Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа по литературе Смоленщины

Скачать 145.36 Kb.



Скачать 145.36 Kb.
Дата19.04.2017
Размер145.36 Kb.

Рабочая программа по литературе Смоленщины



Литература Смоленщины

Пояснительная записка


Рабочая учебная программа по литературе Смоленщины для 9 класса составлена на основе

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.

    Учебная программа - созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
    2012 №ФЗ-273;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5.03. 2004);

  • Основной образовательной программы МБОУ «СШ №26 имени А.С. Пушкина» г. Смоленска;

  • Примерной программы основного общего образования по литературе;

    Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодёжной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
    Общее образование Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.

  • Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих учебных программ муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26 имени А.С.

    Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
    Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
    Пушкина. (Приказ № 96-ОД от 29.08.2014);

  • Учебного плана МБОУ «СШ №26 имени А.С. Пушкина» на 2015-2016 учебный год



Рабочая программа рассчитана на 34ч. (1 ч. в неделю)

Для реализации программного содержания используются:

- Программа предметов регионального компонента;

- Программа курса «Литература Смоленщины» в IX классе основной школы: Т.К. Полякова, Н.Г. Казмина, Смоленск, «Траст-Имак», 1995

- учебник «Литература Смоленщины 9 класс» в 2 томах. (Учебник-хрестоматия по литературному краеведению). Автор-составитель: Г.С. Меркин /Составление, методические материалы Г.С. Меркина.-2-е изд. ,перераб.- Смоленск:Универсум, 2002.


Специфика предмета

Смоленский край с его богатыми нравственными и эстетическими традициями, многовековой книжно-письменной культурой обладает интереснейшими литературно-краеведческими материалами, серьезное изучение которых школьной программой до сих пор не было предусмотрено.

Традиционно на уроке литературы обучающиеся получают лишь некоторые сведения по краеведению в связи с изучаемым по программе материалом. Действующей программой литературного образования отводится несколько часов (в V и VIII классах) теме «Литература родного края». Основная задача таких уроков – познакомить обучающихся с некоторыми сведениями о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у обучающихся интерес к занятиям краеведением, к исследовательской работе. С 1994/1995 учебного года в школьную программу вводится новый цикл предметов «Родной край».

Учебный год - период длительностью в один обычный (астрономический) год, обозначающий годичный цикл учебного процесса в образовательных учреждениях. Обозначается номерами двух следующих друг за другом календарных годов, на которые приходится данный учебный год (например, «2017/2018 учебный год»).
«Литературная Смоленщина» - составная часть этого цикла.

Живое слово земляков и о земляках на уроках литературы расширяет представление об истории и сегодняшнем дне Смоленщины, воспитывает подрастающее поколение в «моральном климате памяти» (Д.С. Лихачев).

Очень важна психологическая подготовка учащихся к восприятию данного курса, девятиклассники должны понимать, что молодой человек, закончивший основную школу, обязан знать историю и литературу родного края.

Знания, навыки поисковой, исследовательской деятельности, полученные на учебных занятиях литературным краеведением и во внеурочное время, будут полезны как учащимся, готовящимся получить гуманитарное образование, так и желающим поступить в технические учебные заведения.


Литературное краеведение как одна из форм работы по литературе актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить личность писателя и его творчество. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но и помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже понять процесс развития всей русской литературы.

Ру́сская литерату́ра - комплекс литературных произведений, написанных на древнерусском и русском языке. Зародилась во второй половине X века, однако до XIX века, когда начался её «золотой век», была практически неизвестна в мире.
Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи.


Цели литературного краеведения:

- представление о месте литературы Смоленского края в общем литературном процессе страны и движения ее во времени, о богатстве ее содержания, форм, об ее общественном значении.

-открытие  обучающимся прекрасного в окружающем мире, в людях и природе родного края, активизация  познавательной деятельности учащихся;

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

-формирование информационной культуры;

-формирование навыков коммуникативного общения;

-формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности, расширение кругозора обучающихся закрепление умения работать с аналитической литературой.

Литературное краеведение способствует пробуждению у школьников чувства любви к «малой родине». Прежде всего, оно направлено  на изучение литературы прошлого и настоящего, оно совмещает в себе черты истории литературы и литературной критики.

