Главная страница
Контакты

    Главная страница


Разновозрастные группы как современные средства развития коммуникативных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Скачать 22.53 Kb.



Скачать 22.53 Kb.
Дата03.04.2018
Размер22.53 Kb.

Разновозрастные группы как современные средства развития коммуникативных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе.


КОСТРЫКИН РОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ, МОУ СШ № 75 г.Волгоград. Разновозрастные группы как современные средства развития коммуникативных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе. В современном обществе все большее значение приобретает проблема развития качеств, которые помогают успешно социализироваться человеку. Эта проблема особенно остро стоит перед педагогической наукой и практикой. Человек социальное существо – это утверждение долгое время существует в научных кругах всего мира, и как социальному существу, развивающемуся, живущему, рождающемуся и умирающему в обществе себе подобных человеку для жизни необходимо общение и взаимодействие с другими представителями своего вида. В младшем школьном возрасте закладываются все основные качества будущего человека.
Школьный возраст - определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения.
Ребенок общается с гораздо более разнообразным социумом, его отношения значительно богаче, чем в классном коллективе. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым младший школьник будет следовать всегда независимо от складывающихся обстоятельств. А характер общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни. Общение и взаимодействие с другими людьми, это те виды деятельности, которые совершает человек с первых минут своей жизни. Но возникает вопрос: Почему, проблема формирования и развития коммуникативных качеств личности подрастающего поколения волновал умы самых известных ученых всего мира Ответ к сожале6нию найти не так-то просто. В наш бурный век, когда информационные технологии становятся все более значимыми для жизни человека и общества, когда развивающаяся компьютерная индустрия практически становиться одним из безусловных факторов жизни человека как, например сон или еда. Происходит замена человеческого общения, общением информационным, не персонализированному, а интерактивному. Как сделать так, чтобы прогресс в области информационных технологий не привел к регрессивным последствиям в жизни человеческого общества Чтобы ответить поставленный вопрос необходимо исследовать, общение людей и их коммуникативные качества более подробно.
Обще́ние - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).
О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.
Общение – один из основных жизненных процессов – направленно на создание общности, на соединение разнообразных людей в нечто общее. Общение один из основных познавательных процессов – направленно выделение в мире устойчивого, инвариантного, общего.
Психи́ческие проце́ссы - одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства.
Так слово «общение» (свойство), «общение» (способ действий), раскрывает свой двойственный смысл: оно говорит одновременно об основании человеческой общности, о том, что разделяется всеми и свойственно каждому, и о логическом основании действия, мысли, о том, что касается основ и принципов ряда явлений, что является для них главным и существенным. Именно в общении мы познаем, друг друга и окружающий нас мир, общение помогает нам успешно социализироваться и раскрывать свои коммуникативные качества и умения для решения проблем цивилизованным способом или получения новой важной информации.
Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.
При этом можно сказать, что без сформированных и развитых коммуникативных качеств личности не возможно продуктивное общение и взаимодействие между людьми. Так, что же такое коммуникативные качества личности Под коммуникативными качествами личности младшего школьника мы понимаем, те качества личности, которые способствуют общению как самостоятельному процессу межличностного взаимодействия субъектов, каждый из которых является носителем активной деятельности и предполагает ее от своих партнеров. Для этого учитель должен создавать наибольшее число ситуаций, которые приводят к развитию коммуникативных качеств младших школьников. Но, как правило, создаваемые ситуации, приводят к взаимодействию обучающихся с ребятами их возраста, а этого как показала практика образования не достаточно для успешной социализации и развития личности младшего школьника. Учитель в процессе своей воспитательной работы должен охватывать весь спектр взаимодействия младших школьников с окружающим социумом. Поэтому, создание разновозрастных групп младших школьников, при организации воспитательного процесса, так необходимо. Но для успеха данного процесса необходимо понимать, что такое разновозрастные группы. Разновозрастное окружение в образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития.
Развитие - это процесс упрощения удовлетворения потребностей. Также ещё даётся такое определение: развитие - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других. Именно в разновозрастных группах заложены широкие потенциальные возможности личностного, социального и психического развития ребенка. По видам деятельности можно выделить учебные группы, трудовые объединения, спортивные коллективы, объединения художественного творчества и т.д.
Пси́хика (от др.-греч. ψῡχικός - «душевный, духовный, жизненный») - сложное понятие в философии, психологии и медицине.
