Главная страница
Контакты

    Главная страница


Поурочное планирование по философии

Скачать 322.55 Kb.



Скачать 322.55 Kb.
Дата10.05.2017
Размер322.55 Kb.

Поурочное планирование по философии



Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число















Тема урока № 1: Философия и её роль в жизни общества



Образовательная цель: показать, что философия как одна из форм общественного сознания, возникает на определенном этапе существования человеческого общества, сформировать представление об особенностях разных типов мировоззрения



Развивающая цель: учить анализировать предпосылки возникновения философии, выделять функции философии, делать выводы об особенностях философии.
О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.



Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения


Тип урока: урок сообщения нового материала / по типологии Вагина А.А.

Научная картина мира - одно из основополагающих понятий в философии науки - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.
/



Основные понятия и термины: философия, гносеология, аксиология, мировоззрение



Оборудование: опорный конспект № 1, компьютерная презентация «Философия»


Межпредметные связи: всемирная история, культурология, обществознание, география, биология


Литература:

Аблеев С.Р.

Всемирная история Всемирная история - процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды.
Философия в схемах и таблицах М., 2004

Боженов А. Основы философии – Астана; 2009

Гуревич А. Философия – М., 2005

Горбачев В.Г. Основы философии М.;1997

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

История философии – ред. Кирвель Ч., Минск, 2003

Маслобоева Н. Философия – М., 2006

Спиркин А.Г. Философия М., 2001

Тихонравов М. Философия – М., 2005

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы. 2003



Ход урока.

1.Организационный момент.

(инструктаж)



2.Переход к изучению нового материала.

План изучения:

  1. Понятие философии

  2. Мировоззрение

  3. Исторические типы философии


Задание: Выделить особенности исторических типов философии, особенности философии как науки



3.Изучение нового материала.

Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Понятие философии

1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить особенности философии»


2.Объяснение материала об особенностях философии

( с использованием опорного конспекта, презентации (слайды 1-7)


3.Беседа по вопросам:

-Назовите социально-политические предпосылки возникновения философии

-Каковы культурно-исторические предпосылки возникновения философии?

-Перечислите особенности философии.

-В чем заключаются функции философии?


слушают объяснение

-работа по опорному конспекту

-конспектирование,

словарная работа

-просмотр презентации


- ответ на вопросы

2. Мировоззрение

1.Постановка проблемного вопроса

«Выделить особенности типов мировоззрения»


2.Объяснение материала

/с использованием опорного конспекта и презентации (слайды 7-10)/


3.Беседа по вопросам

- Что такое мировоззрение?

- Какова структура мировоззрения?

- Какие формы мировоззрения можно выделить?


слушают объяснение



-работа по опорному конспекту

-конспектирование

-просмотр презентации



- ответ на вопросы

3.Исторические типы философии

1.Постановка задания

«Выделить характерные черты типов философии»


2.Объяснение материала

/ с использованием схемы «Типы философии», презентации (Слайды 11-13)/


3.Беседа по вопросам задания

- Каковы особенности мифологии?

- Чем характеризуется религиозное мировоззрение?

Рели́гия (лат. religare - связывать, соединять) - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).

-Каковы признаки философского мировоззрения?





слушают объяснение

  • работа с терминами

  • конспектирование

- ответы на вопросы


4.Закрепление Перечислите типы мировоззрения

Дайте определение философии

Перечислите типы философии


Каковы особенности типов философии?

Каковы особенности философии как науки?


Закрепление по тесту 1 (при наличии времени)


5..Домашнее задание.

Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел 1.1-1.5

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998, 1-1

Философия / сост. Габитов Т.- Алматы, 2003, раздел 1


Подготовить сообщения (отдельным учащимся) по темам:


Философские взгляды Платона

Философские взгляды Аристотеля

Философские взгляды Демокрита

Философские взгляды Эпикура


Подготовить (по желанию) тесты по теме «Философия, мировоззрение»



Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число















Тема урока № 2: Философия древнего мира



Образовательная цель: сформировать представление о характерных чертах философии древнего мира, об особенностях философии идеализма древнего Востока, направлениях материализма Древней Греции.
Древний Восток - историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству.
Древний мир Дре́вний мир - период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии - империи Чола, а в Америке - начало европейской колонизации.



Развивающая цель: учить анализировать, делать выводы о характерных признаках философии древнего мира, выделять отличительные черты философии востока и запада



Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения



Тип урока: комбинированный / по типологии Вагина А.А./



Основные понятия и термины: сансара, карма, медитация, атом, геоцентризм, нирвана



Оборудование: презентация «Философия 2», тесты


Межпредметные связи: всемирная история, культурология, политология


Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах М., 2004

Боженов А. Основы философии – Астана; 2009

Гуревич А. Философия – М., 2005

Горбачев В.Г. Основы философии М.;1997

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

История философии – ред. Кирвель Ч., Минск, 2003

Маслобоева Н. Философия – М., 2006

Спиркин А.Г. Философия М., 2001

Тихонравов М. Философия – М., 2005

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы. 2003




Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Опрос

По карточкам (тестам 4 человека)

Фронт.

Терминологическая минутка

(аксиология, гносеология, мировоззрение, мифология, религия, философия )


-В чем заключаются функции философии?

-Каковы особенности философии?

-Перечислите виды мировоззрения


Индив. Рассказать об исторических типах философии

Задание группе: слушать внимательно, дополнить




3.Переход к изучению нового материала.

План изучения:

  1. Философские представления в Древней Индии и Китае

  2. Основные черты философии Древней Греции


Задание: Выделить особенности древней философии.



4.Изучение нового материала.

Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1

Философские представления Древней Индии и Китаая


1.Постановка проблемного вопроса

«В чем особенность понимания цели жизни в философии Древней Индии и Китая?

Смысл жи́зни, смысл бытия́ - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
»


2.Объяснение материала

( с использованием презентации (слайды 1-10)


3.Задание учащимся просмотрев видеосюжет ответить на вопросы:

- Какие истины были открыты Буддой

-Какие пути спасения предлагает Гаутама?


4.Опережающие задания учащихся

О философских представлениях

Конфуцианства, даосизма


5.Задание учащимся ответить на вопросы:

-В чем смысл жизни, по мнению даосизма?

-Каким должен быть человек, по мнению Конфуция?

-В чем особенность понимания цели жизни в философии Древнего Китая и Индии?

Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники охватывают период не менее 3500 лет.

- осмысливают задание


-слушают объяснение

-просмотр презентации

-конспектирование,

-анализируют

- отвечают на вопросы

-слушают объяснение

- осмысливают задание

- отвечают на вопросы


2.Основные черты философии Древней Греции


1.Постановка задания

В чем сходство и различие в философских системах древнего Востока и философии Древней Греции?


2.Объяснение материала

( с использованием презентации (слайды 15-30)


3.Постановка задания

1.Прослушав сообщения, выделите общее и особенное в понятиях мира, сущности жизни.


4.Опережающие задания – сообщения о философских представлениях Платона и Аристотеля, Демокрита и Эпикура


5.Беседа по вопросам

1.Каковы особенности в представлениях об устройстве мира Платона и Аристотеля?

2. Каковы общие и отличительные черты в философском понимании мира Демокритом и Эпикуром?


- осмысливают задание



-слушают объяснение

-просмотр презентации

-конспектирование,


-слушают объяснение

-просмотр презентации

-конспектирование,


-анализируют

- отвечают на вопросы


5.Закрепление

В чем сходство и различие в философских системах древнего Востока и Греции?

