Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа кружка "Резьба по дереву"

Скачать 125.75 Kb.



Скачать 125.75 Kb.
Дата03.05.2017
Размер125.75 Kb.

Рабочая программа кружка "Резьба по дереву"



Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

ДОД «Дом детского творчества»









Рабочая программа кружка

«Резьба по дереву»









Составитель:

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Дом детского творчества»

Филипцев А.А.


















с. Сонское

2015-2016 уч.г.











Пояснительная записка


На протяжении все истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры.

Всемирная история - процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды.
Оно сохраняет традиции народа, влияет на формирование художественных вкусов. Резьба по дереву - древнейший вид прикладного искусства. В России богатой лесами, дерево всегда было самым популярным материалом.

Данная программа составлена с учётом полученных знаний по программе «Технология» В.Д. Симоненко, где предусматривается знакомство учащихся 5-9классов не только с технологическими процессами современного производства, но и приобретение умений в прикладной творческой деятельности.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
Культура Культу́ра (от лат. cultura - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
Технология Технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - «слово», «мысль», «смысл», «понятие») - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле - применение научного знания для решения практических задач.
Курс обучения рассчитан на 2 года, ставит своей целью познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева.
Де́ревообрабо́тка - инженерная дисциплина, включающая производство лесных продуктов, таких как целлюлозно-бумажное производство, строительные материалы, и талловое масло. Основные изделия из дерева: пиломатериалы, древесные плиты, древесные стружки, бумаги и бумажной продукции, включая столбы и железнодорожные шпалы и другое.

Программой предусмотрено задание, как для индивидуальной работы, так и для коллективного исполнения, Коллективные работы выполняются бригадой из трех или более учащихся. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца.

Коллективное создание эскизов работ, обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у кружковцев чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют качественному выполнению изделий. Сочетание в изделиях различной сложности рисунка и технического выполнения дает возможность участвовать в коллективной работе почти всем членам кружка.

Цель программы:

Сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работы с деревом - одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно – прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка..

Природа Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Воспитательные цели:

Уметь доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда.

Обучение учащихся резьбой по дереву предусматривает следующие

Задачи:

  • Познакомить детей с истоками народного творчества, привить любовь к традиционному народному искусству;

    Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья наемных работников и приравненных к ним лиц в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
    Рабо́чее ме́сто - это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.
    Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

  • Развить художественно – творческие способности;

    Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

  • Побуждать любознательность и интерес к творчеству, технике, народному искусству;

  • Обучить учащихся навыкам и приёмам художественной обработки дерева;

  • Научить качественно выполнять работу, быть аккуратным в ней, доводить начатое дело до конца;

  • Бережно относиться к природе и оберегать её;

  • Обучение культуре подачи и оформления своих изделий.




Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий творческого отношения к работе. В процессе решения творческих задач получают знания и умения по следующим видам работ с древесиной


-Выпиливание. Выпиливание и выжигание - один из самых распространённых видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащихся с младшего школьного возраста.

Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Занятия по выпиливанию древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащегося.

-Резьба по дереву. Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны, занятия резьбой по дереву, где сочетаются труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образы, позволяют активно влиять на трудовое и эстетическое воспитание учащихся. Навыки, полученные уч-ся за период обучения, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно- прикладного искусства, совершенствуя приёмы исполнения изученных видов резьбы, а также осваивать новые виды.

- Токарная обработка древесины.

Токарная обработка - это механическая обработка резанием наружных и внутренних поверхностей вращения, в том числе цилиндрических и конических, торцевание, отрезание, снятие фасок, обработка галтелей, прорезание канавок, нарезание внутренних и наружных резьб на токарных станках.
Токарная обработка древесины - имеет богатую и интересную историю. Красота и законченность форм, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий – вот что притягивает не только мастеров, но и широкий круг школьников к точению древесины. Работа по токарной обработке древесины направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности.

Основное содержание курса складывается из сведений истории возникновения и развития промыслов художественной обработки древесины, технологии изготовления, художественного проектирования и конструирования, дизайна в оформлении изделий.

Программа рассчитана на уч-ся 9-15лет.

Количественный состав кружковцев 20 человек. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Объём программы 288 часа, которые распределяются по 144 часа каждый год ( 4 часа в неделю)

Тип программы –дифференцируемый с учётом подготовленности и опыта подростка в организации занятий предусмотрено использование дифференцированных методов, массовых групповых и индивидуальных форм работы. Учащиеся на занятиях кружка свободно выбирают объекты для работы по интересам и способностям. В программе учтено последовательное усложнение заданий, развитие творческого отношения к работе. В конечном результате мы должны воспитать не мастера – исполнителя, а мастера- творца

Этапы реализации программы.

