Главная страница
Контакты

    Главная страница


Открытый урок по биологии "Общая характеристика грибов"

Скачать 95.24 Kb.



Скачать 95.24 Kb.
Дата18.04.2017
Размер95.24 Kb.

Открытый урок по биологии "Общая характеристика грибов"


Технологическая карта урока

Предмет: биология

Класс: 6 «А»

Учитель: Николаева Галина Анатольевна

Дата проведения урока: 20.04. 2016 г.

УМК линии под руководством И.Н. Пономаревой

Тема: «Общая характеристика грибов»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Место урока в УТП: урок является частью раздела «Бактерии. Грибы. Лишайники».

Оборудование: таблицы: «Грибы», «Трубчатые и пластинчатые грибы», «Ядовитые грибы». Дидактические карточки. У каждого на столах муляжи грибов: (из возможного перечня) опята, белый гриб, грузди, маслята, мухомор, бледная поганка, сыроежка, шампиньон, подберезовик.

Бле́дная пога́нка (лат. Amanita phalloides) - гриб из рода Amanita (мухоморов), один из самых опасных смертельно ядовитых грибов.

Бе́лый гриб (лат. Boletus edulis), или борови́к (сокращённо: белый) - гриб из рода Боровик.

Цель урока: способствовать формированию представлений о особенностях строения грибов, условиями жизни, питания, размножения, значении грибов в природе и в жизни человека.

Задачи урока как планируемые результаты обучения:

  • образовательные – способствовать пониманию строения грибов, их классификации;

  • развивающие – продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам работы, раскрывать причинно – следственные связи;

  • воспитательные – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, стимулировать развитие познавательного интереса.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Используемые электронные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Презента́ция (от лат. praesento - представление) - документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, CQ y, продукта и т.п.). Цель презентации - донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

Применяемые технологии: здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, технология проблемного обучения.

Планируемый уровень достижения результатов обучения

(с указанием критериев)

Предметные

  • выделять характерные признаки грибов.

  • объяснение особенности строения грибов, их многообразие и роль в природе.

  • понимание смысла биологических терминов: плодовое тело, грибница, микориза грибов

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний.

Плодо́вое те́ло (спорока́рп, или карпофо́р) - репродуктивная часть организма гриба, образующаяся из переплетённых гиф мицелия. Функцией плодового тела является образование спор, возникающих в результате полового процесса (такие споры называют мейоспорами, в отличие от митоспор, образующихся без полового процесса, вегетативно).

Ученик способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме

Познавательные

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;

  • преобразование модели с целью выявления общих закономерностей, определяющих

  • общее строение грибов;

  • выбор критериев для сравнения грибов и классификации объектов;

  • формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения ее;

Базовый (опорный уровень), у отдельных обучающихся - превышающий базовый уровень достижения:

Способность рассуждать и оперировать гипотезами;

Развитие речи контролируемой и управляемой.

Способность делать предметом анализа и оценки собственные интеллектуальные операции и управлять ими

Коммуникативные

  • строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

  • формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Базовый (опорный уровень), у отдельных обучающихся - превышающий базовый уровень достижения:

Ученик планирует сотрудничество с учителем и сверстниками

Правильно ставит вопросы

Способен разрешать конфликты

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



постановка учебной задачи на основе соответствия того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

составление плана и последовательных действий при планировании;

контроль в форме сличения способа действия и его результатов с заданным заданием

Базовый (опорный уровень), у отдельных обучающихся - превышающий базовый уровень достижения:

Ученик умеет: выбирать средства для организации своего поведения;

запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

Личностные

  • интерес к изучению строения грибов;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Базовый (опорный) уровень:

Ученик проявляет интерес к изучению грибов


Организационная структура урока


Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

ЭОР

I.


Организационный момент

Учитель:

  • Я рада приветствовать вас, ребята! Сегодня на уроке я желаю вам прекрасного настроения и  новых открытий. Я думаю, что этот урок будет очень интересным и занимательным.

Давайте улыбаться

Давайте дружить

Давайте учиться

И весело жить!

  • Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Пожалуйста, садитесь.