Каковы особенности древней философии


6.Домашнее задание

Горбачев В.раздел 1-2, Боженов 2.1,2.2, Философия Габитов 1.3


Подготовить сообщение по теме:

Философские идеи А. Блаженного

Философские идеи Ф. Аквинского

Философские идеи Т. Мора

Философские идеи Н. Коперника

Философские идеи Г. Галилея


Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число
















Тема урока № 3: Философия средневековья и Возрождения



Образовательная цель: сформировать представление об особенностях средневековой философии, её религиозном характере, показать, что развитие техники и естествознания привели к освобождению науки от религиозного влияния



Развивающая цель: учить анализировать, сопоставлять различные точки зрения



Воспитательная цель: формирование научного мировоззрения



Тип урока: комбинированный / по типологии Вагина А.А.
Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
/



Основные понятия и термины: гелиоцентризм, антропоцентризм


Оборудование урока: карточки с заданием, компьютерная презентация №3 «Философия средневековья»


Межпредметные связи: всемирная история, культурология, обществознание


Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах М., 2004

Боженов А. Основы философии – Астана; 2009

Гуревич А. Философия – М., 2005

Горбачев В.Г. Основы философии М.;1997

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

История философии – ред. Кирвель Ч., Минск, 2003

Маслобоева Н. Философия – М., 2006

Спиркин А.Г. Философия М., 2001

Тихонравов М. Философия – М., 2005

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы. 2003



Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос

Терминологическая минутка:

По карточкам 3 человека


Индив. Рассказать об основных направлениях древнеиндийской философии


Задание группе: Слушать внимательно, задать вопросы по упущенному материалу


Фронт. Каковы особенности взглядов древнекитайских философов?

Каковы моральные принципы Конфуцианства?

Перечислите черты благородного мужа

Каков путь жизни человека в философии даосизма?

Каков путь познания в философии даосизма?

Индив. Рассказать о взглядах древнегреческих философов-материалистов


Задание группе: дополнить


Фронт. Каковы представления Платона об устройстве мира?

Что ждет человека после смерти в представлении Платона?

Где находится центр мира, по мнению Платона и Аристотеля?



3 .Переход к изучению нового материала.

План изучения

1.Особенности средневековой философии

2.Философия эпохи Возрождения


Задание: Выделить общее и особенное в философии древности и средневековья в вопросе об устройстве мира

В чем особенность философских взглядов Возрождения на смысл существования человека?



4.Изучение нового материала.

Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Особенности средневековой философии


1. Постановка проблемного вопроса

1.Выделить особенности философии средневековья

2.Сравнить философские взгляды на устройство мира в средние века и в древней Греции


2.

Алжи́р (араб. الجزائر‎ эль-Джаза́ир), полная официальная форма - Алжи́рская Наро́дная Демократи́ческая Респу́блика (АНДР) (араб. الجمهورية الجزائرية الديمقراطية الشعبية‎ эль-Джумхури́ййа эль-Джазаири́ййа эд-Димукраты́ййа эш-Ша‘би́ййа) - государство в Северной Африке в западной части Средиземноморского бассейна, крупнейшее по территории африканское государство.
Объяснение материала о философии средневековья /с использованием опорного конспекта, компьютерной презентации (слайды 2-8)/


3.Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений о взглядах философа Августина Блаженного


4.

Авре́лий Августи́н Иппони́йский (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis), или Августи́н Афр (лат. Augustinus Afer), также Блаже́нный Августи́н (13 ноября 354 года, Тагаст, Нумидия, Северная Африка - 28 августа 430 года, Гиппон, близ Карфагена, Северная Африка) - христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года), один из Отцов христианской церкви.
Задание по тексту опорного конспекта выписать основные идеи философии средневековья


5. Беседа по вопросам

- Каковы общие черты взглядов средневековых философов и древнегреческих на устройство мира?


- осмысливают задание



-слушают объяснение

-работа по опорному конспекту

-конспектирование,

словарная работа


конспектирование,



- ответ на вопросы

2.Философия эпохи Возрождения

1. Постановка задания

В чем отличие во взглядах на устройство мира философии возрождения и средневековой?


2. Объяснение материала о философии эпохи Возрождения (с использованием компьютерной презентации, слайды 9-21 )


3.

Философия Возрождения - направление в европейской философии XV-XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.
Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений о взглядах философов

Г.Галилея

Н.Коперника


4. Постановка задания «Выделить черты идеального общества в представлении Т.Мора и Т.Кампанелла»


5.Организация работы по опережающим сообщениям о взглядах философов - утопистов


6. Проверка выполнения задания

черты идеального общества в представлении Т.Мора и Т.Кампанелла»


- осмысливают задание


-слушают объяснение


-просмотр презентации


-работа по опорному конспекту




-конспектирование





- ответ на вопросы


5.Закрепление

Каковы особенности философских взглядов А.Блаженного?

Какова сущность «града божьего»?

На каких принципах основаны город Солнца и остров Утопия?


6. Домашнее задание:

Боженов А.
Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].
Основы философии, Астана -2009, раздел 2-3,2-4,2-5

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998, 1-2

Философия / сост. Габитов Т.- Алматы, 2003, раздел 1-4


Подготовить сообщение по темам

Философские взгляды Р.Декарта, Ф. Бэкона

К.Маркса,

Чернышевского Н.Г.

Бердяева Н.А.

По желанию подготовить тесты, кроссворды по теме: «Типы философии»






Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число

















Тема урока № 4: Философия нового и новейшего времени.
Новейшее время - период в истории человечества с 1918 года[источник не указан 612 дней] по настоящее время или с 1917 года (когда в России произошла социалистическая революция).



Образовательная цель: сформировать представление о том, что с появлением новых производственных отношений формируются новые философские взгляды



Развивающая цель: учить анализировать, сопоставлять различные точки зрения



Воспитательная цель: формировать собственную позицию



Тип урока: комбинированный / по типологии Вагина А.А./



Основные понятия и термины: индукция, дедукция, метафизика, диалектика


Оборудование: карточки с заданием, тесты, компьютерная презентация «Философия нового времени»


Межпредметные связи: всемирная история, культурология, обществознание, политология


Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах М., 2004

Боженов А. Основы философии – Астана; 2009

Гуревич А. Философия – М., 2005

Горбачев В.Г. Основы философии М.;1997

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

История философии – ред. Кирвель Ч., Минск, 2003

Маслобоева Н. Философия – М., 2006

Спиркин А.Г. Философия М., 2001

Тихонравов М. Философия – М., 2005

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы. 2003



Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос

Терминологическая минутка

По карточкам 4 человека


Индив. Рассказать об основных представлениях средневековой философии


Задание группе: Слушать внимательно, дополнить


Фронт. Каковы представления Коперника об устройстве Вселенной?

Перечислите черты идеального общества в представлении Т.Мора

Каков вклад Галилея в философию?

Каковы взгляды Бруно на космос?

Каков принцип распределения в городе Солнца, по мнению Кампанеллы?

В чем сходство системы распределения в г. Солнца и о. Утопия?

Каким должно быть воспитание в г. Солнца?

Какие виды собственности есть у соляриев?



3 .Переход к изучению нового материала.

План изучения

1.Философия нового времени

2.Основные проблемы философии 19-20 вв.


Задание: Выделить особенность философских направлений нового времени



4.Изучение нового материала.

Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Философия Нового времени

1. Постановка проблемного вопроса

1.«Выделить особенности философии нового времени (16-18 вв.

Философия Нового времени Философия Нового времени - период развития философии в западной Европе в XVII-XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения.
)

2.Сравнить философские взгляды на процесс познания в средние века и новое время»


2.Объяснение материала о философии нового времени / с использованием опорного конспекта, презентации (слайды 2-21)/


3.Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений о взглядах философов Ф.Бэкона Р.Декарта


4.Опережающие задания учащихся

о взглядах философов Ф.Бэкона Р.Декарта


5. Беседа по вопросам

- Каковы философские взгляды на процесс познания в новое время?

-В чем отличие от средневековых взглядов?



- осмысливают задание




- слушают объяснение

-работа по опорному конспекту

-конспектирование,

словарная работа


-слушают объяснение

-анализируют



- отвечают на вопросы

2.Основные проблемы философии 19-20 вв.

