Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа элективного курса "Практикум по решению задач повышенной сложности для 7-8 класса




Дата02.05.2017
Размер56 Kb.

Программа элективного курса "Практикум по решению задач повышенной сложности для 7-8 класса


Министерство образования и науки РФ

МОУ Тверская гимназия №8








Программа

Элективного курса

по физике «Практикум по решению задач повышенной сложности для 7-8 класса»

(2 часа в неделю, 68 часов)

Срок реализации: учебный год












Автор: Эммануилова С.А.

Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.







Тверь, 2016

Пояснительная записка


Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по любому предмету.

Наука Нау́ка - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих знаний и учебных умений.

В процессе решения учащиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями ученых, с достижениями науки и техники.

Научить школьника решать физические задачи – одна из сложнейших педагогических проблем, так как часто учащиеся не умеют осмысливать ситуацию, анализировать условия задачи, находить основные закономерности для ее решения.

Данная программа рассматривает методику решения задач различных видов по конкретным темам и разделам курса физики 7-8 класса гимназии.

(2 часа в неделю, 68 часов)




Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных траекторий.

Профильное обучение - система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года.
В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в перспективе в подготовке к ОГЭ,ЕГЭ, будет способствовать профессиональному определению.





.

Цель курса:

Углубить и систематизировать знания учащихся по физике путём решения разнообразных задач, способствовать их профессиональному определению.


Цели и задачи

  1. Образовательные:

а) Систематизировать и закрепить имеющиеся знания у учащихся в области физики;

б) Сформировать у учащихся умение решать задачи – такое, которое обладает свойством широкого переноса I, II, III уровней;

в) Развить общенаучные умения и навыки.


II. Развивающие:

а) Способствовать развитию интереса к физике, расширять кругозор учащихся;

б) Развивать интеллектуальный инструментарий: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать аргументированные выводы;

Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.

в) Развивать память, логическое мышление, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, настойчивость в преодолении трудностей).

Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
Ло́гика (др.-греч. λογική - «Философский термин», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

III. Воспитательные

а) Воспитывать коммуникабельность;

б) Продолжить формирование нравственных,

эстетических, мировоззренческих установок.







Формы организации образовательного процесса:

лекции

эвристические беседы

практикум по решению задач

работа в малых группах


Виды деятельности:

семинары по решению задач

работа с дополнительной литературой

тестирование

анкетирование

Формирование ключевых компетенций:

учебно-познавательной

информационной

коммуникативной


Предполагаемые результаты

Практикум по решению задач повышенной сложности

повысит качество знаний учащихся,расширит их кругозор.

Систематическое решение задач будет:

  • Способствовать развитию мышления учащихся, их подготовке к участию в рационализаторстве и творческих поисках;

    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

  • Воспитывать трудолюбие, настойчивость, волю, целеустремленность;

  • Контролировать и корректировать знания, умения и навыки по предмету.








Содержание изучаемого курса 7 класса


Физические величины и их измерение (2часа)

Физические величины, единицы

измерения

Измерительные приборы, цена деления приборов; погрешность измерений

Строение вещества (2часа)

Атомы и молекулы

Три состояния вещества

Движение и взаимодействие тел

(10часов)

Прямолинейное равномерное движение;

Равномерное движение Равномерное движение - механическое движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одно и то же расстояние.(v=const)Равномерное движение материальной точки - это движение, при котором величина скорости точки остаётся неизменной.
графики

Неравномерное движение

Плотность вещества

Силы в природе; равнодействующая сила

Давление.

Си́ла - векторная физическая величина, являющаяся мерой воздействия на данное тело других тел, а также полей. Приложенная к массивному телу сила является причиной изменения его скорости или возникновения в нём деформаций и напряжений.

Закон Архимеда.