  • приветствие уча­щихся;

  • проверка готов­ности учащихся к уроку;

  • создание условий для психологического комфорта;

  • соблюдение гигиенических требований к организации образовательного про­цесса;

  • строгое соблюде­ние требований Сан­ПиН к обуче­нию и воспита­нию уча­щихся;


  • организация сво­его рабочего ме­ста;

  • приветствие учи­теля;

  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;
















Личностные:

  • готовность и спо­собность к самораз­витию и личностному са­моопределению;

  • выражение положи­тельного отношения к процессу познания;

  • желание узнать новое;

  • умение сосредотачи­ваться;

Регулятивные:

  • организация места за­ня­тий в сотрудниче­стве с учите­лем;

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудниче­ства с учителем и сверстниками













II.

Актуализация и углубление изученного

Учитель:

  • Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Расскажите о строении бактерии?

  • По каким признакам бактерии относят к прокариотам?

  • Каковы условия жизни бактерий

  • Как бактерии переносят неблагоприятные условия?


Учащиеся отвечают на вопросы

В случае затруднения учитель предлагает опору в виде схемы «Строение бактерии»

В качестве итога учитель предлагает рассмотреть подобную схему строения бактерии, способы питания, тип обмена веществ бактерий, обращая внимание на такие понятия, как прокариоты, аэробы, анаэробы

и предлагает рассмотреть на фотографии различные формы бактерий


Учитель:

  • Рассмотрите внимательно схему, обратите внимание, на отличие бактерий от других .

    Метаболи́зм (от греч. μεταβολή - «превращение, изменение»), или обмен веществ - набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.


Учащиеся отвечают на вопросы учителя, объясняя, что у бактерий отсутствует ядро , а у животных, растений и грибов есть оформленное ядро


Учитель предлагает решить проблемную ситуацию.

Учитель:

  • Объясните, почему:

  • Хозяйка замесила тесто, через определенное время тесто стало увеличиваться в объёме. Почему это происходит? Кто попытается объяснить это явление?

  • Что произойдет с продуктами ( хлеб, жареная картошка), если длительное время они будут находиться при комнатной температуре?

    Ко́мнатная температу́ра - это определённая температура в замкнутом пространстве, используемая людьми в разнообразных целях. Она также может относиться к температуре потребляемой еды (например, красного вина), которое помещается в такую комнату на определённое время.

Решая проблемную ситуацию, учащиеся приходят к выводу, что в данных явлениях виноваты какие-то организмы.


Учитель предлагает учащимся определить тему урока с помощью отгадывания загадки.

Учитель:

  • С виду он похож на зонтик

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает повезло.

Учащиеся:

  • Гриб.

Учитель предлагает учащимся определить основные задачи сегодняшнего урока.

Учитель:

  • Что нам предстоит изучить?

Учащиеся:

  • Особенности строения грибов.

  • Способы питания грибов.

  • Способы размножения грибов.

  • Классификация грибов.

  • Значение грибов в жизни человека и их роль в природе.



Учитель:

  • Молодцы, ребята, Вы правильно определили тему урока и его цели и задачи. А сейчас мне хотелось бы. Чтобы каждый из Вас сам определил свою цель на уроке.

Несколько учащихся высказывают свои цели урока, затем учитель (при условии, что у других учащихся нет других вариантов целей) просит класс разделиться на группы по уже высказанным целям.


  • постановка конкретных вопросов на обоб­щение, обоснование, конкретиза­цию, логику, рассужде­ния;

  • постановка перед учащимися проблемных задач;

  • побуждение учащихся делать сравне­ния, обобщения, выводы из ситуа­ции, сопоставлять факты;

  • организация дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке с помощью ЭОР;

  • работа с иллюстрациями, анимацией, видеофрагментами, аудио-фрагмен­тами, схемами и моделями;

  • строгое соблюдение требований Сан­ПиН к обучению и воспитанию уча­щихся;

  • соблюдение длительности применения технических средств обучения;

    Те́хника (от др.-греч. τεχνικός, от τέχνη - искусство, мастерство, умение) - обобщающее наименование технических средств ("средства труда"). Понятие техники охватывает технические изделия, ранее не существовавшие в природе и изготовленные человеком для осуществления какой-либо деятельности - машины, механизмы, оборудование, аппараты, приспособления, инструменты, приборы и т. д.

  • привитие навыков правильной осанки;

  • применение образовательных технологий с учетом физиологических возможно­стей учащихся;

  • использование методов, способствующих активизации мыслительной деятельно­сти;

  • стимулирование мотивации учащихся



  • воспроизведение понятий и алгорит­мов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

  • фиксирование затруднения в деятель­ности по известной норме;

  • определение затруднения, его место;

  • определение необходимости нового знания;

  • выдвижение гипотезы;

  • проверка гипотезы;

  • внешнее оформление новых алгорит­мов;

  • фиксирование уже оформленного зна­ния;

  • выполнение нестандартных заданий;

  • самооценка собственной деятельности.

  • соблюдение пра­вильной осанки;

  • просмотр иллюстраций, анимаций, видеофрагментов, аудио-фрагмен­тов, схем и моделей на экране;





Личностные:

  • самоопределение;

  • смыслообразование;

  • нравственно – этическая ориентация;

Регулятивные:

  • целеполагание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • контроль, коррекция, оценка;

Познавательные:

  • общеучебные универсальные (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);

  • логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей);

    Информацио́нный по́иск (англ. information retrieval) - процесс поиска неструктурированной документальной информации, удовлетворяющей информационные потребности, и наука об этом поиске.

    Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.

Коммуникативные:

  • планирование учеб­ного сотрудничества с учителем и сверстни­ками;

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • умение выражать свои мысли.


hello_html_4429ea9.png

(Слайд 2)





hello_html_m794969f1.png


(Слайд 3)



hello_html_271cdde0.png



(Слайд4)



hello_html_m741cf6c0.png

(Слайды 5).






hello_html_m5892edab.png



(Слайды 6).






hello_html_498dd31e.png


(Слайд7)



hello_html_3b9ede53.png

(Слайд8)

hello_html_m68640fad.png

(Слайд9)

III.

Изучение нового материала

Учитель предлагает повторить вывод, к которому пришли учащиеся чуть ранее:

Грибы - это организмы, которые относятся к самостоятельному царству.

Учитель демонстрирует схему строения гриба, обращая внимание на грибницу и гифы.


Учащиеся участвуют в беседе, самостоятельно делают выводы, строят монологические высказывания (предполагаемые ответы):

Клетки грибов не содержат хлорофилла, не передвигаются, растут в течение всей жизни, питаются гетеротрофным путем .


Учитель предлагает учащимся решить спор двух товарищей. Они запутались и не знают, к растениям или животным относятся грибы?

Решая проблемную ситуацию, учащиеся делают самостоятельные выводы. Предполагаемые ответы:

Признаки сходства с растениями:

-растут верхушечной частью(постоянно);

-неподвижность;

-прочные клеточные стенки;

Клеточная стенка - оболочка клетки, расположенная снаружи от цитоплазматической мембраны и выполняющая структурные, защитные и транспортные функции. Обнаруживается у большинства бактерий, архей, грибов и растений.

-способность синтезировать витамины;

-размножаются бесполым способом.

Бесполое размножение, или агамогенез - один из способов размножения, при котором следующее поколение развивается из соматических клеток без участия репродуктивных клеток - гамет. Следует отличать бесполое размножение от однополого размножения (партеногенеза), который является особой формой полового размножения.


Признаки сходства с животными:

-не имеют хлорофилла;

-гетеротрофы;

-в клеточных стенках содержится хитин;

-углеводы запасаются в виде гликогена.


С помощью учителя формулируют признаки собственно грибные.

Мицелий(грибница)-вегетативное тело.

Гифы- образуют ложную ткань-грибница и плодовое тело- споры.


Учитель демонстрирует на слайде способы питания грибов и предлагает учащимся

объяснить питание грибов.

Грибы́ (лат. Fungi или Mycota) - царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных. Грибы изучает наука микология, которая считается разделом ботаники, поскольку ранее грибы относили к царству растений.


Учитель:

  • Предлагаю вам интересный вопрос. Почему подберезовики и маслята нельзя выращивать искусственно? Ознакомьтесь с предложенной информацией и расскажите ее в группе (Приложение 1).


Учитель рассказывает о размножении грибов.

Демонстрация предполагает краткий рассказ с акцентированием внимания обучающихся на таких понятиях, как половое, бесполое размножение .

Учащиеся называют новые понятия: «грибница», «гифы», «изогамия», «гетерогамия», «оогамия».

Озвучивают вывод о грибах.:

Мицелий(грибница)-вегетативное тело.

Гифы- образуют ложную ткань-грибница и плодовое тело- споры


  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

  • побуждение учащихся делать сравне­ния, обобщения, выводы из ситуа­ции, сопоставлять факты

  • побуждение учащихся делать сравне­ния, обобщения, выводы из ситуа­ции, сопоставлять факты;

  • организация дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке с помощью ЭОР;

  • строгое соблюдение требований Сан­ПиН к обучению и воспитанию уча­щихся;

  • соблюдение длительности применения технических средств обучения;

  • привитие навыков правильной осанки;

  • применение образовательных технологий с учетом физиологических возможно­стей учащихся;

  • использование методов, способствующих активизации мыслительной деятельно­сти;

  • стимулирование мотивации учащихся








  • воспроизведение понятий и алгорит­мов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

  • выдвижение гипотезы;

  • проверка гипотезы;

  • выполнение нестандартных заданий;

  • соблюдение пра­вильной осанки;


Личностные:

  • самоопределение;

  • смыслообразование;

  • нравственно – этическая ориентация;

Регулятивные:

  • целеполагание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • контроль, коррекция, оценка;

Познавательные:

  • общеучебные универсальные (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);

  • логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей);

Коммуникативные:

  • планирование учеб­ного сотрудничества с учителем и сверстни­ками;

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • умение выражать свои мысли.


hello_html_621814eb.png

(Слайды 10)



hello_html_74330857.png

(Слайд11)



hello_html_m38c44dc1.png


(Слайд12)





hello_html_m356acc40.png

(Слайд13)



hello_html_257cc56d.png


(Слайд14)



hello_html_m421ee8ab.png


(Слайд15)












IV.

Самостоятельная работа с новым материалом

Учитель организует самостоятельное изучение учащимися по классификации грибов). Помогает выполнить самостоятельную работу, комментируя действия обучающихся.


Учащиеся выполняют самостоятельную работу, цель, задачи и порядок которой определены на слайде презентации.


Учитель предлагает учащимся обратиться к муляжам грибов, которые находятся у них на столах.

  • Распределите грибы на пластинчатые и трубчатые; на съедобные и ядовитые. У каждого гриба есть свои названия, давайте с ними познакомимся.

(Определяем по слайдам) .


Учащиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Рассказ – объяснение учителя «Классификация грибов»


Учащиеся, используя изображения грибов, текст и рисунки учебника самостоятельно изучают схему «Классификация грибов» и распределяют грибы по группам в таблице (Приложение 1).



Учитель:

«Сегодня на уроке мы узнали много нового о грибах. Думаю, нам пора сходить в лес за грибами».


Учитель проводит физкультминутку

Мы сегодня в лес пошли  

(ходьба на месте)

И в лесу грибы нашли  

(размеренное приседание)

Наклонялись, собирали,

(наклоны вперёд)

По дороге растеряли.  

(разведение рук в стороны )

Снова дальше мы пошли,

(ходьба на месте)

И ещё грибы нашли!

(круговое движение рук)

Раз –грибок, два – грибок, три –грибок.

(наклоны вперёд)

Вот и полон кузовок!

(вытягивание рук вперёд)


Учитель:

«Ребята, а давайте посмотрим, нет ли среди собранных нами грибов

ядовитых?»


Учитель организует самостоятельную работу по определению понятия «ядовитые грибы»

Учащиеся, используя изображения грибов, текст и рисунки учебника, и распределяют грибы на съедобные и ядовитые в таблице (Приложение 2).

Учитель предлагает учащимся назвать признаки отравления грибами.

Учащиеся:

  • Резко возникает слабость, недомогание.

  • Появляется бледность кожных и слизистых покровов.

  • Нарушение сердечного ритма и дыхания.

    Серде́чный цикл - понятие, отражающее последовательность процессов, происходящих за одно сокращение сердца и его последующее расслабление. Каждый цикл включает в себя три большие стадии: систола предсердий, систола желудочков и диастола.

  • Возникают боли в области желудка, печени, кишечника.

  • Появляется тошнота, рвота.


Учащиеся вместе с учителем рассматривают меры первой помощи при отравлении:

  • Без промедления обратиться в медицинское учреждение.

    Медицинские учреждения - лечебно-профилактические и другие виды заведений, в которых людям, в том числе с какими-либо заболеваниями, оказываются медицинские услуги: диагностика, лечение, реабилитация после перенесенных болезней.

    Пе́рвая по́мощь - срочное выполнение лечебно-профилактических мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия медработника или до помещения больного в медицинское учреждение.

  • До прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту.

  • Дать пострадавшему таблетки активированного угля из расчета 1 таблетка на 10 кг. массы тел.


После работы в группе, учащиеся совместно делают вывод.

(Приложение 3)

  • постановка перед учащимися проблемных задач

  • побуждение учащихся делать сравне­ния, обобщения, выводы из ситуа­ции, сопоставлять факты;

  • постановка конкретных вопросов на обоб­щение, обоснование, конкретиза­цию, логику, рассужде­ния;

  • организация проведе­ния меро­приятий, направ­ленных на развитие двигательных навыков учащихся;

  • применение образо­вательных техноло­гий с учетом фи­зиологических воз­можностей уча­щихся;

  • организация дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке с помощью ЭОР;

  • строгое соблюдение требований Сан­ПиН к обучению и воспитанию уча­щихся;

  • соблюдение длительности применения технических средств обучения;

  • привитие навыков правильной осанки;

  • применение образовательных технологий с учетом физиологических возможно­стей учащихся;

  • использование методов, способствующих активизации мыслительной деятельно­сти;

  • стимулирование мотивации учащихся






  • воспроизведение понятий и алгорит­мов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

  • определение необходимости нового знания;

  • выдвижение гипотезы;

  • проверка гипотезы;

  • самостоятельное решение типовых заданий;

  • самостоятельная проверка учащи­мися своей работы;

  • участие в меро­приятии, направленном на разви­тие двигательных навы­ков уча­щихся;

  • соблюдение пра­вильной осанки;


Личностные:

  • самоопределение;

  • смыслообразование;

  • формирование уста­новки на здоровый образ жизни;

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Регулятивные:

  • целеполагание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • осмысление поставлен­ной задачи при выпол­нении уп­ражнения;

Познавательные:

  • общеучебные универсальные (умение строить высказывание, формулировка проблемы);

  • овладение умениями ор­гани­зовывать здо­ровьесбе­регающую жизнедеятель­ность;

  • осознание важности двига­тельной дея­тель­ности;

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов;

  • умение выражать свои мысли.

  • умение проявлять ак­тивность в коллектив­ной деятельности;



hello_html_m5f25a70d.png

(Слайд16)


hello_html_m56a44a1a.png


(Слайд17)


hello_html_m4008530b.png


(Слайд18)








































hello_html_2bb64efd.png

(Слайд 19)







hello_html_4ea41a5d.png


(Слайд20)





V.

Закрепление


Учитель предлагает учащимся сформулировать основные выводы по теме: «Грибы».

  • Грибы - это уникальная группа организмов. Тело гриба называется грибницей, представлено тонкими ветвящимися трубчатыми нитями- гифами. Гифы образуют плодовое тело. В специальных органах на нижней поверхности шляпки плодового тела образуются многочисленные споры. Попав во влажную землю, они прорастают: из них развивается грибница, а со временем и плодовое тело. Съедобные шляпочные грибы -источник витаминов и микроэлементов.

    Шля́почный гриб - сборное понятие, обозначающее плодовое тело, имеющее определённые внешние признаки: гриб, состоящий из шляпки и ножки.

    Грибы используются для получения лекарств и в биотехнологии. О грибах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки.


Учитель предлагает учащимся выполнить задания на закрепление изученного материла: в парах и в ходе фронтальной работы


Задание 1. Расположите карточки с изображениями грибов в таблицу


Учащиеся работают в парах. Осуществляют распределение грибов по группам. Составляют словесное описание .


Задание 2. Какие вы знаете поговорки и пословицы о грибах?

Гриб не хлеб, а …. не трава.

. растут в деревне, а их в городе знают.

Всякий …. в руки берут, да не всякий ….в кузов кладут.

Мужичок не …., не растет под дожжок. …. не грибы, не посеяв не взойдут.

Растут …. как грибы.

Мужик сосну рубит, а по …. щепа бьет.

Где дубы , там и …..

(Приложение5)

Задание 3. Тест

(Приложение6)

Учащиеся выполняют

дидактические задания.

Выполняется взаимопроверка.

  • постановка проблемных теоретиче­ских и практических заданий;

  • постановка перед учащимися проблемных задач (напри­мер: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заве­домо допущенными ошибками);

  • организация дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке с помощью ЭОР;

  • строгое соблюдение требований Сан­ПиН к обучению и воспитанию уча­щихся;

  • применение образовательных технологий с учетом физиологических возможно­стей учащихся;

  • использование методов, способствующих активизации мыслительной деятельно­сти;

  • стимулирование мотивации учащихся




  • фиксирование уже оформленного зна­ния;

  • решение задач на повторение, закреп­ление ранее изученного матери­ала;

  • выполнение учащимися нестандартных заданий;

  • соблюдение пра­вильной осанки;


Личностные:

  • самоопределение;

  • смыслообразование;

  • нравственно – этическая ориентация;

Регулятивные:

  • целеполагание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • контроль, коррекция, оценка;

Познавательные:

  • общеучебные универсальные (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);

  • логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей);

Коммуникативные:

  • планирование учеб­ного сотрудничества с учителем и сверстни­ками;

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • умение выражать свои мысли.



























hello_html_m4bf4a10.png


(Слайд21)



hello_html_86f5be7.png

(Слайд22)


hello_html_m2629c032.png

(Слайд23-24)

hello_html_m6b7d84fa.png

VI.


Итог урока. Рефлексия

Учащиеся проводят самоанализ знаний по итогам выполненной работы. Определяют наиболее трудные вопросы.


Учитель выясняет, в чём возникли трудности у учащихся.

Затем читает стихотворение

(Приложение 7).

Обращается к учащимся:

  • У каждого на столах лежат листочки. Нарисуйте смайлик, если Вы смогли достигнуть поставленной Вами цели урока и уходите с урока с хорошем настроением. Можете написать словами.


  • организация рефлек­сии и самооценки учениками соб­ственной учебной деятельности;

    Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

  • поддержание бла­гоприятного эмоци­онального и психо­логического фона в классе;

  • строгое соблюдение требований Сан­ПиН к обучению и воспитанию уча­щихся;


  • самооценка собственной деятельности;

  • соблюдение пра­вильной осанки;



Личностные:

  • доброжелательное и эмоционально-нравственное отношение к одноклассникам;

Регулятивные:

  • оценивание соб­ственных результатов полученных на уроке;

  • рефлексия своей дея­тельности;










VII.

Домашнее задание

Учитель проводит краткое подведение итогов урока, выставляет оценки, записывает домашнее задание.

Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].


Задание на выбор:

  • на оценку «4» или «5» необходимо выполнить творческие задания:

  • составить кроссворд на тему «Грибы»,

  • подготовить сообщение «Удивительные грибы»,

  • написать сказку с грибами в «главных ролях»;

  • проанализировать материал 13 параграфа


  • на оценку «3» необходимо проработать материал 13 параграфа.







Заместитель директора по УВР ______________________________________ /Солодовникова О.Н.






Приложение 1


Карточки для самостоятельной работы «Пластинчатые и трубчатые грибы»

Расположите карточки с изображениями грибов в таблицу


Трубчатые грибы






Приложение 2



Дидактические игры на закрепление изученного материала


Расположите карточки с изображениями грибов в таблицу







Приложение 3





Материал для рассказа – «Ядовитые грибы»



Информация для учителя:

Ядовитые грибы:

Мухомор- всем известный ядовитый гриб.

Ядовитые грибы - грибы, содержащие ядовитые вещества - токсины. По характеру отравление ядовитыми грибами делят на три группы: вызывающие пищевые отравления, вызывающие нарушение деятельности нервной системы и смертельно ядовитые.

Наиболее опасен бледный мухомор, или бледная поганка. Ее яд не обезвреживается при кипячении, а признаки отравления наступают лишь через сутки, когда помощь оказывать уже поздно. Большая част смертельных отравлений грибами приходится на бледную поганку. Ее легко спутать с молодым шампиньоном. Отличия: у шампиньона нижняя поверхность шляпки белая только в раннем возрасте, затем она становится розовато- сиреневой, а позже - темнеет; зрелые споры совсем черные. У бледной поганки нижняя часть шляпки не темнеет. Повстречаться с бледной поганкой можно в дубовых и других лиственных лесах в хвойных она растет редко.

Ли́ственный лес - лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.

Шляпка бледной поганки может быть бледно- зеленой, белой, желтоватой или оливково-зеленой. В диаметре -7-10 сантиметров.По форме она вначале колокольчатая, затем слегка выпуклая. Пластинки белые, частые. Ножка высотой 8-12 см, белая или слегка зеленоватая, кверху суженная. У основания ножки клубневидное утолщение, окруженное белым или зеленоватым мешочком. В верхней части ножки- бахромчатое кольцо. Мякоть белая, сладковатая. Слизни поедают поганку и не погибают.

Мухомор красный-красивый, ярко окрашенный гриб, встречается летом и осенью в лиственных и смешанных лесах.

Сме́шанный лес - лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород. Как правило, о смешанных лесах принято говорить, когда примесь лиственных или хвойных деревьев составляет более чем 5 % от общего количества.

Ложные серо- желтые опята также могут вызывать отравления. Встречаются с весны до осени. Растут, как Сьедобные, на пнях, гнилой древесине, у основания стволов. У ложного серовато- желтого опенка шляпка имеет диаметр 2-5 см. Вначале она колокольчатая, позднее почти плоская, часто с бугорком в центре. Окраска шляпки зеленовато- желтая или серо- желтая, в центре красноватая или красно- бурая, без чешуек. Отличия от сьедобных осенних опят: 1)Пластинка у молодых ложных опятсерно- желтая, а у молодых сьедобных осенних опят пластинки белые. 2) Ножка ложных опят высотой 5-10 см, внутри полая. На ножке имеются почти незаметные остатки бурого колечка, а у сьедобных опят имеется белое колечко. 3)Мякоть ложных опят желтая, очень горькая, с тяжелым запахом, а у сьедобных опят она с приятным запахом и вкусом, беловатая. 4) У ложных опят споры шоколадно- коричневого чвета, а а у сьедобных осенних опят- белые.



Приложение 4


Информация для самостоятельной работы обучающихся

Пищевая ценность грибов.

Ученик 1. Сьедобные грибы- ценный пищевой продукт. По содержанию белков они превосходят все известные виды овощей и приближаются по этому показателю к мясу и рыбе. Углеводов и жиров в грибах очень мало, что определяет их низкую калорийность.

Ученик 2.Грибы содержат много витаминов. По их содержанию различные виды грибов отличаются друг от друга. Например, витамином В1, особенно богаты лисички, летние опята, витамином А- рыжики и лисички, витамином Д –белый гриб, зеленушка, витамином РР- вешенка обыкновенная. Богаты грибы и микроэлементами. Они содержат калий, фосфор, кальций и железо. Вкусовые качества зависят в первую очередь от наличия в грибах особых экстрактивных веществ, придающих им ни с чем не сравнимые и грибной вкус и аромат.

Вкус в физиологии - один из видов хеморецепции; ощущение, возникающее при действии различных веществ преимущественно на рецепторы вкуса (расположенные на вкусовых луковицах языка, а также задней стенки глотки, мягкого неба, миндалины, надгортанника).


Приложение 5




Поговорки и пословицы о грибах.

Гриб не хлеб, а ягода не трава.

Грибы растут в деревне, а их в городе знают.

Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.

Мужичок не грибок, не растет под дожжок.

Бобы не грибы, не посеяв не взойдут.

Растут детки как грибы.

Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.

Где дубы , там и грибы.





Приложение 6

Тест

1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;

Органические соединения, органические вещества - класс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Органические соединения, кроме углерода, чаще всего содержат элементы водород, кислород, азот, значительно реже - серу, фосфор, галогены и некоторые металлы (порознь или в различных комбинациях).


в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;

г) плодовым телом.
3.По способу питания грибы

а) автотрофы
б)
гетеротрофы
4) . Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов:

а) симбиоз;

б) грибокорень;

в) грибница;

г)автотроф.

5.К грибам паразитам относится:
а) подберезовик;
б)
гриб-трутовик;
в) опёнок.
6. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

а) способны к фотосинтезу;

б)питаются готовыми органическими веществами.

Приложение 7

Стихотворение




Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На травинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, берегите!