1. Подготовительный (заготовка материалов, изготовление инструментов, разработка документации)

2. Проведение занятий (выдача теоретических сведений, разработка чертежей и рисунков, изготовление изделий)

3. Заключительный ( проведение выставок, конкурсов с целью демонстрации изделий)


Перечень знаний и умений, формируемых у уч-ся 1-го года обучения.

Учащиеся должны знать:

- Основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

-основы композиции, основные принципы декоративного оформления;

- виды и свойства материалов, применяемых в выпиливании и выжигании,

- применяемый инструмент, приёмы его заточки и правки;

- основные приёмы выпиливания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделия;

- технологический процесс изготовления изделий.

Технологи́ческий проце́сс (сокращенно ТП) - это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата.


Учащиеся должны уметь:

- Различать изделия разных видов обработки дерева, характерные для традиционных центров художественных промыслов родного края;

Наро́дные худо́жественные про́мыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи создаются собственноручно при помощи умений и смекалки.

- делать зарисовки с образцов изделий;

-владеть инструментом и технологией художественной обработки фанеры;

-следить за соблюдением элементарных правил культуры труда;

-содержать в порядке рабочее место;

- экономно и аккуратно использовать материал;

-пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда;

-делать зарисовки с образцов изделий;

-соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.

Пожарная безопасность - состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.


Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 2-го года обучения.

Учащиеся должны знать.

- Историю возникновения и развития местного промысла художественной обработке дерева;

-разные виды резьбы и их особенности;

-элементы и мотивы геометрической резьбы, простые типовые композиции;

-характер, особенности и приёмы выполнения геометрической резьбы;

- приёмы выполнения контурной резьбы, применяемый инструмент для контурной резьбы, приемы его заточки и правки;

-основы композиции для выполнения плоскорельефной, полуобъемной резьбы;

-характер, особенности и приёмы выполнения объёмной резьбы;

-способы экономного расходования материалов, электроэнергии и бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлением;

-составление композиции для токарных изделий;

-устройство токарного станка;

Тока́рный стано́к - станок для обработки резанием (точением) заготовок из металлов, древесины и других материалов в виде тел вращения. На токарных станках выполняют обточку и расточку цилиндрических, конических и фасонных поверхностей, нарезание резьбы, подрезку и обработку торцов, сверление, зенкерование и развёртывание отверстий и т. д.

- применяемый инструмент при токарных работах, приемы его заточки и правки.

Учащиеся должны уметь.

-делать зарисовки с образцов изделий;

-выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике геометрической резьбы;

- создавать композицию для контурной резьбы;

-выполнять контурную резьбу;

-составлять композицию для плоскорельефной резьбы;

- выполнять плоскорельефную резьбу;

-составлять композицию для полуобъёмной резьбы;

-выполнять полуобъёмную резьбу;




-составлять композицию для объёмной резьбы;

- выполнять объёмную резьбу;

-экономно расходовать материал и электроэнергию;

-проектировать токарные изделия в традициях местного промысла и изготовлять их;

- затачивать и править необходимый инструмент;

- соблюдать требования безопасности труда, пожарной безопасности и внутреннего распорядка.


Ожидаемый результат.

Формирование знаний, умений и навыков, полученные уч-ся за период обучения, позволяют им совершенствовать и самореализовать творческие способности по художественной обработки древесины.

В конце изучения большой темы предполагается осуществление контроля знаний, умений и навыков в форме тестов, карточек - задания, кроссвордов, устных опросов, выставок изделий.

На последних занятиях подводятся итоги работы за год, на отчётной выставке определяются лучшие работы. При оценке учитывают возраст, общественная значимость и художественная ценность изделия, качество исполнения.


Концепция педагога: труд ученика – непременно творческий.


Важнейший закон работы: «Ум ребёнка на кончиках его пальцев»

(В.А. Сухомлинский)
























Тематический план

(первый год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.Выпиливание лобзиком

14

32

46

1.1

Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий.

2


2

1.2

Основы материаловедения

2


2

1.3

Виды резьбы по дереву

2


2

1.4

Выпиливание лобзиком как разновидность оформление изделия

2


2

1.5.

