Главная страница
Контакты

    Главная страница


Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративным искусством

Скачать 119.87 Kb.



Скачать 119.87 Kb.
Дата14.10.2017
Размер119.87 Kb.

Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративным искусством


Оглавление Введение Глава 1. Методические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников 1.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

1 Психолого-педагогическая характеристика 1.2 Классификация способностей 1.3 Характеристика творческих способностей 1.4 Приёмы развития творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративно-прикладным творчеством Глава 2. Использование приёмов развития творческих спосбоностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративному творчеству 2.1 Изучение опыта преподавателей в организации внеурочных занятий по декоративному творчеству 2.2 Описание опыта использования приёмов развития творческих способностей у младших школьников на занятиях кружка Декоративное творчество Заключение Список литературы Введение В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа ложится на учителей начальных классов, которые закладывают основы творческой деятельности, развивают креативные способности детей.

Начальная школа Нача́льная шко́ла - уровень среднего или общего образования, на котором учащемуся даются самые необходимые и поверхностные знания, а также прививается пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить.

В детском возрасте очень большую роль играет фантазия и воображение ребенка. К сожалению, большинство родителей не уделяют должного внимания развитию детского воображения, чем значительно ограничивают возможности детей в будущем. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное - творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле. В будущем детям, которые умеют мыслить неординарно, искать решение нестандартными путями, будет проще выбрать профессию и найти в жизни свой путь. До определенной поры никто не знает, какой талант, какие именно способности проявятся у ребенка - к музыке ли, к рисованию, к литературе или же к пению. Творчество начинается с желания что-либо создать своими руками. Творение, создание - это выход из обыденного течения жизни, открытие в себе новых возможностей. Те, кто становятся на путь творчества, движутся к вершинам искусства. Заботливые родители должны сформировать соответствующую среду, в которой у ребенка смогут проявиться его способности к творческим видам деятельности. Но где взять для этого время - спросит большинство из родителей. Ответ прост. Большую помощь родителям в решении этого вопроса могут оказать учреждения дополнительного образования, где существует множество объединений по различным направлениям. Все они будут способствовать развитию творческих способностей. Но при этом не следует записывать ребенка в как можно большее число кружков и секций. Всесторонне развитый ребенок - это хорошо, но очень утомительно для нервной системы, особенно младших школьников.

Нервная система Не́рвная систе́ма - целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных, нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды.

Занятия лепкой и рисованием, аппликацией и конструированием, вышивкой и бисероплетением - замечательные способы повлиять на развитие творческих способностей детей. Всем этим видам творчества обучаются дети в детских объединениях декоративно-прикладной направленности. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной и практико-ориентированной. Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративным творчеством. Цель исследования: выявление педагогических условий развития творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративным творчеством. Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности в начальной школе. Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на занятиях декоративным творчеством Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить педагогические условия развития творческих способностей у учащихся начальных классов на занятиях декоративным творчеством. 3. Изучить опыт педагогов по развитию творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративным творчеством. 4. Разработать методические рекомендации по использованию педагогических условий развития творческих способностей у учащихся начальных классов на занятиях декоративным творчеством. Методы исследования: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы 2. Экспертный метод (изучение опыта учителя начальных классов по развитию творческих способностей у младших школьников). [1,31] Глава 1. Методические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста К шести годам ребенок в основном уже готов к систематическому школьному обучению. К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований: 1. Стремление к общественно значимой деятельности. 2. Способность управлять своим поведением. 3. Умение делать простые обобщения. 4. Практическое овладение речью. 5. Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми. В 6-7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми.

Школьный возраст - определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения.

Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Ведущей деятельностью первоклассников становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Оно характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью. В биологическом отношении у младших школьников идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. декоративное творчество младший школьник В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры.

Американка Хэрриет Коул (1853-1888) умерла в возрасте 35 лет от туберкулёза и завещала своё тело науке. Тогда патологоанатом Руфус Б. Уивер из медицинского колледжа Ханеманна в Филадельфии потратил 5 месяцев на то, чтобы аккуратно извлечь, разложить и закрепить нервы Хэрриет. Ему удалось даже сохранить глазные яблоки, оставшиеся прикреплёнными к глазным нервам.

Мозг Мозг - центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном (переднем) отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков. У многих животных содержит также глиальные клетки, может быть окружен оболочкой из соединительной ткани.

Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств.

Взро́слый - человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему принимать решения, важные на его жизненном пути.

Органы чувств - специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней среды и внутренней среды организма.