1. Постановка задания

Выделить основные направления философии 19-20 вв.


2.Объяснение материала о философии 19-20 вв. /с использованием опорного конспекта, презентации (слайды 22-34)/


3.Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений о взглядах философов К. Маркса И.Канта


4.Опережающие задания учащихся

о взглядах философов К. Маркса И.Канта


5. Беседа по вопросам

В чем суть философии индустриального общества?

Индустриа́льное о́бщество - общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса.


- осмысливают задание


-слушают объяснение

-анализируют

- конспектируют





-слушают объяснение


- конспектируют


-отвечают на вопросы





5.Закрепление

Каковы особенности философских идей нового времени?

Каковы направления философии 20 века?

По тестам



6. Домашнее задание:

Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел с 2-6 по 2-11

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998, 1-2

Философия / сост. Габитов Т.- Алматы, 2003, раздел 1-5 по 1-8


Подготовить сообщения- по теме Философские взгляды Чернышевского Н.Г

А.Кунанбаева

Ч.Валиханова

Ломоносова М.В.


Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число

















Тема урока № 5: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ



Образовательная цель: сформировать представление об особенных чертах философии отечественной, о факторах, влияющих на её становление и развитие



Развивающая цель: учить анализировать, сопоставлять различные точки зрения



Воспитательная цель: формировать собственную позицию



Тип урока: комбинированный / по типологии Вагина А.А./



Основные понятия и термины: ислам, софия, гражданское общество


Оборудование урока: опорный конспект № 5, карточки с заданием Карт.

Гражда́нское о́бщество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса, а также других внешних факторов.
5 ,видеофильм «Абай», «Ясави», компьютерная презентация «Отечественная философия»


Межпредметные связи: всемирная история, культурология, обществознание, история Казахстана


Литература:

Аблеев С.Р.

История Казахстана - события на территории современного Казахстана с начала расселения там людей.
Философия в схемах и таблицах: Учеб. пос.-М.: Высш. Шк.- 2004.-207 с.

Боженов А. Основы философии, Астана: Фолиант -2009-264 с.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций - М., Владос, 1998. -352 с.

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

Спиркин А.Г. Философия М.: Гардарика, 2001. -816 с.

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003. – 368 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос

По карточкам 2 человека


Индив. Рассказать об основных представлениях философии нового времени


Задание группе: Слушать внимательно, дополнить


Фронт.

Каковы представления И. Канта об устройстве Вселенной?

Перечислите черты идеального общества в представлении К. Маркса

Каков вклад Гегеля в философию?

Каковы основные направления философии 20 века?

Каковы основные идеи о цели человека в философии средневековья?



3 .Переход к изучению нового материала.

План изучения

1.Философия средневековья

2.Основные проблемы отечественной философии 19-20 вв.


Задание: Выделить основные проблемы отечественной философии



4.Изучение нового материала.

Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Философия средневековья

1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить особенности отечественной философии средневековья.

- Какие факторы влияли на философские представления?

- Сравнить философские взгляды западных и отечественных философов»

2.Объяснение материала об отечественной философии средневековья (русская и тюркская философия ) /с использованием компьютерной презентации слайды 2-10, видеоматериала «Ясави»/


3.Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений о взглядах философов: Аль-Фараби. Ю. Баласагунский


4.Опережающие задания учащихся

О философских представлениях Аль-Фараби. Ю. Баласагунского


5. Беседа по вопросам

- Каковы особенности отечественной философии средневековья?

-Сравните философские взгляды западных и отечественных философов. Что общего? В чем отличие?





-осмысливают задание


слушают объяснение


-конспектирование



-слушают объяснение

-анализируют



-слушают объяснение

-анализируют



- отвечают на вопросы

2. Основные проблемы отечественной философии 19-20 вв.



1. Постановка задания

-Каковы представления отечественных философов на будущее страны и народа?


2.Объяснение материала об отечественной философии /с использованием компьютерной презентации слайды 11-30/


3.Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений о взглядах философов: Ломоносова М.В., Соловьева В.А., Чернышевского Н.Г.


3.Постановка задания

Просмотрев видеоматериал, ответьте на вопрос в чем смысл жизни, по мнению Абая?


4. Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений о взглядах философов: Бердяева Н.А., Валиханова Ч.


5.Опережающие задания учащихся

О философских представлениях Бердяева Н.А., Валиханова Ч.


6. Беседа по вопросам

-Какие проблемы волновали отечественных философов нового времени?

-Каков вклад в философию внесли казахские ученые 19-20 вв.?




-слушают объяснение

-анализируют




-конспектирование





просмотр видеоматериала

анализ видеоматериала


-слушают объяснение



отвечают на вопросы



5.Закрепление

Тестовые задания для учащихся



6. Домашнее задание:

Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел с 2-6 по 2-11

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998, 1-2

Философия / сост. Габитов Т.- Алматы, 2003, раздел 1-5 по 1-8


Подготовить (по желанию)- тест, кроссворд по теме «Исторические типы философии»

-презентацию по теме «Исторические типы философии»

-реферат по теме «Отечественная философия» (А.Кунанбаев, Ч.Валиханов, И. Алтынсарин, Х.Ясави, М.Кашгарский, Ломоносов М.В.)


Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число


















Тема урока 5: БЫТИЕ. МАТЕРИЯ.

Образовательная цель: Раскрыть философский смысл проблемы бытия, соотношения категорий субстанции, материи, свойств материи.



Развивающая цель: Учить анализировать, выделять общее и особенное



Воспитательная цель: формировать собственную позицию



Тип урока: изучения нового материала / по типологии Вагина А.А./



Основные понятия и термины: бытие, материя, пространство, время, субстанция, движение, биоценоз, популяция.



Оборудование: тесты, презентация


Межпредметные связи: история, биология, обществознание, химия, металлургия, физика, астрономия.


Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах: Учеб. пос.-М.: Высш. Шк.- 2004.-207 с.

Боженов А. Основы философии, Астана: Фолиант -2009-264 с.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций- М., Владос, 1998. -352 с.

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

Спиркин А.Г. Философия М.:Гардарика, 2001. -816 с.

Философия Сост. Т.Г.Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003. – 368 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.



2 .Переход к изучению нового материала.

План изучения

1.Бытие как философская категория

2.

Катего́рия (от др.-греч. κατηγορία - «высказывание, обвинение, признак») - предельно общее понятие, выражающее наиболее существенные отношения действительности. Изучение категорий заключается в определении наиболее фундаментальных и широких классов сущностей.
Материя, виды материи

3.Движение, формы движения материи

4.Пространство и время


Задание: Выделить свойства материи



3.Изучение нового материала.


Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Бытие как философская категория

1. Постановка проблемного вопроса

«Выделить характерные признаки видов бытия»


2.Объяснение материала о бытие, видах, особенностях становления категории

(с использованием опорного конспекта, эл. презентации слайды 2-7 )


3. Беседа по вопросам

Назовите виды бытия

Дайте определение бытию.

Чем характеризуется природное бытие?




слушают объяснение

-конспектирование


-анализируют


- отвечают на вопросы

2.Материя, виды материи


1.Постановка задания

Выделить характерные признаки материи


2.Объяснение материала о материи, видах, свойствах

(с использованием опорного конспекта эл. презентации слайды 8-19 )


3. Беседа по вопросам

Что такое материя?

Каковы виды материи?

Перечислите свойства материи




слушают объяснение

-конспектирование


-анализируют

- отвечают на вопросы

3.Движение,

формы движения материи


1.Постановка задания

Слушая материал, работая с опорным конспектом выделить виды движения, признаки


2.Объяснение материала о движении, видах движения


3. Беседа по вопросам

Чем характеризуется химическое движение?

Приведите примеры биологического движения.

Перечислите формы социального движения.

слушают объяснение

-конспектирование


-анализируют



- отвечают на вопросы

4.

