Главная страница
Контакты

    Главная страница


Представление собственного инновационного педагогического опыта: "Здоровьесберегающие технологии"




Дата11.04.2017
Размер65.7 Kb.

Представление собственного инновационного педагогического опыта: "Здоровьесберегающие технологии"


Представление собственного инновационного педагогического опыта.


.Актуальность и перспективность опыта.


Актуальность темы «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»предопределена тем, что здоровье человека – основная ценность человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности.

Школьный возраст - определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения.
Физи́ческая культу́ра (греч. phýsis, природа + культура) - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Здоровье Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать - в еде и напитках И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.

Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания;

Боле́знь (лат. morbus) - это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни, и его способности поддерживать свой гомеостаз. Является следствием ограниченных энергетических и функциональных возможностей живой системы в противопоставлении патогенным факторам.
за годы обучения в пять раз возросло число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных силах. Подобное состояние здоровья - результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. В связи с этим одной из приоритетных задач в моей работе стало сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни.
Психи́ческое здоро́вье (духовное или душевное, иногда - мента́льное здоровье) - согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной и главных и актуальных задач всей системы образования не только сегодня, но было и будет всегда.

Система образования - модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.

Опыт предполагает внедрить здоровьесберегающие технологии в учебный процесс на уроках физической культуры, в результате чего вытекают следующие задачи:

- создание условий для занятий физкультурно-спортивной деятельностью;

- разработка содержательного обеспечения уроков физической культуры в рамках интеграции предложенных государственных программ.

- введение третьего часа уроков физической культуры;

- проведение уроков на свежем воздухе, включая закаливающие процедуры, как естественными факторами природы, так и водные процедуры;

Третий час урока физкультуры несет «Образовательно-познавательный» характер. Цель данных уроков: приобретение воспитанником такие специальные знания, которые он сумеет перенести в обыденную жизнь и с пользой применить в других видах деятельности. Современный образовательно-познавательный урок по учебному предмету «Физическая культура» должен быть комплексным, межпредметным, объединяющим в себе знания по биологии, истории, математике, физике, биомеханике и другим дисциплинам. Именно такой урок позволит учащимся более полно осмыслить необходимость физкультурного образования для сохранения здоровья и активной жизненной позиции:

-в начальной школе – это формирование общих представлений о физической культуре, ее значение в жизни человека, развитие психических процессов, самостоятельности.

Психи́ческие проце́ссы - одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства.
Обучение элементарным способам самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью.

-в основной школе – углубление основ знаний о физической культуре, роль физкультурной деятельности в жизни человека, воспитание положительных и индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии.

Система образовательно-познавательных уроков, как показывает опыт, дает ряд положительных результатов:

-повышает роль предмета физической культуры в образовательном процессе,

-развивает психические процессы мышления, память, внимание, навыки самоконтроля и т.д.

-оказывает воспитательное воздействие при формировании здорового образа жизни.


Концептуальность опыта.


Сущность инновационного опыта заключается во внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, включающих в себя занятия на свежем воздухе, упражнения по формированию осанки и укреплению мышц стопы, занятия туризмом, дни здоровья.

Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).
Организация самостоятельных занятий в физкультурно-спортивной деятельности. Самоконтроль за состоянием здоровья учащихся в спортивной деятельности.
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport - «игра», «развлечение») - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и/или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Контроль за физическим развитием и физической подготовленностью.

Как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, личностной.

Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.

Образовательный процесс в области физической культуры в школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта.

Физические упражнения - элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.
Вид спо́рта - совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, одной спортивной федерации и т. п.

- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

- воспитание положительных качеств личности норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом личностных особенностей каждого ребёнка.

Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Реализация компетентностного подхода в формировании здорового образа жизни учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности строится в системе урочной, методической, внеклассной, и мониторинговой деятельности.

В основу своей работы положены принципы здоровьесберегающих технологий, приоритетом которой является грамотная забота о здоровье, как обязательное условие образовательного процесса.

Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
Работа построена на принципах:

Принцип ненанесения вреда – построение образовательного процесс так, чтобы здоровье детей сохранилось, а по возможности и улучшалось.

Принцип действенной заботы о здоровье детей – все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся.

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Принцип триединого представления о здоровье – подходить к категории здоровья как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

Принцип непрерывности и преемственности – проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке.

Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащегося.

Принцип контроля результатов, основанный на получении обратной связи, проведение диагностики, мониторинга здоровья.


Наличие теоретической базы опыта.


Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость.

Общеизвестно, что дети любят все новое, необычное, красочное. Только тогда они с большим интересом активно участвуют в предлагаемых им мероприятиях.

Эффективность комплекса гимнастики сказывается на формировании правильной осанки, развитии скоростно– силовых качеств, увеличении жизненной ёмкости лёгких, развитии чувства темпа и ритма, улучшении координации движений и согласованности в коллективных действиях.

Координация (от лат. coordinatio - взаимоупорядочение) - процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.
На уроках замечаю, как только даю эти упражнения, у детей сразу загораются глаза, повышается эмоциональный подъём, высокая работоспособность и моторная плотность занятий. Эти упражнения способствуют развитию лёгкости и непринуждённости. Формирование правильных взаимоотношений между учащимися разного пола (девочками и мальчиками) предполагает воспитание естественных, деловых отношений между ними, основанных на уважении чести и достоинства друг друга. Большой интерес у учащихся достигается не только за счёт смены физических упражнений, но и путём различных способов организации, построения учащихся, внешнего оформления упражнений в движении, по разделениям, поточным способом, упражнения типа заданий, использование игры, соревнований.

Физическая нагрузка будет полезна лишь в том случае, если она соответствует возможностям и подготовленности учащихся. Один из способов дозировки упражнений основан на измерении частоты сердечных сокращений.

Пульс (от лат. pulsus - удар, толчок) - толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами. В более широком смысле под пульсом понимают любые изменения в сосудистой системе, связанные с деятельностью сердца, поэтому в клинике различают артериальный, венозный и капиллярный пульс.

В своей работе стремлюсь к постоянному совершенствованию педагогического мастерства посредством изучения опыта коллег, новинок педагогической литературы, профессиональной периодики, ресурсов Интернет.


Ведущая педагогическая идея.


«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности» -данная проблема поднимается Президентом Российской Федерации В.В.

Президент Российской Федерации Президе́нт Росси́йской Федера́ции - высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность.
Путиным: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги».

Какой бы содержательной ни была учебная программа, ее успешное выполнение целиком зависит от профессиональной подготовленности учителя, его педагогического мастерства.

Учебная программа - созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
Считаю важнейшим условием работы четкое планирование учебного процесса. Стараюсь правильно и последовательно спланировать прохождение материала программы, исходя из воспитательных и дидактических задач, климатических условий, уровня подготовленности учащихся, оснащенности учебно-воспитательной базы, личного опыта.
Кли́мат (др.-греч. κλίμα (род. п. κλίματος) - наклон; (имеется ввиду наклон солнечных лучей к горизонтальной поверхности) - многолетний (порядка нескольких десятилетий) режим погоды. Погода, в отличие от климата - это мгновенное состояние некоторых характеристик (температура, влажность, атмосферное давление).

В своей работе применяю фронтальный способ организации труда школьника. Его достоинства – максимальный охват учеников двигательной деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность урока. На этапе повторения двигательных действий чаще всего использую групповой способ, позволяющий наблюдать за выполнением школьниками заданий, точнее дозировать их нагрузку и исправлять ошибки.

Необходимым условием развития личности школьника является достаточная двигательная активность.

Ведущая идея педагогического опыта – формирование личности, обладающей хорошим физическим здоровьем, способной адаптироваться к любым жизненным ситуациям, стремящейся к постоянному самосовершенствованию.

Задачи:

1. Формирование знаний по физической культуре и спорту, а также умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

2. Развитие двигательных умений и навыков, способности к рациональному выполнению физических упражнений.