В развитии наблюдается дисгармония в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляется повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. В период 7-11 лет наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. В этот период развития двигательные функции получают весьма значительное развитие, особенно существенно совершенствуется координация движений, чему способствуют занятия физической культурой, различными видами спорта (плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой и др.

Физи́ческая культу́ра (греч. phýsis, природа + культура) - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Вид спо́рта - совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, одной спортивной федерации и т. п.

Координация (от лат. coordinatio - взаимоупорядочение) - процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.

), ручным и производительным трудом и т.д. Дети в этом возрасте умеют: 1. Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать. 2. Точно ловить и кидать мяч. 3. На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы. 4. Застегивать пуговицы, завязывать шнурки. 5. Проводить прямые, не дрожащие линии. 6. Достаточно уверенно пользоваться ножницами. 7. Складывать пазлы без помощи взрослого. 8. Обводить рисунки по пунктиру. 9. Дорисовывать симметричные половины несложных рисунков и т.д. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, созерцательной любознательностью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания.

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего - мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.

Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, - напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени - развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. Именно в школе интеллект ребенка развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной, деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы теоретиков, или мыслителей, которые легко решают учебные задачи в словесном плане, практиков, которым нужна опора на наглядность и практические действия, и художников, с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Показателем уровня развития ребенка становится - контекстная речь.

Сре́днее образова́ние - традиционное название уровня (ступени) образования между начальным и высшим.

Слова́рный запа́с, лексико́н - набор слов, которыми владеет человек.

Развитие - это процесс упрощения удовлетворения потребностей. Также ещё даётся такое определение: развитие - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на производную память. В ходе обучения совершенствуется смысловая память, с помощью которой дается возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания. А так же развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, и оперативная. Воображение в младшем школьном возрасте опирается на конкретный предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное - огромный авторитет, которым пользуется учитель. Роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна.

Социализация - процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.

Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой школьников. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу, поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность.

Свобо́да - состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.

Эмоционально-волевая сфера младших школьников характеризуется: 1. Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями. 2. Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. 3. Большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам. 4. Тем, что эмоционально значимыми факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками. 5. Эмоциями и чувствами (и своими, и других людей), которые слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается неверно, так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников. Иными словами, у младших школьников, как правило, не развито чувство эмпатии, сопереживания. Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому младший школьник требует неусыпного внимания.

Внутренний (субъективный) мир - психическая реальность, характер и разум, психическо-эмоционально-информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.

Таким образом, развитие младшего школьника - очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста - постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений.

Межли́чностные отноше́ния - совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий;

Психи́ческие проце́ссы - одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства.

Поня́тие - отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам[источник не указан 270 дней] .

осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна. [2, 31] 1.2 Классификация способностей Способности - это такое своеобразие психических особенной человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Способности и ЗУН взаимосвязаны, но не тождественны. Способности человека по отношению к ЗУН, мастерству выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в ЗУН и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способности человека обнаруживаются только в деятельности, причем лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Способности - это личность в ее продуктивности. Как только человек, начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности. [3, 31] Для классификации способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены следующие способности: сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные лингвистические, гуманитарные;

Предме́тная о́бласть - множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории. В логике - подразумеваемая область возможных значений предметных переменных логического языка.

творческие музыкальные, литературные, художественные, инженерные Различают также общие и специальные способности: общие - это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных способностей, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются (технические, художественные, музыкальные). [4, 31] 1.3 Характеристика творческих способностей Различают также несколько уровней в развитии творческих способностей людей: одаренность, талант, гениальность. Одаренность - это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц; она обычно проявляется в наличии разносторонних способностей. Талант - это совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта - высший уровень творчества при осуществлении деятельности. Гениальность - это высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности; творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение. [3, 31] Принципы развития творческих способностей: Социальная среда играет важную роль в формировании творческой индивидуальности. И хотя среда не создает, а проявляет талант, ей отводится 95 влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5 - наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким креативным потенциалом.

Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

Социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.

принцип развития творческих способностей детей состоит в том, чтобы уделить одинаковое внимание всем качествам, входящим в систему творческих способностей. объяснение и практический показ приемов работы. использование каждого конкретного задания для формирования у детей общих навыков, которые могут им пригодиться всегда, в любых видах профессиональной деятельности.

Профессиона́л - человек, сделавший определённое занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности специалистом; подготовленный для работы в определённой сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск к выполнению обязанностей по своей специальности.