Литературный критик - литератор и учёный, занимающийся литературной критикой, то есть истолкованием и оценкой преимущественно современных произведений, новых явлений и тенденций в художественной литературе с точки зрения современности, - в отличие от литературоведов, занимающихся историей и теорией литературы.
Аналитика (др.-греч. άναλυτικά - буквально: «искусство анализа» ) - часть искусства рассуждения - логики, рассматривающая учение об анализе - операции мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.
Исто́рия (др.-греч. ἱστορία[⇨]) - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.

Основные задачи курса:

  • развитие интереса к литературе родного края;

  • формирование системы знаний о развитии литературного процесса на Смоленщине, установление логических связей с событиями в литературной жизни страны;

  • совершенствование навыков работы с текстом литературного произведения;

    Литературный процесс (литпроцесс) - жизнь и развитие литературы определённой страны или эпохи во всей совокупности её явлений и фактов или многовековое развитие литературы в её всемирных масштабах. Во втором случае процесс составляет предмет сравнительно-исторического литературоведения.
    Литература Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.

  • развитие творческих способностей и читательской самостоятельности обучающихся;

    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

профориентация учащихся на гуманитарные специальности.

Принципы обучения:

  • принцип научности обучения;

  • связи теории с практикой;

  • системности;

  • принцип сознательности и активности в обучении;

  • индивидуальный подход в условиях коллективной работы;

  • принцип наглядности;

  • доступность обучения;

  • принцип прочности усвоения знаний.



Методы изучения предмета:

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый




Содержание курса

Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор). Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное краеведение родного города (села, района). Теория: понятие литературного краеведения, основные «литературные гнезда Смоленщины»

Фольклор Смоленщины. Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине.

Престо́льный пра́здник (хра́мовый пра́здник) - праздник в память события священной или церковной истории, а также святого во имя которого освящён храм или придельный престол храма. Этот праздник отмечается прихожанами отдельного церковного прихода.
Изменение фольклора в современную эпоху.Поисковая работа:запись песен, частушек, встречи с песенницами, сказителями, исполнителями частушек.

Смоляне в древнерусской литературе ."Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич.

Авраа́мий Смоле́нский (1172 или 1150 - 1221 и 1224) - русский православный святой, преподобный. Память совершается 21 августа (по юлианскому календарю).
Кли́мент (Клим) Смоля́тич (год рождения неизвестен - умер после 1164) - русский средневековый мыслитель, Митрополит Киевский и всея Руси (1147-1155), церковный писатель, первый русский богослов, второй митрополит русского происхождения.
Лука Смолянин. "Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись.
Радзивилловская летопись (часто, в том числе в издании 1994, с одним л - Радзивиловская), или Кёнигсбергская летопись - летописный памятник предположительно начала XIII века, сохранившийся в двух списках XV века - собственно Радзивилловском, иллюстрированном многочисленными миниатюрами, и Московско-Академическом.
"Хождение смолян в Иерусалим и Царьград". Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перевод "Слова ..." Н.И.Рыленкова), «Фрески города Горухщи» О.Ермакова (по выбору учителя).Теория: понятие древнерусская литература, жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть)

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков. Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). М.Н.Муравьев. Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодумцы. Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Башня Веселуха". Сведения об авторе. В.Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала XIX века. Нравственная красота человека из народа. Судьба художника-самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии (по выбору учителя).

Смоленская губерния - административная единица в составе Российской империи и РСФСР, существовавшая до 1929 года. Губернский город - Смоленск.
Традиции М.В.Ломоносова, драматургия.

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор) . А.С.Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С.Пушкина. Е.А.Баратынский. Л.Н.Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами. Влияние Л.Н.Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала XX века. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский. Ф.И.Тютчев в Рославле ("Вот от моря и до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики.

Война 1812 года и Смоленщина. Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле. Н.

Дени́с Васи́льевич Давы́дов (16 (27) июля 1784, Москва - 22 апреля (4 мая) 1839, село Верхняя Маза, Сызранский уезд, Симбирская губерния) - русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии», мемуарист, генерал-лейтенант.
Смоле́нское кня́жество, Вели́кое кня́жество Смоле́нское - русское княжество в верховьях рек Днепр, Волга и Западная Двина в XII-XIV веках. Столица - город Смоленск. Путь из варяг в греки проходил через княжество и был важным источником дохода его правителей.
Рыленков "На старой Смоленской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов.

Декабристы-смоляне . "Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка удалая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству.

Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.).

Для самостоятельного чтения Н.Тынянов "Кюхля", В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Декабристы-смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н.Волоконской".

