Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа по биологии 6 класс

Скачать 116.33 Kb.



Скачать 116.33 Kb.
Дата20.04.2017
Размер116.33 Kb.

Рабочая программа по биологии 6 класс


Петропавловский муниципальный район Воронежская область

МКОУ Песковская СОШ





Согласовано Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Зам директора по УВР Директор школы

______________ ________________ ________________

Г. Ф. Улезько Н. А. Курочкина Т. В. Дяченко

Приказ №

от « ___» ____________ 2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По биологии


На 2015 – 2016 год


6 класс


70 часов




Составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Примерной программы по биологии, рекомендованной Министерством образования и науки (экспертиза РАН и РАО 2011г.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодёжной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Общее образование Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
) – Москва, Просвещение 2011г.

Программы по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством

В. В. Пасечника – Москва, Дрофа 2011г







Учитель Шевцова С. Ф.









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа подготовлена в соответствии с содержанием школьной программы (Программно- методические материалы: Биология 6-11 кл. Москва: Дрофа, 2007. Авторы: В.В. Латюшин, В.В. Пасечник, Р.Д. Маш, В.М. Пакулова), новой концепцией биологического образования, действующим учебным планом, а также обязательным минимумом содержания биологического образования.

Рабочая программа включает тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника «Бактерии. Грибы. Растения» изучается в течение 1 учебного года по 2 часа в неделю.

Учебный год - период длительностью в один обычный (астрономический) год, обозначающий годичный цикл учебного процесса в образовательных учреждениях. Обозначается номерами двух следующих друг за другом календарных годов, на которые приходится данный учебный год (например, «2017/2018 учебный год»).
В планировании изложены задачи тем уроков, указаны основные методы и технологии обучения, виды и формы контроля, основные требования к знаниям и умениям учащихся, а также рекомендуемые для проведения лабораторные работы, способствующие эффективному усвоению учебного материала и активизации познавательной деятельности учащихся.
Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Предлагаемые методические материалы дают возможность обеспечить внутрипредметные и межпредметные связи и позволяют учителю более осмысленно отбирать факты, понятия, доказательства, обобщения, главные идеи и зависимости, четко организовывать практическую деятельность учеников, планомерно осуществлять контроль знаний.

Целеноправленно организованная работа учителя создает условия для:

  • Развития у учащихся познавательного интереса;

  • Лучшего усвоения нового материала;

  • Систематизации знаний

  • Повышения практической значимости полученных знаний и умений.

Организация труда учителя и учащихся позволят достичь поставленных целей без дополнительных затрат времени. В зависимости от условий преподавания, особенностей класса учитель может внести необходимые ему коррективы.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

Биология Биоло́гия (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος - жизнь + λόγος - учение, наука) - система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, определителями, проводить наблюдения за биологическими объектами;

Жизнь - основное понятие биологии - активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи - генетическая информация, используемая для репликации.
Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за живыми организмами, биологических экспериментов, с различными источниками информации;

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.


По окончанию учебного года обучающиеся должны знать:

  • Строение, функции клеток бактерий, грибов, растений;

  • деление клетки;

    Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.
    Деле́ние кле́тки - процесс образования из родительской клетки двух и более дочерних клеток.

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного и растительного организмов;

  • особенности питания организмов;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений;

  • царства живой природы;

  • основные систематические категории, признаки вида;

  • усложнение растений в процессе эволюции;

  • искусственные и природные сообщества.




Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов;

Повседневность, повседневная жизнь - один из процессов жизнедеятельности человека, обнаруживающийся в привычных общеизвестных ситуациях и характеризующийся нерефлексивностью, отсутствием личностной вовлечённости в ситуации, типологическим восприятием участников взаимодействия и мотивов их участия.
Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Органи́зм (позднелат. organismus от позднелат. organizo - «устраиваю», «сообщаю стройный вид», от др.-греч. ὄργανον - «орудие») - живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, самоподдерживанием своего строения и организации, способностью воспроизводить их при размножении, сохраняя наследственные признаки.
Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма (от др.-греч. οἶκος - жилище, местопребывание и σύστημα - система) - биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.
В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.
Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (33 ч. на ступени основного общего образования) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

    Пе́рвая по́мощь - срочное выполнение лечебно-профилактических мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия медработника или до помещения больного в медицинское учреждение.
    Дома́шние живо́тные - животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг.
    Среда обитания (экологическая ниша) - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
    Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 280 часов, 6-9 классах – по 70 часов (по 2 часа в неделю).