В результате ребята приобретают необходимые для творчества предпосылки: умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности, способность доводить решение полученных задач до конца, желание экспериментировать и накапливать все новый и новый опыт. Чем шире диапазон приобретенного на уроках изобразительного искусства и художественного труда практического и теоретического опыта, тем больше условий для возникновения у детей воображения, фантазии, ассоциативного мышления, а значит и творчества.

Ассоциация (лат. Associatio - соединение, взаимосвязь), в психологии и философии - закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.

Творчество - это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, принятие оригинального, нового, неповторимого решения, способность выйти за пределы обыденного. Для успешной работы с детьми большое значение имеет индивидуальный подход. Творческие способности легче и чаще всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности. Поэтому детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей. Каждый ребенок должен в меру своих сил и возможностей овладеть некоторым уровнем знаний, умений, обязательным для всех. Что же касается творческой деятельности, то здесь сами критерии ее оценки более индивидуальны. Индивидуальный подход обязателен на всех этапах работы. Дети не равны не только по возрастным особенностям, но и по своим природным задаткам. При выполнении работ учащиеся используют жизненный опыт, примеры из окружающей действительности. На уроках художественного труда ребята знакомятся с техникой ниткопись, изонить. Применяют при выполнении таких тем, как Для художника любой материал может стать выразительным (2кл.). При первом знакомстве с новой техникой задания могут быть одинаковыми, затем ребята создают различные композиции дифференцированно, самостоятельно. Используют вместо карандашей и красок пластилин. Вмазывание пластилина по силуэту (мозаика из пластилина), например, при работе над темами: Картина-пейзаж (3кл.), Гармония жилья с природой (4кл.). Тематические композиции могут выполняться в смешанной технике (фломастер, акварель, гуашь;

Смешанная техника - методика как таковая и термин в различных тезаурусах, обычно подразумевающие использование нескольких технологий или способов при создании артефактов; изначально и прежде всего - в изобразительном искусстве, - графических, скульптурных и живописных произведений, в реставрационных работах - при воссоздании, восстановлении тех или иных объектов; в настоящее время также именуется - применение разнородных приёмов в кинематографической, мультимедийной практике (сам этот, последний, термин уже содержит - рассматриваемый: лат. multi - много и лат. media - посредство, способ, техника).

тушь, белила, соль; акварель и тушь; акварель и гуашь; пастель и акварель; акварель и цветные карандаши; акварель и восковые мелки, аппликация с прорисовкой). Принцип смешивания техник выполнения изделия основан на взаимном дополнении одной техники другой, а также на их совместимости. Она создает благоприятные условия для развития детского воображения, фантазии, способствует развитию творческих способностей детей. Например, одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой программой кружка, является работа с бумагой. Дети выполняют поделки в различной технике (папье-маше, аппликация, плетение, мозаика, вырезание, бумажная пластика). В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. [5, 31] Компоненты творческих способностей Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) - совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

Моме́нт вре́мени - точка на временной оси. О событиях, соответствующих одному моменту времени, говорят как об одновременных. В научных моделях моменту времени соответствует состояние системы (мгновенное состояние).

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. [6, 31] Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: 1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. 3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). 4. Законченность - способность совершенствовать свой продукт или придавать ему законченный вид. Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности. 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы. 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 7. Гибкость мышления. 8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. 11. Лёгкость генерирования идей. 12. Творческое воображение. 13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [9, 31] Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории. [8, 31] 1.

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή - «душа»; λόγος - «учение») - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία[⇨]) - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.

Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 2. Умение видеть целое раньше частей. 3. Над ситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности поведения предметов в этих условиях. Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности. [7, 31] 1.

Зада́ча - проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать.

Способность рисковать. 2. Дивергентное мышление. 3. Гибкость в мышлении и действиях. 4. Скорость мышления. 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. 6. Богатое воображение. 7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений. 8. Высокие эстетические ценности. 9. Развитая интуиция. Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей: 1. Развитие воображения. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. [10, 31] 1.4 Приёмы развития творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративно-прикладным творчеством Развитие творческих способностей у детей Развитие творческих способностей у детей - это задача не на один день. Сколько угодно можно призывать человека быть творческой личностью, творчески работать, но все это будет бесполезно. Тут важно соблюдать несколько приёмов: Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда отчетливая. В связи с этим на занятиях по декоративно-прикладному творчеству нами используются творческие задания, как часть игры, где ребенок выполняет различные роли - конструктора, художника, гримера, которые способствуют развитию творческих способностей. При выполнении задания у детей развивается внимание, усидчивость, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Затем воспитанникам предписывается совершить действия, отличные от прямого копирования образца, им даются творческие задания типа: придумай другое оформление, дополни образец деталями и т.д. Это способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, фантазии. Далее могут быть задания, связанные с фантазированием: придумать и исполнить образы на основе готовых шаблонов (например, геометрических фигур).

