Главная страница
Контакты

    Главная страница


Развитие познавательного интереса на уроках биологии




Дата05.05.2017
Размер7.7 Kb.

Развитие познавательного интереса на уроках биологии


«Страшная эта опасность - безделье за партой, безделье месяцы, годы.

Это развращает морально, калечит человека и …. ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли»

В.А. Сухомлинский.

Привитие интереса к предмету вижу в воспитании творческой инициативы учащихся. Подготовку учеников к творческому восприятию предмета начала с практического изучения природы: экскурсии в лес, на водоем. Мы знакомимся с обитателями флоры и фауны. В классе ставим опыты, выводы делают сами ребята, задают вопросы.

«Ветки, каких деревьев в воде распускаются быстрее?» и др.

Учащиеся для закрепления знаний заготавливают природный материал, который используются на уроках. В классе создается такая атмосфера учебной деятельности, которая позволяет размышлять, находить скрытые возможности своего организма при изучении раздела «Человек и здоровье».

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
На уроках закрепления по теме: «Общее знакомство с организмом человека» прошу учащихся найти черты сходства и различия между организмом человека и простейшего животного, обитающего в сточных водах. Основываясь на знаниях, полученных в курсе зоологии, ребята отмечают, что тело человека и простейшего имеют клеточное строение, но в организме первого все клетки специализированы по выполняемым функциям, а у простейшего одна клетка выполняет функции всего организма. Одним из факторов, содействующих успеху урока, является разумное сочетание интеллектуальной деятельности учащихся с элементами занимательности, что позволяет сделать интересным, живым, запоминающимися (викторины, биологические задачи).

Задачи:

  • Папа Римский Иннокентий VIII, удрученный страстью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему? ( У них были несовместимые группы крови).

  • Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым материалом. Природа снабдила в изобилии кровь собственными заплатками. Назовите их. (Тромбоциты).

Загадки:

  • В сосуде водица, ею нельзя напиться (кровь)

  • В какую сеть нельзя поймать (капиллярную)

  • Какое дерево растет в нашем организме ( бронхиальное)

  • Какой узел нельзя развязать (нервный)

Интерес вызывает задания по определению органа на ощупь; мыслить образно: пузырек, трубка, лопатка, сумка, щит, узел, крылья, определять, как человек сумел расположить все это в собственном организме и придумать шуточные рассказы, загадки, в которых эти слова имели двоякое значение. Одна из форм умственного поиска – установления причинно- следственных связей.

Использую следующие задания:

  • У человека в крови появились эритроциты, имеющие серповидную форму. О чем может свидетельствовать этот факт и каковы его последствия.

  • Спасая жизнь человека, врачи делают переливание крови, но больному становится хуже.

    Гемотрансфузия (от др.-греч. αἷμα - кровь и от лат. transfusio - переливание) - переливание крови, частный случай трансфузии, при которой переливаемой от донора к реципиенту биологической жидкостью является кровь или её компоненты.
О чем свидетельствует этот факт и каковы его последствия?

  • Многие подростки не вынимают изо рта и почему они подвергают себя?

  • Предлагаю на выбор вопросы различной сложности (оценка – 1-5 баллов). Чтобы получить отлично, нужно набрать 10 баллов.

    Использую физкультминутки на уроках:

    1. На горе стоит лесок (круговые движения руками)

    Он не низок, не высок

    (сесть, встать, руки вверх)

    Удивительная птица подает нам голосок

    (глаза и руки вверх, подтянуться)

    По тропинке два туриста шли домой из далека

    (ходьба на месте)

    Говорят: «Такого свиста мы не слышали пока»

    (плечи поднять)

    1. Раз –подняться, подтянуться,

    Два – согнуться, разогнуться,

    Три- в ладоши три хлопка,

    головою три кивка.

    На четыре – ноги шире.

    Пять – руками помахать,

    Шесть – на место сесть опять.


  • «Ветки, каких деревьев в воде распускаются быстрее» и др.
  • У них были несовместимые группы крови
  • (Тромбоциты).
  • Использую физкультминутки на уроках