Материалы, инструменты и приспособления

1

1

2

1.6

Технические приемы выпиливания орнамента

1

5

6

1.7

Художественно- эстетическое выполнение лобзиком

2

-

2

1.8

Построение орнамента


8

8

1.9

Сборочные и отделочные работы

1

3

4

1.10

Работа над конструкцией изделия

1

3

4

1.11

Отделка изделия

-

2

2

1.12

Изготовление изделия

-

10

10


2.Художественное выжигание

6

26

32

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

2

-

2

2.2

Технология декорирования изделий выжиганием

1

5

6

2.3

Основы композиции

1

-

1

2.4

Подготовка заготовок к работе

-

1

1

2.5

Основные приёмы выжигания.

2

2

4

2.6

Техника выполнения приёмов.

-

6

6

2.7

Отделка изделия.

-

2

2

2.8

Изготовление изделий и декорирование выжиганием

-

10

10


3.Резьба по дереву

10

56

66

3.1

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева


2



2

3.

Производственная санитария - это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов (согласно ГОСТ 12.0.002-80)
2

Виды резьбы

1


1

3.3


Материал

1


1

3.4

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

1


1

3.5

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе


6

6

3.6

Геометрическая резьба по дереву, Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

2

12

14

3.7

Контурная резьба

1

5

6

3.8

Рельефная и скульптурная резьба

2


2

3.9

Отделка и реставрация резных изделий


2

2

3.10

Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции

на шаблоне. Перенос её на заготовку


6

6

3.11

Изготовление разделочной доски и декорирование её геометрической резьбой


6

6



3.12



Изготовление набора из двух разделочных досок




12




12

3.

Разделочная доска - предмет кухонной утвари, предназначенный для нарезания, реже разрубания продуктов питания.
13

Выпиливание предметов с резной заставкой

( на свободную тему)


6

6

3.14

Выставка детского творчества


1

1


Итого

29

115

144


Содержание программы 1-го года обучения.

Раздел 1. Выпиливание лобзиком.

Тема 1 Вводное занятие.

Руководитель знакомится с детьми, беседует о том, чем они любят заниматься, что умеют, знают. Во время беседы выясняется, любят ли дети трудиться, какие трудовые поручения выполняют в семье. Показывает образцы изделий, какие имеются в мастерской. Проводит инструктаж по технике безопасности.

Техника безопасности (ТБ) - устаревший термин, обозначавший часть функции «охраны труда» - управления производственной деятельностью, направленной на предотвращение травм и заболеваний, связанных с производством.
Внутренний распорядок; выбор органов самоуправления; распределение рабочих мест.

Тема 2. Основы материаловедения.

Теория (2ч) Древесина, используемая для художественных работ. Классификация хвойных и лиственных деревьев. Породы древесины, свойства

( механические, физические обуславливающие широкий спектр применения) Цвет древесины; причины разного рода цвета древесины; обработанная поверхность древесины до покрытия её лаком; необработанная древесина. Уход за древесным материалом.

Тема 3. Виды резьбы по дереву.

Теория (2ч)Народные художественные традиции, Виды и особенности резьбы.

Тема 4. Выпиливание лобзиком как разновидность оформление изделия.

Теория (1ч) Выпиливание лобзиком – вид художественной обработки древесины. Выпиливание лобзиком близко к резьбе по дереву.

Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов.

Тема 5. Материалы, инструменты и приспособления.

Теория (1ч) Традиционные материалы ( фанера, шпон, древесина). Нетрадиционные материалы (металл, кость).

Основные инструменты- ручной лобзик, лучковая пила, пилки, шило, нож, надфили.

Ручная пила - плотницкий и столярный инструмент, предназначенный для распиловки древесины. Пилы по конструкции бывают нескольких видов.

Приспособления для выпиливания; для шлифования; для склеивания, дрель -для просверливания отверстий и протягивания пилок лобзика.

П/З (1ч) Ознакомление с инструментами и заточкой инструментов.

Тема 6. Технические приемы выпиливания орнамента.

Теория (1ч) Виды орнамента, применяемые в работе лобзиком. Фурнитура, конструкция, форма изделия.

П/З (5ч) 1. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.(1ч)

2. Выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет. (4ч)

Тема 7. Художественно- эстетическое выполнение лобзиком.

Теория (2ч) Назначение и виды орнамента.

-симметрия;

-орнаментальные розетты и полосы;

-сетчатый орнамент.

Тема 8. Построение орнамента.