Забытые имена. В.А.Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня». Романтические картины и бытописание в романе. Картины родного края в произведениях В.А.Вонлярлярского. Традиции Н.В.Гоголя. Знакомство с понятием беллетристика.

Смоленские публицисты XIX века. А.Н.Энгельгардт. Особенности композиции, манера повествователя, образ повествователя. Смоленщина в творчестве писателя. Знакомство с развитием публицистики на Смоленщине.

Конец XIX  - первая половина XX века

Талашкино - культурный центр России.

Культу́рный центр - широко используемое обозначение для организаций, а также зданий или их комплексов, предназначенных для сосредоточения, преумножения и продвижения в жизнь окружающего их общества - тех или иных ценностей, традиций и практик, лежащих в сфере культуры и искусства.
 Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни". Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине. Значение Талашкино в развитии культуры России.

Пролетарская поэзия начала XX века.  А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной. Мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится».

Культу́ра Росси́и - культура русского народа, других народов и народностей России и государств, предшествовавших современной Российской Федерации; совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.)
Справедли́вость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём.
Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов

А.Беляев - основоположник советской научной фантастики.

Фанта́стика (от др.-греч. φανταστική - искусство воображения, фантазия) - жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей.

Своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана.

М.Булгаков и Смоленщина . "Записки юного врача", "Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. Сатирическое и фантастическое изображение действительности.

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века.  Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

М.Пришвин на смоленской земле. Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. М.

Дорогобу́жский райо́н - административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) в Смоленской области России.
Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.

И.С.Соколов-Микитов.Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждающая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспоминания смолян о Соколове-Микитове. Развитие навыков художественного анализа.

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие. Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. А.Т.Твардовский и Смоленщина «По праву памяти». Малая и большая родина в его творчестве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы.


"Ради жизни на земле".

Произведения о Великой Отечественной войне (по выбору учителя и учащихся).

Великая Отечественная война Вели́кая Оте́чественная война́ 1941-1945 - война Союза Советских Социалистических Республик против вторгшихся на советскую территорию нацистской Германии и её европейских союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии).
Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в годину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужбина"; М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева", Л.Леонов «Твой брат Володя Куриленко» (по выбору учащихся).

Их молодость совпала с войной. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непокоренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др.

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязьме".

Литература второй половины ХХ века

У разоренного гнезда . Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших городов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.). Т.Ян «Баллада о веселых жаворонках»

Раздумья о времени и о себе. В.Сальковский "Смоленская дорога";   Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др. проблема литературы 70-80-х годов.

Боль поколения. О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя". Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков. Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней.

Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.
Знакомство с творчеством Е.Максимова, В. Смирнова, С.Вязанкова, велижских поэтов, а также работами молодых поэтов литературной студии «Персона»

 

Разделы, темы

Количество часов

1

Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор)

1

2

Фольклор Смоленщины.

2

3

Древнерусская литература и Смоленщина.

2

4

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков.

3

5

Отражение войны 1812 года в творчестве писателей.

2

6

Декабристы-смоляне

1

7

Забытые имена. В.А.Вонлярлярский, Б.Н.Алмазов.

1

8

Смоленские публицисты XIX века. А.Н.Энгельгардт.

1

9

Талашкино - культурный центр России. Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни".

1

10

Пролетарская поэзия начала XX века. А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов.

1

11

А.Беляев - основоположник советской научной фантастики.

Роман "Человек-амфибия".

1

12

М.Булгаков и Смоленщина."Записки юного врача", "Роковые яйца".

1

13

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX. М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

1

14

М.Пришвин на смоленской земле.

2

15

Художественный мир И.С.Соколова-Микитова.

2

16

Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского.

1

17

А.Т.Твардовский и Смоленщина. «По праву памяти».

1

18

Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Современная поэзия Смоленского края.

1

19

Писатели Смоленщины на войне.

2

20

Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян. Е.Марьенков, Н.Рыленков и др.

1

21.

Контрольное итоговое сочинение

2

22

Литература Смоленщины второй половины XXвека

2

23

Литературная жизнь Смоленщины наших дней.

1

24

Повторительно - обобщающий урок.

1


Тематическое планирование

(34 часа)


Знать: понятие литературного краеведения, основные «литературные гнезда Смоленщины», периодизация литературы Смоленщины, общий обзор. Уметь: конспектирование, развернутый ответ на вопрос.

2

Фольклор Смоленщины. Собиратели фольклора. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические.