Пространство и время


1.Постановка задания

Слушая материал, работая с опорным конспектом выделить виды, свойства пространства и времени


2.Объяснение материала о пространстве и времени, свойствах, видах


3. Беседа по вопросам

Назовите виды времени

Каковы общие свойства времени и пространства?

В чем различие свойств времени и пространства?


слушают объяснение

-конспектирование


-анализируют


- отвечают на вопросы


4.Закрепление

Каковы свойства материи?

Каковы виды бытия?

Что такое движение?

Дайте определение слов бытие, материя, субстанция, пространство, время



5. Домашнее задание:

Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел 3-1

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998, 1-3

Философия / сост. Габитов Т.- Алматы, 2003, раздел 3, 3.1.1


Подготовить (по желанию)- тест или кроссворд по теме «Бытие, материя»


Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число
















Тема урока №7: Категория сознания в философии

Образовательная цель: сформировать представление о том, что сознание выступает как образ внешнего мира, показать отличие сознания человека от психики животных, выделить философский смысл проблемы сознания



Развивающая цель: учить анализировать, выделять общее и отличительное, выбирать необходимый материал из различных источников


Воспитательная цель: формировать собственную позицию, формирование научного мировоззрения



Тип урока: комбинированный / по типологии Вагина А.А./



Основные понятия и термины: сознание, общественное и индивидуальное сознание



Оборудование: опорный конспект № 7,карточки с заданием, тесты


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, биология,


Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах: Учеб. пос.-М.: Высш. Шк.- 2004.-207 с.

Боженов А. Основы философии, Астана: Фолиант -2009-264 с.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций- М., Владос, 1998. -352 с.

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

Спиркин А.Г. Философия М.: Гардарика, 2001. -816 с.

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003. – 368 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос

По карточкам 2 человека

Фронт. Дайте определение понятию бытия

Перечислите виды бытия

Дайте определение понятию материи

Индив. Рассказать о материи и видах и свойствах


Задание дополнить

Фронт. Перечислите формы движения материи

Дайте определение движения

Дайте понятие субстанции

Свойства времени

Свойства пространства



3 .Переход к изучению нового материала.

План изучения

1.Сознание

2.Виды сознания


Задание: Выделить причины возникновения сознания



4.Изучение нового материала.

Изучаемый

вопрос

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Сознание


1. Постановка задания

«Выделить причины возникновения сознания

Отметить, как меняются формы отражения»

2.Объяснение материала о сознании

(с использованием опорного конспекта и презентации, слайды 2-7 )


3. Беседа по вопросам

Назовите виды отражения.

Дайте определение сознанию.

Каковы причины возникновения сознания?




слушают объяснение

-конспектирование


-анализируют


- отвечают на вопросы

2.Виды сознания

1. Постановка задания

«Выделить факторы, влияющие на индивидуальное и общественное сознание»


2.Объяснение материала о сознании

(с использованием опорного конспекта и презентации, слайды 8-16 )


3. Беседа по вопросам

Какие факторы влияют на индивидуальное сознание?

Какие факторы влияют на общественное сознание?

Какова взаимосвязь общественного и индивидуального сознания?





слушают объяснение

-конспектирование


-анализируют



- отвечают на вопросы


5.Закрепление

Дайте определение сознания

Перечислите виды сознания

В чем особенность общественного сознания современного этапа?


6. Домашнее задание:

Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел 3-2

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998, 1-5

Философия / сост. Габитов Т.- Алматы, 2003, раздел 3.2.1 -


Подготовить (по желанию)- тест или кроссворд по теме «Бытие, материя, сознание»

Опорный конспект по теме «Сознание»



Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число


















Тема урока 8: Диалектика, законы и категории диалектики.



Образовательная цель: сформировать представление учащихся о философском смысле проблемы диалектики;

- раскрыть причины изменений, источник и процесс развития, взаимосвязь между различными стадиями процесса развития


Развивающая цель: Учить анализировать, выделять общее в природе, обществе, в процессе развития


Воспитательная цель: Формирование представлений о связи человека с природой, чувства ответственности



Тип урока: комбинированный / по типологии Вагина А.А./



Основные понятия и термины: качество, количество, мера, противоположности, отрицание, категория.



Оборудование: карточки с заданием, тесты, презентация «Диалектика»


Межпредметные связи: история, химия, физика, биология, анатомия, геология, металлургия


Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах: Учеб. пос.-М.: Высш. Шк.- 2004.-207 с.

Боженов А. Основы философии, Астана: Фолиант -2009-264 с.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций- М., Владос, 1998. -352 с.

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

Спиркин А.Г. Философия М.:Гардарика, 2001. -816 с.

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003. – 368 с.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос

По карточкам 2 человека

Индив. Рассказать о категории сознания


Задание дополнить


Фронт. Перечислите виды сознания

Назовите формы общественного сознания

Дайте им определение

Перечислите виды бытия

Какие свойства есть у материи?

Что такое движение?


Как происходит движение, по каким законам развивается окружающий мир, есть ли всеобщие законы развития? Поиски ответов привели к понятию диалектики. Свой вклад внесли ученые Аристотель, Конфуций, Декарт. Гегель.



3.Переход к изучению нового материала.
План изучения нового материала

1.Закон единства и борьбы противоположностей

2.Закон количественных и качественных изменений

3.Закон отрицания отрицания

4.Категории диалектики


Задание: Выделить общее в природе, обществе, в процессе развития


4.Изучение нового материала.

Изучаемые вопросы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Закон единства и борьбы противоположностей

1.Постановка задания:

Выделить причины, т.е. источник всякого развития

Привести примеры в живой, неживой, социальной материи


2.Объяснение нового материала

(с использованием опорного конспекта, презентации слайды 2-11 )


3.Организация контроля работы

Выделение главного в материале


4. Беседа по вопросам

Привести примеры противоположностей в неживой, живой, социальной материи

Привести примеры противоречий в неживой, живой, социальной материи







Слушают объяснение


-конспектируют

-анализируют

-приводят примеры


-отвечают на вопросы

2.Закон перехода

количественных

изменений в качественные


1.Постановка задания:

Раскрыть процесс развития

Привести примеры действия закона в живой, неживой, социальной материи


2.Объяснение материала

(с использованием опорного конспекта и презентации слайды 12-16 )


3.Организация работы по опорным конспектам


4. Беседа по вопросам

Привести примеры действия закона в неживой, живой, социальной материи





Слушают объяснение


анализируют


Конспектируют


Отвечают на вопросы

Приводят примеры

3.Закон отрицания отрицания

(закон двойного отрицания)


1.Постановка задачи:

Прослушав материал, привести примеры действия закона в живой, неживой, социальной материи


2.Объяснение материала

(с использованием опорного конспекта и презентации слайды 17-20 )

3.Организация конспектирования


4. Беседа по вопросам

Привести примеры действия закона в неживой, живой, социальной материи



Слушают объяснение


анализируют

конспектируют



Отвечают на вопросы

Приводят примеры

4.Категории диалектики

1.Задание учащимся:

Выделить признаки категорий диалектики

«Привести примеры категорий в неживой, живой, социальной материи»


2.Объяснение материала (с использованием опорного конспекта и презентации слайды 21-23 )


3.Организация конспектирования

4.. Беседа по вопросам

Привести примеры категорий в неживой, живой, социальной материи





Слушают объяснение

Конспектируют

Отвечают на вопросы

Приводят примеры


5.Домашнее задание:

конспект по теме


Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел 3-3

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998, 1-9-1,1-9-2


Подготовить сообщение по теме: первобытный строй

рабовладельческий строй

феодальный строй

капиталистический строй

коммунистический строй

род

племя

народность

нация


По желанию составить тест по темам «Материя. Диалектика»


6.Закрепление

Дайте определение слов: противоположности, мера, качество, количество, отрицание, категория.

В чем суть законов диалектики?



Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число

















Тема урока 9: Общество как саморазвивающаяся система.
Саморазвивающаяся система - кибернетическая (или динамическая) система, которая самостоятельно выбирает цели своего развития и критерии их достижения, изменяет свои параметры, структуру и другие характеристики в заданном направлении.



Образовательная цель: сформировать представление о том, что общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, это форма жизнедеятельности людей, показать, что развитие общества процесс материального и духовного развития и изменения



Развивающая цель: развитие умения устанавливать связи и отношения между явлениями в обществе, учить анализировать, выделять общее и особенное в процессе развития общества



Воспитательная цель: воспитания толерантности, полипарадигмальности подходов к обществу, формировать собственную позицию, формирование научного мировоззрения



Тип урока: комбинированный / по типологии Вагина А.А./



Основные понятия и термины: способ производства, предметы и средства труда, общественно-экономическая формация, надстройка, цивилизация



Оборудование: карточки с заданием, тесты, видеоматериал, электронная презентации по теме «Общество»


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, культурология, Биология, политология


Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах: Учеб. пос.-М.: Высш. Шк.- 2004.-207 с.

Боженов А. Основы философии, Астана: Фолиант -2009-264 с.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций- М., Владос, 1998. -352 с.

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

Спиркин А.Г. Философия М.: Гардарика, 2001. -816 с.

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003. – 368 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос

По карточкам 2 человека (вариант тесты)

Индив. Рассказать о законе единства и борьбы противоположностей


Задание привести примеры в живой, неживой, социальной материи


Индив.. Рассказать о законе количественных и качественных изменений


Задание привести примеры в живой, неживой, социальной материи


Фронт. Дайте определение понятию отрицание

В чем суть закона отрицания отрицания?

Перечислите категории диалектики


3.Переход к изучению нового материала.

План изучения нового материала

1.Понятие общества. Теории развития общества.

2.Общественно-экономическая формация, способ производства материальных благ

3.

Марксистская политическая экономия - направление в экономической теории, политическая экономия, основу которой составляет трудовая теория стоимости (Адам Смит, Давид Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости.
Развитие общества, формы развития общества.


Задание: Выделить общие и отличительные черты в развитии общества



4.Изучение нового материала.

Изучаемые вопросы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Понятие общества. Теории развития общества.


1.Постановка задания:

« Выделить характерные признаки общества

Выделить факторы, влияющие на развитие общества»


2.Объяснение нового материала

(с использованием опорного конспекта, электронной презентации слайды 2-8 )

3.Организация контроля работы


4. Беседа по вопросам

Каковы признаки общества?

В чем суть религиозной и географической теорий?

Каковы главные факторы развития общества по Мальтусу, Марксу?






Слушают объяснение


-конспектируют

-анализируют



-отвечают на вопросы

2.Общественно-экономическая формация, способ производства материальных благ

2.

Материальные блага - категория экономической теории, представляющая собой блага имущественного характера.
Постановка задания:

« Выделить характерные признаки ОЭФ»


.2. Объяснение нового материала

(с использованием схем, электронной презентации слайды 9-11 )


3.Организация конспектирования


4. Беседа по вопросам

Дайте определение базиса и надстройки

Каковы главные элементы способа производства



Слушают объяснение

-конспектируют

-анализируют


-отвечают на вопросы

3. Формы развития общества

1.Постановка задания:

« Выделить характерные признаки развития общества

Отметить признаки в схему»


2. Объяснение нового материала

(с использованием схем, электронной презентации слайды 13-16 )


3.Организация конспектирования


4. Беседа по вопросам

Приведите примеры революций

Какие из реформ современности вам запомнились?

Что такое эволюция?

Приведите примеры регрессивного развития






Слушают объяснение

-конспектируют

-

Заполняют схему

анализируют


-отвечают на вопросы


5.Домашнее задание: конспект

Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел 3-4

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998, 2-1, 2-2. 2-3, 2-4, 2-8

Философия Сост. Т.Г.Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003 – 4-2, 4-3, 4-5



6.Закрепление

Дайте определение понятий: общество, способ производства, общественно-экономическая формация, надстройка, базис.

Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число


















Тема урока 10: РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Образовательная цель: сформировать представление о том, что развитие общества процесс материального и духовного развития и изменения

Развивающая цель: развитие умения устанавливать связи и отношения между явлениями в обществе, учить анализировать, выделять общее и особенное в процессе развития общества

Воспитательная цель: воспитания толерантности, полипарадигмальности подходов к обществу, формировать собственную позицию, формирование научного мировоззрения

Тип урока: комбинированный урок / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины: способ производства, предметы и средства труда, общественно-экономическая формация, надстройка, цивилизация

Оборудование: тесты, видеоматериал, электронная презентация «Развитие общества»

Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, культурология, биология, политология

Литература:

Боженов А. Основы философии, Астана: Фолиант -2009-264 с.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций- М., Владос, 1998. -352 с.

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

Спиркин А.Г. Философия М.: Гардарика, 2001. -816 с.

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003. – 368 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос

По карточкам 4 человека (вариант тесты)

Фронт Дайте определение общества

Каковы признаки общества?

Что включает понятие способ производства?

Чем характеризуется ОЭФ?

Какие факторы влияют на базис?

Дайте определение понятию производительные силы

Что такое производственные отношения?


Индив. Рассказать о теориях развития общества


Задание дополнить


Фронт. Дайте определение понятию средства производства

Перечислите способы производства



3.
Средства производства - совокупность средств труда и предметов труда. Средства производства и труд человека неразрывно связаны и взаимообусловлены. Средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками, физическими возможностями к труду и приводящие эти средства производства в действие, составляют производительные силы.
Переход к изучению нового материала.

План изучения нового материала

  1. Общественно-экономическая формация, цивилизация, культура.

  2. Первобытная и рабовладельческая формация.

  3. Особенности общественного развития в эпоху феодализма.

  4. Характеристика экономики и положения классов в период капитализма


Задание: Выделить общие и отличительные черты в развитии общества



4.Изучение нового материала.

Изучаемые вопросы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Общественно-экономическая формация, цивилизация, культура

1.Постановка задания:

« Выделить характерные признаки ОЭФ, цивилизации и культуры


2. Объяснение нового материала


3. Беседа по вопросам

Дайте определение ОЭФ

Главный признак цивилизации

Каковы особенности культуры?

Каковы общие черты этих понятий?

В чем отличие?




Слушают


-анализируют

-отвечают на вопросы

2. Первобытная и рабовладельческая формация.


1.Постановка задания:

« Выделить характерные признаки каждой ОЭФ»

Отметить признаки в таблицу


2.Нацеливание учащихся на обсуждение темы и заполнение таблицы


3. Объяснение нового материала

( с использованием опорного конспекта и презентации, слайды 2-9)


4. Беседа по вопросам

Коллектив людей в эпоху первобытного строя?

Какие классы появились при рабовладении?


Слушают

Заполняют таблицу

анализируют

выделяют главное

-отвечают на вопросы

3. Особенности общественного развития в эпоху феодализма

1.Постановка задания:

« Выделить характерные признаки феодального строя


2.

Феодали́зм (от лат. feudum - лен, феодальное землевладение) - правовая административная система правоотношений в обществе, свойственная некоторым государственно организованным добуржуазным обществам.
Нацеливание учащихся на прослушивание опережающих заданий и заполнение таблицы


3. Опережающее задание - объяснение нового материала


4.Организация конспектирования, заполнения таблицы


4. Беседа по вопросам

Что нового в орудиях труда и занятиях возникло при феодализме?

Ору́дие труда́ - один из терминов марксистской политической экономии, главная часть средств труда. Маркс называет орудия труда «механические средства труда», определяет как «костную и мускульную систему производства» и считает отражением уровня развития общественного производства.

Как изменились отношения между людьми?

Какие классы появились при феодализме?


