Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа по химии 8 класс (2 часа) к учебнику О.С. Габриеляна

Скачать 117.2 Kb.



Скачать 117.2 Kb.
Дата11.04.2017
Размер117.2 Kb.

Рабочая программа по химии 8 класс (2 часа) к учебнику О.С. Габриеляна


Учебно-тематическое и календарное планирование химия 8 класс


Вещества. Вводный инструктаж

1




Фронтальная форма организации учебной деятельности


1 неделя сентября


§1 упр 6,8,9

2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь отличать химические реакции от физических явлений использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами.

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

Хими́ческая реа́кция - превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в другие вещества, при которых ядра атомов не меняются, при этом происходит перераспределение электронов и ядер, и образуются новые химические вещества.

Физика Фи́зика (от др.-греч. φύσις - природа) - область естествознания: наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.

1 неделя сентября


§ 2

3

Практические работы:

№1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

№2 Наблюдение за горящей свечой

1

Групповая

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием

2 неделя сентября



4

Атомы и молекулы

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Знать определение атома и молекулы

3неделя сентября


&4(ст.)

5

Простые и сложные вещества

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь отличать простые вещества от сложных.

Хими́ческое соедине́ние - сложное вещество, состоящее из химически связанных атомов двух или более элементов (гетероядерные молекулы). Некоторые простые вещества также могут рассматриваться как химические соединения, если их молекулы состоят из атомов, соединённых ковалентной связью (азот, кислород, иод, бром, хлор, фтор, предположительно астат).

Простые вещества Просты́е вещества́ - вещества, состоящие исключительно из атомов одного химического элемента (из гомоядерных молекул), в отличие от сложных веществ. Являются формой существования химических элементов в свободном виде; или, иначе говоря, элементы, не связанные химически ни с каким другим элементом, образуют простые вещества.

3 неделя сентября


П.5,9 (ст.)

6

Знаки химических элементов. Относительная атомная масса

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь определять положение элемента в ПС, называть химические элементы, знать знаки первых 20 химических элементов

4 неделя сентября


§4

7

Химические формулы.

Хими́ческий элеме́нт - это совокупность атомов с одинаковым зарядом атомных ядер и одинаковым числом электронов в атомной оболочке. Атомное ядро состоит из протонов, число которых равно атомному номеру элемента, и нейтронов, число которых может быть различным.

А́томная ма́сса, относи́тельная а́томная ма́сса (устаревшее название - атомный вес) - значение массы атома, выраженное в атомных единицах массы. Определяется как отношение массы атома данного элемента к 1⁄12 массы нейтрального атома изотопа углерода 12C.

Закон постоянства состава

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава.

Хими́ческая фо́рмула - условное обозначение химического состава и структуры соединений с помощью символов химических элементов, числовых и вспомогательных знаков (скобок, тире и т. п.). Химические формулы являются составной частью языка химии, на их основе составляются схемы и уравнения химических реакций, а также химическая классификация и номенклатура веществ.

Закон постоянства состава (Ж. Л. Пруст, 1801-1808гг.) - любое определенное химически чистое соединение, независимо от способа его получения, состоит из одних и тех же химических элементов, причём отношения их масс постоянны, а относительные числа их атомов выражаются целыми числами.

Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять состав веществ по химической формуле

4 неделя сентября


§5, п.10(ст.), №9

8

Относительная молекулярная масса



2

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь вычислять относительную молекулярную массу, массовую долю химического элемента по формуле соединения

1 неделя октября


§5, п.

Молекулярная масса (менее правильный термин: молекулярный вес) - масса молекулы, выраженная в атомных единицах массы. Численно равна молярной массе, выраженной в г/моль. Однако следует чётко представлять разницу между молярной массой и молекулярной массой, понимая, что они равны лишь численно и различаются по размерности.

10(ст.)

9

Валентность химических элементов

2

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь составлять формулы по валентности и определять валентность по формулам

2 неделя октября


П.11,12(ст)

10

Периодическая система Д.И. Менделеева

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Знать строение периодической системы

3 неделя октября


П.

Периодический закон - фундаментальный закон природы, открытый Д. И. Менделеевым в 1869 году при сопоставлении свойств известных в то время химических элементов и их величин атомных масс.

