Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа 8 класс

Скачать 116.36 Kb.



Скачать 116.36 Kb.
Дата29.04.2017
Размер116.36 Kb.

Рабочая программа 8 класс


Согласовано Утверждаю

Зам. директора МБОУ «СОШ №32» Директор МБОУ «СОШ №32»

Энгельсского муниципального района Энгельсского муниципального района

Саратовской области Саратовской области

__________/_______________/ __________/С.А.

Саратовская область Сара́товская о́бласть - субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр - город Саратов. На юге граничит с Волгоградской областью, на западе - с Воронежской и Тамбовской областями, на севере - с Пензенской, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областями, на востоке проходит государственная граница России с Казахстаном.
Муниципа́льный район или муниципальный округ - административно-хозяйственная единица, включающая строго определённую территорию с проживающим населением. Этой территорией может быть город, село, небольшая группа сёл или сельский район.
Рогачева/

Приказ № ____ от ___________г.







Рабочая учебная программа

по учебному предмету «Музыка»

для обучающихся 8 класса МБОУ «СОШ №32»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

(базовый уровень)

на 2015/2016 учебный год









Составитель:

Минаева Анастасия Николаевна

учитель музыки











Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника умения учиться.

Общее образование Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы В.В. Алеева, Т.Н. Науменко, Т.Н. Кичак «Музыка. 7 класс».

Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально- эстетического образования школьников.

ЦЕЛЬ: формирование музыкальной культуры как части гармонического развития личности ребёнка.

Му́зыка (греч. μουσική, субстантивированное прилагательное от греч. μούσα - муза) - вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».


Основные задачи музыкального воспитания:

-формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;


-приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;


-подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.


-развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию;

Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие - насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и др.
Музыка́льный слу́х - совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства; хорошо развитым музыкальным слухом должны обладать все профессиональные композиторы, музыканты-исполнители, звукорежиссёры, музыковеды.
образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
Ассоциация (лат. Associatio - соединение, взаимосвязь), в психологии и философии - закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.


-освоение знаний о музыке, её интонационно – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, особенностях музыкального языка; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;


-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, ритмические движения, драматизацией исполняемых произведений;

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.


-воспитание эмоционально – ценностного отношения к музыке своего народа и других народов мира, слушательской, исполнительской культуры.

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы к важнейшим задачам отнесено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся, подчеркнута необходимость развития чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, использования в этих целях возможностей каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

На уроках музыкального воспитания в 8 классе школьники учатся слушать сложные музыкальные произведения, улавливать нюансы музыкального языка, способы выражения композиторского замысла.

Музыка́льное произведе́ние (опус) в широком смысле - всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности.
Учитель продолжает знакомить учащихся с симфонической, камерной, хоровой музыкой, лирическими песнями, лучшими джазовыми произведениями, прививая художественно-эстетический вкус к музыкальной классике и произведениям современных композиторов.

Прослушивание музыки на уроках в 8 классе – это не только ознакомление с теми или иными музыкальными произведениями, но и серьёзный разговор о проблемах музыкального искусства, где учитель высказывает подкреплённую вескими аргументами свою точку зрения, не навязывая своего мнения детям, а принимая их в качестве равноправных собеседников.

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
Но одновременно он учит понимать идейный замысел музыкального сочинения и роль музыкального искусства в нравственном воспитании человека, всестороннем развитии личности, вводит своих учеников в сложный мир музыки, звуков и танца.

Основное содержание: «Современная музыка» -смысл этого словосочетания должен стать понятен учащимся. Выражение «современная музыка» употребляется в двух значениях: в более узком и поверхностном- как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком – как музыка, отвечающая общечеловеческим ценностям.

Общечелове́ческие це́нности - теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.
Эта музыка входит в единую сокровищницу мирового искусства.

Таким образом, Содержание первой четверти «Чо значит современность в музыке?

Первая четверть Пе́рвая че́тверть - фаза Луны, при которой освещена ровно половина видимой её части, причём, в отличие от последней четверти, доля освещённой части в этот момент увеличивается (то есть Луна движется от новолуния к полнолунию).
»- даёт широкие возможности для сопоставления контрастных произведений: Токкаты и фуги ре минор Баха и песни «Всё преодолеем » Сигера, шуточной польки- пиццикато Штрауса и песни «Надежды маленький оркестрик» Окуджавы, Лунная соната Бетховена. 2 четверть: «Музыка серьёзная, музыка лёгкая» -соотношения и различия между двумя значениями на примерах: Рахманинова «Полька», «Вальс – фантазия» Глинки. Песня- подвижный жанр: песни Э Пиаф, Мирей Матье, песни БИТЛЗ, «Машины времени», «Аквариум», «Браво», «Арии», «Песняров».
Мирей Матьё (фр. Mireille Mathieu; род. 22 июля 1946(19460722), Авиньон) - французская певица, записи которой проданы тиражом 133 млн альбомов и более 55 миллионов синглов по всему миру на общую сумму около 190 млн долларов.
Песни Никитина, Визбора, Розенбаума, Высоцкого, блюз Амстронга, Джаз Цфасмана. Фрагменты из фильмов: «Цирк», «Волга-Волга», «Весёлые ребята», «Ирония судьбы или С лёгким паром», «Москва слезам не верит», «Мы из джаза». Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.


