Главная страница
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа спецкурса по обществознанию 10-11 класс

Скачать 247.65 Kb.



Скачать 247.65 Kb.
Дата11.04.2017
Размер247.65 Kb.

Рабочая программа спецкурса по обществознанию 10-11 класс


Муниципальное казённое образовательное учреждение

Тогучинского района

Сурковская средняя общеобразовательная школа


«ПРИНЯТО»

на заседании педагогического совета

Протокол №_________ от

«________» _________________20_____г.

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Школа Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

______________ Н.И. Шиляева

«________»_________________20_____ г.










Рабочая программа

элективного курса «Основы правовой культуры»

в 10 классе

на 2014- 2015 учебный год






Учитель истории: Залевская Наталья Ивановна

категория: первая

образование: высшее

стаж работы (общий/по специальности/ в данном учреждении): 18\15\ 15

курсы: с 09.11.2012 г. по 23.11.2012 г.




с. Сурково, 2014




Пояснительная записка.


Рабочая программа элективного курса «Основы правовой культуры» разработана на основе авторской программы «Право» 10 - 11 классы (базовый уровень). Составитель: А.И.Матвеев. Москва, «Просвещение», 2012 г.

Данный курс предназначен для учащихся 10—11 классов и относится к предметной области «Обществознание».

Предме́тная о́бласть - множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории. В логике - подразумеваемая область возможных значений предметных переменных логического языка.

Данный курс является актуальным в 10-11 классах в связи с тем, что базируется на правовом содержании основной школы и расширяет возможности правовой социализации обучающихся, а также он направлен на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения обучающимися основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплатель-щика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия.

Данный элективный курс создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем. Данный курс позволит выпускнику изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных инс-титутов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Курс позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и знакомит с важными правилами и проблемами международного права.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

Междунаро́дное пра́во - совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.

Основные содержательные линии данной образовательной программы для 10-11 классов отражают ведущие и социально значимые проблемы юридичес-кой науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников.

Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

Изучение элективного курса «Основы правовой культуры» направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеж-денности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам дру-гого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

Но́рма пра́ва - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Достоинство - уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория.

- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юри-дической деятельности и основными юридическими профессиями;

- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в соци-ально-правовой сфере;

- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

В психологии принятие решения рассматривается как когнитивный процесс, результатом которого является выбор мнения или курса действий среди нескольких альтернативных возможностей. Каждый процесс принятия решения производит окончательный выбор, который может побуждать или не побуждать действие.

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

В процессе изучения элективного курса ставятся следующие задачи:

- дать необходимый уровень правовых знаний, норм правового поведения, правовых ценностей, на основании которых обучающиеся в будущем смогут сознательно участвовать в правовом процессе, критически оценивать правовую ситуацию, делать ответственный выбор;

- способствовать усвоению обучающимися основных категорий данной учебной дисциплины, необходимых теоретических знаний, практи-ческих навыков правового поведения;

способствовать воспитанию правовой активности, грамотности, ответственности гражданина и патриота, глубоко переживающего все, что связано с настоящим и будущим правового государства.

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) - государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также[прим. 1] фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.


Программа скорректирована с учетом межпредметных связей с историей, географией, литературой, правом, экономикой, а также интеграционных возможностей школы, познавательных возможностей учащихся 10-11 классов, в которых осуществляется преподавание данного курса.

Данный элективный курс реализуется в течение двух лет. Курс рассчи­тан на 70 учебных часов (1 ч в неделю): 10 класс – 36 ч., 11 класс – 34 ч.

В соответствии с программой до 50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

    Социа́льное явле́ние или социа́льный фено́мен - одно из основополагающих понятий социологии и социальной философии, которое означает «элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков»; это любое проявление отношений или взаимодействия людей или даже отдельное событие или случай; все, что проявляет себя, существует, есть в социальной действительности.

    Социальное познание (англ. social cognition) - сложный, комплексный процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;

    Социальные проблемы, общественные проблемы - вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.

  • осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

  • подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

  • осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

    Социа́льная защи́та - система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.

    Социальный институт или общественный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части.

Результаты вышеперечисленных видов самостоятельной работы учащихся, представленные в виде сообщений, рефлексий, эссе, решений ситуативных заданий-задач, тестов и проч. в тетрадях для самостоятельных работ, являются основой для диагностики и контроля. По итогам изучения каждого раздела осуществляется контрольное тестирование, задания которого разрабатываются на основе контрольно-тренировочных заданий ЕГЭ и КИМов ЕГЭ прошлых лет.














Учебно-тематический план


Класс

п\п

Название темы, раздела

Общее количество часов

Из них

РР

Контроль-

ные работы, диктанты

Тесты

Лаборатор-ные, практи-ческие рабо-ты

10,

2016- 2017

1

Государство и право

8



1


2

Право как особая система норм

11



1


3

Конституционное право

17



1



Итого

36



3





содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

10 класс (36 ч.)

Государство и право (8 часов).

Предмет изучения элективного курса, его структура. Знакомство с литературой по курсу. Методические указания по написанию эссе по праву.

Теории происхождение государства и права. Развитие права в современной России.

Росси́я (от греч. Ρωσία - Русь), Росси́йская Федера́ция[К 8] (на практике используется и аббревиатура РФ[К 9]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 838 993 чел. (2017). Территория России, определяемая её Конституцией, составляет 17 125 191 км²[К 4].

Понятие и функции государства. Формы государства: фор-мы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет.

Госуда́рство - организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Фо́рма госуда́рства - это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen - правительство) - политическое управление, совокупность тех или иных методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве или стране), или способ функционирования его политической системы.

Суверените́т (через нем. Souveränität от фр. souveraineté - верховная власть, верховенство, господство) - независимость государства во внешних, и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Взаимосвязь права и государства. Понятие и признаки правового государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права.