4

11

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа


3 неделя октября




Атомы химических элементов (9 часов)







1

Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь объяснять физический смысл атомного ( порядкового) номера химического элемента

4 неделя октября


§6

2

Изотопы

1


Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь определять кол-во протонов и нейтронов . Знать изотопы химических элементов

4 неделя октября


§ 7. Упр.1-6

3

Строение электронных оболочек

1


Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь составлять электронные формулы элементов

1 неделя ноября


П.8 упр.1-5

4

Ионы. Ионная химическая связь



1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Знать определение понятий : химическая связь.

Электронная оболочка атома - область пространства наиболее вероятного нахождения электронов, имеющих одинаковое значение главного квантового числа n и, как следствие, располагающихся на близких энергетических уровнях.

Ионная связь - прочная химическая связь, возникающая в результате электростатистического притяжения катионов и анионов - образующаяся между атомами с большой разностью (>1,7 по шкале Полинга) электроотрицательностей, при которой общая электронная пара переходит преимущественно к атому с большей электроотрицательностью.

ион, ионная связь,

Уметь определять тип химической связи (ионная) в соединениях

1 неделя ноября


§9

5

Ковалентная связь

2

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь определять тип химической связи (ковалентная полярная и неполярная) в соединениях

3 неделя ноября


§ 10-11, упр.1-4

6

Металлическая химическая

Связь

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь определять тип химической связи

( металлическая) в соединениях

3 неделя ноября


§ 12

7

Обобщение и систематизация знаний

1

Индивидуальная, групповая


4 неделя ноября


§ 6-12 повторить

8

Контрольная работа №2

1



4 неделя ноября





Простые вещества(8 часов)







1

Простые вещества-металлы

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь характеризовать физические свойства металлов, знать связь между составом,

строением и свойствами металлов

1 неделя декабря


§13

2

Простые вещества-неметаллы

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь характеризовать физические свойства неметаллов, знать связь между составом,

строением и свойствами неметаллов

1 неделя декабря


§14

3

Количество вещества

2

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Знать определение понятий « моль», « молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединений, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества ( и обратные задачи)

2 неделя декабря


§15

4

Молярный объем газов

2

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Индивидуальная, с/р

Знать определение молярного объемов газов.

Количество вещества - физическая величина, характеризующая количество однотипных структурных единиц, содержащихся в веществе. Под структурными единицами понимаются любые частицы, из которых состоит вещество (атомы, молекулы, ионы, электроны или любые другие частицы).

Моля́рная ма́сса - характеристика вещества, отношение массы вещества к количеству молей этого вещества, то есть масса одного моля вещества. Для отдельных химических элементов молярной массой является масса одного моля отдельных атомов этого элемента, то есть масса атомов вещества взятых в количестве равном Числу Авогадро.

Обратная задача - тип задач, часто возникающий во многих разделах науки, когда значения параметров модели должны быть получены из наблюдаемых данных.

Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа ( и обратные задачи)

2 неделя декабря


§16

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

1

Индивидуальная, с/р


3 неделя декабря



6

Контрольная работа

1



3 неделя декабря




Соединения химических элементов (14 часов)







1

Степень окисления

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы по степени окисления

4 неделя декабря


§17

2

Важнейшие классы бинарных соединений

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь определять принадлежность веществ к классу оксидов и пероксидов, называть их, составлять формулы

4 неделя декабря


§ 18

3

Основания

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь определять принадлежность веществ к классу оснований, называть их, составлять формулы.

Бина́рные соедине́ния - химические вещества, образованные двумя химическими элементами. Многоэлементные вещества, в формульной единице которых одна из составляющих содержит несвязанные между собой атомы нескольких элементов, а также одноэлементные или многоэлементные группы атомов (кроме гидроксидов и солей), рассматривают как бинарные соединения.

Знать качественную реакцию на углекислый газ , на распознавание щелочей

3 неделя января


§19

4

Кислоты

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь определять принадлежность веществ к классу кислот, называть их, составлять формулы. Знать качественную реакцию на распознавание кислот

3 неделя января


§20

5

Соли

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы, называть их.

4 неделя января



§21

6

Обобщение и систематизация знаний по теме:

« Соединения химических элементов»

1

Индивидуальная, с/р


4 неделя января



7

Аморфные и кристаллические вещества .

Криста́ллы (от греч. κρύσταλλος, первоначально - лёд, в дальнейшем - горный хрусталь, кристалл) - твёрдые тела, в которых атомы расположены закономерно, образуя трёхмерно-периодическую пространственную укладку - кристаллическую решётку.