Слушают объяснение



-конспектируют

-анализируют

-заполняют таблицу



-отвечают на вопросы

4. Характеристика экономики и положения классов в период капитализма


1.Постановка задания:

« Выделить характерные признаки

капиталистического строя


2. Нацеливание учащихся на прослушивание опережающих заданий и заполнение таблицы


3. Опережающее задание - объяснение нового материала


4.Организация конспектирования, заполнения таблицы


5.Беседа по вопросам

Каковы характерные признаки капиталистического строя?

Капитали́зм - экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, формальном юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

Какие изменения произошли в производительных силах?

Как меняются производственные отношения?

Какие классы определяли развитие капитализма?




Слушают

Заполняют таблицу

анализируют

выделяют главное


-отвечают на вопросы


5.Домашнее задание: конспект

Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел 3-1

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998, 2-1 - 2-4,

Философия. Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003 – 4-2


Приготовить сообщение на тему наука как форма познавательной деятельности человека

По желанию приготовить творческие задания:

Электронная презентация по развитию общества

Тесты по теме «Общество»

Кроссворды по теме «Общество»



6.
Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Закрепление

Выделите общие и отличительные черты в развитии общества





Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число

















Тема урока 11: ПОЗНАНИЕ. НАУКА КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Образовательная цель: Раскрыть философское понятие познания, показать, что истинность познания проверяется практикой



Развивающая цель: Учить анализировать, выделять особенности видов познания, развивать умения выделять главное



Воспитательная цель: формировать собственную позицию, формирование научного мировоззрения



Тип урока: комбинированный / по типологии Вагина А.А./



Основные понятия и термины: познание, гипотезы, индукция, дедукция, моделирование,



Оборудование: тесты, электронная презентация


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, культурология, Биология, политология


Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах: Учеб. пос.-М.: Высш. Шк.- 2004.-207 с.

Боженов А. Основы философии, Астана: Фолиант -2009-264 с.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций- М., Владос, 1998. -352 с.

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

Спиркин А.Г. Философия М.: Гардарика, 2001. -816 с.

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003. – 368 с.




Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос
Письменный, по вариантам


1 вариант

Дать характеристику первобытного строя

Определите понятие способа производства

Раскройте религиозную теорию развития общества


2 вариант

Дать характеристику рабовладельческого строя

Определите понятие общественно-экономической формации

Раскройте географическую теорию развития общества


3 вариант

Дать характеристику феодального строя

Определите понятие формы развития общества

Раскройте теорию Мальтуса развития общества


4 вариант

Дать характеристику капиталистического строя

Определите теории развития общества

Раскройте теорию Маркса развития общества


Вариант опроса тесты



3.Переход к изучению нового материала.

План

1.Познание. Виды познания

2.Наука, методы научного познания


4.
Нау́ка - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Изучение нового материала.

Задание: Выделить основные черты процесса познания


Изучаемые вопросы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Познание. Виды познания



1.Постановка задания:

« Выделить характерные признаки процесса познания

Отметить формы чувственного и рационального познания »


2.Объяснение нового материала

(с использованием опорного конспекта, эл. презентации, слайды 2-10 )


3.Организация работы по конспектированию основных положений


4. Беседа по вопросам

Каковы характерные признаки процесса познания?

Каковы формы чувственного и рационального познания?






Слушают объяснение


-конспектируют

-анализируют



-отвечают на вопросы

2.Наука, методы научного познания

1.Постановка задания:

Каковы особенности науки на современном этапе?


2.Объяснение нового материала

(с использованием опорного конспекта, эл. презентации, слайды 11-15 )


3. Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений о науке


4.Организация работы по конспектированию основных положений


5. Беседа по вопросам

Какие научные методы можно отнести к эмпирическим, какие к рациональным?

Нау́чный ме́тод - совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Каковы особенности науки на современном этапе?




Слушают объяснение


-конспектируют

-анализируют




-отвечают на вопросы





5..Домашнее задание: конспект

Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел 3-5

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998,1-6, 1-7

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003 3-2,3-3,3-4

подготовить сообщение по темам

Мораль, право, религия, искусство

По желанию тесты по теме, кроссворды



6.Закрепление
Каковы особенности науки на современном этапе?

Охарактеризуйте процесс познания.






Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число




















Тема урока 12: ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.


Образовательная цель: Раскрыть философский смысл понятия общественное сознание, показать особенности формирования общественного сознания.



Развивающая цель: Учить анализировать, выделять общее и особенное в формах общественного сознания



Воспитательная цель: формировать собственную позицию, формирование научного мировоззрения



Тип урока: комбинированный /по типологии Вагина А.А./



Основные понятия и термины: религия, право, мораль



Оборудование: карточки с заданием, тесты, видеоматериал, электронная презентация «Общественное сознание»


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, культурология


Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах: Учеб. пос.-М.: Высш. Шк.- 2004.-207 с.

Боженов А. Основы философии, Астана: Фолиант -2009-264 с.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций- М., Владос, 1998. -352 с.

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

Спиркин А.Г. Философия М.: Гардарика, 2001. -816 с.

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003. – 368 с.




Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос
По карточкам 2 человека (вариант тесты)

Фронт. Дайте определение понятию познание

Перечислите формы познания

Перечислите виды чувственного познания

Перечислите виды логического познания

Особенности науки в современном мире

Индив. Рассказать о методах научного познания.

Задание задать вопросы по упущенному материалу



3.Переход к изучению нового материала.

План изучения нового материала

1. Мораль и право как формы общественного сознания

2. Религия как форма общественного сознания

3.

Общественное сознание - в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Оно отражает в сущности и само состояние конкретного общества. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества.
Наука как форма общественного сознания



4.Изучение нового материала.


Задание: Выделить особенности форм общественного сознания


Изучаемые вопросы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Мораль и право как формы общественного сознания



1.Постановка задания:

« Выделить характерные признаки морали и права

Выделить общие черты права и морали»


2.Объяснение нового материала

(с использованием опорного конспекта, видеоматериала, презентации, слайды 2-8)


3.Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений о морали и праве


4.Организация работы по заполнению таблицы


5. Беседа по вопросам

Как меняются правовые и моральные нормы?

Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Какие факторы влияют на изменение права и морали?



Слушают объяснение


заполняют таблицу


-конспектируют

-анализируют

-заполняют таблицу

-отвечают на вопросы

2. Религия как форма общественного сознания



1.Постановка задания:

Каковы особенности религиозного сознания?


2.Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений о религии


3.Объяснение нового материала

(с использованием схемы, презентации, слайды 9-11)


4.Организация конспектирования


5. Беседа по вопросам

Каковы особенности религиозного сознания?

Каковы причины возникновения религии?

Каковы элементы религии?

Перечислите виды религии.




Слушают объяснение



-конспектируют

-анализируют



-отвечают на вопросы

3.

Наука как форма общественного сознания



1.Постановка задания:

Каковы особенности научного сознания?


2.Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений о науке


3.Организация работы по изучению материала об особенностях современного состояния науки


4. Беседа по вопросам

Чем характеризуются формы общественного сознания?




Слушают объяснение

конспектируют

-анализируют


-Отвечают на вопросы


5.Домашнее задание

конспект


Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел 3-2

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998,2-5,2-6

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003 4-7,4-8


6. Закрепление

В чем сходство и различие права и морали?

Каковы особенности религии и науки?





Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число




















Тема урока 13: МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.


Образовательная цель: Раскрыть философский смысл понятия общественное сознание, показать особенности формирования общественного сознания.



Развивающая цель: Учить анализировать, выделять общее и особенное в формах общественного сознания



Воспитательная цель: формировать собственную позицию, формирование научного мировоззрения



Тип урока: комбинированный /по типологии Вагина А.А./



Основные понятия и термины: виды искусства, средства искусства



Оборудование: карточки с заданием, тесты, видеоматериал, электронная презентация «Формы общественного сознания»


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, культурология


Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах: Учеб. пос.-М.: Высш. Шк.- 2004.-207 с.

