Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Скачать 175.75 Kb.



Скачать 175.75 Kb.
Дата28.04.2017
Размер175.75 Kb.

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс


Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Новосретенская средняя общеобразовательная школа»

Бичурского района Республики Бурятия


Руководитель МО начальных классов

___________ Хамаева О.А.

Респу́блика Буря́тия (бур. Буряад Улас; краткое название: Буря́тия) - субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в Сибирский федеральный округ, часть Восточно-Сибирского экономического района.

Нача́льная шко́ла - уровень среднего или общего образования, на котором учащемуся даются самые необходимые и поверхностные знания, а также прививается пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить.

Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).


Протокол № 1

от «__» августа 2016 г.

«Согласовано»

Зам. директора по учебной работе


_______ Слепнёва Н.Н.




от «__» августа 2016 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ НСОШ



__________ Банщикова Н.Ю.


Приказ №

от «___» августа 2016 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ



4 класс


Составила: Хамаева О.А.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории














с.

Начальное образование - это первый этап общего образования детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания о окружающий мир, навыки общения и решения прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, подчеркивает важность начального образования для общества и страны.

Новосретенка

2016 г.








1.Пояснительная записка




Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для учащихся 4 класса МБОУ «Новосретенская СОШ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .

Примерной программы для начальной общеобразовательной школы по окружающему миру (УМК «Школа России»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ /- М.: Просвещение, 2011 г и на основе авторской рабочей программы А.А.Плешакова, положения о рабочей программе школы, учебного плана МБОУ «Новосретенская СОШ».

Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Карти́на ми́ра - совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают обучающиеся, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

    Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.

    Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие смерти, а так же ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разно образные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.

О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.

Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.

Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.

Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе
программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся распознавание (определение) объектов окружающего мира с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя.




2. Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

    1. идея многообразия мира;

    2. идея целостности мира;

    3. идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.

Де́ятельность - (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.

Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны.

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


3. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы на предмет «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала в 4 классе отведено 68 часов (34 учебные недели).


4.Учебно-тематический план

Разделы, темы

Кол часов

Экскурсии

Пр. работы

Тесты

1

Земля и человечество

9


3

1

2

Природа России

10


8


3

Родной край — часть большой страны

15

1

6

1

4

Страницы всемирной истории.

Всемирная история - процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. Всемирный исторический процесс начинается с появлением человеческого общества и в зависимости от общих отличительных особенностей условно делится на хронологические периоды.

6



1

5

5

Страницы истории Отечества

20

1

1

1

6

Современная Россия

8





Итого:

68

2

18

4






5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия – ее природа, история, хозяйство. Наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, – как часть человечества.

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

    Международное сотрудничество (англ. international development) - добровольная помощь дарителя одной страны (будь то государство, местные власти или общественная организация) населению другой страны. Это население может получать помощь прямо от дарителя или же через посредничество его государства, местных властей или местных общественных организаций.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение предмета


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

    Гражда́нская иденти́чность (также государственно-гражданская идентичность, национально-гражданская идентичность) - индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.

    Национальность - в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности.

    формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при- роды, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич- ностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

    Справедли́вость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём.

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    Представление знаний - вопрос, возникающий в когнитологии (науке о мышлении), в информатике и в исследованиях искусственного интеллекта. В когнитологии он связан с тем, как люди хранят и обрабатывают информацию.

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком- муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

    Информационное пространство - совокупность результатов семантической деятельности человечества. Может пониматься как в переносном смысле, так и в идеалистическом, последний подход развивается в философии, а также в пара- и псевдонаучных исследованиях, тогда информационное пространство может пониматься как «мир имён и названий, сопряженный к онтологическому».

    Интерне́т (англ. Internet, МФА: [ˈɪn.tə.net]) - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.

  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.

  10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

    излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  11. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

  13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  14. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас- сификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.



Планируемые результаты по разделам

1. Человек и природа

Выпускник научится:

·узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

·описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

·сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

·проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

Лабораторное оборудование - различные инструменты и снаряжение, используемое учёными, работающими в лаборатории для выполнения экспериментов или осуществления измерений. Лабораторное оборудование подразделяется на общелабораторное, измерительное, специализированное, испытательное и аналитическое.

Измери́тельный прибо́р - средство измерений, предназначенное для получения значений измеряемой физической величины в установленном диапазоне. Часто измерительным прибором называют средство измерений для выработки сигнала измерительной информации в форме, доступной для непосредственного восприятия оператора.

Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

·использовать естественно - научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

·использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

Информацио́нный по́иск (англ. information retrieval) - процесс поиска неструктурированной документальной информации, удовлетворяющей информационные потребности, и наука об этом поиске.

Техника безопасности (ТБ) - устаревший термин, обозначавший часть функции «охраны труда» - управления производственной деятельностью, направленной на предотвращение травм и заболеваний, связанных с производством.

Спра́вочник - издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку.

·использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

·обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

·определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

·понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Человеческое тело - физическая структура человека, человеческий организм. Тело человека образовано клетками различных типов, характерным образом организующихся в ткани, которые формируют органы, заполняют пространство между ними или покрывают снаружи.


Выпускник получит возможность научиться:

·использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон

и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

·моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

·осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

·пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

Разделение мусора (разделительный сбор мусора, сортировка мусора, разделение отходов) и выборочный сбор отходов - действия по сортированию и сбору мусора в зависимости от его происхождения. Разделение мусора делается в целях избежания смешения разных типов мусора и загрязнения окружающей среды.

Реа́льность (от лат. realis - вещественный, действительный) - философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно.

Гигие́на (греч. hygieinós, здоровый) - раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни; медицинская наука (гигиенистика), изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

·выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;



2. Человек и общество

Выпускник научится:

·узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

Несчастный случай - непредвиденное событие, неожиданное стечение обстоятельств, повлёкшее телесное повреждение или смерть.

Карта мира - географическая карта, на которой изображён земной шар целиком. Карты мира составляют отдельную категорию карт в связи с проблемой проекции поверхности геоида на плоскость с минимальным искажением.

Пе́рвая по́мощь - срочное выполнение лечебно-профилактических мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия медработника или до помещения больного в медицинское учреждение.

Росси́я (от греч. Ρωσία - Русь), Росси́йская Федера́ция[К 8] (на практике используется и аббревиатура РФ[К 9]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 838 993 чел. (2017). Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191 км²[К 4].

·различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

·используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

·использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.


Выпускник получит возможность научиться:

·осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

·ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

·наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Внутренний (субъективный) мир - психическая реальность, характер и разум, психическо-эмоционально-информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.

·проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

·определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся применительно к различным формам контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.

Учебная программа - созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

При письменной проверке знаний по предметам естественно - научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками- заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Критериями оценивания являются:

соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления четвероклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы, программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.



Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки: Ошибки:
  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изу- ченных объектов (природоведческих и исторических).


Недочеты:
  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не

  • влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.




Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе;

Термин уровень выполнения означает режим функционирования операционной системы компьютера, в которой реализована инициализация в стиле ОС UNIX System V. Традиционно существуют семь уровней выполнения, пронумерованных от 0 до 6, однако встречаются десять уровней - от 0 до 9.

не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.



Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.


Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом: Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий; Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;

Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий; Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий.



6. Содержание тем учебного курса

Земля и человечество (9 ч).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы.

Астрономический объект или Небесное тело - естественное физическое тело, ассоциация, или структура, которую современная наука определяет как расположенную в Наблюдаемой Вселенной. Термин, «астрономический объект» - нередко используется наравне с термином «тело».

Со́лнечная систе́ма - планетная система, включающая в себя центральную звезду - Солнце - и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Она сформировалась путём гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 млрд лет назад.

Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве;

Спу́тник - небесное тело, обращающееся по определённой траектории (орбите) вокруг другого объекта в космическом пространстве под действием гравитации. Различают искусственные и естественные спутники.

Косми́ческое простра́нство (ко́смос) - относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Вопреки распространённым представлениям, космос не является абсолютно пустым пространством - в нём существует очень низкая плотность некоторых частиц (преимущественно водорода), а также электромагнитное излучение и межзвёздное вещество.

причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества.

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.

Географическая карта - изображение модели земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде.

Охрана окружающей среды Охрана окружающей среды - комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Кра́сная кни́га - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.


Природа России (10 ч).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики.

Аркти́ческая пусты́ня - часть арктического географического пояса, бассейна Северного Ледовитого океана. Это самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней.

Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах.