Плавание тел

(11часов)

Давление твёрдых тел

Гидростатическое давление

Закон сообщающихся сосудов

Атмосферное давление

Закон Архимеда

Работа

мощность

(7 часов)

Рычаг,блок

Механическая работ

Мощность

КПД




Содержание изучаемого курса 8 класса


Тепловые явления (9часа)

Количество теплоты

Энергия топлива

Фазовые переходы

Тепловые двигатели

Электромагнитные явления (13часа)

Электризация тел

Электрический ток

Сила тока, напряжение, сопротивление

Закон Ома

Соединение проводников

Работа и мощность электрического тока

Магнитные

взаимодействия

(2часа)

Магнитное поле

Электромагнитная индукция

Оптика (8часов)

Отражение света

Преломление света

Построение изображений

в зеркале

Линзы

Построение изображений в линзах











Методические рекомендации


  1. Использовать алгоритмы решения задач.

  2. Производить действия с единицами физических величин;

    Физи́ческая величина́ - свойство материального объекта или явления, общее в качественном отношении для класса объектов или явлений, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них. Физические величины имеют род, размер, единицу(измерения) и значение.

  3. Решать задачи в общем виде (если позволяет условие задачи);

  4. Проводить анализ полученного результата.


Материальная база для обеспечения программы

Для обеспечения реализации программы «Практикум по решению задач повышенной сложности» необходимо следующее:

  1. Учебно-наглядные пособия по физике;

  2. Канцелярские принадлежности;

  3. ПК, проектор, интерактивная доска.



















Информационное обеспечение программы


1.Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 7 класс. Мнемозина

2.Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Задачник. 8 класс. Мнемозина

3.Усова А.В., Тулькибаева Н.Н. Практикум по решению физических задач. – М: Просвещение, 2007г.

4.Беклемишев Н.Н., Синанян Л.Г. Задачи по физике для поступающих в ВУЗы. – М: Просвещение, 1999г.

5.Лабковский В.Б., Небукин Н.Н., 220 задач по физике. – М: Просвещение, 2006г.

6.Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Задачи по физике для основной школы 7-9 классы с примерами решений. – М: Илекса, 2005г.

  1. Тематический материал на CD, DVD

Интернет ресурсы:

1.http://www.fsior.edu.ru/

2.http://school.collection.edu.ru















Планирование элективных занятий

( 7 класс-1 час в неделю)

Раздел

Тема

Кол-во

часов

Формы

контроля

Физические величины и их измерение (2часа)

Физические величины, единицы

измерения

Измерительные приборы, цена деления приборов; погрешность измерений

1


1








тест

Строение вещества (2часа)

Атомы и молекулы

Три состояния вещества

1

1






тест



Движение и взаимодействие тел

(10часов)


Прямолинейное равномерное движение; графики

Неравномерное движение

Плотность вещества

Силы в природе; равнодействующая сила


2


2

2

4








тест

Давление.

Закон Архимеда.

Плавание тел

(11часов)

Давление твёрдых тел

Гидростатическое давление

Закон сообщающихся сосудов

Атмосферное давление

Закон Архимеда

Плавание тел


2

2

2

1

2

2


тест


Работа

мощность

(7 часов)

Рычаг,блок

Механическая работ

Мощность

КПД

2

2

2

1

тест

Итоговый тест

(7 класс; 2 часа)



тест, анкетирование






Планирование элективных занятий

( 8 класс-1 час в неделю)

Раздел

Тема

Кол-во

часов

Формы

контроля

Тепловые явления (9часа)

Количество теплоты

Энергия топлива

Фазовые переходы

Тепловые двигатели

2

2

4

1







тест

Электромагнитные явления (13часа)

Электризация тел

Электрический ток

Сила тока, напряжение, сопротивление

Закон Ома

Соединение проводников

Работа и мощность электрического тока

2

1

3


2

3

2




тест

Магнитные

взаимодействия


(2часа)


Магнитное поле

Электромагнитная индукция


2










тест

Оптика (8часов)

Отражение света

Преломление света

Построение изображений

в зеркале

Линзы

Построение изображений в линзах

2

2


1

1

2





тест



Итоговый тест

(8 класс; 2 часа)


2

тест, анкетирование