Кристаллические решетки

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки

1неделя февраля


§22

8

Чистые вещества и смеси

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Знать способы разделения смесей

1 неделя февраля


§23

9

Практическая работа №3 «

Анализ почвы и воды»

1

Групповая


2 неделя февраля



10

Массовая доля компонентов и смеси. Повторный инструктаж

2

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Индивидуальная, с/р

Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе

2 неделя февраля


§24

11

Практическая работа №4 Приготовление раствора соли с заданной массовой долей растворенного вещества

1

Групповая

Уметь готовить растворы заданной концентрации

3 неделя февраля



12

Общение и систематизация знаний

1

Индивидуальная, с/ р


3 неделя февраля


§17-24 повторить

13

Контрольная работа №4

1

Самостоятельная работа


4 неделя февраля




Изменение происходящее с веществами (11 часов)







1

Явления физические и химические

1


Фронтальная форма организации учебной деятельности

Уметь различать физические и химические явления

4 неделя февраля


§25

2

Химические реакции. Закон сохранения массы веществ

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Знать определения понятий « химическая реакция», признаки и условия протекания химических реакций, типы химических реакций по поглощению или выделению теплоты

1 неделя марта


§26

3

Химические уравнения

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная

Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ

1 неделя марта


§27

4

Расчеты по химическим уравнениям



2

Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная

Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей

2 неделя марта


§28

5

Типы химических реакций (соединения и разложения)

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная

Уметь отличать типы химических реакций, составлять уравнения реакций

2 неделя марта


§29-32

6

Типы химических реакции (замещение и обмен)

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды, определять типы химических реакций

3 неделя марта


§32

7

Типы химических реакций на примере воды

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды, определять типы химических реакций

3 неделя марта


П.

Химические свойства - свойства веществ (химических элементов, простых веществ и химических соединений), имеющие отношение к химическим процессам, то есть проявляемые в процессе химической реакции и влияющие на неё.

33

8

Практическая работа №5 Признаки химических реакций

1

Групповая

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

1 неделя апреля



9

Общение и систематизация знаний

1

Индивидуальная, групповая


1 неделя апреля


§25-33 повторить

10

Контрольная работа №5

1

Самостоятельная


2 неделя апреля




Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена .

Реакция ионного обмена - один из видов химических реакций, которая характеризуется выделением в продукты реакции воды, газа или осадка.

ОВР. (15 часов)







1

Растворение как физико-химический процесс. Типы

растворов



1

Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная

Знать определение понятий « растворы», условия растворения веществ в воде, уметь пользоваться таблицей растворимости

2 неделя апреля


§34

2

Электролитическая диссоциаций

1


Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная

Знать определение понятий: «электролит»,

« неэлектролит»,

« электролитическая диссоциация»

3 неделя апреля


§35-36

3

Ионные уравнения реакций

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная

Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность.

Ионный обмен - это обратимая химическая реакция, при которой происходит обмен ионами между твердым веществом (ионитом) и раствором электролита. Ионный обмен может происходить как в гомогенной среде (истинный раствор нескольких электролитов), так и в гетерогенной, в которой один из электролитов является твёрдым (при контакте раствора электролита с осадком, ионитом и др.).

Определять возможность протекания реакций ионного обмена

3 неделя апреля


§37

4

Практическая работа №6 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца

1

Группповая

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

4 неделя апреля



5

Кислоты , их классификация и свойства

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная

Знать классификацию и химические свойств кислот.

Уметь составлять уравнения реакций , характеризующие химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде

4 неделя апреля


§38

6

Основания, их классификация и свойства

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная

Знать классификацию и химические свойств оснований.

Кисло́ты - химические соединения, способные отдавать катион водорода (кислоты Брёнстеда) либо соединения, способные принимать электронную пару с образованием ковалентной связи (кислоты Льюиса).

Уметь составлять уравнения реакций , характеризующие химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде

1 неделя мая


§39

7

Выполнение упражнений по изученным темам

1



1 неделя мая



8

Оксиды , их классификация и свойства

1

Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная

Знать классификацию и химические свойств оксидов.

Уметь составлять уравнения реакций , характеризующие химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде

2 неделя мая


§40

8

Соли, их классификация и свойства



1

Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная

Знать классификацию и химические свойств солей.