П/р (8ч) Перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.(2ч)

-Плоские и объёмные изделия; (2ч)

-изделия округлённой формы; (2ч)

-изделия со сложным орнаментом (2ч)

Тема 9. Сборочные и отделочные работы.

Теория (1ч) Способы соединения деталей. Отделочные работы: облицование, циклевание, шлифование, Тонирование древесины. Виды лаков, Технология тонирования деревянной поверхности. Правила безопасности при работе с лакокрасочными материалами.



П/З (3ч) Зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки

Тема 10.Работа над конструкцией изделия.

Теория (1ч) -Плоские и объёмные изделия;

-изделия округлённой формы;

-изделия со сложным орнаментом.

П/З. (3ч) Сборка корзиночки для конфет.

Тема 11. Отделка изделия.

П/Р (2ч).-отделочные материалы;

-нетрадиционные материалы;

-облицовывание шпоном;

-циклование и шлифование;

- устранение дефектов;

-прозрачная отделка.

Тема 12. Изготовление изделия.

П/З(10ч) Выбор тематики работ, общественно-полезная направленность изделия. Работа над объектом по образцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу(2ч). Выпиливание работ по внутреннему и внешнему контуру. (4ч) Отделка, штриховка, склеивание деталей, лакирование(3ч). Оформление выставки работ в школе.(1ч)


Раздел 2. Художественное выжигание

Тема 1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию

Теория (2ч). Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем. Правила поведения и ТБ , промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Поведе́ние - определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и других животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
Гигие́на (греч. hygieinós, здоровый) - раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни; медицинская наука (гигиенистика), изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Тема 2. Технология декорирования изделий выжиганием.

Теория (1ч) -Подготовка материалов;

-перевод рисунка;

-приёмы выжигания

П/Р (5ч) Выполнение контурного выжигания.

Тема 3. Основы композиции

Теория (1ч) Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. Основные принципы композиции:

-форма и конструкция изделия.

Тема 4. Подготовка заготовок к работе.

П/Р (1ч) Подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине.

-Основные требования к инструменту;

-уход за инструментом.

Тема 5. Основные приемы выжигания.

Теория (2ч) Технология основных приёмов выжигания.

П/Р (2ч) Совершенствование приёмов выжигания.

Тема 6. Техника выполнения приёмов

П/Р (6ч) 1. Освоение приёмов выжигания (2ч)

2.Выполнение настенного панно.(4ч)

Тема 7. Отделка изделия.

П/Р(2ч) Выполнение настенного панно.

-отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

-устранение дефектов;

Прозрачная отделка.

Тема 8 Изготовление изделий и декорирование выжиганием.

Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Организация рабочего места, Выбор древесных материалов с учётом особенности рисунка. Отделка готового изделия прозрачными материалами.



П/З. (10ч) 1. Подготовка основы для выжигания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. (2ч)

2.Выжигание элементов рисунка.(4ч)

3. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию.(2ч)

4. Скрепление материалов и соединение изделий из древесных материалов.(2ч)

Раздел 3. Резьба по дереву.

Тема1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Теория(2ч) Повторить Технико-технологические сведения. Правила поведения в мастерской. Основные направления работы.

Тема2. Виды резьбы.

Теория (1ч) Технология выполнения плосковыечатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы. Виды резьбы по дереву. Их характерные особенности и разновидности.

Тема3. Материал

Теория (1ч) Технология подготовки материала. Выбор материала. Технико-технологические сведения:

-декоративные свойства дерева;

-клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;

-отделочные материалы и отделка;

-способы предупреждения и устранения дефектов.

Тема 4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.

Теория (1ч) Рабочее место резчика. Инструменты общего назначения: пилы; инструменты для строгания; нож-косяк; стамески; свёрла; метр; линейка; рейсмус и другие. Оборудование: шлифовальный и сверлильные станки.

Сверлильные станки - группа металлорежущих станков, предназначенных для получения сквозных и глухих отверстий в сплошном материале, для чистовой обработки, расточки (зенкерования, развёртывания) отверстий, образованных в заготовке каким-либо другим способом, для нарезания внутренних резьб, для зенкования торцовых поверхностей.

Тема 5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

П/Р (6ч) 1. Виды ручного инструмента, требование к нему. (1ч)

2. Техника изготовления и подготовка к работе. (1ч)

3. Изготовление ножа- косяка. (4ч)

-одностороннего прокола;

-двухстороннего прокола;

- подготовка к работе.