3. Воспитание активной жизненной позиции, нравственных и волевых качеств, способствующих сознательной потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Для решения поставленных задач осуществляю:

-мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья школьников;

Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.

-совершенствование форм и методов проведения уроков и внеклассных мероприятий, средств материально-технической базы;

-всестороннюю подготовку активистов к общественно-физкультурной деятельности.

За время своей работы в школе я поняла, что наилучший воспитательный результат получается, когда опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха. Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить.

Над формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни работаю как на уроках физкультуры, так через систему воспитательной внеурочной работы. Внеклассная работа по физическому воспитанию – главный фактор школьной спортивной жизни. Это проведение спортивных секций, смотр песни и строя ко дню Защитника Отечества, соревнований между классами, внутришкольных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», проведение спортивных суббот, дней Здоровья, участие в районных и республиканских соревнованиях. Во все мероприятия включаются подвижные игры, задания на ловкость, силовые упражнения, в которых с интересом принимают участие не только дети, но и родители. Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, республики, страны.


Оптимальность и эффективность средств.


Всестороннее физическое воспитание и гармоничное физическое развитие детей могут быть достигнуты при выполнении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в их взаимосвязи. В процессе физического воспитания должны быть полностью использованы благоприятные возможности для формирования ценных моральных и волевых качеств. Эти возможности заключаются в коллективном и особо эмоциональном характере применения разнообразных средств физического воспитания в регламентации применения этих средств с помощью определённых требований и правил, в необходимости преодоления трудностей на пути к достижению физического совершенства. Посредством разнообразных средств физического воспитания педагог способствует формированию у учащихся красоты и гармоническому развитию тела, стройности, изящества, ловкости и уверенности в своих движениях. Для реализации данных принципов использую следующие педагогические методы и приёмы обучения:


1. Повышение двигательной активности детей.

2. Эмоциональный климат урока. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:

а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!";

б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе". Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от корректного педагогического общения.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
В своей работе применяю разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные уроки с использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-состязания.

Работая с детьми, включаю в содержание урока спортивные игры, подвижные игры, легкоатлетические эстафеты.

С целью популяризации занятий физической культурой и спортом среди подрастающего поколения, приобщения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования навыков здорового образа я использую в своей педагогической деятельности внеурочные формы работы.

Педагогическая деятельность - это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.


Результативность опыта.


Данные мониторинга показывают, что использование средств физической культуры способствуют освоению жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, развивает коммуникативные качества учащихся, что значительно повышает их подготовленность к самореализации в будущей профессиональной деятельности и в обществе.

Профессиона́л - человек, сделавший определённое занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности специалистом; подготовленный для работы в определённой сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск к выполнению обязанностей по своей специальности.

-Улучшение физической подготовленности.

-Усвоение двигательных действий в рамках воспроизведения.

-Повышение сопротивляемости к простудным заболеваниям.

-Высокий уровень общественной активности и, как следствие, призовые места в районных и республиканских конкурсах, соревнованиях.


Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Фи́тнес (англ. fitness, от глагола «to fit» - соответствовать, быть в хорошей форме) - в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека.


В течение нескольких лет веду секцию по спортивным играм, в которой занимаются дети разного возраста. Занятия в разновозрастных группах способствуют самореализации, самоутверждению, взрослению, как младших подростков, так и старших.

Обучающиеся ежегодно становятся победителями и призерами в районных и республиканских соревнованиях.

Мои ученики принимают участие и занимают призовые места в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

Всеросси́йская олимпиа́да шко́льников - система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы.

Результативность работы с учащимися выражается в укреплении здоровья, в формировании у них потребности систематически заниматься физической культурой и спортом, познавать свои физические резервы, и добиваться успехов через самостоятельные занятия физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни.


  • Актуальность и перспективность опыта.
  • Наличие теоретической базы опыта.
  • Ведущая педагогическая идея.
  • Президентом Российской Федерации
  • Оптимальность и эффективность средств.
  • Всероссийской олимпиады школьников