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Теория распознава́ния о́браза - раздел информатики и смежных дисциплин, развивающий основы и методы классификации и идентификации предметов, явлений, процессов, сигналов, ситуаций и т. п. объектов, которые характеризуются конечным набором некоторых свойств и признаков.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

    Метаболи́зм (от греч. μεταβολή - «превращение, изменение»), или обмен веществ - набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

    Человеческое тело - физическая структура человека, человеческий организм. Тело человека образовано клетками различных типов, характерным образом организующихся в ткани, которые формируют органы, заполняют пространство между ними или покрывают снаружи.
    Вы́сшая не́рвная де́ятельность - это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных (в том числе и человека) в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях.
    Научная картина мира - одно из основополагающих понятий в философии науки - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.
    родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
    Биоразнообра́зие (биологи́ческое разнообра́зие) - разнообразие жизни во всех её проявлениях, а также показатель сложности биологической системы, разнокачественности её компонентов. Также под биоразнообразием понимают разнообразие на трёх уровнях организации: генетическое разнообразие (разнообразие генов и их вариантов - аллелей), видовое разнообразие (разнообразие видов в экосистемах) и, наконец, экосистемное разнообразие, то есть разнообразие самих экосистем.
    Охрана окружающей среды - комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.
    родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
    Насле́дственные заболева́ния - заболевания, возникновение и развитие которых связано с дефектами в наследственном аппарате клеток, передаваемыми по наследству через гаметы. Термин употребляется в отношении полиэтиологических заболеваний, в отличие от более узкой группы - генные болезни.
    роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;

    Цветко́вые расте́ния, или Покры́тосеменны́е, устар. Скрытносемянные (лат. Magnoliophyta, или Angiospermae от др.-греч. ἀγγεῖον - сосуд, σπέρμα - семя) - отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения и замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные).
    Система органов - совокупность органов одинаковой или сходной функции и строения; в более широком смысле - совокупность сходных или несходных органов, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое, планомерно построенное целое («аппарат органов»).
    наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
    Ядовитые грибы - грибы, содержащие ядовитые вещества - токсины. По характеру отравление ядовитыми грибами делят на три группы: вызывающие пищевые отравления, вызывающие нарушение деятельности нервной системы и смертельно ядовитые.
    Культурные растения (агрокультуры) - растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

    Экологи́ческие фа́кторы - свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. Например: наличие минеральных веществ, доступ кислорода, влажность почвы, температура почвы, рыхлость почвы.
    Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.





НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

  1. «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по биологии» Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.

  2. Обязательный минимум содержания программ по биологии основного и среднего общего образования, требования к уровню подготовки выпускников.

  3. «Федеральный базисный учебный план» Приказ МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  5. Примерный учебный план для образовательных учреждений РО и учебный план образовательного учреждения.

  6. Примерная программа по биологии для основной общеобразовательной школы (М.

    Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
    : Просвещение, , 2011).

  7. Авторская программа по биологии в 5-9 классах В.В. Пасечника.






СТРУКТУРА КУРСА





КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ



Содержание курса

1. Введение Биология как наука (1 час)

Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны Правила работы в биологической лаборатории.

Тема 1. Клеточное строение организмов(4 часа)

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании – одна из причин заболеваний организмов. Растительные ткани.

Ткань - группа клеток, которые имеют общее происхождение, выполняют одну или несколько функций и занимают свойственное им положение в организме растения. Органы растения образованы разными тканями.

Тема 2. Царства Бактерии и Грибы (7 часов)

Царство Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний. Царство Грибы, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Плесневые грибы и дрожжи.

Сбор грибов (грибная/тихая охота) - деятельность человека, направленная на поиск и сбор грибов. Является разновидностью собирательства.
Болезни растений - процессы, которые протекают в растении под влиянием разных причин - возбудителей болезней и неблагоприятных условий среды, проявляются в нарушении функций (фотосинтеза, дыхания, синтеза пластических и ростовых веществ, тока воды, питательных веществ), строения организма и вызывают преждевременную гибель растения или поражения отдельных его органов.
Пле́сневые грибы́, или пле́сень - различные грибы (в основном, зиго- и аскомицеты), образующие ветвящиеся мицелии без крупных, легко заметных невооружённым глазом, плодовых тел.
Роль грибов в природе и жизни человека. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.