Боженов А. Основы философии, Астана: Фолиант -2009-264 с.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций- М., Владос, 1998. -352 с.

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

Спиркин А.Г. Философия М.: Гардарика, 2001. -816 с.

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003. – 368 с.




Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос
По карточкам 2 человека

Фронт. Дайте определение понятию сознание

Перечислите виды сознания

Каковы особенности морального сознания?

Какова роль науки в современном мире?

В чем особенность религиозного сознания?

Индив. Рассказать о праве как форме общественного сознания

Задание задать вопросы по упущенному материалу



3.Переход к изучению нового материала.

План изучения нового материала

1. Искусство как форма общественного сознания

2. Политическая идеология как форма общественного сознания



4.
Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность») - понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.
Изучение нового материала.


Задание: Выделить особенности форм общественного сознания


Изучаемые вопросы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Искусство как форма общественного сознания

1.Постановка задания:

Какова особенность искусства как формы общественного сознания?


2. Организация работы по изучению материала об особенностях различных видов искусства

Учебник «Эстетическое воспитание»

Стр.

Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
247-


3.Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений об искусстве

(с использованием опорного конспекта, видеоматериала, презентации, слайды 2-8)


4. Организация выступлений учащихся по изученным темам


5. Беседа по вопросам

Какова особенность искусства как формы общественного сознания?

Какие средства используют разные виды искусства?



Слушают объяснение


заполняют таблицу


-конспектируют

-анализируют

-заполняют таблицу

-отвечают на вопросы

2. . Политическая идеология как форма общественного сознания



1.Постановка задания:

Каковы особенности политического сознания?


2.Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений о политической идеологии


3.Организация работы по изучению материала об особенностях политического сознания


4. Беседа по вопросам

Чем характеризуются формы общественного сознания?




Слушают объяснение

конспектируют

-анализируют


-Отвечают на вопросы


5.Домашнее задание

конспект


Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел 3-2

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998,2-5,2-6

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003 4-7,4-8


6. Закрепление

В чем сходство и различие политики и философии?

Каковы особенности искусства?

Какие средства используют различные виды искусства?


Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число


















Тема урока 14: БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ. ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Антропогене́з - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.


Образовательная цель: сформировать представление о том, что важнейшей проблемой философии является проблема бытия человека.

Развивающая цель: учить анализировать, развитие умения выдвигать гипотезу и развивать её

Воспитательная цель: воспитания толерантности, полипарадигмальности подходов к обществу, человеку

Тип урока: комбинированный / по типологии Вагина А.А./

Основные понятия и термины: бытие человека, теология, космическая эволюция, биологическая эволюция

Оборудование: карточки с заданием, тесты, видеоматериал, электронная презентация «Бытие человека»

Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, культурология

Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах: Учеб. пос.-М.: Высш. Шк.- 2004.-207 с.

Боженов А. Основы философии, Астана: Фолиант -2009-264 с.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций- М., Владос, 1998. -352 с.

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

Спиркин А.Г. Философия М.: Гардарика, 2001. -816 с.

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003. – 368 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос
По карточкам 2 человека

Индив. Рассказать о морали как форме общественного сознания


Задание дополнить


Фронт. Выделите характерные черты права

Каковы причины возникновения религии?

Перечислите особенности науки

Назовите средства искусства


3.Переход к изучению нового материала.

План изучения нового материала

1.Бытие человека

2.Гипотезы происхождения человека


4.Изучение нового материала

Задание: Выделить основные представления о сущности человека


Изучаемые вопросы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.

Природа и сущность человека - философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям.
Бытие человека


1.Постановка задания:

« Выделить понятия сущности человека


2.Объяснение нового материала

(с использованием опорного конспекта, презентации слайды 2-8)


3.Организация конспектирования


4. Беседа по вопросам

Какие направления понятия бытия человека можно выделить?

Каково понятие человека в средние века?

Каковы представления о человеке в эпоху Возрождения?

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от re/ri - «снова» или «заново» + nasci - «рождённый») - имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени.



Слушают объяснение

-конспектируют

-анализируют


-отвечают на вопросы

2.Гипотезы происхождения человека

1.Постановка задания:

« Выделить гипотезы происхождения человека


2.Объяснение нового материала

(с использованием опорного конспекта, видеоматериала презентации слайды 9-17)


3.Организация конспектирования


4. Беседа по вопросам

Какие человеческие типы известны в эволюционной теории?

Эволюцио́нная биоло́гия - раздел биологии, изучающий происхождение видов от общих предков, наследственность и изменчивость их признаков, размножение и разнообразие форм в ходе эволюционного развития. Развитие отдельных видов обычно рассматривается в контексте глобальных преобразований флор и фаун, как компонентов биосферы.

Как и чем они отличаются?

Что нового внесла гипотеза космической эволюции?




-Слушают объяснение

-Просмотр видеоматериала

-конспектируют

-анализируют

-отвечают на вопросы


5..Домашнее задание

конспект


Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел 3-6

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998, 1-4

Философия Сост. Т.Г.Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003 4-1



6.Закрепление
Выделите гипотезы происхождения человека

Понятие сущности человека в разные периоды времени


Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число

















Тема урока 15: ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.



Образовательная цель: сформировать представление о том, что важнейшей проблемой философии является проблема бытия человека, что существуют различные точки зрения на проблему смысла жизни, смерти и бессмертия



Развивающая цель: развитие умения выдвигать гипотезу и развивать её, формулировать собственную позицию



Воспитательная цель: воспитание толерантности, выработки собственного мнения



Тип урока: комбинированный / по типологии Вагина А.А./



Основные понятия и термины: смысл жизни, бессмертие, аскетизм, гедонизм, прагматизм, утилитаризм, альтруизм, эвдемонизм



Оборудование: карточки с заданием, видеоматериал, электронная презентация «Проблема жизни»


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, культурология


Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах: Учеб. пос.-М.: Высш. Шк.- 2004.-207 с.

Боженов А. Основы философии, Астана: Фолиант -2009-264 с.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций- М., Владос, 1998. -352 с.

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

Спиркин А.Г. Философия М.: Гардарика, 2001. -816 с.

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003. – 368 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос
По карточкам 2 человека


Индив. Рассказать о гипотезах происхождения человека


Задание дополнить


Фронт. Перечислите точки зрения на проблему сущности человека

Какое представление о человеке было распространено в древности?

Что в качестве сущности человека определяло средневековье?

Как изменились представления о человеке в новое время?


3.Переход к изучению нового материала.

План изучения нового материала

1.Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества

2.Концепции смысла жизни


4.Изучение нового материала

Задание: Выделить основные представления о жизни и смерти, смысле жизни


Изучаемые вопросы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества


1.Постановка задания:

« Выделить понятия сущности человека»


2.Объяснение нового материала

(с использованием опорного конспекта, видеоматериала, презентации слайды 2-12)

3. Беседа по вопросам

- Какие представления о жизни и смерти высказывали философы древней Индии?

- Представления Демокрита и Эпикура о смерти и смысле жизни.

- Какие идеи высказывали философы Древней Греции?

- Понятие смысла жизни и бессмертия у древних египтян


4.

Древний Еги́пет (от др.-греч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus), самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др. (транслит. егип. tA-kmt, tA-mrj, tA-wy), Ке́ми (копт. Ⲕⲏⲙⲉ) - название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил.
Организация конспектирования


5. Беседа по вопросам

Какие направления понятия жизни и смерти можно выделить?

Сходство и различие представлений эпохи древности и средневековья?




Слушают объяснение


-Просмотр видеоматериала

-отвечают на вопросы






-конспектируют

-анализируют


-отвечают на вопросы

2.Концепции смысла жизни


1.Постановка задания:

« Выделить представления о смысле жизни»


2.Объяснение нового материала

(с использованием опорного конспекта, презентации слайды 13-18)

3. Беседа по вопросам

Чем характеризуется каждое направление?