Право как особая система норм (11 часов).

Современные подходы к пониманию права. Понятие нормы и виды норм поведения.

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Правово́е регули́рование - процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Несоциальные нормы. Социальные нормы: ритуалы, обряды, мифы, обычаи, религиозные, правовые, моральные (нравственные), политические, эстетические нормы, нормы этикета. Соотношение права и морали. Признаки права (системность, обязательность, определенность, официальность, принудительность). Определение права. Назначение права в обществе. Источники права. Нормативный акт: понятие и виды. Законы как главный нормативный акт. Правовые нормы: понятие и их система. Отрасли права и их классификация (материальное и процессуальное право). Понятие правоотношение. Правомерное поведение. Понятие правонарушения. Виды правонарушений (преступления и проступки). Причины правонарушений. Понятие юридической ответственности и ее цели. Виды юридической ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская, финансовая).

Правомерное поведение - это подчиненное воле поведение субъекта права (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям правовых норм, не противоречит основным принципам права и гарантируется государством.

О́трасль пра́ва - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Исто́чник (фо́рма) пра́ва - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Процессуальное право - это совокупность норм права, регулирующих процессуальный порядок и процедуры практической реализации и исполнения норм материального права. Процессуальное право неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его осуществления и защиты.

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Юридическая ответственность - правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им противоправное деяние.

Конституционное право (17 часов).

Понятие конституции, ее виды. Способы принятия конституции. Принятие Конституции Российской Федерации и её общая характеристика. Структура Конституции РФ. Особенности изменения (пересмотра, внесения поправок) действующей Конституции РФ. Достоинства и недос-татки основного закона России. Понятие конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Проект принят народом СССР (РСФСР) 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.

Респу́блика (лат. res publica - «общее дело») - форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

Социальное государство. Светское государство.

Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat) - государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Светское государство - государство с устройством, где религия отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Человек – его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. Понятие и принципы гражданства в РФ. Основания и порядок приобретения гражданства в РФ. Двойное гражданство. Гражданство и брак. Основания и порядок прекращения гражданства в РФ. Госу-дарственные органы по делам гражданства. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право на политическое убежище и порядок решения дел о гражданстве РФ.

Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации.

Бипатри́зм (от лат. bis- дважды и греч. -πατρίς, родительный падеж πατρίδος - отечество, родина) - в римском праве правовой статус физического лица, имеющего одновременно гражданство двух или более государств, при этом каждое из которых могло требовать от данного лица выполнения всех его гражданских обязанностей.

Пра́во убе́жища (англ. right of asylum, фр. droit d'asile) - признаваемое мировым сообществом право человека на поиск убежища от преследования, а также право государств предоставлять убежище на своей территории.

В современной России используется несколько типов территориального деления. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации.

Виды субъектов РФ. Состав субъ-ектов Федерации. Предметы ведения субъектов Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание РФ. Парламентаризм. Две платы Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Законотворческий процесс: порядок принятия и вступ-ления в силу законов Российской Федерации.

Правительство РФ, порядок формирования и его состав. Структура федеральных органов исполнительной власти.

Законодательный процесс - упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона.

Федеральные органы исполнительной власти - органы государственной власти (управления), выполняющие исполнительные функции государственного управления в Российской Федерации.

Компетенция Правитель-ства Российской Федерации и порядок прекращения его полномочий. Ответственность Правительства.

Судебная система Российской Федерации: федеральные суды и суды субъектов РФ. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд. Система судебной защиты прав человека.

Судебная власть - одна из ветвей государственной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Выделяется в соответствии с принципом разделения властей.

Защита прав человека. Письмо достопочтенному Эдмунду Берку; в ответ на его размышления о революции во Франции (англ. A Vindication of the Rights of Men) - политический памфлет, написанный в 1790 году британской феминисткой Мэри Уолстонкрафт в ответ на публикацию Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции» (1790), где тот защищал конституционную монархию, аристократию и церковь Англии.

Местное самоуправление в России. Новосибирская область как субъект РФ. Понятие о местном самоуправлении.

Местное самоуправление - организация деятельности граждан, обеспечивающие самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей данной территории.

Функции местного самоуп-равления. Предметы ведения местного самоуправления. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность.

Муниципальная собственность - это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.

Самостоятель-ность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. Местное самоуправление в области: структура, направление деятельности.

Правоохранительные органы, их сущность, структура, основные направления деятельности. Основные функции правоохранительных органов.

Итоговое повторение.

11 класс (34 ч.)

Права человека (5 часов).

Права и свободы человека и гражданина, закреплённые во второй главе Конституции РФ. Всеобщая декларация прав человека.

Правоохранительные органы - обособленная группа, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

Свобо́да - состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.

Всеобщая декларация прав человека Всеобщая декларация прав человека - рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года.

Соотношение прав и обязанностей. Международные договоры о правах человека. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные пра-ва. Права ребёнка. Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время.

Мир (мирное время) - состояние отношений между различными социальными субъектами, использующими невооруженные средства для разрешения имеющихся между ними противоречий.

Международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Права́ челове́ка - такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.

Международная защита прав человека в условиях воен-ного времени.

Экологическое право (2 часа).

Общая характеристика экологического права. Понятия окружающая среда, природная среда.

Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Экологическое право - особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. В сегодняшней юридической науке существует два основных (с некоторыми вариациями) подхода к тому, какие общественные отношения в области взаимодействия общества и природы следует включать в предмет экологического права.

Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Право человека на благоприятную окружающую среду.

Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.

Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Семейное право (4 часа).

Семейное право как отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака и рожде-ния детей (принятия их на воспитание). Понятие и функции семьи. Понятие брака. Порядок заключения брака. Условия заключения брака. Рас-торжение брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и де-тей. Личные права детей и обязанности родителей по отношению к ним. Имущественные права детей и обязанности родителей.