Знать: собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху. Уметь: строить монологические высказывания выделять главное. Выявлять жанровые признаки фольклорных произведений, их тематику, художественные особенности. Сопоставительный анализ различных видов народных песен, выявление их художественных особенностей.


3

Фольклор Смоленщины Частушки. Сказки. Легенды и предания. Изменение фольклора в современную эпоху.

4

Смоляне в древнерусской литературе. "Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского".

Знать содержание произведений: «Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". "Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись. "Хождение смолян в Иерусалим и Царьград".Основные факты из жизни Климента Смолятича, Луки Смолянина. Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перевод "Слова ..." Н.И.Рыленкова), «Фрески города Горухщи» О.Ермакова (по выбору учителя). Теория: понятие древнерусская литература, жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть)

Уметь: строить монологические высказывания. Выявлять идейный смысл произведений, их художественные особенности, давать письменные ответы на вопросы. Сопоставительный анализ различных переводов «Плача Ярославны»

5

Смоляне в древнерусской литературе. "Поучение Владимира Мономаха". Смоляне и "Слово о полку Игореве"

6

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков. Общая характеристика эпохи. А.А.Шаховской, Н.Н.Хмельницкий.

Знать: общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). Знать творческую биографию драматургов А.А.Шаховского и Н.Н.Хмельницкого. Обзор содержания повестей Ф.Эттингера "Башня Веселуха", В.Кудимова "Мартын - живописец". Сведения об авторах. Теория литературы: особенности драматического произведения.

Уметь: составление тезисов на основе сообщений обучающихся и лекции учителя. Выявление признаков классицизма, сентименталима в прочитанных произведениях. Анализ художественного произведения.

Теория литературы - теоретическая часть литературоведения, опирается на историю литературы и литературную критику и вместе с тем даёт им принципиальное обоснование. С другой стороны, теория литературы тесным образом связана с философией и эстетикой.
Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние - объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.
Комментированное чтение, пересказ.


7

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков. Ф.Эттингер "Башня Веселуха", В.Кудимов "Мартын - живописец".

8

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)

Знать:  А.С.Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С.Пушкина. Е.А.Баратынский. Л.Н.Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами. Влияние Л.Н.Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала XX века. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский. Ф.И.Тютчев в Рославле ("Вот от моря и до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. История журналистики.

Уметь: комментированное чтение, систематизация материала, конспектирование статьи в учебнике, письменные и устные рассуждения на основе прочитанного.




9

Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Денис Давыдов на Смоленской земле.

Знать: основу исторических событий, отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Содержание произведения Н.Дуровой "Записки кавалерист-девицы", эпизода из романа-эпопеи"Война и мир" Л.Толстого (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле. Н.Рыленков "На старой Смоленской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов. Декабристы-смоляне .  Ф.Глинка: личность, судьба его творчества. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка удалая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.). Обзор романа Н.Тынянова "Кюхля". В.С.Орлов, В.Г.Вержбицкий "Декабристы-смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н.Волконской". Война 1812 года в других видах искусства.

Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Уметь: конспектировать статью учебника, лекцию учителя, строить монологические высказывания. Выборочно и сжато пересказывать эпизоды из прочитанных произведений. Анализировать произведения о войне 1812 года на Смоленщине сточки зрения их художественных особенностей и идейно-нравственного смысла. Выполнять сопоставительный анализ различных видов произведений искусства: литература, живопись, театральная постановка. Чтение наизусть.


10

Литература и другие виды искусства: изображение партизанской войны на полотнах Верещагина, спектакль "Давным-давно".

11

Декабристы-смоляне

12

Забытые имена. В.А.Вонлярлярский, Б.Н.Алмазов.

Знать: творческие биографии писателей. Содержание глав романа «Большая барыня». Романтизм в романе. Картины родного края в произведениях В.А.Вонлярлярского. Традиции Н.В.Гоголя. Знакомство с понятием беллетристика.

Уметь: выразительное комментированное чтение, художественный пересказ, анализ художественного произведения.


13

Смоленские публицисты XIX века. А.Н.Энгельгардт.

Знать: биография Энгельгардта. Особенности композиции, манера повествователя, образ повествователя. Смоленщина в творчестве писателя. Знакомство с развитием публицистики на Смоленщине.

Уметь: конспектировать статью учебника, лекцию учителя, строить монологические высказывания. Комментированное чтение «Писем из деревни». Выявление особенностей публицистического произведения.

