Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 4 класс 5 класс по ФГОС

Скачать 119.54 Kb.



Скачать 119.54 Kb.
Дата25.08.2017
Размер119.54 Kb.

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 4 класс 5 класс по ФГОС




Приложение к основной образовательной программе общего образования


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.

Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.

Школа Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).

Сальска


Рассмотрена на

заседании МО учителей

естественно – математического цикла

(Протокол № 1 от 27.08.15 г.)

Руководитель МО

__________Г.Ф. Лаптева


Утверждена приказом

от 01.09.2015 г. № 168

на основании решения педсовета

(Протокол №1 от 28.08.2015 г.)

Директор школы

Мазниченко Е. Н.______________


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для обучающихся 5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5 «Г» классов

на 2015 -2016 учебный год



Составитель программы: Светличная С.М. – учитель

I квалификационной категории


Пояснительная записка

Программа составлена на основе материалов «Круглогодичной олимпиады», материалов Малого Мехмата и материалов СОМа - ресурсов Интернета. Программа кружка рассчитана на учащихся 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

Цель курса – способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка.

Образовательные задачи:

-        углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-        привитие интереса учащимся к математике;

-        активизировать познавательную деятельность;

-        показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

-        воспитание культуры личности;

-        воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Культура Культу́ра (от лат. cultura - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

-        воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

-        воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

-        развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Логика Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

-        формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Рабочая программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.




Основное содержание

  1. Математика – царица наук - 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать - 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта - 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах – 1час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами – 1час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы - 1час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт – 1час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

Арифме́тика (др.-греч. ἀριθμητική; от ἀριθμός - число) - раздел математики, изучающий числа, их отношения и свойства. Предметом арифметики является понятие числа в развитии представлений о нём (натуральные, целые и рациональные, действительные, комплексные числа) и его свойствах.

8. Упражнения с многозначными числами - 1 час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач - 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными-1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.

11. Загадки- смекалки– 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд» – 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи - 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

Игра́ - вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Обратная задача - тип задач, часто возникающий во многих разделах науки, когда значения параметров модели должны быть получены из наблюдаемых данных.

14. Практикум «Подумай и реши»- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных» – 1 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

Информацио́нный по́иск (англ. information retrieval) - процесс поиска неструктурированной документальной информации, удовлетворяющей информационные потребности, и наука об этом поиске.

17. Решение нестандартных задач – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач – 1час

Решение задач повышенной сложности.

Предметная олимпиада - состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.

19. Решение задач международной игры «Кенгуру» – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Школьная олимпиада – 1 час

Решение задач олимпиад прошлых лет

21. Игра «Работа над ошибками»

22. Математические горки – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

23. Наглядная алгебра -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

Акти́вный слова́рь, активный запа́с слов - часть лексического и фразеологического состава языка, употребительная в данный период в той или иной речевой сфере. Играет наиболее важную роль при выполнении языком коммуникативной функции.

24. Решение логических задач – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

25. Игра «У кого какая цифра» - 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

Знакомьтесь: Архимед!

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

26. Задачи с многовариантными решениями – 1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

27. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

28. Задачи с многовариантными решениями- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Учимся комбинировать элементы знаковых систем - 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

Зна́ковая систе́ма - это система однообразно интерпретируемых и трактуемых сообщений/сигналов, которыми можно обмениваться в процессе общения. Иногда знаковые системы помогают структурировать процесс общения с целью придания ему некой адекватности в плане реакций его участников на те или иные «знаки».

30. Задачи с многовариантными решениями – 1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

31. Русские математики-1 час

32. Русские математики-1 час

Л.Ф.Магницкий С.В.Ковалевская. Н.И.Лобачевский. И.М.Виноградов. П.Л.Чебышев, А.Н.Крылов.

33. Математический КВН- 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

34. Круглый стол «Подведем итоги» – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

Кру́глый стол - общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах - как свободная конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем (в частности, конфликтов) и - реже - как закрытое общество избранных, принимающее в кулуарах важные решения.



Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Поведе́ние - определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и других животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

    Математическая олимпиада - это предметная олимпиада между учащимися школы (иногда - студентами вузов) по решению нестандартных математических задач. При организации олимпиады ставится задача не только выявления сильных учеников, но и создания общей атмосферы праздника математики, развития интереса к решению задач и самостоятельности мышления.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Календарно тематическое планирование.