Трудовое право и социальная защита (5 часов).

Необходимость регулирования трудового процесса и трудовое право как отрасль права, регулирующая применение наемного труда.

Права ребёнка - это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребёнка, это лица, не достигшие восемнадцати лет).

Иму́щество - совокупность вещей, которые находятся в собственности какого-либо физического лица, юридического лица или публично-правового образования (включая деньги и ценные бумаги), а также их имущественных прав на получение вещей или имущественного удовлетворения от других лиц, представляющие для собственника какую-либо полезность.

Трудово́е пра́во - самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере наёмного труда. Является относительно молодой отраслью права (момент возникновения относится к рубежу 19-20 веков), а одним из основателей самостоятельной отрасли трудового права стал учёный Л.С.

Источни-ки трудового права (Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс РФ, отдельные законы о труде, подзаконные нормативные акты). Занятость граждан. Трудоустройство. Граждане как субъекты трудового права. Работодатели. Гарантии при приеме на работу. Документы, необходимые при поступлении на работу. Трудовой договор: его содержание и форма.

Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.)

Трудовой кодекс - кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде; является одним из основных источников трудового права. В большинстве случаев «трудовыми кодексами» называются не специально разработанные своды норм, а механически объединённые законы и правительственные постановления, принятые в разное время.

Трудово́й догово́р - в трудовом праве письменный документ - соглашение между работником и работодателем, которое устанавливает их взаимные права и обязанности. В соответствии с трудовым договором работник обязуется лично выполнять работу по определённой должности, соответствующей его квалификации, а работодатель обязуется предоставлять работнику работу, обеспечивать условия труда и своевременно выплачивать заработную плату.

Увольнение работников: 1) по инициативе работника; 2) по инициативе администрации. Оформление увольнения. Рабочее время. Время отдыха. Порядок предоставления отпусков. Дисциплина труда. Меры поощрения. Меры дисциплинарной ответственности. Порядок наложения дисциплинарных взысканий. Материальная ответственность. Особенности регулирования труда молодежи: поступление на работу, запреты на отдельные виды работ, ограничения в переноске тяжестей, нормы труда (выработки) для молодых рабочих, отпуска, предоставляемые несовершеннолетним, оплата труда несовершеннолетних.

Порядок наложения, Порядок по оси Z (англ. Z-order) - термин, который обозначает порядок размещения элементов (часто - графических) по отношению к наблюдателю. Применяется, в основном, в компьютерной графике и программировании графических интерфейсов, в том числе, в веб-дизайне.

Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.

Материальная ответственность - правовой термин, в общем случае обозначающий обязанность лица возместить ущерб, причиненный другому лицу. В российском праве термин, главным образом, упоминается в контексте трудового права.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Трудо-устройство несовершеннолетних и их увольнение. Понятие безработицы. Регистрация безработных. Подходящая работа. Обучение и перео-бучение безработных. Пособие по безработице: усло­вия выплаты и размер. Страхование. Виды социальной помощи по государственному стра­хованию (медицинская помощь, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременные пособия).

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Пенсии и их виды (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Гражданское право (6 часов).

Понятие и источники гражданского права. Понятие права собственности. Гражданский кодекс Российской Федерации как основной нор-мативный акт гражданского права, упорядочивающий отношения собственности.

Со́бственность - Экономическая категория - исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеются полномочия на распоряжение, владение и пользование объектом собственности.

Гражданское право - отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и не связанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости оценки, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон, в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения не противоречащих морали и нравственности частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений.

Гражданский кодекс Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) - кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющий приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.

Содержание права собственности. Определение права соб-ственности. Основания возникновения права соб­ственности. Интеллектуальная собственность. Субъекты права собственности. Граждане как

собственники. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Наследование имущества. Договоры: понятие, принципы, форма, порядок заключения. Отдельные виды гражданско-правовых договоров. Защита имущественных и неимущественных прав: 1) силами самого собственника; 2) с помощью средств государства (уголовная, админист­ративная, гражданская (имущественная) ответственность). Защита прав потребителей.

Правоспосо́бность - установленная законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Гражда́нско-правово́й догово́р - это соглашение между физическим лицом (физическими лицами) и другим физическим лицом (физическими лицами) или юридическим лицом (юридическими лицами), либо между юридическим лицом (юридическими лицами) и другим юридическим лицом (юридическими лицами), направленное на возникновение, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей.

Интеллектуальная собственность - в широком понимании термин означает закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Защита прав потребителей (также консьюмеризм) - комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности - изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

Защита неимущественных прав (чести, достоинства, имени): уголовно-правовая и гражданско-правовая.

Процессуальное право (6 часов).

Понятие процессуальное право. Гражданский процесс, его основные принципы.

Гражда́нский проце́сс (гражда́нское судопроизво́дство) - урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства, связанная с рассмотрением и разрешением по существу гражданских дел, а также деятельность органов принудительного исполнения судебных актов, принятых в результате такого рассмотрения и разрешения.

Участники гражданского процесса. Доказательства и дока-зывание. Процессуальные сроки. Прохождение дела в суде. Стадии судебного процесса. Судебное решение. Обжалование решений. Исполне-ние судебных решений.

Арбитражный процесс как специфическая отрасль гражданского процесса и его особенности.

Уголовный процесс, его основные принципы и участники. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное произ-водство (прохождение дела в суде) и его стадии. Суд присяжных заседателей. Административная юрисдикция. КоАП РФ. Органы, полномоч-ные рассматривать дела об административных правонарушениях. Субъекты административной ответственности.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения.

Административные наказания.

Административное наказание или Административное взыскание - мера административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Порядок рассмотрения дел, обжалование постановлений.

Конституционное судопроизводство, его отличие от других судебных систем. Основные принципы. Право на обращение в Конституционный Суд РФ. Основные стадии конституционного судопроизводства. Постановления (определения) Конституционного Суда как источник права с высшим статусом.