Геоме́трия (от др.-греч. γεωμετρία, от γῆ - земля и μετρέω - измеряю) - раздел математики, изучающий пространственные структуры и отношения, а также их обобщения.

На занятиях декоративно-прикладным творчеством часто используются поисковые творческие задания. Прежде, чем приступить к выполнению того или иного изделия, ребятам предлагается самим определить алгоритм действий, разработать эскиз, определить дизайнерское решение. После обсуждения предложенного, педагог предлагает свои варианты и иллюстрации. За детьми остается только выбор. При этом на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог являлся не строгим руководителем учебного процесса, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставлялась возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом. Творческие занятия должны быть систематичными. Если ребенок будет посещать занятия не регулярно, от случая к случаю, то лучше не браться за это вовсе. У детей должно быть много разнообразной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому процесс обучения творчеству в объединении строиться так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения вводится много разных технологий работы с различными материалами. Творчество подразумевает наличие материалов. Нельзя создать что-то из ничего. Из плохого материала не получится хорошего продукта. Декоративно-прикладное искусство является одним из главных направлений развития народного творчества.

Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Оно дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности Знакомство в яркой, доступной форме с народным и декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т.е.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности. На занятиях дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем. Становится важным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и сердца. Для того чтобы из задатков развились способности, самой по себе деятельности, пусть самой развивающейся, по любой, самой прогрессивной методике, совершенно недостаточно. Необходимо в качестве обязательного, непременного условия - удовольствие от деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. Необходимо, чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его результата. Хотите, чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил труд - от этой неумолимой зависимости никуда не деться (Т.Н. Дмитриенко, педагог ЦРТДиЮ). Творчеством ребенка надо интересоваться. Необходимо радоваться успехам сына или дочери, хвалить их! Родители, которые не жалеют времени и сил на развитие творческих способностей ребенка - это любящие и заботливые родители. Они интересуются внутренним миром ребенка и делают все, чтобы ребенок научился раскрыть свои таланты и отточить умения до блеска. [11, 31] Глава 2. Использование приёмов развития творческих спосбоностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративному творчеству 2.1 Изучение опыта преподавателей в организации внеурочных занятий по декоративному творчеству Рассмотрим опыт учителей по организации внеурочной работы с младшими школьниками на примере нескольких программ. Рабочая программа кружка Бумагопластика для 2 класса, автор - составитель Бемлер О.М. - учитель начальных классов Кучукской СОШ Шелаболихинского района. Программа имеет художественно - эстетическое направление. Цель данной программы: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно - изобразительными средствами. Задачи: развитие творческого воображения, фантазии, художественного вкуса; расширение методов познания окружающей действительности; формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Формы и режим занятий: групповая форма работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-8 лет. Содержание данной программы включает в себя следующие виды деятельности: аппликация выцинанка [12, 31] (Приложение №1) Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративное творчество, авторы-составители Устименко Л.А., Короткова Т.В. - учителя начальных классов МОУ ООШ №16 Киселевского городского округа. Программа Декоративное творчество разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Цель программы: Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Содержание данной программы включает в себя следующие виды деятельности: лепка низание на проволоку плетение [13, 31] (Приложение №2) Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию - процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания. Занятия творческого характера - это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся. [14, 31] Выполнив анализ программ, был сделан выбор в пользу программы Декоративное творчество Бемлер О.М., так как декоративно-прикладное искусство является одним из главных направлений развития народного творчества. Оно дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности. Программа Декоративное творчество разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 270 часов (2 часа в неделю). Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно - прикладного искусства, изготовление простейших декоративно - художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Рабо́чее ме́сто - это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям. На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей. Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами. Основной формой работы данной программы являются учебные занятия. Предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальное, фронтальное, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Виды деятельности как средства развития творчества: № Название разделов Кол-во часов всего теория практика I. Пластилинография 79 11 68 II. Бумагопластика 52 8 44 III. Бисероплетение 77 8,5 68,5 IV. Изготовление кукол 58 8 50 Оценка планируемых результатов освоения программы Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио. 2.2 Описание опыта использования приёмов развития творческих способностей у младших школьников на занятиях кружка Декоративное творчество Методический анализ кружка на предмет использования приёмов развития творческих способностей младших школьников. Данный кружок предполагает собой использование следующих приёмов: использование творческих заданий систематичные творческие занятия разнообразная творческая деятельность технология работы с различными материалами Занятие № 9 (1 час) (Приложение № 2) Тема: Объёмная аппликация из бумаги. Кактус. Цель: систематизация знаний технологии изготовления поделки в технике объёмной аппликации. Задачи: закрепление умений выполнения разметки с помощью шаблона, на глаз, вырезания, выполнения объёма сгибанием; развитие глазомера и эстетического вкуса, мелкой моторики рук;