Тема 3. Царство Растения (7 часов)

Разнообразие и распространение растений. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Водоросли - наиболее древние низшие растения.

Ни́зшие расте́ния - устаревшее понятие, подразумевающее сборную группу живых организмов, которым не свойственна дифференциация тканей. Употреблялось в ботанике до второй половины XX века и включало бактерии, водоросли, лишайники и грибы.
Строение, жизнедеятельность и размножение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности человека, охрана. Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Строение, размножение, многообразие, роль в природе, использование человеком. Лишайники Ярославской области. Мхи, строение, жизнедеятельность, размножение. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов. Хвощи, плауны, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Папоротники, строение и жизнедеятельность, размножение. Роль в природе. Голосеменные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Многообразие голосеменных, роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
Антропогенные факторы (греч. anthropos - человек, genesisum - происхождение, лат. factor - дело) - экологические факторы, обусловленные различными формами влияния деятельности человека на природу. Антропогенные факторы могут быть первичными, или прямыми (истребление, акклиматизация, интродукция), и вторичными, или косвенными (вырубка лесов, осушение болот, распашка земель и тому подобное).
Промы́шленность (от рус. промышлять, промысел) - совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве - производством потребительских товаров.
Многообразие, хозяйственное значение покрытосеменных растений, экологические группы, жизненные формы

Тема 4.

Экологи́ческая гру́ппа - совокупность видов, характеризующаяся сходными потребностями в величине какого-либо экологического фактора и возникшими в результате его воздействия в процессе эволюции сходными признаками, закрепившимися в генотипе.
Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)

Строение семян. Виды корней и типы корневых систем, зоны корня. Условия произрастания и видоизменения корней. Побег и почки. Внешнее строение листа, жилкование. Клеточное строение листа. Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Разнообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок. Строение и типы цветков. Соцветия. Половое размножение покрытосеменных растений. Плоды. Строение и классификация плодов. Распространение плодов и семян. Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Диаспороло́гия, или карпоэколо́гия - раздел ботаники, изучающий закономерности распространения диаспо́р.
Половое размножение - процесс у большинства эукариот, связанный с развитием новых организмов из половых клеток (у одноклеточных эукариот при конъюгации функции половых клеток выполняют половые ядра).
Вегетати́вное размноже́ние - образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам. У водорослей и грибов происходит путём отделения неспециализированных участков таллома или посредством образования специализированных участков (выводковые почки водоросли сфацелярии и др.).

Тема 5. Жизнь растений (14 часов)

Химический состав растений. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Растение – целостный организм. Способы размножения растений: споровых, голосеменных. Вегетативное и половое размножение покрытосеменных растений.



Тема 6. Классификация растений (10 часов)

Основы систематики растений.

Прораста́ние семя́н - переход семян растений от покоя к активной жизнедеятельности, начальный этап онтогенеза растений, на котором образуется росток. Происходит при обеспеченности влагой и кислородом, подходящем температурном и световом режиме.
Пи́ща (Еда́) - то, что едят, чем питаются - любое вещество, пригодное для еды и питья живым организмам для пополнения запасов энергии и необходимых ингредиентов для нормального течения химических реакций обмена веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов и микроэлементов.
Система́тика расте́ний - раздел ботаники, занимающийся естественной классификацией растений.
Классификация растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные), Розоцветные, Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые), Сложноцветные (Астровые). Класс Однодольные. Семейства Лилейные, Злаки (Мятликовые). Важнейшие сельскохозяйственные культуры.
Двудо́льные (устар. варианты: двусемядольные, двусемянодольные) (лат. Dicotylédones), или Магнолиопси́ды (лат. Magnoliópsida) - класс покрытосеменных растений, у которых зародыш семени имеет две боковые супротивные семядоли.
Сельскохозяйственные культуры - культурные растения, возделываемые с целью получения продуктов питания, технического сырья и корма для скота.


Тема 7. Природные сообщества (4 часов)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Характеристика основных экологических групп растений. Приспособленность растений к экологическим факторам. Растительные сообщества. Взаимосвязь растений в сообществе. Природные сообщества. Искусственные сообщества поля, сада, огорода. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Тема 9. Развитие растительного мира (4 часа)

Происхождение растений.

