Главная страница
Контакты

    Главная страница


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.04. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ код профессии / специальность 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Скачать 94.71 Kb.



Скачать 94.71 Kb.
Дата14.05.2017
Размер94.71 Kb.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.04. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ код профессии / специальность 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)


ГБПОУ «Сахалинский строительный техникум»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины ОП.04. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ


код профессии / специальность 150709.02 Сварщик (электросварочные и

газосварочные работы)













Южно-Сахалинск

2015


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

Комиссией_________________________



Протокол №___

От «___» ___________20_____г.





Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования



Код, наименование профессии/специальности


Председатель предметной

(цикловой) комиссии


__________________/ _______________

Подпись ФИО

Директор ГБПОУ «СахСТ»



________________/ _______________

Подпись ФИО


Составители (авторы):_______________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ

________________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ



Рецензент:__________________________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ


СОДЕРЖАНИЕ





стр.


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



5


  1. условия реализации учебной дисциплины



13


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



14



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ


1.1. Область применения рабочей программы:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС по специальности СПО 22.02.06 «Сварочное производство».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки работников в области сварочного производства при наличии начального профессионального образования.

Начальное профессиональное обучение (НПО) - начальный уровень профессионального образования, обучение рабочих. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла (ОП)

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

  • определять виды конструкционных материалов;

    Материа́л - вещество или смесь веществ, из которых изготавливается продукция, которые способствуют процессу труда, либо придают изготовленной продукции определенные свойства. В традиции советской и российской экономической науки под материалами понимают только продукты, прошедшие предварительную обработку на промышленных предприятиях (в отличие от сырья).

  • выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

  • проводить исследования и испытания материалов;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,

  • основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

  • классификацию и способы получения композиционных материалов

1.4.

Композитный материа́л (КМ), компози́т - искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов с чёткой границей раздела между ними. В большинстве композитов (за исключением слоистых) компоненты можно разделить на матрицу (или связующее) и включённые в неё армирующие элементы (или наполнители).
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 51 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 17 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия

12



Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:


выполнение расчётно-графических работ


тематика внеаудиторной самостоятельной работы (контрольная работа) на тему «Литейное производство»

17

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

1


Значение и содержание дисциплины «Материаловедение» и связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов дисциплин.

История развития металловедения в России. Новейшие достижения в области материаловедения и обработки материалов и сплавов.

1


Раздел 1.

Металловедение




Тема 1.1.

Строение и свойства материалов


Содержание учебного материала


1

2

2


Кристаллическое строение металлов.

Материаловедение Материаловедение (от рус. материал и ведать) - междисциплинарный раздел науки, изучающий изменения свойств материалов как в твёрдом, так и в жидком состоянии в зависимости от некоторых факторов. К изучаемым свойствам относятся: структура веществ, электронные, термические, химические, магнитные, оптические свойства этих веществ.
Основные свойства металлов и сплавов, методы их исследования и испытания


Практическая работа


3


Определение твердости металлов и сплавов.

Осно́вность - способность вещества проявлять осно́вные свойства, то есть в простейшем случае реагировать с кислотами. Определяется для оксидов, гидроксидов, а также оснований Льюиса (пример аммиак).
Определение твердости сплавов по методу Роквелла и Бринелля.
Ме́тод Рокве́лла - метод проверки твёрдости материалов. Из-за своей простоты он является наиболее распространённым и основан на проникновении твёрдого наконечника в материал и измерении глубины проникновения.

1

Тема 1.2.

Диаграмма состояния металлов и сплавов.


Содержание учебного материала


1




2

4



5

Понятие о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов.

Основные равновесные диаграммы состояния двойных сплавов их связь с диаграммами состав-свойства.

Фа́зовая диагра́мма (диаграмма состоя́ния) - графическое отображение равновесного состояния бесконечной физико-химической системы при условиях, отвечающих координатам рассматриваемой точки на диаграмме (носит название фигуративной точки).

Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов.

Тема 1.3.