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.

Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησι - «чувство, чувственное восприятие») - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

воспитывать аккуратность и терпение. Оборудование: для учителя: шаблон, презентация, стих о кактусе инструкционная карта. для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, подкладной лист, салфетка, карандаш. Методический анализ использования приёмов развития творческих способностей: План занятия: Используемая наглядность: I. Организационно-мотивационный этап 1. Приветствие. 2. Мотивация: беседа по стихотворению стих о кактусе II. Операционно-деятельностный этап 1. Формулировка темы как вы думаете, что мы сегодня будем мастерить (кактус) 2. Актуализация знаний: где растет кактус что опасно в кактусе (колючки) 3. Анализ образца работы: в какой технике выполнена поделка (в технике аппликации) эта поделка объемная и плоская (объемная) из каких материалов сделана поделка (из цветной бумаги и картона) из скольки частей состоит поделка (5) 4. Планирование предстоящей деятельности: как вы думаете, с чего мы начнем изготовление поделки ( - разметка деталей кактуса по шаблону вырезание деталей вырезание колючек склеивание деталей разметка цветка по трафарету вырезание цветка составление композиции без клея составление композиции с клеем) 5. Организация рабочего места: как вы думаете, какие инструменты и материалы нам необходимы для выполнения данной поделки проверьте, все ли необходимое для выполнения поделки у вас есть на партах презентация Образец готового изделия инструкционная карта презентация презентация III. Практическая работа Самостоятельная работа учащихся инструкционная карта IV. Рефлексивно - оценочный этап Уборка рабочих мест. Подведение итогов: демонстрация и выставка детских работ-рисунков Рефлексия Выставка работ Занятие № 16 (1час) (Приложение №2) Тема: Аппликация из ткани. Дерево. Цель: систематизация знаний технологии изготовления аппликации из ткани. Задачи: формирование умений выполнять аппликацию из ткани: размечать на глаз, по ладошке; резать ткань по разметке; работать с клеем; развивать глазомер, мелкую моторику рук, воображение; воспитывать культуру труда, коммуникативные качества, интерес к преобразовательной деятельности Оборудование: для учителя: образец изделия, презентация. для учащихся: лист картона, ножницы, клей ПВА, обрезки ткани зеленого и коричневого цвета.

Кори́чневый (от «корица», уменьшительное от «кора», то есть «цвета корицы») - темно-оранжевый цвет, который может быть получен при смешивании зелёного и красного красителей или пигментов, а также оранжевого с серым или синим, желтого и пурпурного.