Правовая культура и правосознание (6 часов).

Определение понятий правовая культура и правосознание. Правовая культура общества. Правовая культура личности. Основные элементы правовой культуры. Связь правовой культуры с правосознанием. Правосознание - один из компонентов правовой культуры. Уровни право-сознания: обыденный, профессиональный, теоретический. Совершенствование правовой культуры. Правовая безграмотность, правовой ниги-лизм, правовой цинизм.

Повторение и обобщение курса




Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечания

Дата проведения

план

факт

I

Государство и право

8






1.1.

Введение. Предмет изучения курса.

1

Предмет изучения элективного курса, его структура. Знакомство с литературой по курсу.



.



1.2.

Введение. Как нау-читься писать эссе.

1

Методические указания по на-писанию эссе.

Знать алгоритм написания эссе.

Памятка



1.3.

1.4.

Происхождение госу-дарства и права.

2

Теории происхождения госу-дарства и права. Патриархаль-ная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая тео-рия, расовая теория, материали-стическая теория и их предста-вители.

Ра́совая тео́рия, расоло́гия, нау́чный раси́зм (англ. Scientific racism) - комплекс гипотез и идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй людей, о существовании превосходства одних человеческих рас над другими.

Теория насилия - одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники - немецкий философ и экономист Евгений Дюринг(1833-1921), польский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838-1909), Карл Каутский (1854-1938) и другие.

Знать теории происхож-дения государства и права. Уметь анализировать яв-ления и события, происхо-дящие в современной со-циальной жизни; работать с источниками.

Презентация «Происхожде­ние государ­ства и права»



1.5.

1.6.

Государство, его при-знаки и формы.

2

Понятие и функции государст-ва. Формы государства: формы правления, формы государст-венного устройства, полити-ческий режим.

Фо́рма госуда́рственного правле́ния - элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Государствен-ный суверенитет. Взаимосвязь права и государства.

Знать признаки и формы государства. Уметь анали-зировать явления и собы-тия, происходящие в сов-ременной социальной жиз-ни; работать с источника-ми.

Презентация



1.7.

Понятие и признаки правового государст-ва.

1

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей.

Знать признаки правового государства. Уметь анали-зировать явления и собы-тия, происходящие в сов-ременной социальной жиз-ни; работать с источника-ми.

Презентация

.


1.8.

Повторительно-обоб-щающий урок по теме «Государство и пра-во».

1

Подготовка к ЕГЭ.

знать основные положе-ния курса. Уметь анализи-ровать, делать выводы, от-вечать на вопросы, объяс-нять свою точку зрения.

Тест



II

Право как особая система норм

11






1.9.

Современные подхо-ды к пониманию пра-ва.

1

Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаи-мосвязь естественного и пози-тивного права.

Знать и объяснять необ-ходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правово-го регулирования.

Есте́ственное пра́во (лат. jus naturale) - понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения.

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Уметь использовать при-обретенные знания и уме-ния в практической дея-тельности, оценки проис-ходящих событий и пове-дения людей с точки зре-ния морали и права.

Презентация



2.10.

Право в системе соци-альных норм.

1

Понятие нормы и виды норм поведения. Несоциальные нор-мы. Социальные нормы: ритуа-лы, обряды, мифы, обычаи, ре-лигиозные, правовые, мораль-ные (нравственные), политичес-кие, эстетические нормы, нор-мы этикета. Соотношение права и морали.




3.11.

Система права.

1

Система права: основные отрас-ли, институты, отношения. Пуб-личное и частное право.

Частное право - часть системы права, функционально-структурная подсистема права, совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами, основой которых является частная собственность.

Систе-ма российского права.

Презентация



4.12.

Источники права.

1

Источники права. Нормативный акт: понятие и виды. Законы как главный нормативный акт.

Знать источники и иерар-хию источников права.

Уметь устанавливать со-ответствие между терми-нами и понятиями, объяс-нять их смысл, осущест-влять поиск социальной информации с использо-ванием современных средств коммуникации, уметь подготовить устное выступление.

Схема «Источники права».



5.13.

Правоотношения.

1

Правоотношения и правонару-шения. Виды юридической от­ветственности (уголовная, ад-министративная, дисциплинар-ная, гражданская, финансовая).

Система судебной защиты прав человека.

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита - один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Разви­тие права в со-временной России.

Знать основы правоотно-шений, виды юридической ответственности.

Уметь давать оценку про-исходящему и поведению людей с точки зрения мо-рали и права; умение ис-пользовать приобретенные знания для защиты прав человека и гражданина.




6.14.

Правонарушения.

1

Таблица «Виды правонарушений»



7.15.

8.16.

Юридическая ответст-венность, её виды.

2

Презентация «Юридическая ответственность и ее виды»



9.17.

10.18.

Предпосылки право-мерного поведения.

2

Предпосылки правомерного по-ведения. Правосознание. Право-вая культура. Проблемы форми-рования правовой культуры в России.

Знать признаки и виды правомерного поведения. Уметь анализировать яв-ления и события, происхо-дящие в современной со-циальной жизни; работать с источниками.

Эссе «Правомер-ное поведение»

.


11.19.

Повторительно-обоб-щающий урок по теме «Право как особая си-стема норм».

1

Подготовка к ЕГЭ.

знать основные положе-ния курса. Уметь анализи-ровать, делать выводы, от-вечать на вопросы, объяс-нять свою точку зрения.

Тест



III

Конституционное право

17






1.20.

Понятие конституции, её виды. Конституция РФ.

1

Понятие конституции, ее виды. Способы принятия конститу-ции. Принятие Конституции Российской Федерации и её об-щая характеристика. Структура Конституции РФ. Особенности изменения (пересмотра, внесе-ния поправок) действующей Конституции РФ. Достоинства и недостатки основного закона России.