Формирование структуры деформированных сплавов


Содержание учебного материала


1

2

6

Пластическая деформация кристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Свойства пластически деформированных металлов.

Практическая работа


7


Исследование деформации растяжения.

Исследование деформации сжатия

1


Тема 1.4.

Термическая обработка металлов и сплавов.


Содержание учебного материала


1



2

8



Определение и классификация видов термической обработки..

Терми́ческая обрабо́тка или тепловая обработка - выдерживание материала при повышенной (нагрев) или при пониженной (охлаждение) температуре, либо соблюдение определённого температурного режима в течение определённого времени для придания ему необходимых свойств.
Изучение режимов основных видов термической обработки сталей. Определение и классификация основных видов химико-термической обработки металлов и сплавов.

Тема 1.5.

Конструкционные материалы

Содержание учебного материала



9


Стали с улучшенной обрабатываемостью резаньем. Стали с высокой технологической пластичностью. Сплавы с высокими литейными свойствами.

Медные сплавы: общая характеристика и классификация. Латуни и бронзы.

1

1

Тема 1.6.

Износостойкие материалы


Содержание учебного материала


1


10

Материалы с высокой твердостью поверхности. Антифрикционные материалы: металлические и неметаллические, комбинированные, минералы.

Антифрикционные материалы (от англ. friction - трение) - это группа материалов, обладающих низким коэффициентом трения, или материалы, способные уменьшить коэффициент трения других материалов.
Рессорно-пружинные стали. Маркировка, применение.


Тема 1.7.

Материалы с высокими упругими свойствами. Материалы с малой плотностью. Материалы с высокой удельной

прочностью

Содержание учебного материала


1



1




11



12



Медь и её сплавы. Характеристики, структура, применение.

Сплавы на основе алюминия, общая характеристика и классификация. Термообработка алюминиевых сплавов.

Алюми́ний - элемент 13-й группы периодической таблицы химических элементов (по устаревшей классификации - элемент главной подгруппы III группы), третьего периода, с атомным номером 13. Обозначается символом Al (лат. Aluminium)

Сплавы на основе магния. Классификация, применение. Титан и сплавы на его основе. Общие характеристики, маркировка, применение. Бериллиевые сплавы. Применение в

промышленности

Практическая работа

2


13

14

Изучение маркировки черных металлов и сплавов.



Тема 1.8.

Материалы устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды.


Содержание учебного материала


1




1

2

15




16

Понятие о коррозии. Виды коррозии. Способы предупреждения коррозии и методы защиты. Коррозионно-стойкие материалы. Особенности химсостава, маркировка, характеристики, применение.

Понятие жаропрочности и жаростойкости. Жаростойкие и жаропрочные материалы. Классификация, характеристики, рабочие температуры.

Тема 1.9.

Материалы с особыми физическими свойствами.

Физи́ческие сво́йства вещества - свойства, присущие веществу вне химического взаимодействия: температура плавления, температура кипения, вязкость, плотность, диэлектрическая проницаемость, теплоёмкость, теплопроводность, электропроводность, абсорбция, цвет, концентрация, эмиссия, текучесть, индуктивность, радиоактивность[источник не указан 2634 дня].


Содержание учебного материала


1



2

17



Материалы с магнитными свойствами. Материалы высокой электрической проводимости. Свойства, марки и применение. Полупроводниковые материалы. Диэлектрики. Примеры марок, применение.

Практическая работа



18

19

Изучение маркировки цветных металлов и сплавов

2


Тема 1.10.

Полупроводниковые материалы - вещества с чётко выраженными свойствами полупроводников в широком интервале температур, включая комнатную (~ 300 К), являющиеся основой для создания полупроводниковых приборов.
Электропроводность (электри́ческая проводи́мость, проводимость) - способность тела (среды) проводить электрический ток, свойство тела или среды, определяющее возникновение в них электрического тока под воздействием электрического поля.
Цветная металлургия - отрасль металлургии, которая включает добычу, обогащение руд цветных металлов и выплавку цветных металлов и их сплавов. По физическим свойствам и назначению цветные металлы условно можно разделить на тяжёлые (медь, свинец, цинк, олово, никель) и лёгкие (алюминий, титан, магний).