Рабочая программа рассчитана на 17 часов.

В соответствии с базисным учебным планом курс Искусство «Музыка» изучается в классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов в полугодие.

Программа по музыке с первого урока в систематической форме раскрывает перед учащимися закономерности музыкального искусства, его жизненные связи, социальную роль.

Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Актуальность программы заключается в том, что в ней применяютсяширокое творческое использование разнообразного музыкального и теоретического материала (интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты, подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него – на жизнь, традиционные примеры мировой музыкальной классики). Исполнение и слушание музыки воспитывают современную личность нового времени.

Контроль осуществляется в следующих видах:

-  текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- музыкальная викторина;

- тест;

- хоровое пение;

Хор (др.-греч. χορός - толпа) - хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

- индивидуальное пение.

Учебно-тематический план

Кол-

во

часов

Дата проведения

Корре-

тиров-ка





I четверть


Что значит современность в музыке?

9





1

Музыка «старая» и «новая»

1





2

Настоящая музыка не бывает «старой».

1





3

Живая сила традиции.

1





4

Искусство начинается с мифа.

1





5

Мир сказочной мифологии: Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».

1





6

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.

1





7

Поэма радости и света:

К. Дебюсси

1





8

«Благословляю вас, Бессмертный романс П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса...» (слова А. Толстого)

1





9

Викторина. Обобщение тем четверти.

1





II четверть


Музыка серьёзная и музыка лёгкая.

8





10

«Мелодией одной звучат печаль и радость...»

1





11

«Слезы людские, о слезы людские...» Эмоциональные оттенки в музыке.

1





12

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.

1





13

Тема любви в музыке. П. И. Чайковский. «Евгений Онегин»

1





14

«В крови горит огонь желанья...». Романсы.

1





15

Трагедия любви в музыке.

1





16

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» Контрольная работа (тест)

1





17

Викторина. Обобщение тем четверти. Подведение итогов.

1






Содержание тем учебного курса

Кол-во

часов

Содержание

Материалы к уроку

I четверть

9



Музыка «старая» и «новая»


Познакомить с ролью музыки в жизни человека, научить разграничивать понятия «мода» и «современность».

«Неоконченная симфония» Ф. Шуберт (фрагмент);

Музыка М. Светлова

Слова М. Львовского

«Я не знаю, где встретиться

нам придется с тобой…»


Настоящая музыка не бывает «старой».


Изучить, что является источниками вдохновения композиторов

Моцарт. Симфония № 40 соль минор (фрагмент);

Соль минор - минорная тональность с тоникой соль, то же, что g-moll. Имеет два бемоля при ключе.

Музыка М. Светлова

Слова М. Львовского

«Я не знаю, где встретиться

нам придется с тобой…»


Живая сила традиции.


Знать о роли музыки в искусстве, повторить виды искусств. Уметь объяснить понятие «музыкальные традиции».

С. Рахманинова - «Весенние воды»;

Музыка К. Кельми, слова М. Пушкиной

«Замыкая круг»

Искусство начинается с мифа.


Знать основные темы в искусстве, уметь приводить примеры тем природы, родины, любви и т. д. в мифологии, музыке, литературе, изобразительном искусстве

Н. А.

Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) - раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (фрагмент);

Музыка К. Кельми, слова М. Пушкиной

«Замыкая круг»

Мир сказочной мифологии: Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».


Знать о взаимосвязи музыки и мифологии. Импровизировать по заданным параметрам. Уметь анализировать музыкальные фрагменты

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (фрагмент);

«Песня о друге» Высоцкий

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.


Познакомить с различными направлениями в музыке.

«Весне священной» И. Стравинского (фрагмент);

«Песня о друге» Высоцкий

Поэма радости и света:

К. Дебюсси


Знать характерные черты творчества К.Дебюсси.

К. Дебюсси Сюита «Весна», фп-е произ. «Остров радости»;

Слова: Михаил Пляцковский 
Музыка: Серафим Туликов

«Не повторяется такое никогда»


«Благословляю вас, Бессмертный романс П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса...» (слова А. Толстого)


Знать характеристику и виды песен, их отличия от других музыкальных направлений.

П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса...»;

Слова: Михаил Пляцковский 
Музыка: Серафим Туликов

«Не повторяется такое никогда».

Викторина. Обобщение тем четверти.


Обобщение тем четверти.

Викторины, презентации, игры, исполнение песен.


II четверть

8



«Мелодией одной звучат печаль и радость...»