Лека́рственные расте́ния (лат. Plantae medicinalis) - обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.
Расти́тельность (расти́тельный покро́в) - совокупность фитоценозов определённой территории или всей Земли в целом. В отличие от флоры, которая характеризуется только видовым составом, растительность характеризуется и видовым составом, и численностью особей (причём как в отдельных растительных таксонах, так и в целом для рассматриваемой территории), и особенностями сочетания представителей различных растительных таксонов, и экологическими связями между ними.
Усложнение растений в процессе эволюции. Проблема сохранения биологического разнообразия растений Ярославской области. Редкие и исчезающие виды растений Ярославской области.
Species plantarum (лат.) («Виды растений») - работа в двух томах, написанная шведским учёным Карлом Линнеем (1707-1778). Опубликована впервые в мае 1753 года. Условная дата опубликования Species plantarum, 1 мая 1753 года, принята за исходный пункт ботанической номенклатуры (это обозначает, что научные названия растений, обнародованные ранее этой даты, не считаются действительно обнародованными).
Охрана растительного мира. Охраняемые территории Ярославской области: природные памятники, заповедники, заказники, национальные парки.



ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва Дрофа – 2007г.

  2. Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику, Москва Дрофа – 2007г.

  3. Примерная программа по биологии для основной общеобразовательной школы.

  4. Пасечник В.В., Снисаренко Т. А. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс рабочая тетрадь, Москва, Дрофа – 2012г.








Тематическое планирование 6 класс


§1.



3

Строение растительной клетки.

Комбинированный.

Клетка кожицы лука и мякоти листа. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро, хлоропласты, хлорофилл.

Кле́тка - структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов и вироидов - форм жизни, не имеющих клеточного строения). Обладает собственным обменом веществ, способна к самостоятельному существованию, самовоспроизведению (животные, растения и грибы).
Особенности строения мякоти листа.

§2.



4

Жизнедеятельность клетки.

Комбинированный.

Хромосомы, поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы, деление и рост; значение движения цитоплазмы, изменения ядра и цитоплазмы при делении; особенности строения молодой и старой клеток.

§3.



5

Ткани.

Комбинированный.

Ткань; виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные, образовательные, запасающие; функции основных видов тканей.

§4.



Тема 2. Царства Бактерии и Грибы (7 часов).

6

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Бактерии, паразиты, сапротрофы, спора, строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения; питание, размножение, образование спор.

§5.



7

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Комбинированный.

Симбиоз, значение бактерий в природе и жизни человека, бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии

§6.

Бакте́рии (эубактерии (лат. Eubacteria), др.-греч. βακτήριον - палочка) - домен (надцарство) прокариотных (безъядерных) микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. К настоящему времени описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона, однако само применение понятия вида к бактериям сопряжено с рядом трудностей.



8

Общая характеристика грибов.

Комбинированный.

Признаки царства Грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело, разнообразие грибов по способу питания: сапротрофы.

Плодо́вое те́ло (спорока́рп, или карпофо́р) - репродуктивная часть организма гриба, образующаяся из переплетённых гиф мицелия. Функцией плодового тела является образование спор, возникающих в результате полового процесса (такие споры называют мейоспорами, в отличие от митоспор, образующихся без полового процесса, вегетативно).

§7.



9

Шляпочные грибы.

Комбинированный.

Мицелий, микориза. Особенности строения шляпочных грибов;

Шля́почный гриб - сборное понятие, обозначающее плодовое тело, имеющее определённые внешние признаки: гриб, состоящий из шляпки и ножки.
шляпочные грибы (съедобные и ядовитые); обмен веществ, размножение.

§8.



10

Плесневые грибы и дрожжи.

Комбинированный.

Особенности строения плесневых грибов и дрожжей; плесневые грибы: мукор и пеницилл.

§9



11

Грибы-паразиты.

Комбинированный.

Паразиты, меры профилактики, головня, спорынья, грибы трутовики, заражение сельскохозяйственных растений.

§10



12

Зачет №1 по темам «Клеточное строение организмов» «Царства Бактерии и Грибы».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по темам «Клеточное строение организмов», «Царства Бактерии и Грибы»

(или письменная контрольная работа).



Тема 3. Царство Растения (7 часов).

