Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа курса дополнительного образования по ИЗО "Радужная палитра"

Скачать 144.42 Kb.



Скачать 144.42 Kb.
Дата18.04.2017
Размер144.42 Kb.

Программа курса дополнительного образования по ИЗО "Радужная палитра"


Введение.

Построение школы равных возможностей, создание наиболее благоприятных условий развития для всех детей: одаренных, обычных, нуждающихся в коррекции, - с учетом различных склонностей и способностей.

  Данная программа является курсом занятий дополнительного образования по изобразительному искусству,  которая включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно – прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Изобразительное искусство Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) - раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

  Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально – пространственных искусств на виды:  изобразительные - живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно – прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. 

   Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Среднее звено обучающихся школы посвящено группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Конкретное решение программы требует акцентировки местных художественных традиций и промыслов.


Содержательные линии предмета.

На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.

Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Огромное значение имеет познание художественной культуры  своего народа.


Цели и задачи.

  Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

-освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира;

Природа Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики,

-декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

-овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

-формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

 

Технология обучения

   Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям казахской, русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности обучающихся школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

  Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
Анато́мия (от греч. ἀνα- - вновь, сверху и τέμνω - «режу», «рублю», «рассекаю») - раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного. Анатомия как наука (собственно предмет анатомии) изучает не только внешнее строение организма в целом, но и внутреннюю форму и структуру органов, входящих в его состав.


Место предмета в учебном плане.

Данная программа кружковых занятий рассчитана на 34 часа для обучающихся школы 4-6 классов из расчета 1 час в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 учебных часа (или 10 %) для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Методы обучения Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Критерии и система оценки творческой работы

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Творческая работа - результат творческих усилий человека. Под это понятие попадают изобразительное искусство, литература, живопись, музыка, хореография и т. д.

Формы контроля уровня обученности

В рабочей программе предусмотрены следующие сокращения:

К/Р – контрольная работа, П/ - практическая работа

 

Требования  к уровню подготовки учащихся по данной программе

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся

должны знать:

-истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

-семантическое значение традиционных образов, мотивов

- несколько народных художественных промыслов Казахстана, России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при  выполнении практических заданий


Учащиеся должны уметь:

- Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен;

Наро́дные худо́жественные про́мыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи создаются собственноручно при помощи умений и смекалки.

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство;

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, единство материала, формы, декора;


В процессе практической работы на занятиях учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- передавать единство формы и декора

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыками работы в конкретном материале.

 

Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

 

 

                                             


































Содержание тем курса

Тема всего курса обучения:

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Содержание:

- древние образы в народном искусстве;

- декор юрты, русской избы;

- внутренний мир юрты, русской избы;

- конструкция и декор предметов народного быта и труда;

- образы и мотивы в народных орнаментах;

- Народный праздничный костюм;

- народные праздничные обряды.

Осваивают основы представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве;

Диза́йн (от англ. design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) - деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»).
украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние - объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.


т/р -2

тест – 1

урок-игра-1


2

Связь времен в народном искусстве

8



Содержание:

- Древние образы в современных народных игрушках;

- искусство Гжели, истоки и современное развитие промысла;

- искусство Городца, истоки и современное развитие промысла;

- искусство Жостова, истоки и современное развитие промысла;

- роль народных художественных промыслов в современной жизни

Приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.


т/р -2

тест- 1

3

Декор – человек, общество, время

10



Содержание:

- введение в проблематику: «Зачем людям украшения»;

- декор и положение человека в обществе;

- одежда говорит о человеке;

- о чем рассказывают гербы и эмблемы;

- роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека.



т/р – 2

проект-1

тест -1

урок-игра-1

4

Декоративное искусство в современном мире

8



Содержание:

- современное выставочное искусство;

- ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства;

- создание декоративной работы в материале

Обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отражения действительности.

Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.


т/р – 1

тест -2

выставка работ -




Учебно - тематический план



п\п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе:


Формы контроля




Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование по памяти или представлению

Декоративная работа

Аппликация

Беседа


1.

Древние корни народного искусства

8

-

3

2

1

1

т/р -2

тест – 1

урок-игра-1


2.

Связь времен в народном искусстве

8

2

3

2

1

-

т/р -2

тест- 1

3.

Декор – человек, общество, время

10

-

4

2

2

1

т/р – 2

проект-1

тест -1

урок-игра-1

4.

Декоративное искусство в современном мире

8

2

3

1


1

т/р – 1

тест -2

выставка работ -1

-

Итого:

34

4

13

7

4

3


























Календарно – тематический план

 

п/п

ур.