Методический анализ использования приёмов развития творческих способностей на этапах занятия: План занятия: Используемые приёмы: I. Организационно-мотивационный этап 1. Приветствие 2. Мотивация: просмотр слайдов презентации беседа по слайдам презентация II. Операционно-деятельностный этап Формулировка темы 2. Актуализация знаний: 3. Анализ образца работы: 4. Планирование предстоящей деятельности 5. Организация рабочего места образец готового изделия III. Практическая работа Самостоятельная работа детей инструкционная карта IV. Рефлексивно - оценочный этап Уборка рабочих мест. Подведение итогов: демонстрация и выставка детских работ-рисунков Рефлексия Выставка работ Занятие № 10 (1 час) (Приложение №2) Тема: Конструирование из бумажных полос. Цыпленок. Цель: систематизация знаний технологии конструирования из бумажных полос. Задачи: закрепление в активной речи детей слов, обозначающих действия - загибать”, клеить”; признаки предметов - широкий”, узкий”; развитие творческого мышления; развитие глазомера и эстетического вкуса, мелкой моторики рук; воспитывать аккуратность в работе с бумагой и клеем, терпение. Оборудование: для учителя: образец изделия, презентация, загадка, заготовки. для учащихся: цветная бархатная бумага, ножницы, клей, кисточки, подкладной лист, салфетка, карандаш. Методический анализ использования приёмов развития творческих способностей на этапах занятия: План занятия: Используемые приёмы: I. Организационно-мотивационный этап 1. Приветствие 2. Мотивация: загадка о цыплёнке II. Операционно-деятельностный этап 1. Формулировка темы 2. Актуализация знаний: 3. Анализ образца работы: Из каких деталей состоит поделка Назвать цвета деталей. Какую форму имеют детали 4. Планирование предстоящей деятельности: 5. Организация рабочего места образец готового изделия инструкционная карта III. Практическая работа Самостоятельная работа детей инструкционная карта IV. Рефлексивно - оценочный этап Уборка рабочих мест. Подведение итогов: демонстрация и выставка детских работ-рисунков Рефлексия Выставка работ Заключение Целью данной работы являлось выявление педагогических условий развития творческих способностей младших школьников на занятиях декоративным искусством. Для реализации данной цели была изучена психолого-педагогическая и методическая литература и сделаны следующие выводы, что занятия лепкой и рисованием, аппликацией и конструированием, вышивкой и бисероплетением - замечательные способы повлиять на развитие творческих способностей детей. Заботливые родители должны сформировать соответствующую среду, в которой у ребенка смогут проявиться его способности к творческим видам деятельности. Но где взять для этого время - спросит большинство из родителей. Ответ прост. Большую помощь родителям в решении этого вопроса могут оказать учреждения дополнительного образования, где существует множество объединений по различным направления и во внеурочной деятельности в школе. Всем видам творчества обучаются дети в детских объединениях декоративно-прикладной направленности. Резюмируя вышесказанное, определяются педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на занятиях декоративным искусством. включать наглядности на всех этапах педагогического процесса; использовать творческие задания; соединять чувственные и рациональные формы познания мира; предъявлять учебную информацию с помощью цвета предметной, знаковой и графической интерпретации; создавать эмоционально благоприятную среду; проявлять интерес к успехам и интересам и успехам школьника. Список литературы 1. http:knowledge. pedagogics2c0a65625b2ac68a4d43a88521306d26_0. 2. http:ped-kopilka.rublogsmedvedeva-evgenijapsihologo-pedagogicheskaja-harakteristika.html 3. http:www.rae.rumonographs77-2815 4. http:festival.1september.ruarticles313562 5. http:nsportal.rushkolaizobrazitelnoe-iskusstvolibrary20140124kursovaya-rabota-razvitie-tvorcheskikh 6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М. Мир, 1992. стр.435-442. 7. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ. 8. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - 1995 № 9 стр.52-59, № 10 стр.62-69. 9. Лук А.Н. Психология творчества.

Психология творчества - раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего: в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.

- Наука, 1978.125 стр. 10. http:works. tarefer.ru70100377index.html 11. http:zentrtvorchestv. ucoz.runewsrazvitie_tvorcheskikh_sposobnostej_u_detej_na_zanjatijakh_dekorativno_prikladnym_tvorchestvom2013-11-21-196 12. http:kuchuk. ucoz.ruPROGRAMM2014_20152klbumagoplastika. doc 13. http:gigabaza.rudoc74416.html 14. http:nsportal.runachalnaya-shkolavospitatelnaya-rabota20130327razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-uchashikhsya Приложения Приложение № 1 Рабочая программа по предмету Бумагопластика Пояснительная записка Тематическое планирование рабочей программы художественно-эстетической направленности Бумагопластика составлено на основе примерной программы по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, рассчитано на 34 часа в год. Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Занятие бумагопластикой - процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка - это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

О́браз жи́зни (лат. modus vivendi) - типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Национальный (государственный) стандарт - стандарт, принятый органом по стандартизации государства-члена Евразийского экономического союза:п. 2. В более широком смысле: стандарт, принятый национальным органом по стандартизации любого государства и доступный широкому кругу пользователей.

Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

Цель данной программы: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно - изобразительными средствами. Задачи: развитие воображения, фантазии, художественного вкуса; расширение методов познания окружающей действительности; формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-8 лет. Сроки реализации программы - 1 год обучения, занятия проводятся - 1 раз в неделю по 45 минут. Наполняемость группы 7 человек. Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный интерьер, внесут в дом своеобразие и красоту. Ожидаемые результаты Освоение детьми программы Бумагопластика достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы: учебно-познавательного интерес к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира; навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Культу́рное насле́дие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Младшие школьники получат возможность для формирования: устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • Универсальных Учебных Действий