Главная страница
Контакты

    Главная страница


Разработка классного часа "В гостях у фемиды"

Скачать 79.64 Kb.



Скачать 79.64 Kb.
Дата22.04.2017
Размер79.64 Kb.

Разработка классного часа "В гостях у фемиды"


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«Усть- Кутский промышленный техникум»

(ГБПОУ ИО УКПТ)









Классный час «В гостях у Фемиды»




Преподаватель:

Пуляева Галина Михайловна




Мероприятие для обучающихся 1 курса.

Возраст: 15-16 лет





г. Усть- Кут

2016 г.


Классный час на тему «В гостях у Фемиды»

Цель внеклассного мероприятия по профилактике асоциальных проявлений детей и подростков: Повышение социально – правовой компетентности посредством  обучения  навыкам реализации своих прав и обязанностей. Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Задачи внеклассного мероприятия по профилактике асоциальных проявлений детей и подростков:

образовательные: приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях подростка в обществе, правилах поведения. Познакомить с основным закономКонституцией России,  с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей

развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности;

Психи́ческие проце́ссы - одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства.
Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Проект принят народом СССР (РСФСР) 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.
Конституция Конститу́ция (от лат. constitutio - устройство, установление, сложение) - основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.
умение находить решение проблемы, используя знания, используя дополнительную литературу. Разностороннее развитие личности,  наблюдательности.

воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.

социальные: формирование навыка сотрудничества.

ПЛАН.

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Объявление классным руководителем темы и постановка цели занятия.

    Целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.

  3. Мотивационное начало. Ведущие проводят игру с группой.

  4. Раскрытие темы классного часа

  • Встреча с Фемидой.

  • Работа в группе  (Исследовательская работа)

  • Фронтальная беседа.

  • Конституция РФ- главный закон нашей страны

  • Организация Объединённых Наций (ООН)

  1. Игра « Кто больше угадает прав»

  2. Викторина «Знатоки закона»

  3. Рефлексия: «Дерево для Фемиды» (творческое задание)


Подготовительная работа:

  1. Подготовить  ведущих, а так же актера из числа студентов группы на роль Фемиды.

  2. Группа заранее делится на две команды.

  3. Обучающимся заранее раздаются вопросы для исследования: Найдите,  что обозначает слово закон, право, конституция, конвенция.

  4. Памятки с изображением Фемиды и календарем правовых дат.

  5. Проветривается кабинет.

Ход мероприятия.

1.Приветствие (все встают в круг): эмоциональный настрой

Классный руководитель: Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Я предлагаю поздороваться всем тем,

- кто родился зимой, летом, весной, осенью,

-кто пришел с хорошим настроением.

2. Объявление классным руководителем темы и постановка цели занятия.

3.Мотивация. Ведущие проводят игру с группой.

Ведущий:

1. Что собирают во время следствия? (улики)

2. Ручной портрет преступника (отпечатки пальцев)

3. Как называют героя разыскавшего «такую- сякую принцессу»? ( сыщик)

4. Куда попадет человек, выстреливший в статую? (в полицию)

5. Какую птицу называют воровкой? (сороку)

6.Часть одежды, которая имеет обыкновение гореть на воре (шапка)

Ведущий: - Молодцы, Вы справились с разминкой, и теперь готовы встретиться с главной героиней сегодняшнего дня. Тема нашего занятия «В гостях у Фемиды»

- как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?  На какой важный вопрос  нужно ответить? (Ответы студентов).

Давайте пригласим главную героиню.

ФЕМИДА: На Руси испокон веков существовало выражение: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Как вы понимаете эту народную мудрость?

(Ответ: в жизни всякое может случиться)

ФЕМИДА: -Сегодня мы попытаемся выяснить, так ли справедливо данное выражение, какие условия необходимо соблюдать, чтобы опровергнуть это высказывание. Вы знаете, кто такая Фемида?

(Варианты ответов: богиня правосудия)

Какие атрибуты указывают на то, что именно данная скульптура является изображением богини правосудия?