Слушают объяснение

-конспектируют

-анализируют

-отвечают на вопросы


5..Домашнее задание

конспект


Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел 3-6

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998, 1-4

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003 4-1

Подготовиться к семинарскому занятию по теме «Глобальные проблемы современности»


6.Закрепление

Чем характеризуется каждое направление концепции смысла жизни?

Как определяется смысл жизни в разные периоды времени, в разные эпохи?

В чем отличие прагматизма от аскетизма?

Каково отличие аскетизма от эвдемонизма?








Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число


















Тема урока 17: ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ



Образовательная цель: сформировать представление о причинах появления глобальных проблем, путях их разрешения



Развивающая цель: развитие умения устанавливать связи и отношения между явлениями в обществе и природе, формулировать собственную позицию



Воспитательная цель: воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности за свои поступки

Тип урока: комбинированный (по типологии Вагина А.А.)



Основные понятия и термины: интерсоциальные проблемы, экология, терроризм



Оборудование: схема «Глобальные проблемы», видеосюжет «Природа и культура», электронная презентация


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, культурология, политология, экология


Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах: Учеб. пос.-М.: Высш. Шк.- 2004.-207 с.

Боженов А. Основы философии, Астана: Фолиант -2009-264 с.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций- М., Владос, 1998. -352 с.

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

Спиркин А.Г. Философия М.: Гардарика, 2001. -816 с.

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003. – 368 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос
По карточкам 2 человека

Индив. Рассказать о гипотезах происхождения человека


Задание дополнить


Фронт. Выделите понятия сущности человека.

Каково понятие человека в средние века?

Каковы представления о человеке в эпоху Возрождения?

Каковы представления о жизни и смерти в эпоху древности?

Каковы средневековые идеи о смысле жизни?



3.Переход к изучению нового материала.

План изучения нового материала

1. Причины появления и виды глобальных проблем

2. Экологические проблемы

3.

Экологическая проблема - это изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.
Экономические проблемы

4.Политические проблемы.

5.Будущее человечества. Пути решения глобальных проблем


4.Изучение нового материала

Задание: Выделить причины и основные направления глобальных проблем


Изучаемые вопросы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Причины появления и виды глобальных проблем



1.Постановка задания:

«Выделить причины появления проблем»

2.Объяснение нового материала

(с использованием опорного конспекта, презентации слайды 2-8)


3.Организация конспектирования


4. Беседа по вопросам

Почему проблемы названы глобальными?

Какие причины вызывают глобальные проблемы



Слушают объяснение

-конспектируют

-анализируют


-отвечают на вопросы

2. Экологические проблемы


1.Постановка задания:

« Выделить направления экологических проблем»


2.Объяснение нового материала

(с использованием опорного конспекта, видеоматериала презентации слайды 9-17)


3.Организация конспектирования


4. Беседа по вопросам

Перечислите экологические проблемы

Есть ли экологические проблемы в нашей области?

Какое значение для будущего имеют экологические проблемы?

Каков путь решения экологических проблем?




-Слушают объяснение

-Просмотр видеоматериала

-конспектируют

-анализируют

-отвечают на вопросы

3. Экономические проблемы

1.Постановка задания:

Выделить экономические проблемы и законспектировать


2.Организация самостоятельного изучения материала

(учебник стр.232-234 учебник Боженова Основы философии)


3.Беседа по вопросам

Каковы причины отсталости стран?

Как можно эти проблемы разрешить?

Как связаны экономические и политические проблемы?





-читают материал


-конспектируют


-отвечают на вопросы

4.Политические проблемы

1.Постановка задания:

Прослушав сообщение ответить на вопрос в чем опасность войн и терроризма?


2.Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений


3.Организация конспектирования


4.Беседа по вопросам

В чем опасность терроризма?

Какова причина войн?





-слушают

-конспектируют


-отвечают на вопросы

5.Будущее человечества. Пути решения глобальных проблем


1.Постановка задания:

Выделить пути решения глобальных проблем


2.Нацеливание учащихся на прослушивание подготовленных сообщений


3.Организация конспектирования


4.Беседа по вопросам

Каковы пути решения экологических проблем?

В чем опасность политической нестабильности?

Пути выхода?

Какие прогнозы делают пессимисты?

В чем сущность оптимистического взгляда на будущее?

Что такое постиндустриальное общество?

Постиндустриа́льное о́бщество - общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности, а также более высокой долей населения, занятого в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.






-слушают

-конспектируют


-отвечают на вопросы


5..Домашнее задание

конспект


Боженов А. Основы философии, Астана -2009, раздел 3-6

Горбачев В.Г. Основы философии – М., 1998, 1-4

Философия Сост. Т.Г.Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003 4-1



6.Закрепление

В чем причина глобальных проблем?

В чем причина межнациональных конфликтов?

Межэтнический конфликт (межнациональный конфликт) - конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве. Так как «национальность» в русском языке обычно означает то же, что и «этническая принадлежность», то его иногда называют межнациональным конфликтом.

Каковы пути решения проблем?

Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.





Группа

Число

Группа

Число

Группа

Число


















Тема урока 19: НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.



Образовательная цель: сформировать представление о значении нравственных проблем в жизни общества и человека



Развивающая цель: развитие умения устанавливать связи и отношения между явлениями в обществе и природе, формулировать собственную позицию



Воспитательная цель: чувства ответственности за свои поступки, толерантности

Тип урока: комбинированный (по типологии Вагина А.А.)



Основные понятия и термины: нравственная ответственность за поступки



Оборудование: электронная презентация «Нравственность»


Межпредметные связи: всемирная история, обществознание, культурология, политология, экология


Литература:

Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах: Учеб. пос.-М.: Высш. Шк.- 2004.-207 с.

Боженов А. Основы философии, Астана: Фолиант -2009-264 с.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций - М., Владос, 1998. -352 с.

Гриненко Г.В. История философии М., 2003

Спиркин А.Г. Философия М.: Гардарика, 2001. -816 с.

Философия Сост. Т.Г. Габитов – Алматы: Каржы-Каражат, 2003. – 368 с.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Опрос
По карточкам 2 человека

Фронт. Почему проблемы названы глобальными?

Как можно эти проблемы разрешить?


Индив. Рассказать о прогнозах будущего человечества


Задание дополнить




3.Переход к изучению нового материала.

План изучения нового материала

1. Нравственные проблемы современности

2. Культура личности


4.Изучение нового материала

Задание: определить значение нравственности для жизни общества?


Изучаемые вопросы

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1 Прогнозы будущего человечества.


1.Постановка задания:

«Выделить направления нравственных проблем»


2.Объяснение нового материала

(с использованием опорного конспекта, презентации слайды 2-8)


3.Организация конспектирования


4. Беседа по вопросам

Что такое нравственность?

Может ли общество обойтись без морали?

Право сильного, в чем его смысл?

Общество без морали, каков его путь?

Как связаны нравственные проблемы с будущим человечества?

Зачем нужна нравственность?



Слушают объяснение

-конспектируют

-анализируют


-отвечают на вопросы

2. Культура личности



1.Постановка задания:

« Для чего в обществе существует этикет и мораль»


2. Беседа по вопросам

Что такое этикет?

Каковы сходство и различие морали и этикета?

Перечислите представления философов о правилах жизни общества и человека?

Может ли быть безнравственным образованный человек?

Влияет ли уровень грамотности на уровень моральности?

Гра́мотность (от лат. grammatica - «учение о словесности», др.-греч. γραμματική - «словесность, грамматика») - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке.

Можно ли по внешнему виду определить некультурного человека?

Можно ли по внешнему виду определить безнравственного человека?

В чем сходство и в чем различие этих понятий?




-Слушают объяснение

-Просмотр видеоматериала

-конспектируют

-анализируют

-отвечают на вопросы


5..Домашнее задание

конспект

подготовка к зачету



6.Закрепление

Каково значение нравственности в жизни общества?