14

Талашкино - культурный центр России. Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни".

Знать: содежание книги   М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни". Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине. Значение Талашкино в развитии культуры России.

Уметь: конспектирование статьи учебника, лекции учителя. Монологические высказывания. Письменное рассуждение по проблемному вопросу.

15

Пролетарская поэзия начала XX века. А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов.

Знать: основные факты из жизни А.Гмырева, П.Арского, В.Александровского, В.Кириллова. Идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов начала XX века, связанных со Смоленщиной. Мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится». Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов

Уметь: конспектирование статьи учебника, лекции учителя. Монологические высказывания, анализ стихотворений. Выразительное чтение. Чтение наизусть.

16

А.Беляев - основоположник советской научной фантастики.

Роман "Человек-амфибия".

Знать: своеобразие личности и творчества фантаста. Его связь со Смоленщиной. Содержание романа А.Беляева "Человек-амфибия". Художественные особенности романа, его идея. Жанр фантастического романа.

Уметь: составлять хронологическую таблицу «Творческая биография писателя», строить по ней монологическое высказывание. Выборочный пересказ. Анализ эпизодов, произведения. Комментированное чтение. Характеристика героев. Выявление художественных особенностей и идейного смысла произведения.

17

М.Булгаков и Смоленщина."Записки юного врача", "Роковые яйца".

Знать: основные факты из жизни М.Булгакова, его связь со Смоленщиной. Содержание произведений: "Записки юного врача", "Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной. Сатирическое и фантастическое изображение действительности.

Уметь: характеристика героев, выявление художественных особенностей и идейного смысла произведения. Конспектирование статьи учебника, лекции учителя.

18

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX. М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

Знать: особенности литературной жизни Смоленщины 20 - 30-х годов XX века. М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

Уметь: конспектирование статьи учебника, лекции учителя. Монологические высказывания, анализ стихотворений. Выразительное чтение. Чтение наизусть.



19

М.Пришвин на смоленской земле. Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе.

Составление хронологической таблицы «Творческая биография писателя» на основе работы с учебником и лекции учителя.

20

М.Пришвин на смоленской земле. Тема добра в творчестве Пришвина.

Знать: жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза.

Уметь: составлять хронологическую таблицу «Творческая биография писателя» на основе работы с учебником и лекции учителя, строить по ней монологическое высказывание. Характеристика героев, выявление художественных особенностей и идейного смысла произведения.

.

21

Художественный мир И.С.Соколова-Микитова.

Знать: художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждающая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспоминания смолян о Соколове-Микитове. Уметь: анализ воспоминаний о писателе. Комментированное чтение художественных произведений, выявление их художественных особенностей.

Кни́га - один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющая объём более сорока восьми страниц и, как правило, твёрдый переплёт.
Художественный пересказ, развернутые письменные ответы.


22

Природа и люди Смоленщины в творчестве И.С.Соколова-Микитова. Воспоминания смолян о писателе.

23

Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского.

Знать: понятие поэтическая школа. Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие. Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского. Т.Твардовский. и Смоленщина. «По праву памяти». Малая и большая родина в его творчестве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных жанров в творчестве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы.

Уметь: конспектировать на основе работы с учебником, лекции учителя, сообщений обучающихся. Выразительное комментированное чтение. Давать развернутые письменные и устные ответы на проблемные вопросы. Анализ стихотворений. Определение видов средств художественной выразительности. Чтение наизусть.


24

А.Т.Твардовский и Смоленщина. «По праву памяти».

25

Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Современная поэзия Смоленского края.

26


Писатели Смоленщины на войне.

Их молодость совпала с войной.

Знать: содержание произведений о войне (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужбина"; М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева", Л.Леонов «Твой брат Володя Куриленко», В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непокоренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др.

Знать основные факты из жизни смоленских писателей-фронтовиков или писателей, прошедших фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом». Уметь: конспектирование статьи учебника, лекции учителя. Анализ произведений. Выразительное комментированное чтение. Анализ произведений. Чтение наизусть. Давать развернутые письменные и устные ответы на проблемные вопросы.

Комментированное чтение, выборочный пересказ. Ответы на проблемные вопросы.

27

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины

28


Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян. Е.Марьенков, Н.Рыленков и др.

Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян. Т.Ян. "Баллада о веселых жаворонках".

Знать: содержание произведений о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших городов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.). Т.Ян «Баллада о веселых жаворонках»

Уметь: конспектирование статьи учебника, лекции учителя. Анализ произведений. Комментированное чтение, сжатый пересказ.


29

30.

Итоговое контрольное сочинение. Темы: 1. «Моя родная сторона, Смоленщина моя…» (Образ малой родины в произведениях смоленских поэтов, писателей)

2. Ими гордится смоленская земля (на основе содержания курса «Литература Смоленщины»)

3.Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины.

4.История родного края в произведениях смоленских авторов.

5. Природа и люди Смоленщины в произведениях смоленских авторов.


31

Раздумья о времени и о себе. В.Сальковский, Л.Козырь, Н.Семенова, А.Мишин и др.

Знать. Обзор произведений: В.Сальковский "Смоленская дорога";   Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др. проблема литературы 70-80-х годов.

Уметь: конспектирование статьи учебника, лекции учителя. Анализ произведений. Комментированное чтение, сжатый пересказ.


32

Боль поколения. О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя".

Знать: содержание рассказа произведений: О.Ермакова "Знак зверя". Обзор содержания сборника рассказов.

Сборник рассказов - отдельное издание группы рассказов (новелл), как правило, принадлежащих перу одного и того же автора. Сборник может быть составлен из произведений, публикуемых впервые, либо из рассказов, ранее уже появлявшихся в периодической печати.

Уметь: конспектирование статьи учебника, лекции учителя. Анализ произведений. Комментированное чтение, сжатый пересказ.


 


33

Литературная жизнь Смоленщины наших дней.

Знать: общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. Обзор творчества Е.Максимова, В. Смирнова, С.Вязанкова, велижских поэтов, а также работ молодых поэтов литературной студии «Персона»

Уметь: конспектирование статьи учебника, лекции учителя. Анализ произведений. Комментированное выразительное чтение. Развернутый ответ на вопрос.

34

Повторительно - обобщающий урок. Анализ итогового сочинения.

Знать: основные этапы истории литературы Смоленщины.

История литературы - историческое развитие литературных трудов в прозе или поэзии, которое было призвано обеспечить развлечение, просвещение или инструкцию читателю/слушателю/наблюдателю, а также развитие литературных методов, используемых в этих трудах.
Основные факты из жизни смоленских писателей и поэтов, содержание изученных произведений, их художественные и идейные особенности. Роль смоленских писателей и поэтов в общем литературном процессе. Богатство культуры Смоленщины. Уметь: систематизировать изученное, обобщать, делать выводы, анализировать и редактировать свое сочинение на основе замечаний учителя.





Планируемые результаты

В результате изучения литературы Смоленщины обучающийся должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути писателей Смоленщины;

  • изученные теоретико-литературные понятия.

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

    Литерату́рные жа́нры (от фр. genre род, вид) - исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках).

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

    Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях




Учебно-методические пособия, используемые при подготовке к уроку:

1.Литература Смоленщины.9 класс: В 2т.: Учебник –хрестоматия по литературному краеведению /Составление, методические материалы Г.С. Меркина.-2-е изд. ,перераб.- смоленск:Универсум, 2009.

2. Полякова Т.К. 34 урока по литературе Смоленщины. Методическое пособие для учителя русского языка и литературы.-Смоленск: СОИУУ, 2001

3. Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие по литературному краеведению.

Учебник - книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.
Под общей редакцией проф. В.В.Ильина.-Смоленск: Траст – Имаком, 1995

4. Электронный сайт – Культурное наследие земли Смоленской //http:// nasledie.

Культу́рное насле́дие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
smolensk.ru

5. Официальный сайт Смоленской области //http//admin.

Сайт, или веб-сайт (читается [вэбсайт], от англ. website: web - «паутина, сеть» и site - «место», буквально «место, сегмент, часть в сети»), - совокупность логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера.
 smolensk.ru

6.Программа для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 1995

7. Сайт журнала «Край Смоленский»http://kraismol.ru



































Календарно-тематическое планирование

(34 часа)


Фольклор Смоленщины Частушки. Сказки. Легенды и предания. Изменение фольклора в современную эпоху.




4

Смоляне в древнерусской литературе. "Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского".




5

Смоляне в древнерусской литературе. "Поучение Владимира Мономаха". Смоляне и "Слово о полку Игореве"




6

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков. Общая характеристика эпохи. А.А.Шаховской, Н.Н.Хмельницкий.




7

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков. Ф.Эттингер "Башня Веселуха", В.Кудимов "Мартын - живописец".




8

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)




9

Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Денис Давыдов на Смоленской земле.




10

Литература и другие виды искусства: изображение партизанской войны на полотнах Верещагина, спектакль "Давным-давно".




11

Декабристы-смоляне




12

Забытые имена. В.А.Вонлярлярский, Б.Н.Алмазов.




13

Смоленские публицисты XIX века. А.Н.Энгельгардт.




14

Талашкино - культурный центр России. Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни".




15

Пролетарская поэзия начала XX века. А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов.




16

А.Беляев - основоположник советской научной фантастики.

Роман "Человек-амфибия".




17

М.Булгаков и Смоленщина."Записки юного врача", "Роковые яйца".




18

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX. М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.




19

М.Пришвин на смоленской земле. Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе.




20

М.Пришвин на смоленской земле. Тема добра в творчестве Пришвина.




21

Художественный мир И.С.Соколова-Микитова.




22

Природа и люди Смоленщины в творчестве И.С.Соколова-Микитова. Воспоминания смолян о писателе.




23

Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского.




24

А.Т.Твардовский и Смоленщина. «По праву памяти».




25

Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова. Современная поэзия Смоленского края.




26


Писатели Смоленщины на войне. Их молодость совпала с войной.




27

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины




28


Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян. Е.Марьенков, Н.Рыленков и др.

Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян. Т.Ян. "Баллада о веселых жаворонках".




29 30

Итоговое контрольное сочинение. Темы: 1.«Моя родная сторона, Смоленщина моя…» (Образ малой родины в произведениях смоленских поэтов, писателей)

2. Ими гордится смоленская земля (на основе содержания курса «Литература Смоленщины»)

3.Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины.

4.История родного края в произведениях смоленских авторов.

5. Природа и люди Смоленщины в произведениях смоленских авторов.




31

Раздумья о времени и о себе. В.Сальковский, Л.Козырь, Н.Семенова, А.Мишин и др.




32

Боль поколения. О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя".




33

Литературная жизнь Смоленщины наших дней.




34

Повторительно - обобщающий урок.





Учебно-методические пособия, используемые при подготовке к уроку:

1.Литература Смоленщины.9 класс: В 2т.: Учебник –хрестоматия по литературному краеведению /Составление, методические материалы Г.С. Меркина.-2-е изд. ,перераб.- смоленск:Универсум, 2009.

2. Полякова Т.К. 34 урока по литературе Смоленщины. Методическое пособие для учителя русского языка и литературы.-Смоленск: СОИУУ, 2001

3. Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие по литературному краеведению.

Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР - ГОСТ 7.60-90; в РФ - ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.
Под общей редакцией проф. В.В.Ильина.-Смоленск: Траст – Имаком, 1995

4. Электронный сайт – Культурное наследие земли Смоленской //http:// nasledie.smolensk.ru

5. Официальный сайт Смоленской области //http//admin. smolensk.ru

6.Программа для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 1995

7. Сайт журнала «Край Смоленский»http://kraismol.ru


Приложение 1. Промежуточная аттестация.


Итоговое контрольное сочинение.


Темы:

1. «Моя родная сторона, Смоленщина моя…» (Образ малой родины в произведениях смоленских поэтов, писателей)

2. Ими гордится смоленская земля (на основе содержания курса «Литература Смоленщины»)

3.Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины.

4.История родного края в произведениях смоленских авторов.

5. Природа и люди Смоленщины в произведениях смоленских авторов.



Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного итогового сочинения по изученным произведениям в курсе «Литература Смоленщины». Время выполнения работы – 2 учебных часа.

Среда выполнения (англ. execution environment или «ранта́йм» от англ. runtime - «время выполнения») в информатике - вычислительное окружение, необходимое для выполнения компьютерной программы и доступное во время выполнения компьютерной программы.
Объем работы – не менее 250 слов.

Цель: проверить речевые компетенции обучающихся, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Задачи: а) выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личную зрелость, б) совершенствовать учение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

Итоговое сочинение оценивается двумя оценками: первая выставляется за содержание (соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения, речевая связность и грамотность изложения, сохранение фактологической точности); вторая – оценивает грамотность (соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм)



Оценка сочинения



Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Граммати́ческий строй (граммати́ческая систе́ма, грамма́тика; от греч. γράμμα - запись) - совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις - составление) - раздел лингвистики, изучающий строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и пр. языковых единицах. Является составной частью грамматики.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.