Уметь составлять уравнения реакций , характеризующие химические свойства солей в молекулярном и ионном виде

2 неделя мая


§41

9

Генетическая связь между классами неорганических соединений

1




Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная

Уметь составлять уравнения химических реакций , характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде

3неделя мая


§42

10

Практическая работа №7 Свойства кислот ,оснований, оксидов и солей

1

Групповая

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

3 неделя мая



11

Окислительно-восстановительные реакции

2

Фронтальная форма организации учебной деятельности, индивидуальная


4 неделя мая


§43

12

Практическая работы №8. Решение экспериментальных задач.

1






13

Контрольная работы №6

1

Самостоятельная


4 неделя



1. Пояснительная записка


Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С.

Общее образование Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.

Государственный стандарт общего образования - часть государственных образовательных стандартов, нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).

Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С.

А́том (от др.-греч. ἄτομος - неделимый, неразрезаемый) - частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств.

Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).

Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2014. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодёжной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом программа рассчитана на преподавание курса химии в 8 классе в объеме 2 часа в неделю.

Количество контрольных работ за год – 6

Количество практических работ за год – 8

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы;

Докуме́нт (от лат. documentum - «образец, свидетельство, доказательство») - материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве.

цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень практических работ; перечень проверочных работ по модулям; перечень лабораторных опытов; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 8 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.

Измерители – контрольные и проверочные работы составлены с использованием пособия:

Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.


2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред.

    Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.)

    от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

    Регистрационный номер (обычно называемый просто номер, или код) - это относительно короткая последовательность цифр и (или) букв, обозначающая данный объект для отличия его от других подобных объектов.

    Министе́рство юсти́ции Росси́йской Федера́ции (Минюст России) - федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

  7. Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

  8. Областной закон «Об образовании в Ростовской области».

9. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.


3. Цели изучения курса


Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

    Интелле́кт (от лат. intellectus - ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) или ум - качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.

    Культу́ра (от лат. cultura - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.

    Вред здоровью - это юридический термин, используемый в уголовном законодательстве и других отраслях общего права различных стран. Синоним для травмы или телесного повреждения и аналогичных выражений (заболевание, патологическое состояние), хотя может быть использован с точным и ограниченным смыслом в той или иной юрисдикции.

    Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.


4. Годовой календарный график текущего контроля



П.р№ 3

П.р. № 4

5.

Изменения, происходящие с веществами.

11

К.р. № 5


П.р. № 5

6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Раство́р - гомогенная (однородная) смесь, состоящая из частиц растворённого вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия. «Гомогенный» - значит, каждый из компонентов распределен в массе другого в виде своих частиц, то есть атомов, молекул или ионов..

15

К.р. № 6


П.р. № 6

П.р. № 7

П.р. №8


5. Структура курса


6. Перечень практических работ


Тема


1.

Практическая работа № 1,2. Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

2.

Практическая работа № 3. Очистка загрязненной поваренной соли.

Хлори́д на́трия или хлористый натрий (NaCl) - натриевая соль соляной кислоты. Известен в быту под названием поваренной соли, основным компонентом которой и является. Хлорид натрия в значительном количестве содержится в морской воде, придавая ей солёный вкус.

3.

Практическая работа № 4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе

4.

Практическая работа № 5. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание

5.

Практическая работа № 6. Признаки химических реакций.

6.

Практическая работа № 7. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

7.

Практическая работа № 8. Решение экспериментальных задач.


7. Перечень проверочных работ по модулям


Тема


Вид проверки

1.

Введение

Контрольная работа №1

2.

Атомы химических элементов.

Контрольная работа № 2

3.

Простые вещества.

Контрольная работа №3

4.

Соединения химических элементов.

Контрольная работа № 4

5.

Изменения, происходящие с веществами.

Контрольная работа № 5

6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Контрольная работа № 6


8. Перечень лабораторных опытов


9. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

    Хи́мия (от араб. کيمياء‎, произошедшего, предположительно, от египетского слова km.t (чёрный), откуда возникло также название Египта, чернозёма и свинца - «чёрная земля»; другие возможные варианты: др.

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

    Фо́сфор (от др.-греч. φῶς - свет и φέρω - несу; φωσφόρος - светоносный; лат. Phosphorus) - химический элемент 15-й группы (по устаревшей классификации - главной подгруппы пятой группы) третьего периода периодической системы Д. И.

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

    Человеческое тело - физическая структура человека, человеческий организм. Тело человека образовано клетками различных типов, характерным образом организующихся в ткани, которые формируют органы, заполняют пространство между ними или покрывают снаружи.