13

Разнообразие, распространение значение растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Низшие и высшие растения, разнообразие растений по размерам, продолжительности жизни, значение растений в природе и жизни человека.

§11.



14

Водоросли.

Комбинированный.

Основные признаки водорослей, места обитания и распространение, зеленые, бурые, красные водоросли;

Высшие растения, или наземные растения, или эмбриофиты (лат. Embryophyta, иногда используется латинское наименование Plantae sensu strictissimo - «растения в наиболее узком смысле») - тип зелёных растений, которым свойственна дифференциация тканей, в отличие от низших растений - водорослей.
Кра́сные во́доросли, или багря́нки (лат. Rhodóphyta), - отдел водорослей, обитатели прежде всего морских водоёмов, пресноводных представителей известно немного. Обычно это довольно крупные растения, но встречаются и микроскопические.
значение водорослей в природе и в жизни человека. Хламидомонада.

§12.



15

Лишайники.

Комбинированный.

Строение лишайников: симбиоз гриба и водоросли, разнообразие лишайников: кустистые, листовые и накипные; размножение лишайников.

§13.



16

Мхи.

Комбинированный.

Основные признаки мхов, строение мхов, разнообразие мхов: печеночные и листостебельные мхи. Размножение мхов.

§14.



17

Плауны, хвощи, папоротники.

Комбинированный.

Основные признаки плаунов, хвощей, папоротников, их строение и разнообразие; значение в природе и жизни человека.

§15.



18

Голосеменные.

Комбинированный.

Голосеменные растения, особенности строения голосеменных растений: появление семени, развитие корневой системы.

Голосеменны́е расте́ния (лат. Gymnospérmae) - древняя группа семенных растений, появившаяся в верхнем девоне, около 370 млн лет назад.
Ко́рень (лат. radix) - осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.
Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы. Разнообразие и значение голосеменных растений.

§16.



19

Покрытосеменные (цветковые) растения.

Комбинированный.

Особенности строения покрытосеменных растений, органы цветкового растения; многообразие покрытосеменных растений, их значение.

§17.



Тема 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов).

20

Строение семян.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.

Семенна́я кожура́ - структура, снаружи покрывающая и защищающая зародыш в семени от перенасыщения влагой или пересыхания. Образуется из интегументов семязачатка, реже - за счёт разрастания тканей халазы.
Растения однодольные и двудольные; особенности строения семян однодольных и двудольных растений.

§18.



21

Виды корней и типы корневых систем.

Комбинированный.

Функции корня; виды корней: главный, придаточные, боковые. Типы корневых систем: стержневая, мочковатая.

§19.



22

Строение корня.

Комбинированный.

Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения.

Эпифизарная пластинка (хрящевая пластинка роста) или зона роста - пластинка гиалинового хряща между эпифизом и метафизом трубчатых костей. Эпифизарная пластинка отмечается у детей и подростков; у взрослых её нет; после окончания роста она замещается эпифизарной линией.
Корневой чехлик (лат. calyptra, seu pilleorrhiza) - защитное образование растущего кончика корня. Служит защитой преимущественно от механических повреждений. Это небольшой конусовидный колпачок, длиной обычно около 0,2 мм, реже, у воздушных корней, до нескольких миллиметров, прикрывающий нежные клетки апикальной меристемы кончика корня и часть его зоны роста Клетки корневого чехлика образуются при первичном росте корня за счет деления клеток части апикальной меристемы - калиптрогена.
Ткани образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Особенности клеточного строения корня растений наземной и воздушной сред обитания.

§20.



23

Условия произрастания и видоизменения корней.

Комбинированный.

Глубина проникновения в почву корней. Видоизменения корней, выполнение дополнительных функций: корневые клубни, воздушные, дыхательные корни, подпорки.

Ма́нгры или ма́нгрова, или мангровы, или мангровые леса (от англ. mangrove), - вечнозелёные лиственные леса, произрастающие в приливно-отливной полосе морских побережий и устьев рек в местах, защищённых от энергии волн коралловыми рифами или островами.

§21



24

Побег и почки.

Комбинированный.

Побег, узлы, междоузлия; строение почки, виды почек: пазушные, верхушечные; вегетативные и генеративные; видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.

§22.



25

Внешнее строение листа.

Комбинированный.