Тема урока

Вид деятельности

Кол. час

Дата проведения

Домашнее задание

т/р


  1. Древние Корни народного искусства

 

8

 

 

2

1

1

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы

Урок - беседа

1

 

Подобрать иллюстрации народного жилища

-

2

2

Традиции деревянного зодчества

Выполнение эскиза

1

 


-

3

3

Т/р «Юрта»,« Русская избушка»

Бумажная пластика

1

 

Завершить работу

т/р

4

4

Анализ т/р. Конструкция и декор предметов народного быта.

Эскиз торсыка в технике «Живопись»

1

 


-

5

5

Конструкция и декор предметов народного быта.

Эскиз корпеше в технике «Аппликация»

1

 


-

6

6

Интерьер и внутреннее убранство юрты.

Интерье́р (фр. intérieur < лат. interior - внутренний, антоним экстерьер) - архитектурное и художественное оформленное внутреннего пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.

Выполнение эскиза

1

 

Продолжить работу над эскизом

-

7

7

Т/р «Под общим шаныраком»

Бумажная пластика

1


Завершить работу

т/р

8

8

Анализ т/р. Обобщающий урок по темам четверти.

Урок - игра

1

 

Задания нет

-

п/п

ур.

Тема урока

Вид деятельности

Кол. час

Дата проведения

Домашнее задание

т/р


  1. Связь времен в народном искусстве


8

 

 

2

9

1

Что такое дизайн

Эскиз интерьера

1

 

Завершить  работу

-

10

2

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

Выполнение эскиза игрушки

1

 

Продолжить работу над эскизом

-

11

3

Приемы работы в технике «папье-маше».

Выполнение объемной игрушки.

1

 

Продолжить работу над игрушкой

-

12

4

Т/р « Народная игрушка».

Роспись игрушки.

1

 

Подобрать материал о керамики Гжели. Завершить работу

т/р

13

5

Анализ т/р. Синие цветы Гжели

Выполнение эскиза Гжельской керамики

1

 

Подобрать материал о Городецком промысле.

-

14

6

Искусство Городца

Выполнение элементов городецкой росписи

1

 

Завершить работу

-

15

7

Т/р « Роспись разделочных досок»

Работа в технике «Живопись»

1

 


т/р

16

8

Анализ т/р. Жостовские букеты

Выполнение эскиза Жостовского подноса

1

 

Повторить тему «Символика цвета и формы»

-











п/п

ур.

Тема урока

Вид деятельности

Кол. час

Дата проведения

Домашнее задание

т/р


  1. Декоративное искусство в современном мире


7

 

 

2

17

1

Национальная праздничная одежда

Выполнение эскиза костюма. Живопись

1

 


-

18

2

Эскиз орнамента по мотивам вышивки

Выполнение эскиза. Мозаика

1

 


-

19

3

Т/р « Вышивка»

Работа в технике «Мозаика».

1

 

Завершить работу. Повторить тему «Традиции русского зодчества»

т/р

20

4

Анализ т/р. Праздничные народные гулянья.

Народные гулянья (гулянка) - исторически распространённая и широко практикуемая традиция отмечания праздников у славян, а также у других европейских народов. Представляет собой массовое празднество под открытым небом, сопровождавшимися играми, хороводами, песнями, плясками, ряжением, игрой на гармошках, сопелках и дуделках, зажиганием костров.

Урок - беседа

1

 

Подобрать материал для коллажа

-

21

5

Выполнение эскиза коллажа на тему «Наурыз»

Работа в технике  «коллаж»

1

 

Продолжить работу над коллажем

-

22

6

Т/р «Наурыз»

Коллективная работа

1

 

Завершить работу. Повторить тему «ДПИ»

т/р

23

7

Анализ т/р. Обобщающий урок по теме «ДПИ в современном мире»

Урок-игра

1

 

Подобрать иллюстрации о Древнем Египте

-


  1. Декор – человек, общество, время

 

8

 

 

1

24

8

Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

Выполнение эскиза украшения в египетском стиле

1

 

Завершить работу. Повторить виды орнамента

-

25

9

Декоративное искусство Древней Греции

Выполнение эскиза греческого орнамента

1

 

Подобрать материал о Древнегреческих богах

-

26

10

Костюм эпохи Древней Греции

Выполнение эскиза древнегреческого костюма

1

 

Повторить тему  «Символика цвета и формы».

-

27

1

Греческая керамика, повторение темы  «Символика цвета и формы»

Выполнение эскиза греческого сосуда

1

 

Продолжить работу над эскизом.