Тема 6. Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Теория (2ч)Технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения.

-история возникновения и развития;

-особенности;

-элементы геометрической резьбы;

-сочетание различных элементов;

-материалы, инструменты;

-способы выполнения резьбы;

-безопасность труда при работе.

П/Р (12ч) 1. Освоение приёмов выполнения геометрической резьбы.

-Подготовка к резьбе;

-резьба прямых выемок.(2ч)

-резьба трёхгранных выемок, (2ч)

-выполнение скобчатых порезок (лунок)(2ч)

2. Технико-технологические сведения. Сочетание треугольников:

-с прямыми и кривыми сторонами; (2ч)

-со сторонами разной длины; (2ч)

-с миндалевидными углублениями; (2ч)

- безопасность труда при резьбе.

Тема7 Контурная резьба.

Теория (1ч) Технология выполнения контурной резьбы.

П/Р (5ч).1. Технико-технологические сведения (1ч)

-своеобразие резьбы;

-особенности композиции орнаментов;


-подготовка изделия к резьбе.

2.Выполнение орнамента контурной резьбой (4ч)

Тема 8. Рельефная и скульптурная резьба.

Теория (2ч) Технология выполнения. Технико-технологические сведения:

- виды плоскорельефной резьбы;

-художественно- стилевые особенности;

-материалы, инструменты, приспособления;

-приёмы выполнения видов резьбы;

-требование к качеству резьбы;

-безопасность труда при её выполнении.

Тема 9. Отделка и реставрация резных изделий.

П/Р (2ч) Технико-технические сведения:

-отделочные материалы;

-устранение дефектов;

-прозрачная отделка.

Тема 10. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. П/Р (6ч) 1. Составление композиции на шаблоне. Перенос её на заготовку.(2ч)

2. Способы выполнения резьбы (4ч)

Тема 11. Изготовление разделочной доски и декорирование её геометрической резьбой.

П/Р (6ч) 1. Подборка материала. Составление резной композиции и перенос её на заготовку. (2ч)

2. Способы выполнения резьбы. Отделка изделия. (4ч)

Безопасность труда при резьбе.

Тема 12. Изготовления набора из двух разделочных досок.

П/Р (12ч) 1. Подборка материала. Составление резной композиции и перенос её на заготовку. (2ч)

2. Способы выполнения резьбы двух разделочных досок.(8ч)

3. Отделка изделия. (2ч)

Безопасность труда при резьбе.

Тема 13. Выпиливание предметов с резной заставкой (на свободную тему)

П/Р (6ч) 1. Подборка материала. Составление резной композиции и перенос её на заготовку. (2ч)

2. Способы выполнения резьбы. Отделка изделия. (4ч)

Безопасность труда при резьбе.

Тема 14. (1ч) Выставка детского творчества.

Итоговая аттестация. Выставка работ и их обсуждение.


Второй год обучения

п/п

Тема


Количество часов

теория

практика

всего

1. Резьба по дереву

14


56

70

1.1

Вводное занятие

Основные сведения о предприятиях и видов художественных промыслов республики Хакасия и Красноярского края

2



2


1.

Респу́блика Хака́сия (хак. Хакас Республиказы; кратко: Хакасия) - субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в Сибирский федеральный округ, часть Восточно-Сибирского экономического района.
2

Обзор плоскорельефной и рельефной резьбы

2

8

10

1.3

Прорезная резьба, Инструменты.

2

8

10

1.4

Накладная резьба. Инструменты.

2

8

10

1.5

Барельефная и горельефная резьба. Инструменты.

2

8

10

1.6

Домовая резьба. Инструменты.

2

4

6

1.7

Объёмная резьба. Инструменты.

2

4

6

1.8

Выполнение заданий на свободную


тему.


10

10

1.9

Подготовка к выставке.


6

6

2.Токарная обработка древесины.


18


56


74

2.1

Обзор контурной и геометрической резьбы

2

14

16

2.2

Устройство токарного станка по дереву

2


2

2.3

Режущие и измерительные инструменты

2


2

2.4

Выбор материала и подготовка заготовок к работе.

Самый большой токарный станок (длиной 38,4 м и весом 416,2 т) построен западногерманской компанией «WaldrichSiegen» (нем.) в 1973 году по заказу Комиссии по электроснабжению из Рошервилля (ЮАР). Он способен обрабатывать детали весом 300 тонн. Диаметр его поворотного основания - 5 м.