    Повседневность, повседневная жизнь - один из процессов жизнедеятельности человека, обнаруживающийся в привычных общеизвестных ситуациях и характеризующийся нерефлексивностью, отсутствием личностной вовлечённости в ситуации, типологическим восприятием участников взаимодействия и мотивов их участия.

    Загрязнение (окружающей среды, природной среды, биосферы) - это привнесение в окружающую среду (природную среду, биосферу) или возникновение в ней новых, обычно не характерных физических, химических или биологических агентов (загрязнителей), или превышение их естественного среднемноголетнего уровня в различных средах, приводящее к негативным воздействиям.

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации






Информационно – методическое обеспечение


Основная литература:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

  2. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2014. – 270, [2] с. : ил.

  3. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.

  4. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.

  5. Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с. : ил.

  6. Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.


Дополнительная литература:

  1. Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.

  2. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).

  3. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.

  4. Глинка Н.Л. Общая химия.

    Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.

    О́бщая хи́мия - курс химии в ВУЗах и в средних школах(лицеях, гимназиях), изучаемый в 8-11 классах, представляющий собой совокупность ряда разделов неорганической, органической, физической, аналитической химии, а также других направлений химической науки.

    Издательство «Химия», 1979

  5. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).

  6. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».

  7. http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".

    Учебная программа - созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

15. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

16.

Дистанцио́нное образова́ние - образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека














Оценка устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.

Литературный язык - обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две – три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа


Оценка контрольных работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две – три несущественные ошибки.

Отметка «2»: работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»: работа не выполнена



Оценка умений решать задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении ошибок нет, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»: отсутствие ответа на задание.


Оценка экспериментальных умений

Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом ТБ, проявлены организационно – трудовые умения.

Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные выводы и наблюдения, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами.

Отметка «3»: работа выполнена правильно, сделан эксперимент не менее чем на половину, но допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ.

Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами.

Отметка «1»: у учащегося отсутствуют экспериментальные умения, работа не выполнена.



Содержание тем учебного курса


Введение (13 часа)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

ТЕМА 1

Атомы химических элементов (9 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Зарядовое число атомного ядра (синонимы: атомный номер, атомное число, порядковый номер химического элемента) - количество протонов в атомном ядре. Зарядовое число равно заряду ядра в единицах элементарного заряда и одновременно равно порядковому номеру соответствующего ядра химического элемента в таблице Менделеева.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И.

Двуха́томная моле́кула - молекула, состоящая из двух атомов одного или разных элементов. Если двухатомная молекула состоит из двух атомов того же элемента, например, водород (H2) или азот (N2), тогда она называется гомоядерной.

Металлическая связь - химическая связь между атомами в металлическом кристалле, возникающая за счёт обобществления их валентных электронов.

Структурная формула - это разновидность химической формулы, графически описывающая расположение и порядок связи атомов в (ковалентном) соединении, выраженное на плоскости (2D-формулы) или в трёхмерном пространстве (3D-формулы).

Ковалентная связь (от лат. co - «совместно» и vales - «имеющий силу») - химическая связь, образованная перекрытием (обобществлением) пары валентных электронных облаков. Обеспечивающие связь электронные облака (электроны) называются общей электронной парой.

Периоди́ческая систе́ма хими́ческих элеме́нтов (табли́ца Менделе́ева) - классификация химических элементов, устанавливающая зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра. Система является графическим выражением периодического закона, установленного русским химиком Д. И.

Менделеева.

ТЕМА 2

Простые вещества (8 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова.

Аллотро́пия (от др.-греч. ἄλλος - «другой», τρόπος - «поворот, свойство») - существование двух и более простых веществ одного и того же химического элемента, различных по строению и свойствам - так называемых аллотропных (или аллотропических) модификаций или форм.

Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Приставки СИ (десятичные приставки) - приставки перед названиями или обозначениями единиц измерения физических величин, применяемые для формирования кратных и дольных единиц, отличающихся от базовой в определённое целое, являющееся степенью числа 10, число раз.

Число́ Авога́дро, конста́нта Авогадро, постоянная Авогадро - физическая величина, численно равная количеству специфицированных структурных единиц (атомов, молекул, ионов, электронов или любых других частиц) в 1 моле вещества.

