Главная страница
Контакты

    Главная страница


Проект посвященный 100-летию Баргузинского заповедника

Скачать 95.88 Kb.



Скачать 95.88 Kb.
Дата01.05.2017
Размер95.88 Kb.

Проект посвященный 100-летию Баргузинского заповедника


Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа города Усть-Илимска».

Иркутская область Ирку́тская о́бласть (Прибайкалье, Приангарье) - субъект Российской Федерации в юго-восточной части Сибирского федерального округа.











Проект «По заповедным зонам Баргузина».



Тип проекта - информационный проект.







Руководитель проекта – учитель географии Меджитова Д.Ш.



Состав проектной группы- учащиеся 8-х классов

ГОКУСКШ г.Усть-Илимска.


















2016г.

Пояснительная записка.

Современное социально-экономическое и духовное состояние российского общества требует особого внимания к вопросам совершенствования системы школьного образования и коррекционного в частности. В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта (школа VIII вида). Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при умственной отсталости.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
Умственная отсталость У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος - малый + φρήν - ум) - врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.
Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально-приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.

Актуальность пректа.

Важное значение в достижении поставленных целей принадлежит географическому краеведению, изучающему основные аспекты взаимосвязей между природной средой и обществом. Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта. В педагогическую литературу и школьную практику понятие «краеведческий подход» или «краеведческий принцип» вошло как один из педагогических принципов обучения, который означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами и явлениями окружающей действительности.

Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Поня́тие - отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам[источник не указан 180 дней].
При знакомстве с географией своей местности у школьников с нарушением интеллектуального развития осуществляется коррекция  познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, происходит формирование нравственных и социальных качеств личности. Школьное краеведение - это не только способ и метод познания и изучения прошлого и настоящего, но и своеобразный ключ к становлению человека. Именно краеведческий материал даёт нам возможность наглядно, доступно, на понятном языке донести до сознания учащихся коррекционной школы нравственно-правовые знания. Занятие краеведением помогает учащимся глубже уяснить смысл, сущность важных гражданственных норм поведения, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3;
Культу́рное насле́дие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
статья 58). Учит проявлять необходимую самостоятельность в принятии решений, что крайне необходимо во время адаптации социализации в обществе.
В психологии принятие решения рассматривается как когнитивный процесс, результатом которого является выбор мнения или курса действий среди нескольких альтернативных возможностей. Каждый процесс принятия решения производит окончательный выбор, который может побуждать или не побуждать действие.
Привлекая краеведческий материал, мы воспитываем школьников успешно взаимодействовать с людьми, сотрудничать в совместной деятельности, корректно разрешать конфликтные ситуации, толерантно относится к людям.

Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники». Ценностная и социокультурная значимость краеведческого образования состоит в том, чтобы «помочь человеку стать человеком, т. е. помочь ему выйти из пространства предметов в пространство деятельности и жизненных смыслов».

Простра́нство предме́тов (нем. Objektraum, англ. Object space, фр. Espace objet) - совокупность возможных положений точек предметов - вершин световых пучков, входящих в оптическую систему. Термин определяется по ГОСТ как «совокупность точек пространства».

Методы исследования.

Одним из методов обучения учащихся краеведению может быть метод проектов.

Ме́тод прое́ктов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат)
Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Это метод обучения может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. В обучении географии краеведения метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, буклеты, презентации и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника. Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают конкретными знаниями, как познавательными, практическими, оценочными, но и приобретают новые, учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.

Формирование умения обобщать и систематизировать информацию, полученную в процессе проектной деятельности на примере информационного проекта «По заповедным тропам Баргузина».

Руководитель проекта – учитель географии Меджитова Д.Ш.

Состав проектной группы- учащиеся 8-х классов ГОКУСКШ г. Усть-Илимска.

Тип проекта - информационный проект.

Цели и задачи учителя:

  • дать общее представление о заповедниках и заказниках;

  • развитие познавательных навыков учащихся, через умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

    Информационное пространство - совокупность результатов семантической деятельности человечества. Может пониматься как в переносном смысле, так и в идеалистическом, последний подход развивается в философии, а также в пара- и псевдонаучных исследованиях, тогда информационное пространство может пониматься как «мир имён и названий, сопряженный к онтологическому».

  • создание условий для формирования исследовательских умений учащихся;

  • воспитывать самостоятельность и инициативу у учащихся, способствующих развитию творческих способностей и активной жизненной позиции;

  • продолжить работу по воспитанию патриотизма и гражданственности обучающихся;

  •  способствовать повышению уровня экологического образования и культуры учащихся;

    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
    Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

  • развивать критическое и творческое мышление.

Цели и задачи для учащихся:

  • познакомиться с историей образования Баргузинского заповедника;

  • собрать материал об ученных, исследователях Баргузинского заповедника ;

  • дать физико-географическую характеристику заповедника ;

  • использовать различные источники информации и самостоятельно работать с ними в процессе подготовки проектов, презентаций;

Информационная деятельность

  1. Работа с учебными, научно-популярными текстами, географическими картами.