п/п

Дата

Тема занятия

Кол – во часов

Содержание деятельности

Учебно- методические средства обучения

Результат занятия (средства контроля)

теоретическая

практическая



1 четверть

9





1

01.09


Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Определение интересов, склонностей учащихся.


Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями,



стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.



Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.



Подборка информационной и справочной литературы;

-Обучающие и справочные электронные издания;

Электронное издание - электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

- Доступ в Интернет


2

08.09


Как люди научились считать.

1


выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

конкурс на лучшую презентацию

3

15.09

Интересные приемы устного счёта.

1


устный счёт

математический диктант

4

22.09


Решение занимательных задач в стихах.

1


работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5

29.09


Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1


работа с алгоритмами

тестирование

6

06.10


Учимся отгадывать ребусы.

1


составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7

13.10

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1


решение теста -кроссворда

проверочный тест


контрольный тест

8

20.10

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1


работа с алгоритмом

9

27.10

Решение ребусов и логических задач.

1


самостоятельная работа

мини-олимпиада



Итого 1 четверть - 9 занятий







2 четверть


7




10

10.11


Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.


1


составление схем, диаграмм

тестирование

11

17.11



Загадки- смекалки.

1


составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12


24.11


Игра «Знай свой разряд».

1


работа с таблицей разрядов

тест

13

01.12


Обратные задачи.

1


работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14

08.12



Практикум «Подумай и реши».

1


самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15

15.12



Задачи с изменением вопроса.

1


инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16

22.12



«Газета любознательных».

1

проектная деятельность

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету



Итого 2 четверть -7 занятий









3 четверть


9





17

12.01

Решение нестандартных задач.

1


решение задач на установление причинно-следственных отношений


тестирование

18

19.01

Решение олимпиадных задач.

1


решение заданий повышенной трудности


школьная олимпиада

19

26.01

Решение задач международной игры «Кенгуру»


1


решение заданий повышенной трудности


школьная олимпиада

20

02.02

Школьная олимпиада

1


решение заданий повышенной трудности

Учебный кабинет,  учебные столы,  стулья, компьютеры,  принтер,  сканер,  проектор,   классная доска,  мел.

Классная доска (синоним: Школьная доска или просто Доска) - используемая в образовательных учреждениях поверхность, на которой преподаватель и ученики могут писать или рисовать для пояснения изучаемого материала.

школьная олимпиада

21

09.02



Игра «Работа над ошибками»

1


работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

22

16.02


Математические горки.

1


решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23


01.03



Наглядная алгебра.

1


работа в группах: инсценирование

тестирование

24

55.03

Решение логических задач.

1


схематическое изображение задач

тестирование

25

22.03




Игра «У кого какая цифра» Знакомьтесь: Архимед!


1


творческая работа работа с энциклопедиями и справочной литературой

тестирование создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации



Итого 3 четверть – 9 занятий








4 четверть


9




26

05.04


Задачи с многовариантными решениями.

1


работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения


27

12.04

Знакомьтесь: Пифагор!

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»


викторина

28

19.04

Задачи с многовариантными решениями.

1


Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада

29

26.04

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1


составление знаковых систем


тест

30

03.05

Задачи с многовариантными решениями.

1


индивидуальная работа

тестирование

31

10.05

Русские математики

1


работа в группах

Сообщение, презентация

32

17.05

Русские математики

1


33

24.05

Математический КВН

1



34

31.05

Круглый стол «Подведем итоги»

1


коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе


анкетирование



Итого за 4 четверть – 9 занятий








Итого за год - 34 занятия







Литература

1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .

2. Журналы «Математика в школе», 1980-2008.

3.А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук.  Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. М. , «Просвещение»,1974.

4. Фарков  А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М.  Айрис-пресс, 2006

5.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002.

6.Фарков  А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008

7. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях.

Развлекательная математика, занимательная математика, математические развлечения - направления и темы в математике, проявляющиеся в бо́льшей степени в рамках досуга, развлечения, самообразования и популяризации математики, нежели в профессиональной математической деятельности.

5-8 классы. М.: Глобус.2008.

8.П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007.(Библиотека « Первого сентября», серия « Математика», №3 (15)/2007)

9. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1986.