2

2

4

2.5

Приспособления для крепления обрабатываемых деталей

1

1

2

2.6

Точение цилиндрических форм

2

6

8

2.7

Коническое и фасонное точение

2

4

6

2.8

Внутреннее точение

2

4

6

2.9

Выполнение задания на произвольную тему.


8

8

2.10

Заваленная резьба

1

3

4

2.11

Рельефно-завалённая резьба

1

3

4

2.12

Рельефная резьба

1

5

6

2.13

Подготовка к выставке


6

6


Итого

22

122

144




Содержание программы 2-го года обучения

Резьба по дереву.

На первом году обучения школьники осваивают наиболее простые виды работы по дереву контурную и геометрическую резьбу. Эти виды разных работ не требуют сложных инструментов и редких материалов На втором году обучения эти виды резьбы повторяются, но задания усложняются.

Создавая резные композиции, уч-ся осваивают профессиональные приёмы обработки древесины, практически знакомятся с физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных древесных пород, приобретают познания в области претворения их в декоративные формы и образы.

Древе́сная поро́да - род или вид древесного растения. В зависимости от экологических и биологических особенностей развития отдельных видов, относимых к древесным породам, породы различают на быстрорастущие и медленнорастущие, светолюбивые и теневыносливые, хвойные и лиственные и т. п.

Занятия контурной и геометрической резьбой, характерными для искусства многих народов нашей страны, играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, так как позволяют приобщить к художественным традициям своего края, народов нашей страны, так как воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.

Запас знаний и навыков, полученных школьниками в течение первого года занятий, позволяет им второй год обучения успешно справляться с более сложным видом работ- рельефной резьбой.

По сравнению с первым годом обучения, когда занятия в геометрической резьбе сменяются относительно часто, что обусловлено учебно-психологическими и методическими соображениями. На втором году обучения предусмотрено исполнение всех трёх заданий. Это объясняется значительно более трудоёмкой техникой и технологией исполнения рельефной, плоскорельефной и полуобъёмной резьбы, сложностью моделирования деталей, обработки фона, значительно более ответственной работой над подготовительным рисунком, объёмом и значимостью коллективного задания по оформлению конкретного интерьера, заточке и правке инструмента.

Токарная обработка древесины.

Беседам по теоретическим вопросам должно отводится не более 15-20 минут на каждом двухчасовом занятии. Рассказ учителя сопровождается показом образцов токарных изделий, а также просмотром диафильмов, фотографий, анализом изделий.

Практическая работа включает изучение токарного станка, заточку инструмента , примеры работы измерительным инструментом, составление эскизов и чертежей изделий, разработку творческой работы.

Творческая работа - результат творческих усилий человека. Под это понятие попадают изобразительное искусство, литература, живопись, музыка, хореография и т. д.

Особое место на практических занятиях отводится работе на токарных станках по выполнению изделия из материала. Обучение этой работе следует начинать с изготовления изделий по образцам. Такие задания выполняются при точении цилиндрических, криволинейных поверхностей при внутреннем точении.

В процессе выполнения учебных заданий предусматривается сообщение сведений по материаловедению, технологии точения древесины, о породах, об отделке готовых изделий.

На последнем этапе работы школьники выполняют задания на произвольную тему. Выбор тематики, отбор эскизов изделий и их исполнение в материале должен носить коллективный характер. Это будет способствовать развитию у школьников чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело.

В процессе занятий руководитель должен уделять особое внимание вопросам безопасности труда, соблюдению правил личной гигиены.

Личная гигиена (индивидуальная) - раздел гигиены, в котором изучаются вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, соблюдения гигиенических правил и мероприятий в его личной жизни и деятельности, разрабатываются и проводятся мероприятия гигиенического воспитания, пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни с целью повышения гигиенической культуры населения.






Литература


1. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. – М: Просвещение, 1996г.


2. Виноградов А.Н. Резьба по дереву. - Минск:Хэлтон, 2003г.


3. Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. -М:Траст пресс, 1999г.

4. Белошин И.В. Технология точения древесины /Школа и производство №6, 1976г.


5. Матвеева Т.М. Мозаика и резьба по дереву. -М: Просвещение, 1996г.


6. Калугин А.И, Плотников Ю.В. Охрана труда и пожарной безопасности в общеобразовательной школе.- М: Просвещение,1999г.


7.Журнал «Школа и производство» №3, 6, 8- 2003г; №1, 5 – 2004г. №2, 5,7- 2005г.














































13



  • Правила поведения