Приро́дная зо́на (греч. zone - «пояс»), физико-географическая зона - часть географической оболочки Земли и географического пояса, имеющая характерные составляющие её природные компоненты и процессы. Это - климат, рельеф, гидрологические и геохимические условия, а также почвы, растительность и животный мир.

Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.

Промы́шленность (от рус. промышлять, промысел) - совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве - производством потребительских товаров.

Species plantarum (лат.) («Виды растений») - работа в двух томах, написанная шведским учёным Карлом Линнеем (1707-1778). Опубликована впервые в мае 1753 года. Условная дата опубликования Species plantarum, 1 мая 1753 года, принята за исходный пункт ботанической номенклатуры (это обозначает, что научные названия растений, обнародованные ранее этой даты, не считаются действительно обнародованными).

Экологическая проблема - это изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у
моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов;

Географические объекты - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением (см. географическое положение) целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города Федерального значения, автономная область, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты.

поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.


Родной край – часть большой страны (15 ч).

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ.

Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.).

Пи́ща (Еда́) - то, что едят, чем питаются - любое вещество, пригодное для еды и питья живым организмам для пополнения запасов энергии и необходимых ингредиентов для нормального течения химических реакций обмена веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов и микроэлементов.

Культурные растения (агрокультуры) - растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.

Сельскохозя́йственные живо́тные - домашние животные, содержащиеся человеком для получения продуктов питания (мясо, молоко, яйца), сырья производства (шерсть, мех), а также выполняющие транспортные и рабочие функции (тягловые, вьючные); выведены при помощи селекции - отбора желаемых качеств и характеристик представителей дикой природы, издревле отловленных и приручённых птиц и зверей.

Породы домашних животных.

Экскурсии : знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;

Живо́тные (лат. Animalia) - традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии.

Поле́зные ископа́емые - минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива).

рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.


Страницы всемирной истории (6 ч).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.

Христианский храм, Це́рковь (от греч. Κυριακη (οικια) - «(дом) Господа») - культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.

Новейшее время - период в истории человечества с 1918 года[источник не указан 612 дней] по настоящее время или с 1917 года (когда в России произошла социалистическая революция).

Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) - период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

Великие географические открытия Вели́кие географи́ческие откры́тия - период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.

Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.


Страницы истории Отечества (20 ч).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси.

Восточные славяне - культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Племенные союзы восточных славян, которые, по мнению большинства учёных, успели слиться в единую народность, составили основное население средневекового Древнерусского государства.

Сре́дние века́ (Средневеко́вье) - исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства.

Иван III Васильевич (также Иван Великий; 22 января 1440(14400122) - 27 октября 1505) - великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси. «Иоанн, Божьей милостью государь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Пермский, Югорский и Болгарский и иных».

Кулико́вская би́тва (Мамаево или Донское побоище) - решающее сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 года в районе южнее впадения реки Непрядва в реку Дон, на Куликовом поле - исторической местности, известной по средневековым источникам (в настоящее время расположено на юго-востоке Тульской области). Точная локализация места непосредственного боевого столкновения на текущий момент остаётся дискуссионной и представлена в научных публикациях несколькими версиями (С. Д. Нечаева / И. Ф. Афремова; В. А. Кучкина/ К. П. Флоренского; А. Е. Петрова; С. Н. Азбелева). В рамках этой военной конфронтации Руси и Орды, начавшейся в 1374 году, битве непосредственно предшествовала битва на реке Воже 1378 года, закончившаяся разгромом большого золотоордынского отряда мурзы Бегича.

Бату́ (монг. Бат хан; в русской традиции Баты́й (ок. 1209(1209) - 1255/1256) - монгольский полководец и государственный деятель, сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца в 1227 году стал правителем улуса Джучи (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения.

Население Древней Руси - жители Древнерусского государства в Восточной Европе, возникшего в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.

Алекса́ндр Яросла́вич Не́вский[комм. 1] (др.-рус. Алеѯандръ Ꙗрославичь, в монашестве Алексий; ок. 13 мая 1221 года, согласно историографической традиции - 30 мая 1220 года[комм. 2], Переславль-Залесский - 14 ноября 1263, Городец) - князь Новгородский (1236-1240, 1241-1252 и 1257-1259), великий князь киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), полководец времён Киевской Руси, святой Русской православной церкви.

Русское (централизованное) государство, также государство всея Руси - объединённое и независимое от внешних центров силы государство, сложившееся на Руси в эпоху правления московского князя Ивана Великого.

Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых.