Знать виды конституции.


Схемы «Консти-туция РФ»

.


2.21.

3.22.

Основы конституци-онного строя Россий-ской Федерации.

2

Понятие конституционного строя. Содержание вступитель-ной части Конституции. Рос-сийская Федерация – демокра-тическое федеративное право-вое государство с республикан-ской формой правления. Соци-альное государство. Светское государство. Человек – его пра-ва и свободы – высшая цен-ность. Многонациональный на-род России – носитель сувере-нитета и источник власти. Субъекты осуществления госу-дарственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

Знать основные положе-ния Конституции РФ. Объ-яснять понятия: Консти-туция и конституционное право, федерация, респуб-лика, принцип разделения властей, социальное госу-дарство.

Конституцио́нное пра́во - отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, общества, характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

Разделе́ние власте́й - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Характеризовать особенности обществен-ных отношений, регулиру-емые конституционным правом.

Интернет – урок «Конституционный строй»

Презентация «Конституционное устройство РФ»

.


4.23.

Гражданство в РФ.

1

Понятие и принципы граждан-ства в РФ. Основания и порядок приобретения гражданства в РФ. Двойное гражданство. Ос-нования и порядок прекраще-ния гражданства в РФ. Государ-ственные органы по делам гражданства. Правовой статус беженцев и вынужденных пере-селенцев. Право на политичес-кое убежище и порядок реше-ния дел о гражданстве РФ.

знать что такое граждан-ство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приоб-ретения гражданства.

Гражда́нство Росси́йской Федера́ции - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Презентация



5.24.

Федеративное устрой-ство РФ.

1

Равенство субъектов Федера-ции. Целостность и неприкос-новенность территории Россий-ской Федерации. Виды субъек-тов РФ. Состав субъектов Феде-рации. Предметы ведения субъ-ектов Предметы совместного ведения Федерации и ее субъек-тов.

Знать понятие «суверени-тет»; виды субъектов РФ. Уметь различать предме-ты ведения субъектов РФ и центра.


Анализ Консти-туции РФ



6.25.

Президент РФ.

1

Президент Российской Федера-ции. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекраще-ния полномочий Президента или отрешения его от должнос-ти.

Знать основные положе-ния урока.

Уметь давать классифика-цию полномочий Прези-дента.

Анализ Консти-туции РФ



7.26.

Федеральное Собра-ние РФ.

1

Федеральное Собрание РФ. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Со-вет Федерации и Государствен-ная Дума, их состав и способы формирования. Предметы веде-ния Совета Федерации и Госу-дарственной Думы.

Знать основные положе-ния урока.


Работа с Консти-туцией РФ



8.27.

Законотворческий процесс в РФ.

1

Законотворческий процесс: по-рядок принятия и вступления в силу законов Российской Феде-рации.

Знать порядок принятия законов в РФ.


Презентация



9.28.

Правительство РФ.

1

Правительство РФ, порядок формирования и его состав. Структура федеральных орга-нов исполнительной власти. Компетенция Правительства Российской Федерации и поря-док прекращения его полномо-чий.

Исполни́тельная вла́сть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Правительство Российской Федерации - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти Российской Федерации - России.

Ответственность Прави-тельства.

Знать порядок формиро-вания Правительства РФ.


Анализ Консти-туции РФ



10.29.

Судебная власть в РФ.

1

Судебная система Российской Федерации: федеральные суды и суды субъектов РФ. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд. Си-стема судебной защиты прав человека.

Знать виды судов в РФ.


Презентация



11.30.

12.31.


Местное самоуправ-ление.

2

Местное самоуправление в Рос-сии. Понятие о местном само-управлении. Функции местного самоуправления. Предметы ве-дения местного самоуправле-ния. Решение вопросов местно-го значения. Муниципальная собственность. Самостоятель-ность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. Местное самоуправление в об-ласти: структура, направление деятельности.

Знать структуру, направ-ление деятельности орга-нов местного самоуправ-ления.


Анализ Консти-туции




13.32.

14.33.

Правоохранительные органы.

2

Правоохранительные органы, их сущность, структура, основ-ные направления деятельности. Основные функции правоохра-нительных органов.

Знать сущность, структу-ру, основные направления деятельности правоохрани-тельных органов.


Презентация

.


15.34.

Повторительно-обоб-щающий урок по теме «Конституционное право».

1

Подготовка к ЕГЭ.

знать основные положе-ния курса. Уметь анализи-ровать, делать выводы, от-вечать на вопросы, объяс-нять свою точку зрения.

Тест



16.35.

Урок-практикум «Ре-шение задач по конс-титуционному праву».

1


Уметь анализировать, де-лать выводы, отвечать на вопросы.

Решение задач



17.36.

Итоговое повторение.

1

Подготовка к ЕГЭ.


КИМы ЕГЭ.





















Календарно-тематическое планирование. 11 класс. 2015-2016 учебный год.


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучаю-щихся

Примечания

Дата проведения

план

факт

IV

Права человека

5






1.1.

Права и свободы че-ловека и гражданина.

1

Классификация прав человека: по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по полити-ческому статусу личности, по времени формирования, по субъектам-носителям.

Знать группы прав, со­ставляющие содержание Всеобщей декларации.

Презентация "Права и свободы человека и граж-данина"

Интернет – урок «Права и свободы человека»

03.09.


1.2.

Международные дого-воры о правах челове-ка.

1

Ценности прав человека: гума-низм, человеческое достоин-ство, свобода, равноправие, со-лидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные уни-версальные, междуна­родные региональные, национальные документы.

Знать международный билль о правах; основное содержа­ние Факультатив-ного прото­кола к Между-народному пакту о граж-данских и поли­тических правах.

Работа с текстами

10.09.


1.3.

Права ребёнка.


Конвенция о правах ребен­ка и ее значение. Основные права ребенка.