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
По уровню организованности различают: естественно возникающие разновозрастные группы, на основе потребности детей удовлетворить личные интересы в общении и деятельности (инициативные группы); группы, специально организованные извне. Возникновение последних, можно представить как двухсторонний процесс: 1. Объединение о группе как формальной, официальной организации; 2. Наполнение ее учащимися разного возраста, которое может осуществляться разными способами (добровольно, по выбору самих детей; стихийно; добровольно и целенаправленно; принципиально и целеустремленно). Реально существующую разновозрастную группу школьников можно описать, используя вышеперечисленные признаки, каждый из которых отражается на характере взаимодействия школьников, на развитие этого процесса. В ряде работ предлагаются классификации групп, характеризуются количественные и качественные особенности современных детских объединений. Л.И. Уманский отмечает, что формы разновозрастных групп чрезвычайно разнообразны, и предлагает их классификацию по следующим признакам: степени разновозрастности, структуре группы как коллектива, уровню организованности и длительности разновозрастной группы. При организации практической деятельности по формированию и развитию коммуникативных качеств младших школьников мы старались максимально использовать потенциал разновозрастных групп. Одним из примеров данной работы было проведение спортивных мероприятий для обучающихся 1-2 классов, ребятами 4-5 классов.
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport - «игра», «развлечение») - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и/или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Конечно, дети не сочиняли сценарии проводимых ими праздников, но они выступали в качестве ведущих или сказочных персонажей которые играли и общались со своими маленькими товарищами. Потенциал подобных уроков двусторонен, так как имеет позитивное воздействие, как на обучающихся играющих роль ведущих, так и на тех, кто выполняет, роль участников соревнований. Во-первых, идет двухсторонняя связь, дети общаются друг с другом с разных позиций, дают советы, помогают, порицают или хвалят. Коммуникативные качества развиваются не только у младших обучающихся, но и у ребят более старшего возраста. Во-вторых, главной особенностью данных мероприятий заключается в том, что функции учителя, воспитателя выполняют сами обучающиеся. Только в разновозрастных группах, от этого воспитательный аспект данных мероприятия увеличивается и имеет гораздо большее значение. Можно помимо подобных мероприятий, подготовить специальные уроки, на которых в качестве учителя на одном из этапов уроков, выступают так же обучающиеся старшего возраста, которые уже прошли данную тему в предыдущих классах и готовы поделиться своими знаниями с младшими товарищами. Нами проводились мероприятия, где обучающиеся объединенные в разновозрастные группы готовятся к различным заданиям и выполняют их, попутно объясняя свою точку зрения группе конкурентов.
Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
Одним из таких мероприятий было под названием «Я-гражданин России.» Младшие школьники не просто выступали в качестве зрителей на данном мероприятии, каждый из его этапов проводился отдельным учеником, ребята работали с картой России, рассказывали об истории нашей страны, воспитывали гордость за нее у своих одноклассников. Все это привело к повышению уровня развития коммуникативных качеств не только у обучающихся которые попробовали себя в новой роли учителя, но и у учащихся которые на данном этапе выступали в роли учеников, так как они вступали в дискуссию с учителем, свободно общались, понимая, что перед ними не взрослый человек, а такой же ученик, как и они сами, только наделенный определенной социальной ролью. Домашним заданием для младших школьников здесь выступало подбор стихов о нашей великой родине, о ее богатстве, лесах, полях о важных исторических событиях.
Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].
Кроме того, обучающиеся сами вместе с родителями находили интересные факты из истории нашей страны, придумывали вопросы по истории нашей Родины, в последствие зачитывали это все перед классом, что позитивно сказывалось, на развитии их коммуникативных качеств. Еще одной формой работы в разновозрастных группах по развитию коммуникативных качеств младших школьников является проведение нестандартных уроков информатики по системе А.В. Горячева. Данные уроки раскрыли нам возможности современных информационных технологий по развитию коммуникативных качеств. Разработанные нами уроки мы объединили одним общим названием «Я путешествую по стране информатика». Данные уроки проводились в форме уроков-путешествий, и предполагают использование компьютеров и проектора, что развивает не только навыки работы с вычислительной техникой у младшего школьника, но и направленно на развитие его конкретных качеств личности.
Компью́тер (англ. computer, МФА: [kəmˈpjuː.tə(ɹ)] - «вычислитель») - устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода.