Князь Дми́трий Миха́йлович Пожа́рский (1 (11) ноября 1578 - 20 (30) апреля 1642) - русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.

Кузьма́ (Косма) Ми́нин (в наше время его также часто называют Козьмой, хотя его звали Кузьмой, чтобы подчеркнуть, что назвали его по имени Кузьмы - друга Дамиана - в XVI века имена "Козьма" и "Кузьма" различались), полное имя с 1613 года - Кузьма (Косма) Минич Минин, согласно Никоновской летописи - Кузьма Минич Минин Сухорук, а согласно многим беллетристам его полное имя, видимо, абсолютно ошибочное - Кузьма́ Ми́нич Заха́рьев Сухору́кий; вторая половина XVI века - 21 мая 1616) - организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611-1612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенций.

Рома́новы - русский боярский род, носивший такую фамилию с конца XVI века; с 1613 года - династия русских царей и с 1721 года - императоров всероссийских, а впоследствии - царей Польши, великих князей Литвы и Финляндии, герцогов Ольденбурга и Гольштейн-Готторпа и великих магистров Мальтийского Ордена.

Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.

Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года.

Столица России - главный город российского государства, политический и административный центр страны. На протяжении истории эту роль играли несколько городов. С 1918 года и по настоящее время столицей России является город Москва.

Присоединение Сибири (Покорение Сибири) - исторический процесс включения Сибири и Дальнего Востока в состав Русского (Российского) государства со второй половины XVI до начала XX века. Традиционно считается начатым в 1580 году походом Ермака против Сибирского ханства.

Отечественная война 1812 года[П 8] (фр. Сampagne de Russie pendant l'année 1812[П 9]) - война между Российской империей и Наполеоновской Францией на территории России в 1812 году.

Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А.

Никола́й II Алекса́ндрович (6 мая 1868[прим 1], Царское Село - 17 июля 1918, Екатеринбург) - Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский (20 октября [1 ноября] 1894 - 2 марта 1917).

Алекса́ндр II Николаевич (17 апреля 1818, Москва - 1 марта 1881, Санкт-Петербург) - Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855-1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Пе́рвая мирова́я война́ (28 июля 1914 - 11 ноября 1918) - один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества.

В этой статье описывается исто́рия Сою́за Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик - государства, существовавшего с 1922 года по 1991 год на территории Восточной Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии.

Спутник-1 - первый искусственный спутник Земли, советский космический аппарат, запущенный на орбиту 4 октября 1957 года. Кодовое обозначение спутника - ПС-1 (Простейший Спутник-1). Запуск осуществился с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там» (получившего впоследствии открытое наименование космодром «Байконур») на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

Орбитальная станция (ОС) - космический аппарат, предназначенный для долговременного пребывания людей на околопланетной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, разведки, наблюдений за поверхностью и атмосферой планеты, астрономических наблюдений и т. п.

Культу́ра Росси́и - культура русского народа, других народов и народностей России и государств, предшествовавших современной Российской Федерации; совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.)

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практические работы: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.


Современная Россия (8 ч).

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон.

Гражда́нство Росси́йской Федера́ции - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конститу́ция (от лат. constitutio - устройство, установление, сложение) - основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Проект принят народом СССР (РСФСР) 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.

Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.

Праздник - отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией. Слово также употребляется в иных, близких по смыслу, значениях: официальный день отдыха, установленный в связи с календарным событием, противоположность будням; массовые развлекательные мероприятия, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события; общее состояние душевного подъёма (обычно в словосочетаниях: «праздник жизни» и т. п.).

Символика - совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, организацией, общественным или политическим образованием, государством и так далее.

Население России - состав жителей, населяющих территорию России. На 1 января 2017 года по оценке Росстата в России было 146 804 372 постоянных жителей. Благодаря чему страна занимает девятое место в мире по численности населения.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Европейская часть России - часть России, географически относящаяся к Восточной Европе. Её границей являются Уральские горы, граница с Казахстаном и реки Кума и Маныч.