Функции листа, строение листа: листовая пластинка, черешок;

Лист (множ. ли́стья, собир. листва́; лат. folium, греч. φύλλον) - в ботанике наружный орган растения, основными функциями которого является фотосинтез, газообмен и транспирация. Для этой цели лист, как правило, имеет пластинчатую структуру, чтобы дать клеткам, содержащим в хлоропластах специализированный пигмент хлорофилл, доступ к солнечному свету.
черешковые и сидячие листья; простые и сложные листья, жилкование листьев: параллельное, дуговое, сетчатое.

§23.



26

Внутренне строение листа.

Комбинированный.

Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц); столбчатая и губчатая основные ткани; проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды); механическая ткань (волокна).

Проводящая ткань - вид тканей растения, служащих для передвижения растворённых питательных веществ по растению. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами, ситовидными трубками).
Механи́ческая ткань - вид ткани в растительном организме, волокна из живых и мёртвых клеток с сильно утолщённой клеточной стенкой, придающие механическую прочность организму. Возникает из верхушечной меристемы, а также в результате деятельности прокамбия и камбия.

§24.



27

Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Комбинированный.

Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности; видоизменения листьев: колючки и волоски, усики.

§25.



28

Строение стебля.

Комбинированный.

Функции стебля; участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка), механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды), образовательная ткань.

Меристе́мы (с др.-греч. - «μεριστός» - делимый), или образовательные ткани, или меристематические ткани, - обобщающее название для тканей растений, состоящих из интенсивно делящихся и сохраняющих физиологическую активность на протяжении всей жизни клеток, обеспечивающих непрерывное нарастание массы растения и предоставляющих материал для образования различных специализированных тканей (проводящих, механических и т. п.).

§26.



29

Видоизменения побегов.

Комбинированный.

Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их строение.

§27.



30

Цветок.

Комбинированный.

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Цветки правильные и неправильные, обоеполые и однополые; растения однодомные и двудомные.

§28.



31

Соцветия.

Комбинированный.

Типы соцветий: простые и сложные; кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка; биологическое значение соцветий.

§29.



32

Плоды.

Комбинированный.

Строение плода, типы плодов: сухие и сочные, односемянные и многосемянные; функции плода; виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.

§30.



33

Распространение плодов и семян.

Комбинированный.

Способы распространения плодов и семян: с помощью ветра, животных и человека, воды; саморазбрасывание семян.

§31.



34

Зачет №2 по темам «Царство Растения» и «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по темам «Царство Растения» и «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

(или письменная контрольная работа).



Тема №5 «Жизнь растений» (14 часов).

35

Химический состав растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Состав растений: неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы).

§32.



36

Минеральное питание растений.

Комбинированный.

Минеральное питание растений, азот, калий, фосфор; поглощение питательных веществ; минеральные удобрения.

Со́ли - сложные вещества, которые в водных растворах диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков. ИЮПАК определяет соли как химические соединения, состоящие из катионов и анионов. Есть ещё одно определение: солями называют вещества, которые могут быть получены при взаимодействии кислот и оснований с выделением воды.
Органические соединения, органические вещества - класс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Органические соединения, кроме углерода, чаще всего содержат элементы водород, кислород, азот, значительно реже - серу, фосфор, галогены и некоторые металлы (порознь или в различных комбинациях).
Минера́льные удобре́ния - неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания.

§33.



37

Фотосинтез.

Комбинированный.

Фотосинтез, условия для образования крахмала, необходимые вещества для фотосинтеза и его продукты, локализация процессов фотосинтеза.

§34.



38

Дыхание растений.

Комбинированный.

Значение дыхания, опыты подтверждающие дыхание растений, приспособления растений для дыхания, взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

§35.



39

Испарение воды растениями. Листопад.

Комбинированный.

Значение испарения для жизни растений, факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Листопад, его значение.

§36.



40

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Комбинированный.

Транспортировка веществ, причины движения воды по сосудам стебля, передвижение воды и минеральных веществ;

Биологически значимые элементы (в противоположность биологически инертным элементам) - химические элементы, необходимые живым организмам для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Биологически значимые элементы классифицируют на макроэлементы (содержание которых в живых организмах составляет больше 0,01 %) и микроэлементы (содержание менее 0,001 %).
органических веществ по стеблю.

§37.



41

Прорастание семян.

Комбинированный.

Условия прорастания семян: температура, влажность, правила посева семян, сроки посева и глубина заделки, рост и питание проростка.

§38.



42

Растительный организм как единое целое

Комбинированный.

Растение – целостный организм, рост растения, периоды развития растения: зародышевый, период молодости, период зрелости, период старости, фазы развития.; однолетние, двулетние, многолетние растения.

§39.



43

Способы размножения растений.

Комбинированный.

Типы размножения растений: половое и бесполое. Бесполое размножение: спорообразование, вегетативное; способы вегетативного размножения: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами. Особенности полового размножения.

§40.



44

Размножение споровых растений.

Комбинированный.

Представление о чередовании поколений у мхов и папоротников, условие оплодотворения у высших споровых растений, размножение и развитие водорослей.

Жи́зненный ци́кл - закономерная смена всех поколений (онтогенезов), характерных для данного вида живых организмов. Следует четко отличать жизненный цикл (характеристику вида) от онтогенеза (развития отдельной особи от момента её появления до момента смерти или деления).
Бесполое размножение, или агамогенез - один из способов размножения, при котором следующее поколение развивается из соматических клеток без участия репродуктивных клеток - гамет. Следует отличать бесполое размножение от однополого размножения (партеногенеза), который является особой формой полового размножения.
Высшие споровые растения - неформальный термин, объединяющий высшие растения, размножающиеся и распространяющиеся главным образом спорами. Эта группа таксонов обычно противопоставляется семенным растениям, которые для размножения используют не споры, а семена.
Мхов, папоротников.

§41.



45

Размножение голосеменных растений.

Комбинированный.

Строение пыльцы, органы размножения голосеменных растений, размножение и развитие голосеменных растений: формирование пыльцы и яйцеклетки, образование семян, развитие молодого растения, условия и приспособления для размножения.

§42.



46

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Комбинированный.

Способы вегетативного размножения: размножение черенками, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами, прививкой, культурой тканей.

Культу́ра тќаней - способ искусственного вегетативного размножения растений, а также способ культивирования in vitro органов или эксплантатов ткани животных.
Значение вегетативного размножения в природе.

§43.



47

Половое размножение покрытосеменных растений.

Комбинированный.

Двойное оплодотворение цветковых растений, формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка. Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление; ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения, приспособления растений для опыления растений ветром и насекомыми.

§44.



48

Зачет №3 по теме «Жизнь растений».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по теме «Жизнь растений».

(или письменная контрольная работа).



Тема №6 «Классификация растений» (10 часов).

49

Основы систематики растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понятие вид, сорт. Основная систематическая единица – вид, другие систематические единицы – род, семейство, порядок, класс, отдел.

§45.



50

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

Комбинированный.

Признаки растений класса двудольных и однодольных: число семядолей, жилкование листьев, характер корневой системы, строение стебля. Признаки растений семейств покрытосеменных: строение цветка, соцветия, плода.

§46.



51

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

Комбинированный.

Признаки растений семейства Крестоцветные (капустные): двойной околоцветник, соцветие – кисть, плоды – стручок, культурные и лекарственные растения семейства крестоцветные.

§47.



52

Класс Двудольные. Семейство Розоцветные.

Комбинированный.

Признаки растений семейства розоцветные: двойной околоцветник, плоды – многоорешек, многокостянка, костянка, яблоко, культурные и лекарственные растения семейства розоцветные.

Цвето́к (множ. цветки́, лат. flos, -oris, др.-греч. ἄνθος, -ου) - сложная система органов семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.
Розоцве́тные (лат. Rosáles) - порядок двудольных растений, состоящий из девяти семейств.

§48.



53

Класс Двудольные. Семейство Пасленовые.

Комбинированный.

Признаки растений семейства пасленовые: двойной околоцветник, плоды – ягода, коробочка, культурные и лекарственные растения семейства пасленовые.

§49.



54

Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые.

Комбинированный.

Признаки растений семейства мотыльковые (бобовые):цветки – неправильные, двойной околоцветник, плоды – боб, культурные и лекарственные растения семейства мотыльковые (бобовые).

§50.



55

Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные.

Комбинированный.

Признаки растений семейства сложноцветные (астровые): двойной околоцветник, соцветие - корзинка, плоды – семянка, культурные и лекарственные растения семейства сложноцветные (астровые).