Неметаллические материалы


Содержание учебного материала


1





2

20



Неметаллические материалы; свойства достоинства и недостатки. Пластмассы термопластичные и термореактивные (полиэтилен, фторопласт и .т.д.). Резиновые материалы. Состав и общие свойства стекол. Древесина. Разновидности древесных материалов.

Практическая работа

4



21

22

Сварка пластмасс газовым теплоносителем.

Склеивание конструкционных материалов.

Сварка пластмасс - технологический процесс получения неразъемного соединения элементов конструкции за счет диффузионно-реологического или химического воздействия макромолекул полимера, в результате чего между соединяемыми поверхностями исчезает граница раздела и создается структурный переход от одного полимера к другому.
Конструкционные материалы - материалы, из которых изготавливаются различные конструкции, детали машин, элементы сооружений, воспринимающих силовую нагрузку. Определяющими параметрами таких материалов являются механические свойства, что отличает их от других технических материалов (оптических, изоляционных, смазочных, лакокрасочных, декоративных, абразивных и др.).

1


Тема 1.13.

Материалы для режущих и измерительных инструментов.


Содержание учебного материала


1


2

23




Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, низколегированные стали, быстрорежущие стали, спеченые твердые сплавы.

Быстроре́жущие ста́ли - легированные стали, предназначенные, главным образом, для изготовления металлорежущего инструмента, работающего при высоких скоростях резания.
Ре́жущий инструме́нт - инструмент для обработки резанием, то есть инструмент для формирования новых поверхностей отделением поверхностных слоёв материала с образованием стружки.

Сплавы и стали для измерительных инструментов. Марки, характеристики, режимы работы.

Тема 1.14.

Порошковые материалы.

Композиционные материалы.


Содержание учебного материала


1


1

24




Метод порошковой металлургии, два направления развития порошковой металлургии.

Порошковая металлургия - технология получения металлических порошков и изготовления изделий из них (или их композиций с неметаллическими порошками). В общем виде технологический процесс порошковой металлургии состоит из четырёх основных этапов: производство порошков[⇨], смешивание порошков[⇨], уплотнение (прессование, брикетирование)[⇨] и спекание[⇨].
Свойства и применение порошковых материалов в промышленности. Композиционные материалы. Классификация, строение свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности.

Раздел 2. Технология металлов




Тема 2.1. Основы производства материалов

Содержание учебного материала


1


2

25

Структура народного хозяйства и промышленности России

Природные ресурсы и их классификация

Практические занятия



26


Классификация природных ресурсов

1


Тема 2.

Природные ресурсы - компоненты природы, используемые человеком. Компоненты, которые используются человеком в своих нуждах.
Народное хозяйство - исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда. Подразделяется по видам деятельности субъектов отношений.
2. Металлургический комплекс


Содержание учебного материала


1

1

1

27


Руда и ее получение.

Металлургический комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих металлы. Представляет собой совокупность связанных между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска готовой продукции - чёрных и цветных металлов и их сплавов.
Флюсы, топливо и огнеупорные материалы.

Практическая работа



28


Обогащение и окускование полезных ископаемых

1



Содержание учебного материала


1

1

29

Производство чугуна.

Огнеупорные материалы (огнеупоры) - это материалы, изготавливаемые на основе минерального сырья и отличающиеся способностью сохранять без существенных нарушений свои функциональные свойства в разнообразных условиях службы при высоких температурах.
Поле́зные ископа́емые - минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива).
Производство стали

Практическая работа



30


Устройство доменной печи

Исходные материалы и продукты металлургического производства

1



Раздел 3.

Металлу́ргия и металлурги́я - (от др.-греч. μεταλλουργέω - добываю руду, обрабатываю металлы) - область науки и техники, охватывающая процессы получения металлов из руд или других материалов, а также процессы, связанные с изменением химического состава, структуры и свойств металлических сплавов.
До́менная печь, до́мна - большая металлургическая, вертикально расположенная плавильная печь шахтного типа для выплавки чугуна и ферросплавов из железорудного сырья. Важнейшей особенностью доменного процесса является его непрерывность в течение всей кампании печи (от строительства печи до её «капитального» ремонта) и противоток поднимающихся вверх фурменных газов с непрерывно опускающимся и наращиваемым сверху новыми порциями шихты столбом материалов.
Способы получения заготовок




Тема 3.1. Обработка металлов давлением


Содержание учебного материала

1

1

31



Определение обработки металлов давлением.

Обработка металлов давлением Обработка металлов давлением - технологический процесс получения заготовок или деталей в результате силового воздействия инструмента на обрабатываемый материал.

Ковка. Горячая объемная штамповка.

Изготовление деталей холодной объемной штамповкой. Листовая штамповка.

Тема 3.2 Технология литейного и прокатного производства

Содержание учебного материала

1

2

32

Основы литейного производства. Литье в песчаные формы

Специальные способы литья

Практическая работа

2


33

34


Разработка технологического процесса изготовления отливки в разовой песчано-глинистой форме







3.
Литьё - заполнение чего-либо (формы, ёмкости, полости) материалом, находящимся в жидком агрегатном состоянии.
Технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - «слово», «мысль», «смысл», «понятие») - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле - применение научного знания для решения практических задач.
условия реализации программы дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».

Оборудование учебного кабинета:

  1. Стол преподавателя 2-х тумбовый

  2. Доска белая офисная

  3. Столы ученические

  4. Стулья ученические

  5. Шкаф- депо для стендов.

Технические средства обучения:

- экран

- проектор

- компьютер

Комплект электронных плакатов и схем:

  • внутреннее строение металлов – 1

  • внутреннее строение сплавов – 1

  • деформация и ее виды - 1

  • твердость и методы ее определения – 1

  • классификация и марки чугунов – 1

  • классификация и марки стали – 1

  • доменная печь, сталеплавильная печь – 2

  • виды сталей, их свойства – 1

  • маркировка углеродистых конструкционных сталей – 4

  • маркировка углеродистых инструментальных сталей – 1

  • маркировка цветных металлов и сплавов – 1

  • смазочные материалы – 1

3.

Конструкцио́нная сталь - сталь, которая применяется для изготовления различных деталей, механизмов и конструкций в машиностроении и строительстве и обладает определёнными механическими, физическими и химическими свойствами.
2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1.

Информа́ция (от лат. informātiō - «разъяснение, представление, понятие о чём-либо», от лат. informare - «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») - сведения, независимо от формы их представления.
Заплатин В. Н. Основы материаловедения (металлообработка) учеб. пособие. / ОИЦ «Академия», 2009.

Дополнительные источники:

1. Овчинников В. В.Современные материалы для сварных конструкций учеб.

Сварочные конструкции - конструкции, выполненные с использованием сварки.
Пособие – М: ОИЦ «Академия», 2012.

2. Электронный ресурс «Металлургия». Форма доступа: http://www.twirpx.com/files/machinery/metallurgy


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

2

Умения:

ОК 1-7

ПК 1.1.- 1.4.

ПК 2.1 - 2.3.


  • Выполнять механические испытания образцов материалов

  • Использовать физико-химические методы исследования металлов

  • Пользоваться справочными таблицами для определения свойств металлов

  • Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности

Отчёт о выполнении практических работ.

Исследование Иссле́дование ( «следование изнутри») в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Решение задач.

Выполнение домашних контрольных работ



Знания:

  • Основные свойства и классификацию материалов

  • Наименование, маркировку, свойства материала

  • Основные сведения о металлах и сплавах

  • Основные сведения о неметаллических материалах

  • Стали и их классификацию


Отчёт о выполнении домашних заданий, проверочных работ.

Устный опрос.

Подготовка рефератов, докладов