  2. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера.

Организационная деятельность

  1. Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

  2. Определение способов контроля и оценки деятельности.

Этапы работы над проектом

1. Начало проекта.

Тема проекта предлагается учащимися. Определение целей и задач проекта совместно с учениками. Формирование исследовательских групп из учащихся 8-х классов и выбор ими тем для индивидуальной работы. Обсуждение темы проекта и при необходимости получение дополнительной информации.(8-а «История образования Баргузинского заповедника» ; 8-б «Ученные – исследователи Баргузинского заповедника»; 8-в и 8-г – «Достопримечательности Баргузинского заповедника»; группа сильных учащихся – «Физико-географическая характеристика природы Баргузинского заповедника» )

2. Планирование работы.

Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов. Установление критериев оценки результатов проекта.

3. Сбор информации.

Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

4. Структурирование информации.

Ученики совместно с учителем географии систематизировали информацию, обсудили, как лучше оформить результат групповой работы, сделали наброски чернового варианта.

5. Расширение информации.

Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом,

6. Оформление результатов работы.

Оформление творческих проектов. Подготовка презентации по теме проекта.

7. Презентация проекта - отчет о проделанной работе.

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Учащиеся восьмых классов представляют готовый проект «По заповедным тропам Баргузина» на предметной неделе учащимся 5-7-х классов

8. Рефлексия. Подведение итогов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.



Учебно-тематический план.



4.

Достопримечательности Баргузинского заповедника и как попасть в заповедник?

1 час

ресурсы интернет сайтов.

5.

Представление и защита проекта.

1 час


6.

Выступить с предложением в школьном Совете Дела - приурочить традиционный весенний субботник к 100-летию Баргузинского заповедника.







Список используемой литературы:

1.Ананин А.А. Организация научных исследований в Баргузинском биосферном заповеднике.

Исследование Иссле́дование ( «следование изнутри») в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо.
Улан-Удэ.Бурят.Гос.Университет.1990,179с.

2.Ананин А.А., Ананина Т.Л., Фрейдберг А.И. Байкал. Баргузинский заповедник. М: АО "ЦЕПРУСС" и МГП "Северные просторы", 1993,179с.

3.Государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (проект). «Дефектология», №1,2010, с.3.

4.Грибова О.Е. и др.Дополнительное образование в (коррекционной) школе. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития»,№1,2006, с.7.

5.В.П.Дронов.География.Рабочие программы.М.Просвещение.2011, 223с.

6.Душина И.В., Никонова М.А.Методика преподавания региональной географии в школе.М.Астрель.2003,158с.

7.Иванов П.В. Современное школьное краеведение. « Советская педагогика», №10,1990, с.9.

8.Крылова В.А.Проектная деятельность учащихся по географии. «География» Приложение к 1 сентября, №22, 2007, с.7.

9.НиколаеваЛ. Баргузинский заповедник-М.Советская Россия.1973,194с.

10.Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании. «География в школе», №6, 2013, с.37.

11.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.Аркти. 2003, 111с.

12.М.М.Поташник Требования к современному уроку.М.Просвещение. 2007,271с.

13.СавченкоН.Д.ЛеонтьеваА.С. География Иркутской области. И.

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Иркутская область расположена практически в центре Азии и занимает часть Восточной Сибири. Крайняя южная точка области располагается на 51°18 северной ши­роты, северная оконечность в Катангском районе области почти достигает 65-й параллели, что севернее Магадана и Якутска.
Сарма. 2006, 32с.

14.Черникин Е. М. Баргузинский биосферный заповедник.

Баргузи́нский госуда́рственный приро́дный биосфе́рный запове́дник - заповедник в Бурятии, на территории Северо-Байкальского района. Исторический центр - Давша; с 2012 года управление заповедником располагается в посёлке Усть-Баргузин.
«Природа», № 8,1995, с.45.

15.Чубарева Е.А. «Особенности реализации национально-регионального компонента в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида».Красноярск.2007, 110с.

16. http://biz-iskun.ru/davsha-stolitsa-zapovednika.html#ixzz443zyMptj

17. ресурсы интернет сайтов: infourok.ru, http ://kopilkaurokov.ru|uroki|236660

http ://festival.septemer.ru, http ://wideourok.ckom/


  • Проект «По заповедным зонам Баргузина».
  • Тип проекта - информационный проект.
  • Руководитель проекта – учитель географии Меджитова Д.Ш.
  • Состав проектной группы- учащиеся 8-х классов
  • Цели и задачи для учащихся
  • Информационная деятельность
  • Организационная деятельность
  • Этапы работы над проектом
  • 4. Структурирование информации.
  • 5. Расширение информации.
  • 6. Оформление результатов работы.
  • 7. Презентация проекта - отчет о проделанной работе.
  • 8. Рефлексия. Подведение итогов.
  • Учебно-тематический план
  • Список используемой литературы
  • География Иркутской области
  • Баргузинский биосферный заповедник