Основны́е права́ и свобо́ды - совокупность установленных и охраняемых международным правом и конкретной государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Являются важнейшими и основополагающими, предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Трудности нашего об-щества в процес­се реализации права детей на свободу ассоци-аций и собраний.

Знать основные права ребенка, Конвенцию о правах ребенка.

Презентация «Права ребенка»

17.09.


1.4.

Международная защи-та прав человека.


Основные виды нарушений прав человека в современном мире. Дискриминация. Геноцид. Апартеид. Национальный экс-тремизм. Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов. Условия и средства обеспечения прав че-ловека в современном мире. Международные организации, осуществляющие защиту прав чело­века. Внутригосударствен-ные правозащитные органы.

Знать понятие «геноцид, апартеид». Уметь приме-нять полученные знания при решении практических и проблемных за­дач; выде-лять главное в учебном ма-териа­ле; высказывать и ар-гументировать свою точку зрения.

Эссе

24.09.


1.5.

Повторительно-обоб-щающий урок по теме «Права человека».

1

Подготовка к ЕГЭ.

знать основные положе-ния курса. Уметь анализи-ровать, делать выводы, от-вечать на вопросы, объяс-нять свою точку зрения.

Тест

01.10.


V

Экологическое право

2






1.6.

2.7.

Экологическое право.

2

Общая характеристика экологи-ческого права. Право человека на благоприятную окружаю-щую среду. Способы защиты экологических прав. Экологи-ческие правонарушения.

знать: в чем особенности экологического правона-рушения; какие виды от-ветственности за экологи-ческие правонарушения предусматривает законода-тельство.

Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений; почему право на благоприятную окружа-ющую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей;

Общечелове́ческие це́нности - теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.

почему важно использовать различные способы экологической защиты.

Уметь объяснять, каковы составные части окружаю-щей среды; характеризо-вать основные экологичес-кие права, закрепленные в конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граж-дан.

Презентация

08.10.

15.10.


VI

Семейное право

4






1.8.

Понятие и источники семейного права.

Семейное право - одна из отраслей права. Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

1

Семейное право как отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникаю-щие из брака и рождения детей (принятия их на воспитание). Понятие и функции семьи.

знать какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье.

Уметь определять субъек-ты и объекты семейных правоотношений; указы-вать, на какие права рас-пределяется принцип ра-венства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспита-ние детей, оставшихся без попечения родителей.

презентация

22.10.


2.9.

Брак, условия его зак-лючения и расторже-ния.

1

Понятие брака. Порядок заклю-чения брака. Условия заключе-ния брака. Расторжение брака.

Разво́д - формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов.

Презентация

29.10.


3.10.


Права и обязанности супругов.

1

Личные права и обязанности супругов. Имущественные пра-ва и обязанности супругов.

Анализ статей Се-мейного кодекса

02.11.



4.11.

Права и обязанности родителей и детей.

1

Права и обязанности родителей и детей. Личные права детей и обязанности родителей по отно-шению к ним. Имущественные права детей и обязанности ро-дителей.

Анализ статей Се-мейного кодекса

16.11.



VII

Трудовое право и социальная защита

6






1.12.

Законодательство о труде.

1

Необходимость регулирования трудового процесса и трудовое право как отрасль права, регу-лирующая применение наемно-го труда. Источники трудового права (Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс РФ, отдельные законы о труде, подзаконные нормативные ак-ты).

Знать какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изме-нения и расторжения тру-дового договора; учрежде-ния профессионального образования.

Профессиона́льное образова́ние - процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)

Уметь давать определение понятий; приводить приме-ры трудовых правоотноше-ний, выделив основные права и обязанности субъ-ектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «неза-нятый», «безработный»; приводить примеры соци-альной защиты и социаль-ного обеспечения.

Работа с ТК РФ

23.11.


2.13.

Трудовой договор.

1

Занятость граждан. Трудоуст-ройство. Граждане как субъек-ты трудового права. Гарантии при приеме на работу. Доку-менты, необходимые при пос-туплении на работу. Трудовой договор: его содержание и фор-ма. Увольнение работников: 1) по инициативе работника; 2) по инициативе администрации. Оформление увольнения.

Презентация

30.11.


3.14.

Рабочее время и время отдыха.

1

Рабочее время. Время отдыха. Порядок предоставления отпус-ков. Дисциплина труда. Меры поощрения. Меры дисципли-нарной ответственности. Поря-док наложения дисциплинар-ных взысканий. Материальная ответственность.

Работа с ТК РФ

06.12.


4.15.

Труд молодёжи.

1

Особенности регулирования труда молодежи: поступление на работу, запреты на отдель-ные виды работ, ограничения в переноске тяжестей, нормы тру-да (выработки) для молодых ра-бочих, отпуска, предоставляе-мые несовершеннолетним, оп-лата труда несовершеннолет-них. Трудоустройство несовер-шеннолетних и их увольнение.

Работа с ТК РФ

13.12.


5.16.

Страхование и пенси-онное дело.

1

Понятие безработицы. Регист-рация безработных. Обучение и переобучение безработных. По-собие по безработице: усло­вия выплаты и размер. Страхова-ние. Виды социальной помощи по государственному стра­хова-нию (медицинская помощь, по-собия по временной нетрудо-способности, пособия по бере-менности и родам, пособие по уходу за ребенком, ежемесяч-ное пособие на ребенка, едино-временные пособия). Пенсии и их виды (по старости, по инва-лидности, по случаю потери кормильца).

Презентация

20.12.


6.17.

Повторительно-обоб-щающий урок по теме «Трудовое право и со-циальная защита».

1

Подготовка к ЕГЭ.

знать основные положе-ния курса. Уметь анализи-ровать, делать выводы, от-вечать на вопросы, объяс-нять свою точку зрения.

Тест

27.12.


VIII

Гражданское право

7






1.18.