Uomini illustri, uomini famosi, viri illustres, великие люди, знаменитые мужи - популярная в эпоху Возрождения тема фресковых росписей, изображающая великих мужей древности



Национально-региональный компонент

В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды. Использование содержания национально-регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы













7. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол.ч

Раздел I. Земля и человечество (9 ч)

1

Мир глазами астронома (открытие нового знания). Учебник, ч. 1., с. 4–8

1

2

Планеты Солнечной системы (открытие нового знания). С. 9–15

1

3

Звездное небо - великая книга природы (открытие нового знания). С. 16–21

1

4

Мир глазами географа (открытие нового знания). С. 22–29

1

5

Мир глазами историка (открытие нового знания). С. 35–41

1

6

Когда и где? (Открытие нового знания.) С. 42–46

1

7

Мир глазами эколога (открытие нового знания). С. 47–53

1

8

Сокровища Земли под охраной человека (открытие нового знания). С. 54–62.

НРК: Байкал – жемчужина Сибири

1

9

Презентация проектов (по выбору) (рефлексия)

1

Раздел II. Природа России (10 ч)

10

Равнины и горы России (открытие нового знания). С.

Россия расположена на востоке Европы и на севере Азии, занимая около ¹∕₃ территории Евразии и ¹∕₉ земной суши. Европейская часть страны (около 23 % площади) включает территории к западу от Уральских гор (границу условно проводят по Уралу и Кумо-Манычской впадине); Азиатская часть России, занимающая около 76 % территории, лежит к востоку от Урала и называется также Сибирью (однако точное определение границ Сибири является вопросом спорным) и Дальним Востоком. Крайняя северная точка России - мыс Флигели на острове Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа (81°51’ с. ш.), крайняя восточная точка - остров Ратманова в Беринговом проливе (западный из двух островов Диомида, 169°0’ з. д.). Крайние северная и восточная материковые точки России: мыс Челюскина на полуострове Таймыр (77°43’ с. ш.) и мыс Дежнёва на Чукотке (169°39’ з. д.). Данные крайние точки одновременно являются и соответствующими крайними точками Евразии. Крайняя южная точка России (41°11’ с. ш.) находится к юго-западу от горы Базардюзю, на границе Дагестана с Азербайджаном. Крайняя западная точка лежит в Калининградской области под 19°38’ в. д., на Балтийской косе Гданьского залива Балтийского моря; но Калининградская область является эксклавом, а основная территория России начинается восточнее, под 27°17’ в. д., на берегу реки Педедзе в Псковской области на границе с Эстонией. Таким образом, протяжённость территории России с севера на юг превышает 4 000 км, с запада на восток - приближается к 10 000 км. Географический центр России находится на территории Красноярского края, у юго-восточного берега озера Виви.

64–71

1

11

Моря, озера и реки России (открытие нового знания). С. 72–77

НРК: Реки и озера Бурятии

1

12

Природные зоны России (открытие нового знания). С. 30–34

1

13

Зона арктических пустынь (открытие нового знания). С. 78–86

1

14

Тундра (открытие нового знания). С. 87–97

1

15

Леса России (открытие нового знания). С. 98–105

1

16

Лес и человек (открытие нового знания). С. 106–113

НРК: Красная книга Бурятии

1

17

Зона степей (открытие нового знания). С.

Красная книга Республики Бурятия - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Бурятии. Подготовлена специалистами Института общей и экспериментальной биологии СО РАН и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Бурятия.

114–122

1

18

Пустыни (открытие нового знания). С. 122–131

1

19

У Чёрного моря (открытие нового знания). С. 132–142

1

Раздел III. Родной край – часть большой страны (15 ч)

20

Наш край (открытие нового знания). С. 144–146

НРК: Карта Бурятии

1

21

Поверхность нашего края (открытие нового знания). С. 147–153

1

22

Водные богатства нашего края (открытие нового знания). С. 154–158

НРК: Реки и озера Бурятии

1

23

Наши подземные богатства (открытие нового знания). С. 159–170

1

24

Земля – кормилица (построение системы знаний). С. 171–175

1

25

Жизнь леса (построение системы знаний). С. 175–182

1

26

Жизнь луга (построение системы знаний). С. 182–190

1

27

Жизнь в пресных водах (построение системы знаний). С.

Пре́сная вода́ - противоположность морской воды, охватывает ту часть доступной воды Земли, в которой соли содержатся в минимальных количествах.

