Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Скачать 103.62 Kb.



Скачать 103.62 Kb.
Дата29.04.2017
Размер103.62 Kb.

Рабочая программа по обществознанию 9 класс


Муниципальное казенное учреждение

«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»



Принято на заседании педагогического совета

Протокол № _1_

от « 26 » _____08______2015_г

«Утверждено»

Директор МКУ

«Алыгджерская школа-интернат»

Болюх Л.В ___________








Рабочая программа

по обществознанию

9 класс

Базовый уровень

2015-2016 учебный год

Всего часов в год 34

Всего часов в неделю 1



Учитель

Метелица Л.П.

Педстаж: 42 года


Квалификационная категория:













Алыгджер, 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004г.№1089.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодёжной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Общее образование Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.

Письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области №75-370893/14 от 20.05.

Ирку́тская о́бласть (Прибайкалье, Приангарье) - субъект Российской Федерации в юго-восточной части Сибирского федерального округа.
2014 «Об утверждении федерального перечня учебников»

Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-11 классы Москва Просвещение 2010г.

Цель программы: дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сфер общественной жизни, о процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции;

О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.
правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и самореализации.
Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия.

Задачи программы:

создание условий для социализации личности;

Социализация - процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.

формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;

Политическая культура - часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
Конституция Российской Федерации Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Проект принят народом СССР (РСФСР) 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
Де́ятельность - (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
Защита прав человека. Письмо достопочтенному Эдмунду Берку; в ответ на его размышления о революции во Франции (англ. A Vindication of the Rights of Men) - политический памфлет, написанный в 1790 году британской феминисткой Мэри Уолстонкрафт в ответ на публикацию Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции» (1790), где тот защищал конституционную монархию, аристократию и церковь Англии.

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

Подростко́вый во́зраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.
Межли́чностные отноше́ния - совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

В 9 классе выделяется 34 часа в год,1 ч. в неделю.



Учебно-тематическое планирование



Содержание тем учебного курса

Политика и социальное управление

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.

Суверените́т (через нем. Souveränität от фр. souveraineté - верховная власть, верховенство, господство) - независимость государства во внешних, и верховенство государственной власти во внутренних делах.
Внутренние и внешние функции государства.
Госуда́рство - организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом. Термин «страна» хотя и используется в значении «государство», тем не менее, их необходимо различать, поскольку не все страны являются государствами.
Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей.

Фо́рма госуда́рства - это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.
Разделе́ние власте́й - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни.

Гражда́нское о́бщество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса, а также других внешних факторов.
Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) - государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также[прим. 1] фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.
Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность») - понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.
Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов.

Но́рма пра́ва - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.
Экстреми́зм (от лат. extremus - крайний, чрезмерный) - приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике). Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические.
Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.)
Система законодательства.
Законода́тельство - издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права.

Конститу́ция (от лат. constitutio - устройство, установление, сложение) - основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.
Судебная власть - одна из ветвей государственной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Выделяется в соответствии с принципом разделения властей.
Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Федерати́вное устро́йство - способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой и другими образованиями в мире.
Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Юридическая ответственность - правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им противоправное деяние.
О́рганы публичной вла́сти - органы, реализующие публичную власть в обществе (государстве).
О́рганы госуда́рственной вла́сти - организации (учреждения) госуда́рственной вла́сти.
Всеобщая декларация прав человека Всеобщая декларация прав человека - рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года.
Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.

Права́ челове́ка - такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.
Свобо́да - состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.
Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности.

Со́бственность - Экономическая категория - исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеются полномочия на распоряжение, владение и пользование объектом собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров.
Догово́р (мн. ч. - догово́ры) - «соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации). Происходит от слова говор, говорить - речь, беседа; сообщаться устною речью, даром слова; произносить слова, выражать мысли.
Права потребителей.
Защита прав потребителей (также консьюмеризм) - комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности - изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Уголо́вное пра́во - отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Уголовно-правовой режим несовершеннолетних (особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, ювенальное уголовное право) - специфический уголовно-правовой режим, предусматривающий значительное смягчение репрессивных мер в отношении лиц подросткового возраста вследствие их психофизиологической и социальной незрелости, несформировавшейся у них системы социальных ориентиров, значительной подверженности влиянию со стороны взрослых преступников.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.


Основные требования к уровню подготовки обучающихся по обществознанию

В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны

знать/понимать:

основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

Конституция РФ –основной закон страны;

основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;

разъяснять смысл высказываний по основным разделам.

уметь:

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

6. сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

различать в социальной информации факты и мнения;

объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

характеризовать смысл основных понятий по курсу;

анализировать текст Конституции и других нормативных актов.

давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.


Критерии оценки знаний и умений по обществознанию





Календарно-тематическое планирование по обществознанию на 9 класс

Политика и социальное управление

11



Политика и власть

1

7.09


Государство, его отличительные признаки

1

14.09


Политический режим

1

21.09


Развитие демократии в современном мире

1

28.09


Правовое государство

1

5.10


Гражданское общество

1

12.10


Местное самоуправление

1

19.10


Участие граждан в политической жизни

1

26.10


Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

1

9.11


Средства массовой информации

1

16.11


Повторение по теме «политика и социальное управление»

1

23.11



Право

23



Право, его роль в жизни человека, общества и государства.

1

30.11


Понятие правоотношения.

1

7.12


Понятие правоотношения.

1

14.12


Правоохранительные органы.

1

21.12


Конституция- основной закон РФ.

1

18.01


Основы конституционного строя РФ.

1

25.01


Органы государственной власти в РФ.

1

1.02


Понятие прав, свобод и обязанностей.

1

8.02


Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.

1

15.02


Права ребёнка и их защита.

1

22.02


Гражданские правоотношения.

1

29.02


Права потребителей.

1

7.03


Семейные правоотношения.

1

14.03


Права и обязанности родителей и детей.

1

21.03


Трудовые правоотношения.

1

4.04


Правовой статус несовершеннолетнего работника.

1

11.04


Административные правоотношения.

1

18.04


Основные понятия и институты уголовного права.

1

25.04


Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

2.05


Социальные права.

1

10.05


Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

1

16.05


Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1

21.05


Систематизация и повторение по теме «Право»

1

24.05


Итого:

34




Список литературы

«Общесвознание 9кл» под ред.Л.Н.Боголюбова М «Просвещение» 2010г

Настольная книга учителя обществознания. Справочно-методическое пособие . М. «Астрель» 2012г.

«Граждановедение» 5-9кл Я.В.Соколов Ростов-на-Дону 2011г.

«Основы правоведения» В.О.Мушинский

М «Международные отношения»2011г.

Справочник по обществознанию М. «Астрель» 2011г

«Обществознание 9 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н, М., «Просвещение» 2012








  • Учебно-тематическое планирование
  • Государственный суверенитет
  • Система законодательства
  • Судебная система
  • Всеобщая декларация прав человека
  • Административное правонарушение
  • Критерии оценки знаний и умений по обществознанию
  • Календарно-тематическое планирование по обществознанию на 9 класс