-

28

2

Т/р «Древнегреческий сосуд»

Выполнение работы в технике «живопись»

1

 

Завершить работу. Повторить тему «Конструкция и декор предметов народного быта»

т/р

29

3

Анализ т/р. О чем рассказывают гербы. Повторение темы «Конструкция и декор предметов народного быта»

Выполнение эскиза герба

1

 

Повторить тему «Что такое дизайн»


-

30

4

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. Повторение темы «Что такое дизайн»

Создание эмблемы

1

 

Завершить работу. Повторить тему «Декор – человек, общество, время»

-

31

5

Обобщающий урок по теме «Декор – человек, общество, время»

выполнение коллажа

1

 

Повторить тему «Декоративное искусство в современном мире»

-

32

6

Анализ обобщающего урока. Повторение тем года

Урок-беседа

1

 

Повторить тему «Декоративное искусство Древней Греции и Египта»

-

33

7

Итоговая к/р по темам года

Тестирование, выполнение эскиза

 1

 

Подобрать свои работы для выставки

к/р

34

8

Анализ к/р

Урок – игра.

Выставка и анализ работ

1

 


-

  

 

 

 

 

 

 












Заключение

Основные понятия курса: Символика цвета и формы, традиции казахского и русского зодчества, интерьер, дизайн, искусство Городца, Гжельский промысел, Жостово, народная праздничная одежда, народные традиции, декоративно-прикладное искусство, декоративное искусства  Древнего Египта,  костюм эпохи Древней Греции, декоративное искусство Древней Греции, греческая керамика, герб, эмблема, геральдика.


Списки тем рефератов (сообщений):«Керамика Гжели», «Городецкий промысел»,


Темы творческих работ: «Юрта»,« Русская избушка», « Народная игрушка»,

 « Роспись разделочных досок», « Вышивка»,  «Древнегреческий сосуд»

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

            Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности.

Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

            Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.

            Это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры и влияние улицы давит на неокрепшую психику ребенка.

Органы чувств - специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней среды и внутренней среды организма.
Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.
Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства - культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.
К сожалению, у многих детей появляются всевозможные психологические проблемы в семье и школе.

            Частично их можно решить через занятия изобразительным творчеством, где дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны.

            Основой цивилизованного государства всегда являлась культура, цель которой – воспитание духовно богатой и социально адаптированной личности.

            Данная программа позволяет решить не только чисто образовательные задачи, но и создать условия для формирования таких личностных качеств, как доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться чужим успехам и прежде всего – уверенность в себе.

Данная программа нацелена  на формирование оценочного суждения учащегося о жизни ,себе, людях, на приобщение их к  художественной культуре. Актуальность программы не вызывает сомнения в связи с тем, что главная   цель для каждого педагога- это психологическое здоровье ребёнка. Данная программа поможет ребёнку обрести личностную свободу и научиться владеть языком искусств, как средством чувственной, духовной и эстетической  ориентации в мире природы и человеческой культуры.

Данная программа рассчитана на среднее звено  школы.


Предполагаемые результаты

 В результате обучения изобразительному искусству учащиеся:
• получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях казахского, русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях Казахстана, России и мира
• овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция)
• применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве
• определяют средства выразительности при восприятии произведений
анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях мирового искусства, узнают изученные произведения
• эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы)
• пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера)

Система оценки  и контроль осуществляется в следующих формах:
проведение просмотров и опросов, тестов, индивидуальных и групповых бесед, создание докладов.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.


















Список литературы

    

1.  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: учеб. для 5 кл. Н.А.Горяева,  

2. О.В.Островская – 8-е изд.- М.: Просвещение, 2009.

3. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», 5 класс, авт. Н.А.Горяева под редакцией Б.М.Неменского, издательство «Просвещение», 2003г.

  1. Поурочные планы «Изобразительное искусство», 5 класс по программе Б.М.Неменского, авт. О.В.Свиридова, изд. «Учитель», Волгоград.

  2. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2005. – 132 с.

  3. О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

    Государственный стандарт общего образования - часть государственных образовательных стандартов, нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
    Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

  4. Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

  5. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

  6. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

  7. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  8. "Роспись по стеклу. 20 чудесных проектов в стиле модерн" Алан Гир, Барри Фристоун Издательство: Арт-Родник, 2008 г.;
    "Декорируем стеклом. Предметы интерьера, витражи" Донателла Дзаккария.Издательство: Ниола-Пресс, 2006

  9. Куманецкий К. История культуры Древней Греции,М., 1980.

    Культура Древней Греции - это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Вершина её классического наследия относится ко времени Афинской демократии.

  10. Компонент государственного стандарта общего образования

  11. А.Х.

    Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
    Маргулан. Казахское народное прикладное искусство. Т.1. Алма-Ата. «Онер». 1986.

 















Содержание


  1. Введение ______________________________________________5 – 8

  2. Основные главы с подразделами___________________________9 - 15

  3. Заключение ____________________________________________ 15 - 16


  1. Список литературы ______________________________________ 17

  2. Приложение ____________________________________________18