Понятие и источники гражданского права.

1

Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Лич-ные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав.

знать основные положе-ния по теме урока: что та-кое гражданские правоот-ношения, что понимают под их содержанием; виды договоров; основные права потребителей.

Понимать, какие особен-ности характерны для граж-данских правоотношений.

Уметь анализировать, де-лать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Презентация

11.01.


2.19.

Гражданская право-способность и дееспо-собность.

1

Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность.

Презентация

18.01.


3.20.

Право собственности и его содержание.

1

Содержание права собственнос-ти. Определение права собст-венности. Основания возник-новения права соб­ственности. Интеллектуальная собствен-ность. Субъекты права собст-венности. Граждане как собст-венники.

Работа с ГК РФ

25.01.


4.21.

Договоры.

1

Наследование имущества. Дого-воры: понятие, принципы, фор-ма, порядок заключения. От-дельные виды гражданско-пра-вовых договоров.


01.02.



5.22.

6.23.


Защита имуществен-ных и неимуществен-ных прав. Защита прав потребителей.

2

Защита имущественных и неи-мущественных прав: 1) силами самого собственника;

Некоторые яркие факты из области защиты прав потребителей вошли в учебники по праву:

2) с по-мощью средств государства (уголовная, админист­ративная, гражданская (имущественная) ответственность). Защита прав потребителей. Защита неиму-щественных прав (чести, досто-инства, имени): уголовно-пра-вовая и гражданско-правовая.

Работа с ГК РФ, законом «О защи-те прав потреби-телей»

08.02.

15.02.


7.24.

Повторительно-обоб-щающий урок по теме «Гражданское право».

1

Подготовка к ЕГЭ.

знать основные положе-ния курса. Уметь анализи-ровать, делать выводы, от-вечать на вопросы, объяс-нять свою точку зрения.

Тест

22.02.


IX

Процессуальное право

6






1.25.

Гражданский процесс.


Понятие процессуальное право. Гражданский процесс, его ос-новные принципы. Участники гражданского процесса. Доказа-тельства и доказывание. Про-цессуальные сроки. Прохожде-ние дела в суде. Стадии судеб-ного процесса. Судебное реше-ние. Обжалование решений. Ис-полнение судебных решений.

знать, какие лица участву-ют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные пра-ва; какой документ состав-ляется для письменного об-ращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и каково его содержание; называть требования, которым долж-но отвечать решение суда; в каком законнодательном акте собраны правила уго-ловного судопроизводст-ва; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; поче-му заседатели называются присяжными; что такое ад-министративная юрисдик-ция; в каком законодатель-ном акте систематизиро-ваны ее правила; каковы меры обеспечения по де-лам об АП.

Уметь давать определение понятий; решать юриди-ческие задачи.

Презентация

01.03.


2.26.


Арбитражный процесс.


Арбитражный процесс как спе-цифическая отрасль гражданс-кого процесса и его особеннос-ти.

Презентация

15.03.


3.27.

Уголовный процесс.


Уголовный процесс, его основ-ные принципы и участники. Меры процессуального при-нуждения. Досудебное произ-водство. Судебное производ-ство (прохождение дела в суде) и его стадии. Суд присяжных заседателей.

Презентация

22.03.


4.28.


Административная юрисдикция.


Административная юрисдик-ция. КоАП РФ. Органы, полно-мочные рассматривать дела об административных правонару-шениях. Субъекты администра-тивной ответственности. Адми-нистративные наказания. Поря-док рассмотрения дел, обжало-вание постановлений.

Работа с КоАП

05.04.


5.29.

Конституционное судопроизводство.


Конституционное судопроиз-водство, его отличие от других судебных систем. Основные принципы. Право на обращение в Конституционный Суд РФ. Основные стадии конституци-онного судопроизводства. Пос-тановления (определения) Кон-ституционного Суда как источ-ник права с высшим статусом.

Уметь обосновывать суж-дения, давать определения. Владеть основными вида-ми публичных выступле-ний. Пользоваться мульти-медийными ресурсами для обработки, систематиза-ции информации.

Презентация

12.04.


6.30.

Повторительно-обоб-щающий урок по теме «Процессуальное пра-во».

1

Подготовка к ЕГЭ.

знать основные положе-ния курса. Уметь анализи-ровать, делать выводы, от-вечать на вопросы, объяс-нять свою точку зрения.

Тест

19.04.


X

Правовая культура и правосознание

4






1.31.

2.32.

Правовая культура и правосознание

2

Определение понятий правовая культура и правосознание. Пра-вовая культура общества. Пра-вовая культура личности. Ос-новные элементы правовой ку-льтуры. Связь правовой культу-ры с правосознанием. Правосоз-нание - один из компонентов правовой культуры. Уровни правосознания: обыденный, профессиональный, теоретичес-кий. Совершенствование право-вой культуры. Правовая безгра-мотность, правовой нигилизм, правовой цинизм.

Правовой нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Уметь анализировать яв-ления и события, происхо-дящие в современной со-циальной жизни; работать с источниками.

Презентация

26.04.

02.05.


3.33.

Повторительно-обоб-щающий урок по теме «Правовая культура и правосознание».

1

Подготовка к ЕГЭ.

знать основные положе-ния курса. Уметь анализи-ровать, делать выводы, от-вечать на вопросы, объяс-нять свою точку зрения.

Тест

16.05.


4.34.

Итоговое повторение.

1

Подготовка к ЕГЭ.


КИМы ЕГЭ.

23.05.
































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

В результате изучения элективного курса «Основы правовой культуры» выпускник должен:

знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы;

    Правова́я систе́ма - совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.

    общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия;

    Принципы правосудия - это закрепленные в действующем законодательстве правовые предписания высшей юридической силы, которые регламентируют наиболее важные вопросы организации и осуществления правосудия Российской Федерации, оказывают позитивное воздействие на все остальные правила судопроизводства и охраняются от нарушений государством.

    органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; законодательный процесс в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти;

    О́рганы госуда́рственной вла́сти - организации (учреждения) госуда́рственной вла́сти.

    порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения;

  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

  • различать: формы (источники) права, субъектов права;

    Субъе́кт пра́ва - это юридическое или физическое лицо, обладающее по правy способностью осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

    виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания;

    Назначение наказания - уголовно-правовой институт, регламентирующий правила выбора конкретной меры наказания, применяемой к лицу, совершившему преступление, дающий указания относительно размеров и сроков избираемых наказаний.

    полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права;

    Норма международного права - это общеобязательное правило деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов международного права в международных отношениях.

    правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

    Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.

    Зако́н в юриспруденции - в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.







Ресурсное обеспечение программы.

Литература для учителя (основная и дополнительная)


  1. Правоведение. 9-11 класс. Международное гуманитарное право.

    Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

    Человек имеет право. Система конспектов и занятий с нетрадиционной формой контроля: элективные курсы/авт.-сост. Н.И. Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2011.

  2. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно - деятельностных игр/ Автор-сост. В.В.Гордеева – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители : Кашанин А.В., Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2012.

  4. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькиной. - М.: Просвещение, 2007.

  5. Школьный словарь по обществознанию. /Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. М.: Просвещение, 2007.

  6. Аминов А. Сам себе юрист: правовая игра // Граждановедение. 2004. №13-14. С. 15.

  7. Безногова С, Егорова Т. Учиться жить как люди // Граждановеде­ние. 2004. № 38. С. 6-7.

  8. Болотина Т.В. Организация обучения правам человека в основной школе // Право в школе. 2004. № 1. С. 40

  9. Глухарева ЛЖ Права человека: Альбом схем // Право в школе. 2004. №2. С. 55-59.

  10. Иоффе А., Кишенкова О. Казни с судом, а не с яростью // Граждановедение. 2004. № 5. С. 5.

  11. Календро В.Н. Опыт изучения «Конвенции о правах ребенка» в школе// Право в школе. 2004. № 3.С. 46-49.

  12. Никитин А.Ф. Права человека: хрестоматия по курсу. М.,1993.

  13. Никитин А.Ф. Права человека: учеб. пособие для средней шк. М.,1993.

  14. Никитин А.Ф. Права человека в школе: дайджест. М., 1993. 

  15. Полиектова А. Да воздастся виновному. // Граждановедение.2004.№1.С.6-7.

  16. Семенова Ж. Права человека и власть в современной России // Пра­во в школе. 2004. С. 43-45.

  17. Титенок Т. Научиться быть человеком // Граждановедение» 2003.

  18. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Конвенция о статусе беженцев. Конституция РФ.


Литература для обучающихся.

  1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькиной. - М.: Просвещение, 2007.

  2. Школьный словарь по обществознанию. /Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007.

  3. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Конвенция о статусе беженцев. Конституция РФ и др.


Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ-ресурсы.

Курсы лекций с заданиями, списками литературы, темами рефератов по философии, политологии, культурологии, социологии:

http://www.distance.ru

http://www.ug.ru/ug_pril/gv/97/41/t4_1.htm

http://center.fio.ru/method/

http://istina.rin.ru/philosofy/

http://www.distance.ru/uch_mat/polit.html

Учебники, учебно-методические пособия по философии, культурологии, политологии, экономической и правовой сферах жизни человека и общества

http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm

http://www.auditorium.ru/aud/infex.php

http://www.ugatu.ac.ru/ugatu.new/facult/f6/fil.htm

http://www.lawportal.ru/

http://www.politstudies.ru

Энциклопедии, справочники, словари (политических терминов, по культуре, религии, экономике, психологии, праву):

http://ruspagan.chat.ru/

http://slovary.gramota.ru/

http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/index.htm

http://www.cbook/people/relig/index.shtml

http://dictionaries.rin.ru/

Библиотеки публикаций (хрестоматии, оригинальные неадаптированные тексты работ философов, культурологов, социологов, политологов, правоведов, религиоведов, психологов по проблемам человека и общества, монографии, исследования творчества мыслителей, сборники материалов конференций, статьи)

http://www.courier.com.ru/humanities/default.html

http://www.piramyd.express.ru/all/pamyat.htm

http://piramyd.express.ru/all/sociology.htm

http://www.auditorium.ru/aud/infex.php

http://www.philosophy.ru/library.html

http://ihtik.lib.ru/

http://www.rusword.org/articler/socio.php

http://globalization.report.ru/

Статьи по философии, социологии, политологии, социальной психологии, опубликованные в научно-публицистических журналах, представленных в электронной форме:

http://www.

Социа́льная психоло́гия - раздел психологии, изучающий закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к определенным общественным группам, изучающая (?) также психологические характеристики этих групп.

auditorium.ru/aud/infex.php

http://www.piramida-maxima.ru

http://www.rusword.org/articler/socio.php

http://www.soc.pu.ru/publications/jssa

http://www.politstudies.ru

http://psy.rin.ru/razdel/77

http://flogiston.ru/articles/social

http://psychology@net.ru/articles/

http://psi.webzone.ru/

Новости, доклады, сообщения о событиях, происходящих в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни общества в России и за рубежом, представленные на сайтах в Интернет

http://top.rbc.ru

http://socio.rin.ru/

http:/www.edu.nsu.ru/noos/economy/news/

http://www.hro.org/editions/glossary/index.htm

http://www.fom.ru























Критерии и нормы оценки знаний, умений, и навыков обучающихся (устные ответы, контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания)



Критерии оценки за устные ответы:


Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.


Критерии оценки за письменные работы (тесты):


Оценка "5" - 85-100% выполненных заданий

Оценка "4" – 70-84%

Оценка "3" - 50-69%

Оценка «2» - менее 50%