§51.



56

Класс Однодольные. Семейство Лилейные.

Комбинированный.

Признаки растений семейства лилейные: простой околоцветник, соцветие – кисть, одиночные цветки, плоды – коробочка, ягода, культурные и лекарственные растения семейства лилейные.

§52.



57

Класс Однодольные. Семейство Злаки.

Лиле́йные (лат. Liliáceae) - семейство однодольных растений порядка Лилиецветные (Liliales). Представители семейства распространены почти по всему земному шару; для них характерны длинные линейные листья и образование запасающих органов - корневищ, луковиц и клубнелуковиц.
Зла́ки (лат. Gramíneae), или Мя́тликовые (лат. Poáceae) - семейство однодольных растений, к которому относятся такие известные и давно используемые в хозяйстве растения, как пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень, просо, бамбук, сахарный тростник.

Комбинированный.

Признаки растений семейства злаки (мятликовые): простой околоцветник, соцветие – колосок, колос, метелка, плоды – зерновка, культурные и лекарственные растения семейства злаки (мятликовые).

§53.



58

Зачет №4 по теме «Классификация растений».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по теме «Классификация растений».

(или письменная контрольная работа).



Тема №7 «Природные сообщества» (4 часа).

59

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Экологические факторы: живой природы (биотические), неживой природы (абиотические); деление растений на группы по отношению к факторам неживой природы; влияние человека на растения – антропогенный фактор.

§54.



60

Характеристика основных экологических групп растений.

Комбинированный.

Основные экологические группы растений: светолюбивые, теневыносливые; растения водных и избыточно увлажненных мест обитания, сухих мест обитания.

§55.



61

Растительные сообщества.

Комбинированный.

Фитоценозы, растительность, типы растительных сообществ: сосновые леса, лиственные леса.

Фитоцено́з (от греч. φυτóν - «растение» и κοινός - «общий») - растительное сообщество, существующее в пределах одного биотопа. Характеризуется относительной однородностью видового состава, определённой структурой и системой взаимоотношений растений друг с другом и со внешней средой.
Сосно́вый лес, сосняк - лес, в древостое которого главной лесообразующей породой является сосна. Это вечнозелёный светлохвойный лес, который произрастает в основном в умеренной лесной и лесостепной зоне Северного полушария, также встречается в тропиках и субтропиках.
Ли́ственный лес - лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.
Взаимосвязи растений в сообществе, причины смены растительных сообществ.

§56.



62

Взаимосвязи растений в сообществе.

Комбинированный.

Взаимосвязи растений в сообществе: надземная и подземная ярусность, сезонные изменения в растительном сообществе, сожительство организмов в растительном сообществе, причины смены растительных сообществ.

§57.



Тема №8 «Развитие растительного мира» (3 часа).

63

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Комбинированный

Основные этапы растительного мира: одноклеточные организмы;

Однокле́точные органи́змы - парафилетическая группа живых организмов, тело которых состоит из одной (в отличие от многоклеточных) клетки (одноклеточные). К ней могут относиться как прокариоты, так и эукариоты.
появление многоклеточных организмов;
Многокле́точный органи́зм - внесистематическая категория живых организмов, тело которых состоит из многих клеток, большая часть которых (кроме стволовых клеток, таких как, например, клетки камбия у растений) дифференцирована, то есть они различаются по строению и выполняемым функциям.
выход растений на сушу; происхождение высших споровых растений; появление семенных растений. Эволюция растений.

§58.



64

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Комбинированный

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир: распашка земель, раскорчевка и выжигание лесов, стравливание пастбищ; рост свалок мусора и отходов. Охрана растений: заповедники, заказники, ботанические сады.

Семенны́е расте́ния, или сперматофи́ты (лат. Spermatóphyta), - высшие растения, образующие семена - тела сложного строения, внутри которых находится многоклеточный зародыш. Играют важнейшую роль в создании растительного покрова Земли, а также в сельскохозяйственной деятельности человека.
Ботани́ческий сад - территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются, изучаются и демонстрируются коллекции живых растений из разных частей света и различных климатических зон.
Рациональное природопользование.

§59.



65

Зачет №5 по темам «Природные сообщества» и «Развитие растительного мира»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по темам «Природные сообщества» и «Развитие растительного мира»

(или письменная контрольная работа).



Резерв – 5 часов.