Главная страница
Контакты

    Главная страница


Разработка тренингового занятия для подростков "Мое общение"




Дата11.04.2017
Размер34.1 Kb.

Разработка тренингового занятия для подростков "Мое общение"


«Қайнар» білім беру және бос уақытты қамту кешені

Образовательно - досуговый комплекс «Кайнар»













Методическая разработка

тренинга для подростков

Тема: «Мое общение»




                        

Сакара Алена Юрьевна - методист ОДК «Кайнар»


















г. Экибастуз

2016 год





План - конспект

Тема: «Мое общение»


Цель: развитие коммуникативных умений подростков в процессе их взаимодействия.

Задачи:

  • Ознакомить подростков с приёмами конструктивного общения

  • Выявить стили общения каждого участника тренинговой группы.

  • Помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;

  • способствовать формированию умения работать в группе

  • Обучить подростков способам выхода из проблемных ситуаций путём использования приёмов конструктивного общения.

  • Помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);

  • Укрепить взаимоотношения со сверстниками

  • формировать интерес к другому человеку как к личности;


Методы и формы работы: имитационные игры, групповая дискуссия, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентации.

Ожидаемые эффекты от участия в тренинге:

- Понимание того, что может послужить причиной конфликта;

- Умение выбирать способ поведения в конфликтной ситуации;

Конфли́кт (лат. conflictus - столкнувшийся) - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

- Формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником;

- Освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах.

Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.


Оборудование: цветная бумага, карандаши, клей, цветные ленточки, раздаточный материал, ваза с конфетами, мульти-медийная презентация, лазерный проектор,


Продолжительность занятия: 45 мин

                                                       


Ход  занятия:


I. Часть.
Приветствие. Организационный момент.


Вступительное слово: Здравствуйте ребята, я очень рада вас всех приветствовать, и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы с вами будем тренировать наши коммуникативные умения. Как известно общение сопровождает нас всегда повсюду, и невозможно представить, как человек может обойтись без этого уникального дара. Но в то же время, общение не всегда бывает приятным: конфликты, ссоры – нередко портят нам настроение. А главная причина их возникновения - незнание правил эффективного общения. Поэтому на сегодняшнем занятии мы поговорим о конфликтах и способах их позитивного разрешения.



1). Упражнение-игра «Имя».

Цель: выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия

установление контакта;

Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.
создание положительного настроя на занятие.


Сейчас каждый из вас выберет цветной стикер с ленточкой, напишет на нем свое имя и прикрепит на груди.

- Каждый из нас при рождении получает имя, которое сопровождает нас всю жизнь. По имени нас называют близкие, знакомые и совсем незнакомые люди. Наше имя записано в паспорте и во всех других документах. Но что оно означает? Знаете ли вы значение вашего имени?

Кроме изложения общепринятого смысла, например, Людмила – людям мила, вам нужно подумать над своим характером. Для этого вы на каждую букву, из которых состоит ваше имя назовете черту своего характера.


Например, Людмила:


Л — любознательная,

ю — юморная,

д – добрая,

м – милая,

и – искренняя,

л – ласковая,

а – артистичная.


Давайте возьмем мужское имя НУРЖАН


НУРЖАН. Посмотрите как интересно можно расшифровать это имя!

Н – настойчивый

У – уверенный

Р – решительный

Ж – жизнерадостный

А – активный

Н – несгибаемой воли

Подумайте 2 минуты, запишите свои размышления, а потом по очереди назовите признаки характера, связанные с вашим именем.

Каждый участник называет свое имя и объясняет как оно рашифровывается.

Вот такие замечательные получаются расшифровки! Это прекрасное ресурсное упражнение! Оно вызывает приятные эмоции!


2). Упражнение-игра «Интервью». 

Цель: познакомится друг с другом, и научиться слушать других людей.

А сейчас я предлагаю разделиться на группы по 2 человека. Каждый участник должен рассказать своему соседу что-нибудь о себе. Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно следить за его рассказом. По времени рассказ не должен превышать 2 - 3 минут. Я буду контролировать время. После того как каждый из партнёров «потренируется» в терпеливом выслушивание соседа, группа собирается вместе. Каждый участник коротко представляет своего напарника, рассказывает, что он запомнил из того, что рассказал ему его сосед.


Упражнение – разогрев «Вездеход» (2 мин)

Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии, создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, снятие напряжение, сокращение дистанции в общении.

Сейчас я предлагаю всем встать в круг, вы будете передвигаться по комнате и внимательно слушать задания ведущего. В соответствии с заданиями выполнять и проигрывать различные действия.

«Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…

Снежное поле, пронизывающий зимний вечер… И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой… Но очень холодной, градусов восемь – десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполнено пространство… Нет, показалось!».


II. Часть. Предоставление теоретической информации.

Цель: предоставление теоретической информации по теме занятия.

Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных (бессловесных) сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения (которое может быть весьма далеко от действительности) строятся отношения между людьми. Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним.

Контактёры - люди, которые утверждают, что выходили на контакт с инопланетянами. Как правило, контактёры утверждают, что внеземные существа передали им свою мудрость или важные послания для человечества.
Мы знаем по опыту, что первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Внешность человека действительно несет много информации: мы можем узнать о социальном и материальном положении, уровне образования, состоянии здоровья, а порой и о наличии вредных привычек. Манеры помогают уточнить социальный статус, меру воспитанности, а иногда и профессию.

Походка, жесты позволяют заглянуть еще глубже - понять темперамент, характер, то есть дорисовать психологический портрет.

Психологический портрет - направление в фотоискусстве, разновидность портретного жанра в фотографии. Подобный портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.



СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ


НЕРЕЧЕВЫЕ:

  • ПОЗА

  • ЖЕСТЫ

  • МИМИКА

  • ВЗГЛЯД


РЕЧЕВЫЕ:

  • РЕЧЬ

  • ИНТОНАЦИЯ

  • ТЕМП РЕЧИ

  • ТЕМБР ГОЛОСА


Во время общения воспринимается:


55% - язык тела

38% - интонация

7% - смысл слов

При чтении (письма):

80% - смысл слов

20% - то, что додумываем




Упражнение –энергизатор:

А сейчас предлагаю всем взять лист бумаги, закройте глаза, бумагу сложите поплам, надорвите верхний правый угол, еще раз сложите пополам и надорвите нижний левый угол, еще раз сложите поплам и надорвите нижний правый угол, а теперь откройте глаза разверните бумагу и посмотрите что у вас получилось. Как вы думаете, почему так получилось, ведь у всех было одинаковое задание.


Именно потому, что все мы разные , общению между людьми мешают «Барьеры общения». Разберем подробнее.

Разное восприятие

Даже одно событие люди видят по-разному. Восприятие человека выборочно, поэтому передавая информацию, он фокусирует внимание на деталях, которые считает важными.

Их значение для собеседника может быть совершенно иным. Не стоит сразу отвергать информацию как неинтересную и бесполезную, лучше проанализируйте ее, опираясь на свои представления.

Неумение слушать

Непонимание часто возникает из-за элементарной  невнимательности собеседника. Чтобы понять, слушайте! Чтобы быть понятым, формулируйте мысли так, чтобы партнеру по общению было интересно и легко слушать вас.

Выбор слов

Жаргон и специальные термины, обилие эмоционально окрашенных слов или, напротив, сухой, канцелярский стиль часто препятствуют пониманию. Говорите с партнером на его языке.

Стиль общения и манера разговора

-Разговор на повышенных тонах, эмоциональный барьер

Большая часть информации, произнесенная таким тоном, просто теряется. Собеседник воспринимает только негативный эмоциональный настрой и реагирует также. Поэтому, даже если вы раздражены, постарайтесь говорить максимально спокойно.

- Утверждение вместо обсуждения.

«Есть два мнения – одно мое, другое ошибочное», - не лучшая установка, если хотите быть поняты. Слушайте собеседника, пытайтесь найти точки соприкосновения, общее в ваших суждениях, и опирайтесь на это. Если человек один раз в разговоре сказал «да», убедить его будет легче.

- Приказы и советы

Когда у вас просят совета, дайте его, если считаете нужным. Однако это единственный случай, когда стоит советовать, в большинстве же случаев советов и приказов стоит избегать. Они звучат как утверждение своего превосходства над собеседником и невольно вызывают ответную негативную реакцию: «Кто-то ты такой, чтобы мне приказывать/советовать? Какое твое дело?»

- Обобщения, глобальные выводы из отдельных случаев

Даже если собеседник действительно виноват перед вами, не стоит утверждать, что он – постоянная причина всех ваших бед. Обобщения часто наделяют человека качествами, которыми он не обладает.

-  Ирония, язвительность.

Юмор хорош только тогда, когда шутки доставляют удовольствие обоим партнерам.


Практическая часть занятия. Работа по саморефлексии с помощью методики «Колесо баланса общения».

Ребятя, а как вы думаете, нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? Действительно, для того что бы общение было успешным и вызывало положительные эмоции необходимо развивать навыки конструктивного общения.

Сейчас я предлагаю всем разделиться на 2 группы и определить, с помощью колеса балланса, какие качества человека и какие правила поведения помогут сделать наше общение успешным и позитивным.

Поведе́ние - определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и других животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
Время работы – 3 минуты. По окончании задания каждая группа представит результаты своей работы и объяснит, почему так считает.


hello_html_m37969f2f.gif

hello_html_m13e6b418.gif





















hello_html_6dcc9f37.gif





hello_html_m37969f2f.gif










Представление каждой группы.

Ребята скажите, а что общего было в «колесе балланса» в группах, какие одинаковые мнения встречались, а какие различия? (Перечисляем).

Самодиагностика: сейчас я вам раздам заготовки «колеса балланса» и каждый из вас, сделает свое колесо, и ометит на оси координат, насколько он умеет эффективно общаться. Наивысший балл – 10, низший балл – 0.

hello_html_m37367ac4.gif

Обсуждение в группе. Определение основных личных «проблемных зон» навыков общения.

Вежливые обращения

Приветствие: Добрый день. Доброе утро. Добрый вечер. Здравствуйте. Приветствую вас. Привет, я рад тебя видеть! Сколько лет, сколько зим!

Прощание: До свидания. До скорого свидания. Пока! Увидимся.

Просьба: Прошу тебя (вас), … Пожалуйста. Будь добр, … Будьте так любезны, … Если тебе не трудно, … Если можешь, …

Благодарность: Спасибо! Благодарю! Большое спасибо!

Извинение: Извините. Простите, пожалуйста.

Вежливый отказ: Я бы с удовольствием, но… Я бы охотно, но… Я бы с радостью, но… Мне бы очень хотелось , но… Жаль, но…


VII. Заключительная часть

Рефлексия. Упражнение ладошка.

Предлагаю на чистом листе обвести свою ладонь и написать, что нового вы сегодня узнали, что больше всего вам понравилось в этих упражнениях.


Упражнения «Мыльные пузыри» .

Предлагаю всем встать в круг, сказать по очереди друг другу добрые пожелания и выпустить мыльные пузыри.


Благодарю всех за сегодняшнее занятие, с вами было очень интересно работать, желаю всем приятного общения и побольше улыбаться.




  • Разное восприятие
  • Неумение слушать
  • Выбор слов
  • Стиль общения и манера разговора