Позитивная сторона данных уроков заключается в том, что учитель может показать позитивную или негативную ситуацию, используя современные технологии, и благодаря этому вызывать на ведение диалога обучающихся подключая при этом эмоционально-ценностные проявления и развивая тем самым коммуникативные качества. При этом дети реально общаются с персонажами, которые участвуют в действии, это не статическая демонстрация видеосюжета через проектор, а живое общение, участие детей и героев урока, метаморфозы и волшебные превращения которые не могли бы иметь места на обычном уроке без современных технологий. Уроки построены так, что учитель заранее предполагает возможный результат, положительный или отрицательный. Именно поэтому приготовленные видеосюжеты со сказочными героями содержат согласие его с действиями младших школьников или отрицание их. Ребенок учиться у тех персонажей, которых встречает на уроке, понимает их, сочувствует им, и при этом сохраняется завеса таинства. Сегодняшнего ребенка трудно удивить театральными постановками в лице одного актера, а именно его учителя или пришедших на практику студентов. Конечно учащиеся любят когда с ними играют, когда демонстрируют новые приемы работы, но гораздо больший эффект имеют именно уроки с проектором, когда сказочные существа находятся не в классе, а где-то далеко. Обучающиеся видят не только костюмированную постановку, но и реальное место и время происхождения действия, если это цыганка, которая гадает путнику по ладони в лесу, то дети видят живые деревья, а не нарисованные муляжи, если это изба Бабы-яги, то бревенчатый пол и т.д. Но как найти учителю тех, кто отыграют роли сказочных персонажей, помогут ему обработать или даже создать этот волшебный мир В качестве помощников (актеров, монтажеров, сценаристов, техников) учитель может привлечь старшеклассников, которые уже умеют работать с данной аппаратурой, в отличие от обычного урока, без компьютерных технологий, когда учащиеся младших классов могут узнать своих старших товарищей. Такое взаимодействие позитивно сказывается как на развитие коммуникативных качеств младшего школьника, так и учащихся старшего и среднего звена привлеченных к работе над уроком. Кроме того, данные уроки предполагают возможность выполнения определенных заданий командами (разновозрастными группами), где дети помогают друг другу, находят правильное решение вместе, при этом команды не соревнуются, а преследуют одну цель помочь попавшему в беду сказочному персонажу, выполнив задание вместе и правильно. К каждой из команд, в качестве помощника и друга прикрепляется по одному старшекласснику, который направляет и помогает участникам команд, следит за тем, чтобы младшие школьники не поранили себя или одноклассника при работе с ножницами или иголкой. Еще одна позитивная сторона подобной роли старшеклассника на уроке является то, что обучающиеся начальных классов, непосредственно взаимодействуют и общаются со старшеклассниками (что в обычной жизни, на обычных уроках бывает крайне редко), видят позитивный пример, не со стороны учителя или своих родителей, старших братьев, сестер, а со стороны старшеклассника, который учиться в той же школе, что и они, и стараются быть на них похожими. Исследование, которые мы проводили, убедило в том, что правильно подобранные средства значительно влияют на развитие коммуникативных качеств у младших школьников. Литература: Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. Л.В. Байбородова. – Ярославль, Академия развития, 2007г. – 336 с. Г.А. Цукерман Виды общения в обучении – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с. Р.Бернс «Развитие Я-концепции и воспитание» - М.: «Прогресс», 1986г. - 424 с. ‹ › .a-form-center{ margin: 0 auto; max-width: 370px; min-width: 290px; background-color: #fff; padding: 10px 10px 0 10px; border-radius: 4px; box-shadow: 0 4px 6px -2px #B5B3B3; } .a-form-center strong{ text-align: center; } .a-form-center label{ display: inline-block; font-size: 12px; width: 99px; text-align: right; margin-right: 5px; vertical-align: middle; line-height: 12px; margin-top: -6px; } .a-form-center label.a-min-tou{ display: inline-block; font-size: 12px; width: 80px; text-align: left; padding-left: 5px; margin-top: 0; } .a-form-center input{ width: 205px; border-radius: 4px; border: 1px solid #aaa; margin-bottom: 5px; padding: 5px 8px; font-size: 12px; } .a-form-center form{ background-color: #EDEDEB; padding: 10px; border-radius: 4px; margin: 0 0 9px 0; } .a-form-center .errorSummary{ color: #f00; } .a-form-center .errorSummary ul{ padding: 0 0 0 17px; } .a-form-center input[type=checkbox], .a-form-center input[type=radio] { display: inline-block; width: 18px; height: 18px; margin-top: 5px; vertical-align: middle; } .a-form-center-lab{ text-align: center; } .a-form-center input[type=submit]{ text-align: center; background: #72B23F; background: linear-gradient(to bottom, #72B23F 0, #609736 100); border: 1px solid #609736; margin: 0 auto; display: block; margin-top: 10px; padding: 8px; font-size: 12px; color: #fff; text-shadow: 0 1px 1px #555; } .a-form-center input[type=submit]:hover{ border: 1px solid #315CAB; } @media (max-width: 400px) { .a-form-center{ max-width: 100; min-width: 200px; } .a-form-center label{ text-align: left; white-space: nowrap; } .a-form-center input{ width: 100; } .a-form-center-lab{ overflow: hidden; } .a-form-center-lab span{ display: inline-block; float: left; clear: left; } } Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку Ваше имя Введите свой E-mail Я учитель Я родитель Я ученик Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз Скачать материал. Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования Профессионал-Р (Лицензия на осуществление образовательной деятельности №3715 от 13.11.2013). Получить доступ Узнать подробнее Другое