(Варианты ответа: меч, весы, повязка)

Я расскажу вам о себе подробнее. (Миф о Фемиде):

Фемида – вторая супруга Зевса, в древнегреческой мифологии богиня правосудия.

Мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος - предание, сказание и λόγος - слово, рассказ, учение) - может означать как древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т. п.), так и изучение этого материала в рамках научных дисциплин, например, сравнительная мифология.
По традиции она изображается с весами в левой руке, с мечом – в правой, сама стоит на толстой книге (свод законов, знаний и человеческой мудрости), а на глазах – повязка. 
Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. 
Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия.

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. 
Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. 
Кроме того, всем своим видом статуя 
олицетворяет неподкупность.

Слуги Фемиды - слуги закона, судьи.

-Итак, Фемида призывает соблюдать закон, но всегда ли мы следуем ее советам?

Работа в группе  (Исследовательская работа)

Классный руководитель:

- Давайте с вами проведем исследование слов, которые вы готовили к сегодняшнему классному часу: закон, право, конституция, конвенция,  обязанность.

Далее проводится фронтальная беседа. Обсуждаемые вопросы:

-Что люди могут делать и чего не могут ?

- Что обязаны и чего  не обязаны?

- На что они имеют право, на что не имеют?

ВЫВОД:- Законы- это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

ФЕМИДА: Самая ранняя система закона была сформирована  около 1700 года до н.э. царем Вавилона.

Конституция РФ- главный закон нашей страны

Для того чтобы было равноправие у всех людей по отношению к правосудию   12 декабря 1993г. был принят  главный закон нашей страны -  Конституция. 12 декабря является государственным праздником. В конституции прописаны права  и обязанности наших граждан.

Ведущий: - Что такое право?

Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Человечество Челове́чество - совокупность всех людей, когда-либо населявших мир. Иногда под термином «человечество» подразумевают совокупность ныне живущих людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).
Полити́ческая вла́сть - способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач[источник не указан 954 дня].

Ведущий: - Зачем вообще нужно знать  права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).

Организация Объединённых Наций (ООН)

Ведущий: - Ребята, а знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка.

Права ребёнка - это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребёнка, это лица, не достигшие восемнадцати лет).
Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.

Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.

До какого  возраста, согласно Конвенции ООН , человек считается ребенком?

(До 14 лет, до 16 лет, до 18 лет, до21 года).

Вернемся к народному изречению, которое прозвучало в начале нашего разговора:: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Можем мы теперь его оспорить? (Ответ: да, если не будем нарушать закон)

Игра « Кто больше угадает прав»

-Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он вам напоминает? (Право на жизнь Право на имя).

- Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).Что значит забота? Кто о вас заботится? (Родители, государственная власть РФ, педагоги, мед. Работники,  психологи, организации по правам ребенка –Опека, соц. защита)

- Что может обозначать домик? (Право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения?

- Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом).

- А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на учебу).

- Красный крест.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (также известное как Международный Красный Крест или Международный Красный Полумесяц) - международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году и объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.
- (Право на медицинскую помощь)

Викторина «Знатоки закона»

Назовите понятие:

1.

Медици́на (лат. medicina от словосочетания ars medicina - «лечебное искусство», «искусство исцеления», и имеет тот же корень, что и глагол medeor, «исцеляю») - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.[источник не указан 94 дня]
Предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. (Социальные нормы)

2.Система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. (Право)

3.Решение по какому-либо делу, которое стало образцом (прецедентом) для последующих решений по аналогичным делам. (Судебный прецедент)

4.Определенные меры государственного принуждения по отношению к правонарушителю. (Юридическая ответственность)

5.Общественно опасное, виновное, предусмотренное Уголовным кодексом деяние.

Уголовное законодательство - система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и освобождения от неё, определением преступности деяний и иные отношения, входящие в предмет регулирования уголовного права.
(Преступление)

6.Постоянная политико- правовая связь лица и государства, которая выражается во взаимных правах и обязанностях. (Гражданство)

7.Круг действий и задач, возложенных на кого-либо, и безусловных для выполнения. (Обязанность)

8.Знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. (Правовая культура личности)

9.Действия лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Гражданское право - отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и не связанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости оценки, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон, в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения не противоречащих морали и нравственности частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений.
(Сделка)

10.Гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары, услуги для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. (Потребитель)

11. Какое право было нарушено при взятии вас в заложники? К преступлению какого характера оно относится? ( право на свободу. Уголовное)

12. Нецензурная брань учащихся в школе- это издержки воспитания или противоправное деяние?

Обсце́нная ле́ксика (от лат. obscenus - «непристойный, распутный, безнравственный», непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика, сквернословие, срамословие) - сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (похабные, непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.
( противоправное деяние-хулиганство)

В конце игры жюри подводит итоги и награждает победителей.

Рефлексия: «Дерево для Фемиды» (творческое задание)

Наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ссор, никто не ссорился бы с Фемидой.

Давайте вырастим дерево для Фемиды. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы для того, чтобы с Фемидой жить всегда в дружбе. А теперь приклеим их на дерево.

А. С. Макаренко сказал: « Человек должен научится поступать нравственно сам с собой, без всяких проверок и контроля он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо»

Наш классный час окончен, всего доброго!


Методика проведения

Методы обучения:

словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;

частично – поисковый – выполнение работы в группах;

Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества. сюжетно-ролевыми играми, проблемными вопросами, интеллектуальная игра.

Интеллектуальная игра - это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.

Методика проведения игры: Ведущий поочередно задает командам вопросы, на которые те дают краткий ответ. Если команда не может ответить на вопрос правильно, право ответа передается команде-сопернице. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Данная методическая разработка составлена для классных руководителей и может быть использована в качестве вводного занятия цикла классных часов, нацеленных на профилактику асоциальных проявлений у студентов: Воспитывать нравственные личностные качества: доброту, желание помогать, сочувствие, способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия, побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию, формировать умения оценивать ситуацию и поведение окружающих.

Социа́льное взаимоде́йствие - система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Занятие способствует формированию общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


ПРИЛОЖЕНИЯ:

Ежегодно детьми и подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Воспита́тельная коло́ния - один из видов исправительного учреждения в России. В воспитательных колониях отбывают наказания несовершеннолетние осуждённые к лишению свободы, а также осуждённые, оставленные в воспитательных колониях до возраста 19 лет (п. 9 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)
Лише́ние свобо́ды - вид уголовного наказания, заключающийся в принудительной изоляции преступника от общества в специализированном учреждении с определённым режимом отбывания наказания.

Проступок– нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение- нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 лет.

Преступление- серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Взро́слый - человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему принимать решения, важные на его жизненном пути.

- Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок.

Общественный порядок - сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, регулируемых действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами.
Уголовная ответственность - один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.
Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Юридическая ответственность - правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им противоправное деяние.
Общественно-экономическая формация - в марксистском историческом материализме - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
(убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности.

Пожарная безопасность - состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Хулига́нство - грубое нарушение общественного порядка, открытое выражение неуважения к устоявшимся нормам общества. Хулиганом называют человека, который занимается хулиганством.
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пра́вила доро́жного движе́ния (сокращенно: ПДД) - свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и т. д.), а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е.

Исправительные работы - вид уголовного наказания, заключающийся в принудительном привлечении осужденного к труду с вычетом из его заработка в доход государства определенной части.
Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.
нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Причи́на: 1) основание, предлог для каких-нибудь действий Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что..., по той причине что..., из-за того что... 2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.
Трудово́е пра́во - самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере наёмного труда. Является относительно молодой отраслью права (момент возникновения относится к рубежу 19-20 веков), а одним из основателей самостоятельной отрасли трудового права стал учёный Л.С.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.








ФЕМИДА- БОГИНЯ ПРАВОСУДИЯ

hello_html_m4def40bc.jpg


hello_html_4e5738f4.jpg




Основные источники:

  1. «Преподавание истории и обществознания в школе» №9 2007 год.

  2. http://pandia.ru/text/78/321/65421.php

  3. https://infourok.ru/pravovoy-konkurs-urok-femidi-580265.html

  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/08/25/klassnyy-chas-nashi-prava-i-obyazannosti