191–200

1

28-29

Природные сообщества родного края (экскурсия) (построение системы знаний)

2

30

Растениеводство в нашем крае (открытие нового знания). С. 201–213

1

31

Животноводство в нашем крае (открытие нового знания). С. 214–222

1

32

Презентация проектов (по выбору) (рефлексия)

1

33

Обобщающий урок по разделам «Земля и человек», «Природа России», «Родной край - часть большой страны» (развивающий контроль)

1

Раздел IV. Страницы Всемирной истории (6 ч)

34

Начало истории человечества (открытие нового знания). Учебник, ч. 2, с. 4–7

1

35

Мир древности: далекий и близкий (открытие нового знания). С. 8–14

1

36

Средние века: время рыцарей и замков (открытие нового знания). С. 15–21

1

37

Новое время: встреча Европы и Америки (открытие нового знания). С. 22–27

1

38

Новейшее время: история продолжается сегодня (открытие нового знания). С. 28–32

1

39

Презентация проектов (по выбору) (рефлексия)

1

Раздел V. Страницы истории Отечества (20 ч)

40

Жизнь древних славян (открытие нового знания). С.

Древние славяне - раннесредневековые славяне, в период расселения славянских племён, примерно с VI по VIII вв.

34–39

1

41

Во времена Древней Руси (открытие нового знания). С. 40–45

1

42

Страна городов (открытие нового знания). С. 46–54

1

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси (открытие нового знания).

С. 55–58

1

44

Трудные времена на Русской земле (построение системы знаний). С.

Русь (др.-рус. рѹсь, рѹсьскаѧ землѧ, др.-сканд. Garðaríki, ср.-греч. Ῥωσία, лат. Russia, Ruthenia) - обширный этнокультурный регион в Восточной Европе, историческое название восточнославянских земель. Возникшее на этих землях влиятельное Древнерусское государство (Киевская Русь), политический расцвет которого пришёлся на X-XI века, стало основой для формирования единой древнерусской народности, языка и культуры. В 988 году произошло крещение Руси по восточной христианской традиции. Феодальное дробление Руси и монгольское нашествие повлекли за собой попадание отдельных её частей под власть внешних центров силы, остановив консолидационные процессы и обусловив впоследствии различное развитие культурных, языковых, а также, отчасти, религиозных традиций. В конце XV века в Северо-Восточной Руси образовалось независимое единое Русское государство, борьба которого с внешними соперниками за собирание русских земель стала одной из главных определяющих линий политики и истории Восточной Европы на протяжении нескольких столетий. .

59–64

1

45

Русь расправляет крылья (открытие нового знания). С. 65–69

1

46

Куликовская битва (открытие нового знания). С. 70–74

1

47

Иван Третий (открытие нового знания). С. 75–81

1

48

Мастера печатных дел (построение системы знаний). С. 82–86

1

49

Патриоты России (открытие нового знания). С. 87–93

1

50

Пётр Великий (открытие нового знания). С. 94–100

1

51

Михаил Васильевич Ломоносов (построение системы знаний). С. 101–104

1

52

Екатерина Великая (открытие нового знания). С. 105–111

1

53

Отечественная война 1812 года (открытие нового знания). С. 112–119

1

54

Страницы истории XIX века (открытие нового знания). С. 122–126

НРК: декабристы в Бурятии

1

55

Россия вступает в ХХ век (открытие нового знания). С. 127–133

1

56

Страницы истории 20– 30-х годов (открытие нового знания). С. 136–139

1

57

Великая война и Великая Победа (открытие нового знания). С. 140–146

НРК: наши односельчане – участники ВОВ

1

58

Страна, открывшая путь в космос (построение системы знаний). С. 147–152

1

59

Презентация проектов (по выбору) (рефлексия)

1

Раздел VI. Современная Россия (8 ч)

60

Основной закон России и права человека (открытие нового знания).

С. 156–163

1

61

Мы – граждане России (построение системы знаний). С. 164–167

1

62

Славные символы России (построение системы знаний). С. 168–174

НРК: символы Бурятии

1

63

Такие разные праздники (построение системы знаний). С. 175–179

1

64-65

Путешествие по России (открытие нового знания). С. 180–205

2

66

Презентация проектов (по выбору) (рефлексия)

1

67-68

Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам (развивающий контроль)

1
















8. Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: учеб. с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Тесты: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2012.

  4. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для начальной школы / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

  5. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики [Текст]: кн.

    Экологи́ческая э́тика - прикладная дисциплина, являющаяся результатом междисциплинарного синтеза и располагающаяся на стыке этики и экологии. Экологическая этика увязывает в единый нормативно-ценностный комплекс представления о природных системах и правилах взаимодействия с ними.

    для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2012.

  6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы: кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.



Интернет-ресурсы
  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru.