе, где установлены в частности современные очистительные системы.

Большая часть мусоросжигательных заводов в нашей стране не являются современными и безопасными, а это значит при сжигании отходов в воздух попадает огромное количество вредных веществ (оксиды серы и азота, хлороводород, тяжелые металлы и т.п.

Мусоросжигательный завод - предприятие, использующее технологию переработки твёрдых бытовых отходов, посредством термического разложения в котлах или печах. После высокотемпературного разложения образуются продукты сгорания: пепел, шлаки и летучие газы.
Росси́я (от греч. Ρωσία - Русь), Росси́йская Федера́ция[К 8] (на практике используется и аббревиатура РФ[К 9]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 838 993 чел. (2017). Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191 км²[К 4].
), в том числе диоксины. Диоксины – это один из сильныейших ядов, его действие сильнее цианида, стрихнина, кураре!

В результате сжигания мусора, образуется зола, которая во много раз более экологически опасное вещество, чем мусор сам по себе. И ее необходимо захоранивать на специальных полигонах (а это дополнительные расходы), иначе не избежать загрязнения почвы и грунтовых вод.

На мусоросжигательные заводы сегодня у нас отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработаны в полезные вещи.


Сжигание мусора в мусоросжигательных заводах допустимо, этот способ применяется во многих европейских странах, но в этих странах:


Уделяется большое внимание и тратятся большие средства на обеспечение безопасности подобных заводов (очистные сооружения, захоронение токсичной золы и т.д.)

На сжигание отправляется та часть отходов, которую невозможно вторично переработать


4.3 Вторичная переработка.

Переработка отходов - деятельность, заключающаяся в обращении с отходами с целью их безопасного уничтожения или обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов.
Наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами (и с экологической, и с экономической точки зрения) – извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи.
Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
Такой подход:


Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку Сохраняет наше здоровье Меньше загрязняет окрестности.

Сегодня мы перерабатываем всего 3-4% отходов из наших домов, а могли бы перерабатывать до 90%.


Можно изобразить две круговые диаграммы, чтобы дети наглядно увидели разницу.


«Давайте приглядимся к содержимому нашего обычного мусорного ведра и посмотрим так ли уж бесполезно, то, что мы привыкли считать мусором».


Достать мусорное ведро с образцами чистых отходов


(пластиковая бутылка, пластиковые стаканчики из-под йогурта, стеклянная бутылка, алюминиевая банка, тетрадка, органика (типа огрызка от яблока, кожуры).


Слайд 14: Рассказать какие полезные вещи можно сделать, переработав эти отходы.


Но для того, чтобы это стало возможным необходимо собирать отходы раздельно уже дома. Если мы все бросаем в одно мусорное ведро, то затем отходы сложнее разделить, часть ценных вторичных ресурсов теряется (например, загрязненные бумажные отходы становятся непригодными для вторичного использования).

Вторичное использование (англ. upcycling) - творческое преобразование отходов в предметы искусства, бытовые изделия, аксессуары, одежду. В отличие от вторичной переработки, не требует дополнительных производственных затрат на переработку.
По статистике, при сортировке смешанных отходов (например, на мусоросортировочных станциях) можно выделить только около 20% вторсырья.


Могут применяться разные схемы сортировки, все зависит от требований компании, которая собирает отходы и затем отправляет их на переработку. Основной принцип – отделять опасные отходы (батарейки, лампочки, градусники). Их нужно сдавать в специальные пункты приема, а также отделять ценное вторсырье от пищевых и не перерабатываемых отходов.


4.4 Компостирование


Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения – компостирования. В результате отходы превращаются в компост, который прекрасно удобряет почву и улучшает ее свойства. Наверняка многие у кого есть дачи или дом в деревне знают и применяют этот способ обращения с отходами.


4.5 Комплексный подход к управлению отходами


Наиболее передовые страны используют комплексный подход обращения с отходами, применяя все 4 способа. Оптимальный рецепт управления отходами:


Переработать все, что можно, в том числе компостировать органические отходы. Сжечь, то, что нельзя переработать, но можно безопасно сжечь и получить энергию для хозяйственных нужд.

Захоронить на полигоне то немного, что нельзя переработать или сжечь.





4.6 Программы по сокращению количества отходов


Лучшие отходы – это отходы, появления которых удалось избежать. В передовых странах в области управления отходами широко применяются программы, направленные на сокращение количества отходов. Например «Инициатива RRR» в области обращения с отходами:


Reduce сокращение, Reuse повторное использование, Recycle - переработка вторичных ресурсов. Вместе с ребятами рассмотреть хотя бы один пример (например, алюминиевую банку из-под газировки) заполнив на доске таблицу:


R1 - Сокращение

R2 - Повторное использование

R3 - Переработка

Купить воду в стеклянной

Сделать поделку – например

Переплавить и сделать детали

бутылке (вместо пластиковой),

лейку из бутылки, или шашки

для велосипеда

пользоваться многоразовыми

из крышек


сумками, а не пакетами




4.7 Практическая игра на закрепление материала


«Давайте немного поиграем, а заодно на практике убедимся, что подобный подход к отходами разумнее, чем тот, который существует в наших домах на сегодняшний день».

Разбить детей на 3 команды, раздать по мешку с чистыми отходами. Отходы должны быть узнаваемыми.

Задание предотвратить попадание на полигон или мусоросжигательный завод, как можно большего количества отходов, используя материал мини-лекции по обращению с отходами и информационные плакаты.

Команды в течение 10 минут разбирают мешок и решают, как можно поступить с тем или иным отходом. Если придумали, откладывают вещь в сторону. В конце на парте должны лежать 2 группы вещей: которым удалось избежать отправки на полигон или в печь, и которым – нет. Ведущий подсчитывает, у какой команды вторая группа вещей меньше, эта группа побеждает.

Дальше по одному человеку из команды рассказывают, какие способы обращения они придумали для каждого вида отходов из первой группы. Ведущий все фиксирует в таблице на доске (см. пример таблицы в предыдущем пункте). По ходу ребята из класса или сам ведущий подсказывают, какие могут быть еще варианты, кроме предложенных.


R1 - сокращение

R2 – повторное использование

R3 - переработка


Предмет1

Предмет2

Проблема загрязнения планеты Земля мусором не потеряет своей актуальности ещё очень долго — до тех пор, пока человечество не изобретёт революционно новых методов утилизации стеклянного, пластмассового и прочих видов мусора, которые позволят навсегда покончить с мусорным загрязнением нашей планеты. Пока же эти методы не изобретены, нам не стоит забывать о важности переработки мусора и следовать всем нехитрым инструкциям, которые позволят хотя бы чуть-чуть, но уменьшить количество мусора на Земле.


В конце ведущий показывает на первые два столбца таблицы и говорит, что это то, что может делать каждый из нас уже сегодня для решения проблемы даже если у нас в городе нет ни одного приема вторичных ресурсов.


Многое в наших силах!


5. Зеленая акция (написать свой сценарий в соответствии с форматом мероприятия)



В нашем случае это посадка деревьев: