Главная страница
Контакты

    Главная страница


План урока по теме "Озера и болота"

Скачать 35.58 Kb.



Скачать 35.58 Kb.
Дата11.04.2017
Размер35.58 Kb.

План урока по теме "Озера и болота"


Тема урока " Озера и болота". География 6 класс.

Цели урока

Образовательные: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных сточных озерах. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер по происхождению.

Развивающие: развивать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.

Ло́гика (др.-греч. λογική - «Философский термин», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Географическое положение - «положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии…». Оно характеризует «место данного объекта в системе пространственных связей и потоков (вещественных, энергетических, информационных) и определяет его отношения с внешней средой».

Воспитательные: формировать у обучающихся отношения к озерам как к объекту красоты, пользы, изучения и охраны.

Тип урока (по целям): изучение нового материала.

Методы и формы учебной деятельности: рассказ учителя, сообщения обучающихся, эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя, формирование выводов и определений, закрепление.

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

Оборудование: физическая карта полушарий, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран), атласы для 6 класса, учебник "География. Землеведение"; В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Дрофа, 2005 г.

Структура урока

План

Ход урока:

I. Организационный момент (приветствие обучающихся).

II.Мотивационно - целевой блок:

учитель: На прошлом уроке мы начали изучать раздел внутренние воды. Какой вид мы уже изучили? (Реки).

Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые помогут повторить домашнее задание. После чего вы должны будите проверить знание домашнего задания друг у друга (самоконтроль, самопроверка).

- Дайте определение терминов: исток, приток, устье, русло.

- Что такое речная система?

Речна́я систе́ма - совокупность рек, изливающих воды одним общим руслом или системой протоков в море, озеро или другой водоём.
Из каких частей она состоит?

- Как определить правый и левый притоки?

- Чем питается наша река?



Молодцы! Вы довольно таки быстро справились с проверкой домашнего задания.

А сегодня мы изучим с вами следующие виды внутренних вод. Но перед этим я предлагаю вам вспомнить любые загадки, в которых встречается вода. (Загадки детей).Молодцы!

А теперь послушайте мою загадку.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядят в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядят в него молодые березки.

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды-

В нем все отражается ...

Как это зеркало называется? (озеро)

Это и будет нашей новой темой.



III.Изучение нового материала

- Итак, темой сегодня на уроке будет ? .... (озеро)

- Попробуйте сами дать определение, что такое озеро.

Дети дают определение вслух. Молодцы!

А теперь проверьте себя и дайте более точное определение понятию озеро. Предлагаю поработать в группах и выяснить что же такое озеро, используя планшеты и интернет ресурсы, энциклопедии, которые лежат на столах (каждая группа работает со своим источником).



- Сравните, как определяют это понятие авторы учебника (стр. 155).

Итак, озеро - это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление называется котловина. От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера. (запишите это определение в свои диагностические карты)

Наша планета Земля богата озерами, а с какими озерами вы ассоциируете нашу страну – Россию?

Земля Земля́ - третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.
(Байкал)

-Да, это одно из самых замечательных мест России. Может быть из вас кто-то бывал на Байкале и видел его своими глазами?(Возможный диалог с обучающимся).

Я вам предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет об этом озере. (Видео).

-Какие чувства вызвало у вас это видео?

Обратите внимание, на ваших столах лежит текст – отрывок из литературного произведения «Голубые очи планеты» Муранова, который я предлагаю вам прочитать.

Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.

Насколько точно, на ваш взгляд, писатель передал образ Байкала, и какие образы возникли у вас, при прочтении данного отрывка.



Теперь я предлагаю окунуться в мир живописи и посмотреть, как художники изображали в своих работах озера.

Виды озер по происхождению. А все ли озера по размерам одинаковые? Посмотрите на карте! (Разные). Разные потому что они разные по происхождению. Например, озеро Байкал – оно глубокое и вытянутое и относится к тектоническому происхождению.

Байка́л (бур. Байгал далай) - озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды.

Байкал

Титикака

Каспийское

Аральское

Ледниковые

Ладожское

Онежское

Запрудные

Сарезское?(обучающимся на д.з.)

Вулканические

Кроноцкое?(обучающимся на д.з.)

Курильское?(обучающимся на д.з.)



Давайте уточним, что необходимо для образования озера. Озеро образуется в местах с избыточной влажностью в котловинах – углублениях в земной коре.

Также озера делятся на сточные и бессточные. (Слайд). Запишите определения в тетради.

Чем отличается сточное озеро от бессточного?

Опережающее задание:

Сообщения учащихся об озерах: озеро чернил, озеро - кастрюля, озеро смерти.

О́зеро Сме́рти (лат. Lacus Mortis) - лунное море, расположенное в северо-восточной части видимой стороны Луны и сформированное из базальтовой лавы.

Ребята, как вы думаете, что будет с озером, если оно начнет загрязняться и если из него не будет поступать вода из рек? (Болото)

Правильно, молодцы! Но что же такое все таки болото?

Болото – избыточно увлажненный участок земной поверхности с болотистой растительностью и торфом. Запишите.


Давайте попробуем ответить на вопрос: «Болота – это зло или добро?» Ведь издавна на Руси болот боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы - кикиморы, ведьмы.

В предложенной таблице есть две колонки. Отразите в каждой из них вред болот и их пользу.

Вред болот

-территория, которую нельзя использовать в сельском хозяйстве;

-опасное место для жизни людей.

Польза болот

-болото – место обитания птиц;

-на болотах образуется торф;

-на болотах растут ценные ягоды;

-болота дают начало многим рекам;

-на болотах идет очистка воды


Сообщения обучающихся

- торф

- животные в болотах

- роль болот в природе


Вывод: Болота имеют большое значение.

Водоочи́стка (или очистка воды) - процесс удаления нежелательных химических веществ, биологических загрязнителей, взвешенных твёрдых частиц и газов, загрязняющих пресную воду. Окончательным результатом процесса очистки является получение питьевой воды, пригодной для использования с определённой целью.
Болото – природное водохранилище чистейшей пресной воды. Ведь болота – прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. Вытекающие из болот ручейки питают крупные реки и озёра. В проливные дожди мхи впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоёмы от высыхания. Осушённое болото уже не задерживает талые весенние воды и не может питать водоёмы в летнее время года.
Дожди - атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 0,5 до 6-7 мм.
За́суха - продолжительный (от нескольких недель до двух-трёх месяцев) период устойчивой погоды с высокими для данной местности температурами воздуха и малым количеством осадков (дождя), в результате чего снижаются влагозапасы почвы и возникает угнетение и гибель культурных растений.
Летнее время Ле́тнее вре́мя - время, вводимое на летний период; часы при этом переводят весной, обычно на 1 час позже относительно стандартного времени, действующего на данной территории в зимний период. Осенью часы переводят обратно на стандартное время, получившее в переводящих часы странах название «зимнее» время.
Поэтому нередко после осушения болот реки и озёра мелеют. Начинается засуха. Уничтожение болот повлечёт за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе всё взаимосвязано. В настоящее время 150 болот в России взято под охрану.






Рефлексия.

Ребята, скажите, пожалуйста, с какими источниками информации мы с вами сегодня работали? (интернет ресурсы, карта, рассказ учителя, энциклопедии, словари, учебники географии) .

Капли (отношение и чувства (эмоции) к уроку).

  • Объявление оценок учителем

  • за лучшие ответы

  • за сообщения

  • за выполнение практической работы.

Домашнее задание

40, обозначение в контурных картах озер.




  • Образовательные
  • Развивающие
  • Методы и формы учебной деятельности
  • Структура урока
  • Объявление оценок учителем