Знать основные признаки песни, виды песен, уметь приводить примеры

«Серенада» Ф. Шуберта, «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта;

Автор текста (слов):

Величанский А. 

Композитор (музыка):

Берковский В. 

«Под музыку Вивальди»


«Слезы людские, о слезы людские...» Эмоциональные оттенки в музыке.


Знать характеристику и отличия народных песен мира.

Мелодия «Lacrimosa» («Слезный день»), Па-де-де из балета «Щелкунчик», «Мелодия» («Жалоба Эвридики») из оперы К. Глюка «Орфей и «Эвридика» (фрагменты);

Автор текста (слов):

Величанский А. 

Композитор (музыка):

Берковский В. 

«Под музыку Вивальди»



Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.


Знать содержание музыкальной формы «соната».

Музыка́льная фо́рма (от лат. forma - вид; образ; красота; лат. слово происходит от др.-греч. μορφή вид, очертания; внешность; красота) - многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения.

Л.В. Бетховен «Лунная соната»;

Слова: Г. Полонский, 
Музыка:
 К. Молчанов

«Журавлиная песня»

Тема любви в музыке. П. И. Чайковский. «Евгений Онегин»


Знать определение оперы, историей рождения и жанрами оперы

П. И. Чайковский. «Евгений Онегин» (фрагмент);

Слова: Г. Полонский, 
Музыка:
 К. Молчанов

«Журавлиная песня»

«В крови горит огонь желанья...». Романсы.


Уметь проследить за развитием музыкальной темы и характеризовать музыкальный язык.

«Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки на слова А.С. Пушкина, «Ночь печальна» С. Рахманинова – на стихи И. Бунина;

Слова:   Л. Дербенев, Музыка: М. Дунаевский «Все пройдет»


Трагедия любви в музыке.


Уметь проследить за развитием музыкальной темы и характеризовать музыкальный язык.

П. И. Чайковский Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»;

Слова:   Л. Дербенев, Музыка: М. Дунаевский «Все пройдет»

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»


Знать значение ритма для создания военного музыкального образа в произведениях и связи ритма с другими элементами музыкального языка.

 Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (фрагмент);

Слова:   Л. Дербенев, Музыка: М. Дунаевский «Все пройдет»


Викторина. Обобщение тем четверти. Подведение итогов.


Обобщить материал, пройденный за полугодие




Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

- знать главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;

- знать характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;

- знать развитие музыкального образа;

- знать музыкальные формы;

- уметьопределять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

- уметьнаходить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

- уметьнаходить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;

- уметьразличать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);

- уметьпроявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).




Учебно- методический комплект

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования  / Э.Б. Абдкллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев, В.В. Музыка. 5-8кл.,: программы для общеобразовательных учреждений / В.В.

Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки / Ю.Б. Алиев.  - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл.

Энциклопе́дия (новолат. encyclopaedia (не ранее XVI века); от др.-греч. ἐγκύκλιος παιδεία - «обучение в полном круге» от κύκλος - круг + παιδεία - обучение, пайдейя) - приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания.
ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

6. Музыка. 7 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.

7. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Искусство. Музыка. 5-9 классы. /  В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак. - М.: Дрофа, 2012.



Список литературы:

- Горюнова Л. Музыка - дети- учитель // Музыка в школе. - 1987. - № 2.

- Давыдов В.В. Новое педагогическое мышление. - М., 1989.

- Камаева Е. В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии. - 2004. - № 4.

Оценочная деятельность - профессиональная деятельность по установлению стоимости материальных и нематериальных объектов, с учётом прав на них и интересов в отношении них субъектов гражданских прав. В Российской Федерации в зависимости от цели проводимой оценки различают следующие виды стоимости: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая.

- Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Как оценивать художественное развитие ребёнка? // Искусство в школе. - 2002. - № 6.

- Гульянц, Е.И. Детям о музыке  / Е.И.  Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.

- Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш.

Список энциклопедий
– М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.



Электронные образовательные ресурсы:

www.uroki.net

/langv-e.htm

http://www.muz-urok.ru/arfa.htm

http://www.kindergorod.ru/muzyika_detyam.htm

http://muzicforchildren.blogspot.com/

http://letidor.livejournal.com/57238.html

http://www.akademkniga.ru

http://forum.numi.ru/index.php?showtopic=3506

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

http://www.music-dic.ru

http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

http://intoclassics.net/news/1-0-1

http://music.edu.ru/

http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline OO/mi/4.13/p/page.html




  • Рабочая учебная программа
  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
  • ЦЕЛЬ
  • Основные задачи музыкального воспитания
  • -развитие
  • -овладение
  • Рабочая программа рассчитана на 17 часов.
  • Контроль осуществляется в следующих видах
  • Учебно-тематический план
  • Дата проведения
  • I четверть
  • Корсаков.
  • II четверть
  • Содержание тем учебного курса
  • Требования к уровню подготовки учащихся
  • Учебно- методический комплект
  • Электронные образовательные ресурсы