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

ТЕМА 3

Соединения химических элементов (14 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Щёлочи (позднелат. alkali, от араб. القالي‎ (al-qaly) - «солянка»; в русском языке происходит от слова «щёлок», производное от того же корня, что и др.-исл. «skola» - «стирать») - гидроксиды щелочных, щёлочноземельных металлов и некоторых других элементов, например, таллия.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Фосфа́т (ортофосфа́т) ка́льция - неорганическое вещество, соль металла кальция и ортофосфорной кислоты с формулой Ca3(PO4)2.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия.

Кристаллическая решётка

Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).

Окси́ды углеро́да - бинарные химические соединения (оксиды) углерода с кислородом.

Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

ТЕМА 4

Изменения, происходящие с веществами (11 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Экзотермическая реакция - химическая реакция, сопровождающаяся выделением теплоты. Противоположна эндотермической реакции.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Необратимые реакции - реакции, при которых взятые вещества нацело превращаются в продукты реакции, не реагирующие между собой при данных условиях, например, разложение взрывчатых веществ, горение углеводородов, образование малодиссоциирующих соединений, выпадение осадка, образование газообразных веществ.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами.

Реакция обмена, реакция метатезиса - химическая реакция между двумя соединениями, при которой проходит обмен между обеими реагентами, реакционными группами или ионами.

Реакции замещения (англ. substitution reaction) - химические реакции, в которых одни функциональные группы, входящие в состав химического соединения, меняются на другие группы. Реакции замещения обозначают английской буквой «S».

Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Сульфид алюминия - сложное неорганическое вещество с химической формулой Al2S3.

Карби́д ка́льция (углеро́дистый ка́льций, ацетилени́д кальция) - CaC2 - в чистом виде белое кристаллическое вещество. Соединение кальция с углеродом.

Концентрация - величина, характеризующая количественный состав раствора.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.

Душистые вещества - органические соединения, обладающие характерным приятным запахом (см. аромат).

Бензо́йная кислота́ C6H5СООН - простейшая одноосновная карбоновая кислота ароматического ряда.

Пермангана́т ка́лия (лат. Kalii permanganas, распространённое название в быту - марганцо́вка) - марганцовокислый калий, калиевая соль марганцовой кислоты. Химическая формула - KMnO4. Представляет собой тёмно-фиолетовые, почти чёрные кристаллы, при растворении в воде образующие ярко окрашенный раствор малинового цвета.

Ла́мпа нака́ливания - искусственный источник света, в котором свет испускает тело накала, нагреваемое электрическим током до высокой температуры. В качестве тела накала чаще всего используется спираль из тугоплавкого металла (чаще всего - вольфрама), либо угольная нить.

Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода;

Перокси́д водоро́да или перекись водорода, H2O2 - простейший представитель пероксидов. Бесцветная жидкость с «металлическим» вкусом, неограниченно растворимая в воде, спирте и эфире. Концентрированные водные растворы взрывоопасны.

и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

ТЕМА 5

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (15 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации.

Электролитическая диссоциация - процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении.

Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями.

Кисло́тные окси́ды ( ангидри́ды ) - оксиды, проявляющие кислотные свойства и образующие соответствующие кислородсодержащие кислоты. Образованы типичными неметаллами и некоторыми переходными элементами.

Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

Окисли́тельно-восстанови́тельные реа́кции, также редокс (англ. redox, от reduction-oxidation - восстановление-окисление) - это встречно-параллельные химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления и не более 2-х атомов, входящих в состав реагирующих веществ (или ионов веществ), реализующимся путём перераспределения электронов между атомом-окислителем (акцептором) и атомом-восстановителем (донором).

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

Электрическое поле - одна из двух компонент электромагнитного поля, представляющая собой векторное поле, существующее вокруг тел или частиц, обладающих электрическим зарядом, а также возникающее при изменении магнитного поля (например, в электромагнитных волнах).

Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13.

У́ксусная кислота (эта́новая кислота) - органическое вещество с формулой CH3COOH. Слабая, предельная одноосно́вная карбоновая кислота. Соли и сложные эфиры уксусной кислоты называются ацетатами.

Соля́ная кислота́ (также хлороводоро́дная, хлористоводоро́дная кислота, хлористый водород) - раствор хлороводорода (HCl) в воде, сильная одноосновная кислота. Бесцветная, прозрачная, едкая жидкость, «дымящаяся» на воздухе (техническая соляная кислота желтоватого цвета из-за примесей железа, хлора и пр.).

Окси́д ка́льция (окись кальция, негашёная и́звесть, «кипелка») - белое кристаллическое вещество, формула CaO.

Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).